Меррилл Тенни
Обзор Нового Завета
ГЛАВА 11. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА
ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Евангелие от Иоанна — самое необычное и, в известном смысле, самое ценное из четырех канонических Евангелий. Описывая ход событий с той же широтой, что и синоптические Евангелия, оно существенно отличается от них композицией и языком. В нем нет притч, в нем приведены только семь чудес, но зато пять из них не засвидетельствованы более нигде. Переданные в этом повествовании речи Иисуса свидетельствуют главным образом о Его личности: гораздо меньшее внимание уделяется этическому учению Царства. Приведено довольно много личных бесед Иисуса. Вообще отношения Христа с отдельными людьми явно интересуют автора больше, чем Его отношения со всем народом. Евангелие очень сильно с теологической точки зрения и сосредоточено главным образом на личности Христа и на значении веры в Него.
Из-за значительного отличия этого Евангелия от синоптических его подлинность некоторым исследователям представлялась сомнительной. Чтобы разрешить такого рода сомнения, нужно рассмотреть происхождение книги и цели ее написания. По преданию, четвертое Евангелие было создано Иоанном, сыном Зеведеевым, единственным из двенадцати апостолов, остававшимся в живых еще в 90-х годах первого века и проживавшем в Ефесе. Хотя эта версия довольно активно критиковалась, никто так и не смог предложить иной, более обоснованной гипотезы. Слишком мало известно о христианских общинах конца первого века, чтобы говорить о происхождении этой книги с абсолютной достоверностью.
Самые ранние свидетельства о Евангелии от Иоанна содержатся у Папия, которого цитирует Евсевий.1 В книге Евсевия говорится о двух Иоаннах, учениках Христа и Его современниках, одного из которых он называет старшим. Евсевий делает вывод, что существовало два разных человека с таким именем, добавляя, что в Ефесе есть две могилы, которые считаются могилами Иоанна. Поскольку текст самого Папия не сохранился, трудно установить обоснованность этого вывода. Не исключено, что Евсевий неправильно понял Папия. Называя апостола Иоанна «старшим» (греч. presbyter), Папий мог просто иметь в виду, что он был пресвитером какой-то общины, обращая внимание при этом, что в его время (конец I века) оставалось в живых лишь двое учеников Христа, видевших Господа в дни Его земного служения.
Версия, согласно которой четвертое Евангелие было написано неизвестным пресвитером по имени Иоанн, не может считаться убедительной. Авторство апостола Иоанна, сына Зеведеева подтверждается всеми отцами Церкви, начиная с Иринея. В частности, прямо свидетельствуют об этом Климент Александрийский (190 г.), Тертуллиан (прибл. 200 г.), Ориген (прибл. 220 г.), Ипполит (прибл. 225 г.), а также фрагмент Муратори (прибл. 170 г.).
АВТОР ПОВЕСТВОВАНИЯ
Некоторые сведения об авторе можно почерпнуть из самого Евангелия. Во-первых, он еврей, привыкший говорить и думать по-арамейски, хотя само повествование написано по-гречески. В тексте мало сложноподчиненных предложений и причастных оборотов. В нем довольно часто встречаются еврейские или арамейские слова, смысл которых затем поясняется. Автор явно знаком с еврейским преданием. В 1:19-28 говорится об ожидании прихода Мессии. Он знал об отношении иудеев к самарянам (4:9) и был знаком со специфической манерой богослужения последних (4:20). Ему известны иудейские праздники, смысл которых он довольно подробно объясняет читателю.
Во-вторых, он палестинский еврей, хорошо знакомый со страной. особенно с Иерусалимом и его окрестностями (9:7; 11:8: 18:1). Знал он также и города Галилеи (1:44; 2:1), и территорию Самарии (4:5-6,21). Очевидно, что в Палестине он чувствует себя дома.
Он был очевидцем описываемых им событий, о чем говорит сам: «мы видели славу Его...» (1:14) или «видевший засвидетельствовал» (19:35). Некоторые детали повествования косвенно свидетельствуют о том же. Например, указание часа, когда Иисус сидел у колодца (4:6), сведения о числе и размере кувшинов на браке в Кане Галилейской (2:6), вес и цена мира, которым Мария помазала ноги Иисуса (12:3-5), подробности суда над Иисусом (гл. 18-19) — все это мало влияет на основной ход повествования, но указывает, что автор сам присутствовал при всех описываемых событиях.
Кто же автор? Он явно был вместе с Иисусом с самого начала Его служения, поскольку упоминает эпизоды, более ранние, чем те, с которых начинается описание служения в синоптических Евангелиях. Из последней главы можно сделать вывод, что он был тем учеником, «которого любил Иисус», который возлежал у Него на груди во время тайной вечери (13:23). Он был близок и Симону Петру. Кроме того, он был на суде (18:15-16) и находился рядом с крестом во время казни (19:26-27). Человека, по отношению к которому справедливо все сказанное, нетрудно определить методом исключения, перебрав всех ближайших учеников Иисуса. Иаков был убит еще в первые годы существования Церкви (Деян 12:2). Петр, Фома и Филипп так часто упоминаются в третьем лице, что ни один из них не может быть автором. Хотя автор не называет себя, он, вероятно, считал само собой разумеющимся, что читатели знают его и признают его авторитет в тех делах, о которых он пишет. Таким образом, единственный человек, который может быть назван автором четвертого Евангелия — это Иоанн, сын Зеведея. На основании этого заключения можно попытаться установить некоторые сведения о нем.
Данные о его жизни весьма отрывочны, как и о жизни всех, кто жил в первые годы христианства. Его отцом был Зеведей (Мк 1:19-20) — рыбак из Галилеи, а матерью — Саломия, которая, возможно, была сестрой Марии, матери Христа (ср. Мф 27:56; Мк 15:40: Ин 19:25). Он вырос в Галилее и вместе с Симоном и его братом Андреем занимался рыбным промыслом на Галилейском море. Не исключено, что вначале он был, как и Андрей, учеником Иоанна Крестителя (Ин 1:40). Если это так, то он сопровождал Иисуса в Его первом путешествии по Галилее (Ин 2:2), а позже, вместе с другими учениками, оставил рыбную ловлю, чтобы следовать за Христом (Мф 4:21-22).
Он был участником очень многих событий, происходивших в жизни Иисуса. Нет смысла называть их все. Иоанн был с Иисусом в Иерусалиме в первый год Его служения в Иудее. Не исключено, что беседа с Никодимом происходила в его доме. В числе двенадцати учеников он был отправлен Иисусом на самостоятельное служение (Мф 10:1-2). Возможно, что он и его брат Иаков обладали довольно пылким характером и нуждались в наставлениях Иисуса в той же мере, что и остальные из двенадцати. Иисус называл их «сыновьями грома» или, если переводить это выражение буквально, «сыновьями смятения» (Мк 3:17). Марк не дает объяснения этого прозвища, но евреи часто использовали такой оборот как характеристику человека. (Например, «сыны Велиара» означало «недостойные собратья».) Их нетерпимость и грубость проявились, когда они хотели запретить человеку изгонять бесов лишь потому, что он не ходил с ними (Лк 9:49), или в желании свести огонь с неба на самарийские села, жители которых не хотели принять Христа (Ин 9:52-54). Оба необдуманно просили свою мать ходатайствовать перед Иисусом, чтобы тот сделал их первыми в Своем Царстве (Мф 20:20-28). Иисус резко обличил в них эту духовную незрелость, хотя оба они были движимы верностью Ему и Его делу.
На тайной вечере Иоанн занимал особое место и был ближе всех к Иисусу (Ин 13:23). Во время суда он получил доступ во двор первосвященника, потому что был знаком с его семьей (18:15-16). Возможно, он ездил ранее в Иерусалим, чтобы заключать какие-то контракты, связанные с продажей рыбы, а потому был известен и в домах иерусалимской знати. Он был свидетелем суда и казни Иисуса. Ему Иисус поручил заботу о Своей матери (19:26-27). Он был вместе с Петром в тяжелые дни после погребения и одним из первых увидел пустой гроб. Обнаружив пустые погребальные одежды, он «увидел и уверовал» (20:8).
Последние строки повествования содержат намек на то, что он жил еще долго после тех событий, которые описал. Из посланий видно, что он стал довольно влиятельным членом церкви и использовал свое влияние для активной проповеди любви Божьей, явленной через Христа. Умер он, вероятно, в самом конце I века.
Из этих отрывочных сведений о жизни Иоанна, вплетенных в общее повествование о жизни Христа, можно сделать некоторые выводы о характере и о духовном опыте этого человека. Ревностный по характеру, он был безраздельно предан Христу, хотя иногда и проявлял свою преданность необдуманно и поспешно. Однако Господь смирил его вспыльчивость и укротил нетерпимость, сделав его апостолом любви, чья посвященность не была превзойдена ни одним другим автором Нового Завета. Его горячий темперамент проявляется в его манере выражаться. Он, вслед за Иисусом, называет людей, упорствующих в своем неверии и злобности «детьми дьявола» (Ин 8:44 и 1 Ин 3:10). Но тот же человек говорит: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1 Ин 4:7). Это не противоречит его пламенной природе. Быть может, он был человеком, способным стать великим грешником, но Иисус превратил его в великого свидетеля.
ВРЕМЯ И МЕСТО НАПИСАНИЯ
Дата создания Евангелия от Иоанна определяется разными исследователями по-разному. Имеющиеся версии охватывают период с 40 по 140 год. Иногда называют даже более позднюю дату. Ясно, что оно не могло быть написано после Татианова Диатессарона (прибл. 170 год), поскольку было включено в него. Открытие фрагмента Райланда, сохранившего отрывок Евангелия от Иоанна 18:31-33,37-38, показывает, что им пользовались еще в первой половине II века.1 Существует мнение,2 что оно могло быть написано еще в 40 году, хотя мало кто всерьез принимает эту дату. Вероятнее всего, оно было создано в Малой Азии (предание называет Ефес) в конце I века, когда церковь достигла уже определенной зрелости и возникла потребность в развитии учения о сущности веры. Книга писалась, по-видимому, в языческом окружении, так как праздники и обычаи иудеев объясняются в ней довольно подробно, с очевидным расчетом на читателя, незнакомого с иудейской традицией (Ии 2:13: 4:9; 19:31).
СОДЕРЖАНИЕ
Ключ к пониманию содержания Евангелия от Иоанна можно найти в высказывании самого автора (Ин 20:30-31):
«Много еще сотворил Иисус перед учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей; cue же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.»
Три слова бросаются в глаза в этом коротком отрывке: чудеса (знамения), уверовать, жизнь. Первое слово важно потому, что вокруг небольшого числа чудес структурировано все повествование. Эти чудеса сами по себе подобны тем, которые описаны в синоптических Евангелиях, но здесь они имеют особый смысл, благодаря которому евангелист называет их знамениями.3 Они совершены Иисусом всенародно, над людьми и/или ради людей. Они указывают на разные аспекты Его могущества и свидетельствуют о Его божественной природе. Эти знамения (или чудеса) можно классифицировать следующим образом:
ЧУДО ССЫЛКА ВЛАСТЬ НАД ЧЕМ
ОБНАРУЖИВАЕТ
(ЗНАМЕНИЕ)
Претворение воды в вино 2:1-11 Качество
Исцеление сына царедворца 4:46-54 Пространство
Исцеление расслабленного 5:1-9 Время
Насыщение пяти тысяч 6:1-14 Количество
Хождение по воде 6:16-21 Законы природы
Исцеление слепорожденного 9:1-12 Несчастие
Воскрешение Лазаря 11:1-46 Смерть
Эти семь чудес совершены именно в тех сферах, где человек не способен ничего изменить. Иисус показал свою силу там, где бессилен человек. Совершенные им дела показывают Его сверхъестественную власть.
Второе слово — уверовать — имеет особенное значение для евангелизации. В разных своих вариантах — верить (чаще всего), доверять, вверить (2:24) — оно встречается 98 раз. Оно имеет смысл признания в Христе того, Кем Он Сам Себя называет, а также полное посвящение человека Христу. Оно выражает самое существо христианской жизни. Этот глагол всегда употребляется в настоящем времени, что указывает на веру, как постоянное состояние христианина. Иоанн определяет веру в Христа как принятие Его (1:12), т.е. введение Его в свою жизнь. Будучи убежден чудесами, которые доказали ему могущество Иисуса Христа, человек естественно приходит к вере.
Третье слово — жизнь — означает результат веры, т.е. полноту того, что верующий получает через спасение. Это — самое высокое переживание из всех доступных человеку. Сам Иисус выразил его словами: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобой Иисуса Христа» (Ин 17:3). Жизнь по Иоанну — это не просто жизненная сила животного или простое человеческое существование. Она включает новое сознание, новое взаимодействие с окружающим и постоянное совершенствование. Сам Христос дает нам образец такой жизни. Она есть Божий дар христианину и цель, которую Бог ставит перед человеком.
Эти три слова составляют логическую организацию повествования. В чудесах (знамениях) содержится откровение Бога; в вере — отклик человека; в жизни — результат веры.
ПЛАН ПОВЕСТВОВАНИЯ
Развитие центральной темы, которой является вера, проявляется в плане Евангелия.
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА — ЕВАНГЕЛИЕ ВЕРЫ
I. Предисловие 1:1-18
Вера — тема всего повествования
II. Период размышления 1:19–4:54 Представление предмета веры
Свидетельство Иоанна Крестителя 1:19-51
Свидетельство дел Иисуса 2:1-22
Свидетельство слов Иисуса 2:23–4:54
III. Период разногласий 5:1-6:71
Вопросы веры и неверия
Представленные в делах 5:1-18
Представленные в спорах 5:19-47
Представленные в наглядной
демонстрации 6:1-21
Представленные в речи 6:22-71
IV. Период столкновений 7:1–11:53
Столкновение веры и неверия
Описание конфликта 7:1-8:59
Конфликт с братьями Иисуса 7:1-9
Конфликт с народом 7:10-52
Женщина, обвиненная в прелюбодеянии 7:53–8:11
Конфликт с фарисеями 8:12-59
Иллюстрация конфликта 9:1–11:53
Посредством исцеления слепорожденного 9:1-41
Посредством речи о пастыре 10:1-21
Посредством доводов 10:22-42
Посредством воскрешения Лазаря 11:1-53
V. Период кризиса 11:54–12:36а
Заявление веры и неверия
VI. Беседы о вере 12:36б–17:26
Укрепление веры
Переход 12:366–13:30
Беседы с учениками 13:31–16:33
Беседы с Отцом 17:1-26
VII. Период завершения 18:1–20:31
Победа над неверием
Предательство 18:1-27
Суд Пилата 18:28–19:16
Распятие 19:17-37
Погребение 19:38-42
Воскресение 20:1-29
VIII. Заключение 21:1-25
Обязательства веры
Структура Евангелия от Иоанна настолько проста, что ее можно обнаружить даже при первом чтении. От начала до конца евангелист последовательно развивает тему веры. Он не пытается создать искусственное нагромождение фактов. Богодухновенный автор избирает лишь некоторые эпизоды и поучения, которые ясно показывают характер данного во Христе божественного откровения (1:19). Он выстраивает повествование так, чтобы увлечь читателя волной духовного движения и привести к действенному исповеданию веры в Христа.
В предисловии (1:1-18) вводится особый термин, призванный дать характеристику личности Христа. Этот термин — Слово или Логос. Он не встречается в синоптических Евангелиях и вообще не свойственен религиозной лексике того времени. Христос (Мессия, Помазанник) — термин иудейский, Господь — языческий, Иисус — человеческий. Термин Слово — Логос — философский. Таким образом, Иоанн делает героя своего повествования универсальной фигурой, воплощением Вечною Разума. Который есть Бог. Который исходит от Бога и Который являет Бога, как сын являет отца. Он познается теми, кто принял Его (1:12). Столкновение тех, кто Его принял, и тех, кто не принял, тождественен столкновению света и тьмы.
Период размышления (1:19-4:54) представляет воплотившееся Слово таким, каким Его увидели и приняли современники. Сначала Он представлен в свидетельстве Своего предтечи Иоанна и делах, которые Он совершает перед его учениками. Его характеристика — «Агнец Божий» — (1:29) и Его метод обращения к нуждам и чаяниям будущих последователей связывают Его явление с предыдущей историей и откровением. Для раскрытия Своей природы Он использовал как проповедь Иоанна, так и пророчества Ветхого Завета. Делами он свидетельствовал о Своей власти над вещами и явлениями (2:1-22). Его сила обнаруживается затем и в беседах, которые Он ведет с разными людьми. Образованный иудейский учитель Никодим, острая на язык и циничная самарянка, галилейский царедворец — по-видимому, язычник, — все были направлены к вере в Иисуса различными доводами и способами.
Открытое явление Себя народу привело к разногласиям, потому что многие отказались следовать Его призыву поверить в Него. Он не требовал слепой безрассудной веры, но всегда обращался к фактам и давал ясные ответы на вопросы о вере и неверии.
Разногласия обострились после исцеления расслабленного у купальни, потому что оно было совершено в субботу. Об этих разногласиях говорится в третьем разделе книги (5:1-6:71). Иисус сказал, что Его действие было примером того, что Его Отец творит постоянно, указав, таким образом, на Свою божественную природу. Он ссылается на пять свидетельств: Его Самого, Его Предтечи, Его Отца, Его дел и Священных Писаний (5:19-47). Чудеса, описанные в главе 6, были совершены, по мнению Иоанна, главным образом ради учеников, чтобы укрепить их веру. Эти чудеса тесно связаны с речами, произнесенными вслед за их совершением. Речи окончательно раскрывают ту истину, о которой свидетельствуют чудеса. Призыв к вере, содержащийся в этой части повествования, очень силен. Иисус словно желает, чтобы ученики полностью доверились Ему прежде, чем начнутся разногласия и конфликты, которые могут отдалить их от Него.
Период столкновений (7:1–11:53) оказывается естественным продолжением периода разногласий. Растущая, хотя и не всегда, стойкая, вера учеников противопоставляется явному неверию братьев Иисуса, постоянным колебаниям толпы, злобному противлению иудейской иерархии. Личная оценка Иисусом этого конфликта обнаруживается в эпизодах с исцелением слепого и с воскрешением Лазаря. В первом случае Он говорит о необходимости творить волю Отца, пока есть возможность. Второе же чудо Он Сам считает высшим доказательством Своей силы и власти. Передаваемые в главе 10 разговоры отражают последнюю попытку Христа объяснить народу Свое назначение. Он объясняет смысл Своей грядущей смерти так же ясно, как в передаваемой синоптическими Евангелиями речи перед учениками в Кесарии Филипповой. Исход конфликта Он предсказывает так: «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее» (10:17).
Период столкновений приводит к эскалации напряжения, проявившейся в период кризиса (11:54-12:36а). Чтобы на время уйти от споров, Иисус отправляется из Иерусалима в Ефраим. Чувства Его друзей видны из описания ужина, который устраивают для Него в Вифании (12:1-2). Когда Он возвращается в Иерусалим, толпа паломников, прибывших сюда на празднование Пасхи, встречает Его с воодушевлением (12:20-21). Сам Иисус, понимая, что исход уже предрешен, уклонялся от встреч с народом (12:36). Свое поведение Он сверял с божественным предназначением, а не с мнением народа.
До сих пор служение Христа было всенародным, открытым. Теперь оно становится уединенным и частным. Шестая часть книги — период бесед (12:36-17:26) — содержит описание Его последних бесед с учениками, наставление учеников после тайной вечери и Его молитву, обращенную к Отцу. Приготовление учеников к последним событиям Его жизни и сообщение Отцу о завершении Своего труда подводят итог земного служения Иисуса.
Период завершения (18:1–20:31) раскрывает два противоположных принципа: веру и неверие, достигающих своего максимального выражения. Предательство и убийство Христа оказываются окончательным результатом неверия. Малодушие Петра, предательство Иуды, завистливая злоба священников, трусость и жестокость Пилата показывают, как неверие достигает своего предела. Постоянство любимого ученика и женщин, смелый поступок Никодима и Иосифа показывают, что даже несовершенная и непросвещенная вера может хранить верность, преодолевая страх и опасности. Окончательным оправданием веры становится воскресение. Оно является главным подтверждением того откровения, которое дано нам через Иисуса Христа, Сына Божьего.
НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ МОМЕНТЫ
Евангелие от Иоанна содержит ряд отличительных черт, каждая из которых служит раскрытию главной темы повествования. Иисус делает семь основных утверждений, начинающихся словами «Я ЕСМЬ».
1. Я есмь хлеб жизни 6:35
2. Я есмь свет миру 8:12,9:5
3. Я есмь дверь овцам 10:7
4. Я есмь пастырь добрый 10:11,14
5. Я есмь воскресение и жизнь 11:25
6. Я есмь путь, истина, жизнь 14:6
7. Я есмь истинная виноградная лоза 15:1
Иоанн подчеркивает личное отношение Христа к человеку. В повествовании приводится двадцать семь личных бесед, некоторые из которых довольно коротки, а некоторые обстоятельны и пространны. Иногда эти беседы сопряжены с каким-то эпизодом — например, исцелением сына царедворца (4:46-54) или судом Пилата (18:28–19:16). Подобные случаи обнаруживают заинтересованность Иисуса в человеке, а не в совершаемом действии. Так, синоптические Евангелия изображают суд Пилата как важное событие в жизни Самого Христа. Иоанн же, кроме этого, показывает заинтересованность Иисуса в том, чтобы Пилат увидел и признал Его назначение.
Словарь Иоанна очень необычен. Ключевые слова повторяются в Евангелии многократно. Это вовсе не означает, что у автора очень скудный словарный запас. Делается это потому, что основные понятия, вследствие их высокой ценности, должны быть рассмотрены с разных сторон. Такие слова как «жизнь», «мир», «свет», «тьма», «труд», «веровать», «плоть», «час» часто употребляются в переносном смысле или даже как своего рода технические термины. Другие слова довольно абстрактны и имеют философское содержание: «истина», «верно», «ненавидеть», «принимать», «любить» (два разных глагола), «отнимать», «посылать», «начало», «знать» (два разных глагола), «слава», «прославлять», «свидетельствовать», «свидетельство», «пребывать», «Отец». Евангелие от Иоанна показывает своим набором слов, что учение о христианской жизни к моменту его написания уже выкристаллизовалось в определенные понятия, твердо зафиксированные в языке, которые как тогда, так и теперь, представляют совершенно новый образец духовной истины.
Евангелие от Иоанна подчеркивает божественность Иисуса Христа, Сына Божьего, хотя оно, пожалуй, даже более явно, чем синоптические Евангелия, указывает и на Его человеческую природу. Однако именно Иоанн прямо говорит: «Слово было Бог« (1:1); «Я и Отец — одно» (10:30); «Прежде, нежели был Авраам, Я есмь» (8:58); «видевший Меня, видел Отца» (14:9). О том же говорит возглас Фомы: «Господь мой и Бог мой!» (20:28).
Человеческой природе Христа Иоанн также уделяет большое внимание. Повествование показывает, что Он утомлялся (4:6), жаждал (4:7), возмущался (6:26), печалился (6:67), бывал суров (8:44), скорбел (11:35), был признателен (12:7), взволнован (12:27), был любящим (13:1), верным (18:8), смелым (18:23). Для современников, мало знавших Его, Он был «Человек, называемый Иисус» (9:11). Для живущих рядом с Ним — «Христос, Сын Бога живого» (6:69).
НАЗНАЧЕНИЕ
Цель Евангелия от Иоанна, как уже говорилось, апологетическая. Оно должно помочь вере проникнуть в сердца читателей или слушателей. Евангелие рассчитано на тех, кто проявляет известные философские наклонности и ищет ответа на просьбу Филиппа: «Господи! Покажи нам Отца, и довольно для нас» (14:8).
Вполне возможно, что сознательной целью автора было дополнить те описания жизни Христа, которые представлены в синоптических Евангелиях. Мы не можем однозначно утверждать, что Иоанн был хорошо знаком с произведениями Матфея, Марка или Луки. Однако тот факт, что он опустил описание служения Иисуса в Галилее, почти не передает притчи и явно проявляет избирательность в описании чудес (в чем он сам и признается в 20:30), показывает, что автор хотел дать читателям новую для них информацию, которая еще не существовала в письменном виде. Согласованность с синоптическими Евангелиями в передаче исторических данных при этом сохранена. Описывая, например, омовение ног на тайной вечере, автор показывает, что Иисус хотел преподать ученикам урок смирения. Лука же рассказывает, что на тайной вечере ученики спорили между собой, «кто из них должен почитаться большим» (Лк 22:24). Таким образом, оказывается, что два разных рассказа соединяются в своем значении, имеют одинаковый смысл. Можно, впрочем, лишь догадываться, не дополнил ли, в данном случае, Иоанн Луку, описав реакцию Иисуса на спор учеников.
Основываясь на утверждении Климента Александрийского, которого цитирует Евсевий, можно лучше представить себе, как соотносятся Евангелие от Иоанна и синоптические Евангелия:
«Иоанн, последний из всех, сознавая, что в Евангелиях (синоптических) на первый план вышли внешние факты (греч. — somatica), будучи побуждаем своими учениками и движим Святым Духом, составил духовное (греч. — pnevmaticon) Евангелие».1
Если мы правильно понимаем слово «духовное» — так, что представляем «божественную сторону предмета». Евангелие от Иоанна представляет собой важное дополнение к сообщенному синоптиками. Некоторые авторы утверждают, что Иоанн пользовался синоптическими Евангелиями, особенно Евангелием от Марка (возможно Евангелием от Луки и совсем маловероятно, что он использовал Евангелие от Матфея). Наиболее ярко это проявляется в том, что Евангелие от Иоанна (описывающее частое посещение Иисусом Иудеи) помогает понять такие утверждения как, например, Лк 4:44: 14:34.
Итак мы можем сказать, что:
1) Евангелие от Иоанна независимо от синоптиков;
2) все четыре описания являются Евангелиями, описывают одного человека, при этом каждое показывает его со своей стороны, что является важным для получения полной картины жизни, деятельности и личности Иисуса.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА ПОВЕСТВОВАНИЯ
Одна из особенностей Евангелия от Иоанна состоит в том, что он дает очень краткие описания одного и того же человека в разных, отдельных друг от друга отрывках. Никодим (3:1-15; 7:50-52; 19:39), Филипп (1:43-46; 6:5-7; 14:8-11), Фома (11:16; 14:5-6; 20:24-29), Мария и Марфа (11:1-40; 12:2-8), Мария, мать Иисуса (2:1-5; 19:26-27) и ряд других персонажей естественно и легко упоминаются по ходу повествования в разных его местах. Но благодаря этим отрывочным упоминаниям, в конце концов возникает целостный совершенный портрет конкретного человека. Нечто подобное делают и другие евангелисты, но у них это касается лишь ключевых фигур повествования (напр., Иуды или Петра). Четвертое Евангелие раскрывает характер как главных, так и второстепенных персонажей, показывая их образцами веры или неверия.
Комментарии: