12.06.2010
Скачать в других форматах:

Меррилл Тенни

Обзор Нового Завета

ГЛАВА 22. ОЖИДАЮЩАЯ ЦЕРКОВЬ: ОТКРОВЕНИЕ

 

ОБЩИЙ ФОН

Книга Откровение — последняя каноническая книга Библии, ею заканчивается история Нового Завета. Независимо от того, была ли она написана последней или нет, она является завершающей по своей сути, так как в ней воплощено чаянье церкви, начавшей свой трудный путь в этом мире и с нетерпением ожидающей окончания этого пути, завершения своей миссии.

Во многих отношениях Откровение — уникально. Это единственная книга в Новом Завете, которая полностью посвящена пророчеству. Практически все ее образы связаны с теми, которые встречаются в пророческих книгах Ветхого Завета, и большая часть ее содержания носит предсказательный характер, имея дело с будущим. Автор ясно говорит, что посланник, который принес ему последнее видение, пришел с неба: «Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре» (Отк 22:6), а в следующем стихе он говорит о слове «пророчества книги сей».

Книга Откровение относится к разряду апокалиптической литературы. Апокалиптическая литература писалась обычно в периоды гонений и притеснений как средство ободрения тех, кто страдал за веру. Отличительными признаками апокалиптической литературы являются: (1) отчаянное положение в настоящем и интенсивная надежда на божественное вмешательство в будущем; (2) символичность языка, сны и видения; (3) введение небесных и демонических сил как вестников и участников достижения Божьих целей; (4) предсказание катастрофического суда над нечестивыми и сверхъестественного избавления праведных; а также (5) часто автор произведения скрывает свое имя, используя имя какой-либо известной личности библейской истории, например, Ездры (2-я Книга Ездры) или Еноха (Книга Еноха). Книга Откровение обладает большинством этих отличительных признаков, за исключением того, что автор называет свое собственное имя, предполагая, что он известен не как знаменитость прошлого, но как настоящий участник жизни тех, кому он адресует свое произведение.

Условия, в которых писалась эта книга, можно установить при чтении Откровения из его содержания. Эта книга адресована семи церквям асийской провинции, существовавшим уже в течение определенного периода времени, в которых наблюдались духовные подъемы и падения. В посланиях к этим церквям содержатся намеки на то, что гонения либо надвигаются, либо уже начались. Церкви в Смирне «надобно будет претерпеть» и «иметь скорбь дней десять» (2:10). Антипа принял мученическую смерть в Пергаме (2:13). Филадельфия сохранится «от годины искушения» (3:10). Даже если эти места отнести к будущим событиям, атмосфера книги Откровение отражает враждебность и притеснение со стороны окружающего миpa. В большей части книги такие явления, как голод, войны, эпидемии, экономические затруднения и гонения воспринимаются как нормальные явления окружающей обстановки.

Нет никакого сомнения в том, что имперский Рим был образцом той государственной власти, которую книга Откровение описывает как враждебную христианству. Зверь, которому «дана... власть над всяким коленом и народом и языком и племенем» (13:7), соответствует вселенской власти Рима при кесарях. «Начертание», которое все будут вынуждены носить, чтобы иметь право покупать и продавать (13:16,17), это то же самое слово, которым называли имперскую печать, ту, что ставили на завещаниях, контрактах, купчих и других документах, чтобы узаконить их. Блудница, названная Великим Вавилоном, упившаяся кровью святых и кровью мученников, воссела на семи горах (17:9) — число холмов в Риме. В любом случае, толкуется ли Апокалипсис применительно к Риму или нет, первые христиане, читая эту книгу, понимали его именно так. Для них именно Рим был «Великим Вавилоном».

В отношении времени и обстоятельств, при которых писалось это произведение, существуют две различные точки зрения, отстаиваемые двумя школами ученых. Одна группа датирует его периодом правления Нерона, когда пожар в Риме вызвал гонение на христиан. Это мнение поддерживается двумя соображениями. Первое — если Иоанн, сын Зеведея, написал как Откровение, так и Евангелие и послания, приписываемые ему, то языковые и стилистические различия между ними объясняются легче, если предположить, что Откровение было написано первым. Греческий язык автора был еще несовершенным. Остальные произведения — Евангелие и послания — он писал позже, значительно улучшив знание греческого языка и усовершенствовав свой литературный стиль. Второе — предполагается, что таинственное число 666 (13:18) представляет собой сумму выраженных цифровыми значениями еврейских букв, которые входили в состав слов «Нерон Цезарь», и потому описываться в этой главе должен Нерон. Такие рассуждения кажутся слишком слабыми и неубедительными для подтверждения датировки написания Апокалипсиса временем правления императора Нерона, особенно если они не имеют никакого подтверждения во внешнем предании.

Вторая возможность датирования Апокалипсиса (точка зрения другой школы ученых) помещает его в конец I века, во времена правления императора Домициана, между 81 и 96 г. н.э. Преимуществом этой точки зрения является уже то, что она имеет ясные внешние подтверждения. Ириней говорит, что Иоанн получил видение «немного спустя, но почти в наши дни, перед концом правления Домициана». Хотя при Домициане не было, вероятно, продолжительного гонения, его притязания на поклонение ему как божеству и возрастающая тирания его диктаторского правления сделали его противником христианства и предзнаменовали рост всех общественных, экономических и религиозных условий, предсказанных в книге Откровение.

Итак, книга Откровение — свидетельство растущей враждебности между церковью и римским государством. Оно не обязательно подразумевает, что Римом повсеместно проводилась политика преследования христиан, но совершенно ясно одно — между языческим государством и христианской церковью не может быть никаких компромиссов. Логическим исходом язычества является тоталитаризм, который требует поклонения правителю, контролирующему всю политическую активность, все экономические ресурсы, все религиозные обряды, все личное почитание и поклонение. Терпимость, с которой Рим относился к первохристианской церкви, перешла в подозрительность, когда Павел и другие христианские проповедники были привлечены к суду еврейскими вождями. Позднее подозрительность перешла в ненависть и презрение. К концу I века христиане повсюду оказались в оборонительном положении. Они ясно поняли истину слов Иисуса:

«Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир»

(Ин 15:19).

Книга Откровение писалась для того, чтобы ободрить церкви, чувствовавшие нарастающую враждебность мира, и чтобы предостеречь тех беззаботных и беспечных христиан, которые впадали в искушение жить сообразно с этим миром. Это был последний голос уходящего столетия.

Судя по собственному свидетельству автора, его имя было — Иоанн, и он своими глазами видел то, что описал в своей книге (Отк 1:1,2). Он находился на Патмосе, каменистом острове недалеко от берегов Греции, куда был сослан за веру (1:9). Будучи там, он получил описанное им в книге откровение и указание передать все, виденное им, семи церквям в Асии (1:10). Эти церкви, как это следует из самой книги, он хорошо знал.

Греческий язык Откровения не всегда удачен, иногда даже неграмотен. Нужно помнить (и понимать), что автор пытался передать человеческим языком сцены, которые невозможно описать и выразить обычными человеческими словами, в результате чего его грамматики и лексикона оказывается недостаточно. Кроме того, его родным языком был, по-видимому, арамейский, и, возможно, ему было трудно свободно выражаться по-гречески. Если при написании Евангелия и посланий ему помогал опытный секретарь, а Откровение он писал сам, тогда некоторые различия становятся вполне объяснимыми.

Откровение поддается толкованию. В нем не менее четырехсот ссылок на Ветхий Завет, хотя нет прямых цитат. Его образы и план построения родственны писаниям ветхозаветных пророков и связывают эти писания с общими направлениями нового мироустройства, с периодом новых отношений Бога и человека. Откровение дает оценку духовному уровню церковной жизни, производя суд над семью церквями Асии. Последующий ряд видений, какие бы способы их толкования ни применялись, представляет собой окончательное завершение Божьего плана. Как ни странен символизм этой книги, это единственная книга в Новом Завете, которая дает какое-то последовательное предсказание будущего.

ТОЛКОВАНИЯ

Среди современных толкователей Апокалипсиса существуют четыре основные школы.

Претеристическая школа

Эта школа придерживается мнения, что символика книги Откровение относится только к событиям того времени, когда эта книга была написана. Все образы печатей, труб и чаш не имеют никакого отношения к будущему. Говоря о будущих судах, автор просто высказывает свое нравственное возмущение злоупотреблениями своего времени. Таков взгляд большинства либеральных богословов, например Р.Х.Чарльза и Ч.Ч.Торрея. Преимущество этого взгляда в том, что он связывает Откровение с мышлением и историческими событиями того времени, когда оно было написано. Недостатком является то, что этот взгляд не допускает никакой возможности предсказательного пророчества.

Идеалистическая школа

Точка зрения этой школы часто сближается с мнениями претеристов. Идеалистическая школа рассматривает книгу Откровение как символическую картину непрекращающейся борьбы между добром и злом, между христианством и язычеством. Согласно этой школе, образы Апокалипсиса нельзя рассматривать как исторические события прошлого или будущего, так как это просто некоторые стремления и идеалы. Рэймонд Калкинс пишет:

«Теперь мы понимаем, что означает слово «откровение». Оно не означает откровение будущих тайн конца мира, тысячелетнего царства или Судного дня. Оно не означает также откровения славы Небес или блаженства искупленных. Оно означает откровение бесконечного Бога, могущего спасать; откровение для утешения и вдохновения Божьего народа и напоминание о всепобеждающей силе всемогущего Спасителя...»

Преимущество идеалистического метода толкования в том, что он обращает внимание читателя на этическую и духовную сторону Откровения, а не на спорные аспекты его символики. Но, с другой стороны, он склонен недооценивать символику как способ выражения предсказательного пророчества. Излишняя «одухотворенность», отстраненность, «надмирность», присущая толкованию идеалистической школы, лишает Апокалипсис его пророческой ценности и уводит в сторону от темы определенного исторического завершения мира. По этой теории Судный день наступает каждый раз, когда разрешается какой-то великий моральный вопрос; это не окончательная кульминация, при которой сверхъестественный Христос восходит на видимый трон.

Историческая школа

Это течение толкует Откровение как представленную в образах историю Церкви от дня Пятидесятницы до второго пришествия Христа. Символы изображают по порядку все великие события, которые уже произошли. Печати означают распад Римской империи, исход саранчи из бездны — образ магометанского нашествия и т.п. Каждое крупное событие в истории христианства, таким образом, уже предвещено, так что Откровение становится календарем событий, написанным заранее. Этого взгляда придерживалось большинство авторов, занимавшихся этой книгой во времена Реформации, множество еще более древних толкователей и многие современные евангельские проповедники, такие как, например, А.Д.Гордон и А.Б.Симпсон. Этот взгляд явственно подтверждается текстом: «Взойди сюда и покажу тебе, чему надлежит быть после сего» (4:1). Эта школа более буквальна, чем идеалистическая, но ее приверженцы  также не достигают единства в понимании отдельных символов. Даже среди последователей этой школы существуют различные мнения по ряду вопросов. Перефразировав известные слова, можно сказать: «сколько толкователей — столько мнений». Совершенно очевидно, что все эти точки зрения не могут быть в равной степени истинны. Принимая во внимание значительные расхождения, существующие между ними, можно сделать вывод, что сам метод является ошибочным.

Футуристическая школа

Последователи этой школы верят, что первые три главы Откровения либо относятся ко времени написания этой книги, либо семь церквей Асии представляют собой семь периодов церковной истории начиная с апостольских времен и до времени второго пришествия Христа. В этом их точка зрения близка толкованиям исторической школы. Начиная с 4:1, «чему надлежит быть после сего», футуристы утверждают, что все остальное в книге относится к событиям, которые произойдут в период, названный «Великой скорбью», который будет предшествовать возвращению Христа и продлится, по разным оценкам, приблизительно от трех с половиной до семи лет. События в книге Откровение, относящиеся к этому периоду, толкуются, насколько это возможно, буквально, и как таковые относятся полностью к будущему по отношению к настоящей эре. Такие толкователи как Д.А.Сейсс, Ч.И.Скофилд, А.К.Гебелайн, А.Айронсайд и другие являются представителями футуристической школы.

Взгляды, связанные с тысячелетним царством

Несколько другой подход к Откровению (с эсхатологической, а не с исторической точки зрения) основан на различных толкованиях главы 20. Суть толкования сосредоточена на вопросе, воспринимать ли «тысячу лет» буквально или образно, а также предшествует ли она второму пришествию Христа или следует за ним. Существует три направления — постмилленаризм, амилленаризм и премилленаризм.1

Постмилленаризм2 («post» — после; т.е. «после тысячелетнего царства», — прим. ред. пер.) предполагает, что тысяча лет, вероятно, имеет переносный смысл, означающий долгий период времени перед вторым пришествием Христа. В начале этого периода торжество Евангелия над всеми народами введет царство мира. Это царство будет длиться вплоть до второго пришествия Христа, Который и будет вершить окончательный суд.

Амилленаризм3 («а-» — отрицательная частица) предполагает, что тысячелетнее царство существует не как буквальный период времени, а, возможно, как переходное состояние умерших. Христос может прийти в любое время и будет судить мир и даст вечное блаженство праведникам, новое небо и новую землю.

Премилленаризм4 («рrе» — до; т.е. второе пришествие Христа произойдет до тысячелетнего царства. — Прим. ред. пер.) предполагает, что тысячелетнее царство следует за пришествием Христа, Который явится, чтобы начать Свое царство, а праведные умершие воскреснут и будут царствовать с Ним на земле на протяжении тысячи лет. После этого случится последнее восстание, которое будет сразу же подавлено, нечестивые умершие подвергнутся суду, и потом настанет вечность.

Между этими взглядами и приведенными ранее хронологическими толкованиями не обязательно есть связь. Как правило, вопрос тысячелетнего царства серьезно рассматривается только приверженцами исторической и футуристической школ, поскольку две другие школы считают «тысячу лет» символом. Приведенная здесь диаграмма иллюстрирует различные методы толкования.

 

Откровение   1-3     4-19   20-22

 

Претеристическая   Исторические         Символы       Символы

школа церкви         современных неба и

                   условий жизни        победы

 

Идеалистическая    Исторические         Символы борьбы      Победа добра

школа церкви         между добром

                   и злом

 

Историческая         Исторические         Символы       Последний суд

школа церкви в      исторических         Тысячелетнее

         точном смысле        событий;      Царство (?)

         слова падение Рима,        Вечность

                   магометанство,

                   папство,

                   реформация

 

Футуристическая    Семь периодов        Грядущая     Тысячелетнее

школа церковной    скорбь; Суд  Царство. Суд

         истории        над церковью-        над умершими

                   отступницей нечестивцами.

                   и над  Вечность

                   Антихристом;

                   пришествие

                   Христа

 

Постмилленаризм    Исторические         В основном как       Победа

         церкви         историческая         христианства

                   школа над миром

 

Амилленаризм         Исторические         В основном как       Пришествие

         церкви         историческая         Христа.

                   школа Суд. Вечность

 

Премилленаризм     Исторические         В основном как       Тысячелетнее

         церкви,        футуристичес-       Царство в

         представля – кая школа    буквальном

         ющие разные          смысле слова.

         исторические                   Суд перед

         периоды                 великим белым

                            Престолом.

                            Новый

                            Иерусалим

СОДЕРЖАНИЕ

Ни одна из перечисленных выше теорий не содержит ключа к истолкованию книги Откровение. Этот ключ находится в самой книге, в ее структуре и в том, как она представляет личность Иисуса Христа Уже само название книги — «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскореѕ» определяет центральную тему книги — личность Христа и Его откровение будущего. Возникает вопрос: что означают слова «Откровение Иисуса Христа»? Означает ли это откровение Его личности или откровение, которое исходит от Него, которое Он дает? Если первое толкование названия книги задает тему, тогда Откровение — это раскрытие личности Христа по мере раскрытия будущего и той роли, которую Он играет в этом будущем. Если мы принимаем второе толкование, то главной темой становится Его программа будущего и то, как она осуществляется в жизни посредством Самого Иисуса Христа. Оба эти толкования возможны с точки зрения грамматики и как первое, так и второе толкование, делают Христа центром книги. Учитывая это, можно было бы избежать многочисленных споров, если бы представители различных школ могли подойти к книге Откровение с нейтральной позиции буквального следования тексту и поставили бы свою эсхатологию в зависимость от христологии.

Существует еще одна нить, следуя которой мы можем полнее выявить содержание книги. В ее основе лежат личные ощущения, личный опыт автора. Совершенно очевидно, что книга содержит ряд видений, каждое из которых представляет собой законченную единицу. В то время как множество малых единиц начинаются фразой «и видел я» или « и увидел я» (5:1,11; 6:1,9; и т.д.), четыре главных, важных раздела начинаются фразой «в Духе» (1:10; 4:2; 17:1-3; 21:9-10). Эти разделы отличаются друг от друга как содержанием, так и количеством стихов, включенных в них, но они являются структурирующим началом книги, придающим ей определенную организацию. Эти четыре раздела, вместе со вступлением и заключением, делят Откровение на шесть частей.

На протяжении всей книги неоднократно появляется цифра «семь», организующая события, происходящие в видениях, в серии: семь церквей (2:1,8,12,18; 3:1,7,14), семь духов Божьих (4:5), семь печатей (6:1,3,5,7,9,12; 8:1), семь труб (8:6,7,8,10,12; 9:1,13; 11:15), семь громов (10:3), семь чаш (16:1,2,4,8,12,17), семь главных персонажей (12:1,3,5,7; 13:1,11; 14:1) и семь блаженств (1:3; 14:13; 16:15; 19:9; 20:6; 22:7,14). Некоторые из этих семерок являются частью литературной структуры книги и приведены последовательно, другие нет. Использование числа семь указывает на замысел книги, превращающий ее в нечто большее, чем случайное нагромождение странных символов.

Другие сочетания или определенные числа единичны: двадцать четыре старца (4:4), четыре животных (4:6), четыре всадника (6:1-8), четыре ангела (9:14), сто сорок четыре тысячи искупленных (7:4; 14:1), двенадцать врат в Божьем граде (21:12), двенадцать оснований (21:14), двенадцать сортов плодов на древе жизни (22:2) и многое другое.

Заслуживает упоминания еще одна фраза: «... молнии, громы, гласы» (4:5; 8:5; 11:19; 16:18). Последние три раза она встречается в конце каждого из описаний судов. Простое ли это повторение или ключ к тому, что все эти суды совпадают, а следовательно, каждый из них просто усиление предыдущего?

ПЛАН

Нижеприведенный план составлен на основе ключей, которые даны самой книгой.

 

ОТКРОВЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА

о том, «чему надлежит быть вскоре»

 

I.       Вступление: сообщение Христа   1:1-8

                   Название      1:1

                   Посредник    1:2

                   Похвала        1:3

                   Назначение   1:4,5а

                   Посвящение  1:5б,6

                   Девиз 1:7

                   Одобрение    1:8

 

II.      1-е видение. Христос в церкви: Живый  1:9-3:22

         Место: Патмос

         Описание      1:9-20

         Послания      2:1-3:22

                   В Ефес         2:1-7

                   В Смирну      2:8-11

                   В Пергам       2:12-17

                   В Фиатир      2:18-29

                   В Сардис      3:1-6

                   В Филадельфию      3:7-13

                   В Лаодикию  3:14-22

 

III.     2-е видение. Христос в небесах: Искупитель   4:1-16:21

         Место: Небо 

         Сцена на небе        4:1-5:14

         Семь печатей          6:1-8:5

                   Белый конь   6:1,2

                   Рыжий конь   6:3,4

                   Вороной конь 6:5,6

                   Бледный конь          6:7,8

                   Души мучеников     6:9-11

                   Знамения на небе    6:12-17

                   Bcтавкa:       запечатление 144 тысяч    7:1-17

                   Молчание на небе   8:1-5

 

         Семь труб     8:6-11:19

                   Град, огонь и кровь 8:7

                   Море превращается в кровь        8:8,9

                   Звезда, упавшая на воды   8:10,11

                   Солнце, луна и звезды померкли  8:12,13

                   Бездна разверзлась 9:1-12

                   Освобождение четырех ангелов   9:13-21

                   Вставка:       малая книжка         10:1-11:14

                            Измерение храма     10:1-11:14

                            Два свидетеля        10:1-11:14

                   Провозглашение завершения       11:15-19

 

         Знамения               12:1-16:21

         Личности               12:1-14:20

                   Жена           12:1,2

                   Дракон                  12:3,4

                   Младенец мужского пола  12:5,6

                   Архангел Михаил     12:7-17

                   Зверь из моря         13:1-10

                   Зверь из земли       13:11-18

                   Агнец на горе Сион 14:1-5

                   Вставка:       возвещение ангелов         14:6,7

                            Призыв к суду        14:6,7

                            Падение Вавилона   14:8

                            Предупреждение о гневе   14:9-12

                            Блаженство умерших        14:13

                            Призыв к жатве      14:14-16

                            Жатва винограда гнева     14:17-20

 

         Семь чаш      5:1-16:21

                   Сцена на небе        15:1-8

                   Суды   16:1-21

                   Раны на людях        16:2

                   Превращение моря в кровь         16:3

                   Превращение источников в кровь          16:4-7

                   Сильный солнечный зной   16:8,9

                   Мрак  16:10,11

                   Нечистые духи        16:12-15

                   Завершение  16:17-21

 

IV.      3-е видение. Христос побеждает: Воин  17:1-21:8

         Место: пустыня

                  Уничтожение Вавилона      17:1-18:24

                   Радость на небе      19:1-10

                   Низвержение зверя           19:11-21

                   Сковывание сатаны 20:1-3

                   Тысячелетнее Царство      20:4-6

                   Последнее восстание        20:7-10

                   Суд над умершими   20:11-15

                   Новое небо и новая земля 21:1-8

 

V.       4-е видение. Христос завершает все: Агнец    21:9-22:5

         Место: гора

                   Град Божий   21:9-21

                   Поклонение Богу     21:22-27

                   Благословения Бога 22:1-5

 

VI.      Послесловие: призыв Христа       22:6-21

                   К послушанию — воля       22:6-9

                   К награде — разум  22:10-15

                   К общению — чувства       22:16-20

                   Благословение        22:21

 

ОЦЕНКА

В рамках данной книги, являющейся лишь обзором Нового Завета, не представляется возможным дать полное толкование книги Откровение, но некоторые наблюдения могут быть полезны.

Откровение написано в стиле апокалиптической литературы, но оно резко отличается от большинства подобных книг тем, что имеет определенного автора, называющего себя но имени и ставящего перед собой определенную цель. Эта цель — не в предсказании всех событий церковной истории, а в представлении общих тенденций и устремлений века сего и их завершения при втором пришествии Христа. Тройное провозглашение и призыв в послесловии «Се, гряду скоро» (22:7,12,20) повторяет обещание, данное Им церквям (2:16; 3:11), и делает всю книгу предостережением этому миру и ободрением для народа Божьего.

Некоторые моменты пронизывают всю книгу. Христос с самого начала прославлен, сияет ярким светом, облачен в белые одежды. Он проверяет, обличает и наставляет Церковь. Он притязает на право быть Судьей, творить суд на основании данных запечатанной книги: Он — Агнец, получивший это право, потому что Он искупил человечество (5:4-7). В исполнении суда Он — Победитель, сидящий на белом коне, как римский полководец, участвующий в триумфальном шествии (19:11), и имя Его «ЦАРЬ ЦАРЕЙ И ГОСПОДЬ ГОСПОДСТВУЮЩИХ» (19:16). При завершении всего Он — Жених Своего народа (19:7: 21:9) и снова назван Агнцем по причине совершенного Им искупления.

Хронологическое распределение материалов в книге Откровение вызывает споры. Историческая школа видит в ней полный календарь всех главных событий со времени написания до пришествия Христа, футуристическая школа относит большую часть событий к семилетнему периоду, непосредственно предшествующему повторному явлению Господа, претеристическая и идеалистическая школы считают книгу Откровение независимой от хронологии. Некоторые же факты, однако, кажутся совершенно ясными. Послания к семи церквям в первых трех главах книги были обращены к реально существовавшим в городах Асии церквям, так что эти главы относятся ко времени жизни автора. Начала видения в четвертой главе относит его к тому, «чему надлежит быть после сего» (4:1), то есть от времени жизни автора и далее. Два последних видения в книге еще не исполнились и относятся к еще не наступившим последним временам. Таким образом, Книга Откровения частично обращена к прошлому, частично — к настоящему и частично — к будущему.

Последние две части связаны друг с другом. Первая — Отк 17:1-21:8 — посвящена гибели порочного мирового устройства, изображенного в виде блудницы — Вавилона. Вторая — Отк 21:9-22:5 — описывает окончательное явление невесты Христа, Нового Иерусалима. Параллельность этих двух разделов включает в себя как сходство, так и контраст. Оба представлены одним из «семи Ангелов, у которых было семь чаш». Небесный вестник приглашает зрителя посмотреть эту сцену следующими словами: «подойди» и «пойди». Каждое из них представляет завершение устремлений: одно — конец отхода от Бога, другое — завершение искупления.

Равно ясна и параллельность контраста. Первое представляет блудницу, второе — невесту. Первое избирает местом действия пустыню (17:3), второе — гору (21:10). Первое говорит, что на блуднице начертаны имена богохульные (17:3), а второе, что на Святом Граде начертаны имена двенадцати колен и двенадцати апостолов (21:12,14). Первое представляет Вавилон, город морального разложения, подлежащий осуждению (17:6), второе описывает Новый Иерусалим, сходящий с небес, чистый и непорочный (21:10). Первый гибнет в страшном суде, второй пребывает в вечном свете. Первый подвержен проклятию, второй получает благословение.

Книга Откровение дает божественную перспективу истории. Как бы подробно ни толковались ее образы, она дает нам возможность увидеть все происходящее на земле глазами божественной святости, которая созерцает как добродетели, так и недостатки церквей, гибель и надежду мира. Слово к церкви посылается Сущим, который движется среди золотых светильников; сцена совершения суда происходит перед престолом Бога (4:2-19:5), а окончательный суд произносится с того же престола (20:11). В описании нового неба и новой земли престол, как и источник реки жизни, занимает центральное место (22:1). Частое упоминание престола в Откровении проясняет понятие абсолютного владычества Бога и Его вечной власти над всеми поступками людей.

Преобладающему оптимизму книги противопоставлена яркая картина зла. В ней нет ни намека на то, что мир в целом улучшится с течением времени или что в конце концов люди покаются и с верой обратятся к Богу. Она описывает последнюю цивилизацию как предельно богатую, культурно передовую и совершенно безбожную (18:1-5). Последний акт организованного человечества — вооруженное восстание против Бога и Его Христа (20:7-10). Ни в какой другой книге Библии, разве только в словах Самого Иисуса, окончательный приговор греху не выражен так отчетливо, так ужасающе ясно, как здесь (20:15).

Современному человеку XX века Апокалипсис теперь кажется менее катастрофичным, чем его отцу или деду. Таинственные упоминания говорящих образов (13:15), низведение огня с небес (13:13), экономический контроль над большинством населения (13:16,17), принудительное послушание искусственной религии (13:14), опустошение земли под влиянием стихийных бедствий в море и физических изменений солнца (16:3,8), собрание всех царей земли на битву (16:14), управление народами мира, осуществляемое одним или двумя людьми (19:19,20), полное падение цивилизации «в один час» (18:18-20) не кажутся сегодня невозможными. Во многих отношениях книга Откровение — самая современная из всех существующих книг.

Последним обетованием «Ей, гряду скоро!» заканчивается Новый Завет. Бог говорил через Закон и пророков, теперь Он говорит в Сыне Своем, Который «однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» (Евр 9:26). Впереди лежит еще более великое откровение, когда Он «во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр 9:28). На это откровение и на эту победу указывает книга Откровение.

 

 

 

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.