12.06.2010
Скачать в других форматах:

Меррилл Тенни

Обзор Нового Завета

ГЛАВА 8. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Первое Евангелие традиционно приписывается Левию Матфею, мытарю, которого Иисус призвал среди двенадцати Своих учеников (Мф 9:9-13; 10:3). О нем неизвестно практически ничего, кроме имени и рода деятельности. Последний раз в Новом Завете он упоминается в Деян 1:13, где перечисляются все одиннадцать апостолов. В первом Евангелии нет никаких указаний на то, что автором его является Левий Матфей. Однако уже ранние христианские писатели считали, что именно он написал это евангельское повествование. Евсевий (прибл. 325 г.) цитирует Папия (прибл. 100 г.), который говорит, что Матфей записал на арамейском языке речения Господа и что каждый, кто мог, переводил их на греческий язык.1 Ириней за полтора столетия до Евсевия утверждал: «Матфей также распространял письменное Евангелие среди евреев на их диалекте, а Петр и Павел проповедовали в Риме и закладывали основы Церкви.»2

Из этих самых ранних утверждений о происхождении первого Евангелия можно сделать несколько выводов. Во-первых, авторство Матфея неоспоримо. Поскольку он был сравнительно незаметен среди апостолов, нет никакой выгоды приписывать именно ему создание поддельного документа. Человек, сочинивший фальшивое евангелие, наверняка предпочел бы более известного ученика Иисуса, чтобы придать своей подделке большую авторитетность. Во-вторых, свидетельства ранних церковных писателей вполне соответствуют данным о самом Матфее. Будучи мытарем, он должен был быть грамотным человеком, умеющим регулярно и аккуратно вести записи. В-третьих, предание о том, что он написал Евангелие по-арамейски, не противоречит предположению, что он позже создал его греческую версию, и эта последняя вытеснила более раннюю.

 

ВРЕМЯ И МЕСТО НАПИСАНИЯ

О времени, когда было написано первое Евангелие, нет никаких достоверных сведений. Едва ли оно могло быть написано до первого рассеяния иерусалимских христиан (Деян 8:4), поскольку местная церковь в Иерусалиме не должна была испытывать потребности в письменном Евангелии. Многие члены этой общины были очевидцами жизни и служения Иисуса, было личное присутствие апостолов, которые могли авторитетно ответить на все вопросы. С другой стороны, Евангелие от Матфея едва ли было написано после 70 года. В нем имеется пророчество о гибели Иерусалима (Мф 24:1-28), но нет никаких указаний на то, что это пророчество сбылось и город уже пал. Ириней утверждает, что Евангелие было создано в эпоху Нерона, когда «Петр и Павел были в Риме». Если это утверждение верно, то можно предположить, что Матфей писал свое повествование для новообращенных христиан, говоривших по-арамейски и живших вне Палестины. Они не имели возможности видеть и слышать апостолов и потому нуждались в письменном источнике сведений об Иисусе Христе.

Приведенное нами выше свидетельство Папия часто отвергалось, поскольку не было найдено никаких следов упоминаемого им арамейского текста. Само повествование также не похоже на греческий перевод арамейского подлинника. Трудно представить, что разнородные переводы, о которых говорит Папий, стали основой Евангелия от Матфея в его нынешнем виде. С другой стороны, представляется вполне вероятным, что автор повествования сам написал его греческую версию, чтобы удовлетворить запросы христиан, обращенных из язычников, главным образом, по-видимому, антиохийских. Поскольку греческие церкви быстро превзошли арамейские как числом, так и влиянием, арамейский подлинник мог быть безвозвратно утрачен уже давно. Относительно языка, на котором изначально было написано Евангелие от Матфея, высказывались противоречивые мнения. Тем не менее, имеющийся греческий текст — очень раннего происхождения, и его, по сути дела, можно считать подлинником, а не переводом.

Евангелие от Матфея могло хорошо подходить церкви, которая еще сохраняла довольно глубокие связи с иудаизмом, хотя и становилась все более независимой от него. Оно проникнуто мессианскими чаяниями, свойственными многим иудеям той эпохи, но в то же время обращено «ко всему миру». Оно хранит верность завету, который был заключен с Авраамом и который дает благословение Божье всему Авраамову потомству и добавляет: «Благословятся в тебе все племена земные» (Быт 12:3).

Местом написания могла быть Антиохия. Цитаты из Евангелий, приводимые отцами церкви (например, Папием и Игнатием) ближе всего к тексту Евангелия от Матфея. Это показывает, что оно более всего использовалось сирийско-иудейскими церквями. Церковь в Антиохии была первой, в которой было много уверовавших язычников, говоривших по-арамейски и по-гречески. Хотя нет никаких определенных указаний, что первое Евангелие писалось именно там, трудно назвать более подходящее место для его создания. Таким образом, разумно считать, что оно было написано в Антиохии между 50 и 70 годами.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Тема Евангелия от Матфея выражена в первой его фразе: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» (Мф 1:1). Эта фраза напоминает о книге Бытие. Последняя разделена на части, из которых каждая начинается словами: «Вот происхождение...», «Вот родословие...», «Вот житие...» (Быт 2:4; 5:1; 6:9). Каждое появление такой фразы отмечает начало новой стадии в развитии мессианского обетования. Это обетование проходит через всю историю народа Божьего, начиная с книги Бытие. Важнейшим ее этапом является история Руфи, связанная с рождением Давида. Матфей подхватывает родословие Мессии в этом месте и приводит его к Иисусу.

Структура Евангелия от Матфея формируется вокруг двух центральных линий повествования. Первая линия — биографическая, она во многом одинакова у Матфея, Марка и Луки. В ней есть две основные точки, отмеченные специальными фразами. Первая — «С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф 4:17). Вторая — «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф 16:21). Первая фраза указывает на начало проповеди Иисуса, когда Он сделался известен народу. Вторая обозначает перелом в Его земном служении, приведший Его к казни на кресте, которая стала кульминацией всей Его миссии. Такое явное сопоставление двух этапов биографии Иисуса говорит о стремлении автора создать единую картину Его жизни и служения. Евангелие не просто сборник изречений и обрывочных историй. Оно написано с определенной целью — показать, каким образом Мессия исполнил Свое назначение в мире.

Другая линия повествования присуща только Евангелию от Матфея. Ее можно условно назвать тематической. В тексте можно выделить пять блоков, каждый из которых посвящен определенной теме. Каждый блок заканчивается фразой: «Когда Иисус закончил...» Вместе с вступлением и заключением все повествование разделено на семь частей, которые последовательно раскрывают перед читателем мессианскую деятельность Христа и словно подводят его к необходимости собственного выбора — признать или не признавать Иисуса Мессией. Две возможности обозначены через две противоположные реакции на весть о воскресении Христа — реакция священников на сообщение стражников и реакция учеников, встретивших воскресшего Иисуса. Читателю, в конечном счете, предлагается выбрать один из двух вариантов: отказаться принять Христа, несмотря на все свидетельства, или самому стать Его учеником.

ПЛАН

 

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ — ЕВАНГЕЛИЕ МЕССИИ

 

I.       Исполнение пророчества о Мессии

                   Его приход    1:1–4:11

II.      Провозглашение принципов

                   Инаугурационная речь      4:12–7:29

                   Призыв войти в Царство    (7:13-14)

III.     Проявление силы и власти Мессии

                   Чудеса         8:1–11:1

                   Призыв следовать за Собой         (10:34-39)

IV.      Объяснение плана Мессии

                   Притчи         11:2–13:53

                   Призыв прийти к Нему       (11:28)

                   Призыв к пониманию         (13:51)

V.       Объявление цели Мессии

                   Начало пути ко кресту      13:54–19:2

                   Призыв к свидетельству    16:13-15

VI.      Трудности мессианского

         служения

                   Конфликт с противниками  19:3–28:10

                   Призыв к покаянию 23:37-39

VII.     Завершение земного служения

                   Смерть и воскресение       26:3–28:10

VIII.    Заключение

                   Слухи и реальность 28:11-20

                   Призыв к действию  (28:16-20)

 

Первый раздел знакомит читателя с происхождением Мессии. Его родословие прослеживается от Авраама, впервые получившего обетование от Бога, и Давида — первого царя из рода Иуды. Затем следует рассказ о непорочном зачатии, рождении и крещении Иисуса. Сразу затем описано искушение в пустыне, подготовившее Его к выполнению Его миссии. Следует заметить, что в этом разделе, состоящем из трех с половиной глав, не менее пяти раз повторяется фраза: «Да сбудется реченное Господом через пророка» (или тождественная с ней по смыслу). Таким образом, приход Иисуса представлен как исполнение божественного замысла, открытого в Ветхом Завете и частично уже исполненного в событиях, предшествовавших Его появлению.

Второй раздел открывается появлением Иисуса в Галилее в момент заключения под стражу Иоанна Крестителя. Он посвящен, главным образом, провозглашению духовных и этических принципов царства Мессии. Иисус призывал людей к покаянию и вере в Него. Он возвещал наступление царства, в котором Царь — Он Сам, и разъяснял, каким будет это царство и как можно войти в него.

Из евангелистов только Матфей употребляет выражение «Царство Небесное». Он использует его тридцать три раза. О «Царстве Божием» Матфей говорит пять раз (Мф 6:33; 12:28; 19:24; 21:31; 21:43). Другие евангелисты используют выражение «Царство Божие» в тех случаях, когда у Матфея стоит «Царство Небесное». Иисус недвусмысленно утверждал, что в будущем Его царство настанет материально (Мф 8:11; 13:40-43), но что в области духа оно уже наступило (4:17; 12:28).

Духовные основы царства раскрыты в Нагорной проповеди. Матфей передает ее очень подробно. В ней определена позиция Иисуса по отношению к Закону. Здесь Он говорит, что «пришел не нарушить закон, но исполнить» (Мф 5:17). Он требовал праведности, которая существенно превышала стандарты, установленные иудейским легализмом, поскольку являлась внутренней, а не внешней; спонтанной, а не втиснутой в рамки ритуала; мерилом которой является личность, а не свод законов. Высший образец такой праведности — Сам Бог: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5:48). Он не преступал Закон, когда говорил: «Вы слушали, что сказано древним ..., а  Я говорю вам ...» (Мф 5:21-22). Он не отменил Закон, а превзошел его, благодаря Своей святости.

Основой праведности в Нагорной проповеди становится не сообразование с человеческим идеалом, а знание Самого Христа, умение слышать и исполнять Его заповеди (7:23-24). В момент произнесения этой проповеди миссия Иисуса еще не раскрылась во всей своей полноте, но уже была недвусмысленно выражена необходимость поставить Его в центр вероучения.

Но для того, чтобы эти принципы могли достичь сознания людей, нужны были свидетельства власти Христа. Они предъявлены в третьем разделе Евангелия от Матфея (8:1–11:1), посвященном, в значительной мере, описанию совершенных Иисусом чудес. Он показывает Свою власть над болезнями (проказой — 8:1-4, расслабленностью — 8:5-13; 9:2-8: горячкой — 8:14-17; кровотечением 9:20-22; слепотой — 9:27-31), власть над силами природы — 8:23-27, власть над бесами — 8:28-34; 9:32-34, и даже над самой смертью — 9:18, 23-26. Поручение, данное двенадцати ученикам (10 гл.), явилось также и передачей им Иисусом части Своей власти. Проповедь Мессии не была только провозглашением новых идеалов. Она была еще и явлением новой силы, которая, согласно книге Деяний, обнаружилась впоследствии в Церкви: «Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех них» (Деян 4:33).

Чудесные действия, совершаемые Иисусом — Самим или через учеников, не были какими-то показными проявлениями силы. Они совершались не для того, чтобы ошеломить или удивить, но для того, чтобы научить народ.

Основное место в четвертом разделе (11:2–13:53) занимают притчи. Это не значит, что они присутствуют только в этом разделе, но можно заметить, что значительная их часть собрана в главе 13. В них замысел и характер будущего Царства раскрывается через образы повседневной жизни.

Иисус сказал, что притчи предназначены одновременно и для откровения, и для сокрытия истины о Царстве. Когда ученики спросили Его, почему Он говорит с народом притчами, Он ответил:

«Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного,

а им не дано.»

(Мф 13:11)

 

Иисус хотел, чтобы Его наставления были просты для тех, кто готов к их принятию, и невразумительны для тех, кто противится Богу.

Ниже приводится список восьми притч, содержащихся в главе 13:

 

1. О сеятеле 13:1-13

2. О пшенице и плевелах   13:24-30,36-43

3. О горчичном зерне        13:31-32

4. О закваске         13:33

5. О сокровище      13:44

6. О жемчужине      13:45-46

7. О неводе   13:47-50

8. О хозяине 13:51-52

 

 

Этот список состоит как бы из двух частей, разделяющихся 36-м стихом, в котором сказано: «Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом.»

Так что четыре из названных притч были предназначены для народа, а четыре — только для учеников.

Таким образом, первые четыре притчи представляют Царство Небесное народу. Оно зарождается от Слова Божьего, посеянного в сердцах людей, которое по-разному принимается разными людьми. Противопоставление истинного и ложного отклика дано в притче о пшенице и плевелах. Но рост его необыкновенен, оно обнаруживает исключительную мощь, силу — об этом говорят притчи о горчичном зерне и о закваске.

Более глубокие и трудные вещи открывает Иисус ученикам. Он говорит им о высокой ценности Царства, которая превосходит все земные ценности (притча о сокровище), об избранности тех, кто войдет в это Царство, о двойной участи тех, на кого оно повлияет, и о смешении новых и старых элементов в его учении.

Все притчи представляют Иисуса не как реформатора иудаизма, но как владыку земли и носителя мировой миссии.

Природа и значение этой миссии раскрывается в двух предшествующих главах — 11 и 12. Сомнение Иоанна Крестителя (11:2-9), отвержение Иисуса галилейскими городами (11:20-24), Его право быть господином субботы (12:1-14), Его власть над бесами (12:22-37) — все это раскрывает сверхъестественный характер Его служения.

Переломный момент Его миссии описывается в следующей части Евангелия от Матфея (13:54–19:2). Признаками кризиса являются: отвержение Иисуса в Назарете (13:54-58), угроза Ирода, выраженная в казни Иоанна Крестителя (14:1-12), непонятливость учеников и напряженность, вызванная сообщением Иисуса о Своей дальнейшей судьбе (15:1-16; 16:5-12), а также явление Им Своего божественного облика в преображении (16:21–17:18). С этого момента крест все чаще встает перед Иисусом как конечный итог и цель Его миссии.

Открытое провозглашение мессианского назначения Иисуса привело к конфликту. О нем говорит следующий, шестой раздел книги (19:3–26:2). Здесь описываются прямые столкновения с противниками — в частности, с иродианами, саддукеями и фарисеями. Обличение Иерусалима и предсказание его гибели в главах 24 и 25 следует рассматривать именно в контексте этого столкновения.

Возникший конфликт с самыми влиятельными силами иудейского общества привел к казни Иисуса. Евангелие от Матфея (26:3–28:10) рассказывает о страданиях, смерти и воскресении Христа. Матфей описывает Его смерть в контексте Его мессианского назначения, указывая на ветхозаветные пророчества об этом событии. Четыре раза Иисус ссылается на тексты Ветхого Завета, в которых предсказаны Его страдания (26:31,54,56; 27:9). Отвечая на вопрос Каиафы, Он называет Себя Сыном Человеческим (26:64). Именно так назван у пророка Даниила Тот, Кому «дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему» (Дан 7:13-14).

Евангелие заключается замечательной иллюстрацией возможного отношения к факту воскресения Христа: слепое отвержение священниками и радостное принятие учениками.

Каждый из названных разделов содержит определенный призыв, исходящий от Иисуса. Евангелист, очевидно, желает, чтобы всякий, читающий Евангелие, воспринял его как призыв обращенный к нему. Та часть книги, которая содержит Нагорную проповедь, содержит призыв выбрать путь, ведущий к спасению, и сделать первый шаг по этому пути (Мф 7:13-14). После того как Иисус предъявляет свидетельства Своей власти, Он поручает ученикам также свидетельствовать о Себе и призывает каждого взять свой крест и следовать за Ним (10:34-41). В следующей части, где разъясняется замысел Его служения, Иисус обращается к народу с призывом прийти к Нему и обрести мир (11:28) и к Своим ученикам с призывом к пониманию. Последний сформулирован в виде вопроса: «поняли ли вы все это?» (13:51). Он хотел, чтобы все, о чем Он говорит, было воспринято слушающими как умом, так и сердцем. В следующем разделе призыв также сформулирован в виде вопроса: «За кого вы почитаете Меня?» (16:15). Этот вопрос, заданный в переломный момент Его служения, когда впервые Он предсказал Свою участь, является призывом к пониманию всей полноты Его миссии. Отвержение Его Иерусалимом побудило Иисуса призвать город к покаянию (23:57-59). Самый последний Его призыв — Великое поручение — провозглашен в самом конце повествования: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (28:19-20). Это окончательный призыв всего Евангелия. Итак, мы видим, что каждый раздел книги — это не просто рассказ о событиях или поучения. Они призваны наставить читателя в его практической деятельности, изменить его жизнь по мере прочтения всей книги.

 

НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ МОМЕНТЫ

Главная цель Матфея состоит в том, чтобы показать, как Иисус из Назарета расширил и объяснил откровение, которое было дано в мессианских пророчествах Ветхого Завета. Евангелие от Матфея адресовано преимущественно иудеям, но оно обращается также и к язычникам. Об этом свидетельствует Великое поручение, призывающее научить все народы (28:19). Если принять гипотезу, утверждающую, что это повествование писалось для антиохийской общины, то такая двойная обращенность объясняется просто. Видимо, Матфей пытался показать обращенным из язычников, какой смысл, какое значение имело служение Иисуса в контексте Ветхого Завета.

Есть целый ряд событий, о которых кроме Матфея не упоминает ни один евангелист. Это видение Иосифа (1:20-24), поклонение волхвов (2:1-12), бегство в Египет (2:13-15), избиение младенцев (2:16), сон жены Пилата (27:19), смерть Иуды (27:3-10), воскресение святых при распятии (27:52), подкуп стражи (28:12-15), поручение крестить (28:19). Из притч только в пересказе Матфея существуют следующие: плевелы и пшеница (13:24-30,36-43), сокрытое сокровище (13:44), жемчужина (13:45-46), невод (13:47), немилосердный слуга (18:23-35), работники в винограднике (20:1-16), два сына (21:28-32), брак царского сына (22:1-13), десять дев (25:1-13), таланты (25:14-30).1

Только у Матфея есть упоминание о трех следующих чудесах: исцеление двух слепцов (9:27-31), исцеление немого бесноватого (9:32-33), монета во рту рыбы (17:24-27). Матфей, правда, сообщает также о многих чудесах, описанных у Марка и Луки. Пишет он о них лишь в контексте своей основной задачи — показать мессианскую власть Христа.

Особое внимание Матфей уделяет учению Христа. Оно изложено у него весьма концентрировано (по сравнению с другими евангельскими повествованиями) и сосредоточено главным образом в главах 5, 6 и 7. Есть еще довольно длинные фрагменты, представляющие учение Христа в главах 10, 13, 18, 23, 24, 25. Поучения составляют примерно три пятых от всего объема книги. С помощью поучений Матфей, очевидно, хочет показать связь содержания учения с характером личности Самого Христа и с Законом и таким образом объяснить смысл служения Мессии.

Тесную связь служения Иисуса с мессианскими обетованиями и пророчествами Матфей показывает с помощью обильного цитирования ветхозаветных текстов. Между стихами 1:28 и 27:48 можно насчитать около шестидесяти примеров такого цитирования. Большая часть цитат взята из Псалмов и из книги Исайи, хотя вообще в Евангелии от Матфея Ветхий Завет представлен как бы весь в целом. Кроме того, многие события представлены как исполнение слов пророков. Поэтому жизнь Иисуса предстает не просто чередой чудесных событий, а исполнением божественного замысла в служении Мессии.

 

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА ПОВЕСТВОВАНИЯ

Матфей уделяет отдельным личностям гораздо меньше внимания, чем Марк и Лука, равно как и не вводит многих, чьих имен нет у других евангелистов. Более подробно, чем в других синоптических Евангелиях, представлены у Матфея Иосиф (1:18-25), Ирод Великий (2:1-16) и мать сыновей Зеведеевых (20:20-21). Но вообще описание отдельных персонажей более характерно для Марка и Луки.

Введенные Матфеем в повествование персонажи легко идентифицировать с персонажами других Евангелий. Иоанн Креститель, Мария (мать Иисуса), двенадцать учеников, Каиафа, первосвященники, Пилат, Симон Киринеянин, Иосиф Аримафейский и многие другие — все встречаются в этой книге. Однако их роль в повествовании кажется в некотором смысле случайной.

 

НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПОВЕСТВОВАНИЯ

1. Евангелие от Матфея — Евангелие речи.

В каждом из названных разделов содержится достаточно длинная речь. Все они перечислены ниже.

 

         РАЗДЕЛ        РЕЧЬ

 

I.       Исполнение пророчеств     Проповедь Иоанна

                   1:1-4:11               3:1-12

II.      Провозглашение принципов         Нагорная проповедь

                   4:12-7:29               5:1-7:29

III.     Проявление власти  Отправление учеников

                            на проповедь

                   8:1-11:1                10:1-42

IV.      Объяснение плана   Притчи

                   11:2-13:53            13:1-52

V.       Объявление цели Мессии  Смысл прощения

                   13:54-19:2            18:1-35

VI.      Трудности мессианского   Обличение и предсказание

         служения               23:1-25:46   

                   19:3-28:10           

VII.     Завершение земного служения    Речи нет: действие

                   26:3-28:10

VIII.    Заключение  Великое поручение

                   28:11-20                28:18-20

                  

 

2. Евангелие от Матфея — Евангелие Церкви.

Евангелие от Матфея — единственное, в котором говорится о Церкви (16:18; 18:17). Оба отрывка показывают, что Христос имел совершенно определенный замысел о ней. Сам факт, что эти слова Христа вошли в Евангелие от Матфея, возможно, указывает на то, что Матфей писал для молодой, борющейся и еще не окрепшей Церкви, нуждающейся в поощрении и наставлении.

Оба отрывка уделяют особенное внимание «авторитету» Церкви — первый подчеркивает ее руководство; второй — говорит о «теле» Церкви в целом.

 

3. Евангелие от Матфея — Евангелие Царя.

В Евангелии от Матфея не только провозглашается учение о Царстве. В нем ясно представлено царское достоинство Христа. О нем говорит родословие, открывающее книгу. С ним связана тревога Ирода, который видит в Иисусе политического противника. Вход Христа в Иерусалим — это торжественный вход царя в Его столицу (21:5,7). В Своем эсхатологическом пророчестве Он предсказывает, что «сядет на престоле славы Своей» (19:28, 25:31), это выражение приводит только Матфей. Надпись на кресте, сделанная по распоряжению Пилата, гласила: «Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (27:37).

Подчеркивая, что Иисус — Царь из дома Давида, Матфей приводит девять случаев обращения людей к Иисусу как «сыну Давида» (титул, который и Марк, и Лука используют лишь по три раза каждый). Поскольку же именно Давид основал в Иерусалиме свою столицу, в Евангелии от Матфея он назван «святым городом» и «городом великого Царя» (5:35).

 

 

 

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.