Меррилл Тенни
Обзор Нового Завета
ГЛАВА 9. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА
ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Об авторе второго евангельского повествования известно немного. В самой книге он нигде не назван по имени; в ней также довольно мало мест, позволяющих делать выводы о его характере и интересах. Предание утверждает, что автором этого Евангелия был Иоанн Марк, происходивший из христианской семьи, жившей в Иерусалиме, ученик и помощник Павла, Варнавы и, возможно, Петра. О его матери, Марии, говорится в главе 12 книги Деяний. Очевидно, что эта женщина была близка с апостолами — ее дом в Иерусалиме служил местом собраний христианских руководителей, в нем происходило молитвенное собрание, на котором молились об освобождении Петра. В этот дом пришел и сам Петр ночью, после своего чудесного освобождения из тюрьмы (Деян 12:12). По-видимому, он был уверен, что найдет там верных людей в это время. Не исключено, что «горница», в которой проходила тайная вечеря, также находилась в этом доме, и что в нем ученики Иисуса собрались в день Пятидесятницы. Если это так, то Марк хорошо знал руководителей Церкви с самого момента ее зарождения.
Семья, к которой принадлежал Марк, была, вероятно, довольно зажиточной, поскольку его мать имела собственный дом и держала рабов. Д. Хейз предполагает даже, что Марк был «балованным сыном богатой вдовы.»1 Его двоюродный брат Варнава, вероятно, также был обладателем некоторого состояния, поскольку о нем сказано, что он продал поле и «принес деньги и положил к ногам апостолов» (Деян 4:37). Семья, по-видимому, была родом с Кипра. Во всяком случае о Варнаве это можно утверждать твердо (Деян 4:36). Надо полагать, что Марк воспитывался в атмосфере благочестия и культуры.
Свое служение он начал со своим родственником Варнавой, который, возвращаясь (вместе с Павлом) из Иерусалима в Антиохию (Деян 11:30), взял с собой Марка (Деян 12:25). Когда Варнава и Павел отправились в свое первое миссионерское путешествие, Марк пошел с ними в качестве помощника (Деян 13:5). Он оставался с Варнавой и Павлом во время их служения на Кипре, но когда они отправились в Асию, расстался с ними и вернулся в Иерусалим (Деян 13:13). Причина этого возвращения не объяснена — по-видимому, Марк не был призван к такому служению или у него возникли какие-то трудности эмоционального плана. Может быть, ему не нравился Павел или он не хотел общаться с язычниками. Факт тот, что он дальше с ними не пошел.
По возвращении в Антиохию Варнава предложил Павлу взять Иоанна Марка во второе путешествие. Павел возразил, поскольку не хотел брать «не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы» (Деян 15:37-39). Разногласия по этому поводу оказались столь сильными, что Павел и Варнава расстались. Варнава вместе с Марком отплыл на Кипр, а Павел с новым помощником продолжал свою миссию в Асии.
С этого момента (около 50 года) Марк исчезает со страниц новозаветных книг. Однако через десять лет упоминание о нем появляется в Послании к Колоссянам. Он вновь оказывается вместе с Павлом, на этот раз в Риме. Апостол рекомендует его общине в Колоссах. Немного позже он пишет о Марке, что тот нужен ему для служения (2 Тим 4:11). Очевидно, что они примирились после прежних разногласий и Марк весьма вырос в глазах Павла. Не исключено, что он общался в это же время и с Петром (1 Пет 5:13).Таким образом, ясно, что Иоанн Марк стоял у самых истоков зарождения Церкви и участвовал в проповеди Евангелия от Иерусалима до Рима между 30 и 65 годами н.э. Предание, передаваемое Евсевием, утверждает, что Марк основал церковь в Александрии.1
ВРЕМЯ И МЕСТО НАПИСАНИЯ
Самые ранние свидетельства обычно связывают создание Евангелия от Марка с проповедью Петра в Риме в 70-х годах
I века. Евсевий (375 г. н.э.) приводит следующее утверждение Папия (прибл. 115 г. н.э.):
«Иоанн Пресвитер сказал также, что Марк, будучи переводчиком Петра, все, что записывал, писал с большой точностью, но не в том порядке, в каком это говорилось или совершалось Господом, ибо он не слыхал Господа и не следовал за Ним, но, как уже сказано ранее, ходил с Петром, который давал ему нужные наставления, но не поручение писать историю речей нашего Господа. Поэтому Марк ни в чем не ошибался, делая свои записи, и был внимателен и осторожен, чтобы ничего не упустить из слышанного им или не исказить что-либо в своих записях.»2
Евсевий цитирует также Климента Александрийского (прибл. 180 г. н.э.), который говорит, что слушатели Петра побуждали Марка сделать запись учения, которое проповедовал Петр, и что Петр разрешил чтение Евангелия в церкви.3 Преемник Климента Ориген (прибл. 225 г. н.э.) сказал, якобы, о Марке, что тот писал свое Евангелие, следуя объяснениям Петра.4 Это же подтверждает и Ириней: «После смерти Петра и Павла Марк передал нам в письменном виде то, что проповедовал Петр.»5
Достоверность этих преданий может быть подвергнута сомнению, поскольку они относятся к значительно более позднему, по отношению к написанию самого Евангелия, времени. Стоит, однако, обратить внимание, что все они приписывают авторство второго Евангелия Иоанну Марку и связывают его написание с проповедью Петра. Расхождения обнаруживаются в определении даты. Ириней, а также его современник, написавший направленное против ереси Маркиона предисловие к Евангелию от Марка (оба свидетельства датированы прибл 180 г. н.э.), утверждают, что оно было создано после смерти Петра, вероятно, между 65 и 68 годом. Климент и Ориген считают, что Евангелие было написано еще при жизни Петра и одобрено им. Не может быть сомнения в том, что автор второго Евангелия лично знал некоторых апостолов и сам участвовал в их проповеди.
Из приведенных фактов можно сделать следующие выводы.
1. Марк воспитывался в религиозной атмосфере иудаизма.
2. Вероятно, он был очевидцем некоторых событий, описанных во втором Евангелии.
3. Он был близким сотрудником апостолов и должен был хорошо знать то, что они проповедовали об Иисусе и Благую Весть, которую они возвещали.
4. Он сам принимал участие в проповеди Евангелия и был свидетелем начала служения язычникам.
Кроме того, некоторые сведения об авторе, можно извлечь из самого евангельского повествования:
1. Автор больше интересуется фактами, чем содержанием речей.
2. Возможно, он был свидетелем ареста Иисуса в Гефсиманском саду. В Мк 14:51-52 упоминается юноша, следовавший за Иисусом. Нет никакого намека на то, кем был этот юноша и какое отношение имел к описываемым событиям. Если бы он не упоминался вовсе, повествование не потеряло бы связности. Поэтому трудно удержаться от искушения увидеть здесь личное воспоминание евангелиста. Возможно, что увиденное в ту ночь в течение многих лет оставалось одним из самых яркий воспоминаний евангелиста, и он не смог обойти в своем повествовании этот эпизод. Нигде больше о нем нет никаких упоминаний. Если наше предположение верно и Марк был очевидцем последних часов жизни Иисуса, то многие поколения христиан имеют, благодаря ему, непосредственное свидетельство о происходивших в эти часы событиях.
3. Симон Киринеянин (Мк 15:21) назван в Евангелии от Марка отцом Александра и Руфа. Эти двое также не имеют никакого прямого отношения к описываемым событиям и также не упоминаются больше ни одним евангелистом. Почему Марк решил вспомнить о них? Вероятно потому, что они были лично знакомы ему и его читателям. Если это так, то Евангелие от Марка было написано тогда, когда еще живы были люди, заставшие земное служение и казнь Христа, даже если допустить, что во время распятия Иисуса Христа они были еще детьми.
4. Другой интересный факт обнаруживается при сравнении Евангелия от Марка с речью Петра, приведенной в Деян 10:34-43. Евсевий утверждает, что Марк был в течение некоторого времени помощником Петра. Это подтверждается в 1 Пет 5:13. Важно заметить, что построение упомянутой речи очень близко к плану содержания Евангелия от Марка, чем косвенно подтверждается свидетельство предания, что Марк записал устную проповедь Петра.
Таким образом, мы можем считать, что второе Евангелие является произведением младшего современника апостолов, участвовавшего в апостольской проповеди, хорошо знакомого с событиями жизни Иисуса, и писавшего все, что ему известно, без всяких интерпретаций и приукрашиваний. Он дал возможность фактам самим говорить за себя. Если автор писал свое повествование в конце жизни, то его личный опыт мог только углубить и обогатить его представление Благой Вести.
Из сказанного выше о личности автора уже можно сделать некоторые выводы о дате написания Евангелия. Оно едва ли могло быть написано после 70 года. Однако оно могло быть составлено гораздо раньше, если под словом «составлено» понимать сбор материала и его использование, а не публикацию готового текста. Тот факт, что у Матфея и Луки можно найти большую часть собранного Марком материала, привел многих к убеждению, что они пользовались Евангелием от Марка как источником. Если придерживаться такой гипотезы, то Евангелие от Марка, естественно, должно быть написано раньше, чем два других синоптических Евангелия, т.е. либо Евангелие от Марка должно иметь довольно раннее происхождение, либо Евангелия от Матфея и от Луки — довольно позднее. Если же эти Евангелия представляют собой совершенно независимые произведения, созданные по вдохновению Святого Духа и черпавшие материал из общих источников (напр., проповеди апостолов), то вполне возможно, что они были созданы одновременно. Более подробно этот вопрос обсуждался в предыдущей главе.
Вполне подходящей датой написания представляются 60-е годы первого века. В это время в Риме возник кризис, повлиявший и на христианскую общину города, подвергшуюся в 64 году преследованиям со стороны Нерона. Жестокость и развращенность этого императора, хорошо описанные Тацитом (Анналы, XV, 36-38), создавали для римских христиан постоянную угрозу. С этой обстановкой согласуется фраза, которую использует Марк (1:13), описывая пребывание Иисуса в пустыне: «...и был со зверями». Его страдания и смерть (Мк 8:31, 9:31, 10:33-34) должны были послужить образцом для Его учеников, подвергавшихся гонениям.
Евангелие от Марка написано кратко, ясно и точно. Такой стиль должен был бы удовлетворить римский ум, не склонный к абстракциям и литературным излишествам. У Марка много латинских слов — это обстоятельство не заметно при чтении русского перевода, потому что все они заменены русскими эквивалентами, например, модиус — «сосуд» (4:21), сенсус — «подать» (12:14), спекулятор — «оруженосец» (6:27), центурион — «сотник» (15:39,44,45). В других Евангелиях для них используются соответствующие греческие термины. Марк пользуется латинскими — возможно потому, что они были более распространенными. В Евангелии от Марка сравнительно мало внимания уделяется еврейскому закону и обычаям. Когда же они упоминаются, то объясняются более подробно, чем в других евангельских повествованиях. Все это также хорошо согласуется с утверждением предания о том, что второе Евангелие было написано в Риме. В любом случае оно было адресовано к читателю, плохо знакомому с Благой Вестью и с иудейским Законом, но близкому римской культуре и обладавшему римским практическим складом ума.
СОДЕРЖАНИЕ
Евангелие от Марка представляет собой историческое повествование о делах и личности Иисуса Христа. Его однако нельзя назвать биографическим повествованием. В нем ничего не сказано о рождении Иисуса, Его детстве, семье, образовании. В Евангелии от Марка нет никаких попыток подробно описать какой-либо период Его жизни. Оно представляет нам почти непрерывный ряд событий, записанных, очевидно, в хронологическом порядке; серию эпизодов из жизни Христа. Более подробно описана последняя неделя Его жизни. Подход Марка отличается особенной объективностью. В его повествовании почти нет комментариев, события как бы говорят за себя сами. Если исключить последние двенадцать стихов, которые многими считаются позднейшей вставкой, не принадлежащей Марку (во всяком случае их нет в самых старых рукописях Евангелия), то повествование обрывается очень резко. Оно кратко, образно, сжато и точно. Его можно сравнить с альбомом фотографий одного человека, в нем зафиксированы события, главным участником которых является Иисус, однако в нем нет попыток установить связь этих событий. Тем не менее ясно, что Марк хорошо понимает характер личности Христа и смысл Его дел.
Тема повествования точно обозначена в первом стихе: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия».1 Независимо от того, является ли эта фраза древним заглавием, данным Евангелию, или автор сам избрал такое начало, оно представляет собой подходящее вступление к этому повествованию. Личность Иисуса постоянно доминирует в нем. Основной интерес автора сосредоточен на Его делах, а Его смерть и воскресение становятся очевидной кульминацией всего рассказа.
Здесь нет попыток скрыть или преувеличить сверхъестественный аспект Его жизни. Чудеса, совершаемые Иисусом, всегда связаны с крайней нуждой какого-либо человека. Они совершаются не для того, чтобы вызвать удивление толпы, а для того, чтобы помочь людям. Повествование построено так, словно Иисус спокойно и уверенно идет к Своей цели, давая понять, что исходом Его служения будет воскресение (8:31, 9:31, 10:34). Марк оставляет за читателем право самому решить, был ли Иисус только человеком.
ПЛАН ПОВЕСТВОВАНИЯ
План Евангелия от Матфея составить довольно трудно, ибо в нем нет явного деления на части и разделы. Автор больше полагается на всеобщее воздействие самого Евангелия, чем на специально подобранные разделы. Все же, чтобы лучше ориентироваться в тексте, можно разделить его следующим образом:
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА — ЕВАНГЕЛИЕ СЫНА БОЖИЯ Мк 1:1
ПЛАН ПО ТЕМАМ МЕСТО
I. Подготовка 1:2-13
Предтеча Назарет 1:2-8
Крещение до 1:9-11
Искушение пустыни 1:12-13
II. Начало служения 1:14–5:43
Удостоверение личности
Представление
Дела Галилея 1:14–2:12
Продолжение в Галилее
Учение 2:13–4:34
Дальнейшее служение
Власть Десятиградие 4:35–5:43
III. Середина служения
Конфликт 6:1– 8:26
Неверие Назарет 6:1-6
Политическая опасность 6:7-29
Народное признание
(Удаление) Пустынное место 6:30-56
Традиционализм 7:1-23
Сенсационность Тир, Сидон,
(Удаление) Десятиградие 7:24–8:26
IV. Завершение
служения
Призыв 8:27–10:31
Откровение о Себе
ученикам
(Удаление) Кесария Филиппова 8:27-38
Призыв к народу Иудея и Перея 10:1-31
V. Последний путь
Крест 10:32–13:37
Наставление
учеников На пути в Иерусалим 10:32-45
Исцеления Иерихон 10:46-52
Торжественный вход
в Иерусалим Иерусалим 11:1-11
Служение в Иерусалиме 11:12–12:44
Апокалиптическое
предсказание 13:1-37
VI. Страдания
Катастрофа 14:1–15:47
Заговор 14:1,2,10,11
Отдых в Вифании Вифания 14:3-9
Тайная вечеря Иерусалим 14:12-26
Молитва и арест Гефсимания 14:27-52
Суд Каиафы Иерусалим 14:53-65
Отречение Петра 14:66-72
Суд Пилата 15:1-20
Распятие 15:21-41
Погребение 15:42-47
VII. Воскресение
Начало 16:1-8
Приписка 16:9-20
Приведенный выше план является более подробным, чем план Евангелия от Матфея в предыдущей главе. Это необходимо для того, чтобы установить связь между отдельными элементами повествования у Марка. В отличие от Матфея, который описывает Иисуса как Мессию, Марк больше занят Его деятельностью как Сына Божьего и, одновременно, как Слуги Бога. Основой построения плана является попытка проследить за перемещениями Иисуса. Евангелие мало говорит о служении в Иерусалиме до начала страданий, хотя Иисус должен был бывать там несколько раз до свoero последнего посещения. Он не покидает Галилею и Десятиградие вплоть до наступления переломного момента Его служения. Путешествия в Тир и Сидон или в Кесарию Филиппову выглядят как попытки отойти от шума и конфликтов, постоянно сопровождавших Его служение, чтобы собраться с мыслями и наставить учеников в истинах, остававшихся для них недоступными.
План показывает также ход мысли самого Марка. Греческое слово euthys или eutheos, переводимое как «тотчас» или «немедленно», употребляется сорок два раза — больше, чем во всех остальных книгах Нового Завеса вместе взятых. Повествование построено так, словно Иисус, несмотря на разнообразие Его дел и тщательность Его служения, все время спешит к какой-то Ему Одному известной цели. Эта цель скрыта от окружающих, даже ближайшие ученики лишь временами догадываются о ней.
В плане предпринята попытка структурировать материал повествования. Первая часть (1:2-13) представляет собой некое вступление. Это — краткое описание подготовки Христа к началу Его служения. Марк пишет об этом периоде гораздо меньше, чем Матфей и Лука. У него нет родословия, проповедь Иоанна передана сжато — пересказана только ее суть, искушение описано без особых подробностей. Главные моменты вступления: удостоверение Иисуса Христа, т.к. он признан Иоанном, получил помазание Святым Духом и прошел искушение в пустыне.
Вторая часть (1:14–5:43) выглядит как простое описание ряда ярких событий. Фактически она представляет собой рассказ о могуществе Иисуса. Чудесное исцеление расслабленного, завершающее ряд исцелений (2:1-12), показывает власть Иисуса прощать грехи. Разговор с фарисеями о срывании колосьев в субботу (2:23-28) и исцеление сухорукого (3:1-6) показывают, что Христос — Господин субботы. Несколько отрывков показывают Его власть над бесами (3:11,20-30; 5:1-20), а усмирение бури на Галилейском море — власть над природными стихиями (4:35-41). Воскрешение Иисусом дочери Иаира продемонстрировало Его власть над смертью (5:21-24,35-43). Эта часть содержит многое из учения Христа, но главная тема раздела — право Иисуса поступать так, как может поступать лишь Сын Божий и Сын Человеческий.
В третьей части (6:1-8:26) продолжается описание учения Христа и Его чудес, начатое во второй части, но гораздо большее внимание уделяется столкновениям Иисуса с Его противниками. Неверие Его земляков (6:6), угроза со стороны Ирода, казнившего Иоанна Крестителя (6:27-29) и могущего после этого начать преследовать Иисуса, опасность популярности, которая могла легко превратить Его божественное призвание в демагогию и традиционализм фарисеев (7:1-23) — все это создавало напряженную ситуацию, которой Иисус должен был противостоять. После неудачной попытки удалиться от назойливой толпы (6:31-34) Он уходит в Тир и Сидон, на территорию язычников, где Он менее известен (7:24). Но и там к Нему обращаются за помощью. В этом разделе показаны светлая и темная стороны Его служения. Сострадание Иисуса к людям и готовность идти на помощь нуждающимся, мудрость Его ответов противопоставляются здесь легкомысленной алчности толпы.
Четвертая часть (8:27-10:31) начинается с удаления Иисуса в Кесарию Филиппову. Как и другие синоптические евангелисты, Марк считает этот момент поворотным в служении Христа. Иисус призывает учеников к личному исповеданию веры в Него (8:27). Впервые Он открывает им необходимость Своей смерти на кресте, а затем является им в преображенном виде, показывая Свою подлинную славу. Снова и снова Он говорит им о Своей смерти и воскресении, но они «не разумели сих слов, а спросить Его боялись» (9:32).
Пятая часть рассказывает о последствиях поворота, происшедшего в Его служении, и описывает путь Иисуса к кресту. Отношение Христа к Своему собственному служению Богу и человеку выражается здесь в наставлении, которое Он дает ученикам (10:32-40), в исцелении Вартимея (10:46-52; это единственный исцеленный, который назван по имени), в торжественном входе в Иерусалим. В спорах с представителями разных религиозных групп и в речи перед учениками на Елеонской горе он раскрывает апокалиптическую перспективу и показывает последствия Его миссии. В Его речи, содержащей божественное видение человеческой истории, говорится о грядущих скорбях и о том, как все завершится Его вторым пришествием в конце времени. Трагедия креста нисколько не умаляется Марком, однако евангелист заверяет читателя в том, что Иисус восторжествует над теми несчастьями, которые обрушатся на Него.
Рассказ о страданиях Христа (14:1–15:47) мало отличается от других евангельских описаний этих событий. Здесь Марк уделяет больше внимания хронологии, чем в других частях своего повествования. Несомненно, что это самый яркий и самый важный период земной жизни Христа. Марк описывает его просто, стремясь только передавать факты. Такой стиль повествования невольно заставляет задуматься: почему столь великая личность, обладающая такой властью, закончила жизнь так трагически?
Два ответа на этот вопрос даны в самом Евангелии. Один исходит из уст Христа (Мк 10:45):
«Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».
Трагедия стала неизбежным результатом Его служения людям и искупления их от греха. Другой ответ дан в последней части книги, повествующей о воскресении (16:1-8 «20»). Пустой гроб был доказательством того, что в саду произошло нечто сверхъестественное. Свидетельство ангела и внезапный ужас женщин говорят о том, что случилось что-то неожиданное — Христос действительно воскрес.
Подлинность последних двенадцати стихов многими подвергалась сомнению, потому что в самых старых рукописях, почитаемых наиболее достоверными, они отсутствуют. Существует несколько вариантов окончания, но то, которое обычно приводится, представляется самым лучшим. Это запись, относимая обычно к концу второго века, она очень близка другим описаниям воскресения, что дает основания верить в ее подлинность. Если эти строки написал сам Марк, то он, возможно, добавил их в качестве послесловия к основному тексту, поскольку они начинаются кратким итогом того, о чем сказано в первых восьми стихах. Здесь подчеркивается неверие учеников (16:11,13,14,16) — словно указание на то, что даже после очевидного торжества Христа над смертью многие продолжали сомневаться и нуждались в дополнительных призывах к вере.
НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ МОМЕНТЫ
Как мы уже отмечали, Евангелие от Марка — это Евангелие действия. У него нет предисловия (если не считать названия). Непосредственных цитат из Ветхого Завета, приводимых с целью толкования пророчеств, в нем очень мало; хотя вообще ссылок на Ветхий Завет довольно много. Из 70 притч и образных высказываний, имеющихся во всех четырех Евангелиях, У Марка присутствует только 18. Некоторые из них состоят лишь из одного предложения. В Евангелии от Марка чаще, чем в других повествованиях, описываются чудеса. Так, если у Луки на 91 странице греческого текста описано 20 чудес, то у Марка 18 чудес приведено на 53 страницах. Ясно, что Марк больше интересуется делами, чем словами.
Евангелие от Марка много внимания уделяет личным реакциям. Евангелист постоянно сообщает о непосредственном отклике людей на дела и слова Иисуса, пишет о том, как они ужасались (1:27), возмущались (2:7), убоялись (4:41), недоумевали (6:14), «дивились» (7:37), злились (14:1). Существует по крайней мере 23 таких выражения. Повествование представляет собой призыв, а в описании отклика народа можно увидеть отголоски оценки современниками дел Христа. Кроме случайных замечаний о реакции толпы, в Евангелии от Марка приведено много разговоров с Иисусом и наблюдений за Его собственными жестами (3:5; 5:41; 7:33; 8:23; 9:27; 10:16).
Все эти черты сообщают повествованию Марка необычайную живость. 151 раз Марк пользуется глаголами настоящего времени и очень часто — несовершенной формой прошедшего времени, что дает возможность представить каждое событие как действие, данное в процессе совершения, а не как нечто законченное. Часто встречаются фразы типа: «Немедленно после этого Дух ведет Его в пустыню» (1:12); «раскрыли кровлю» (2:4); «и духи нечистые ... падали перед Ним» (3:11); «волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою» (4:37); «Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве» (6:39). Приведенные фразы, достаточно случайно извлеченные из текста, являются образцами живого и энергичного стиля повествования — стиля вполне естественного для непосредственного устного свидетельства очевидца, говорящего о том, какое влияние на него и на других оказывало виденное ими.
Основной целью Марка является евангелизация. Это попытка представить людям личность Христа и Его дело как новое послание — «Евангелие» (в самом прямом смысле этого слова). Повествование Марка не предполагает богословской подготовки и знания читателем Ветхого Завета. Его краткие рассказы, меткие замечания, афоризмы могут быть характерны для проповедника, обращающегося к разнородной уличной толпе. Нельзя сказать, что Евангелие от Марка — образец литературного стиля, но оно с поразительной точностью и силой передает образ Христа.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА ПОВЕСТВОВАНИЯ
Марк не специализируется на портретных зарисовках. Однако многие личности описаны у него ярче, чем у Матфея. Убегающий от стражников юноша в саду (14:51-52), Александр и Руф (15:21), Симон прокаженный (14:3) упоминаются в повествовании как знакомые автора и, возможно, его читателей. Упоминание об Александре и Руфе особенно интересно, поскольку подразумевает, что читатели Марка знали их и были их современниками. Если это тот же самый Руф, о котором говорится в Рим 16:13, то вполне естественным кажется предположение, что Евангелие от Марка было написано в Риме между 56 и 66 годом. Однако Марк не упоминает так много личностей, как Лука, и не использует их как некие образцы, подобно Луке и Иоанну. Он больше заинтересован в развитии самого повествования, чем в анализе отдельных действующих лиц. Тот факт, что Марк называет кого-то, говорит, что позже эти люди могли стать известными в христианских общинах (еще до появления его книги).
Этот материал еще не обсуждался.