Эндрю А. Камменга
Отвечая на вызовы нашей вере: Защита веры и ответы на жизненно важные вопросы
ПРОБЛЕМЫ, ВСТАЮЩИЕ ПЕРЕД РЕФОРМАТСКОЙ ВЕРОЙ
УРОК 8. Что значит быть реформатом?
ПРОБЛЕМА
Когда одну женщину спросили, почему она этим утром решила посетить нашу церковь, она ответила: «Потому что церковь называется реформатской, и это звучит солидно». Такой ответ был неожиданным: я ни разу не думал о названии нашей церкви в таком ключе. А вы как это понимаете? Почему вы посещаете реформатскую церковь? Может быть, потому что ваши родители являются членами этой церкви, или вы здесь, потому что вас пригласили ваши друзья. Какой бы ни была причина, знаете ли вы, что означает «быть реформатом»? Смогли бы вы объяснить вашему другу или соседу, что отличает вашу церковь от баптистской, лютеранской, методистской, евангелической или библейской церкви?
НА ПУТИ К ОТВЕТУ
1. Не заглядывая в оставшуюся часть урока, проверьте, насколько быстро вы определитесь с ответом и запишете некоторые признаки, которые, по вашему мнению, характеризуют «реформатскую» церковь.
· Мы – христиане
Во-первых, мы признаем, что реформатская церковь – это церковь христианская, то есть многие из наших доктрин исповедуются и другими христианами. Сюда включается учение о Троице, сотворении, грехопадении, воплощении Иисуса; другими словами, те истины, которым учит и которые содержатся в Апостольском Символе веры.
2. Какие еще всеобщие Символы веры, помимо Апостольского, мы исповедуем?
3. Какое практическое применение вы можете увидеть во всеобщих Символах веры?
· Мы – историчны
Наши происхождение и убеждения берут начало во времена Реформации (XVI век). Первоначально усилия Реформации были направлены на реформирование Западной (римо-католической) церкви. Когда же церковь отвергла эти реформы, в ней произошел раскол, результатом которого явилось появление нескольких новых ветвей христианства. Четырьмя наиболее значительными из них стали лютеране, реформаты (кальвинисты) пресвитериане, анабаптисты и англикане.
См. диаграмму
Римо-католики
Англикане / лютеране / реформаты (пресвитериане) / анабаптисты
4. Почему «реформаты» стоят наряду с «пресвитерианами»? Они одинаковы или отличаются друг от друга? Поясните.
5. Направление от англикан к лютеранам, затем к реформатам и, наконец, к анабаптистам иллюстрирует все больший и больший отрыв (движение вправо) от римо-католической церкви. Как это проявляется с точки зрения церковного устройства и богослужения?
Мы помним нашу историю, и это нас ободряет, придавая нам твердости. Всё то, во что мы верим, не является чем-то новым. Мы говорим о реформатской вере, обращаясь к протестантской Реформации, однако в действительности ее история восходит к ранней церкви, к Августину (345-390 гг.), к другим отцам ранней церкви, а также к церковным Соборам. Если вы прочитаете «Наставления в христианской вере» Кальвина, то будете удивлены его знаниями этой темы, множеством ссылок на Библию и на труды древних отцов Церкви. Поэтому Реформатская церковь – не «дебютант». Реформатская вера устояла как во времена мира, так и во времена войны, как во времена процветания, так и скудости; она прошла множество испытаний и, если есть на то воля Божья, пребудет и далее, чтобы благословлять и направлять также и ваших детей.
· Мы храним верность Библии
Мартин Лютер заявлял сильным мира сего, что до тех пор, пока что-либо не подтверждено Словом Божьим, он не станет принимать этого и не сможет изменить свою позицию. Такая позиция и Реформатской церкви. Библия, все ее части, являются подлинным Словом Божьим, а потому она безошибочна. И что важно – мы верим в то, что Божье откровение, явленное в Библии, достаточно и совершенно. Мы не нуждаемся в принятии новых откровений.
6. Назовите тех, кто сегодня отвергает или разрушает достаточность Писаний.
7. Что говорится в Откровении 22:18, Евангелии от Матфея 5:17-18 и Послании к Евреям 1:1-2 о достаточности Писаний?
Мы верим, что Святое Писание вполне содержит волю Божью; и всё то, во что человек должен верить, дабы спастись, достаточно изложено в оном. Ибо... является незаконным кому бы то ни было, даже Апостолу, учить иначе, нежели научает нас Святое Писание... Бельгийское исповедание веры, артикул 7
Дух Святой, говорящий в Писании, есть единственный высший Судия, к Которому должно обращаться за разрешением всех спорных вопросов, касающихся веры, Которым проверяются все постановления Соборов, мнения писателей, учения человеческие и личные откровения, и на Чей приговор мы должны всецело полагаться.
Вестминстерское исповедание веры, артикул 1.10.
· Мы утверждаем Божий суверенитет
Пожалуй, наиболее выдающаяся черта реформатской веры состоит в том, что она ставит библейский акцент на всемогуществе и суверенитете Божьем. Иисус учил, что ни одна из малых птиц не упадет на землю без воли Отца – и христиане-реформаты верят в это. Бог обладает авторитетом и осуществляет абсолютную власть. У Него нет «плана Б»! Происходит то, что определил Бог. И даже демоны исполняют Божественные определения.
Хотя верно и то, что большинство других христиан соглашаются с Божиим суверенитетом, но в применении этого учения они не столь последовательны и категоричны, как реформаты.[10] Наиболее очевидным это становится, когда речь заходит о нашем понимании человеческой свободы. Те, кто не являются реформатами, стремятся ограничить Божий суверенитет так, чтобы предоставить человеку возможность осуществить свою свободу выбора и действия. Если же человеческая свобода ограничивает Божий суверенитет, то Бог более не остается суверенным. Мы в это не верим!
Не секрет, что когда мы имеем дело с Божьим суверенитетом и человеческой ответственностью, мы прикасаемся к великой тайне. Христиане-реформаты признают эту тайну, поскольку о ней говорит Библия – а мы, как вы помните, храним верность Библии.
8. Объясните, как реформатские доктрины о божественном избрании, непреодолимой благодати и стойкости святых подчеркивают Божественный суверенитет. Прочитайте Ефесянам 2:1 и Римлянам 9:8-18.
9. Как в следующих текстах утверждается Божественный суверенитет?
а. Бытие 50:20
б. Псалом 138
в. Псалом 134:5
г. Ефесянам 1:4-5
д. Филиппийцам 1:6
е. Исаии 45:1
ж. Деяния 4:27-28
10. Какой отрывок из Писания, утверждающий истину о Божественном суверенитете, является вашим любимым?
· Мы придерживаемся исповеданий веры
Некоторые хвалятся тем, что у них нет исповеданий веры, кроме Христа (больше на эту тему говорится в уроке 9). Такие церкви часто называют себя «библейскими» церквями. Реформатская же церковь придерживается определенных исповеданий. Конечно, мы держимся Библии, и мы очень высокого мнения о Библии (см. выше). Однако мы истолковываем Библию так, как ее понимает историческая церковь. Истолкование Библии изложено в различных вероисповеданиях, а служители Реформатской церкви обязаны их разделять.
11. Назовите исповедания веры:
а. Реформатской церкви
б. Пресвитерианской церкви
12. В чем преимущества принадлежности к церкви, придерживающейся исповедания веры?
· Мы придерживаемся пресвитерианской формы церковного управления
Слово «пресвитерианский» относится к церковному управлению, то есть к тому, кто «управляет» церковью. Это слово происходит от греческого «πρεσβύτερος», что означает «старший» или «надзиратель». Поэтому мы верим, что в Реформатской церкви, где Главой церкви является Христос, Он назначает старейшин (надзирателей) в поместной общине, чтобы те управляли от Его имени. Этот служитель, которого иногда называют «служителем Слова», находится под властью и наблюдением управляющих старейшин.
Руководство Пресвитерианской (Реформатской) церкви признает также две другие важные истины: единство христианской церкви и наше собственное несовершенство (1 Коринфянам 13:12). Поэтому поместные церкви объединяются с другими такими же церквями в классисы (пресвитерии) и синоды. Эти расширенные объединения старейшин и служителей придают поместной общине больше мудрости и силы (Притчи 11:14), укрепляют единство Церкви.
13. Какие характеристики управления Реформатской церковью отображены в Деяниях Апостолов, 15 главе?
14. Является ли Реформатская церковь демократической? (Поясните)
15. Является ли Реформатская церковь конгрегационалистской? (Поясните)
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ
Всеобщие Символы веры – Символы веры, одобренные и принятые почти всеми христианскими церквями.
Божественный суверенитет – Его правление над творением с абсолютной властью и авторитетом.
Божественное Провидение – Бог содержит всё и правит всем в соответствии со Своей мудростью и милостивым замыслом.
Достаточность Писаний – Божья воля для нашей веры и жизни полностью изложена в Библии, к ней ничего не может быть прибавлено и из нее ничего не может быть изъято.
Пресвитерианская – определение церкви (деноминации), во главе которой стоит совет пресвитеров.
Классисы или Пресвитерии – расширенные объединения церквей, придерживающихся схожих убеждений, которые регулярно собираются вместе с целью оказания взаимопомощи, совета, ободрения и соблюдения подотчетности.
· Мы – народ Царства
Среди многих христиан существует тенденция отделять духовное от мирского. Церковь и Библия, как утверждают такие христиане, относятся к духовной сфере, а моя работа с понедельника – к мирской. Христиане-реформаты верят, что все сферы жизни духовны, вся она принадлежит Царю. Царская заповедь распространяется на мою работу и бизнес так же, как и на церковь, потому что едим ли мы, пьем ли, работаем или поклоняемся Богу – мы делаем это для славы Божьей (1 Коринфянам 10:31). Наиболее ясно мы видим проявление Царства в создании христианских больниц, школ, центров оказания помощи беременным, консультационных центров и т. п. Лучше всего об этом сказал Абрахам Кайпер: «В каждой области человеческого существования нет ни одного квадратного дюйма, о котором бы Христос, Владыка всего, во всеуслышание не объявил: «это – Мое!». Это значит, что мы служим нашему Царю во всякое время, на всяком месте и в любой области деятельности, потому что весь царственный труд направляется Его Словом и Его Духом. Второе прошение Молитвы Господней должно стать желанием сердца – Дьюи Вестра прекрасно выразил эту мысль в словах песни:
Господь, да не замедлит пришествие Твоего Царства;
Низложи сатанинскую власть тьмы;
И управляй нами Своим драгоценным Словом;
До тех пор, пока повсеместно не будет слышна хвала Тебе;
Да почтит Твое имя вся земля;
Пока Ты не явишься в славе.[11]
16. Призыв христиан к тому, чтобы быть преобразователями мира, часто упоминается как ___________________ поручение.
17. Мы находим это библейское поручение в ________________________ .
18. Что обычно имеется в виду под «вхождением в царский труд»? Что это значит?
19. Назовите шесть характеристик реформатской веры.[12] Мы являемся:
а.
б.
в.
г.
д.
е.
ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШИХ РАЗМЫШЛЕНИЙ
1. Гейдельбергский катехизис помещает Десять Заповедей в раздел, в котором речь идет о благодарении. Лютер же поставил Заповеди в раздел, где говорится о грехе. Как это помогает нам понять реформатский взгляд на мир и жизнь с точки зрения Царства?
2. В свете данного урока прочитайте и обратите внимание на Послание к Филиппийцам 2:14-16а.
ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
Римлянам 11:36
«Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь».
Гейдельбергский катехизис
В.123 В чем наше второе прошение?
О. Да придет Царствие Твое.
Это значит: так правь нами Словом и Духом Твоим,
чтобы мы могли более предаваться Тебе,
сохрани и взрасти Церковь Твою;
разрушь дела дьявола...
до тех пор пока не наступит полнота Царствия Твоего,
в котором Ты будешь
все во всем.
[10] Ч. Ходж утверждает, что “... в любой из традиций христианской веры, кроме реформатской, Бог в некотором смысле ограничивается – в Своих целях, в воле или в Провидении. Такие ограничения не подвергаются сомнениям, поскольку все эти традиции представляют собой менее чистые формы теизма, нежели тот его тип, который находит свое выражение в реформатской вере». Реформатская вера, S.G.U, издание №189, стр. 19.
[11] Сборник псалмов и гимнов, «Наш Господь, облеченный величием», стих 3, Dewey Westra, 1931.
[12] Существуют также и другие важные особенности реформатской жизни и практики, не вошедшие в данный урок. Сюда может быть включено заветное богословие, поклонение и соблюдение Дня Господня (Воскресенья).
Этот материал еще не обсуждался.