12.06.2010
Скачать в других форматах:

Меррилл Тенни

Обзор Нового Завета

ГЛАВА 5. ПРЕДПОСЫЛКИ НОВОГО ЗАВЕТА В ИУДАИЗМЕ

200 г. до н.э.—200 г. н.э.

 

ПРИРОДА ИУДАИЗМА

В течение четырех столетий — с 200 г. до н.э. до 200 г. н.э. — иудаизм, благодаря деятельности религиозных движений и партий, а также расцвету литературы, раскрылся во всем своем необычайном многообразии. Еврейская культура имела своим основанием неизменную верность Единому Богу и постоянный пристальный интерес к Закону. Само слово «иудаизм» впервые появилось в литературе, посвященной маккавейским войнам, и относилось к убеждениям и поведению тех патриотов, «которые подвизались за Иудеев столь ревностно, что, быв весьма малочисленны, очищали всю страну и преследовали многочисленные толпы неприятелей» (2 Макк 2:22).

Сущность иудаизма сформулирована в первой фразе Абота — одного из трактатов Мишны: «Моисей получил Закон на Синае и поручил его Иисусу (Навину), Иисус — старейшинам, старейшины — пророкам, а пророки — людям Великой Синагоги».1 Закон, данный Богом Моисею, сохранялся неизменным на протяжении веков. Он составлял для иудеев основу веры и всей жизни. Несмотря на разногласия между религиозными направлениями и школами, все они были едины в верности Закону. Благодаря этой верности, иудаизм смог выжить в самых трудных условиях, тогда как современные ему религии давно перестали существовать.1

Основы иудейской теологии нашли отражение в поучениях Иисуса и апостолов (особенно в речах, записанных в книге Деяний). То новое, что добавил Новый Завет к этим положениям, сводилось к вере, что именно Иисус и есть Мессия, обещанный пророками.

Исключительно интересен и важен вопрос о развитии иудейской литературы и устной традиции в период с 200 г. до н.э. по 200 г. н.э., а  также о том, как это развитие связано с Новым Заветом. Особое внимание в данном случае следует обратить на Апокрифы, Псевдографы, Свитки Мертвого моря, а также на работы Иосифа Флавия и Филона Александрийского.2 Нужно иметь в виду, что вся эта литература никогда не признавалась в иудаизме священной, так как, основываясь на Писаниях, сочетала с истинами божественного откровения личные мнения авторов, а также идеи, заимствованные из восточных религий и греческой философии. В этих книгах содержатся учения об отношении Бога и мира, ангелах и духах, природе души и ее связи с телом, природе греха, Мессии и будущем веке.

 

АПОКРИФЫ

В Главе 4 мы уже говорили об апокрифической литературе. Сейчас мы подробнее остановимся на содержании этих книг. Прежде всего, нужно заметить, что в некоторых из них можно увидеть сознательное подражание каноническим книгам. Например, Премудрость Соломона и Премудрость Иисуса сына Сирахова очень близки книге Притч. Книга Юбилеев представляет собой пересказ и комментарий книги Бытия. 2 книга Ездры имеет много общего с книгами пророков Аввакума и Даниила. Другие апокрифы являются своего рода дополнениями к каноническим книгам. Они описывают разнообразные подробности библейских сюжетов или прославляют замечательных людей, действовавших в ветхозаветной истории. К таким книгам относятся Песнь Азарии, История Сусанны, Вил и дракон (связанная с книгой пророка Даниила), Молитва Манассии (ср. 2 Пар 33:12-13), дополнение к книге Эсфири. Завещание Двенадцати Патриархов содержит псевдо-исторические реминисценции с жизнью двенадцати сыновей Иакова, а также глубокомысленные рассуждения о пороке и добродетели, имитирующие завещание Иакова (Быт 49). Книга Еноха (как и 2 Ездры) содержит описания разнообразных видений, как бы открывающих тайны настоящего и грядущего, особенно события Последнего Дня. Книга Товит — романтическая история из времен ассирийского плена — подчеркивает важность сохранения верности Закону при любых обстоятельствах. Четыре книги Маккавейские посвящены политическим, военным и религиозным аспектам борьбы, которую вели евреи против сирийского царя Антиоха IV. В этих книгах описаны замечательные примеры верности Закону, подражать которым стремились многие его защитники, действовавшие уже в новозаветный период.1

Если попытаться обобщить содержание всех апокрифических книг, то можно выделить две центральные идеи, или темы. Одна связана со святостью Закона и жизненной необходимостью соблюдать верность ему. Другая включает в себя комплекс апокалиптических представлений, описание эсхатологической перспективы и надежду на будущее спасение. Обе эти темы, несомненно, связаны в нечто единое. Последнее ясно из того, что чисто апокалиптические книги уделяют немало внимания теме Закона. Связь будущей жизни с верностью заповедям сохраняется и в Новом Завете. Сам Христос говорит: «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф 5:19). Но для Нового Завета исполнение Закона не является самоцелью. Писания сами по себе не дают вечной жизни — они лишь свидетельствуют о Том, Кто дарует нам ее (Ин 5:39-40). Павел пишет, что «конец1 закона — Христос» (Рим 10:4). Именно в Нем исполнилось назначение Торы. Бог послал Своего Сына, «чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» (Рим 8:3-4).

Апокалиптическая тема получает серьезное развитие в Новом Завете. Здесь нет, как в ветхозаветных апокрифах, попыток привязать Последний День к какой-то хронологии и установить его календарную дату. Нет здесь и подробных описаний «жизни будущего века». Но в новозаветные апокалиптические представления сохраняют то, что было наиболее существенным в апокрифических апокалипсисах: представление о Боге как Творце и Судье человечества; важность завета Бога с Израилем и грядущей судьбы Его народа; ожидание будущего века и славы Царства Божьего (хотя в свете явления и воскресения Христа эти слова приобретают совершенно иной смысл); надвигающаяся битва сил света и тьмы, духа и плоти, добродетели и порока. Конец этой битве будет положен Богом, Который «обновит все в мире».

 

СВИТКИ МЕРТВОГО МОРЯ

В настоящее время немало написано об удивительных находках, сделанных в пещерах на берегу Мертвого моря, особенно вблизи Кумрана и Вади Муррабата (место, расположенное примерно в 25 километрах к юго-востоку от Кумрана). Множество исследований посвящено происхождению найденных здесь рукописей, их датировке и аутентичности. Эти манускрипты считаются наиболее важными из когда-либо найденных документов для изучения фона Нового Завета.2

Найденные материалы можно разделить на три группы: (1) копии канонических книг Ветхого Завета, включающие все книги, кроме книги Эсфирь (книга Исайи найдена полностью); (2) копии неканонических книг — апокрифов и псевдографов; (3) документы, непосредственно связанные с жизнью общины.

Из этих документов мы узнаем о группе людей, считавшей себя «истинной общиной Израиля». Они ожидали, что благодаря их добродетели и верности завету с Богом их земля будет наконец очищена и освобождена от гнета сил зла. То, что произошло во времена Моисея, повторится снова. Грядет «последний день» и в этот день спасутся только те, кто был верен завету с Богом. Разве не писал пророк Аввакум: «праведный своею верою жив будет» (Авв 2:4)?

Тот факт, что между членами кумранской общины и христианами существует определенное сходство, уже отмечался нами. В следующих двух разделах это явление обсуждается более подробно.

 

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КУМРАНСКОЙ ОБЩИНЫ

1. Кумраниты пользовались специфическим методом толкования Писаний. Те исторические реалии, которые встречались в книгах пророков, а также символы или образы, использованные в священных книгах, они переносили на свое время и свои собственные обстоятельства. Такой способ интерпретации назывался pesher. Например, комментируя книгу пророка Наума, они утверждали, что «лев, похищающий для насыщения щенков своих и задушающий для львиц своих» (Наум 2:11,12) — это греческий царь Деметрий. Упоминаемых пророком Аввакумом «Халдеев» (Авв 1:6) они считали римлянами.

2. Перспективу спасения они связывали с двумя моментами: верой в Учителя праведности (по другой версии — Праведного Учителя) и полным исполнением Закона. В кумранитском комментарии к стиху из книги пророка Аввакума — «Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет» (Авв 2:4) — написано: «За их дела и их веру в того, кто истинно разъяснил Закон, Бог освободит их из дома суда.»

3. Кумранскую общину отличал строгий изоляционизм. Ее члены считали себя вовлеченными в постоянно идущую борьбу против сил зла и тьмы. Такое состояние подразумевало ненависть к врагам и ожидание гнева Божьего для всех, кто не является членом секты (так, например, написано в «Наставлении в дисциплине» 3:13-4:26).

4. Жесткая дисциплина общины, основанная на соблюдении множества правил и предписаний, была направлена на сохранение чистоты. Регулярно повторяемые ритуальные омовения (помимо обряда крещения, связанного с посвящением) разрешались тем, кто имел хорошую репутацию. Общие братские трапезы, состоящие из хлеба и вина, проводились под председательством священника. За столом члены общины рассаживались в строгом соответствии со своим рангом. Это было время для «служения друг другу и совета друг с другом» («Наставление в дисциплине» 6:1-6).

5. Идеология общины была проникнута эсхатологическими ожиданиями, связанными со скорым установлением прямого правления Бога на земле. Этому правлению должна была предшествовать сорокалетняя война сил света против сил тьмы. В войне примут участие как люди (члены общины против своих врагов), так и ангелы. В рукописи под названием «Война сынов света против сынов тьмы» (ср. Иез 38-39) приведены различные подробности грядущей схватки, включая детали военного снаряжения и элементы тактики и стратегии, описанные с ориентацией на римские образцы. На последних страницах документа есть такие слова, приписываемые Богу: «Твоя есть сила, в Твоих руках исход войны, и нет никого, кто бы мог противостоять Тебе» (18:15).

6. С этими эсхатологическими ожиданиями была связана вера в «приход Пророка» (ср. Втор 18:18), а также Мессии священников и Мессии мирян (Аарона и Израиля). Прежде же нужно научиться правильному исполнению Закона, понимание которого дается Богом через нескольких, сменяющих друг друга духовных вождей, которые названы «Праведными Учителями», т.е. «истинными толкователями Слова».1

7. Так называемый «Дамасский документ» описывает строго иерархическую структуру общества. На первом месте стоят священники, затем левиты, после них миряне (иудеи, не имеющие духовного звания — Прим. ред. пер.), а на последнем, четвертом, месте — прозелиты. В соответствии с этими рангами надлежало занимать места в собрании. Ими же определялся порядок выступлений при обсуждении каких-либо вопросов. Один из священников начальствовал над всеми людьми общины. Ему должно было быть не меньше 30 и не больше 60 лет, и он должен был хорошо знать все правила и предписания, разные языки и разбираться во взаимоотношениях людей. В «Наставлении в дисциплине», кроме того, говорится, что в собрании первое место должны занимать священники, за ними старейшины, а затем и весь остальной народ. Никому не разрешалось говорить прежде, чем подходила его очередь.

8. Святость считалась обязательным качеством члена общины. За нарушения правил следовали наказания — различавшиеся в зависимости от тяжести проступка. За особо серьезные нарушения, такие как произнесение Святого имени или поношение всей общины, преступник изгонялся из общины и лишался права быть принятым в нее вновь («Наставление» 6:26; 7:16,23).

 

СРАВНЕНИЕ С НОВЫМ ЗАВЕТОМ

1. Метод интерпретации, использовавшийся кумранитами, не чужд новозаветным авторам. Именно так  Петр толковал пророчество Иоиля (Деян 2:16), а Павел Псалмы (Еф 4:8-10) и Второзаконие (Рим 10:6-8). В 1 Послании Петра (1 Пет 2:6-8) Христос уподобляется «камню», о котором говорится в книге Исайи и в Псалмах. Однако если кумранские толкователи находили в Писаниях предсказания о целой череде вождей общины, то в ранней церкви говорили об Иисусе как о Пророке, Первосвященнике и Царе одновременно.

2. Цитированный в предыдущем разделе стих из книги пророка Аввакума был использован Павлом при обосновании учения об оправдании «только верой» (Рим 1:17; Гал 3:6). Христос есть «конец Закона» для каждого верующего (Рим 10:4) и никто не может быть оправдан перед Богом делами Закона (Гал 2:16). Иисус не просто Учитель, Он Господь и Спаситель.

3. Иисус был открыт для всех людей. Его служению и учению чужд какой-либо изоляционизм. Фарисеи и книжники, будучи очень чувствительны к тому, что они называли «святостью», постоянно критиковали его общение с мытарями и «грешниками» (Мк 2:16; Лк 7:39; 15:1-2). Он призывал учеников любить своих врагов (Мф 5:44). Этому же учил и Павел, говоря о необходимости оставить отмщение Богу (Рим 12:19-20).

4. Новый Завет содержит весьма подробные наставления, касающиеся морали и правил поведения (напр., Мф 5:21-7:12; 1 Кор 6:1-20; 1 Пет 2:11-17). Однако они не похожи на подробную регламентацию каждого шага любого члена общины, о которой свидетельствуют кумранские рукописи. В христианском учении требование праведной жизни сочетается с духовной свободой (Рим 8:3:4; 14:1 и сл.; Гал 5:18-24).

Водное крещение, которое было принято в церкви как обряд посвящения, тесно связано с покаянием, прощением грехов и дарованием Святого Духа (Деян 2:38-42). Эта практика была введена Иоанном Крестителем и принята Иисусом и апостолами. Сама церемония крещения не является повторением ритуала инициации, практиковавшегося в Кумране.

Совместные трапезы, установленные Христом для Его последователей, освящены Его присутствием. Он Сам, Его тело и Его кровь являются главным в этих трапезах, которые суть повторение тайной вечери, когда был заключен Новый Завет в Его крови (Лк 22:20). Ничего подобного практика кумранской общины не знает. Нет никаких указаний и на то, что такие трапезы в ранней церкви совершались под руководством священника. (Это требование соблюдалось, правда, но в особом смысле, поскольку в соответствии с 1 Пет 2:5,9 все верующие — священники.) В ранней церкви не стремились соблюдать порядок, при котором место человека в общине строго соответствовало его рангу или чину. Более того, такая практика однозначно порицается во многих текстах Нового Завета (Лк 22:24-27; Ин 13:12-17).

5. Новый Завет говорит о приближении Царства Божьего1 (Мк 1:15) и даже о его наступлении в служении Иисуса Христа (Мф 12:28; ср. Лк 17:20-21). Это не означает, однако, окончания противостояния сил добра и сил зла. Предводителем сил зла является сатана, которому служат падшие ангелы. Однако уже в нынешнем веке сатана осужден (Ин 16:11).

В Новом Завете есть также тексты, описывающие грядущее столкновение. В ранних посланиях Павла мы читаем о «дне Господнем» и «внезапной пагубе» (1 Фес  5:2-3), а также об отмщении «не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа.» (2 Фес  1:8). Откровение Иоанна предсказывает превращение «царства мира в царство Господа нашего Иисуса Христа» и грядущий триумф Христа, который есть «Царь царствующих и Господь господствующих» (Отк 11:15; 19:11 и сл.). Сатана и его воинство будут ввержены «в озеро огненное и серное» вместе со всеми, чьи имена не записаны в книге жизни (Отк 20:7-15).

6. Ожидание кумранской общиной «грядущего Пророка и Мессии священников и мирян» (Наставление 18:10) сконцентрировано в Новом Завете на единственной фигуре Иисуса — Мессии.2 Он, подобно Давиду, — Помазанник и Царь (Мф 1:1), поставленный Богом Первосвященник (Евр 5:4-5). Пророк, приход Которого предсказан Моисеем (Деян 3:22- 26; ср. Ин 6:14). Попытки провести параллель между кумранским Праведным Учителем и Иисусом не выдерживают никакой критики. Учение и служение того и другого различаются в самых своих существенных моментах. Иисус говорил о Себе, что Он Мессия и Сын Божий, пришедший, чтобы отдать жизнь «для искупления многих» (Мк 14:61,62; 8:31; 10:45). Он предсказывал Свою смерть на кресте и воскресение. Все это не имеет ничего общего с утверждениями и служением Праведного Учителя.1

7. Жесткая организационная структура, описанная в кумранских рукописях, совершенно не свойственна ранней церкви. Христианским общинам присуща большая гибкость, являющаяся средством предотвращения попыток добиваться высокого положения в церкви и власти над другими христианами. Впрочем, были и некоторые общие черты, например, в кумранской общине была должность, примерно соответствующая служению диакона ранней церкви. Однако и здесь больше оснований говорить о различиях, чем о сходствах. Иисус говорил Своим ученикам о недопустимости стремления к высоким чинам и власти (Мк 10:35-45). Сам Он показал замечательный пример смирения, призвав каждого из Своих учеников быть слугой другим (Ин 13:1-17). На собраниях в церкви христиане были свободны в реализации данных им даров (1 Кор 14:26 и сл.). Не существовало никаких ограничений, связанных с положением или рангом того или иного члена общины. Павел учил в Послании к Коринфянам, что все члены церкви равны и равно необходимы, как члены одного тела. «Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор 12:24-25).

8. Как кумранские рукописи, так и Новый Завет много внимания уделяют достижению святости. Верующие названы в Новом Завете «призванными святыми», поскольку Бог избрал их и отделил от мира как Свой народ (1 Кор 1:2; 1 Пет 1:2). Те, кто избран, должны проявлять святость во всех своих поступках (1 Пет 1:14-16). Без святости «никто не увидит Господа» (Евр 12:14). Поэтому, также, для согрешающих особенно тяжко не исключены наказания (1 Кор 5:3-5; Деян 5:1-11). Однако даже такое суровое наказание как отлучение от церкви рассматривалось как средство увещевания и исцеления. Оно предпринималось в расчете на пoкаяние и возвращение согрешившего к своим братьям (2 Кор 2:5-8). Лишь упорство в грехе и нежелание покаяться могло заставить верующих вовсе не считать такового христианином (Мф 18:17, 2 Фес  3:14-15).

 

 

 

 

 

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.