25.01.2010
Скачать в других форматах:

Дэвид Приор

Первое Послание к Коринфянам

16:1-24       16. Международная церковь

1. Церковь международная и тесно взаимосвязанная

Хотя Павел в основном должен приводить комментарии, от­носящиеся к отдельным личностям, контекст главы носит явно межрегиональный характер. Упоминается не менее пяти римских провинций: Галатия (1), Иудея (3), Македония (5), Ахаия (15) и Асия (19). В этих областях Римской империи соседствовали раз­ные культуры (европейская и восточная, еврейская и арабская, греческая и римская), различались и социальные условия (город­ские и сельские). Мы видим церковь, которая проникла во все эти культурные и социальные слои: такова сила христианского Евангелия. Отрадно отметить, какой мобильной оказалась эта международная церковь в области Средиземноморья в I в. Этому в значительной степени способствовало процветание Римской империи. Римскими дорогами были испещрены все провинции. Легионы римских воинов обеспечивали безопасность на дорогах: действительно, выражение pax Romano («мир Рима», «римский мир») стало нарицательным. У римлян эффективно действовала почтовая система, а вдоль основных магистралей была развита широкая сеть постоялых дворов и гостиниц. Во всем этом регио­не греческий язык играл роль lingua franca («международного»). Кругозор и посвящение мужчин и женщин, супружеских пар, де­ловых людей и миссионеров способствовали созданию междуна­родной церкви, которая полностью владела ситуацией в регионе.

Взаимозависимость членов этой обширной церкви выража­лась несколькими путями. В этой главе говорится о взаимной финансовой поддержке и служении в разных общинах. Глава на­чинается с того, что Павел проявляет сердечную заботу о собра­тьях из иерусалимской церкви (1-4). Он принимал близко к серд­цу проблемы материнской церкви, осложнявшиеся серьезными обстоятельствами, связанными с длительным голодом, который был предсказан в пророческом слове Агава (ср.: Деян. 11:27-30). Особенно больно это стихийное бедствие ударило по Иудее, которая не была богатой областью (в частности, голод коснул­ся окрестных районов Иерусалима). Где бы не побывал Павел, в каждой церкви он подчеркивал ответственность собратьев за восполнение нужд святых (1) в Иерусалиме (ср.: Деян. 24:17; Рим. 15:26; 2 Кор. 8,9). Не было способа лучшего и более на­глядного, который мог бы укрепить взаимоотношения между христианами из иудеев и христианами из язычников.

Павел советует коринфянам организовать постоянные сборы пожертвований (1) путем откладывания денег каждую неделю, что должно было войти у них в привычку. Упоминание первого дня недели (2) показывает, что он видел в этом регулярном по­жертвовании часть богослужебной жизни коринфской церкви. Размер пожертвований должен был определяться материальным достатком христианина, который отдает в руки Божьи свое ма­териальное благополучие. Тот факт, что Павел указывает на не­обходимость участия в сборах каждого христианина, весьма по­казателен: и бедным тоже надлежит вносить посильную лепту в эти систематические пожертвования. При этом Павел, вероят­но, рассматривает эти сборы как надлежащее сочетание регуляр­ных и произвольных пожертвований: произвольные определя­ют общую сумму подаяний, а систематические — их регуляр­ность. Далее Павел разъясняет (3,4), что всеми собранными дарами необходимо распорядиться надлежащим образом --и это должно практиковаться постоянно.

Делиться своим материальным достатком —лишь один из пу­тей, демонстрирующих взаимную зависимость членов церкви Христовой друг от друга. В этой главе показана щедрость, харак­терная для ранней церкви, когда дело касалось личных пожерт­вований. Это очевидно не только на примере миссионерских странствий самого Павла, но и в случае известного посещения Коринфа Тимофеем, который прибыл туда из Эфеса (10,11). Для Тимофея это было не просто: он был застенчивым, нервным и еще не опытным служителем, который постоянно нуждался в мо­ральной поддержке. Несомненно, Павел считал, что Тимофей со­вершает весьма важное поручение в Коринфе. Апостол просит коринфян принять Тимофея доброжелательно и приветливо, а по окончании служения проводить так, чтобы он ушел с радост­ным чувством исполненного долга.

Павел вспоминает также и об Аполлосе (12), который прило­жил много сил для поддержания новообразованной, совсем мо­лодой церкви в Коринфе (ср.: Деян. 18:24 и дал.). Аполлос все­гда готов посетить Коринф вместе с другими братьями, если бу­дет в том надобность (те же спутники упоминаются в связи с визитом Тимофея; ср.: 11). Но в тот момент Аполлос не мог прий­ти в Коринф: он придет, когда ему будет удобно.

Павел также был рад прибытию из Коринфа в Эфес Стефа­на, Фортуната и Ахаика (17,18), даже при том что новости из Коринфа серьезно огорчали его. Очень важно упоминание Акилы и Прискиллы (19), свидетельствовавшее о контактах между церк­вами Средиземноморской области. Эта супружеская пара сдела­ла чрезвычайно много с точки зрения духовного насыщения церквей, по крайней мере, в трех ключевых центрах: Риме, Эфе­се и Коринфе. В Новом Завете говорится, что они занимались семейным бизнесом (изготовление палаток; ср.: Деян. 18:3), ко­торый заставлял их много путешествовать. Повсюду, где эти люди останавливались, они организовывали домашнюю церковь в сво­ем доме.

Такие связи в сфере взаимного служения между церквами раз­ных культур в равной мере конструктивны и сегодня. Особенно это важно для западных церквей, которые на протяжении почти двух столетий посылали своих миссионеров в другие церкви и страны, а ныне нуждаются в знаниях о состоянии церкви и слу­жении в церквах третьего мира. До сих пор со стороны западных христиан сохраняется позиция «старших братьев» по отношению к христианам из Африки, Азии и Латинской Америки. И пока ситуация не изменится, нам будет сложно перенять духовный опыт церквей, расположенных на этих континентах.

2. Церковь, которая имеет большие возможности, но сталкивается и с противостоянием

Отверста великая и широкая дверь, и противников много (9). Павел описывает ситуацию, которая сложилась во время его пре­бывания в Эфесе в течение двух с половиной лет, о чем рассказы­вается и в Деян. 19. Он провел в этом городе больше времени, чем где-либо еще. Одной из причин его столь долгого пребыва­ния там были широкие возможности для проповеди Евангелия. Он ежедневно проводил беседы в «лекционном зале» училища Тиранна, где народ собирался во время сиесты (с одиннадцати утра до четырех часов дня). В результате проведения таких об­щественных встреч все жители провинции Асии «слышали про­поведь о Господе» (Деян. 19:10) -- вот поистине «широко откры­тая дверь»! Вполне вероятно, что Епафрас, житель Колосс, горо­да в центре провинции Асия, был обращен в христианство, когда посещал эти занятия во время своих деловых визитов в этот го­род. По возвращении в родной город он основал церкви не толь­ко там, но и в соседних городах — Лаодикии и Иераполе.

Неудивительно поэтому, что Лука пишет, что с «силою возра­стало и возмогало слово Господне» (Деян. 19:20). Павел со всем пылом и жаром души повествует об исполнении своей священ­ной миссии в Эфесе: об этом он говорит в своей прощальной речи перед старейшинами (пресвитерами) эфесской церкви в Мили-те (Деян. 20:17 и дал.).

Но, наряду с открывшимися ему широкими возможностями, апостол столкнулся и с серьезным противостоянием. Об этом он также упоминает в своей прощальной речи: «...вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами, работая Господу со всяким смиренномудрием и многими слеза­ми, среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлени-ям Иудеев» (Деян. 20:18,19). Рассказ Луки в Деян. 19 совпадает с собственным свидетельством Павла (1 Кор. 15:32) о его борьбе с дикими зверями в Эфесе. Это жесткое противостояние связыва­ется стремя конкретными моментами. Во-первых, выступление Павла против злых сил привело к тому, что в городе разыгрались весьма драматические сцены: многие эфесяне разжигали огром­ные костры и публично сжигали книги по магии, которыми так увлекались в Эфесе. Всякому, кто сталкивался лицом к лицу с оккультными силами в христианском служении, с одной сторо­ны, предоставлялись огромные возможности для свидетельства, а, с другой, их ждали суровые испытания и жесткое противосто­яние врагов.

Вторым эшелоном оппозиции Павлу и распространению Евангелия была гильдия серебряных дел мастеров во главе с Де-метрием. Стремительное распространение Благой вести подры­вало (практически сводило на нет) прибыльную торговлю сереб­ряными статуэтками Артемиды. Дело обстояло просто: эфесяне в своем огромном большинстве отвращались от идолопоклон­ства и обращались к живому Богу, а потому больше не хотели дер­жать серебряные статуэтки местной богини у себя дома. Вполне понятно, что Деметрий и его коллеги возгорелись ненавистью к Павлу, настроили против евангелистов часть местного населения, затащили Павла и его помощников в амфитеатр, где попытались расправиться с ними. Повсюду, где надлежащим образом про­поведуется Евангелие, возникает столкновение с экономически­ми интересами отдельных категорий людей, и многие богатые и влиятельные люди испытывают серьезные волнения. Истинная церковь всегда сталкивается с противостоянием, но не бедной, а богатой части населения (ср.: Иак. 2:6,7).

Третий источник противостояния в Эфесе был связан с иудей­ской верхушкой, представленной высшими религиозными кру­гами того времени. История церкви ясно демонстрирует, что во все времена стратегическим возможностям распространения Благой вести всегда противится (а иногда и является причиной такой оппозиции) официальная религиозная власть.

Опыт Павла учит нас, прежде всего, одному очень важному моменту: наличие оппозиции не означает, что мы отступаем от воли Божьей. В Коринфе было немало людей (как, впрочем, и в настоящее время), которые считали, что все должно идти глад­ко, когда мы должным образом связаны и общаемся с Господом. Новый Завет учит по-другому.

3. Церковь, у которой есть не только ресурсы, но и обязательства

Мы уже видели, что Павел обращался к коринфянам с насто­ятельной просьбой поделиться с собратьями своими финансовыми ресурсами. Мы узнали, как Акила и Прискилла предо­ставляли свой дом для собрания верующих. Наиболее важный комментарий по поводу такого ответственного отношения к рас­пределению денежных средств в семействе Стефана приводится в ст. 15,16, где Павел говорит: ...они посвятили себя на служение святым; будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содей­ствующему и трудящемуся.

Баррет рассматривает эти нейтральные фразы как описание начала того, что нам известно как христианское служение1. В об­ширном семействе Стефана (в современном понимании это было нечто вроде семейного клана) хорошо понимали, что можно вне­сти свой вклад в общехристианское дело через дар гостеприим­ства, обеспечивая нужду святых. Таким образом, они посвятили себя (то есть соответствующим образом организовали свою жизнь) служению другим. По мере того как они стали откликать­ся и восполнять нужды своих христианских собратьев, окружаю­щие начали признавать в них черты истинного христианского руководства. Павел чувствует потребность убедить коринфян ува­жать подобного рода дары управления.

Это позволяет не только оценить такие дары теоретически, но и с практических позиций. Мы склонны отдавать предпочте­ние в управлении людям, получившим специальное образова­ние, обладающим ораторским даром, умеющим изложить свои мысли с кафедры, тем, кто подходит под общие оценки и крите­рии руководства, принятые в мире. Заду мы вались л и мы когда-нибудь всерьез о точке зрения Павла на руководство как служе­ние? Иисус учил той же истине: «Кто хочет между вами быть боль­шим, да будет вам слугою» (Мф. 20:26). Это означает, что действенное руководство в местной общине исходит от людей, которые отдают себя служению святым. Такое руководство не за­висит от образования, специальности, научной степени или при­родных способностей. Оно определяется благодатью Божьей, которая оснащает этих людей дарами, позволяющими им стать слугами в сообществе верующих, (ср.: 1 Кор. 12:5). Все семей­ство Стефана вело подобный образ жизни: они все вместе (хозя­ин дома и домашние слуги; старшее поколение и самые юные) служили другим --взрослым, подросткам и детям. Несомненно, довод Баррета о том, что «поскольку семейство Стефана взяло

1 Barrett, p. 394.

на себя обязательство служить святым, то речь идет непременно о взрослых его членах», должен быть отклонен1. Дети прекрасно служат другим; они часто находят особое удовольствие в этом и пользуются каждой возможностью, чтобы послужить, их не надо специально просить об этом. Одним из самых убедительных сви­детельств истинно возрожденного христианина является его осо­бый стиль жизни в служении другим.

Такие ресурсы христианского служения имеются в каждой местной общине. Каждый дом, каждый человек - - это важный потенциальный источник служения, направленного на прослав­ление Бога. В этой главе говорится об ответственности церкви перед служителями, равно как и самих служителей -- перед цер­ковью. В обоих случаях это жизненно важно в ходе духовного созревания церкви Божьей, до достижения ее зрелости.

Такое возрастание всегда было близко сердцу Павла, и в его наставлениях коринфянам в ст. 13,14 подводится итог, делается вывод об ответственности, которая возложена на каждого хрис­тианина: Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, твер­ды; все у вас да будет с любовью. В ходе послания он особо оста­навливается на многих аспектах их жизни: когда они либо впа­дали в крепкий сон, либо начинали колебаться, либо теряли присутствие духа. Он призывает их предпринять решительные действия для исправления неверных шагов. Превыше всего, что они делают как церковь, он ставит любовь. Эти слова составля­ют самую суть его наставлений живой, цветущей, но разделен­ной раздорами и находящейся в опасности церкви. Апостол вы­разил все то, что лежало у него на сердце.

4. Эпилог (16:21-24)

Здесь Павел берет перо из рук секретаря и собственноручно записывает свой привет собратьям. Его слова обращены специ­ально к тем, кто создает смуту в Коринфе: Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема; маран-афа (22). Павел, несомненно, не имеет в виду неверующих, но тех, кто в коринфской церкви вызвал смятение среди собратьев и доставил огорчение апосто­лу: «Если в сердце человека не воспылала любовь к Господу, то причина этому не в Нем»1. Использование слова анафема, кото­рое вызывает странные ассоциации со сказанным в 12:3, может указывать на то, что Павел знал, кто в Коринфе осмелился про­изнести анафему на. Иисуса. Это оскорбительное заявление было богохульством и, возможно, в этих заключительных, собствен­норучно написанных примечаниях Павел косвенным образом упоминает о том же человеке.

Арамейское выражение маран-афа, переводится как Наш Гос­подь грядет\ (гряди), которое восходит к самым ранним дням церк­ви в Палестине2. Оно в наиболее лаконичной форме выражает один из самых глубоких символов веры первоапостольской церк­ви. Оно имеет и еще более глубокий смысл в свете великолепно­го tour deforce Павла в гл. 15. «Оно отражает страстное ожидание церковью в те ранние дни скорого возвращения Господа»3. Ис­пытываем ли мы такие же горячие чувства в ожидании второго пришествия Христа?

Итак, Павел завершает свое послание благодати и любви. Он желает, чтобы благодать Божья объяла всех коринфян и даже (а может быть, особенно) тех, кто некогда причинил ему много огорчений и находился в жесточайшей оппозиции против него. Но все это не угасило любви Павла ко всем, кто во Христе Иисусе (24). В наиболее достоверных рукописях слово Аминь отсутству­ет. Это означает, что последнее слово Павла, обращенное к ко­ринфянам, было подтверждением его ключевой мысли: «...во Христе», которая составила суть послания и наставление «освя­щенным во Христе Иисусе» (1 Кор. 1:2).

1              Morris, p. 247.

2              Ibid., p. 247.

3              Ibid., p. 248.

 

Barrett, p. 394

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.