12.06.2010
Скачать в других форматах:

Меррилл Тенни

Обзор Нового Завета

Часть III. ИСТОРИЯ РАННЕЙ ЦЕРКВИ

ГЛАВА 13. ОСНОВАНИЕ ЦЕРКВИ: ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ 1:1–8:3

 

Между служением Господа Иисуса Христа и возникновением Церкви, играющей столь важную роль в истории, лежит огромный промежуток времени. Как же случилось, что последователи Иисуса, незаметные провинциалы Галилеи и Иудеи, стали знамениты на весь мир? Почему робость, заставившая их отречься и бежать во время распятия их Учителя, преобразилась в смелость, сделавшую их столпами новой веры? Как могли проповедники, заведомо «некнижные и простые» (Деян 4:13), так повлиять на мир, что возникшая в результате их проповедей совершенно новая культура в корне изменила лицо западной цивилизации? Откуда взялось вошедшее в Новый Завет богословское учение, проповедуемое первыми миссионерами? Как связаны между собой учение Посланий и учение Евангелий? Как случилось, что начавшееся среди евреев движение, возникшее вокруг еврейского Мессии и основанное на еврейских Писаниях, сделалось религией, которую, как сейчас очевидно, приняли в основном язычники?

На эти и подобные им вопросы отвечает книга Деяний Апостолов, которая является единственным связующим звеном между служением и учением Христа и христианством, так ярко расцветающим в посланиях апостола Павла и других новозаветных авторов.

ИСТОРИЯ: ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ

Сама по себе книга Деяний Апостолов не является чем-то отдельным, она явно продолжает Евангелие от Луки. Автор упоминает «первую книгу» (Деян 1:1), и его обращение к Феофилу указывает на связь с Евангелием, потому что и оно обращается к тому же лицу. Краткое изложение первой книги, данное в Деян 1:1,2, в точности совпадает с содержанием Евангелия от Луки и подхватывает повествование именно там, где Лука его закончил. Нет никакого основания сомневаться, что Евангелие от Луки и Деяния Апостолов — две части одного и того же произведения. Обе книги преследуют одну и ту же цель — утверждение личной веры и сохранение понятного всем исторического свидетельства Божьего откровения людям через служение Христа, Его жизнь и Его Церковь. Как исторически, так и духовно. Деяния Апостолов отвечают на все эти вопросы.

План

Книгу Деяний Апостолов можно разделить на пять главных частей:

 

I.       Вступление   1:1-11

II.      Происхождение Церкви: Иерусалим       1:12-8:3

III.     Переходный период: Самария      8:4-11:18

IV.      Распространение среди язычников        11:19-21:16

         Миссия Павла: Антиохия и Римская империя

V.       Заключение Павла и его защита: Кесария и Рим       21:17-28:31

  

Деяния Апостолов логично следуют географическому плану, данному в 1:8: «И будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудеи и Самарии и даже до края земли». Во второй части, следующей сразу же за вступлением, говорится о начале деятельности в Иерусалиме. Третья кратко показывает труды апостолов в Самарии, в прибрежных районах и в Кесарии. В последних двух частях Благая Весть приходит в города Средиземноморья и, в конце концов, в Рим. Распространение Церкви по миру было подобно волнам прилива, которые раз за разом увеличиваются, продвигаясь все дальше и дальше на берег.

Книгу Деяний Апостолов можно разделить и по мере указанного в ней роста Церкви. В 2:47, 5:14, 6:7, 9:31, 12:24, 19:20 отмечается или рост числа членов (количественный рост), или рост духовной жизни (качественный рост), что указывает на то, что книга была посвящена постепенному развитию общины верующих. В последней части книги от 19:20 и до конца больше подчеркивается личное, чем общее. Здесь подчеркиваются события жизни Павла как человека, а не Церкви как общественного института.

Деяния Апостолов можно также разделить по представленным в них личностям. С 1-й по 5-ю главу речь идет в основном о Петре, 6-я и 7-я главы говорят о Стефане, главы с 8-й по 12-ю вводят целую группу действующих лиц, среди которых выделяются Варнава, Филипп и Савл из Тарса, а с главы 13 и до конца как главное действующее лицо выступает Павел. В некоторых случаях проводится сравнение между Петром и Павлом: оба были главами Церкви — один для евреев, другой — для язычников. Петр трудился главным образом в Иерусалиме, Павел — в языческом мире. В книге приводится, по крайней мере, по одной речи каждого из них, излагающей суть их проповеди: Петра в день Пятидесятницы

(2:14-40); Павла в Антиохии Писидской (13:16-42). Оба творили чудеса: Петр исцелил хромого (3:1-10), и Павел сделал то же

(14:8-10). По слову Петра были немедленно осуждены Анания и Сапфира (5:1-11), Павел поразил слепотою волхва Елиму

(13:6-11). Петр был освобожден из темницы в Иерусалиме (5:19-21; 12:1-11), Павел вышел из заключения в Филиппах с помощью чудесного Божьего вмешательства (16:19-30). Оба всегда подчеркивали действие Святого Духа (2:38; 19:2-6), оба ставили учение о воскресении во главу своей проповеди (Петр: Деян 2:24-36; 3:15,26: 4:2; 5:30; 10:40,41; Павел: 13:30-37; 17:3,18,31; 24:15,21; 25:19; 26:8,23). Один возглавлял первую церковь в Иерусалиме, другой основывал церкви среди язычников. Нет ни малейшего намека на антагонизм между ними, равно как и на то, что они отдавали предпочтение только какой-то одной группе слушателей. Петр принес Благую Весть в дом язычника Корнилия, а Павел проповедовал евреям при каждой предоставляющейся ему возможности.

 Достоверность книги Деяний Апостолов часто подвергалась сомнениям, но никогда не была опровергнута. В ней могут встретиться трудности в согласовании хронологии с посланиями, и не все исторические ссылки Деяний могут быть подтверждены из-за отсутствия во многих случаях необходимых данных. Зато в тех случаях, когда археологические или литературные данные есть, книга Деяний Апостолов всегда оказывается достоверной. Джон Нокс, который считает, что «есть основания сомневаться в некоторых подробностях» книги Деяний Апостолов, признает, что «есть полное основание доверять историчности ее последних глав».

Содержание

Уже сам тот факт, что Лука хотел написать книгу о развитии христианского учения и объяснить цель христианства, свидетельствует о том, что он понимал его значимость. Он был не просто летописцем, старательно, но сухо передавшим события своего времени на бумаге, он обладал инстинктом историка и представлял факты в связи с развитием интересовавшей его темы. Этой темой был рост Церкви, особенно переход от иудаизма к христианству. Он сам принимал в этом активное участие, что видно из частого употребления местоимения «мы», и потому имел достаточно знаний и опыта, чтобы писать об этом.

Книга Деяний Апостолов, однако, не пытается дать исчерпывающий отчет обо всех событиях, связанных с ростом первой Церкви. Ни слова не сказано о ее распространении на юг и на восток от Палестины, хотя и в Египте, и в Сирии были христиане с самых ранних времен. В Дамаске были верующие еще до обращения Павла, но о развитии Церкви там ничего не говорится. Книга Деяний Апостолов говорит главным образом о распространении Благой Вести в северном направлении через Антиохию и Малую Азию, а оттуда в Македонию, Ахаию и Рим.

Для этого существуют две причины. Во-первых, автор был больше знаком с этим путем распространения христианства и, следовательно , ему было легче говорить об этом. Во-вторых, его главная цель — наставить читателя в достоверности Евангелия. Ему нужно было наглядно показать, как Благая Весть бережно передавалась от Иисуса Христа через учеников до того времени, о котором он писал. Поскольку Павел возглавлял служение язычникам, он оказался центральной фигурой повествования, однако переход от еврея к язычнику, от Закона к благодати, от Палестины к империи не требовал полного обзора всего, что происходило в процессе миссионерского роста христианской Церкви. Для той цели, которую преследовал Лука, было вполне достаточно описания только этой части событий.

Книга Деяний Апостолов охватывает значительный период времени начиная от распятия Христа приблизительно в 29 г. н.э. и заканчивая заключением Павла в римской тюрьме в 60 г. н.э. События, описанные в книге Деяний, по-разному датируются разными учеными, но нижеприведенные данные все же могут дать некоторое представление об этом. Древние авторы датировали события не по годам, а по вступлению па должность или но срокам правления разных правителей. Абсолютной точности в установлении месяцев и дней достичь при этом невозможно. В книге Деяний Апостолов явственно проступают некоторые хронологическое моменты:

 

   1. Смерть Ирода Агриппы I       Деян   12:20-23

2. Голод при Клавдии                           11:28

3. Проконсульство Сергия Павла                    13:7

4. Изгнание евреев из Рима при Клавдии                            18:2

5. Проконсульство Галлиона                          18:12

6. Проконсульство Феликса                           23:26; 24:27

7. Назначение на должность

    Феста, преемника Феликса                        24:27

 

От этих довольно скудных рамок зависит хронологическое распределение материала в книге Деяний. Ссылки делались непреднамеренно, ибо автор предполагал, что читатель сам хорошо знает все сроки и может соотнести их с событиями без добавочных подробностей. Перечисленные события можно отнести к следующим датам (I век):

 

Смерть Ирода         44 г. н.э. (весна)

Голод при Клавдии 44-48 гг. н.э.

Проконсульство Сергия Павла     до 51 г. н.э.

Изгнание евреев из Рима   вероятно, 49 г. н.э.

Проконсульство Галлиона вероятно, 52-53 гг. н.э.

Проконсульство Феликса   52-56 гг. н.э.

Назначение Феста   57-60 гг. н.э.

Самым сомнительным из этих пунктов является назначение на должность Феста. Евсевий относит его к правлению Нерона, и большинство доступных источников соглашаются с ним. Феликса судили в Риме за должностное преступление, но он не мог предстать перед судом до восшествия на престол Нерона. В таком случае Фест не мог получить назначения до начала правления Нерона. Лето 57 г. н.э. наиболее вероятная дата появления Феста в Палестине, а следствие по делу Павла произошло вскоре после этого. Если, учитывая время, необходимое на дорогу, Павел прибыл в Рим приблизительно летом 58 г. н.э., то повествование Деяний оканчивается в 60 г. н.э.

Есть и другие события, которые помогают установить хронологию важных моментов книги Деяний. Смерть Ирода совпадает с зарождением Церкви христиан из язычников, что видно из Деян 12:1, где после описания начала деятельности в Антиохии говорится, что «в то время царь Ирод поднял руки на некоторых принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло», и вскоре после этого умер. Приблизительно в то же время, т.е. между 44 и 48 г. н.э., был голод при Клавдии (Деян 11:28).

Если проконсульство Сергия Павла на Кипре было до 51 г. н.э., значит, Варнава и Савл начали свое миссионерское служение не позже 50 г. н.э., а возможно и раньше.

Время служения апостола Павла в Коринфе можно определить с помощью даты вступления на должность Галлиона. Деян 18:12 помогает определить не только время ареста и суда Павла, но и подразумевает, что евреи, по-видимому, воспользовались недавним назначением Галлиона, чтобы просить у него одолжения. Если это так, то служение Павла, возможно, предшествовало прибытию Галлиона в город, а Павел уехал из Коринфа не сразу (18:18), а после полутора лет пребывания там (18:11). Учитывая служение в Ефесе, которое продолжалось два года и три месяца (19:8,10) и время, необходимое на путешествие в Иерусалим, можно датировать прибытие Павла туда летом 55 или 56 г. н.э., и тогда конец его двухлетнего тюремного заключения в Кесарии приходится на время правления Феста.

Луку интересовала, главным образом, не хронология, хотя он и уделял таким деталям больше внимания, чем остальные авторы Нового Завета. Книга Деяний Апостолов подчеркивает постепенный упадок еврейской церкви и подъем христианства среди язычников.

Первый вопрос, который ученики задали воскресшему Господу относительно Его плана, был: «Не в сие ли время, Господи, восстанавливаешь Ты царство Израилю?» (1:6). Собравшиеся вокруг апостолов в день Пятидесятницы были евреи (2:5), и проповедь была направлена к «мужам Израильским» (2:22). Церковь в Иерусалиме была главным образом еврейской, хотя в ней были две группы: иудеи Палестины и эллинисты рассеяния (6:1). Проповедь использовала иудейские понятия и представляла Иисуса воскресшим из мертвых Мессией.

На протяжении первого периода апостольской миссии учреждалась церковь в Иерусалиме. Сперва она представлялась как «сие учение» (9:2) или «Назорейская ересь» (24:5), второстепенная группировка внутри иудаизма, возможно, похожая на ессеев. Проповедь Стефана, вызвавшая бурное возмущение иудейских старейшин, и последовавшее рассеяние учеников побудила апостолов искать другое поле деятельности, результатом чего была евангелизация Самарии, Антиохии и языческого мира.

Переходный период (8:4-11:18) передан без подробностей. В нем представлено служение тех, кто бежал от гонений, однако этого достаточно, чтобы показать, насколько спонтанна и в то же время успешна была проповедь к язычникам. Обращение эфиопского евнуха и Корнилия (бывших, вероятно, обращенными из язычников) и восторженный отклик самарян на проповедь Филиппа отметили новую тенденцию отхода от идеи Мессианского царства в сторону расширения и роста видимой церкви.

Миссия у язычников (11:19-28:31) началась учреждением церкви в Антиохии. Там впервые ученики были названы христианами и заняли новое место в мире. Их знали теперь не просто как иудейскую секту, но как независимую общину со своим вероучением (11:26). Антиохийская церковь сделалась центром учения и из нее началась первая миссия к язычникам. В Антиохии велась борьба за свободу для язычников, достигшая кульминации на Иерусалимском соборе, когда обращенным из язычников было разрешено не соблюдать всех предписаний церемониального закона.

Программа Павла, описанная в Деян 15:35-21:14, иллюстрирует развитие Церкви. Хотя Павел проповедовал «во-первых, Иудею» (Рим 1:16), наибольший отклик пришел от язычников и прозелитов, а родившиеся в результате его служения церкви включали в себя и евреев, и язычников. Несколько раз Павел совершенно ясно говорил, что обращается к язычникам (Деян 13:46; 18:6; 19:9,10; 21:19; 26:20,23; 28-28). Отвержение его слова евреями окончательно решило его статус апостола язычников (26:16-18), ускорило рост Церкви независимо от синагоги и привело к окончательному разрыву между иудаизмом и христианством.

В книге Деяний Апостолов описаны различные аспекты жизни Церкви: ее сила, цели, методы, организационные основы, дисциплина и миссионерская деятельность. Деяния — не только история определенного периода в жизни Церкви, но и руководство для христиан, в котором показаны образ действия и эффективность Церкви, построенной на принципах, данных Святым Духом.

Другой аспект книги Деяний Апостолов заключается в ее апологетическом характере. Отношение христианства к римскому правительству прослеживается от его зарождения до суда над Павлом в Риме. Поскольку автор был другом Павла и спутником в последнем путешествии в Рим, невольно задумываешься, не пытался ли он доказать читателю, что христианство не представляет политической опасности, но является исключительно духовным движением. Айронсайд Стилл в своем труде «Павел на суде» доказывает, что Деяния были написаны как краткое изложение дела в защиту Павла перед кесарем. Хотя его теория не имеет широкого распространения, признание апологетического характера Евангелия от Луки и Деяний Апостолов заслуживает внимания. Феофил, к которому обращены обе книги, не нуждался бы в заверениях, если бы не было чего-то, что бы могло поколебать его уверенность. Возможно, что, сомнение, с которым и евреи, и язычники принимали Евангелие, заставило и его относиться к Евангелию с подозрением. Так или иначе, Евангелие от Луки и Деяния показали, как новое сверхъестественное откровение вошло в поток истории. Оно не ограничивалось какой-то одной национальностью, группой или существующей верой. Взращенное в среде иудаизма, оно провозглашало его истину, но превзошло его тем, что возвестило о пришествии Мессии. Поскольку это учение не носило политического характера, к нему нужно было относиться как к дозволенной религии, хотя бы в плане терпимости наряду с другими религиями империи. Для Феофила же апологетика была еще более явной и могла быть выражена словами Деян 4:12:

«Ибо нет другого имени под небом, данного человекам,

которым надлежало бы нам спастись».

 

ОСНОВАНИЕ ЦЕРКВИ: ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ 1:1–8:3

Первый период в истории Церкви можно охарактеризовать как основополагающий. С самого начала нет никаких сведений о том, что верующие резко порвали с иудаизмом. Пятидесятница была еврейским праздником до того, как стала христианским. Проповедь апостолов истолковывала ветхозаветное Писание и подчеркивала именно мессианский аспект служения Иисуса, открыто признавая, что если народ покается, Мессия Иисус придет опять (3:19,20). Речи Петра были направлены к еврейскому народу, равно как и знаменитый призыв Стефана. Когда апостолы шли поклоняться Богу, они делали это в храме (3:1), а Стефан вел свои дискуссии в синагогах (6:9,10) евреев, приехавших в Иерусалим.

Тем не менее, Церковь не была просто естественным отпрыском иудаизма, новым пророческим движением, сосредоточенным вокруг личности Иисуса из Галилеи. Евангелие от Луки совершенно ясно говорит, что служение Иисуса и вся Его жизнь от рождения до смерти была чудесной, и что Он пришел к людям как Сын Божий (Лк 1:35). Начало Деяний говорит, что Он «явил Себя живым по страдании Своем со многими верными доказательствами, в продолжении сорока дней являясь им» (Деян 1:3). Воскресение всюду выступает в книге Деяний на передний план и является основанием проповеди и учения. По словам Луки, Церковь — нечто новое среди людей.

Приблизительно за пять лет, которые прошли от смерти Христа до гонений, начавшихся убийством Стефана, Церковь стала особым сообществом с присущими только ей особенными устройством, верованиями и целями.

Пятидесятница

Днем рождения Церкви была Пятидесятница. Одиннадцать учеников, мать Иисуса Мария, Его братья, женщины, которые следовали за Иисусом, и большая группа безымянных верующих, числом в сто двадцать человек, собрались на молитву по повелению самого Христа. Место Иуды, которого уже к этому времени не было в живых, занял Матфий. В день Пятидесятницы, когда они собрались в одном месте, Дух Святой сошел на них со знамениями, которые были видны и слышны всем. Они заговорили на новых языках, так что окружающие слышали каждый на своем языке «о великих делах Божиих» (2:5-13), которые совершились во Христе.

Сошествие Духа Святого было исполнением предсказания Иоанна (Лк 3:15,16) и обетования Иисуса (Лк 24:29). Петр заявил, что это исполнение пророчества Иоиля (Деян 2:16-21) и доказательство воскресения Христа (2:31-34). Оно спаяло верующих в одно тело, дало им единство, которого они не имели до тех пор, и смелость переносить опасности гонения (2:4; 4:8,31; 6:8-15).

Проповедь первых христиан

Проповедь во время первого периода жизни Церкви была сосредоточена на жизни и личности Христа. В отличие от современной проповеди, которая либо логически развивает какую-либо тему, либо объясняет значение какого-то одного текста, проповедь апостолов была повествованием о жизни и деятельности Иисуса, с подчеркиванием факта Его воскресения, и кончалась призывом к покаянию и вере в Его имя. Проповеди Стефана и Петра, записанные в этой части Деяний, носят апологетический характер, потому что служат ответами на вызов, который бросался проповедникам любопытствующей или враждебно настроенной толпой.

Апостольские проповеди были строго библейскими по содержанию. Новый Завет в то время еще не был написан, но их речи были пропитаны цитатами и пророчествами из Ветхого Завета. Петр начал свою проповедь в день Пятидесятницы длинной цитатой из книги пророка Иоиля, а потом привел другую длинную цитату из Псалмов, чтобы показать мессианское обетование воскресения. Речь Стефана была историческим обзором неверия народа, закончившегося отвержением Иисуса. Как заповеди, так и примеры Священного Писания служили основанием проповеди апостолов.

Сутью этой проповеди была необходимость веры в воскресшего Мессию, личное покаяние и покаяние всего народа, принятие Духа Святого (2:38). Она сопровождалась наставлением, так что но мере роста числа верующих их всех объединяли общее знание и общее дело (2:42).

Организация и руководители

Первая церковь в Иерусалиме не была еще организованной общиной с собственным имуществом и крепкой церковной системой. Апостолы, будучи учителями и проповедниками, были, естественно, и руководителями, но управление церковью было, по сути, демократическим. Когда поступила жалоба, что с вдовами евреев-эллинистов обходятся несправедливо при разделении продуктов для ежедневных нужд, апостолы предложили назначить специальных служителей, которые руководили бы этой стороной деятельности церкви. Выборы совершались всем собранием (6:5), и таким образом были назначены новые служители.

Много говорилось о так называемом «коммунизме» первой Церкви, при котором все распределялось между нуждающимися (2:45; 4:34,35). Верно, что верующие «имели все общее», но даяние было добровольным, а не принудительным, и было, видимо, рассчитано на чрезвычайную нужду в Иерусалиме, где было много «бедных между святыми» (Рим 15:26). В других текстах нет подтверждений, что другие общины придерживались подобной системы, хотя благотворительность бедным практиковалась всеми.

Собрания происходили как в храме, так и по домам (Деян 2:46), где преподавалось учение, сопровождаемое общением, преломлением хлеба и молитвой (2:42).

Главами Церкви в то время были Петр, Иоанн и Стефан. Из этих трех Иоанн был менее известным, потому что он всегда упоминается вместе с Петром. Петр был основным проповедником. Он произнес первую речь в день Пятидесятницы и, будучи обвинен вместе с Иоанном, защищал позицию христиан перед Синедрионом (4:5-8). Смелость и духовная сила Петра удивительно контрастировали с теми колебаниями, которые он проявил при отречении от Иисуса.

Стефан, который был в числе семи назначенных для благотворительной работы и который стал выдающимся защитником первоапостольской церкви, не был в числе двенадцати учеников. Если его имя говорит о его происхождении, то он был еврей-эллинист, который, возможно, пришел в Иерусалим как паломник и после обращения остался в церкви. В дискуссии в синагоге для неиерусалимских евреев он не знал себе равных (6:9-10). Он не ограничивался только социальной деятельностью, но стал не только защитником веры и проповедником, но и первым мучеником церкви.

 

ПЕРВОЕ РАССЕЯНИЕ

После насильственной смерти Стефана и из-за жестких репрессивных мер, организованных иудейскими старейшинами для того, чтобы сокрушить новое учение, большинство христиан Иерусалима рассеялись по Иудее и Самарии. С этого момента и до конца Книги Деяний Апостолов мало говорится об Иерусалимской церкви. Как показали дальнейшие противоречия, она осталась сильно связанной с иудаизмом и настаивала на исполнении Закона (15:1; 21:17-26). Рассеяние ее членов, однако, дало огромный миссионерский эффект, о котором будет рассказано в следующем разделе, посвященном переходному периоду (8:4-11:18).

 

 

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.