Гленда Мэйтс
Не свой
УРОК 25. Как мне нужно молиться? (в. 118-129)
О ЧЕМ НАМ НУЖНО МОЛИТЬСЯ?
Учение Иисуса о молитве мы можем найти в шестой главе Евангелия от Матфея и в главе 11 Евангелия от Луки. В шестой главе Евангелия от Матфея написано, как Иисус говорил о том, что неверующие заботятся о пище и об одежде, но наш Небесный Отец знает, что все это нам нужно. И Он пообещал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (ст. 33).
(Иллюстрация: семейный обед)
В Гейдельбергском катехизисе говорится, что Бог заповедал нам молиться обо всем, «необходимом для души и тела, что Господь наш, Иисус Христос Сам изложил в молитве, которой научил нас» (О. 118). Эта молитва известна нам как Молитва Господня.
ЗАПОМНИ
Гейдельбергский катехизис
119В. Что же это за молитва?
О. Отче наш, сущий на небесах. Да святится имя Твое. Да приидет царствие Твое. Да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле. Хлеб наш насущный дай нам на сей день. И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. И не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть царство и сила и слава вовеки. Аминь.
Каждое ходатайство, или прошение, этой молитвы содержит в себе так много смысла, что по каждому из них можно было бы составить отдельные уроки, но у нас нет такой возможности, и мы лишь коротко рассмотрим каждое из прошений.
ВНИМАТЕЛЬНО ПОДУМАЙ
1. Бог заповедал нам молиться обо всем, необходимом нам для:
А.
Б.
«ОТЧЕ НАШ, СУЩИЙ НА НЕБЕСАХ»
В Катехизисе объясняется, для чего Христос заповедал нам начинать свою молитву со слов «Отче наш»: «Чтобы сразу же, в начале молитвы, возбудить в нас почтение и упование, подобающее сынам Божиим, дабы мы знали, что Бог через Христа сделался нашим Отцом» (О. 120). Слова «сущий на небесах» побуждают нас «не мыслить о небесном величии Божием нечто низкое и земное», а также заверяют нас, что мы можем «ожидать от Его всемогущества все необходимое для души и тела» (О. 121).
В Библии Бог неоднократно назван нашим Небесным Отцом. Всемогущий Бог-Творец, Он же и величественный Небесный Отец, Податель всего: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, [как бы] имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» (Деян. 17:24–25).
Наш Небесный Отец не только дает нам все необходимое для жизни, но Он также хранит нас: «Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим. 8:31б-32).
У нас есть нечто большее, чем влиятельные друзья; у нас есть Сам Отец, Который управляет всем этим миром!
ВНИМАТЕЛЬНО ПОДУМАЙ
2. Какого отношения к Богу ожидает от нас Христос?
А.
Б.
«ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЕ»
«Да святится» означает «пусть почитается как святое». В Катехизисе объясняется, что это прошение обращено к Богу с тем, чтобы Он помог нам правильно познать Его, «чтобы мы почитали, провозглашали и прославляли» Бога, а также «сияющие во всех Его делах всемогущество, премудрость, благость, праведность, милосердие и истину». Кроме того, через это прошение Бог помогает нам, «чтобы всей своей жизнью, всеми своими мыслями, словами и поступками мы всегда стремились к тому, чтобы… Его наисвятое имя… увенчивалось славой и почетом» (О. 122).
Псалом 113:9 напоминает, чтобы мы искали славы Божией, а не своей: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей».
ВНИМАТЕЛЬНО ПОДУМАЙ
3. Как ты можешь «святить» Божье имя?
«ДА ПРИИДЕТ ЦАРСТВИЕ ТВОЕ»
Значение этого прошения катехизис объясняет следующим образом: «Так нами правь Своим Словом и Духом, чтобы мы все больше и больше покорялись Тебе. Сохрани и преумножь Церковь Твою. Разрушь дела дьявола и всякую силу, восстающую против Твоего величия. Расстраивай все помыслы, противные Слову Твоему, доколе не воцаришься совершенно и полностью, и не будешь все во всем» (О. 123).
Бог хочет, чтобы мы были ведомы Его Словом и Духом: «Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды» (Пс. 142:10). Бог пообещал, что «врата ада не одолеют» Его Церковь (Мф. 16:18). Он также пообещал «сокрушить сатану под ногами вашими вскоре» (Рим. 16:20). После того, как Христос вернется на землю, Царствие Божие будет окончательно установлено. Тогда Бог будет обитать с нами на новой земле и под новыми небесами, где Он будет «все во всем» (1 Кор. 15:28).
ВНИМАТЕЛЬНО ПОДУМАЙ
4. Коротко изложи три главных прошения этого ходатайства:
Правь
Сохрани
Разрушь
«ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ, КАК НА НЕБЕ, ТАК И НА ЗЕМЛЕ»
В Катехизисе объясняется, что благодаря этому прошению Бог помогает нам и всем людям «отвергнуться своей воли» и «безропотно повиноваться» воле Божьей, «которая одна только свята». Кроме того, посредством этого прошения Бог помогает в том, «чтобы каждый из нас исполнял свое служение», к которому мы призваны, «с той же верностью и вдохновением, с какими исполняют его ангелы на небесах» (О. 124).
Иисус сказал: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21). Более того, Иисус Сам показал нам, как нужно смиренно покоряться воле Божией, когда Он молился: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). В Послании к Римлянам 12:2 написано: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». А в Псалме 102 мы читаем о том, с какой готовностью и с каким желанием ангелы служат Богу: «Благословите Господа, [все] Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его; благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его» (ст. 20-21).
ВНИМАТЕЛЬНО ПОДУМАЙ
5. Каким образом ты мог бы «роптать» против воли Божией?
«ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ ДАЙ НАМ НА СЕЙ ДЕНЬ»
В Катехизисе поясняется, что это прошение обращено к Богу с тем, чтобы Он «даровал нам все, необходимое для этой жизни, дабы познали мы», что Бог – «единственный источник всех благ», и чтобы мы поняли, что без Божьего благословения «все наше умение и старание, и даже Его дары, могут принести лишь вред». Эта просьба также и о том, чтобы мы «отвратили свое упование от всякого творения и возложили его только на одного Бога» (О. 125).
(Иллюстрация сбоку: хлеб)
Бог подает нам «с неба дожди и времена плодоносные» и исполняет нас «пищею и веселием сердца наши» (Деян. 14:17). Он смирял израильтян голодом в пустыне, а затем чудесным образом подавал манну, чтобы научить их (а вместе с ними и нас!), «что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа» (Втор. 8:3). В Псалме 145:3 написано: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения». А в Псалме 54:22 нам дано такое обетование: «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику».
ВНИМАТЕЛЬНО ПОДУМАЙ
6. Каким образом ты можешь возлагать свое упование на «творение»?
«И ПРОСТИ НАМ ДОЛГИ НАШИ, КАК И МЫ ПРОЩАЕМ ДОЛЖНИКАМ НАШИМ»
Согласно катехизису это прошение обращено к Богу с тем, чтобы Он «ради Крови Христовой не вменил нам, жалким грешникам» ни наших грехов, ни той порочности, «которая и по сей день в нас пребывает». Это прошение – о прощении для нас, поскольку мы, имея в себе «свидетельство Его благодати», «твердо намерены от всей души прощать нашим обидчикам» (О. 126).
В Евангелии от Матфея 18:21-35 написано, что Петр спрашивает Иисуса, должен ли он прощать согрешающего против него до семи раз. Иисус отвечал ему: «Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз». Затем Христос рассказал притчу о слуге, чей хозяин простил ему огромный долг, которого он никогда бы не смог выплатить. Этот же слуга, выйдя на улицу, тут же принялся душить своего товарища-слугу, который задолжал ему небольшую сумму денег. Несмотря на то что товарищ просил его потерпеть, первый слуга не захотел ждать, пока тот вернет долг, и посадил его в темницу. Когда же хозяин услышал о случившемся, он отправил этого непрощающего слугу на истязания в темницу, где он должен был находиться до тех пор, пока не выплатит все, что должен ему. Затем Иисус сказал: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».
Христос повелевает нам прощать от чистого сердца. Это гораздо больше, чем просто сказать: «Хорошо, я прощаю тебя», но на самом деле так не думать. Ты должен прощать искренне, от всего сердца!
ВНИМАТЕЛЬНО ПОДУМАЙ
7. Подумай о том, что другие должны тебе, и как соизмеряется их долг с твоим долгом, который ты имеешь по отношению к Христу. В чем ты иногда бываешь похожим на этого непрощающего слугу?
«И НЕ ВВЕДИ НАС ВО ИСКУШЕНИЕ, НО ИЗБАВЬ НАС ОТ ЛУКАВОГО»
Поясняя данное прошение, катехизис говорит, что мы по своей природе настолько «немощны и слабы, что сами не можем устоять и мгновения». Кроме того, в нем говорится, что «на нас постоянно нападают наши злейшие враги: сатана, мир и греховная плоть». Здесь мы просим Бога «поддержать нас и укрепить» силой Его Духа, чтобы «нам не изнемочь в сей духовной брани и сопротивляться изо всех сил до полной и окончательной победы» (О. 127).
Христос говорил: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:41). Мы должны «трезвиться и бодрствовать», потому что противник наш дьявол «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8). Иисус сказал: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел» (Ин. 15:18). Мы боремся также и с нашей греховной плотью: «Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал. 5:17).
Но, несмотря на все это, мы можем не сомневаться в окончательной победе: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5:23).
ВНИМАТЕЛЬНО ПОДУМАЙ
8. Назови три наших врага:
А.
Б.
В.
«ИБО ТВОЕ ЕСТЬ ЦАРСТВО И СИЛА И СЛАВА ВОВЕКИ»
Эти слова названы в катехизисе «заключением» к Молитве Господней. Вот как они объясняются: «Обо всем этом мы просим Тебя потому, что Ты, наш всемогущий Царь, не только можешь, но и хочешь даровать нам просимое; и просим об этом затем, чтобы не нам, а Твоему святому имени воздавалась вся слава» (О. 128).
«Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим. 10:11-13). Бог – наш могущественный Царь, Который может и хочет отвечать на наши молитвы. Ему одному принадлежит вся слава и честь: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей» (Пс. 113:9).
ВНИМАТЕЛЬНО ПОДУМАЙ
9. Чем эта часть Молитвы Господней отличается от всех остальных частей, о которых мы говорили?
«АМИНЬ»
Мы подошли к концу Молитвы Господней. И мы также подошли к самому последнему вопросу Гейдельбергского катехизиса:
ЗАПОМНИ
Гейдельбергский катехизис
129В. Почему в конце стоит слово «Аминь»?
О. «Аминь» означает: истинно так, сущая правда. Ибо Бог внемлет моей молитве больше, чем я чувствую это сердцем и желаю душою.
Бог слышит наши молитвы и отвечает на них. В книге пророка Исайи 65:24 написано: «И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу». Наше «аминь» выражает верные Божии обетования: «Ибо все обетования Божии в Нем "да" и в Нем "аминь", - в славу Божию, через нас» (2 Кор. 1:20).
Христос научил нас Молитве Господней, потому что Бог хочет, чтобы мы молились Ему от всего сердца, прося Его обо всем необходимом для души и тела. В Псалме 144:18 сказано: «Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине».
ВНИМАТЕЛЬНО ПОДУМАЙ
10. Что означает слово «аминь»?
ЗАПОМНИ
Псалом 144:18
«Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине».
1 Фессалоникийцам
5:23
«Сам же Бог мира да освятит
вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без
порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа».
Гейдельбергский катехизис
118В. Что же Он велит у Себя просить?
О. Все, необходимое для души и тела, что Господь наш, Иисус Христос Сам изложил в молитве, которой научил нас.
Вестминстерский краткий катехизис
100В. Чему учит нас вступление к молитве Господней?
О. Вступление к молитве Господней (которое есть — Отче наш, сущий на небесах) учит нас приближаться к Богу со всем святым благоговением и доверием, как дети приходят к отцу, который силен и готов помочь нам; а также оно учит нас тому, что мы должны молиться вместе с другими людьми и о них.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ
Святить – я должен делать все, что в моих силах, чтобы не сомневаться в том, что имя Божье всегда почитается как святое.
Аминь – да будет так!
МОЯ МОЛИТВА О ТЕБЕ
Подойдя к концу наших уроков, я бы хотела помолиться за каждого из вас молитвой из Послания к Филиппийцам 1:9-11: «Молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию».
Миссис Мэйтс
Этот материал еще не обсуждался.