Эндрю А. Камменга
Отвечая на вызовы нашей вере: Защита веры и ответы на жизненно важные вопросы
УРОК 14. Соотношение избрания и свободной воли
ПРОБЛЕМА
«Мне чуждо учение об избрании, потому что в Библии сказано: «Придите ко Мне все». Поэтому для меня ясно, что Бог не заставляет нас веровать, но предоставляет нам свободный выбор – принять или отвергнуть Иисуса. Конечно, Бог мог бы вмешаться в наш выбор, в нашу свободную волю, но Он этого не желает. Бог избирает тех, кто свободно избирает Его».
НА ПУТИ К ОТВЕТУ
1. Что с реформатской точки зрения может в приведенной выше проблеме быть принято, а чего принимать не стоит?
Споры относительно свободной воли ведутся столетиями. Августин боролся с неверными представлениями о свободной воле в четвертом веке, а Лютер – в шестнадцатом. Сегодня же большинство лютеран, как и большинство евангеликов, отвергают то, чему учили Лютер и Августин.
Имена Арминия и Пелагия стали отождествляться с теми, кто отвергает безусловное избрание и утверждает свободную волю человека. Сегодня появилось новое движение, которое называется «Богословие открытости», и которое, тем не менее, учит о свободной воле. Представители движения утверждают, что Бог может вмешаться в наш выбор и нарушить нашу свободу, но Он не желает этого делать. Поэтому Бог ограничивает Свой суверенитет, давая людям лишь общие рекомендации. Согласно этому богословию, Бог рискует и может быть удивлен и оскорблен.[24]
2. «Богословие открытости» приносит в жертву Божью свободу и суверенитет ради свободной воли человека.
а. Как вы на основании Писания противостояли бы подобного рода богословию? (Для начала можете прочитать Притчи 21:1)
б. Как подобное богословие затрагивает вас лично?
· Напоминание
Великое благо для нас быть защитниками учения о благодати (Пять пунктов кальвинизма), однако и оно не начинается со свидетельства об избрании! Мы начинаем его так же, как его начинали апостолы – с призыва к вере и к покаянию. Неверующие же люди часто поднимают эти вопросы и приводят свои аргументы, чтобы побудить нас защищаться и самим избежать заповеди Божьей веровать и покаяться.
Не позволяйте никому увлечь вас бесполезными спорами. Вместо этого признайте, что вокруг этого вопроса ведется множество дебатов, но сердцевиной Библии является вопрос наших отношений с Богом, а также забота о том, чтобы избежать Божьего осуждения через покаяние в грехах и обращение в вере ко Христу. Напомните такому человеку, о чем говорится в Библии: «возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная», и что этот дар возможно обрести через исповедание греха и веру, а не через споры.
Только после обращения к Богу с верой в покаянии появляется возможность начать разговор, прийти к взаимопониманию и прославлять Бога за учения, подобные доктрине о благодати. Конечно, все это относится и к вам! Итак, продолжим!
· Вопрос, на который не существует ответа «да» или «нет»
Если избрание (предопределение) истинно, то обладаем мы или не обладаем свободой избрать сторону Бога? Как упоминалось выше, вопрос свободной воли человека – выбрать Иисуса или отвергнуть Его, обсуждается веками. Исходя из опыта этих продолжительных дебатов, следует понять, что на данный вопрос едва ли можно ответить просто «да» или «нет». Так же, как и на вопрос: «Вы сегодня поехали школу или взяли с собой обед?» нельзя дать простой ответ «да» или «нет». Когда речь заходит о свободной воле, будет более разумным ответить двояко: «и да, и нет».
А. ДА, МЫ ОБЛАДАЕМ СВОБОДНОЙ ВОЛЕЙ
Если свободная воля означает, что люди имеют свободу выбирать конкретный образ действий, то, безусловно, каждый обладает свободной волей. Ни дьявол не заставляет вас поступать тем или иным образом, ни звезды (ваш гороскоп) не отвечают за ваши действия. Мы сознательно и свободно принимаем свои решения. Мы – нравственные и ответственные существа, и мы сами выбираем, чему отдавать предпочтение. (Вас никто не заставляет выполнять этот урок. Вы сами приняли решение его выполнить. Вы так решили, потому что это все же лучше, чем сидеть дома взаперти, или, как мне хочется надеяться, потому что вы стремитесь к знаниям!)
Один наш друг трудился в миссии переводчиков Библии «Уиклиф». Жил он в одном из отсталых племен. Я помню, он рассказывал историю о том, как его однажды пригласили в одну семью пообедать. В тот день главное блюдо подавали в общем котелке, и эту еду хозяйка вначале разминала своим беззубым ртом, а затем выплевывала назад в котелок. Что может быть более отвратительным? Тем не менее, он оставался свободен в выборе, есть ему или не есть. (Кстати, он ел!)
3. Почему он ел?
4. Был ли он свободен или нет? (Объясните)
5. Поясните следующее утверждение: «Любой выбор является свободным, и любой выбор предопределен».[25]
КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ
Человек – это ответственная, нравственная личность, и он всегда свободно выбирает, что ему более по душе или то, что он считает лучшим для себя.
Б. НЕТ, МЫ НЕ ОБЛАДАЕМ СВОБОДНОЙ ВОЛЕЙ
Если наш выбор определяется тем, что нам больше по душе, то существует реальное ощущение, при котором наша воля не является свободной, а «связана», как и считал Лютер. Мы обладаем падшей, грешной волей, которая выбирает то, чего желает наша падшая природа. Грех глубоко проник в нашу волю, так что теперь он обладает каждой ее частью. Если я не люблю кокосовый орех, а у меня есть выбор между кокосовым орехом и лимонным пирогом, то я свободен в том, чтобы выбрать кокосовый орех, но «связан» в том, чтобы выбрать лимонный пирог. Теперь давайте посмотрим на то, что природный (не возрожденный) человек любит и что не любит.
6. Прочитайте 2 Тимофею 3:2-5, чтобы увидеть, что любят нехристиане.
7. Как Послание к Римлянам 8:7 описывает грешников?
8. Как вы понимаете слова «да и не могут»?
9. В вопросе ___________ Гейдельбергского катехизиса говорится о нашей полной испорченности.
10. Какие тексты приводятся в Артикуле XIV Бельгийского Вероисповедания для того, чтобы доказать ошибочность представлений о свободной воле человека? (Воспользуйтесь симфонией, чтобы найти нужную книгу, главу и стих.)
а.
б.
в.
г.
д.
е.
КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ
Человек «свободен» избрать Бога, но из-за его ненависти к Богу и ко всему праведному, он «обязан» избрать смерть.
11. Чему нас учит Иисус в Евангелии от Иоанна 6:44, 65 относительно свободной воли в том, чтобы избрать Его?
а. «Привлечь» в ст. 44 является сильным словом (словарь Стронга, №1670). Сможете ли вы исследовать это слово и показать, что действие, которое оно описывает, является намного более активным, чем если бы Бог просто приглашал человека прийти к Иисусу?
б. Как Евангелие от Иоанна 3:3-8 помогает найти ответ на вопрос о свободной воле?
в. Как подобные отрывки помогают понять такой текст, как Иоанна 3:16?
· Эпилог
Несмотря на то, что ненависть человека к Богу, а также «связанность его воли» являются ужасной реальностью, мы всё же можем с уверенностью провозглашать «Придите ко Мне все» и «Всякий, приходящий к Иисусу не будет изгнан вон». Мы можем быть уверены в этом по двум причинам: во-первых, потому что эта позиция основана на Библии. Прочитайте следующие стихи: Матфея 28:19; Иоанна 3:16, 6:40, 10:16; Деяния 16:30-31; Римлянам 10:13; Откровение 22:17.
Во-вторых, потому что нам известно: все, кто «хочет», кто «желает», и кто «жаждет» – именно их и призывает единый истинный Бог, в таких душах Дух уже совершает труд. И это прекрасная новость для нас. Мы можем быть уверены в том, что когда мы чутки к обличению в собственных грехах и несовершенствах, то в нас трудится Сам Бог. И это должно побудить нас не идти, а бежать к кресту и с верой умолять: «Отче, помилуй меня!»
ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ОБСУЖДЕНИЯ
Что можно сказать о тех, кто уже спасен? Обладают ли они свободной волей? На этот вопрос также нельзя ответить «да» или «нет»! Подумайте над этим.
ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
Римлянам 8:7
«Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут».
Гейдельбергский катехизис
В.8 Но так ли мы испорчены,
что совершенно не способны творить добро
и склоны ко всякому злу?
О. Да, если только не возродимся
Духом Господним.
ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИЗУЧЕНИЯ
Если вы желаете глубже ознакомиться с данной темой, вам необходимо прочитать замечательную небольшую книгу Лютера под названием «Рабство воли», Р. Ч. Спроула «Избранные Богом» или классический труд Джонатан Эдвардса «О свободе воли».
[24] Для более полного изучения этого нового движения см. «Современная реформация» Ноябрь/Декабрь 1999, стр. 47 и Богословие открытости: Богословие Провидения. InterVarsity Press 1998.
[25] Р. Ч. Спроул, Избранные Богом, Tyndale House Publishers, Inc., Wheaton, III. стр. 54
Этот материал еще не обсуждался.