25.01.2010
Скачать в других форматах:

Дэвид Приор

Первое Послание к Коринфянам

15:1-58    15. Воскресение: прошлое, настоящее и будущее

 

Лишь в ст. 12 мы узнаем о причинах, побудивших Павла на­писать эту замечательную главу. В Коринфе были христиане, которые утверждали, что «нет воскресения мертвых». Апостолу язычников, который возвещал об Иисусе и воскресении столь бес­страшно и ярко, что некоторые из его слушателей в Афинах были убеждены: он проповедуете двух разных богах (Иисусе и Анастасе [греч. слово, обозначающее «воскрешение»]; ср.: Деян. 17:18), та­кое незнание фундаментальной вести, сердцевины Евангелия, казалось ужасным. Он решил проповедовать в Коринфе только «Иисуса, и притом распятого»; но невозможно было раскрыть роль креста людям, которые не верили в воскресение: эти два события неразрывно связаны между собой в учении Павла. Он проповедовал о Христе, распятом и воскресшем. Как же могли христиане Коринфа отрицать воскресение из мертвых? Что по­служило основанием для такого скептицизма? Во что же тогда они верили?

На эти вопросы найдется несколько ответов. Во-первых, гре­ки традиционно верили (и основы этой веры были блестяще из­ложены Платоном за пятьсот лет до этого) в бессмертие души. Тело они рассматривали как темницу, а смерть — как освобожде­ние дотоле томящейся в теле души и выход ее в реальный мир (тенью которого они считали все существующее на этой земле). Христиан греческого происхождения трудно было разубедить в ложности этой философии. В их среде существовало много тече­ний гностического толка, способных у вести от апостольской ис­тины и вернуть их в лоно учения о сверхдуховном подходе к жиз­ни до и после смерти.

Второй вариант предполагает, что коринфяне были склонны разделять бытовавший в обществе скептицизм относительно за­явления о пустой могиле Иисуса, обнаруженной пасхальным ут­ром. Девизом такой позиции служили слова: «Мертвые не вос­кресают». Когда Павел предстал перед Агриппой в Кесарии, он бросил всем, кто мог слышать, вызов: «Неужели вы невероятным почитаете, что Бог воскрешает мертвых?» (Деян. 26:8). Апостол твердо отстаивал свою позицию и перед синедрионом, и, позд­нее, перед Феликсом, римским наместником в Иудее, когда зая­вил: «...за учение о воскресении мертвых я ныне судим вами» (Деян. 23:26; 24:21). С того момента, когда начались разговоры о пустой могиле Иисуса, появилось много тому объяснений, ис­ключая воскресение (не последнюю роль в распространении лож­ных слухов играли саддукеи; ср.: Деян. 23:8; также Мф. 27:62—66).

И без таких слухов обойтись невозможно, потому что воскре­сение Иисуса (если его исследовать по-настоящему) противоре­чит всем аргументам и теориям, за которыми люди обычно пы­таются скрыться от Бога. Утверждение Павла перед афинянами наиболее убедительно и точно свидетельствует о реальности вос­кресения Иисуса: «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться; ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскре­сив Его из мертвых» (Деян. 17:30,31).

Третий путь, позволяющий понять неверие коринфян в вос­кресение мертвых, - - это позиция, с которой Павел уже столк­нулся ранее и которую обсуждал в своем послании. Коротко го­воря, речь идет о том, что христиане должны войти в полное на­следие во Христе с момента своего вхождения в Него, которое выражается в акте крещения. В 4:8 Павел заявляет: «Вы уже пресы­тились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царство­вать!» Здесь представлен трудно разрешимый в жизни парадокс библейской эсхатологии: «уже да» и «еще нет». Коринфяне счи­тали, что, находясь в постоянной борьбе с грехом, болезнью, стра­даниями и сатаной, они уже достигли Царства Божьего. Логи­ческий вывод на основании такого подхода к христианскому уче­ничеству вылился в утверждение о том, что «воскресение уже было» (2 Тим. 2:18). Такая постановка вопроса не обязательно отрицает воскресение Иисуса, но основательно подрывает веру в будущее воскресение христиан, которое, следуя логике корин­фян, уже свершилось. Неудивительно поэтому, что Павел обви­няет Именея и Филита в том, что они «разрушают в некоторых веру» таким учением.

Такое «триумфалистское» учение находит современные ана­логи в «процветающих церквах», ныне расцветающих пышным цветом во многих странах (их лозунг: «Доверяй Богу — и будешь процветающим, здоровым и благополучным»). В этих кругах не проповедуется богословие страдания. Их учение взывает к людям, стремящимся к комфортабельной жизни с чистой совестью. Мно­гие из тех, кто попадает в его западню, начинают чувствовать свою вину из-за «недостатка веры», ибо обстоятельства их жизни не оставляют надежды ни на процветание, ни на успех (к этой кате­гории относятся три четверти населения земного шара).

Вполне вероятно, что ситуация в Коринфе не соответствова­ла ни одной из этих трех категорий. Тем не менее Павел находит нужным вернуться к основополагающим моментам, чтобы дол­жным образом осветить подстерегающие их опасности. Он рас­сматривает факт воскресения как сердцевину Евангелия. Хри­стианство сталкивается не просто с бессмертием, не с абсолют­ной долговечностью, нес переселением душ, не с реинкарнацией (чередой перевоплощений), но с воскресением из мертвых. Для Павла, как и для всех авторов Нового Завета, это означало вос­кресение из мертвых человека во всей его целостности, а не про­сто его души, тела или даже личности. Воскресение последова­тельно и однозначно рассматривается в Новом Завете как демон­страция власти Бога над смертью. Почти неизменно это связывается с Богом, Который воскресил Иисуса из мертвых; Иисус не воскрес Сам по Себе (напр.: 15:16). Если Бог воскре­сил Иисуса из мертвых, Он также воскресит и всех, кто пребыва­ет в Иисусе. Эта фундаментальная истина более полно раскры­вается в данной главе.

1. Благая весть о воскресении из мертвых (15:1—11)

Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, 2 Которым и спасае­тесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. 3 Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, 4 И что Он погребен был и что воскрес в третий день, по Писанию, 5 И что явился Кифе, потом двенадцати; 6 Потом явился более нежели пятистам братии в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; 7Потом явил­ся Иакову, также всем Апостолам; 8 А после всех явился и мне, как (некоему) извергу. 9 Ибо я наименьший из Апостолов, и недо­стоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. 10 Но благодатию Божиею семь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился; не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною. 11 Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.

В этих стихах Павел повторяет основное содержание Еванге­лия, которое он возвещал коринфянам с самого начала. Однако, по мере углубления в истину, он развивает тему воскресения и приводит уже известные факты, ничего нового не добавляя. Когда у людей возникают какие-то сомнения относительно определен­ных богословских истин, легко прийти к выводу, что эти фунда­ментальные факты либо недостаточно полно раскрыты, либо недостоверны. Павел не склонен воспринимать эти идеи: он на­поминает коринфянам Благую весть, которую они услышали от него и приняли (1).

Слово приняли (para la т ban б) относится к установлению пре­дания (то есть истины, передававшейся из уст в уста почти до­словно) от очевидцев смерти и воскресения Иисуса. Та же тер­минология используется Павлом и при описании установления Вечери Господней (1 Кор. 11:23 и дал.). Если вспомнить, что Первое послание к Коринфянам было написано в начале 50-х гг. I в., можно увидеть, что факты, которые легли в основу Благой вести о воскресении Иисуса, имели место лет за двадцать до на­писания послания, поэтому возможно было узнать о событиях, происходивших в Иерусалиме в те дни, со слов очевидцев. Отве­чая на сомнения коринфян, Павел, не колеблясь, обращается к историческим свидетельствам о воскресении. Факты, которыми апостол оперирует здесь, он узнал от очевидцев (возможно, ког­да посещал Рим, чтобы посоветоваться с Петром и Иаковом; ср.: Гал. 1:18,19). Также большое значение Павел придает тем сведе­ниям, которые, как он заявляет, были получены через «открове­ние» (ср.: Гал. 1:11и дал.; Еф. 3:1 и дал.).

Он утверждает: именно Евангелие принесло им спасение (2, которым и спасаетесь). Единственное, что его волнует — как бы их вера в Христа не оказалась тщетной. «Если люди воспри­нимают Благую весть таким образом, что на самом деле не дове­ряют Христу, их вера бесплодна и пуста. Их веру не назовешь спа­сающей»1. Павел сознательно отвергает любое отношение или идею, которые подрывают веру. Мы нуждаемся в том, чтобы по­стоянно возвращаться к самым основам Евангелия, опираясь на исторические факты и держась за них (2, преподанное удер­живаете).

Каковы же эти факты? «Христос умер... погребен был... вос­крес в третий день... явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братии в одно время... Потом явился Иакову, также всем Апостолам» (3-7).

Прежде чем приступить к рассмотрению представленных Павлом свидетельств воскресения, следует отметить: он упоми­нает, что Христос погребен был (4). «Многие богословы видят злесь косвенное указание на пустой гроб»2, и фраза Он погребен был, вероятно, включена не просто как неотъемлемый элемент разыг­равшейся драмы, но как убедительное свидетельство смерти и воскресения. «Если Он был погребен, то, следовательно, умер; если Он был погребен, то воскресение должно было состоять в реанимации тела... Если Он был погребен, а впоследствии вос­стал из гроба, — значит, гроб остался пустым и таким его долж­ны были увидеть»\

Павел включает в перечисление этих евангельских фактов за­явление о том, что Христос умер за грехи наши (3). Нет истинно­го провозглашения Благой вести без объяснения (с позиций Нового Завета) связи между человеческим грехом и смертью Иисуса. Действительно, нет никакой Благой вести вообще, если смерть Иисуса не рассматривается как событие, раз и навсегда

1              Morris, p. 205.

2              Напр.: F. F. Bruce, p. 139.

3              Barrett, pp. 339-340.

покончившее с грехом. Сам по себе факт воскресения мало что го­ворит о сути Евангелия, но если «жало смерти - - грех» (15:56), то воскресение Христа вырвало это жало (напр.: Рим. 4:25; Гал. 1:1—4).

Другой кардинальный факт, о котором рассуждает апостол, — то, что и смерть, и воскресение Христа согласуются с Библией, по Писанию (3 и 4). Напомним, что вечером пасхального дня, встре­тив по дороге в Эммаус двух Своих учеников, Иисус «изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24:26,27). Мы же, рассматривая ветхозаветные тексты (см.: Ис. 52:13 -53:12) в свете смерти и воскресения Христа, знаем: они красноречиво свиде­тельствуют об этом.

Ветхий Завет действительно являет прообразы, отдаленно напоминающие нам провозвестие о грядущем воскресении. С дру­гой стороны, надежда псалмопевцев, что их души не погибнут в шеоле (то есть в аду, который символизирует собой пустоту, если не забвение), зиждилась на вере в победу Бога над смертью (напр.: Пс. 15; 48; 72; 87). Эта уверенность содержала в себе зер­но неколебимой веры в воскресение из мертвых. Аналогичным образом, спасение, обещанное Богом патриархам и их потом­кам, содержит в себе веру в воскресение, особенно вследствие обетовании непреложного договора-завета с Ним. В этом, фак­тически, — суть разногласий Иисуса с саддукеями (которые от­рицали возможность воскресения). Иисус сказал им в заключе­ние: «...разве не читали вы в книге Моисея... Я Бог Авраама... Исаака... и Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак вы весьма заблуждаетесь» (Мк. 12:18-27). При помощи этих при­меров Иисус продемонстрировал истину, которую теперь провоз­глашает Павел: Его смерть и воскресение — «по Писанию».

Явления воскресшего Иисуса, описанные Павлом в соответ­ствии с тем, что ему рассказали очевидцы, несколько отличают­ся от повествования в четырех Евангелиях. Дж. Лада исследовал эти различия детальным образом и пролил свет на многое, а по­тому заинтересованному читателю лучше обратиться непосред­ственно к его комментариям1. Упоминание Павлом единствен­ного эпизода массового свидетельства, когда Христос явился сра­зу пятистам братьям, - - совершенно неотразимый аргумент в пользу истинности воскресения Иисуса. Сила аргумента состо-

 

G. Е. Ladd, / Believe in the Resurrection of Jesus (Hodder, 1975), pp. 105-106.

 

яла в том, что большинство из этих братьев еще были живы и могли самолично засвидетельствовать виденное.

Возможно, самая важная фраза в этом перечне евангельских фактов о воскресении приводится в ст. 8: ...после всех явился и мне. Тем самым Павел хочет подчеркнуть по крайней мере две веши: во-первых, его личная встреча с воскресшим Иисусом (по­сле Его вознесения) равноценна и идентична по природе дру­гим приведенным им свидетельствам1; во-вторых, после того как воскресший Господь явил Себя Павлу (после всех), Он больше не являлся никому.

Это необходимая поправка к заявлениям тех, кто претендует сегодня на то, что им было видение вознесшегося Иисуса. В прин­ципе, такой опыт вероятен, но не сопоставим по значимости с опытом Павла по дороге в Дамаск. Явление Господа произвело на Павла такое впечатление, что он счел себя в высшей степени недостойным его, назвав себя извергом (в оригинале греч. слово ektroma, которое означает «выкидыш» или «аборт»), вероятно, в порыве самобичевания. «Возможно, так прозвали Павла его противники. Известно, что он не отличался особой красотой (2 Кор. 10:10), они же хотели уколоть его побольней, а заодно принизить его учение о благодати»2.

Можно вообразить себе их язвительные насмешки по поводу нового рождения и выкидыша. Павел же был преисполнен чув­ством безграничной Божественной благодати, дарующей проше­ние и власть апостола тому, кто жестоко преследовал церковь (9,10). В этом смысле для него встреча с воскресшим Иисусом означала нечто иное, нежели для таких людей, как Петр и Иоанн. Вероятно, играл свою роль и временной фактор: Павел появился на апостольской сцене слишком поздно, чтобы признать его как равного среди первых апостолов, но Бог восполнил этот пробел.

Потому неудивительно, что Павел говорит про себя: ...я наи­меньший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом (9). Только благодать Божья может преодолеть такие серьезные об­стоятельства, но поскольку Его благодать щедро излилась на столь

1              Ср. с 1 Кор. 9:1: «Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего?» Для подтверждения апостольского авторитета требовалось быть очевидцем вос­ кресения (ср.: Деян. 1:22).

2              Morris, p. 207.

недостойного человека, каким считал себя Павел, он не соби­рался допускать, чтобы кто-то лишил его апостольского чина или его призвания. Допустить подобное было для него равносильно непочтенному отношению к Божественной благодати. Един­ственный достойный ответ на эту благодать — полностью посвя­тить себя Господу (10). Если благодать Бога не приведет и нас к такому действенному настрою ума, значит, в нашей вере отсутству­ет какой-то важный элемент (ср.: Рим. 12:1 идал.; Кол. 1:27-29).

2. Воскресение Иисуса — центральная весть Евангелия (15:12-19)

Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых ? 13 Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; 14 А если Хрис­тос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.

Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Ко­ торого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают;

Ибо, если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес;

Л если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах еаших; 18 Поэтому и умершие во Христе погибли. 19 И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.

Если Благая весть, которая проповедовалась коринфянам, вращалась вокруг этих стрежневых фактов, кульминационным моментом которых является воскресение Иисуса, и если через Евангелие их жизнь полностью преобразилась и переориенти­ровалась на другие ценности, то просто невообразимо, чтобы кто-то из них мог утверждать, что нет воскресения мертвых (12). Если воскресения не существует, то последствия для христианской веры и ученичества ошеломляюще печальны. Чрезвычайно важ­но вместе с Павлом заставить людей объективно подойти к сво­ей вере и определить, ортодоксальная она или еретическая. Многие христиане никогда не примеряют свою веру к повсед­невным мыслям и образу жизни. Аналогичным образом, те, кто отклоняется от библейской истины, должны осознать, к каким последствиям это может привести. Вот об этом и размышляет Павел в ст. 13-19. Отрицание воскресения лишает христианскую веру многих кардинальных вещей.

1)             Христос не воскрес?(13,16)

Если не было воскресения, то Иисус не одержал победу над смертью. Если мертвые не воскресают, тогда Иисус и поныне мертв. Надо полагать, коринфские еретики никогда не утверж­дали, что Иисус все еще мертв; но Павел показывает, что значит следовать их логике и какую угрозу это таит. Эта истина сокрыта в Иисусе как ее часть; она обладает внутренней гармонией; ка­кие бы парадоксы не были ей присущи, в ней нет внутренних противоречий. Вынимать «опорный стержень» этой истины — значит расшатывать все сооружение. Конечно, истина сама по себе не может быть поколеблена, потому что она необратима и твердо стоит в вечности. Но если люди, подобные коринфянам, решат выбрать те ее аспекты, которые им кажутся приемлемы­ми, они в результате придут к ложной истине, то есть потеряют ее вообще. И нет более наглядного и очевидного примера этому, чем отрицание воскресения. Такое отношение к истине показы­вает опасность даже малейшего сомнения относительно лично­сти и деяний Иисуса. Иначе можно прийти к следующим выво­дам: «Мертвые не могут воскреснуть... Чудес не бывает... После смерти нет жизни... Человеческую натуру невозможно изменить».

2)             Проповедь наша тщетна (14)

Павел рассматривает себя в первую очередь как провозвест­ника Евангелия. Поэтому он заявляет, что вся его жизнь была бы пустой тратой времени, если бы не было такой вещи, как воскре­сение. Все гонения, страдания и бедствия в таком случае оказа­лись бы напрасными (ср.: 1 Кор. 4:11-13; 2 Кор. 6:4-10). Он со всей очевидностью показывает, что тогда не только его служе­ние, но и служение всех апостолов и, конечно, всех верующих вообще было бы основано на лжи и обмане. Слово, переведен­ное как тщетный (kenos), буквально означает «пустой» (иначе говоря, если отвергнуть воскресение Иисуса, то христианам не­чего будет возвещать). Как показывает Павел в остальной части главы, все спасение во времени и вечности зиждется не просто на возможности воскресения, но и на самом свершившемся факте воскресения Иисуса.

3)             Тщетна и вера ваша (14)

Поскольку вера коринфян целиком базировалась на пропо­веди Павла (15:1,2), то разрушение этого основания неизбежно должно было привести и к крушению их веры. Если изъять вос­кресение Иисуса, то что же тогда останется в этой вере? Только разложившееся тело странствующего иудейского плотника, став­шего учителем? Здесь, как и в других фрагментах, Павел подчер­кивает истину о том, что вера возникает, если человек взирает на Иисуса Христа, распятого и восставшего из мертвых. Вера сози­дается, поддерживается или возрастает только под действием осмысления реальности и значения воскресения Иисуса.

4)             Лжесвидетельствовать о Боге (15)

Те, кто считает, что нет воскресения из мертвых, принижают репутацию и даже характер Бога. Призвание Павла и его служе­ние являются неопровержимым свидетельством того, что они были даны апостолу от Бога, а не возникли по его желанию. Бла­гая весть, которую он проповедовал, не была выдумана им, но дана ему Богом через откровение (ср.: Гал. 1:11 — 13; также см.: Рим. 1:16,17;! Кор. 1:18; 2:1,5; 4:1; 9:1,2). Важнейшее заявление Павла (согласно апостольскому преданию, которое было ему передано) касалось того, что Бог... воскресил Христа, если бы это­го не произошло, если бы Иисус был очередным гуру (а факти­чески самозванцем), то утверждение о связи всемогущего Бога с такой личностью было бы богохульством. Единственное свиде­тельство связи Бога с личностью и деяниями Иисуса воплощено в факте Его воскресения. Только Бог властен над смертью: если Иисус восстал из мертвых, то это Бог воскресил Его.

5)             Вы еще во грехах ваших (17)

В ст. 14 Павел говорил о пустой вере, лишенной смысла и со­держания. Здесь он пишет о неспособности и недейственности такой веры, то есть о вере слабой и неэффективной. Естествен­но, если вера бессодержательна, она не способна достигнуть ни­чего. Но главное, что стремится подчеркнуть Павел в этом сти­хе, - - это нерешенная проблема греха, которая остается, если Иисус не воскрес из мертвых. Все разговоры о Христе, умершем за наши грехи в соответствии с Писанием, становятся бессмысленными, если Он остается мертвым. Писание однозначно сви­детельствует: «...возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23). Смерть знаменует собой конечный результат разделения с Богом, к ко­торому неизбежно ведет грех. Если Иисус мертв, тогда возника­ют две возможности: либо Он не был безгрешным, Каковым все Его считали, и Его смерть означала окончательное Его разделе­ние с Богом; либо Он был безгрешен, но Его попытки искупить грехи мира Своей смертью не встретили одобрения со стороны Бога. Какого бы из этих двух мнений мы не придерживались, мы все еще находимся в греховном состоянии, отделены от Бога, и нас, как и всех остальных, впереди ожидает Суд.

6)             Умершие во Христе погибли? (18)

Если воскресения не было, то смерть остается не только «пос­ледним врагом» (26), но врагом вообще непобедимым. Смерть не засыпает во Христе, а просыпается, чтобы с усмешкой при­ветствовать приходящих в дом Отца: это жесткое подтверждение того, что все люди погибли, что наш печальный удел — жить без надежды и без Бога. И это не просто совпадение, когда почти мимоходом, если не подсознательно, Павел вводит здесь весьма емкое и глубокое выражение во Христе. Как будет ясно из даль­нейшего, это — суть его учения о значении воскресения Иисуса; но оно становится пустым звуком, если Христос — не более чем мертвый учитель-гуру.

7)             Мы несчастнее всех человеков (19)

Если Христос не воскрес из мертвых, то любые надежды на жизнь после смерти исчезают вместе с Ним. Мы часто соприка­саемся сложным Евангелием, которое стремится придать види­мость смысла нашему земному существованию. Оно предполага­ет совершение добрых поступков и следование примеру Иисуса Христа, Которого мы избрали в качестве эталона нравственнос­ти среди других бесчисленных учителей и вождей. Павел видите таком отношении к Иисусу нечто, достойное сожаления: если нет воскресения, то многое из учения Иисуса теряет под собой почву, и Он должен быть разоблачен как обманщик. Вместе с тем, коринфские христиане возложили свои надежды на Хрис­та как на Господина жизни, смерти и вечности. Если же Он не воскрес из мертвых, то Он и не Господь всего. Если жизнь на этой земле — это все, что вообще есть, тогда у нас нет никаких осно­ваний надеяться на беспочвенные обетования и пустые утверж­дения о вечности. Если христианская вера, таким образом, зиж­дется на пустом Евангелии и ложном Спасителе, тогда «любому лучше, чем христианину»1.

Здесь уместно задать некоторые вопросы о тех, кто сегодня отрицает возможность воскресения из мертвых и, в частности, подвергает сомнению или вообще отрицает исторический факт воскресения Иисуса. Какие аргументы они приводят? В чем за­ключается истинное содержание их концепции? Ведет ли это учение к спасающей вере? Какого Бога они представляют? Ве­рят ли в прощение грехов? Проповедуют ли уверенность в про­щении грехов? Могутли сказать вместе с Тертуллианом: «Наши люди умирают хорошо»? Однажды пожилая женшина, давний член церкви, услышала такие скептические вопросы по радио и пришла к заключению, что все, чему учила ее ортодоксальная христианская вера, было ложью, а если истины нет, то незачем и жить — и она покончила жизнь самоубийством.

3. Следствия воскресения Иисуса (15:20-34)

Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. 21 Ибо как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мерт­вых. 22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, 23 Каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. 24 А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу; 25 Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех вра­гов под ноги Свои. 26 Последний же враг истребится — смерть, 27 Потому что все покорил под ноги Его; когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. 28 Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем. 29 Иначе, что де­лают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскре­сают, то для чего и крестятся для мертвых?30Для чего и мы еже­часно подвергаемся бедствиям ? 31Я каждый день умираю: свиде­тельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во

 

Morris, p. 212.

 

Христе Иисусе, Господе нашем. 32 По рассуждению человеческо­му, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают ? Станем есть и пить, ибо завтра умрем! 33 Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нра­вы. 34 Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо к стыду ваше­му скажу, некоторые из вас не знают Бога.

1) Последствия для будущего (20—28)

Мы почти слышим вздох облечения и радостный возглас Павла: Но Христос воскрес из мертвых (20). Это «но» — одно из великих «но» во всей Библии (напр.: Рим. 3:21; 1 Кор. 6:11; Еф. 2:4). Здесь Павел говорит о том, что с воскресением Иисуса Хри­ста из мертвых весь новый век осветился светом зари: Он был «первенцем из умерших», первый сноп великого урожая жатвы тех, кто во Христе (22) и кто Христов, принадлежит Христу (23). Слово, переведенное как первенец (араrche), перекликается с язы­ком Послания к Колоссянам: «Он -- начаток, первенец из мерт­вых» (Кол. 1:18). Если Христос восстал из мертвых, то ясно, что и все, кто по благодати Божьей пребывают во Христе, тоже вос­станут из мертвых.

Действительно, повсюду Павел видит этот союз как нечто за­вершенное и реальное; если взглянуть с духовных позиций, то те, кто во Христе, уже воскресли (ср.: Еф. 2:4-7; Кол. 2:12,13; 3:1 —4). Однако эта реальность все еще не воспринимается в пол­ную силу из-за ограничений, свойственных тленности наших физических тел, «которые не могут наследовать Царствия Божия» (15:50). Это для нас еще в грядущем, как говорится в Послании к Римлянам (Рим. 6:3,5,11-13; 8:10,11).

Павел последователен в том, что представляет сбалансиро­ванность союза верующих с Христом и определенного порядка (23, tagma, военный термин), который предопределяет последо­вательность событий. Вероятно, он имеет в виду три группы: Хри­стос; те, кто умер во Христе (18,20); и те, кто живыми встретят Его пришествие (23, parousia). Две последние категории вклю­чают тех, кто, находясь во Христе, принадлежит Ему, а потому Он заботится о них и несет за них ответственность. На этом эта­пе Павел рассматривает воскресение как явление будущего, но яв­ление гарантированное, поскольку оно неразрывно связано с про­шлым событием воскресения Самого Христа. Это первый момент в ст. 21,22, который подчеркивает подлинную человеческую при­роду Христа (столь же реальную, как и природа Адама): Иисус как человек (по факту рождения, жизни, смерти и воскресения) открыл путь человечеству к воскресению из мертвых.

Сфокусировав внимание на человеческой природе Иисуса, которая неизбежно вызывает ассоциации с Адамом (как с тем, чей грех ознаменовал собой вхождение смерти в мир), Павел вво­дит свое учение о том, что весь род человеческий согрешил (ср.: Рим. 5:12—21). Грех Адама способствовал тому, что все люди ста­ли грешниками, обществом, которое в целом отчуждено от Бога. Как члены единой человеческой семьи, которая была лишена своего первоначального предназначения, предусмотренного за­мыслом Божьим, все люди унаследовали смерть, она стала их уделом. При этом нет ни одного исключения: все согрешили в Адаме и должны умереть.

Язык Павла в ст. 21,22 при первом прочтении позволяет по­лагать, что таким же образом все люди должны восстать из мерт­вых с Христом и через Христа. Но даже в этих нескольких стихах слово «все» (22) далее расшифровывается двумя фразами — «умершие во Христе» (18) и «Христовы» (23). Таким образом, совершенно очевидно, что те, кто не Христовы, и те, кто не умер­ли во Христе, принадлежат к другой категории. Более того, не­сколько раз в Первом послании к Коринфянам Павел говорите «погибающих» (1 Кор. 1:18; 3:17; 5:13; 6:9 и дал., 9:27; 15:18). Отсюда следует неизбежный вывод: главная параллель, прово­димая Павлом между Адамом и Христом (как в Рим. 5), -- в том, что, подобно Адаму, Христос - - основоположник новой расы, нового человечества. Воскресение знаменует собой начало но­вого творения: Иисус «был первородным между многими бра-тиями» (Рим. 8:29). «Итак, кто во Христе, тот новая тварь» (ср.: 2 Кор. 5:17).

В ст. 24—28 Павел подхватывает «нить» общего вселенского полотна (второго пришествия Христа), чтобы показать, где смы­каются время и история. Это будет четко обозначенный конец, цель (24, telos). В ст. 25,26 он говорит о времени воцарения Хри­ста, когда Он постепенно возьмет под Свой контроль Своих вра­гов: это, совершен но естествен но, относится к периоду между Его первым и вторым пришествиями. Второе пришествие знамену­ет собой окончательное уничтожение всех сил, противостоящих Богу, всяких начальств и властей (24). Только тогда у смерти бу­дет окончательно вырвано ее жало (26). Если смерть — последний враг, то резонно предположить, что духовные силы, ныне проти­востоящие Христу и Его церкви, все еще находят способы сотруд­ничать со смертью: через оккультизм; через переживания людей после тяжелой утраты; через тех, кого преследует страх смерти; через учения, которые ставят под сомнение факт и значение вос­кресения Христа.

Победив всех врагов Бога и человека, Христос предаст Цар­ство (24, basileia, «царство», «воцарение») Богу и Отцу, Как спра­ведливо отмечает Баррет, «это не обязательно означает разный статус Бога-Отца и Бога-Сына, но подразумевает разные роль и функцию»1. В ст. 27,28 ярко иллюстрируется эта передача влас­ти, эта победа Христа над всем и покорение всего, в том числе повиновение Самого Христа Отцу. Здесь Павел приводит цитату из Пс. 8:6, где описывается умаление и, одновременно, возвели­чивание человека (его ограниченная природа и слабость ничтож­ны по сравнению с космосом, но при этом он обладает могуще­ством и способностью покорить себе космос и управлять им), ибо он не намного умален «пред Богом» (в СП - - «пред ангела­ми»; Пс. 8:5). Творец отдал все в распоряжение человека, поко­рил под ноги его, а Иисус пришел, как второй Адам (ср.: 22,45), совершенный Человек в человеческой плоти, чтобы все снова от­дать во власть человеку и, в конечном счете, Богу (мы говорим «снова», потому что первый Адам привел весь мир к мятежу про­тив Бога, тем самым существенно снизив величие предназна­ченной ему роли). После того как Иисус совершил то, что Бог предназначил Ему, покорив через Свое воскресение и Своей верховной силой всех врагов Бога (включая и смерть), Он под­чинит и Себя (в качестве представителя человеческого рода) через Свое повиновение - - Богу-Отцу. Таким образом, Бог — в вечном совершенстве Божественного Триединства — будет Бог все во всем (28).

Эта основная цель («Бог все во всем») включает и покорение всех врагов Бога Иисусу как Господу. Для тех, кто постоянно и сознательно отвергает Иисуса, БогявитСебя как неотвратимый Су­дья. Таким образом, последнее слово Бога по отношению к Своим

 

1 Barrett, p. 357.

 

врагам, то есть к тем, кто отказался принять служение примире­ния Христа, — это слово все.

Прежде чем приступить к обсуждению последствий воскре­сения Христа для будущего, мы должны сделать паузу и посмот­реть, к каким выводам пришел Павел, напоминая коринфянам основные факты Евангелия. Теперь нам совершенно ясно, поче­му он осудил их ни на чем не основанную, шаткую концепцию, отрицавшую воскресение мертвых, и оценил ее как крайне опас­ную. Для Павла, который обладал искупленным и обновленным умом и который получил уникальное озарение, существовала неразрывная связь между пустой могилой и совершенством не­бес. Если убрать факт воскресения, то и сам жизненный прин­цип Царства Божьего окажется бессмысленным.

Если главные последствия воскресения Христа сопряжены с грядущим и с вечностью, то Павел не настолько устремлен мыс­лями в эту грядущую вечность, чтобы пройти мимо настояще­го. В следующих стихах он и говорит об этом настоящем.

2) Влияние воскресения на настоящее (29—34)

Три весьма различающихся по характеру последствия прихо­дят в голову Павлу: во-первых, эзотерические и почти ни с чем не находящие отождествления; во-вторых, связанные с жестки­ми реалиями его собственного служения; в-третьих, связанные с образом жизни христиан в Коринфе.

Создается впечатление, что коринфяне совершали крещение для мертвых (29). Баррет описывает это как «практику весьма зна­комую им и загадочную для нас»1. Моррис считает, что «среди тридцати-сорока предложенных объяснений»2 наиболее прием­лемо то, согласно которому многие верующие крестились за дру­зей или родственников, умерших некрещеными. Павел приво­дит пример практики крещения за умерших не с позиций ее одобрения, но в качестве аргумента против утверждения, что «нет воскресения мертвых». Если нет такой вещи, как воскресение, тогда в чем смысл подобного крещения? Баррет полагает, что крещение за умерших принимало широкомасштабный характер в Коринфе, а многие христиане умерли некрещеными. Крещение было мощной зримой прокламацией смерти и воскресения: «В этой обстановке трудно было не поверить в такой ритуал, ко­торый имел место, возможно, только единожды»1.

Среди многочисленных тол кований крещения Дж. Бромили выбирает два следующих, которые, «возможно, наиболее полез­ны»: во-первых, люди часто крестятся под впечатлением того, что видят (например, как христиане «хорошо умирают» или же ведут жизнь, достойную Христа). Во-вторых, крещение связано со смертью, а следовательно, и с воскресением. В обоих случаях крещение бессмысленно, если нет воскресения2.

Гораздо более впечатляющей и понятной является оценка Павлом собственных страданий. Я каждый день умираю (31) — вот его опыт. Практически ежечасно он подвергался разного рода опасностям: «...в опасностях на реках, в опасностях от разбой­ников... в опасностях на море, в опасностях между лжебратия-ми, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, ча­сто в посте, на стуже и в наготе» (2 Кор. 11:26,27). Он подвергал себя этим жизненным опасностям, поскольку был убежден: в гря­дущей за воскресением жизни его ожидает нечто несравненно лучшее. Он готов был нести все тяготы такого служения, потому что нес в себе «мертвость Господа Иисуса», чтобы открыть жизнь коринфянам (ср.: 2 Кор. 4:8—12), --и это стало его гордостью, по­хвалой (31). Он уже прошел через наиболее серьезные и суровые испытания, познавая силу воскресения Иисуса (ср.: Флп. 3:10), даже боролся со зверями в Ефесе (32).

Лука, описывая жизнь Павла в Эфесе (Деян. 19), рисует от­четливую картину его столкновения с оккультными силами и за­клинателями, которые были связаны с неистовым поклонением местной богине Артемиде. Он вспоминает разные зрелища в Эфесе, сцены смертельных схваток с дикими зверьми: в памяти Павла, вероятно, всплывали эти события и то, как в Эфесе он диктовал это послание своему секретарю. Какой смысл, спра­шивает апостол, вести такую тяжелую жизнь, если нет воскре­сения из мертвых? Если мертвые не воскресают... Станем есть и пить, ибо завтра умрем (32). Таким образом, в заключение Павел

 

1              Barrett, p. 362.

2              Morris, p. 219.

 

1              Barrett, p. 364.

2              См.: International Standard Bible Encyclopaedia, Vol. 1 (Eerdmans, 1979),

p. 426.

 

цитирует афоризм (см. также: Ис. 22:13), который был чрезвы­чайно моден в греческом обществе.

Последнее следствие воскресения, о котором говорит Павел, носит весьма прагматичный оттенок: если коринфяне отказыва­ются от веры в воскресение, они открывают двери аморальному поведению, разврату. Они целиком и полностью полагаются на критерии и нормы окружающего их общества, поскольку худые сообщества развращают добрые нравы (33), как сказал греческий поэт Менандр. В утверждении Павла о том, что некоторые... не знают Бога (34), мы можем увидеть и подтекст — намек на так называемые знания коринфян (ср.: 1 Кор. 8:1). Некоторые хрис­тиане, претендующие на особое знание Бога, теряют контроль над собой и возвращаются на стезю отступничества, обратно к язычеству. Им нужна твердая позиция и призыв Павла: «Пере­станьте грешить!» Павел усматривает в этом неумение мыслить трезво (Отрезвитесь, как должно, и не грешите). Ложное пред­ставление о воскресении и других фундаментальных доктринах веры неизбежно приводит к неправильному поведению. Павел не боялся слишком сильно воздействовать на коринфян, вызывая в них чувство стыда по поводу их поведения (34), ибо они позволи­ли увести себя в сторону от истины и впали в заблуждение.

4. Природа воскрешенного тела (15:35—50)

Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут ?36 Безрассудный!то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет; 37 И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; 38 Но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. 39 Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. 40 Есть тела небесные и тела земные: но иная слава небесных, иная земных; 41 Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. 42 Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в не­тлении; 43 Сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; 44 Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. 45 Так и напи­сано: «первый человек Адам стал душею живущею», а последний Адам есть дух животворящий. 46 Но не духовное прежде, а душев

 

                /5. Воскресение: прошлое, настоящее и будущее. 15:1-58       311

 

ное, потом духовное. 47Первый человек — из земли, перстный; вто­рой человек — Господь с неба. 48 Каков перстный, таковы и перст -ные; и каков небесный, таковы и небесные; 49 И как мы носили об­раз перстного, будем носить и образ небесного. 50 Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.

Славное будущее, о котором Павел говорил ранее в этой гла­ве, превосходит всякое человеческое разумение. Лицом к лицу с такими необозримыми горизонтами надежды, смертный чело­век не может не задать себе самых важных, судьбоносных вопро­сов: ...как воскреснут мертвые?и в каком теле придут ?(35). Па­вел отвечает на эти естественно возникающие вопросы в следу­ющих стихах: ...плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия (50). Наши физические тела просто не способны выдер­жать славу Божью. Если мы хотим воскреснуть во Христе, то долж­ны быть преобразованы в Его подобие. Только люди, уподобив­шиеся Христу, могут надлежащим образом соответствовать та­кому образу жизни. Вместе с тем, однако, сколь бы радикальной и полной ни была эта перемена (вследствие уязвимости наших нынешних тел), существует отчетливая преемственность между христианами ныне и христианами в грядущем: «...мы будем вос­крешены», а не уничтожены и реинкарнированы (пройдя через последовательные перевоплощения) в абсолютно другие суще­ства. Когда наступит время и мы придем, чтобы жить в гряду­щем мире, эта преемственность гарантирует исполнение таких естественных желаний, как встреча с теми, кого мы знали в этой жизни.

Павел объясняет это на примере преобразований в природе: непрерывность ее трансформации, круговорот (36—41). Иисус Сам использовал подобного рода иллюстрации для описания аб­солютной необходимости Своей смерти и реальности воскресе­ния: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то при­несет много плода» (Ин. 12:24). Таким образом, Творец запечат­лел в природе принцип воскресения: без смерти и похорон нет новой жизни. Ныне все творение проходит через бесконечный круговорот рождения - - жизни - - старения - - смерти - - рожде­ния (то, что Павел называет «тлением»; Рим. 8:21). Воскрешение Лазаря (Ин. 11) - - наглядная иллюстрация такой жизни: он был воскрешен из мертвых, дабы умереть снова. Иисус через Свое вос­кресение к жизни нетленной (ср.: Евр. 7:16) разорвал эту цепь и принес «жизнь и нетление чрез благовестив» (2 Тим. 1:10). Он умер, воскрес и никогда не умрет снова. «Много плода» прине­сут Его смерть и воскресение: Он -- первый сноп из этого гряду­щего обильного урожая. Итак, даже в природе жизни предше­ствует смерть. То, что посеяно в землю, явится вновь в совсем иной форме. Приводя примеры разных сотворенных существ, объектов и явлений (39-41), Павел показывает, что Бог Творец создает великое разнообразие тел. Каждое из них характерно для конкретной обстановки: звезда не может появиться в воде, а кит не сочетается с небом. Каждое создание и объект гармонируют с предназначенной им обстановкой. Так и наши физические тела, которые, несмотря на их смертность, идеальны в условиях зем­ного существования, не смогут соответствовать Царству Божьему и гармонировать с его совершенством. Поэтому по окончании процесса своей жизнедеятельности они нуждаются в погребении, с тем чтобы из этого сырья Бог мог сотворить тело духовное (44), в совершенстве подходящее для получения наследия в Царстве Божьем.

Контраст между физическим (душевным) и духовным телом раскрывается в ст. 42-49, особенно в нескольких фразах в ст. 42,43. Непреходящая природа этого контраста удостоверяется исполь­зованием эпитетов противопоставления. Павел имеет в виду не то, что наши физические тела недостойны Царства Божьего или не обладают надлежащей силой, но что самая большая честь и мошь в этих телах не идут ни в какое сравнение с жизнью в Цар­стве Божьем во всей ее полноте. Главная причина этого связана с тлением, которому подвержены эти тела (42)'. Процесс разло­жения необратим; тело можно лишь похоронить. Слова слава (doxa) и сила (dynamis), которые выбрал Павел для описания жизни в Царстве Божьем (43), перекликаются со словами в кон­це молитвы Господа: «Вам же Царствие, сила и слава во веки ве­ков». Эти два слова выражают концепцию Павла о реалиях Цар­ства Божьего (ср.: 2 Кор. 3:18-4:18; Флп. 3:20,21).

 

1 Фраза, переведенная как «в тлении», перекликается с языком Павла в Рим. 8:21 и букв, означает «в распаде».

                15. Воскресение: прошлое, настоящее и будущее. 15:1—58    313

 

Далее (45-49) Павел снова возвращается к теме сопоставле­ния Иисуса и Адама. И снова речь идет о двух категориях рода человеческого, каждая из которых имеет свою главу, родоначаль­ника. Все человечество обрело черты, унаследованные от Адама. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душеюжиьою» (Быт. 2:7). Как и Адам, всякое человеческое существо — из зешш, перстный (47). Мы все носили образ перстного (49). Важно осознавать, что все создано по воле Божьей и выражает Его замысел, как разъясня­ется в Книге Бытие. Последний Адам, Иисус, Сам воплотился в смертном человеческом теле, воспринял плоть и кровь, в итоге испытал смерть и был погребен.

Все, что произошло после этого, открыло путь для воскресе­ния. Он стал «духом животворящим» (45); восстав из мертвых, Он раскрыл Свою истинную природу: ...второй человек — Гос­подь с неба (47). Именно эта природа является подлинно челове­ческой, не предназначенной для земного тления; удел человека — вновь занять предназначенное ему место по правую руку от Бога-Отца. Все, принадлежащие Христу, будут носить Его образ (49), как в смысле подобия Ему, так и в смысле унаследования Его вос­кресшего тела. Действительно, вполне вероятно, что описание Павлом Иисуса в этих стихах предоставляет нам единственную возможность оценить в понятных нам категориях природу Его явлений после воскресения перед вознесением на небо. В Нем признали распятого Иисуса (то есть неразрывность с прошлым Его существованием очевидна), но Он был облечен в новую фор­му жизни, которая не знает смерти и конечности пространства и времени, то есть прерывистости бытия. Итак, воскресший Иисус, в Котором пребывал Дух Божий, мог теперь даровать жизнь в ее новом измерении всем, кто доверял Ему. То, что про­изошло с Иисусом после Его смерти и воскресения, произойдет и со всеми, кто в Нем, когда они все вместе восстанут из мертвых в последний день (ср.: 51 -53).

В данном разделе мы особенно скованы трудностями переда­чи на другой язык греческих слов, а также влиянием популярной точки зрения о делимости человеческой природы на несколько частей (например, тело, разум и дух). Греческое слово psyche, час­то переводимое как «душа», используется Павлом для описания нашего естественного физического состояния как человеческих существ1. Павел здесь противопоставляет тело, которое отражает эту естественную человеческую жизнь (44, somapsychikon), телу, которое в конечном итоге знаменует собой сверхъестественную жизнь Духа Божьего в полноте Его Царства (somapneumatikori). Даже ныне Дух Божий пребывает в наших смертных телах (ср.: .) С: 19)' ):о че.-.. в большой степени Дух делает нас подобны­ми Иисусу, тем более эти смертные тела стонут, ожидая собствен­ной кончины и высвобождения совершенно новых тел, исход­ное предназначение которых -- слава и сила. Часто перевод этих греческих слов на другой язык скорее вносит путаницу, чем разъясняет суть дела. Возможно, самым лучшим и единствен­ным ключом к пониманию может служить наличие того контра­ста, который подчеркивает Павел и который существует между нашими физическими телами ныне и нашими грядущими тела­ми в вечности, по получении полноты небесного наследия. Пер­вое тело имеет все признаки нашей преходящей, тленной при­роды; второе тело обладает всей полнотой Духа Божьего. С этой точки зрения очевидно: первое тело (плоть и кровь) не может наследовать Царства Божьего, поскольку процесс распада и тле­ния не может быть составляющей того, что вечно и нетленно (50). В заключение необходимо отметить, что перед Павлом сто­яла трудная задача — описать то, что не поддается описанию. Как говорит Л адд: «Кто может вообразить тел о без слабости, без инфекции, без усталости, без болезни или без смерти? Такого тела не было на земле на протяжении всей истории человече­ства... Таков порядок существования, „закон природы"... Дей­ствительно, когда начинаешь даже просто задумываться над этим, то понимаешь, что это непостижимо»2.

5. Мгновенное воскресение тела (15:51—57)

Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся 52 Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся; 53 Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бес­смертие. 54 Когда же тленное сие облечется в нетление и смерт­ное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою». 55 «Смерть! где твое жало? ад .'где твоя победа?». 56Жало же смерти — грех; а сила греха — закон. 57 Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!

На этом этапе Павел разъясняет тайну(51). Ранее (1 Кор. 4:1; ср.: Кол. 1:26,27) он использовал это слово для описания «сек­рета» Евангелия, тайны, которую Дух раскрыл апостолам и про­рокам. Здесь же он заявляет твердо, что сказанное им было дано ему в специальном откровении. Касается ли он этого вопроса во 2 Кор. 12:1 -4? Его уста были запечатаны до определенной сте­пени - - он не мог передать весть во всей ее полноте. Здесь он также чувствует сдерживающие моменты, не позволяющие ему разгласить нечто о грядущем, о том, что произойдет в последний день1.

Он снова берет на вооружение метафору сна для описания со­стояния, в котором пребывают умершие христиане (51, в СП ис­пользовано слово «умрем», а не «уснем»). Слово «сон», вероят­но, — наиболее близкое понятие для описания бессознательно­го состояния: почившие во Христе христиане спят, и их последующее осознание самих себя - - пробуждение и встреча с Иисусом «в последний день» общего воскресения. Момент смер­ти -- рубеж, который фиксирует переход личности от времени к вечности. «Последний день» знаменует собой и окончательное завершение «временных, преходящих вещей», и полное раскры­тие «вещей вечных, непреходящих». Павел, таким образом, охва­тывает мысленным взором тех, кто умер до второго пришествия Христа, и будет разбужен звуками последней трубы, и воссоеди­нится с теми христианами, которые останутся на тот момент живыми, а затем вся церковь вдруг, во мгновение ока (52) изме­нится, и каждый христианин получит нетленное бессмертное тело (53). Из этого отрывка совершенно не понятно, думал ли Павел, что встретит пришествие Христа в живом теле, или нет.

1 Ср.: 1 Кор. 2:14, где слово psychikos противопоставляется слову pneumatikos, то есть человек, имеющий в себе Духа Божьего, рожденный свыше Духом.

а G. Е. Ladd, У Believe in the Resurrection of Jesus, pp. 115, 117.

 

1 То, как Павел описывает это, необходимо толковать, опираясь на ана­логичный фрагмент в 1 Фес. 4:13 и дал., где представлена развернутая пано­рама конца времен.

Но умрем ли мы, или останемся живы на тот момент, все мы из­менимся.

Три ярких фразы в ст. 52 описывают это кульминационное со­бытие истории, и в каждой есть особый нюанс: вф.уг(букв. «мо­ментально», «мгновенно»), или в один момент, — самая малая из возможных «единица» измерения времени (греч. atomos, из которого происходит слово «атом», «неделимый»); во мгновение ока — отдельный миг; при последней трубе — реминисценции, связанные с Ветхим Заветом, учением Иисуса и современным иудаизмом, когда звук трубы знаменует собой сигнал начала праздника, триумфа. Это полная и окончательная победа над смертью, триумф над последним врагом, который будет вскоре повержен навек. Только тогда сбудутся во всей своей полноте пророчества Исайи и Осип: «Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц» (Ис. 25:8); «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос. 13:14).

Несмотря на то что Павел абсолютно убежден в окончатель­ной победе и торжестве Христа, в его словах нет триумфальных нот, легкого отношения к смерти. Он не стремится рассматри­вать смерть как врага, уже поверженного до пришествия Христа, но осознает остроту ее жала. «Это слово напрямую относится к жалу насекомых (пчел, ос и др.) и животных (змей и др.)»1. Смерть — не только неизбежное и тяжелое явление, но и нака­зание от Бога. Поэтому смерть (зло) существует только как след­ствие восстания человека против Бога. В этом смысле она — абсо­лютно чуждое явление, и мы можем оценить ключевую роль, ко­торую сыграла смерть Христа в искоренении греха (ср.: 1 Кор. 15:3).

Далее Павел добавляет: ...сила греха — закон (56). Самый луч­ший комментарий к этой фразе - - произведенная самим Пав­лом в Рим. 7 экзегеза закона, где он объясняет, что, как ни свят и добр закон, он осуждает всех людей своими строгими требова­ниями. Закон отражает реальность и серьезность греха, который строго определяется как нарушение заповедей Божьих. В самом деле, предрасположенность человека к мятежу и неповиновению заставляет его восставать против требований закона Бога. Мы видим надпись: «Не преступать», и именно само ее присутствие

Morris, p. 234.

/5. Воскресение: прошлое, настоящее и будущее. 15:1—58    317

заставляет нас преступить запретную черту. Таким путем грех, подчас неодолимо, охватывает все наше существо, и закон слу­жит только для того, чтобы выразить, насколько серьезно и ос­новательно он захватил нас.

Смерть... грех... закон - - вся эта цепь была разорвана через смерть и воскресение Иисуса. Даже сегодня мы можем одержи­вать победу над этим «трио», но полнота победы Божьей через нашего Господа Иисуса Христа будет достигнута лишь в «послед­ний день». Как и все, что даровано нам Богом во Христе, эта по­беда - - дар Его благодати: Благодарение Богу, даровавшему нам победу — ныне и в грядущем.

6. Заключение (15:58)

Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколеби­мы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.

Вследствие того, что победа дарована всем христианам, Па­вел призывает христиан в Коринфе (которых он называете осо­бой теплотой братия мои возлюбленные) быть непоколебимыми в вере и твердо уповать на Господа. Вряд ли могут быть сомнения по поводу того, что «упование славы» (ср.: Кол. 1:27) является самым мощным стимулом преуспевания в деле Господнем, осо­бенно в моменты уныния и в трудных ситуациях. Одним из не­избежных и широко распространенных следствий бездумного триумфализма (в отличие от действенной и истинной победы во Христе во всех обстоятельствах) может оказаться более позднее разочарование и даже уход из христианского братства.

В подверженном резким колебаниям настроении современно­го общества найдется немало христиан, растерявших свой пыл, — тех, кто шел к вере, убежденный в окончательной победе Хрис­та, и кто ныне нередко с неприкрытым цинизмом относится ко всему, что может свидетельствовать о воскресшем Господе. Мы должны сочетать в себе трезвый взгляд на вещи (Сам Иисус го­ворит об этом в Своей притче о сеятеле [Мк. 4:13 и дал.]) и жгу­чую веру в воскресение. Такое сочетание позволит нам посвятить себя ревностному служению делу Господа, осознавая, что оно предполагает нелегкий mpyd(kopos), даже «труд изнурительный»1. Современные христиане нуждаются в своего рода «дубинке», и Павел в несколько завуалированном виде предлагает такой сти­мул: ...труд ваш не тщетен пред Господом.

Это последнее предложение гл. 15 фактически представляет собой заключение к целой главе и содержит две особые фразы, некие ключевые аргументы относительно воскресения: выраже­ния тщетен и в Господе. Это повторяет главную тему данной гла­вы: те, кто во Христе, воскреснут таким же образом, как и Хрис­тос, и в том же теле, в котором Он воскрес из мертвых. Действи­тельно, греческий текст завершается фразой в Господе, тем самым еще больше усиливая значение и смысл нашего пребывания во Христе.

Morris, p. 236.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.