Дэвид Приор
Первое Послание к Коринфянам
16:1-24 16. Международная церковь
1. Церковь международная и тесно взаимосвязанная
Хотя Павел в основном должен приводить комментарии, относящиеся к отдельным личностям, контекст главы носит явно межрегиональный характер. Упоминается не менее пяти римских провинций: Галатия (1), Иудея (3), Македония (5), Ахаия (15) и Асия (19). В этих областях Римской империи соседствовали разные культуры (европейская и восточная, еврейская и арабская, греческая и римская), различались и социальные условия (городские и сельские). Мы видим церковь, которая проникла во все эти культурные и социальные слои: такова сила христианского Евангелия. Отрадно отметить, какой мобильной оказалась эта международная церковь в области Средиземноморья в I в. Этому в значительной степени способствовало процветание Римской империи. Римскими дорогами были испещрены все провинции. Легионы римских воинов обеспечивали безопасность на дорогах: действительно, выражение pax Romano («мир Рима», «римский мир») стало нарицательным. У римлян эффективно действовала почтовая система, а вдоль основных магистралей была развита широкая сеть постоялых дворов и гостиниц. Во всем этом регионе греческий язык играл роль lingua franca («международного»). Кругозор и посвящение мужчин и женщин, супружеских пар, деловых людей и миссионеров способствовали созданию международной церкви, которая полностью владела ситуацией в регионе.
Взаимозависимость членов этой обширной церкви выражалась несколькими путями. В этой главе говорится о взаимной финансовой поддержке и служении в разных общинах. Глава начинается с того, что Павел проявляет сердечную заботу о собратьях из иерусалимской церкви (1-4). Он принимал близко к сердцу проблемы материнской церкви, осложнявшиеся серьезными обстоятельствами, связанными с длительным голодом, который был предсказан в пророческом слове Агава (ср.: Деян. 11:27-30). Особенно больно это стихийное бедствие ударило по Иудее, которая не была богатой областью (в частности, голод коснулся окрестных районов Иерусалима). Где бы не побывал Павел, в каждой церкви он подчеркивал ответственность собратьев за восполнение нужд святых (1) в Иерусалиме (ср.: Деян. 24:17; Рим. 15:26; 2 Кор. 8,9). Не было способа лучшего и более наглядного, который мог бы укрепить взаимоотношения между христианами из иудеев и христианами из язычников.
Павел советует коринфянам организовать постоянные сборы пожертвований (1) путем откладывания денег каждую неделю, что должно было войти у них в привычку. Упоминание первого дня недели (2) показывает, что он видел в этом регулярном пожертвовании часть богослужебной жизни коринфской церкви. Размер пожертвований должен был определяться материальным достатком христианина, который отдает в руки Божьи свое материальное благополучие. Тот факт, что Павел указывает на необходимость участия в сборах каждого христианина, весьма показателен: и бедным тоже надлежит вносить посильную лепту в эти систематические пожертвования. При этом Павел, вероятно, рассматривает эти сборы как надлежащее сочетание регулярных и произвольных пожертвований: произвольные определяют общую сумму подаяний, а систематические — их регулярность. Далее Павел разъясняет (3,4), что всеми собранными дарами необходимо распорядиться надлежащим образом --и это должно практиковаться постоянно.
Делиться своим материальным достатком —лишь один из путей, демонстрирующих взаимную зависимость членов церкви Христовой друг от друга. В этой главе показана щедрость, характерная для ранней церкви, когда дело касалось личных пожертвований. Это очевидно не только на примере миссионерских странствий самого Павла, но и в случае известного посещения Коринфа Тимофеем, который прибыл туда из Эфеса (10,11). Для Тимофея это было не просто: он был застенчивым, нервным и еще не опытным служителем, который постоянно нуждался в моральной поддержке. Несомненно, Павел считал, что Тимофей совершает весьма важное поручение в Коринфе. Апостол просит коринфян принять Тимофея доброжелательно и приветливо, а по окончании служения проводить так, чтобы он ушел с радостным чувством исполненного долга.
Павел вспоминает также и об Аполлосе (12), который приложил много сил для поддержания новообразованной, совсем молодой церкви в Коринфе (ср.: Деян. 18:24 и дал.). Аполлос всегда готов посетить Коринф вместе с другими братьями, если будет в том надобность (те же спутники упоминаются в связи с визитом Тимофея; ср.: 11). Но в тот момент Аполлос не мог прийти в Коринф: он придет, когда ему будет удобно.
Павел также был рад прибытию из Коринфа в Эфес Стефана, Фортуната и Ахаика (17,18), даже при том что новости из Коринфа серьезно огорчали его. Очень важно упоминание Акилы и Прискиллы (19), свидетельствовавшее о контактах между церквами Средиземноморской области. Эта супружеская пара сделала чрезвычайно много с точки зрения духовного насыщения церквей, по крайней мере, в трех ключевых центрах: Риме, Эфесе и Коринфе. В Новом Завете говорится, что они занимались семейным бизнесом (изготовление палаток; ср.: Деян. 18:3), который заставлял их много путешествовать. Повсюду, где эти люди останавливались, они организовывали домашнюю церковь в своем доме.
Такие связи в сфере взаимного служения между церквами разных культур в равной мере конструктивны и сегодня. Особенно это важно для западных церквей, которые на протяжении почти двух столетий посылали своих миссионеров в другие церкви и страны, а ныне нуждаются в знаниях о состоянии церкви и служении в церквах третьего мира. До сих пор со стороны западных христиан сохраняется позиция «старших братьев» по отношению к христианам из Африки, Азии и Латинской Америки. И пока ситуация не изменится, нам будет сложно перенять духовный опыт церквей, расположенных на этих континентах.
2. Церковь, которая имеет большие возможности, но сталкивается и с противостоянием
Отверста великая и широкая дверь, и противников много (9). Павел описывает ситуацию, которая сложилась во время его пребывания в Эфесе в течение двух с половиной лет, о чем рассказывается и в Деян. 19. Он провел в этом городе больше времени, чем где-либо еще. Одной из причин его столь долгого пребывания там были широкие возможности для проповеди Евангелия. Он ежедневно проводил беседы в «лекционном зале» училища Тиранна, где народ собирался во время сиесты (с одиннадцати утра до четырех часов дня). В результате проведения таких общественных встреч все жители провинции Асии «слышали проповедь о Господе» (Деян. 19:10) -- вот поистине «широко открытая дверь»! Вполне вероятно, что Епафрас, житель Колосс, города в центре провинции Асия, был обращен в христианство, когда посещал эти занятия во время своих деловых визитов в этот город. По возвращении в родной город он основал церкви не только там, но и в соседних городах — Лаодикии и Иераполе.
Неудивительно поэтому, что Лука пишет, что с «силою возрастало и возмогало слово Господне» (Деян. 19:20). Павел со всем пылом и жаром души повествует об исполнении своей священной миссии в Эфесе: об этом он говорит в своей прощальной речи перед старейшинами (пресвитерами) эфесской церкви в Мили-те (Деян. 20:17 и дал.).
Но, наряду с открывшимися ему широкими возможностями, апостол столкнулся и с серьезным противостоянием. Об этом он также упоминает в своей прощальной речи: «...вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами, работая Господу со всяким смиренномудрием и многими слезами, среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлени-ям Иудеев» (Деян. 20:18,19). Рассказ Луки в Деян. 19 совпадает с собственным свидетельством Павла (1 Кор. 15:32) о его борьбе с дикими зверями в Эфесе. Это жесткое противостояние связывается стремя конкретными моментами. Во-первых, выступление Павла против злых сил привело к тому, что в городе разыгрались весьма драматические сцены: многие эфесяне разжигали огромные костры и публично сжигали книги по магии, которыми так увлекались в Эфесе. Всякому, кто сталкивался лицом к лицу с оккультными силами в христианском служении, с одной стороны, предоставлялись огромные возможности для свидетельства, а, с другой, их ждали суровые испытания и жесткое противостояние врагов.
Вторым эшелоном оппозиции Павлу и распространению Евангелия была гильдия серебряных дел мастеров во главе с Де-метрием. Стремительное распространение Благой вести подрывало (практически сводило на нет) прибыльную торговлю серебряными статуэтками Артемиды. Дело обстояло просто: эфесяне в своем огромном большинстве отвращались от идолопоклонства и обращались к живому Богу, а потому больше не хотели держать серебряные статуэтки местной богини у себя дома. Вполне понятно, что Деметрий и его коллеги возгорелись ненавистью к Павлу, настроили против евангелистов часть местного населения, затащили Павла и его помощников в амфитеатр, где попытались расправиться с ними. Повсюду, где надлежащим образом проповедуется Евангелие, возникает столкновение с экономическими интересами отдельных категорий людей, и многие богатые и влиятельные люди испытывают серьезные волнения. Истинная церковь всегда сталкивается с противостоянием, но не бедной, а богатой части населения (ср.: Иак. 2:6,7).
Третий источник противостояния в Эфесе был связан с иудейской верхушкой, представленной высшими религиозными кругами того времени. История церкви ясно демонстрирует, что во все времена стратегическим возможностям распространения Благой вести всегда противится (а иногда и является причиной такой оппозиции) официальная религиозная власть.
Опыт Павла учит нас, прежде всего, одному очень важному моменту: наличие оппозиции не означает, что мы отступаем от воли Божьей. В Коринфе было немало людей (как, впрочем, и в настоящее время), которые считали, что все должно идти гладко, когда мы должным образом связаны и общаемся с Господом. Новый Завет учит по-другому.
3. Церковь, у которой есть не только ресурсы, но и обязательства
Мы уже видели, что Павел обращался к коринфянам с настоятельной просьбой поделиться с собратьями своими финансовыми ресурсами. Мы узнали, как Акила и Прискилла предоставляли свой дом для собрания верующих. Наиболее важный комментарий по поводу такого ответственного отношения к распределению денежных средств в семействе Стефана приводится в ст. 15,16, где Павел говорит: ...они посвятили себя на служение святым; будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.
Баррет рассматривает эти нейтральные фразы как описание начала того, что нам известно как христианское служение1. В обширном семействе Стефана (в современном понимании это было нечто вроде семейного клана) хорошо понимали, что можно внести свой вклад в общехристианское дело через дар гостеприимства, обеспечивая нужду святых. Таким образом, они посвятили себя (то есть соответствующим образом организовали свою жизнь) служению другим. По мере того как они стали откликаться и восполнять нужды своих христианских собратьев, окружающие начали признавать в них черты истинного христианского руководства. Павел чувствует потребность убедить коринфян уважать подобного рода дары управления.
Это позволяет не только оценить такие дары теоретически, но и с практических позиций. Мы склонны отдавать предпочтение в управлении людям, получившим специальное образование, обладающим ораторским даром, умеющим изложить свои мысли с кафедры, тем, кто подходит под общие оценки и критерии руководства, принятые в мире. Заду мы вались л и мы когда-нибудь всерьез о точке зрения Павла на руководство как служение? Иисус учил той же истине: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф. 20:26). Это означает, что действенное руководство в местной общине исходит от людей, которые отдают себя служению святым. Такое руководство не зависит от образования, специальности, научной степени или природных способностей. Оно определяется благодатью Божьей, которая оснащает этих людей дарами, позволяющими им стать слугами в сообществе верующих, (ср.: 1 Кор. 12:5). Все семейство Стефана вело подобный образ жизни: они все вместе (хозяин дома и домашние слуги; старшее поколение и самые юные) служили другим --взрослым, подросткам и детям. Несомненно, довод Баррета о том, что «поскольку семейство Стефана взяло
1 Barrett, p. 394.
на себя обязательство служить святым, то речь идет непременно о взрослых его членах», должен быть отклонен1. Дети прекрасно служат другим; они часто находят особое удовольствие в этом и пользуются каждой возможностью, чтобы послужить, их не надо специально просить об этом. Одним из самых убедительных свидетельств истинно возрожденного христианина является его особый стиль жизни в служении другим.
Такие ресурсы христианского служения имеются в каждой местной общине. Каждый дом, каждый человек - - это важный потенциальный источник служения, направленного на прославление Бога. В этой главе говорится об ответственности церкви перед служителями, равно как и самих служителей -- перед церковью. В обоих случаях это жизненно важно в ходе духовного созревания церкви Божьей, до достижения ее зрелости.
Такое возрастание всегда было близко сердцу Павла, и в его наставлениях коринфянам в ст. 13,14 подводится итог, делается вывод об ответственности, которая возложена на каждого христианина: Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды; все у вас да будет с любовью. В ходе послания он особо останавливается на многих аспектах их жизни: когда они либо впадали в крепкий сон, либо начинали колебаться, либо теряли присутствие духа. Он призывает их предпринять решительные действия для исправления неверных шагов. Превыше всего, что они делают как церковь, он ставит любовь. Эти слова составляют самую суть его наставлений живой, цветущей, но разделенной раздорами и находящейся в опасности церкви. Апостол выразил все то, что лежало у него на сердце.
4. Эпилог (16:21-24)
Здесь Павел берет перо из рук секретаря и собственноручно записывает свой привет собратьям. Его слова обращены специально к тем, кто создает смуту в Коринфе: Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема; маран-афа (22). Павел, несомненно, не имеет в виду неверующих, но тех, кто в коринфской церкви вызвал смятение среди собратьев и доставил огорчение апостолу: «Если в сердце человека не воспылала любовь к Господу, то причина этому не в Нем»1. Использование слова анафема, которое вызывает странные ассоциации со сказанным в 12:3, может указывать на то, что Павел знал, кто в Коринфе осмелился произнести анафему на. Иисуса. Это оскорбительное заявление было богохульством и, возможно, в этих заключительных, собственноручно написанных примечаниях Павел косвенным образом упоминает о том же человеке.
Арамейское выражение маран-афа, переводится как Наш Господь грядет\ (гряди), которое восходит к самым ранним дням церкви в Палестине2. Оно в наиболее лаконичной форме выражает один из самых глубоких символов веры первоапостольской церкви. Оно имеет и еще более глубокий смысл в свете великолепного tour deforce Павла в гл. 15. «Оно отражает страстное ожидание церковью в те ранние дни скорого возвращения Господа»3. Испытываем ли мы такие же горячие чувства в ожидании второго пришествия Христа?
Итак, Павел завершает свое послание благодати и любви. Он желает, чтобы благодать Божья объяла всех коринфян и даже (а может быть, особенно) тех, кто некогда причинил ему много огорчений и находился в жесточайшей оппозиции против него. Но все это не угасило любви Павла ко всем, кто во Христе Иисусе (24). В наиболее достоверных рукописях слово Аминь отсутствует. Это означает, что последнее слово Павла, обращенное к коринфянам, было подтверждением его ключевой мысли: «...во Христе», которая составила суть послания и наставление «освященным во Христе Иисусе» (1 Кор. 1:2).
1 Morris, p. 247.
2 Ibid., p. 247.
3 Ibid., p. 248.
Barrett, p. 394
Этот материал еще не обсуждался.