16.04.2013

Джон Стотт

Крест Христа

Скачать в других форматах:

 ПОСОБИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ

Встречая книги, подобные этой, мы обычно прочитываем ее, не давая написанному полновесно повлиять на нашу жизнь. Для того, чтобы этого не случилось, предназначено настоящее пособие. В нем содержатся вопросы, которые помогут вам постигнуть глубокий смысл написанного автором, а также руководствоваться тем, что вы узнали. Пособие можно использовать и при индивидуальном изучении книги, но оно, скорее, предназначено для христиан, встречающихся еженедельно в малых группах, возможно, в течение часа или двух для совместного изучения, обсуждения и молитвы.

В пособии содержатся вопросы ко всем четырнадцати разделам книги. Если время встречи группы ограничено, ее лидер должен заблаговременно решить, какие вопросы нужно обсудить во время встречи, а какие оставить для индивидуального рассмотрения или для обсуждения между несколькими членами группы на протяжении недели. Чтобы внести полноценный вклад в общее обсуждение, а также что-то извлечь из подобных встреч группы, каждый ее член должен перед каждым занятием прочитывать соответствующую главу книги.

Очень важно не позволять таким встречам превратиться в исключительно академические занятия. Чтобы уберечься от этого, уделяйте время обсуждению того, как вы применяете изученное на практике. Обязательно начинайте и заканчивайте каждое занятие прославлением и молитвой. Просите Святого Духа открывать вам истины, заложенные в кресте, и вдохнуть в Вас обновленную любовь и повиновение. Помните слова из авторского предисловия: «Мы можем стоять перед крестом только со склоненной головой и смиренным духом. И мы не тронемся с места, пока слова прощения и принятия Господа нашего Иисуса не коснутся нашего сердца, и тогда мы, охваченные Его любовью и исполненные благодарности, чтобы служить Ему самой своей жизнью.


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ:

Приближаясь ко кресту

ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ

Глава 1: Главенство креста

В первой главе данной книги автор намеревался показать, что, согласно точке зрения Иисуса и ранней церкви, отображенной в Новом Завете, крест Христа является главной отличительной особенностью христианства. Несмотря на вероятность возражений, есть веские основания для того, чтобы мы и сегодня придерживались этой же точки зрения.

1. В наше время люди привыкли к тому, что крест является символом нашей веры. Но в контексте первого столетия такой выбор был весьма неожиданным. Почему (с. 23 и далее)?

2. По-видимому, первые христиане переняли эту идею от самого Иисуса. Прочтите Евангелие от Марка 8:31-32; 9:30-32; 10:32-34. Что поражает нас в этих предсказаниях (с. 27)?

3. Иоанн разделяет точку зрения авторов других Евангелий. Как он обращает на это внимание своих читателей (с. 28 и далее)?

4. Откуда Иисус знал, что Его смерть была неизбежна (с. 29 и далее)?

5. В проповеди Петра и Павла, записанной Лукой в Деяниях, внимание также сосредоточено на основном значении смерти Иисуса. Разделитесь на группы по двое или трое и прочтите один или два упомянутых отрывка (Деяния святых Апостолов 2:14-39; 3:12-26; 4:8-12; 5:29-32; 10:34-43; 13:16-41; 14:15-17; 17:2-3 и 22-31; 28:23-31). В чем они видели значение креста (с. 33 и далее)? Почему настолько важно использование слова «древо»?

6. «Три автора большинства новозаветных Посланий — Павел, Петр и Иоанн — единогласно свидетельствуют о главенствующем месте креста, что справедливо и в отношении Послания к Евреям и Откровения» (с. 35). Как можно доказать правильность этого утверждения (с. 35 и далее)?

7. «Самое большое расхождение между верой и неверием обнаруживается в их соответствующем отношении ко кресту» (с. 40). В чем вы в последнее время видели этот контраст?

8. Ислам — одна из религий, которые не могут примириться с главенствующим положением креста (с. 40 и далее). Почему?

9. Принимая во внимание то противоборство, которое вызывает главенство креста, перечислите причины, побуждающие нас отстаивать его.

 

ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ

Глава 2: Почему Христос умер?

В этой главе рассматривается человеческий фактор, приведший к распятию Иисуса. Однако за ним стоит понимание воли Отца самим Иисусом. Именно это и заставило Его совершенно обдуманно пойти на смерть.

1. Авторы Евангелий ясно указывают на то, что, хотя суд Иисуса проходил в соответствии со всеми юридическими нормами, смертный приговор был явным попранием правосудия. См. Евангелие от Матфея 26:57-58; Евангелие от Марка 14:57-59; Евангелие от Луки 23:1-2, 13-16; Евангелие от Иоанна 18:38; 19:6. Почему (с. 48)?

2. Прочтите Евангелие от Луки 23:1-25. Что говорит нам этот отрывок о Пилате (с. 50 и далее)?

3. « Очень просто обвинять Пилата и не обращать внимания на собственный в равной степени коварный образ действий» (с. 51). Почему Пилат пошел на такой шаг? В чем Вы похожи на него?

4. Почему иудейское начальство так противостояло Иисусу (с. 52 и далее)? В чем Вы похожи на них?

5. Почему утверждение .согласно которому Иуда Искариот был просто жертвой не зависящих от него сил, ошибочно (с. 55 и далее)?

6. Какие мотивы побудили Иуду предать Иисуса

(с. 56 и далее)?

7. «Иисус сказал, что служить одновременно Богу и деньгам невозможно» (с. 58). Что из Вашего собственного опыта свидетельствует о справедливости этого

утверждения?

8. «Чтобы научиться воспринимать крест как что-то совершенное для нас (ведущее нас к вере и поклонению), нам нужно понять его как что-то, совершенное нами (ведущее нас к покаянию)» (с. 59-60). Так ли Вы воспринимаете крест? Поразмышляйте некоторое время над тем, насколько Вам присущи те же черты, которые были присущи Пилату, Каиафе и Иуде.

9. Почему неправильно называть Иуду «мучеником» (с. 60 и далее)?

 

ЗАНЯТИЕ ТРЕТЬЕ

Глава 3: За гранью очевидного

Мы увидели, что, хотя распятие Иисуса произошло и не без вмешательства людей, в основном оно было результатом предания Христом Себя в исполнение Божьей воли. Теперь мы переходим к рассмотрению причин, побудивших Бога послать Своего Сына на такую смерть.

1. На какие четыре этапа автор предлагает разбить ответ на вопрос: «Почему умер Христос?» (с. 63 и далее)? Обязательно подтвердите свои ответы Писанием.

Соответствует ли предложенный ответ фактам? В этой главе также рассматривается изложение событий, относящихся к смерти Иисуса, авторами Евангелий, чтобы выяснить, подтверждают ли они мысль, которая далее прослеживается в Новом Завете.

2. Прочтите Евангелие от Марка 14:22-24. Что в установлении причастия указывает на то значение, которое Сам Иисус придавал Своей грядущей смерти (с. 67 и далее)?

3. В чем глубокий смысл трапезы, совершенной во время празднования Пасхи (с. 71 и далее)?

4. Прочтите Евангелие от Матфея 26:36-46. Почему «предположение, что в этот момент Он испугался боли, оскорблений или смерти... нелепо» (с. 74)? Что же в таком случае Иисус подразумевал под «чашей», об избавлении от которой Он молился?

5. Прочтите Евангелие от Марка 15:33-34. Перед тем, как умереть, Иисус произнес фразу, заимствованную из Псалтири 21:2. Какие выдвигались объяснения причин, побудивших Его процитировать этот стих (с. 80 и далее)? Какое из них Вы считаете наиболее убедительным?

6. «Агония в саду предваряет еще более мучительную агонию на кресте. Если для Иисуса настолько мучительным было само предчувствие того, как Он возьмет на Себя грехи и примет Божий гнев, то каково Ему испытать все это в действительности?» (с. 77). Как это влияет на Ваше отношение ко греху? 7. Теперь обобщим все изученное. Насколько углубилось Ваше понимание греха, Бога и спасения?


ЧАСТЬ ВТОРАЯ:

Сущность креста

ЗАНЯТИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Глава 4: Проблема прощения

Но почему же Бог не может просто простить нас? Почему прощение людей должно быть основано на смерти Иисуса? Это проблема, которую автор рассматривает в данной главе. А ответ появляется по мере того, как мы все более ясно начинаем осознавать тягость нашего греха и величие Бога.

1. Что Вы понимаете под словом «грех»? Согласно Библии (напр. Послание к Римлянам 8:7; Первое послание Апостола Иоанна 3:4), что является сущностью греха (с. 90 и далее)?

2. «Разве можно взваливать на нас ответственность за наши грехи? В конце концов, мы не можем быть безгрешными!» Что бы Вы ответили на это утверждение (с. 91 и далее)?

3. «Если люди согрешили, что отвечает действительности, и если они несут ответственность за свои грехи, что также является правдой, тогда они виновны перед Богом» (с. 96). Что бы Вы ответили тому, кто возразил, что говорить о нашей вине в таком тоне — значит чрезмерно сгущать краски (с. 96 и далее)?

4. «Абсолютное признание ответственности человека и связанное с этим признание его вины не умаляет человеческого достоинства, а наоборот, поднимает его» (с. 101). Каким образом это становится возможным?

5. Многим людям трудно представить, что Бог может гневаться и наказывать грех. Как бы Вы отреагировали на следующие попытки обойти эту проблему:

546 Крест Христа

а) «Гневный Бог — это Бог Ветхого Завета, в то время как Бог Нового Завета есть любовь» (с. 103).

б) «Божий гнев — это не выражение отношения Бога к человеку, а неизбежная связь между причиной и следствием в мире морали» (с. 103 и далее).

6. Чем Божий гнев отличается от ярости человека?

7. Чтобы проиллюстрировать тот факт, что Божья святость не может сосуществовать с человеческим грехом, автор приводит пять метафор из Библии (с. 106 и далее). Что Вы можете почерпнуть из позиции, определенной этими иллюстрациями, для своей жизни и для жизни своей церкви?

8. «Должен сказать, что наш евангелистический акцент на искуплении, если мы переходим к нему слишком быстро, таит в себе скрытую опасность» (с. 109). Почему?

 

ЗАНЯТИЕ ПЯТОЕ

Глава 5: Искупление грехов

Предыдущая глава подвела нас к выводу, что Бог не может просто простить нас в связи с бременем нашего греха и Его сущностью. Теперь мы обращаемся к концепции «удовлетворения» и к вопросу: «Кто же нуждается в удовлетворении? ».

1. В ранней церкви многие считали, что смерть Иисуса стала компенсацией, которую Бог должен был заплатить сатане для того, чтобы он освободил человечество из-под своей власти. Как возникла эта теория (с. 112 и далее)? Почему она ошибочна?

2. В соответствии с другой теорией Бог стоял перед такой же дилеммой, как Дарий в 6-ой главе книги Даниила (см., в частности, ст. 13-17), и что смерть Иисуса была необходима, чтобы освободить нас от наказания, которого требовал закон. Почему эта точка зрения также является неприемлемой (с. 114 и далее)?

3. После этого выдвигалось еще три теории: Ансельм утверждал, что в удовлетворении нуждалась Божья честь, которая оскорблена грехом (с. 117 и далее). Реформаторы, уделявшие внимание оправданию, указывали, что такой способ спасения необходим, чтобы удовлетворить требования Божьей справедливости (с. 120 и далее). Гроций выдвинул теорию, согласно которой Бог не может просто простить грехи, поскольку Он должен действовать в соответствии с нравственными законами того мира, которым управляет (с. 121 и далее). Обсудите преимущества и недостатки каждой теории. Какой у них общий недостаток (с. 123)?

4. Бог осуждает грешников «из долга, так как обязан хранить верность Себе» (с. 124). Автор пишет о четырех способах, с помощью которых это описано в Библии (с. 124 и далее). Прочитайте следующие отрывки и обсудите, как они помогают нам понять Божественный гнев и необходимость в его удовлетворении: Книга Судей Израилевых 2:12-13; Четвертая книга Царств 22:13-17; Книга пророка Осии 8:5; Книга пророка Иезекииля 5:13; 20:44.

5. Автор цитирует Эмиля Бруннера: «Только крест являет нам любящего, прощающего и милостивого Бога так, что мы понимаем, насколько Его святость и Его любовь в равной мере безграничны» (с. 131). Насколько верно наше представление о Боге, когда мы игнорируем одну из этих Его черт? В какой из них искажено Ваше представление о Боге?

 

ЗАНЯТИЕ ШЕСТОЕ

Глава 6: Самозамещение Бога

Мы увидели, что при решении проблемы человеческого греха абсолютно необходимо принять во внимание святость Бога. «Но каким образом Бог смог одновременно выразить Свою святость в осуждении и Свою любовь в прощении?» (с. 134). Мы получили ответ на этот вопрос, когда Бог занял наше место на кресте.

1. Жертвоприношения в ветхозаветные времена «были задуманы Богом как подготовительная ступень к жертвенной смерти Иисуса» (с. 134). Какие две основные идеи стоят за ветхозаветными жертвоприношениями (с. 135)? В чем выражалась идея замещения?

2. Прочтите Левит 17:11. Что в этом стихе сказано о крови и искупительной жертве (с. 138)?

3. Ранее мы увидели, что смерть Христа («Агнца Божьего») в повествовании составителей Нового Завета предстает как совершение пасхальной жертвы. Что говорит нам пасхальная история, описанная в 11-13 главах Исхода, о Боге и о способе разрешения Им проблемы человеческого греха (с. 139 и далее)?

Другую иллюстрацию принципа замещения мы находим в тех отрывках Нового Завета, где говорится о «несении греха». И тут перед нами встают два важных вопроса. Первый: всегда ли «несение греха» подразумевает принятие наказания за грех? Второй: нужно ли полагать, что «несение греха» подразумевает замещение, при котором невиновное лицо занимает место виновного и принимает его наказание?

4. Какие возражения были выдвинуты против теории «заместительного наказания» как изложения того, что Иисус достиг Своей смертью на кресте (с. 141 и далее)? Как Библия помогает нам ответить на них (с. 143 и далее)?

5. Прочтите 53-ю главу Исайи. Автор цитирует Иеремиаса: «Ни один другой отрывок Ветхого Завета не имел для церкви такого огромного значения, как 53-я глава Исайи» (с. 145). Почему (с. 145 и далее)? Обратитесь к Евангелию от Марка 10:45 и 14:24. Как эти отрывки раскрывают нам понимание значения смерти Иисуса Им Самим?

6. Прочтите Второе послание к Коринфянам 5:21 и Послание к Галатам 3:13-14. Как эти отрывки дополняют развернувшуюся перед нами картину (с. 148 и далее)?

Следующий вопрос касается того, Кем мы должны считать Того, Кто «занял наше место, понес наши грехи, стал клятвой за нас, принял заслуженную нами кару, принял нашу смерть» (с. 149)? На этот вопрос существует три ответа: а) Иисус был просто человеком; б) Иисус был исключительно Богом и только казался человеком; в) Иисус был и остается уникальным Богочеловеком.

7. Какие проблемы возникают в том случае, когда мы считаем Иисуса, принявшего смерть на кресте, просто человеком (с. 150 и далее)?

8. «Посему мы не можем говорить о том, что Бог покарал Иисуса или что Иисус убеждал Бога...» (с. 151). Почему? Как же в таком случае нам описать взаимосвязь между Богом-Отцом и Иисусом в момент распятия?

9. Каковы очевидные преимущества для того, чтобы считать Иисуса, умершего на кресте, исключительно Богом (с. 152 и далее)?

10. Но, несмотря на это, «было бы ошибочным заявлять, что «Бог умер» (с. 155). Почему это так?

11. Остается третий, последний вариант: заместивший нас на кресте не был «ни Христом самим по себе (поскольку в этом случае Он был бы третьим лицом, оказавшимся между Богом и нами), ни Богом самим по себе (поскольку это аннулировало бы исторический факт Боговоплощения), а Богом во Христе, истинным и абсолютным Богом и человеком, что давало Ему уникальные полномочия представлять интересы как Бога, так и человека, и быть посредником между ними» (с. 156). Приведите библейские доказательства этого (с. 157).

12. «Любое карикатурное представление о кресте коренится в искаженной христологии» (т.е. в искаженном представлении о том, Кем является Христос) (с. 160), Почему это так?

13. Основываясь на этой главе, что следует ответить тому, кто заявил бы, что делает все возможное, чтобы попасть в рай и надеется, что Бог не обратит внимания на его небольшие прегрешения?


ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ:

Завоевание креста

ЗАНЯТИЕ СЕДЬМОЕ

Глава 7: Спасение грешников

Сущностью креста является замещение Богом нас Собой на кресте. Мы приступаем к третьей части этой книги, чтобы задуматься над завоеваниями этого самопожертвования: спасением, откровением и победой. В этой главе автор рассматривает четыре взаимодополняющих литературных образа, с помощью которых значение спасения раскрыто в Библии.

1. Первый образ — символ умилостивления. Что он обозначает? Почему некоторым не нравилось то, как он изображает результаты смерти Иисуса (с. 168 и далее)? Как бы Вы ответили на их аргументы?

2. Второй образ — искупление. Почему «выкуп» более точно отражает смысл произошедшего, чем просто «освобождение» (с. 175 и далее)?

3. В каком плену мы находимся (с. 178)? Почему важно подчеркнуть, что «наше искупление, тем не менее, не исчерпывается освобождением из-под этого ига» (с. 178)?

4. Какая цена заплачена за наше избавление (с. 179 и далее)? Что это значит?

5. Каковы практические последствия того, что «наш Искупитель обладает правами Владельца на Свою покупку» (с. 181 и далее)? Насколько Вы признаете эти права на свою жизнь?

6. Оправдание — это третий символ, связанный в нашем воображении с залом суда. Чем оправдание отличается от прощения (с. 182)? Почему оно является «сутью... структуры Божьей спасающей благодати» (с. 183)?

Пособие по изучению 553

7. Какие аргументы были выдвинуты против этой теории (с. 183 и далее)?

8. Почему Римокатолическая церковь отвергла учение реформаторов об оправдании по вере (с. 183 и далее, 187)?

9. Что кроется за терминами «оправдание», «возрождение» и «освящение» (с. 185 и далее)? Почему важно проводить четкую границу между ними?

10. Что Вы ответите тому, кто скажет, что «оправдание по вере является просто «юридической фикцией», объявлением нас праведными в то время, когда в действительности мы отнюдь не праведны» (с. 187 и далее)?

11. Автор вкратце излагает учение Павла об оправдании (с. 189 и далее). Почему важно помнить, что наше оправдание а) проистекает от Божьей благодати; б) основывается на пролитии крови Христа; в) происходит по вере; г) устанавливает личные взаимоотношения со Христом?

12. Четвертый символ — примирение. К каким результатам приводит наше примирение с Богом (с. 193 и далее)?

13. Прочтите Второе послание к Коринфянам 5:18-21. Что в этом отрывке говорится о примирении (с. 196 и далее)?

14. Почему говорить о замещении как о «теории искупления» ошибочно (с. 202 и далее)?

 

ЗАНЯТИЕ ВОСЬМОЕ

Глава 8: Откровение Божье

Крест был Божьим решительным шагом, идя на который Он действовал в наших интересах и даровал нам спасение. Посредством креста Он также раскрылся перед нами, а именно над этим мы и поразмышляем в этой главе.

1. Что Вы понимаете под словом «слава»? Как крест явил Божью славу (с. 204 и далее)?

2. Что значит слово «теодицея» (с. 207)? Можете ли Вы вспомнить пример из своей жизни, которому могли бы дать определение «кажущиеся несправедливыми пути Господни»?

3. Прочтите Деяния святых Апостолов 17:30-31. Как этот отрывок повлияет на Ваш ответ на второй вопрос (с. 208)?

4. Несмотря на то, что Божья справедливость в полной мере откроется в конце истории, она, по сути, уже была явлена нам. Прочтите Послание к Римлянам 3:21-26. Какие три основные толкования того, что Павел подразумевал под «правдой Божией» предлагает 21-ый стих (с. 209 и далее)? Под каким из них Вы подписались бы?

5. Почему, согласно этому отрывку, Бог предложил Иисуса в «жертву умилостивления»? Что это обозначает и как она помогает нам найти теодицею (с. 210 и далее)?

6. Прочтите Первое послание Апостола Иоанна 3:16 и 4:10. «Когда мы ищем значение слова «любовь», мы должны обращаться не к словарю, а к Голгофе» (с. 212). Каким образом крест явил нам суть истинной любви?

7. Откуда Вы знаете, что Бог любит Вас? Прочтите Послание к Римлянам 5:5, 8. Что эти стихи говорят нам о Божьей истинной любви (с. 213 и далее)?

8. Автор цитирует Мольтмана: «Муки Сына -Его смерть, мука для Отца — переживать смерть Своего Сына. В этом случае горе Отца имеет такое же значение, как и смерть Сына. Сын, лишившийся Отца, находится в таком же положении, как Отец, потерявший Сына» (с. 216). В свете этого утверждения как можно ответить на заявление, что в свете страданий в мире Божья любовь — это иллюзия?

9. Вкратце перескажите точку зрения Абеляра на искупление (с. 217 и далее). Ваши аргументы в ответ.

10. Некоторые считают, что сам Иисус исповедовал «прощение без искупления», например, в притче о блудном сыне (с. 221 и далее). Имеет ли такое мнение право на существование?

11. Прочтите Первое послание к Коринфянам 1:17 — 2:5. Каким образом проповедь креста является «для погибающих юродством» (с. 224 и далее)? Откуда христиане в Коринфе знали, что крест — это «на самом деле... величайшее свидетельство Божьей мудрости и силы» (с. 225)?

12. Вы когда-либо стыдились проповеди креста? Если да, то как Вы думаете, почему это происходит? Обсудите возможные решения этой проблемы.

 

ЗАНЯТИЕ ДЕВЯТОЕ

Глава 9: Победа над злом

Христиане утверждают, что, несмотря на кажущееся полное поражение, крест Христа был «троном, с которого Он правит миром» (с. 228). Эта глава рассматривает, на чем основывается подобное утверждение.

1. Какова точка зрения Аулена на искупление? Почему он называет ее а) «драматической» и б) «классической» (с. 228 и далее)? Прав ли он?

2. Перечислите шесть стадий покорения сатаны Богом, действующим посредством Христа (с. 231 и далее)?

3. Прочтите Послание к Колоссянам 2:13-15. Как Павел описывает победу, одержанную Христом на кресте (с. 233 и далее)?

4. Почему неверно «рассматривать крест как поражение, а воскресение как победу» (с. 235 и далее)? Какова в действительности связь между смертью и воскресением Иисуса?

5. Почему важно упомянуть, что параллель между нашей победой и победой Христа только частична (с. 239 и далее)?

6. «Победа христиан заключается в том, чтобы разделить с Христом Его победу и наслаждаться даруемыми ею преимуществами» (с. 239). Что это значит?

7. В свете победы христиан, в чем отрицательные стороны а) триумфаторства и б) пораженчества (с. 240 и далее)? Как нам избежать и первого, и второго?

8. Автор называет закон, плоть, мир и смерть четырьмя тиранами, от которых мы с помощью Христа должны освободиться. Как христианство изменяет Ваше отношение к ним (с. 241 и далее)?

9. Что ошибочно в следующем утверждении: «Христос понес наши болезни точно так же, как и наши грехи» (с. 244 и далее)? Какое же в таком случае влияние оказывает смерть Христа на наше физическое тело (с. 245)?

10. «Книга Откровения приподнимает завесу над невидимым миром духовной жизни и показывает нам, что происходит за кулисами» (с. 247). Прочтите Откровение 11:15 — 12:12, чтобы попытаться посмотреть на продолжающийся конфликт с сатаной в контексте победы Агнца. Кого автор называет союзниками сатаны в этом конфликте (с. 248 и далее)?

11. Как Вы боретесь с этими союзниками сатаны? Как Вы можете победить их и их хозяина (с. 250 и далее)?


ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ:

Жизнь под сенью креста

ЗАНЯТИЕ ДЕСЯТОЕ

Глава 10: Торжествующая община

Иисус принес Себя в жертву на кресте «не ради того, чтобы просто спасти отдельных людей и посредством этого увековечить их одиночество, а чтобы создать новое сообщество людей, которые будут принадлежать Ему, любить друг друга и стремиться послужить миру» (с. 255). Теперь мы переходим к рассмотрению того, какое влияние крест оказывает на сообщество христиан.

1. Каковы отличительные черты близких отношений христиан с Богом (с. 256 и далее)?

2. «...как только христиане собираются вместе, они не могут не петь» (с. 258). Почему?

3. Почему причастие «занимает центральное место в торжествующей жизни церкви» (с. 259)?

Разночтения в вопросе о том, в каком смысле причастие можно назвать «жертвой» которая «разделяла христианский мир, начиная с шестнадцатого века, и по сей день является предметом горячих экуменических споров» (с. 261).

4. Почему реформаторы в шестнадцатом веке отвергли «жертву мессы» (с. 261 и далее)?

5. Какие «духовные жертвы» приносят христиане (с. 263 и далее)?

6. Как представители католической контрреформации отреагировали на изменения, вносимые реформаторами (с. 264 и далее)? Почему?

7. В последнее время было выдвинуто несколько более умеренных теорий. Одна из них гласит, что «евхаристия не повторяет, а увековечивает крест» (с. 266). Что это обозначает? Насколько это соответствует учению Нового Завета (с. 266 и далее)?

8. Согласно другой теории, Евхаристия является жертвой, потому что, предлагая себя Богу в качестве живых жертв, мы участвуем в том, что Христос сделал на кресте (с. 268 и далее). Насколько это соответствует учению Нового Завета (с. 269 и далее)?

9. Рован Вильяме писал, что «вследствие жертвоприношения Христа мы тоже можем нечто предложить, почитаться достойными быть священниками и нести соответствующее служение» (с. 272). И все же, почему важно проводить четкую линию между крестной жертвой Христа и тем, что происходит при священном причастии?

 

ЗАНЯТИЕ ОДИННАДЦАТОЕ

Глава 11: Самопознание и отречение от себя

Истинное познание креста Иисуса вносит революционные изменения в наше отношение к Богу. Оно также заставляет нас пересмотреть то, как мы воспринимаем себя — подробному рассмотрению этого предмета и посвящена эта глава.

1. Каковы причины формирования заниженной самооценки? Какую реакцию она вызывает в современном мире (с. 274 и далее)?

2. Иисус сказал, чтобы мы любили ближнего как самих себя. Почему нельзя трактовать этот принцип как указание «любить самих себя» (с. 275 и далее)?

3. Крест помогает нам относиться к себе по-новому, потому что говорит нам, что, будучи во Христе, мы стали новыми людьми. Это произошло потому, что Христос умер и воскрес, будучи нашим Представителем. Что это значит (с. 276)?

4. Прочтите Послание к Римлянам 6:1-14. Павел говорит о практических следствиях смерти Христа как нашего Представителя и как нашего Заместителя. Что же это за следствия и как они проявляются в Вашей жизни (с. 277 и далее)?

5. Переходим к вопросу о том, как мы должны воспринимать свое новое «я», которое обрели вследствие смерти и воскресения Иисуса. Что предлагает нам автор (с. 278)? Почему?

6. «Самоотречение — это не отказ от удовольствий наподобие шоколада, тортов, сигарет и коктейлей...» (с. 279). В таком случае что это?

7. В Посланиях Павла мы читаем о трех разных видах смерти и воскресения. Что это за виды и почему важно различать их (с. 280 и далее)?

8. В чем состоит отличие самоутверждения от самовлюбленности (с. 281)? В связи с чем мы можем положительно относиться к себе (с. 281 и далее)?

9. Как можно разрешить библейский внутренний конфликт между одновременным осознанием своего достоинства и самоотречением (с. 282 и далее)?

10. Вследствие нашего искупления Христом нам необходимо «не только больше утверждать, но еще от большего отрекаться» в самих себе (с. 283). Что автор хочет этим сказать (с. 283 и далее)? К каким конкретным действиям это Вас побуждает?

11. «Самопознание должно вести к самоотдаче... Именно к этому непрерывно и настойчиво призывает нас крест» (с. 285). Прочтите Евангелие от Марка 10:35-45. Что в позиции Иакова и Иоанна противоречило крестному пути (с. 286 и далее)? Что у Вас с ними общего?

12. Как крестный путь должен на практике отражаться на а) христианской семье и б) церкви (с. 289 и далее)? Как он отражается на жизни Вашей семьи и Вашей церкви?

13. «Если крест должен наложить отпечаток на нашу жизнь как христиан дома и в церкви, это должно быть еще более очевидно в мире» (с. 290). В чем это должно быть очевидно (с. 290 и далее)?

14. «Любовь Христа на кресте характеризовалась практически безрассудной расточительностью, она бросает вызов расчетливой холодности нашей любви» (с.292). Так ли это? В чем это проявляется?

 

ЗАНЯТИЕ ДВЕНАДЦАТОЕ

Глава 12: Любить наших врагов

«Жить под сенью креста» — значит позволять ему воздействовать на каждый аспект жизни христианской общины» (с. 295). Это включает наше отношение к врагам, что и стало темой этой главы.

1. Чем миротворство отличается от умиротворения (с. 295 и далее)? Что неприемлемо в последнем?

2. «Справедливость без милосердия излишне строга, а милость без справедливости — излишне снисходительна» (с. 297). Как этот принцип должен воплощаться в а) христианской семье, б) церкви? Как он воплощается в Вашей семье и Вашей церкви?

3. Обратимся к осуществлению правосудия государственными органами и к вопросу, согласуется ли с крестом использование ими силы. Прочтите Послание к Римлянам 12:9, а затем 12:14 — 13:7 и обратите внимание на четыре обращения Павла к теме добра и зла.

4. Павел ясно указывает на то, что, хотя Бог осудит зло в судный день, Его гнев на злые дела проявляется и сейчас. В чем Вы видите справедливость этого утверждения (с. 302 и далее)?

5. «Расплата не порочна...» (с. 304). Почему?

6. Автор обобщает учение Павла, выделив из него четыре аспекта (с. 304 и далее). Что это за аспекты? Каковы ограничения власти государства?

7. При каких обстоятельствах будет более правильным не подчиняться закону (с. 307 и далее)? Может ли быть оправдано вооруженное восстание против государства?

8. Бог «победил зло, не отказываясь наказать его, но приняв полагающееся за него наказание на Себя» (с. 309)? Как это должно влиять на наше отношение к врагам?

 

ЗАНЯТИЕ ТРИНАДЦАТОЕ

Глава 13: Страдание и слава

«Страдание, без сомнения, является единственным тяжелым испытанием, сопряженным с христианской верой» (с. 311). Хотя в Библии указываются ответы на абстрактную проблему страдания (см. стр. 313 и далее), главная ее цель — практическая: помочь нам преодолевать страдание. Цель этой главы — рассмотреть, как крест помогает нам решать эту проблему.

1. Прочтите Первое послание Апостола Петра 2:18-23. Что в этом отрывке говорится о связи между нашими страданиями и страданиями Христа (с. 315)?

2. Прочтите Послание к Евреям 2:10 и 5:8-9. В каком смысле Иисусу нужно было стать «совершенным» (с. 316)? Прочтите Послание Апостола Иакова 1:2-4. Каковы возможные положительные следствия страдания? Как это проявилось в Вашей жизни?

3. Три образа в Библии иллюстрируют, как Бог использует страдания в нашей жизни. Назовите эти образы и что они показывают нам (с. 316 и далее)?

4. «Дело не только в том, что страдание сопутствует служению, страдание неотделимо от плодотворного и эффективного служения» (с. 320). Почему это так? Как этот принцип отразился в Вашей жизни?

5. Прочтите Послание к Евреям 12:2. Как в этом стихе говорится о том, что поддерживало Иисуса во время Его скорбей (с. 322 и далее)?

6. «Нам необходимо научиться смотреть на происходящее с позиции вечной Божьей цели — сделать нас святыми или подобными Христу» (с. 323). Так ли Вы воспринимаете страдание?

7. Всякое ли страдание человека ведет к славе? Что об этом сказано в Новом Завете (с. 324 и далее)?

8. Мы обращаемся к истории Иова, человека, на которого без всякой видимой на то причины обрушились бедствия. Как он отнесся к своим страданиям (с. 327)? Как пытались помочь ему его друзья?

9. Когда они прекратили говорить, заговорил Бог. Прочтите Книгу Иова 40:1-9. На чем должно было основываться доверие Иова Богу (с. 328)? Прочтите Послание к Римлянам 8:32. Какие еще у нас есть основания для того, чтобы доверять Богу во время страданий?

10. «Ведь настоящим жалом страдания является... ощущение Богооставленности» (с. 329). Как крест помогает нам справиться с этим ощущением?

11. Почему некоторым первым христианам было трудно поверить, что Бог может страдать (с. 330 и далее)? Что говорит об этом Библия?

12. Что может крест сказать в ответ на такие проявления зла, как голод на мировом уровне или истребление евреев нацистами (с. 333 и далее)?

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАНЯТИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ

Повсеместное влияние креста

В заключение автор утверждает, что «мы не можем исключить его (крест) из какой-либо области нашей жизни или мышления» (с. 339). Чтобы доказать это, он рассматривает семь утверждений, касающихся креста, которые мы находим в Послании Павла к Галатам.

1. Крест и спасение. Прочтите Послание к Галатам 1:3-5. Что в этих стихах говорится о кресте Христа (с. 340 и далее)?

2. Крест и наш личный опыт. Прочтите Послание к Галатам 2:19-21. Что имел в виду Павел, утверждая, что он «сораспялся Христу» (с. 341 и далее)? Можете ли Вы сказать о себе то же, что сказал в этих стихах Апостол?

3. Крест и проповедь. Прочтите Послание к Галатам 3:1-3. Что в этом отрывке говорится о месте креста в проповеди Евангелия (с. 342)?

4. Крест и замещение. Прочтите Послание к Галатам 3:10-14. Что «поражает и почти шокирует» в этом отрывке? В чем его смысл (с. 345 и далее)?

5. Крест и гонения. Прочтите Послание к Галатам 5:11 и 6:12. «Невозможно оставаться верным и быть популярным одновременно» (с. 347). Почему? До какой степени Вы склонны смягчать послание креста при благовествовании людям?

6. Крест и святость. Прочтите Послание к Галатам 5:19-26. Как можно «сделать так, чтобы желания Духа преобладали над желаниями плоти» (с. 348)? Что из этого получается на практике?

7. Крест и похвальба. Прочтите Послание к Галатам 6:14. «... Павел был одержим Христом и Его крестом» (с. 349). Почему? До какой степени Вы разделяете позицию Павла?

8. «Мир также говорит каждому проповеднику: «Если не увижу на твоих руках следов от гвоздей, не поверю» (с. 351).Что это значит? Как это относится к Вам?


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.