Гленда Мэйтс
Не свой
УРОК 22. Как я должен любить людей? (в. 104-113)
ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО ТВОЕГО
На второй скрижали закона начертаны шесть заповедей, которые описывают, как мы должны любить своих ближних:
5. Почитай отца твоего и мать твою.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай того, что у ближнего твоего.
(Иллюстрация сбоку: мать и сын)
Благодаря этим заповедям у тебя есть основные принципы отношений с людьми. Мы повинуемся Богу и любим ближних посредством того, что уважаем своих родителей, не убиваем, не прелюбодействуем, не крадем, не лжесвидетельствуем и не желаем чужого.
ПОЧИТАЙ ОТЦА И МАТЬ
Почитать своих родителей означает любить их и повиноваться им во всем, что находится в согласии с Божьей волей. «Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей» (Притч. 1:8). «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость» (Еф. 6:1). Дети не должны повиноваться родителям, если те требуют от них чего-то греховного, но они должны повиноваться родителям «в Господе» (т.е. делать все то, что находится в пределах воли Божией).
Эта заповедь повелевает нам повиноваться не только своим родителям, но также и всем тем, «кто над нами поставлен», чтобы мы «терпеливо переносили их пороки и недостатки» и помнили, что Бог руководит нами посредством тех людей, которых Он поставил над нами (О. 104). «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1). Даже если твои родители и учителя совершают ошибки или раздражают тебя, ты все равно должен уважать и слушаться их. Даже если ты хотел, чтобы президентом стал другой кандидат, ты все равно должен подчиняться этому правительству до тех пор, пока его законы не пойдут против Бога.
ВНИМАТЕЛЬНО ПОДУМАЙ
1. Кому, кроме своих родителей, ты должен повиноваться?
2. Почему ты должен терпеливо переносить ошибки своих родителей, учителей и других людей, поставленных над тобой?
НЕ УБИВАЙ
Ты, наверное, думаешь, что никогда не нарушал заповедь «Не убивай». Но в Первом послании Иоанна 3:15а сказано: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца». Ненавидел ли ты кого-нибудь в своей жизни?
Гейдельбергский катехизис объясняет, что, запрещая убийство, Бог тем самым «хочет сказать, что Он ненавидит его источник и первопричину, а именно: зависть, ненависть и желание отомстить» (О. 106). Катехизис также учит нас следующему: «… Бог не только осуждает гнев, зависть и ненависть, но и требует от нас любить ближних, как самих себя… и мы должны настолько проникнуться этой мыслью, чтобы всегда быть готовыми благотворить даже врагам» (О. 107).
Завидуешь ли ты спортивному мальчику, капитану команды, или миловидной девочке, которую выбрали на главную роль в спектакле? Злишься ли ты, когда кто-то толкается перед тобой в очереди или говорит о тебе плохо? Думаешь ли ты о том, как бы ты отплатил всем этим людям? Зависть, злость и месть Бог рассматривает как убийство!
Бог хочет, чтобы мы любили своих ближних; Он хочет, чтобы мы любили даже своих врагов!
Иисус говорил: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44). Иисус преподнес нам замечательный пример, когда Он молился за тех, кто распинал Его. Иисус просил Бога простить их, несмотря на то, что они насмехались над Ним и пригвоздили Его к кресту! Если же Христос просил Бога простить Своих убийц, то не должен ли ты быть готов простить девочку, которая сплетничает о тебе, или мальчика, который поставил тебе подножку в коридоре?
ВНИМАТЕЛЬНО ПОДУМАЙ
3. Каким образом ты нарушаешь заповедь «Не убивай»?
НЕ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВУЙ
Прелюбодеяние – это когда мужчина или женщина вступают в особые отношения, которые возможны лишь в браке, с тем, кто не является его женой или ее мужем. Ты, наверное, думаешь, что заповедь о прелюбодеянии относится только к взрослым, но, как и все предыдущие заповеди, эта заповедь относится также и к тебе.
Катехизис поясняет, что Бог «проклинает всякое нецеломудрие», и что всякому – состоящему в браке или остающемуся в безбрачии – следует «ненавидеть и совершенно отвергать» нецеломудрие и жить «скромно и в чистоте» (О. 108). «Поскольку наши тело и душа суть храм Святого Духа, Бог восхотел, чтобы и то, и другое мы хранили в чистоте и святости. Поэтому Он совершенно запрещает нечистые действия, жесты, слова, мысли и желания, а также все, что склоняет к ним человека» (О. 109).
Библия учит нас: «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны [вам], а, напротив, благодарение» (Еф. 5:3-4).
Пятиклассники должны беречь свои мысли, свою речь и свои действия так же, как и взрослые. Легко повторить грязную шутку или смотреть плохой фильм, или слушать похотливую музыку, или посещать рискованный Интернет-сайт. Однако все это разжигает нецеломудрие. В сегодняшней культуре одежда также может разжигать нецеломудрие. Найти благопристойную и сдержанную одежду в магазинах или торговых центрах может оказаться очень трудным занятием. В некоторой одежде человек может выглядеть непристойно, что может повлечь за собой непристойные мысли окружающих. Поэтому даже пятиклассникам нужно думать о том, на что они смотрят, что они говорят и во что одеты.
ВНИМАТЕЛЬНО ПОДУМАЙ
4. Как к тебе относится седьмая заповедь?
НЕ КРАДИ
Возможно, ты никогда не брал вещи, которые не принадлежат тебе, – даже чужую жевательную резинку. А опаздывал ли ты когда-нибудь на встречу с другом? Прятал ли ты когда-нибудь из жадности пачку конфет в своей комнате, чтобы не делиться с братьями или сестрами? Проводил ли ты когда-нибудь целый вечер, играя в видеоигры? Бывало ли когда-нибудь, что отец попросил тебя покрасить забор и пообещал заплатить тебе, а ты вместо того, чтобы прилежно выполнять его поручение, намеренно проводил больше времени за работой? Тратил ли ты когда-нибудь все свои карманные деньги, несмотря на то, что должен был часть из них положить в корзину для сбора пожертвований?
Все это – разные способы кражи.
Катехизис говорит, что Бог запрещает «не только те виды воровства и хищений, которые карает гражданская власть», но также и все то, что относится «к злокозненным приемам и уловкам», «всякий вид алчности, и также небрежение и злоупотребление дарами Божиими» (О. 110). Бог хочет, чтобы мы поступали с другими так, как хотим, чтобы поступали с нами, и чтобы мы «усердно и верно исполняли свое дело, и были способны помочь другим в нужде и опасности» (О. 111).
Однажды Иисус сказал некоторым воинам, чтобы они «довольствовались» своим жалованием (Лк. 3:14). Он также сказал: «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12:15). И еще: «Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Лк. 16:13).
Заповедь «Не кради» включает в себя гораздо больше, чем просто запрет брать вещи, которые не принадлежат тебе. Она включает в себя обман, мошенничество, жадность, злоупотребление дарами Божиими, плохую работу и отказ в помощи нуждающимся людям.
Любой из этих видов кражи показывает, что мы не любим Бога и своего ближнего.
ВНИМАТЕЛЬНО ПОДУМАЙ
5. Каким образом ты можешь нарушить восьмую заповедь?
НЕ ПРОИЗНОСИ ЛОЖНОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА
Лжесвидетельствовать означает говорить неправду о ком-то или о чем-то. Это – ложь. Сюда также относится и всякое слово, сказанное без любви, в адрес ближнего.
«Мерзость пред Господом – уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему» (Притч. 12:22). Иисус назвал сатану «лжецом» и «отцом лжи»; тех же, кто не говорят истины в любви, Он назвал детьми диавола (Ин. 8:44).
Катехизис учит, что эта заповедь запрещает нам «произносить против кого-либо ложного свидетельства», клеветать на кого-либо, «злословить, сплетничать, осуждать кого-либо необдуманно или втайне». Кроме того, она побуждает меня «совершенно избегать всякого рода обмана и лжи как дел, свойственных дьяволу», любить и говорить правду, делая все возможное для того, чтобы «защищать и преумножать добрую славу других» (О. 112).
(Иллюстрация сбоку: девочки перешептываются)
Ты мог заметить, что девятая заповедь запрещает намного больше, чем просто ложь. Она запрещает сплетничать о девочке, которая носит не такую модную одежду, как ты. Она запрещает распространять дурные слухи о мальчике, который намного лучше тебя в спорте. Она запрещает судить одноклассника прежде, чем ты услышишь все факты случившегося от обеих сторон. Она запрещает говорить полуправду о чем-либо и высказывать предположения касательно других. Она требует от тебя делать все возможное, чтобы говорить правду в любви и защищать доброе имя других людей.
Тебе нравится слушать последние сплетни? Ты тут же рассказываешь другу о грехе своего одноклассника? Постарайся запомнить следующее: «Любовь… не радуется неправде, а сорадуется истине» (1 Кор. 13:6).
ВНИМАТЕЛЬНО ПОДУМАЙ
6. Как ты можешь нарушить девятую заповедь?
НЕ ВОЗЖЕЛАЙ
Возжелать – это когда ты хочешь обладать тем, что принадлежит другому. Ты хотел бы, чтобы у тебя была последняя игровая консоль, как у твоего друга? Ты бы хотел носить такие же классные вещи, как твой друг? Это и есть возжелать. Когда ты чего-то желаешь, ты выказываешь свою неудовлетворенность той жизнью, которую Бог дал тебе.
В Вестминстерском кратком катехизисе очень хорошо объясняется, что десятая заповедь требует от нас «полного довольства своим положением» в жизни и «правильного и отзывчивого расположения духа к нашему ближнему и ко всему, что принадлежит ему» (О. 80).
В Гейдельбергском катехизисе эта заповедь объясняется тем, что подводит итог всему нашему изучению Десяти Заповедей: «Чтобы сердца наши никогда, даже в желаниях и мыслях, не восставали против какой-либо из заповедей Божиих, но чтобы всею душою мы постоянно отвергали любой грех и радовались всякой праведности» (О. 113).
Мы исполняем заповедь «Не возжелай», когда довольны тем, как Бог создал нас, и всем тем, что Он даровал нам. Мы выказываем свою удовлетворенность жизнью, борясь со своими греховными побуждениями, ненавидя грех в себе и в этом мире и наслаждаясь исполнением воли Божией, как Он и заповедал нам.
Вот молитва, которую ты всегда должен хранить в своем сердце и разуме: «Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!» (Пс. 18:15).
ВНИМАТЕЛЬНО ПОДУМАЙ
7. Желая чужого, что ты тем самым выказываешь?
8. Каким образом ты можешь выказывать удовлетворенность своей жизнью?
ЗАПОМНИ
Ефесянам 6:1
«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость».
1 Коринфянам 13:6
«Любовь… не радуется
неправде, а сорадуется истине».
Псалом 18:15
«Да будут слова уст моих и
помышление сердца моего благоугодны пред Тобою,
Господи, твердыня моя и Избавитель мой!».
Гейдельбергский катехизис
113В. Что запрещает десятая заповедь?
О. Чтобы сердца наши никогда, даже в желаниях и мыслях, не восставали против какой-либо из заповедей Божиих, но чтобы всею душою мы постоянно отвергали любой грех и радовались всякой праведности.
Вестминстерский краткий катехизис
80В. Какое требование содержится в десятой заповеди?
О. Десятая заповедь требует полного довольства своим положением с правильным и отзывчивым расположением духа к нашему ближнему и ко всему, что принадлежит ему.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ
Прелюбодеяние – заповедь о прелюбодеянии включает в себя всякие нецеломудренные мысли, слова или поступки.
Лжесвидетельство – заповедь о лжесвидетельстве включает в себя всякую ложь, сплетни, несправедливый суд и все, что вредит доброму имени других.
Возжелать – это значит, что я очень сильно хочу то, что принадлежит другому; это показывает, что я не доволен жизнью, которую Бог дал мне.
Этот материал еще не обсуждался.