25.01.2010
Скачать в других форматах:

Дэвид Приор

Первое Послание к Коринфянам

1:18-2:16         3. Мудрость — истинная и ложная

На протяжении всего этого раздела Павел противопоставля­ет мудрость мира мудрости Божьей. Прочитав текст, мы увидим основные особенности той и другой, и, тем не менее, полезно сделать обзор темы в целом. Корневое слово (sophos или sophid) встречается свыше двадцати раз, и «возможно, хотя и не навер­няка, Павел подхватывает девиз, зародившийся к Коринфе»1.

Баррет делает полезное замечание, согласно которому Павел использует слово «мудрость» в четырех значениях, два из кото­рых отрицательны и два - - положительны2. Пример «плохой» мудрости приводится в 1:17 («премудрость слова»), где речь идет о манере говорить, проявляющейся в искусной компоновке че­ловеческих доводов. В 1:19 Павел описывает не столько манеру говорить, сколько способ мышления, то есть отношение к жиз­ни, которое основывается на том, во что я хону верить и что хочу делать.

Этим двум примерам человеческой мудрости Павел проти­вопоставляет Божью мудрость, тоже в двух значениях (согласно Баррету). Он говорит о том, что (1:21 и 2:7) Божий план спасения определяется Его мудростью, но, кроме того, усматриваете Иису­се Христе саму Божью мудрость и, следовательно, подлинную сущность спасения (1:24 и 30). Поэтому Павлу любая попытка спастись помимо Иисуса Христа, и притом распятого, представ­ляется полным безумием.

Павел усматривал два основных способа, с помощью которых неверующий мир пытался установить такое отношение к Богу.

Иудеи хотели, чтобы Бог соответствовал всем их критериям, ожи-;i.ih от Него неопровержимых и ощутимых доказательств, кото­рые они могли бы положить в основу своих убеждений. «Они

бовали доказательств, и их интерес сводился к практическо­му... Исходя из этого, они требовал и от Господа знамения (напр.: Ин. 6:30). Они считали, что Мессия засвидетельствует о Себе яркими проявлениями силы и величия. Распятый Мессия был i in них логическим противоречием»1.

Что касается греков, то они предпочитали с помощью рассуж-лсний и доводов устанавливать умозрительное отношение к Богу. Использовав свой интеллект на то, чтобы создать Бога по своему образу, они считали невозможным мыслить о Боге как о личнос-i и: «Для греков первой особенностью Бога была apatheia — пол­ная неспособность что-либо чувствовать. Греки утверждали, что Бог чувствовать не может... Страдающий Бог был для них логи­ческим противоречием... Бог по необходимости был весьма обо­соблен и далек»2. Греческому уму проповедь о кресте, то есть о том, что Бог во Христе примирил мир с Собой, неизбежно пред­ставлялась непонятной и смешной.

Следовательно, с точки зрения Павла мудрость мира (как иудейская, так и греческая) однозначно является следствием бунта человека против Бога, нежелания преклонить перед Ним колени и стремления сообразовать Его со своими собственными идеями и желаниями. Поскольку Бог решил искоренить всякую человеческую гордость, надо отвергнуть любую мудрость, кото­рая не основывается на «Христе, и притом распятом» (и на исхо­дящих из этого истинах, которые содержатся в Евангелии, то есть истине о человеческой греховности и истине о благодатной воз­можности спасения, дарованной святым и любящим Богом и Создателем).

Складывается впечатление, что мирская мудрость шествует по улицам и наполняет ученые залы Коринфа. Концельман приводит некоторые модные фразы, бытовавшие в народной философии того времени: «Мудрец словно царь», «Мудрому принадлежит все»3. Такую мудрость Павел отвергает. Кроме того,  он отвергает и ту форму, в которой она преподносится, то есть стремление убедить, облеченное в красивые фразы. «Греки были опьянены красноречием»1. Как многих из сегодняшнего Оксфорд­ского университета, их занимала не столько истина или то, что на самом деле сказано, сколько умение убедительно выразить все в красивой форме.

Однако было бы наивным считать, что Павел пишет это по­слание лишь ради желания противопоставить христианскую про­поведь и истину современной греческой и иудейской мудрости. Интеллектуальный климат эпохи (как научной среды, так и обы­денной жизни) всегда многими непростыми путями проникает в христианскую церковь. Согласно Баррету, «не лживое превоз­несение миром своей мудрости и способностей заставило Павла написать Первое послание к Коринфянам, а такое же лживое восхваление церкви... где христиане гордились людьми и непра­вильно оценивали их дары. Они делали это лишь потому, что забыли главное: их существование как христиан зависит не от их заслуг, а от Божьего призвания и от знания того, что Евангелие — это весть о кресте»2.

Для того чтобы воссоздать «ум Христов», понадобится много времени, систематического и глубокого изучения Писания и постоянного просвещения Святым Духом. Этот процесс вклю­чает в себя как забвение мудрости мира, так и впитывание муд­рости Божьей. Поэтому для современных христиан важно учи­тывать те аспекты, в которых наше мышление подвергается вли­янию секулярных тенденций нашего времени, • - так же, как Павел считал необходимым показать коринфской церкви всю пустоту и безумие современного ему мышления.

Раскрывая безумную пустоту мудрости мира, Павел вовсе не намеревался недооценивать ее значения и влияния. Особенность такой мудрости заключается в том, что она может лишить слово о кресте его силы (1:17). Такова мера ее угрозы благовестию и церк­ви. Следовательно, мы имеем дело не с чем-то второстепенным или поверхностным, а с хитрым врагом, поражающим наше бла-говестие в самое сердце. Если мы не сможем определить его и изолировать, наше благовестив станет ничтожным и пустым.

1              Barclay, p. 22.

2              Barrett, p. 59.

 

Павел вполне допускает, что такая мудрость может быть дей­ственной. В ст. 17—21 он использует четыре фразы, объясняю­щие его точку зрения: такая мудрость «красноречива» («премуд­рость слова», 17), «разумна» (19), но так как это всего лишь слова (20), она совершенно ничего не дает, когда речь заходит об основных человеческих потребностях и желаниях (21).

Слово разумный (19) в действительности встречается в цитате из Книги Пророка Исайи (Ис. 29:14). Контекст этого отрывка описывает ситуацию, возникшую в жизни Иудейского царства в VIII в. до н. э. Люди думали, строили планы и действовали, совер­шенно не признавая реальности (не говоря уже об актуальности) фансцендентного Бога, способного серьезно повлиять на ситуацию здесь и сейчас. В своей разумности они полагались на чисто чело­веческую изобретательность и находчивость. Христиане, как и не-нсрующие, порой в избытке обладаюттакой разумной мудростью.

Один из признаков чисто человеческой мудрости — стрем­ление полагаться на красноречивое, с виду убедительное выска-илвание, полное многословия. Шведский режиссер Ингмар Берг­ман однажды заметил: «Если Бог умер, тогда христиане просто занимаются болтовней». Сам Иисус ясно предостерегал против религии, которая выражена ортодоксальным языком, но не при­водит к изменению образа жизни (ср.: Мф. 7:21; Лк. 6:46). Па­вел знал цену убедительного аргумента: возвещая о Христе в Ко­ринфе, он «говорил» в синагоге неделю за неделей и «убеждал Иудеев и Еллинов» (Деян. 18:4). Однако он не считал, что убе­дительная речь сама по себе может способствовать рождению веры в Иисуса и знанию о Боге, преображающем жизнь.

Энергичным христианским руководителям, наподобие Тимо­фея и Тита, Павел внушал мысль о тщетности и опасности бес­конечных словопрений. Подробности обычаев, осуждаемых Пав­лом в его Пастырских посланиях, остаются неясными, но основ­ной импульс очевиден: Павел ожидает преображения жизни, свидетельства веры, любви и святости. Он выступает против лю­бого многословия, которое с виду полно религиозного содержа­ния, но на самом деле оказывается «баснями», «родословиями бесконечными», «пустословием», «словопрением», «распрями», «глупыми состязаниями». Его совет можно выразить кратко: «Удаляйся (от них)» (ср.: 1 Тим. 1:3-7; 4:6,7; 2 Тим. 2:14 и дал.; Тит. 3:8-11).

 

Таким образом, как по содержанию, так и по форме мудрость мира создает угрозу для «слова о кресте». Павел, вероятно, не стре­мился к тому, чтобы отвергнуть все знание, мудрость и филосо­фию нехристианского мира (хотя в Первом послании к Коринфя­нам он таких чувств не выражает). Он, вероятно, признавал их за­слуги в строго определенных и существенных рамках. Такая мудрость действительно может многое совершить, произвести впе­чатление на многих людей, оказать сильное воздействие и прине­сти большую известность — однако она никогда не насытит го­лодную душу прощением и миром с Богом. Томас Элиот писал:

Все наше знание приближает нас к неведению, Все наше неведение приближает нас к смерти, Однако близость к смерти — это не близость к Богу. Где наша жизнь, которую мы прожили?1

Существуют некоторые особенности и границы мирской муд­рости. В этом отрывке (1:18 - 2:16) Павел раскрывает Божью муд­рость в трех аспектах — слово о кресте (1:18-25), о путях Божьих (1:26-31) и о служении Духа (2:1 -16). Вряд ли можно назвать слу­чайностью тот факт, что они имеют троичную структуру: в гл. 2 учение Павла имеет явно выраженное тринитарное содержание.

1. Слово о кресте (1:18—25)

Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых - - сила Божия. 19 Ибо написано: «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну». 20 Где мудрец?где книж­ник ?где совопросник века сего ? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? 21 Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством пропо­веди спасти верующих. 22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; 23 А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, 24Для самих же призванных, Иуде­ев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; 25 По­тому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.

Важно отметить, что Павел акцентирует внимание на слове (18) и проповеди (21 и 23). Как бы он ни осуждал и ни отвергал человеческую мудрость, он страстно верит в разумную природу явленной Богом мудрости. Истина и Божье слово — не только Сам Иисус: Павел ясно пишет о возвещении Божьей мудрости «словами... изученными от Духа Святого» (2:13). Ни проповедь, ни восприятие этой вести не могут осуществляться одними лишь человеческими возможностями, однако тем самым мы не долж­ны снимать с себя обязанности проповедовать Евангелие как бо-гооткровенными словами, так и «изученными от Духа».

Мудрость Божья — в слове о кресте (18)1. В параллельной фра­зе из 1:23 (мы проповедуем Христа распятого) подчеркивается содержание этой мудрости. Слово «крест» часто используется в довольно неопределенном смысле, без акцента на том факте, что на этой римской виселице был повешен конкретный Человек. Божья мудрость становится зримой в Мессии, повешенном на дереве. Для иудеев это соблазн (камень преткновения), вопию­щее оскорбление их чувств (греч. skandalon), так как «проклят... всякий повешенный на дереве» (Втор. 21:23; ср.: Гал. 3:13,14). Разве может всепобеждающий Мессия, Тот, Кому надлежит прийти, закончить Свои дни на дереве? Одно это доказывает, что Он -- не Мессия. В этой вести нет никакой мудрости -- пол­ный абсурд. Однако Павел утверждает: «Мы проповедуем Хрис­та, Помазанника, Мессию, распятого». Неверующим иудеям и грекам это может показаться полным абсурдом, безумием, глу­постью, и это подчеркивает, что они - - среди погибающих (18).

Если иудеи хотят чудес (знамений), то греки постоянно ищут мудрости (22); однако до тех пор, пока они не перестанут пола­гаться на свою проницательность и разумение, они не смогут по­стичь Божью мудрость в Иисусе Христе. То, что Сыну Божьему суждено было родиться в образе человека, возмужать, оставаясь в безвестности, ходить по земле, творя добро и исцеляя от болез­ней, а затем предать Свою жизнь в руки беспринципных людей и умереть на кресте, уподобившись обычному преступнику, - - все это явно противоречит человеческой мудрости и пониманию.

1 Т. S. Eliot, lines 11-14 from 'Choruses from «The Rock»' (1934). The Complete Poems and Plays of T. S. Eliot (Faber and Faber, 1978), p. 147.

1 Вероятно, в этой фразе (logos tou staurou) сознательно обыгрывается слово logos, которое также встречается в ст. 17 («премудрость слова»), где букв, перевод — «мудрость слова (слов)» (sophia logou).

 

Пока греки будут настаивать на том, что истину надо изучать в соответствии с основными понятиями, они будут ходить по кругу, двигаться по спирали, которая, в конечном счете, ведет к гибели. Слово погибать (18) означает «окончательное уничто­жение не только в смысле прекращения физического существо­вания, но скорее в смысле вечного погружения в ад, обреченность на смерть, в описании которой используются такие слова, как „гнев и ярость, горе и мука"»1.

Возникает ключевой вопрос: чего хотят иудей и грек--сяя-сения или погибели? Станет ли первый по-прежнему настаи­вать на убедительных знамениях, вместо того чтобы просить о спасении? Будетли второй погибать в поисках истины, вместо того чтобы признать, что ему нужен спаситель? Именно к это­му чувству «вечности в душе человека» и обращает Бог слово о кресте.

Льюис писал: «Да, невелика честь быть последним прибежи­щем, собственно --альтернативой аду, но Бог на это идет. Ведь надо во что бы то ни стало разрушить иллюзию самодостаточно­сти, и Бог разрушает ее грубым страхом геенны, ее вечного огня, или страхом земных страданий, не стыдясь умаления Своей сла­вы. Я назвал это смирением, потому что не всякий захочет стать последним прибежищем. Будь Господь горд, Он не пожелал бы такой любви; но Он не горд. Он согласен получить нас даже то­гда, когда мы ясно показали, что все на свете нам дороже Него, и пришли к Нему лишь „за неимением лучшего"»2.

Человеческая мудрость, мудрость, которую постоянно ищут греки, не позволит, чтобы проблемы, связанные с совестью, по­требностью в спасении, возможностью вечной гибели и полного смирения, привели их к Богу и познанию Его, заставили стать на колени и сказать: «Господи, спаси нас». Бог Сам сделал Себя неведомым для человеческой мудрости и непознаваемым ею. Он раскрыл Себя в распятом Мессии. Он решил спасти от вечной гибели не тех, кто обладает какой-то особой мудростью или со­вершает добрые дела в полную меру своих способностей, а веру­ющих (21) в распятого Христа. В этом смысле Бог действительно погубил «мудрость мудрецов» (19).

 

1              A. Oepke in Kittel, TWNT. Vol. I. p. 396.

2              C. S. Lewis, The Problem of Pain (Fontana, 1957), p. 85.

Когда кто-то, будьте иудей или грек, склоняется перед Иису­сом Христом как Господом, он начинает ощущать Божью силу спасения (18). Подобно тому, как прежде он безнадежно падал ни из, снижаясь по спирали греха и смерти, теперь он чувствует, как свыше нарастает Божий призыв в Иисусе Христе (24). Здесь нажно подчеркнуть, что Бог не спорит с теми, кто спорит с Ним. Божий ответ на всякую человеческую мудрость — действовать в < u.ie (греч. dynamis, куда восходит и наше слово «динамит»): та­ким образом, самая лучшая апология Евангелия — спасаемые (18), дающие ответ на слово о кресте. Эта мудрость может казать­ся безумием или слабостью, но она гораздо глубже и сильнее все­го, что может предложить мудрость мира (25).

Итак, каким бы разумным и осмысленным ни было «слово о кресте», нам нельзя поддаваться соблазну отвечать на доводы мирской мудрости одними лишь словами, даже «словами, изу­ченными от Духа Святого». Самый убедительный ответ — Бо­жья сила спасения и преображения людей: Христос, Божья сила и Божья премудрость (24), так как Бог сделал Его «премудрос­тью... праведностью и освящением и искуплением» (1:30).

2. Пути Божьи (1:26-31)

Посмотрите, братия, кто вы призванные: немного из вас муд­рых по плоти, не много сильных, не много благородных; 27Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; 28 И незнатное мира и уни­чиженное и ничего не значущее избрал Бог, чтобы упразднить зна-чущее, — 29 Для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. 30 От него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуп­лением, 31 Чтоб было, как написано: «хвалящийся хвались Госпо­дом».

«Благоугодно было Богу... спасти верующих» (21). Итак, Бог избрал к спасению от погибели достаточно смиренных людей, которые доверили Ему свои жизни (в прошлом, в настоящем и в будущем), положившись на «Иисуса Христа, и притом распято­го»: этих верующих Он призвал стать причастниками «Божеско­го естества» (ср.: 2 Пет. 1:3,4).

Мы со всей очевидностью познаем мудрость Божью, пути ее действия: Он спасает тех, кто верит, а не тех, кто мудр или умен, и тем самым выражает Свое отношение к человеческой гордыне. «Бог гордым противится» (1 Пет. 5:5), Его замысел -- в том, что­бы никакая плоть не хвалилась пред Богом (29; ср.: Ис. 2:11 — 17). Полагающиеся на собственную мудрость и интуицию могут про­должать поступать так, но не в присутствии Бога: этим они от­чуждают себя от Него. В намерения Божьи входит свести на нет человеческую гордыню, поэтому Он стремится показать всю ее пустоту и тщетность.

Он совершает это и в Коринфе: Бог избрал немудрое мира, что­бы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посра­мить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значу-щее избрал Бог, чтобы упразднить значущее (27,28). Новые жизнь и любовь, чистота и мир, надежда и счастье со всей очевиднос­тью проявились в христианском братстве в Коринфе — и более нигде в этом развратном городе. И их было не много... мудрых по плоти, немного сильных, немного благородных (26). Люди благо­родного происхождения (философы, дельцы и землевладельцы, а также те, кто стоял у власти), за редким исключением (то есть их было немного), отсутствовали в коринфской церкви.

Коринф в этом отношении не особенно отличался от других городов, поскольку христианство стремительно распространя­лось среди низших слоев общества в Средиземноморском реги­оне, и этот факт (в классовом сознании греческого и римского общества) отчасти был сам по себе оскорбительным для высших слоев. Были обращены, спасены и изменены люди, находившие­ся на самом дне общества. Бог «снял накипь», призвав самых никчемных людей и сделав из них царей и священников в Своем Царстве (ср.: Отк. 5:9,10). Это было как раз то, о чем сказал Иисус, заявляя о Своем служении: «Он помазал Меня благовествовать нищим и...исцелять сокрушенных сердцем» (ср.: Л к. 4:18 и дал.). Таков метод Бога, в этом — Его мудрость, действенная сила Еван­гелия.

Используя такие методы, Бог перевернул ложные концепции, бытующие в мире, то есть представления о том, что для Него важ­ны мудрость, хорошее воспитание и образование, дар красноре­чия, природная одаренность, богатство, власть и влияние. Эти представления с трудом изживаются даже в христианской церкви. Они господствовали в Коринфе того времени, они затмевают славу Божью и поныне. Иаков язвительно обличал христи­ан, придерживавшихся таких взглядов (Иак. 2:1-9), иллюстрируя это на примере поведения влиятельных людей в церковном собрании.

К нам, как к христианам, обращен призыв смириться и по­кориться Богу (ср.: 1 Пет. 5:6). Но если нам недостает для этого мудрости, Бог всегда поможет достигнуть смирения даже таким людям, по отношению к которым это кажется невероятным. Та­ковы полные любви свершения нашего мудрого Бога. Здесь, как нигде, уместны стихи из Книги Пророка Исайи (Ис. 55:8,9): «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, гово­рит Господь. Но, как небо выше земли, так пути Мои выше пу­тей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших».

Контекст этих слов из Книги Пророка Исайи перекликается сданным разделом Первого послания к Коринфянам еще и по­тому, что предыдущие два стиха описывают свободное и щедрое прощение тем, кто ищет Господа повсюду, где Его можно найти, кто призывает Его, когда Он близко. Это всецелое и вечное при­нятие кающегося грешника, который взывает к Богу о спасении, совершенно чуждо мирской мудрости и способу мышления че­ловеческих существ. Человеческий ход мыслей всегда подразу­мевает необходимость на пути спасения приложения собствен­ных усилий, совершения добрых поступков, мудрых речей. Путь Господень предполагает следующую весть: «...ищите Господа... призывайте Господа... обращайтесь к Господу, к Богу нашему, ибо Он многомилостив и дарует прощение в изобилии».

Хвалящийся хвались Господом (31). Это цитата из Книги Про­рока Иеремии, отрывка, который особенно подходит к рассмат­риваемой ситуации: «Так говорит Господь: да не хвалится муд­рый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я - - Господь, творящий ми­лость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь» (Иер. 9:23,24).

3. Служение Духа (2:1—16)

И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам сви­детельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, 2 Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого; 3 И был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете, 4 И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, 5 Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией. 6 Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, 7 Но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, 8 Которой никто из властей века сего не познал; ибо, если бы познали, то не распяли бы Господа сла­вы. 9 Но, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». 10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божий. 11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем ? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. 12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, 13 Что и возве­щаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изучен­ными от Духа Святого, соображая духовное с духовным. 14Душев­ный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. 15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. 16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его ?А мы имеем ум Христов.

Работа Святого Духа неоднократно подчеркивается в гл. 2. Здесь речь идет о триединстве, например: «...кроме Иисуса Хри­ста, и притом распятого» (2); «Господь славы» (8); «ум Христов» (16); о Боге говорится в ст. 1,5,7,9,10,11,12и 14. Другая фунда­ментальная истина, заключенная в этой главе, - - тесная связь между крестом и Духом. Форсайт П. Т. называет это «неразрыв­ным партнерством», а в ходе общих рассуждений о мудрости в гл. 1 и 2 идея такого единения становится совершенно понят­ной. Божественная мудрость раскрывается в Иисусе Христе, при­том Христе распятом, и эта мудрость исходит из ее первоисточ­ника через служение Духа (2:10 и 13).

В ст. 1-5 Павел вспоминает, что прибыл в Коринф в страхе и в великом трепете (3): такие опасения вызывали как репутация этого города, так и осознание Павлом собственной уязвимости во всем. Он принял обдуманное и твердое решение отвергнуть всякую природную и человеческую мудрость, сосредоточиться и не знать ничего, кроме Христа... распятого (\ ,2). Он отверг опас­ную привлекательность философской аргументации: вместо этого Павел целиком и полностью положился на действенную силу Духа и на собственном опыте продемонстрировал ее (4). Это ре­шение послужило гарантией того, что дальнейшие преобразова­ния в жизни коринфян полностью утвердились не на мудрости человеческой, но на силе Божией (5).

Этот раздел предоставляет совершенную основу, отправную точку для любой проповеди о том, что, подобно Павлу, следует отвергнуть и чему надлежит следовать. Здесь для проповедника найдется много вопросов для исследования. Является ли наша проповедь истинным провозвестием? Возвещаем ли мы о той мо­гущественной силе, которую Бог явил в Христе в свидетельство о Себе? Не затуманиваем ли мы Благую весть просто возвышен­ными словами (в превосходстве слова, 1) или другими приема­ми? Приняли ли мы твердое решение сделать Иисуса Христа, притом распятого, темой нашей проповеди и средоточием на­шей жизни? Обретаем ли мы сами надлежащий опыт и ощуща­ем ли собственную уязвимость как провозвестников Евангелия во враждебном нам языческом мире? Является ли наша пропо­ведь демонстрацией силы Духа? Показывают ли результаты на­шего благовествования действенную силу Духа? Меняется ли при этом жизнь людей? Видят л и они проявление силы Духа в своей жизни?

В ст. 6 языки направленность мысли Павла меняются. Начи­ная с 1:18, он живописует яркими красками контраст между мир­ской мудростью и мудростью Божьей. Он раскрывает тщетность всех человеческих усилий и всех человеческих путей спасения. Он наглядно демонстрирует пустоту такой человеческой мудро­сти, лишив ее всякой ценности и привлекательности. Ясный итог этих рассуждений -- вывод о том, что Павла не интересует ника­кая мудрость, кроме безумства, «юродства» Евангелия. Павел за­ключает, что даже (как в ст. 6, RSV) между совершенными пропо­ведуется мудрость не века сего.

Обращает на себя внимание переход во 2:6 от местоимения первого лица единственного числа (2:1 —5) к местоимению пер­вого лица множественного числа «мы» (2:6—16). Это еще более заметно, потому что, начиная с 3:1, Павел снова говорит от пер­вого лица. Одно из возможных объяснений этого перехода тако­во: в этом отрывке Павел обращается к церкви с наставлением, как обычно это делали апостолы, обучающие людей духовной

m гине в силе Духа (ср.: ст. 13); но духовная незрелость, даже инфантилизм коринфян не позволяли пользоваться простым приемом. Если такое истолкование верно, то трудная для пони­мания фраза мы имеем ум Христов (16) предстает как деклара-i и иное заявление апостолов в свете их уникальной роли в сози-1.ШИИ церкви.

Многие оспаривают важность этого возврата к первому лицу. < >ни полагают, что Павел придерживался нормы, принятой в единстве церквей, фокусируя внимание на богатстве Божественной мудрости, доступной тем, кто не является столь духов-i к) незрелым, как коринфские христиане. Но как «духовные», так и ic, кто постоянно двигается вперед под действием Духа, испытывая все, что Бог дал нам во Христе (ср.: ст. 12), могут присоеди­ниться к Павлу и сказать вместе с ним: ...а мы имеем ум Христов.

В ст. 6 Павел еще раз повторяет, что мудрость Божья — мудрость не века сего. Она не берет своего начала в этом преходящем мире и не может быть почерпнута из его источника. Фраза века ч-.-о встречается в 1:20 и снова повторяется в 3:18. Поскольку этот иск — преходящий, мирская мудрость должна унаследовать его

ib6y. Эта мудрость (свойственная в основном правителям века •«/о) тоже должна кануть в вечность, как и сами эти смертные и временные правители и власти.

Что Павел подразумевал под властями века сего (6 и 8)? Ве­роятно, эти земные правители (типа Пилата и Каиафы), пред-гавлявшие собой образцы римской и иудейской мудрости (или тети), обозначают бесовские силы. Даже не проводя прямой параллели между бесовскими силами, и властными структура­ми, и человеческими правителями мира, Библия, тем не менее, иыражает мировоззрение, согласно которому силы зла отчетли­во проявляют себя в тех ситуациях, где наиболее эффективно де­монстрируется власть человека (ср.: Ин. 16:11; Еф. 6:12). Павел, по-видимому, в связи с этим указывает, что наиболее действен-11ая человеческая мудрость — та, которая контролирует решения и деятельность властных структур1. Но даже и эта мощная сила, присущая мудрости, исчезает, как и правители, которые асси­милируют ее и отражают ее временную природу.

1 Этот контраст между мудростью, находящейся под действием злых сил, и мудростью Божественной ясно обрисован в Иак. 3:13 и дал.

 

Но и такая влиятельная мудрость пасует перед лицом того, что составляет премудрость Божью, тайную и сокровенную (7). Эта мудрость была явлена, воплощена и стала доступной в Иисусе Христе. Если бы правители сего века осознали истинную суть Иисуса, то не распяли бы Господа славы (8). Такое невежество, та­кая слепота, такая непростительная недальновидность обнару­живают всю полноту безумства человеческой мудрости.

В знаменательной фразе в ст. 7, где Павел описывает Боже­ственную мудрость как ту, которую предназначил Бог прежде ве­ков к славе нашей, мы видим прекрасную перспективу — от веч­ности к вечности. Другими словами, Павел говорит, что в Своей мудрости Бог возложил на Иисуса Христа, и притом распятого, спасение человечества задолго до того, как был и созданы время и пространство, задолго до того, как Он сотворил нас по Своему образу (прежде веков). Более того, Его замысел от вечности -привести всех Своих «святых» к славе, которую они разделят с Ним.

Чрезвычайно важно отметить, что «тайна, о которой говорит здесь Павел, не является чем-то, призванным дополнить весть о спасении через крест Христа: именно в Христе распятом вопло­щена мудрость Бога. Она более детально раскрывает Божествен­ный замысел, сосредоточенный во всей полноте в Христе распя­том»1. Поэтому мы никогда не отойдем от креста Христова -только лишь в сторону более глубокого понимания значения са­мого креста. «У Павла не было отдельного Евангелия о кресте для младенцев и другого Евангелия мудрости для зрелых хрис­тиан. Каждый христианин обладает потенциальной зрелостью во Христе, хотя реально лишь немногие становятся теми, кем им надлежит быть»2.

Поэтому тайна мудрости Божией - - не что иное, как то, что сокрыто в Иисусе Христе, и притом распятом. Хотя и сокрытый для многих поколений человеческого рода, ныне Он явил Себя как Сын Божий и Спаситель мира. Слово тайна (греч. mysterion) имеет двоякий акцент: ни одному человеку не дано познать ее самому, но Бог в Своей любви открыл ее тем, кто смиренно пред­стоит перед Ним. «Три важнейших источника человеческого зна ния -- зрение, слух и мышление - - в равной мере здесь бессиль­ны. До сих пор эта мудрость оставалась тайной, сокрытой века­ми.

 

1              Bruce, p. 38.

2              Barrett, p. 69.

Ныне Бог Сам раскрыл ее»1. Он открыл ее Духом Своим (9,10).

Несколькими искусными мазками Павел нарисовал для не­зрелых коринфян картину Божественной мудрости в славе2. Он горячо желает показать, что достигнутая ими зрелость даст ему возможность раскрыть эту мудрость перед ними. Слово «зре­лость» (в СП в ст. 6 это понятие передано через слово «совер­шенный») — одно из любимых и часто используемых Павлом слов. Оно использовалось в греческих религиозных мистериях для обозначения «посвященных», но Павел здесь употребляет его для описания возрастания в зрелости всей церкви, что было основной целью его служения (ср.: Еф. 4:13; Кол. 1:28). Ключе­вой отрывок находится в Флп. 3:8—15, его мысль можно кратко сформулировать следующим образом: «Я хочу познать Христа; я еще не достиг этой цели, но изо всех сил стремлюсь к ее дости­жению; я забыл, где находился раньше, но стараюсь продвигать­ся вперед... и все, кто достиг зрелости, находятся точно в таком же положении». Одним словом, для Павла «быть зрелым» озна­чает знать, что цель еще не достигнута, и упорно стремиться к ней. В этом смысле даже только что обращенный христианин может быть «зрелым», тогда как христианин со стажем может сойти с дистанции и остановиться в своем движении к Господу. Таким образом, зрелость (совершенство) представляет собой процесс, а не статичное состояние.

Возможно, ключ, раскрывающий движущую силу процесса достижения зрелости, дается в последней фразе ст. 9, где Павел утверждает, что Святой Дух открывает тайну мудрости Бога лю­бящим Его. Для коринфян знание было важнее любви; для Павла же знание о том, что приготовил Бог для нас, определяется на­шей любовью к Господу. Очевидно, что цитата, лежащая в основе ст. 9 (ее источник — Ис. 64 и 65), в последние годы была взята на вооружение гностиками и стала их девизом, подтверждающим их концепцию о превосходстве знания и предстоянии перед Богом.

1              Dods, p. 66.

2              Некоторые комментаторы (например, Доде и Брюс) считают, что Павел более полно раскрывает эту мудрость в Послании к Ефесянам, особенно в 3:1-13.

 

Павел разъясняет, что истинная мудрость открыта для всех, а путь к ней лежит через любовь к Богу1. Любящий Бога познан Им(1 Кор. 8:3).

В ст. 10—16 Павел более детально объясняет служение Свято­го Духа, Который раскрывает нам Иисуса как мудрость Божью. Это служение чрезвычайно важно, поскольку без него мы нико­гда не смогли бы понять Божьего замысла (11). Дух... проницает... и глубины Божий и помогает всем верующим (то есть всем, кто получил Духа, 12) познать то, что Бог дал нам в Иисусе, а также приобщиться к этой мудрости и понять ее (12,13).

Именно в этом отрывке (12,13) раздела (2:6-16) местоиме­ние «мы» наиболее естественно относится к особому служению Павла и его собратьев-апостолов. Хотя каждый христианин об­ладает данной ему Духом возможностью понять, стать причаст­ным, приобщиться и истолковать все, что Бог по Своей благода­ти даровал нам, апостольское учение о спасении Богом во Иису­се уникальным образом раскрывается в ст. 13: мы возвещаем не от человеческой мудрости изученными оювами, но изученными от Духа Святого. Вновь отвергая красноречие мирской мудрости, Павел здесь подтверждает, что истоки его учения, как в языко­вом отношении, так и по своей сути, — в Святом Духе. Слова, которые он использует, переводят на понятный человеческий язык мысли Бога, тем самым сохраняя авторство Бога как святыню.

Вдохновляющая поддержка Святого Духа необходима не толь­ко для наставления, просвещения и наделения силой апостоль­ских посланников, но и для тех, кто слушает их. Человек, не по­лучивший Духа (в ст. 14 — душевный человек), не имеет потенци­альных возможностей распознать, оценить или приветствовать то, к чему Дух хочет приобщить его через своих посланников. В ст. 12-14 Павел использует шесть важных глаголов для описа­ния служения Духа в тех, кто обучает, и в тех, кто воспринимает это учение: первых Он научает познанию, умению высказать по­ложение и объяснить его; тем, кто обучается, Он дает возмож­ность принять, понять и оценить сказанное. Без такого служе­ния Духа не может быть общения, информации и духовного ро­ста до достижения зрелости: истина необъятна и непостижима до конца, а духовные категории истины иногда воспринимают­ся даже как безумие (14).

Мы начинаем постигать, почему Павел был настолько опеча­лен состоянием христиан в Коринфе, их абсолютно плотским, мирским духом. Они, подобно остальным христианам, имели доступ к уму Христову (16), но сами отказались от дарованной им привилегии через работу Святого Духа судить обо всем (15) с позиции Божественного самораскрытия в Иисусе Христе — соб­ственно Божественной мудрости. В основе понимания коринф­ских христиан лежали огромные пласты человеческого опыта, усилий и рискованных попыток предпринимательства — на всем протяжении своей бездуховной жизни (понятие «бездуховнос­ти» в СП передается словосочетанием «душевный человек», 14). Здесь употреблено греч. словоpsychikos: оно описывает «все, что мы унаследовали от первого Адама»1, который «стал душею (psyche) живущею» (ср.: 15:45). Павел опасается, что верующие христиане могут снова вернуться к образу жизни, который ведут неверующие. Когда человек получает новое рождение через Дух Божий, он потенциально становится «духовным человеком», но это не означает, что он автоматически продолжает ходить в Духе.

Мы должны избегать чувства успокоенности и не почивать на лаврах, считая, что уже достигли желаемого. Должны всеми фибрами души, всем своим существом любить Бога. Должны стремиться к тесному единению со своими собратьями в общем Теле Христовом, потому что «иметь ум Христов» по существу означает находиться в неразрывном единстве друге другом: ...мы имеем ум Христов (16). Если в своей жизни мы будем придержи­ваться этих приоритетов, Дух раскроет перед нами все большие и большие глубины премудрости Божьей во Христе, нашем рас­пятом и воскресшем Господе.

Bruce, p. 40.

 

1 Вполне возможно, гностическое истолкование текста 1 Кор. 2:9 опро­вергается в I Ин. 1:1.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.