Меррилл Тенни
Обзор Нового Завета
ГЛАВА 12. ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА
Естественно было бы ожидать, что Господь Иисус Христос был достаточно заметной фигурой, чтобы современники обратили на Него значительное внимание и оставили о Нем богатый библиографический материал. Его видели толпы народа, у Него были сотни последователей (1 Кор 15:6), чье живое свидетельство звучало еще в середине I века. Тем не менее, количество сведений о Нем сравнительно невелико. Помимо четырех Евангелий и некоторых упоминаний в посланиях апостолов, источники I века почти ничего о Нем не говорят.
СВЕТСКИЕ ИСТОЧНИКИ
Некоторые свидетельства о Христе и христианах все же могут быть приведены.
У Иосифа Флавия в «Древностях» есть следующие слова:1
«И был в то время Иисус, мудрый человек, если Его можно вообще назвать человеком, потому что Он творил дивные дела и был учителем таких людей, которые принимают истину с удовольствием. Он привлек к Себе многих из евреев и язычников. Он был Христос. И когда Пилат, по предложению начальствующих среди нас, приговорил Его ко кресту, возлюбившие Его от начала не оставили Его; ибо Он явился им живым в третий день, как предсказали Божии пророки, наряду с десятью тысячами других чудесных вещей. И род христиан, так названных но Нему, живет среди нас по сей день.»
Тацит, римский историк II века, описывая правление Нерона, упоминает о смерти Христа и христианах, живущих в Риме:1
«Но никакие утешения со стороны людей, никакая щедрость со стороны правителя, никакие умилостивления, представленные богам, не могли снять с Нерона позор, павший на него от уверенности всех, что он сам распорядился совершить поджог. Поэтому, чтобы подавить слухи, он ложно обвинил и наказал самыми ужасными пытками людей, которых было принято называть христианами и которых ненавидели за их необычность. Христос, основатель этого названия, был предан смерти, как преступник, при Понтии Пилате, прокураторе Иудеи, в правление Тиберия, но злостное суеверие, подавленное на некоторое время, прорвалось опять и не только в Иудее, откуда вред начался, но и в Риме...»
Свидетельство Светония кратко:2
«Наказанию (Нерона) подверглись христиане, группа людей, приверженных новому вредному суеверию.»
Плиний Младший, состоявший в переписке с императором Траяном, сообщал ему в одном из писем о христианах, с которыми столкнулся в Азии:3
«Они утверждали, что вся их вина или заблуждение состояли в том, что в установленный день они собирались до рассвета, воспевали, чередуясь, гимны Христу, как Богу, и клятвенно обязывались не преступления совершать, а воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния, нарушения слова, отказа выдать доверенное».
Лукиан, римский сатирик II века, говорил о Христе и христианах с презрением.1 Он утверждал, что эта религия связана с палестинскими синагогами. О Самом Иисусе он писал, что
«ѕэтот человек был распят в Палестине за то, что ввел в мир этот новый культѕ Их (христиан) первый законодатель убедил их в том, что все они братья друг другу после того, как отвергли греческих богов и поклонились распятому софисту, живя по его законам.»
Эти краткие заметки о Христе и христианах писались людьми, которые не знали истории этого движения и враждебно относились к его принципам. Они показывают, что во втором веке христианство было уже широко распространено и что факт существования Христа признавался даже Его врагами. Все приведенные отрывки показывают, что образованные язычники считали Иисуса малоизвестным религиозным фанатиком из Палестины, культ которого оказался гораздо более распространенным, чем можно было ожидать. Знатные римляне той эпохи относились к проповеди христианства так, как, возможно, нынешние американцы отнеслись бы к распространению в их стране японского синтоизма.
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ ХРИСТА
Данные, приведенные в четырех Евангелиях, отнюдь не позволяют нам составить полную биографию Христа. Наиболее полным является, пожалуй, Евангелие от Луки, но в нем отсутствуют сведения о раннем периоде служения Иисуса в Иудее, которые есть у Иоанна. Никто из евангелистов не пытается дать описание внешнего облика Иисуса, хотя, наверняка, они знали как Он выглядел. Евангелия хранят молчание относительно тридцати лет жизни Христа — только Лука слегка приподнимает завесу тайны. Четкой хронологии при изложении придерживается один Иоанн — это можно проследить по перечислению у него праздников, на которых бывал Иисус (один из этих праздников неясен — Ин 5:1). Отступления от хронологического порядка объясняются тем, что каждый автор имел свою цель и при упорядочении материла, стремился к более эффективному ее достижению, а не к хронологической точности. Евангелия — не хроника, а интерпретация. Последнее обстоятельство вызывает ряд расхождений по поводу порядка событий в жизни Христа. Ниже приводится план, который согласуется с точками зрения большинства исследователей. Он включает в себя наиболее крупные события, описанные в Евангелиях. Мы следуем порядку, который установлен в исследованиях Бертона, Гудспида1 и Хакка.2
ГАРМОНИЯ ЖИЗНИ ИИСУСА ХРИСТА
Мф Мк Лк Ин
I. Происхождение и младенчество
Родословие 1:1-17 3:23-38
Рождение Иоанна Крестителя 1:5-25
Благовещение 1:18-25 1:26-38
Рождение Иисуса 2:1 2:1-7
Явление ангелов пастухам 2:8-10
Обрезание и посвящение 2:21-39
Волхвы 2:1-12
Бегство в Египет 2:13-23
Детство, посещение Иерусалима 2:40-50
Годы молчания 2:51-52
II. Подготовка к служению
Служение Иоанна 3:1-12 1:1-8 3:1-20 1:19-37
Крещение Иисуса 3:13-17 1:9-11 3:21-22
Искушение 4:1-11 1:12-13 4:1-13
III. Раннее служение в Галилее
Брак в Кане 2:1-12
IV. Раннее служение в Иудее (Пасха)
Очищение храма 2:13-25
Беседа с Никодимом 3:1-21
Соперничество с Иоанном Крестителем 3:22-36
Удаление через Самарию 4:1-42
V. Возвращение в Галилею
Прибытие 4:12 1:14 4:14 4:43-45
Исцеление сына царедворца 4:46-54
Арест Иоанна и уход в Капернаум 4:13-16
Мф Мк Лк Ин
Первое путешествие по Галилее 4:17
Призвание первых учеников 4:18-22 1:16-20
День труда 8:14-17 1:21-34 4:31-41
Путешествие и проповедь 1:35-39 4:42-44
Чудеса и речи 8:1-4 1:40-3:12 5:1-6:19
9:1-17
12:1-21
Назначение двенадцати 3:13-19 6:12-16
Нагорная проповедь 5:1-7:29 (6:20-49)
Слуга сотника 8:5-13 7:1-10
Сын вдовы 7:11-17
Вопросы Иоанна Крестителя 11:2-30 7:18-35
Помазание Иисуса 7:36-50
Второе путешествие и проповедь 8:1-3
Возмущение семьи 12:46-50 3:31-35 8:19-21
Притчи 13:1-53 4:1-34 8:4-18
Чудеса 8:18, 23-34 8:22-56
9:8-26
VI. Третье путешествие: вершина служения
Второе путешествие в Иерусалим 5:1-47
Отвержение в Назарете 13:54-58 6:1-6
Путешествие двенадцати 9:36-11:1 6:7-13 9:1-6
Смерть Иоанна 14:1-12 6:14-29 9:7-9
Возвращение двенадцати 14:13 6:30-32 9:10
Насыщение 5000 14:13-21 6:33-44 9:11-17 6:1-14
Удаление и хождение по морю 14:22-33 6:45-52 6:15-21
Речь о хлебе жизни 6:22-71
Речь в синагоге 15:1-20 7:1-23
VII. Удаление на север
В Тире и Сидоне 15:21-28 7:24-30
В Десятиградии 15:29-31 7:31-37
Насыщение 4000. Речь 15:32-16:12 8:1-21
Исцеление слепого 8:22-26
Откровение о Себе 16:13-26 8:27-37 9:18-25
Преображение 16:27-17:13 8:38-9:13 9:26-36
Исцеление бесноватого 17:14-21 9:14-29 9:37-43
Предсказание смерти и воскресения 17:22-23 9:30-32 9:43-45
VIII. Последнее служение в Галилее 17:24-18:35 9:33-50 9:46-50 7:1-9
IX. Позднее служение в Иудее
Путешествие в Иерусалим 19:1-2, 10:1 9:51-62 7:10
через Самарию 8:19-22
Праздник Кущей 7:11-52
Мф Мк Лк Ин
Женщина, обвиненная
в прелюбодеянии 7:53-8:11 Спор с фарисеями 8:12-59
Слепорожденный 9:1-41
Проповедь о добром пастыре 10:1-21
Служение семидесяти 10:1-24
Притча о милосердном самарянине 10:25-37
Мария и Марфа 10:38-42
Молитва Господня 11:1-13
Разногласия с фарисеями 11:14-54
Учение народа 12:1-59
Праздник Обновления 10:22-39
X. Служение В Перее
Предостережения 13:22-35
Трапеза у фарисея 14:1-24
Призыв к народу 14:25-35
Наставление мытарей и грешников 15:1-32
Наставление учеников 16:1-17:10
Воскрешение Лазаря 11:1-44
Удаление в Ефраим 11:45-54
XI. Последнее путешествие
в Иерусалим
Служение в Самарии и Галилее 17:11-
18:14
Служение в Перее
Учение о разводе 19:1-12 10:1-12
Учение о детях 19:13-15 10:13-16 18:15-17
Богатый юноша 19:16-20:16 10:17-31 18:18-30
Предсказание смерти 20:17-19 10:32-34 18:31-34
Претензии сыновей Зеведеевых 20:20-28 10:35-45
Приближение к Иерусалиму 20:29-34 10:46-52 18:35-
19:28
Приход в Вифанию 11:55-
12:11
XII. Страстная неделя
Воскресенье
Вход в Иерусалим 21:1-9 11:1-10 19:29-40 12:12-19
Взгляд на город 21:10-11 11:11 19:41-44
Понедельник
Проклятие смоковницы 21:18-19 11:12-14
Очищение храма 21:12-13 11:15-19 19:45-48
Исцеления в храме 21:14-17
Мф Мк Лк Ин
Вторник
Засохшая смоковница 21:19-22 11:20-25
Разногласия 21:23-22:46 11:27-12:37 20:1-44
Осуждение книжников
и фарисеев 23:1-39 12:38-40 20:45-47
Лепта вдовы 12:41-44 21:1-4
Посещение эллинов 12:20-36
Отвержение Иисуса евреями 12:37-50
Апокалиптическая речь 24-25 13:1-37 21:5-38
Предсказание креста 26:1-5 14:1-2 22:1-2
Помазание Марией 26:6-13 14:3-9 12:2-8
Предательство 26:14-16 14:10-11 22:3-6
Среда — нет описания
Четверг
Пасхальная вечеря 26:17-29 14:12-25 22:7-30 13:1-38
Прощальная речь 14:1-31
Речь по дороге
в Гефсимансний сад 15-16
Первосвященническад молитва 17
В саду 26:30,36-46 14:26,32-42 22:39-46 18:1
Предательство и арест 26:47-56 14:43-52 22:47-53 18:2-12
Иисус пред Анной 18:12-24
19-23
Иисус пред Каиафой 26:57, 14:53, 22:54, 18:24
59-68 55-65 63-65
Отречение Петра 26:58, 14:54, 22:54-62 18:15-18,
69-75 66-72 25-27
Иисус пред Синедрионом 27:1 15:1 22:66-71
Смерть Иуды 27:3-10
Пятница
Иисус пред Пилатом 27:2,11-14 15:1-5 23:1-5 18:28-38
Иисус пред Иродом 23:6-12
Возвращение к Пилату 27:15-26 15:6-15 23:13-25 18:39-
19:16
Издевательства солдат 27:27-30 15:16-19
Путь на Голгофу 27:31-34 15:20-23 23:26-32 19:16-17
Распятие 27:35-56 15:24-41 23:33-49 19:18- 30
Погребение 27:57-60 15:42-46 23:50-54 19:31-42
Суббота
Женщины у гроба 27:61 15:47 23:55-56
Стража 27:62-66
XIII. Воскресение
Воскресенье
Посещение женщин 28:1-8 16:1-8 24:1-12 20:1- 10
Явления Иисуса
Мф Мк Лк Ин
Марии Магдалине 16:9-11 20:11-18
Другим женщинам 28-9-10
Доклад стражи 28:11-15
Двум ученикам 16:12-13 24:13-32
Петру 24:33-35
Десяти апостолам 16:14 24:36-43 20:19-25
Одиннадцати апостолам 20:26-31
У Галилейского озера 21:1-14
Разговор с Петром 21:15-25
Ученикам в Галилее 28:16-20 16:15-18
Одиннадцати на горе
Елеонской 24:44-49
Великое поручение и вознесение 28:18-20 16:19-20 24:50-53
Изучение этого плана позволяет обнаружить, что все четыре повествования достаточно хорошо согласуются между собой. Многие данные содержатся во всех трех синоптических Евангелиях и иногда повторяются у Иоанна. Полное совпадение в синоптических Евангелиях обнаруживается при описании многих чудес или пересказе притч. Все три евангелиста записали такие выдающиеся события как крещение, искушение, насыщение пяти тысяч, преображение, события страстной недели.
Лука и Иоанн помещают в свои повествования много такого материала, которого нет больше ни у кого. Отрывок Лк 9:51-18:14 очень оригинален по своему содержанию. Лишь некоторые выражения в этом фрагменте совпадают с Евангелием от Матфея, но там они приводятся в ином контексте. Большая часть свидетельств Иоанна не встречается в синоптических Евангелиях, хотя общая канва повествования и совпадает.
Евангелисты стремятся дать свидетельство о личности Христа, а не пересказывать историю. Поэтому им важны не полнота или хронологическая точность, а смысл тех или иных событий. Различия в повествованиях приводят к тому, что евангелисты как бы дополняют друг друга, хотя, по-видимому, не умышленно. Согласованность описаний приводит к выводу, что понимание личности Иисуса было для первых христиан главным для усвоения Его учения. При этом понимание личности базировалось на свидетельствах очевидцев.
Нет смысла повторять то, что было сказано при изучении отдельных повествований. Независимо от различия подходов евангелистов к свидетельству о Господе, одно обнаруживается весьма ясно: Он привлекал к Себе народ, был отвержен иудейскими лидерами, оставлен большинством народа и не вполне понят учениками. После смерти Иоанна Крестителя и возвращения двенадцати из их миссионерского путешествия служение Иисуса начинает становиться все менее популярным в народе, и Он неуклонно движется к кресту. Удаление на север и служение в Перее сопровождалось нарастанием разногласий. Реакция Иисуса показывает, что Он не надеялся убедить Своих врагов, но использовал споры с ними для наставления учеников, которые оставались верны Ему до конца.
Воскресение — это венец Его служения. Он несколько раз предсказывал его. Нет оснований сомневаться в истинности евангельского свидетельства о воскресении. Все евангелисты указывают, что гроб был найден пустым в первый день недели и что Господь несколько раз являлся Своим последователям после Своего воскресения.
Ни один из периодов жизни Христа не описан так хронологически полно. Даже описание страстной недели, в которой пропущена среда, менее подробно, чем описание событий, происшедших после воскресения.
ГЕОГРАФИЯ ВРЕМЕН ИИСУСА ХРИСТА
Служение Иисуса Христа проходило в пределах Палестины, на территории, занимавшей примерно десять тысяч квадратных миль. В младенчестве Он был увезен Иосифом и Марией в Египет, чтобы избежать угрозы со стороны Ирода (Мф 2:13- 14), а во время кризиса в Своем служении посетил Тир и Сидон (Мф 15:21). Все остальное время Он путешествовал между Галилеей и Иерусалимом. Если Он и переходил на восточную сторону Иордана, то, вероятно, останавливался вблизи реки и не уходил далеко в Заиорданскую страну.
Палестина расположена на восточном побережье Средиземного моря. Расстояние от горы Ливан до южного берега Мертвого моря примерно 280 километров. От побережья до Мертвого моря на юге страны — примерно 87 километров. От побережья до Галилейского моря на севере — всего 45 километров. С севера на юг стану пересекает река Иордан, которая берет начало у подножия горы Хермон, течет через Галилейское море и впадает в Мертвое море.
Страна делится на четыре основные части: прибрежная равнина, простирающаяся на север от пустыни вдоль Средиземного моря до горы Кармил; гористая местность, которая весьма сурова и большей частью пустынна; долина Иордана — глубокое ущелье, которое около Мертвого моря опускается на глубину 382 м ниже уровня моря; и плоскогорье к востоку от Иордана, граничащее на востоке с пустыней.
Климат и материальные ресурсы каждой из этих четырех областей различны. Прибрежная равнина имела несколько хороших гаваней — там располагались известные порты: Иоппия (нынешняя Яффа) и Птолемаида. Они были пунктами погрузки торговых кораблей, возивших товары в восточном Средиземноморье. Вдоль прибрежной равнины пролегала дорога, которая издавна связывала Египет с территориями, расположенными на севере и востоке. Климат на побережье был мягкий, а почва плодородной, что способствовало процветанию земледелия.
Гористая местность, которую израильтяне заселяли со времен захвата страны при Иисусе Навине, была каменистой и бесплодной. Здесь находились два важных центра: Иерусалим — к северу от Мертвого моря, и Самария, находившаяся вблизи гор Гевал и Гаризим. Климат здесь был умеренным благодаря высоте. Люди занимались земледелием, разводили виноград, сеяли хлеб, держали скот.
От горы Кармил вдоль долины Киссона простиралась Ездрилонская долина. Она шла до подножия горы Гелвуй и примыкала к долине Иордана. По ней проходил единственный путь сообщения внутренних областей страны с побережьем, а потому она была очень важна в военном отношении. Эта равнина не раз оказывалась полем битвы между армиями враждующих государств севера и юга, боровшихся за обладание Палестиной. Меггидон — главный город этой области — дал название Хар-Магедону (Армагеддону), где, по предсказаниям пророков, произойдет последнее великое сражение нынешнего века (Отк 16:16).
Большая часть населения Палестины жила в гористой местности. На севере была Галилея — родина Иисуса. Местность была сурова, но в расположенных здесь долинах можно было заниматься земледелием. На Галилейском озере процветал рыболовный промысел. Геннисаретская равнина, примыкавшая к озеру с запада, была весьма плодородна. Озеро было окружено небольшими городками, возникшими в результате оживленной торговли. Через Галилею проходили торговые пути на восток. Назарет, город юности Иисуса, находился на одном из караванных путей. Многие греки и римляне, привлеченные здоровым климатом и возможностями заниматься коммерцией, селились вблизи озера. Основные города, находившиеся здесь — Вифсаида, Хоразин, Капернаум, Магдала (родина Марии Магдалины), Тивериада, были часто посещаемы Христом. Назарет и Кана находились в стороне от озера, в глубине страны.
К югу от Галилеи находилась Самария, бывший центр северного Израильского царства. Страна эта гориста, неровна и менее удобна для земледелия, чем Галилея. Горы Гевал и Гаризим, бывшие центрами поклонения местного населения, господствуют в ландшафте. Равнина Сихем, где Иаков вырыл свой колодец (Ин 4:5), была заселена крестьянами.
К югу от Самарин расположена Иудея, страна, сходная с ней по ландшафту. Низменности, расположенные на границе, увлажняются потоками, текущими с гор, и влажными ветрами со Средиземного моря. Центр страны слишком каменист для земледелия. Восточная часть Иудеи — практически бесплодная пустыня. Южная часть страны — Негев — более плодородна, но засушлива. В последние годы она стала пригодна для земледелия, благодаря искусственному орошению, но во времена Иисуса она была почти необитаема.
Иорданская долина — один из наиболее удивительных геологических феноменов мира. Это часть расселины Таврских гор, которые протянулись на юг — через Аравию и восточную косу Красного моря — до Африки. Разность высот над уровнем моря между верховьем Иордана и местом его впадения в Мертвое море составляет 900 метров. В дни Иисуса Иордан протекал через озеро Мером — небольшой водоем километров пять в ширину, расположенный посередине большого болота, поросшего тростником. В нашем веке это болото было осушено еврейскими колонистами, а на месте озера сделали поле. Так что ни того, ни другого больше нет, а Иордан течет прямо в Галилейское море, которое римляне называли Тивериадским озером. Оно имеет 22 километра в длину и 14 километров в ширину в самом широком месте и лежит на 227 метров ниже уровня моря. Из-за частых ветров оно подвержено неожиданным и сильным бурям. На его восточной стороне берега крутые и местность дикая. Западный берег озера пологий, там много обработанных земель, а во времена Иисуса здесь располагалось множество небольших городов и поселков.
От Галилейского моря Иордан узкой извилистой лентой течет к Мертвому морю. Ущелье реки узкое, с крутыми берегами. Климат здесь тропический. Иордан имеет два левых притока: Ярмук, впадающий в Иордан на 6 км ниже озера, и Иавок, расположенный на 32 км выше Мертвого моря. Ширина реки — от 33 до 66 м, но во время сильных дождей водой заполняется все ущелье. В древности через Иордан не было мостов, и люди пользовались бродами.
Мертвое море называется в Ветхом Завете Соленым морем или морем пустыни (Иис Н 3:16; 4 Цар 14:25). Это гигантский испаряющийся водоем, лишенный стока, в котором веками накапливаются минеральные соли. Вода из-за этого горька на вкус и обладает такой высокой плотностью, что в Мертвом море невозможно утонуть. Традиционно считается, что на его месте находились города Содом и Гоморра, которые после их гибели оказались под водой, около южной косы моря. Каменистая пустыня на юге и юго-востоке, где находился Едом, содержит залежи минералов, которые временами разрабатывались жителями.
Там, где долина Иордана достаточно широка, жители занимались земледелием. Тропический климат позволял выращивать фрукты и злаки, которые не могли расти в более суровом горном климате.
Напротив долины Иордана лежит восточное плато, простирающееся до самой Аравийской пустыни. К северу тянется Анти-Ливанская горная цепь, а на юге возвышаются горы Галаада и Моава. На склоне Анти-Ливанских гор находится город Дамаск, который и в древности был одним из самых населенных городов мира. На юг от него простираются степи Васана, где традиционно располагались пастбища. Северная часть этой территории во времена Иисуса была известна как Итурея, а южная называлась Голанитидой (от города Голан). Галаад, который тянулся от реки Ярмух до Мертвого моря, и верхняя часть Моава между Галаадом и рекой Арнон составляли Перею.
Во времена Иисуса Сирия и Палестина были тесно связаны римскими правилами и установлениями. Римская провинция Сирия включала Финикию до горы Кармил и прибрежную полосу на юг от Иоппии. Римские наместники в Сирии постоянно следили за всем, что происходило в Палестине, и в случае необходимости могли вмешаться в действия прокуратора, если он действовал недостаточно мудро.
На юг и восток от Галилейского моря находилось Десятиградие — федерация десяти городов. Здесь преобладало грекоязычное население, жило много иностранцев. Во времена Иисуса здесь не было единого территориально-политического образования. Часть области входила в провинцию Сирия, часть была под властью Филиппа. Образ жизни здесь больше соответствовал западным образцам и был сильно отличен от еврейского. Поэтому Иисус, проживший большую часть жизни в Галилее, благодаря жителям соседних областей мог хорошо знать язык и обычаи языческих народов.
Дороги, по которым ходил Иисус, и места, которые Он посещал, можно легко найти на карте Палестины. Ею необходимо пользоваться при чтении и обсуждении Евангелия. Вместе с учениками Он ходил по Галилее и, очевидно, посетил почти все города и селения этой области. Многие из них можно узнать и сегодня. Вифлеем и Назарет остаются по сей день процветающими городами. Кана, где Он совершил Свое первое чудо (Ин 2:1-11), Назарет, где Он провел детство и юность, занимаясь трудом плотника (Лк 4:34; Мк 6:3), Хоразин и Канернаум, где Он часто проповедовал (Мф 11:21,23), Магдала — родной город Марии Магдалины (Мф 27:56), Наин, где Иисус возвратил к жизни сына вдовы, — все расположены в пределах сорока километров друг от друга. Местонахождение Вифсаиды неясно, но, по всей видимости, она, находилась к востоку от Иордана и выше по течению Галилейского моря. Из описания Иоанна можно понять, что она находилась на другой от Капернаума и Тивериады стороне озера (Ин 6:1,17,25).
К востоку от Галилейского озера находилась страна Гадаринская, где Иисус исцелил бесноватого (Лк 8:26,37). По-видимому, эту страну можно отождествить с Керсой или Гергосой, находившейся в довольно диком месте на обрывистом побережье, а не с Геразой (нынешняя Иераша), находившейся в Десятиградии, к юго-востоку от Галилеи.
Служение Иисуса в Иудее проходило в самом Иерусалиме и окружавших его селениях. Вифания, где жили Мария и Марфа, находилась на расстоянии полутора километров от Иерусалима, на восточном склоне Елеонской горы.
Ефраим, куда Он удалился, когда усилилось озлобление против Него, располагался ближе к пустыне (Ин 11:54). Виффагия (Лк 19:29), вероятно, находилась недалеко от Вифании. Эммаус, по дороге в который Он встретился с двумя учениками после своего воскресения, был приблизительно в 12 км на запад от Иерусалима но дороге в Иоппию. О расположении этого города существуют разные мнения, но Иосиф Флавий пишет,1 что он находился в 60 стадиях от Иерусалима. Это вполне согласуется с указанием Луки (Лк 24:13).
О самом Иерусалиме Евангелия говорят довольно много. Храм, купальни Силоам и Вифезда с ее крытыми ходами (Ин 5:2), долина Кедрона между городом и Елеонской горой (Ин 18:1), Гефсиманский сад на склоне Елеонской горы (Лк 22:39), Голгофа (Лк 23:33) — все это места, хорошо знакомые Иисусу и авторам Евангелий.
УЧЕНИЕ ИИСУСА
В Евангелии от Марка четырнадцать раз упоминается о том, что Иисус наставлял Своих учеников или народ. Лука и Матфей также часто говорили о Его учительской деятельности. Эффективность Его наставлений подтверждается тем, что ученики хорошо запомнили Его слова и передали их другим.
Методы
Методы обучения, которыми пользовался Иисус, не были совершенно новыми. Некоторые раввины того времени, такие как Гиллель, славились своей мудростью и умением удерживать внимание людей, своим педагогическим мастерством. Все их приемы были, несомненно, известны и Иисусу, но Он пользовался ими более эффективно. Люди «дивились Его учению, ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники» (Мк 1:22). В Его учении была прямота, сила и свежесть. Он был прекрасным учителем, чье умение наставлять людей, какими бы невежественными и своенравными они ни были, оставалось непревзойденным. Какими же были Его методы?
Наиболее известным методом обучения Иисуса являются притчи. Притча — это расширенная метафора, описание какой-либо обыденной ситуации для иллюстрации духовной истины. В отличие от аллегории она не является чистым вымыслом. Притча всегда связана с хорошо знакомыми явлениями. Это видно из рассмотрения таких притч Иисуса как притча о новых и старых мехах (Мк 2:22), о соли (Мф 5:13), о семени, которое упало на разную почву (Мк 4:2-8), о добрых и худых фруктовых деревьях (Мф 7:16-20), о мудрых и неразумных девах (Мф 25:1-13), о неверном управителе (Лк 16:1-8). Каждый случай здесь взят из повседневной жизни, с которой прекрасно были знакомы слушатели Иисуса. Каждый рассказ передавался просто, с минимумом подробностей. Суть притчи почти всегда прозрачна, но иногда она явно выражалась в конце, как в притче о разумных и неразумных девах: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа» (Мф 25:13).
Как средство обучения, притча служила нескольким целям. Рядовой слушатель мог легко понять ее. Быть может, Иисус черпал Свои притчи прямо из текущих событий, так что слушателям казалось, будто они узнают своих знакомых среди действующих лиц. Притчи не были длинными или отвлеченными, а потому легко запоминались. Их духовный смысл всегда оказывался тесно связан с повседневной жизнью слушателей. Иногда притчи рассказывались в определенном порядке, чтобы осветить с разных сторон один и тот же предмет. Так, например, происходит в главе 13 Матфея, где в притчах дается учение о Царстве Небесном, или в главе 15 Луки, где говорится о том, как Бог возвращает заблудших.
Другим методом Иисуса был афоризм — короткое, меткое высказывание, которое легко запоминалось и прочно входило в память слушателя. К этой категории относятся Заповеди блаженства (Мф 10:39) или выражение: «Сберегший душу свою потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф 10:39). Многие афоризмы содержали парадоксы, что делало впечатление от них еще более сильным.
Иногда Иисус прибегал к аргументации, но делая это, чаще исходил из Писания, а не из абстрактных посылок. Этим Он отличался от греческих философов, которые развивали свои системы из аксиом, принятых как простое соглашение или допущение. В Мф 22:15-45 приводятся некоторые споры, которые Иисус вел с фарисеями и саддукеями. В каждом случае противники Иисуса выдвигали свой собственный довод. Его же аргументация основывалась на библейских изречениях. Если Он вступал в спор, Его логика была неотразима.
Еще одним методом обучения, наиболее любимым методом Иисуса, были вопросы и ответы. Его вопросы никогда не были поверхностными. Они всегда касались самых глубоких человеческих проблем. Иногда они просто потрясают: «...Что легче сказать: «прощаются тебе грехи», или сказать «встань и ходи»? (Мф 9:5); «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф 16:26). Эти вопросы, независимо от того, являются ли они прямыми или риторическим, заставляют человека думать. Они ставят человека перед выбором, особенно когда касаются самого слушателя и его отношения к Иисусу Христу: «За кого почитают Меня люди?...А вы за кого почитаете Меня?» (Мк 8:27,29). Иисус поощрял учеников также задавать вопросы. Его учение включало в себя свободный обмен мнениями (Ин 13:31 — 14:24), в котором ученики высказывали свои проблемы, а Он отвечал им.
В ряде случаев Иисус давал наглядные уроки. Он взял дитя, чтобы проиллюстрировать смирение (Мф 18:1-6), и указал на вдову в храме как на пример умения жертвовать Богу все, что есть у человека (Лк 21:1-4). Все притчи, по существу, также являются наглядными примерами, хотя то, о чем говорил Иисус, и отсутствовало перед глазами слушателей.
Эти примеры показывают разнообразие и действенность методов, которыми пользовался Христос. Хотя подобие притчи можно найти и в Ветхом Завете (Суд 9:7-15; Ис 5:1-7), и раввины также иногда прибегали к разного рода метафорам, можно утверждать, что притчу как средство наставления создал именно Он. Он знал, как сделать истину простой и убедительной. Его притчи живы и сейчас, в то время, как другие давно забыты.
Цель
Все наставления Иисуса имели моральную и духовную цель, согласованную с Его миссией. «Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец пребывающий во Мне, Он творит дела» (Ин 14:10). Он считал Свое учение не просто набором хороших советов или универсальной этической теорией. Он предлагал истины, которые должны были стать основным содержанием жизни каждого, кто примет их. «Итак всякого, кто слушает слова Мои и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне...» (Мф 7:24). Иисус учил, чтобы дать людям авторитетное слово Божье, и будущее каждого человека зависело от того, примет он это слово или отвергнет его.
Содержание
В Евангелиях нет, наверное, ни одной страницы, которая не содержала бы поучительных слов Христа. Этическое учение сосредоточено в Нагорной проповеди (Мф 5,6,7). Притчи о Царстве собраны в Мф 13. Эсхатологическое учение дано в Мф 24 и 25, а также в параллельных местах Мк 13 и Лк 21. Евангелие от Иоанна содержит рассуждения о Его личности (Ин 5:19-47), хлебе жизни (6:32-59), характере Его личности и миссии (8:12-59), пастыре и овцах (10:1-30) и, наконец, прощальную речь, обращенную к ученикам, где Он готовит их к Своей смерти и наставляет для самостоятельного служения (13:31-16:33). Некоторые из этих наставлений, например, последняя речь, произносились только один раз, другие же — такие как Нагорная проповедь — повторялись в разных местах. Иисус много путешествовал и проповедовал, а потому должен был повторять Свои притчи и наставления, обращаясь к разным слушателям.
Предметы речей Иисуса были разными. Отношения в обществе (Мф 5:21-26), отношения полов (Мф 5:27-32), клятвы в разговоре (Мф 5:33-37), отношение ко злу (Мф 5:38-42), благотворительность (Мф 6:1-4), молитва (Мф 6:5-15; 7:7-12), пост (Мф 6:16-18), брак и развод (Мф 19:3-12), отношение к власти (Мф 22:15-22), природа Бога (Ин 4:21-24) — эти и многие другие темы обсуждались Им. Нет никакого намека на то, что Он пытался свести Свое учение в некий сборник предписаний или логически неопровержимую философскую систему. Центром учения является Он Сам. В Нагорной проповеди несколько раз повторяется фраза: «Я вам говорю». Иисус учил тому, чему учил, как имеющий власть! Только будучи освящено Его личностью, Его учение обретает жизненное значение. В противном случае это был бы набор отрывочных утверждений.
Учение
Некоторые учения имеют особую доктринальную важность. Иисус говорил о Боге как о Своем Небесном Отце и определял Свою миссию только в свете отношений с Ним. «Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф 11:27). Говоря «Отец наш», Он всегда включает Себя в личное местоимение. Марии Магдалине Он говорит у гроба: «...восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин 20:17). В молитве, которую Он дал Своим ученикам. Он назвал Бога «Отче наш» (Мф 6:9), указывая этим сыновнее отношение к Богу каждого человека. Но божественное отцовство значило для Него нечто большее, чем для учеников, Он был Сыном Бога в совершенно особенно смысле. Он был Сыном по естеству; ученики могли стать сынами Божьими, только приняв Иисуса Христа (Ин1:12).
Слово «Отец» выражает отношение Бога к людям, подразумевает Его любовь и справедливость (Мф 5:44,45), Его заинтересованность в судьбе Своего творения и заботу о нем (Мф 10:29-30), Его замысел и цель (Мф 20:30), Его готовность к прощению (Лк 15:11-32) и окончательное определение будущего каждого человека (Ин 14:2). Иоанн чаще других приводит выражение «Отец наш» (более 100 раз). В Евангелии от Иоанна это обычное обращение Христа к Богу.
Самой главной темой Иисуса была тема Царства. Было много споров об истинной природе Царства. Означает ли оно духовную власть над жизнью людей? Связано ли оно с восстановлением еврейского государства? Идентично ли Царство Небесное с Церковью или с тысячелетним Царством, или с каким-либо особым социальным порядком? Все эти вопросы задавались многократно и решались по-разному разными группами людей.
Но независимо от всех догадок, Евангелия ясно сообщают о ряде важных фактов. Все четыре евангелиста упоминают о Царстве (Мф 6:33; Мк 1:15: Лк 4:43; Ин 3:3) и говорят, что Иисус проповедовал его. Иоанн делает это дважды: передавая беседу Иисуса с Никодимом (Ин 3:3-5) и описывая суд Пилата (18:36). Для Иисуса Царство есть сфера, где всем правит Бог. Оно духовно по своей сути и не связано ни с какими политическими реалиями, но его полное явление еще впереди. Оно настанет, когда Сам Царь придет на землю, чтобы царствовать (Мф 25:1,31).
В учении Иисуса нет резкого различения Царства Божьего и Царства Небесного (так называет Царство Божье только Матфей). То и другое провозглашается Им как «приблизившееся» (Мф 3:2; Мк 1:15). Его «тайны» рассказываются в притчах (Мф 13:11; Лк 8:10). Проповедь Царства началась с дней Иоанна Крестителя (Мф 11:12-13; Лк 16:16). Обе фразы использовались Иисусом при приглашении детей (Мф 19:14; Мк 10:14). Различие между ними может быть чисто терминологическим: Матфей, адресуясь преимущественно к иудеям, избегает употреблять лишний раз слово «Бог», чтобы не нарушить одну из десяти заповедей, а также больше говорит о внешнем проявлении Царства. Большая часть мест, где речь идет о внутренних проявлениях Царства, употребляет термин «Царство Божие» (Лк 17:20; Ин 3:3,5; Лк 22:16,18; 23:51).
Учение о Царстве связано с Ветхим Заветом. В своем этическом аспекте оно призывает к покаянию (Мф 4:1), послушанию заповедям (Мф 5:19), бескорыстному исполнению воли Божьей (Мф 7:21). Однако это не тождественно легализму. Об Иосифе Аримафейском, одном из ранних последователей Иисуса Христа, сказано, что он был «ожидавший также Царства Божия» (Лк 23:51). Сам Иисус утверждал, что Царство во всей его полноте может наступить только после Его смерти и воскресения (Лк 22:16). Следовательно, Царство — это то правление, которое Бог установит па земле после возвращения Христа. Принципы этого правления будут сообразованы с высочайшим духом святости, выраженном в открывшемся законе, и его полнота установится только через труд Иисуса Христа, Который есть Искупитель и Царь.
Весьма важно учение Иисуса о Себе Самом. Еще ребенком Он открыл Марии и Иосифу Свою исключительную обязанность по отношению к Своему божественному Отцу (Лк 2:49). Он спрашивал Своих учеников об их вере в Него (Мф 16:15) и с одобрением принял ответ Петра: «Ты — Христос, Сын Бога Живого» (Мф 16:16). Обращаясь к противникам, Он давал им понять о Своем предсуществовании и божественности (Мф 22:41-45; Ин 8:48,58: 10:30-33,36). Когда верующие оказывали ему божеские почести, Он не возражал (Ин 9:38; 20:28-29), в отличии от Павла (Деян 14:11-18). Он ставил Себя выше Закона (Мф 5:21-22) и притязал на власть прощать грехи (Мк 2:9-11). Евангельские записи, если они достоверны, ясно показывают, что Иисус не только был рожден сверхъестественным образом, но и Сам утверждал Свою божественность.
Его оценка Своей миссии также очень важна. Он пришел проповедовать Евангелие Царства (Лк 4:43), призвать грешников к покаянию (Мф 9:13), взыскать и спасти погибшее
(Лк 19:10), послужить и отдать Свою жизнь во искупление многих (Мк 10:45). Он был послан Отцом (Ин 20:21) и перед самой Своей смертью сообщил Отцу, что завершил Свое дело (Ин 17:4). Ему было поручено откровение и искупление, и Он совершил и то, и другое. Он неоднократно предсказывал Свою смерть и воскресение (Ин 2:19; 3:14; 6:51; 12:24; Мф 16:21;
Мк 10:33-34), а также Свое второе пришествие и грядущий суд (Мф 25:31-46).
Невозможно обсудить все духовные и этические темы, которых касался Иисус в Своих наставлениях. Одна черта, присущая им всем, должна быть обязательно отмечена: все они основаны на предпосылке, что Он пришел провозгласить божественную истину, и что Он имел безусловную власть делать и говорить все это, а люди обязаны следовать Его учению. Он представлял Себя как Сына Божьего, а потому Его слово последнее и решающее.
Комментарии: