25.01.2010
Скачать в других форматах:

Дэвид Приор

Первое Послание к Коринфянам

6:1-8     6. Избегать суда

Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечести­вых, а не у святых? 2 Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела ?3 Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? 4 А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значу-щих в церкви. 5 К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями сво­ими ? Но брат с братом судится, и притом пред неверными. 7 И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между со­бою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными ?для чего бы вам лучше не терпеть лишения ?8Но вы сами обижаете и отнима­ете, и притом у братьев.

На первый взгляд может показаться, что эти стихи — неумест­ная вставка в довольно резкие комментарии Павла на тему поло­вой морали, которые в другом аспекте продолжают рассматри­ваться в гл. 7. Существует, однако, важная связующая линия, ко­торая объясняет переход к обсуждению судебных тяжб среди христиан1. Мы уже отмечали, что коринфяне были людьми гор­дыми, соперничающими между собой и самоуверенными. По­чти все время они думали о своих правах. По существу, эти права

 

1 С точки зрения АИо (р. 132), основной причиной тяжб, распространен­ных в Коринфе, был грех алчности (pleonexia). И АНо, наверное, прав, ибо стремление захватить как можно больше прочно укоренилось в нашей пад­шей натуре. Вместо того чтобы спокойно отказаться от всяких притязаний на ту или иную собственность или вещь, христиане, забывая о собственном достоинстве, упорно стремились ко всему, что им практически не принадле­жало.

 

они унаследовали после своего искупления, ставшего основной движущей силой их совместной жизни. В результате коринфяне вели себя крайне раздражительно, если кто-нибудь посягал на их права или ограничивал их свободу. Это неизбежно вело к бес­конечным обидам среди братьев, а также к обращениям в суд. Судебные же процессы были делом долгим и накладным, вовсе не способствующим улучшению отношений в Теле Христовом. Однако как только та или иная группа христиан начинает думать только о своих правах, а не об обязанностях, это неизбежно при­водит к бесчисленным бедам, которые будут длиться до тех пор, пока они не отыщут пути к истинному покаянию.

Повсюду (в супружестве, в правилах приема пищи, в этике деловых отношений, в случайных взаимоотношениях, в обще­ственном богослужении, в использовании своих духовных даров и даже в конкретных областях основного христианского учения) коринфяне стремились отстоять «свободу», то есть заявить о сво­их правах. «Почему я не могу делать так, как считаю нужным?» — с вызовом бросали они.

Аскетически настроенная группа законников твердо стояла на необходимости следовать надежным, предсказуемым путем, не предполагавшим никакого риска. Мысль об обращении в гражданские суды не вызывала у них отвращения, ибо они рас­суждали так: «У иудеев был обычай решать споры внутри своей общины, такой же практике следовали некоторые греки и рим­ляне, включая религиозные группы»1. Баркли2 великолепно опи­сал любовь греков к судебным тяжбам. Следующий отрывок пе­редает дух века: «По своей природе и характеру греки были людь­ми, склонными к сутяжничеству. По существу, суды стали их основной забавой и развлечением... В греческом городе всякий в той или иной степени был стряпчим и немалую часть времени тратил на то, чтобы решать или выслушивать судебные дела. Гре­ки славились или, скорее, были печально известны своей любо­вью к тяжбам. Вполне естественно, некоторые из них привнес­ли свою страсть к сутяжничеству и в христианскую церковь, что и потрясло Павла». Иными словами, привычка коринфских хри­стиан судиться, по существу, ничем не отличалась от половой

1              Barrett, pp. 135-136.

2              Barclay, pp. 55-56.

распущенности, усвоенной ими от тех же греков: мир в очеред­ной раз вторгался в церковь.

Вероятно, привлечение друг друга к суду было для коринф­ских христиан обычным делом. Один или два случая такого рода вряд ли бы так разгневали Павла. Должно быть, пресловутый слу­чай инцеста, описанный в гл. 5, тоже рассматривался в суде.

Вполне возможно, была и другая причина, по которой Павел потратил время, стремясь покончить с духом сутяжничества в ко­ринфской церкви. Коринфяне были одержимы не только отста­иванием прав, но и стремлением судить - - греч. слово krinein вместе с однокоренными словами встречается в послании свы­ше сорока раз, и восемь из них мы находим в первых восьми сти­хах этой главы. Отстаивание своих прав вместе со стремлением осудить кого-нибудь другого — одна из самых коварных тенден­ций в Божьей церкви. Этот греховный недуг следовало бы пре­одолеть через наше искупление в Иисусе Христе. Что бы Павел ни проповедовал в Коринфе о распятом Христе, этот принци­пиально важный урок просто не был усвоен.

Тот же дух сутяжничества нередко проникает и в современ­ную церковь. В 1970-е гг. международная христианская община пережила нечто подобное, когда между двумя организациями, вовлеченными в миссионерскую работу, разгорелся спор. В ре­зультате проблема была решена в самом ее начале. Если бы ко­ринфяне следовали наставлениям Павла, они избежали бы си­туаций, связанных с обращением в суды первой инстанции.

Прежде чем перейти к подробному рассмотрению учения апостола, надо, конечно же, сказать еще несколько слов об от­ношении Павла к современной ему власти. Хотя он считал, что христианам просто неприлично привлекать друг друга к суду, из Деяний святых Апостолов видно, что, с его точки зрения, было абсолютно правильно - - и важно для него (и его товарищей) -настаивать, чтобы люди, стоящие у власти, честно и последова­тельно отстаивали справедливость1.

1 Кэмпбелл Морган пишет: «О человеке, написавшем это послание, нельзя сказать: он игнорировал земные суды. Он взывал к императору и в некото­рых ситуациях заявлял, что является римским гражданином; когда местные власти пытались ограничить его свободу, он сказал: „Я взываю к кесарю". Другой вопрос, добивался ли он справедливости. Я не настаиваю на этом, но, как мне кажется, свое право он использовал в интересах своего земного гражданства» (р. 61).

Павел обращался к римскому правосудию, но никогда не де­лал этого, если речь заходила о спорах между братьями или с це­лью осудить своих ближних -- иудеев (ср.: Деян. 28:19), а только тогда, когда ему надо было защитить свое евангельское служе­ние. Он, по существу, верил в дарованные Богом права и обязан­ности тех, кто стоял у власти (ср.: Рим. 13:1-7), но также считал, что, как гражданин, должен исполнять обязанность, возложен­ную на него Богом, и напоминать властям, чтобы они не превы­шали своих полномочий, дабы справедливость вершилась и была очевидной (ср.: Деян. 16:37; 24:24). Поэтому важно отметить, что его резкое выступление против коринфян, решающих свои спо­ры в судах, вовсе не означает сомнения в их честности или в спра­ведливости судов. Для всего есть время и место, но (с точки зре­ния Павла) христианам не следует привлекать друг друга к суду. Всего лишь в нескольких стихах он называет гражданских судей нечестивыми (adikoi), ничего незначущими в церкви (4) и неверны­ми (6), и кажется, что это звучит слишком резко, почти с пред­взятостью. Однако в любом случае он подчеркивает, что в хри­стианской общине есть люди, способные решить любую про­блему такого рода. Коринфяне совершенно неправильно относились к своим недостаткам, предназначению, возможно­стям и призванию. И поэтому Павел убеждает их признать это.

1. Вы хвалитесь своими недостатками (6:1)

«Вы выносите сор из избы». Люди сторонние довольно быст­ро реагируют на мельчайшие огрехи в поведении какого-либо христианина или церкви, иначе как объяснить тот факт, что скан­далы, связанные с духовными лицами, так подробно освещают­ся в газетах? Конечно, нет причины что-то скрывать и делать вид, будто все христиане каким-то чудесным образом святы. Однако вполне уместно проявлять благочестивую рассудительность и испытывать должное чувство стыда, когда речь заходит о наших не­достатках как братьев и сестер во Христе. Отсюда и упрек, брошен­ный Павлом: «Как смеет кто у вас... судиться у нечестивых?..» — в оригинале слово, переведенное как «смеет», стоит в начале пред­ложения (и всего отрывка), и этим подчеркивается негодование самого Павла по отношению к брату-христианину, оказавшему­ся слишком самонадеянным. Оба слова, нечестивые (ton adikori и святые (ton hagion), не имеют никакого дополнительного зна­чения, касающегося нравственности или профессии.

2. Вы забываете о своем предназначении (6:2-4)

Задавая риторический вопрос «Разве не знаете?..» (атаких воп­росов только в этой главе шесть), Павел призывает христиан вспом­нить о тех обязанностях, которые будут возложены на них, когда Божье Царство окончательно утвердится. Тот факт, что ему при­ходится говорить об этом именно таким образом, раскрывает суть его учения. Несмотря на все то, чему Павел так и не смог научить коринфян по причине их явной незрелости (ср.: 1 Кор. 3:1 и дал.), он все-таки сумел рассказать им об основных моментах, связан­ных с наступлением и утверждением Божьего Царства.

Нет никакого сомнения в том, что в основу учения апостола легли вероучительные положения, высказанные Самим Иису­сом1. Когда он говорит о том, какую роль «святые» будут играть в эсхатологической перспективе будущего века, нетрудно указать отрывки из Евангелий, которые он, вероятно, при этом исполь­зовал. Например, после того как Иисус довольно резко обошел­ся с богатым юношей, Симон-Петр, ощутив тягу к ученичеству, спросил Его: «...вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?» Иисус ответил: «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - - в пакибытии, когда сядет Сын Че­ловеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых»(Мф. 19:27,28).

В Новом Завете постоянно говорится о том, что христиане призваны участвовать во всех событиях, которые начнутся после воскресения Христа (ср.: Рим. 6:4—8; Еф. 2:4—6; Отк. 20:4—6). Возможно, однако, что основным источником учения Павла яв­ляется отрывок из Книги Пророка Даниила, в котором описы­вается довольно живое видение. Для того чтобы наполнить со­держанием представление Павла о Божьем Царстве, приведем несколько стихов из всей главы.

«Видел я наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - - как чистая волна; престол Его - - как пламя огня,

 

1 Об этих «преданиях» Павел упоминает в 11:2,23; 15:3.

 

колеса Его -- пылающий огонь. Огненная река выходила и про­ходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем пред­стояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги. <...> ...Вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; вла­дычество Его -- владычество вечное, которое не прейдет, и цар­ство Его не разрушится. <...> Потом примут царство святые Все­вышнего, и будут владеть царством вовек и во веки веков. <...> За­тем воссядут судьи... Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, ко­торого царство — царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему» (Дан. 7:9-27).

Картина величественного наступления Божьего Царства и та роль, которую в нем должны играть «святые», похожие на этих коринфских спорщиков, наверное, заставляли Павла вздрагивать каждый раз, когда он думал о том, что происходите Коринфе, и, подобно Даниилу, он мог сказать: «Здесь конец слова» (Дан. 7:28). Как могли эти люди пасть так низко? Разве вы не знаете, что свя­тые будут судить мир? Обращаться в суд по поводу дел житей­ских (речь идет о том, что в английской юриспруденции называ­ется «малыми сессиями») -- это фарс, если не богохульство.

Но Павел еще не закончил. Коринфские христиане забыли о своем предназначении в Божьем Царстве, не помнят они и о другом: судить придется даже ангелов. Как же тогда быть со спо­рами о «делах житейских» (в RSV - - проблемы, касающиеся этой жизни)? В эти самые лучшие времена ангелам приходится играть нелегкую роль. Все свои силы они отдают на небесное поклоне­ние Богу (Отк. 5:11,12) и на служение святым (Евр. 1:14), но им очень трудно понять славу спасения. Петр, например, говорит, что они, взирая с небес, пытаются понять, что значит быть ис­купленным (1 Пет. 1:12). Однако в целом «многоразличная пре­мудрость Божия», сокрытая в «неисследимом богатстве Христо­вом», выше понимания «начальств и властей» (Еф. 3:8—10). Именно искупленный народ Божий, включая коринфскую цер­ковь, должен сообщить эту Божественную мудрость ангельским

существам.

Павел уже объяснил (1 Кор. 2:1,2), что эта мудрость сокрыта в «Иисусе Христе, и притом распятом», а падшие ангелы не могут с этим примириться, ведь именно гордость изначально лишила их Божьего Царства, и они еще ждут Божественного суда за этот мятеж (ср.: 2 Пет. 2:4; Иуд. 6). «Послушайте, коринфские хрис­тиане, разве вы не знаете, что вам придется судить тех ангелов? Как вы могли забыть столь важную христианскую истину и опу­ститься до судебных тяжб друг с другом?»'

Совместная обязанность, возложенная на Христа и христиан и заключающаяся в том, чтобы судить людей и ангелов в вопро­сах, имеющих вечное значение, совершенно по-новому освеща­ет неуемное стремление коринфян отстаивать свои права и за­носчиво судить друг друга. Нам начинает казаться, что Павел «раскалывает орех кузнечным молотом», но его метод бесспорно впечатляет.

Называя коринфских судей ничего не значущими в церкви (4), Павел говорит христианам: «Если в том, что касается духовного предназначения человека в вечности, все так и будет, тогда, ко­нечно же, вы можете устраивать свои земные дела и решать внут­ренние споры, не обращаясь к тем, кого вы сами будете судить в тот великий День. Да, вы действительно забываете о своем пред­назначении». Быть может, Павел даже позволяет себе некую усмешку, представляя, как все изменится в тот день, когда Иисус предстанет Царем и Божье Царство утвердится во всей своей полноте.

Сточки зрения некоторых комментаторов, Павел хочет, что­бы этот долг исполнили самые неподготовленные и недалекие из членов коринфской общины: «А вы, когда затеваете житей­ские тяжбы, не поставляете своими судьями ничего не значущих в церкви» (возможный перевод). Быть может, он сознательно пе­реиначивает представление коринфян о том, кто действительно играет роль в сообществе, как христианском, так и любом дру­гом. Выражение, переведенное как ничего не значущие, использо­валось раньше (1 Кор. 1:28), причем подчеркивалось, что речь идет о «презренных» или «признанных ничтожными».

 

1 Ходж (р. 95) считает, что во всем этом отрывке слово «судить» имеет более широкое значение -- «председательствовать», то есть не убеждать лю­дей (и ангелов) в их греховности, а просто показывать, кто главенствует. В этой связи он ссылается на Ветхий Завет: «Так как цари всегда были судьями и вершение правосудия являлось одной из основных их функций, правление и суд нередко отождествлялись».

 

Едва упомянув об этом, Павел мог бы осудить представления коринфян (а в не­малой степени и наших современников) о том, кто действитель­но значим для Бога. Одна из наиболее коварных тенденций, рас­пространенных среди евангельских христиан, заключается в стремлении придавать большое значение так называемой «вер­хушке». Иногда слишком много времени, энергии, воображения, денег, усилий и предприимчивости тратится на то, чтобы приве­сти к Христу людей влиятельных, занимающих руководящие посты и добившихся успеха, - - причем дело доходит почти до того, что мы начинаем совершенно по-другому представлять смысл служения Самого Иисуса.

Вероятно, коринфские христиане считали местных судей людьми достаточно влиятельными, чтобы руководствоваться эго­истическими мотивами. Павел отвергает такую позицию: «При­нимая нормы Христа, христиане сознательно отвергают нормы этого мира»1. Одним из самых серьезных факторов, ограничива­ющих сегодня деятельность почти всего евангельского христи­анства в западном мире, является его средний класс, жители при­городов. Однако если смотреть в глобальной перспективе, то поражает совершенно противоположная истина: сегодня библей­ское христианство наиболее ярко заявляет о себе на тех конти­нентах, в тех странах и культурах, которые меньше всего подвер­жены воздействию синдрома «верхушки».

3. Вы не используете своих возможностей (6:5,6)

Теперь возмущение Павла сменяется иронической усмешкой. Коринфяне гордились своей мудростью и все-таки, по-видимому, не могли отыскать хотя бы одного разумного, который мог бы рас­судить между братьями своими. Павел считает, что любой церкви под силу справиться с этой проблемой с помощью любви Иисуса Христа. Он напоминает им, что они, как церковь, «обогатились всем, всяким словом и всяким познанием» (1 Кор. 1:5). Христос — вот Божья мудрость, которую Бог сделал источником нашей жиз­ни (ср.: 1:24,30). Если мудрость, пребывающую в коринфской церк­ви, нельзя использовать, чтобы утихомирить некоторые раздоры, тогда христианам наверняка надо вновь садиться за парту.

Каждый раз, когда отношения внутри Христова Тела стано­вятся натянутыми, важно найти и призвать особо одаренных членов собрания, которые могли бы с Божьей мудростью подой­ти к решению возникшей проблемы. Ничто так не ослабляет церковное свидетельство, как разрыв отношений. Среди хрис­тиан всегда будут разногласия и для их разрешения надо следо­вать дисциплинированному подходу, который показал Иисус (ср.: Мф. 18:15—17). Обычно лучший способ восстановить отно­шения — найти того, кто готов от начала до конца выслушать все, что хотят сказать обе стороны. Такому «дается Духом слово мудрости» (1 Кор. 12:8).

4. Вы изменяете своему призванию (6:7,8)

Под изменой своему призванию подразумевается отноше­ние коринфян друг к другу. Их призывали стать святыми (1:2), войти в общение с Самим Христом (1:9), познать в Нем Божью силу и Божью премудрость (1:24), посрамить мудрых и силь­ных настоящей общинной жизнью (1:27), а их образ жизни мало чем отличался от образа жизни необращенных язычников, ибо они уступали соблазнам негодования и алчности. Такие хрис­тиане, конечно же, выигрывал и дела в суде в ущерб другим, но весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. «Судиться с братом - - это унижение, каким бы ни был исход ушания»1.

Существует гораздо лучший путь, свидетельствующий об ис-пшном призвании христианской церкви: без озлобления при-пять обман и страдания. Об этом ясно говорил Иисус: «Вы слы­шали, что сказано: „око за око, и зуб за зуб". А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обра­ти к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» (Мф. 5:38—40). Это уче­ние прежде всего относится к распрям среди братьев во Христе: •Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, им говори ему, и если покается, прости ему» (Л к. 17:3). Неудиви­тельно, что сразу после этих слов апостолы взмолились: «Умножь и пас веру» (Л к. 17:5).

Коринфские христиане разучились прощать и принимать обиды от своих единоверцев, а потому начали на самом деле оби­жать и обманывать друг друга. Слово обида относится к неспра­ведливости в широком смысле, а лишения — к собственности. Таким образом, доброе имя и личное имущество перестали быть священными и неприкосновенными в христианской общине. Коринфяне настолько удалились от сверхъестественной реаль­ности взаимной любви с Христом, что умышленно насмехались над нормами деловой и социальной этики. С точки зрения АИо1, язык Павла указывает на то, что такие вопиющие проступки пе­рестали быть чем-то исключительным в коринфской церкви. Неудивительно, что за всем этим юридическим языком и выска­зываниями, содержащимися в данном коротком отрывке, мы «чувствуем печаль, охватившую Павла»2.

1              Allo, р. 137.

2              Ibid., p. 136.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.