25.02.2017
Скачать в других форматах:

Джон Чарльз Райл

Размышления над Евангелием от Луки

Глава 6.

 

Евангелие от ЛУКИ 6:1-5

1 В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками.

2  Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы?

3  Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?

4  Как он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним?

5  И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы. 

 

В этом отрывке, во-первых, следует обратить внимание на то, что лицемеры придают мелочам чрезмерно важное значение. Лука повествует, что в один из субботних дней наш Господь проходил “засеянными полями”. Его ученики, следуя за Ним, “срывали колосья и ели, растирая руками”, пока наконец лицемерные фарисеи не увидели это и не обвинили их в грехе. Они сказали ученикам Иисуса: “Зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы?” По мнению фарисеев, просто срывать колосья руками было можно: это действие было дозволено в законе Моисея (Втор. 23:25). А вот есть колосья было нельзя, так как этим Они ученики нарушали четвертую заповедь: они работали в субботу.

Но мы должны помнить, что фарисеи ревновали только об исполнении четвертой заповеди, забывая об остальных повелениях Бога. В Евангелии неоднократно подчеркивается, что эти же люди, которые так педантично относились ко всяким мелочам, в важных вопросах проявляли полное безразличие. Так, фарисеи дополнили четвертую заповедь и открыто пренебрегли десятой, прославившись своей алчностью и скупостью (Лк. 16:14). Именно так и поступают лицемеры. По словам нашего Господа, они оцеживают комара, а верблюда поглощают (Мтф. 23:24).

Когда человек в своей вере главное ставит ниже мелочей, а мелочи — выше главного, когда заповеди человеческие превращает в заповеди Божьи, это говорит о том, что его душа больна. Берегитесь этого. Если для вас имеет значение только внешняя сторона христианской веры, если вы судите людей только по тому, поклоняются ли они Богу в вашей общине, следуют ли вашим обрядам и служат Богу так, как вы служите, тогда проверьте состояние своей души. Надо обращать внимание на то, покаялись ли они в своих грехах, верят ли они в Христа и живут ли свято? Вот это главное. Если же для вас первостепенное значение имеет что-то другое, значит, вы вскоре можете уподобиться фарисеям, обвинявшим учеников Христа.

Во-вторых, обратим внимание, как ревностно наш Господь Иисус Христос защищает Своих учеников от их обвинителей. Он ответил на придирки фарисеев так, что те сразу же умолкли. Иисус не стоял в стороне, безмолвно наблюдая, как ученики сами оправдываются перед фарисеями. Он пришел к ним на помощь и защитил их.

Этот случай — великолепная иллюстрация того, как Иисус поступает с каждым из Его народа. Библия говорит, что есть “клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь”, сатана, князь мира сего (Откр. 12:10). Своей немощной жизнью мы даем ему множество поводов для обвинения. Он может, не останавливаясь, справедливо обвинять нас перед Богом. Но, благодарение Господу, “мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника”, который на небесах защищает Своих людей, постоянно заступаясь за них. Пусть это будет утешением для вас. Пусть ваша душа успокаивается при мысли о том, что у вас есть Друг на небесах. Молитесь же день и ночь: “Ответь за меня, ответь за меня, о Боже мой!”

И наконец, в этих стихах объясняется, какие требования наш Господь Иисус Христос предъявляет к исполнению четвертой заповеди. Он говорит фарисеям, педантично относившимся к соблюдению субботы, что Бог, установив субботний день, никогда не запрещал выполнять необходимую работу. Христос напоминает им о Давиде, который страдая от голода, взял и съел хлебы приношения, которые могли есть только священники. Бог позволил ему так сделать, потому что это было необходимо. Иисус доказывает на примере Давида, что Тот, кто разрешил преступить Свои правила при необходимости, не запретит работать в Свой день, если это на самом деле нужно.

Тем не менее мы должны помнить, что здесь и в других местах Нового Завета наш Господь говорит о соблюдении субботы. Не следует поддаваться распространенному мнению, что суббота — это иудейское установление и что она была отменена после прихода Христа. Ничто в Евангелии не подтверждает этого. Каждый раз, когда речь заходит о субботе, Господь отвергает ложные представления о ней, которые насаждали фарисеи, но никак не саму субботу. Христос “очищает” четвертую заповедь от человеческих добавлений, но нигде не говорит, что христианам ее соблюдать не следует. Он показывает, что отдых в седьмой день не накладывает запрета на дела милосердия и необходимую работу. Нигде Христос не говорит о том, что четвертая заповедь осталась в прошлом как часть церемониального закона.

В наше время многие яростно оспаривают строгое соблюдение субботы, заявляя, что это пережиток иудейских суеверий. Они с уверенностью доказывают нам, что суббота — это закон и что заставлять христиан соблюдать ее — значит возвращаться под его бремя. Когда вы слышите подобные заявления, помните, что предположения — это не доказательства и что пустые разглагольствования по этому поводу не находят подтверждения в Слове Божьем. Запомните, что Христос не отменял четвертую заповедь. У нас есть такое же право ее нарушить, как украсть или убить. Архитектор, который реставрирует здание, не разрушает его, а сохраняет. Спаситель, который “очистил” субботу от иудейских традиций и объяснил ее истинное значение, не был врагом четвертой заповеди. Наоборот, Он “возвеличил и прославил” ее.

Давайте же будем держаться субботы, ведь она самая надежная охрана нашей английской веры. Будем защищать ее от нападок невежд, которые хотят проводить день Господень в работе и развлечениях. Пусть каждый из нас старается святить этот день. Наше духовное благополучие зависит от того, чем мы занимаемся по воскресеньям.

 

Примечания

Лк. 6:1-5

(В английском языке эта фраза звучит как “вторая суббота после первой”. — Прим. пер.) Значение этого выражения трудно поддается объяснению. Только один раз оно используется в Писании — здесь. Все попытки его объяснить — не больше, чем предположения. Корнелий а Лапиде приводит все эти предположения, которыми можно доказывать только то, что отцы церкви не были полностью единодушны в толковании Писания. Корнелий пишет, что Иероним однажды попросил Григория Назианзина объяснить, что означает эта суббота, а тот ответил ему, что расскажет об этом в церкви, когда у Иеронима не будет возможности прекословить ему.

Одни богословы полагают, что здесь идет речь о субботе Пятидесятницы. У иудеев было три праздничных субботних дня в году: праздник Пасхи, праздник Пятидесятницы и праздник кущей. Комментаторы считают, что в этом отрывке говорится о “второй великой субботе” — о субботе Пятидесятницы.

Другие утверждают, что здесь идет речь о первой субботе после второго дня опресноков пасхальной недели. В этот второй день иудеи приносили первый сноп своей жатвы священнику, чтобы тот вознес его перед Господом и таким образом освятил урожай (Лев. 23:10-12). Если это так, значит, здесь имеется в виду первая суббота после того, как был сжат первый сноп.

У меня нет своего мнения по этому вопросу. Возможно, мы не узнаем, о каком дне здесь идет речь до тех пор, пока Господь не придет опять. Если ученики ели пшеничные зерна, тогда более вероятно первое предположение. Если ячменные, то тогда верно второе. К счастью, эта деталь никак не влияет на вероучение, поэтому мы можем оставить этот вопрос без ответа.

Заметьте, что здесь, как впрочем и в других отрывках, Иисус обращается к Ветхому Завету как к авторитетному источнику. Новый Завет не позволяет думать, что писания Ветхого Завета — это всего лишь занимательные сказки, из которых можно извлечь полезные уроки, как то утверждают неверующие. Тот, кто подвергает сомнению авторитет Ветхого Завета, рано или поздно обнаружит, что он не доверяет и Новому Завету.

Обратите внимание на это выражение и на подобные ему в других местах Писания, где наш Господь учит правильному отношению к соблюдению субботы. Очевидно, Иисус описывает ситуацию острой необходимости. Давид испытывал голод. Только этим можно оправдать то, что он преступил божественный закон. Этим принципом мы должны пользоваться, решая, какие дела можно делать в воскресенье, а какие нельзя. Делать в воскресенье то, что можно с легкостью сделать в любой другой день, — значит нарушать четвертую заповедь. Никогда наш Господь не позволял нам так поступать. Он позволяет нам в воскресенье творить только необходимые дела и дела милосердия и запрещает зарабатывать деньги или развлекаться.

Я подробно раскрыл значение этого выражения в своих комментариях к Евангелию от Марка. Здесь же только скажу, что Сын Человеческий — это наш Господь Иисус Христос. Этим именем Он часто называл Себя в евангелиях. Когда Иисус говорит, что Он господин субботы, Он не имеет в виду, что Ему дана власть менять или отменять четвертую заповедь закона. Он хочет сказать, что может “очистить” эту заповедь от иудейских традиций и различных суеверий и научить, как правильно ее нужно соблюдать.

 

Евангелие от ЛУКИ 6:6-11

6  Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая.

7  Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него.

8  Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил.

9  Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали.

10  И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая.

36   Они же пришли в бешенство и говорили между собою, что бы им сделать с Иисусом.

 

В этих стихах содержится другой пример того, как наш Господь Иисус Христос решает проблему субботы. Еще раз Он сталкивается с придуманными фарисейскими традициями, касающимися соблюдения субботнего дня. Христос еще раз “очищает” Божью заповедь от хлама человеческих выдумок и еще раз объясняет, как правильно ее нужно исполнять.

Из этих стихов, во-первых, видно, что совершать дела милосердия в субботний день вполне законно. Мы читаем, как на глазах у всех фарисеев и книжников Господь в субботу исцелил человека с “сухой рукой”. Иисус знал, что враги праведности наблюдают за Ним, чтобы потом обвинить Его. Но Христос смело показывает, что дела милосердия можно творить даже в такой день, когда “никакой работы не должно делать”. Иисус бросает вызов фарисеям, предлагая доказать, что дело милосердия, совершенное в субботу, противоречит закону. “Спрошу Я вас, — говорит Иисус, — что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить?” Враги не могли найти ответа на этот вопрос.

В этой истории дан принцип, которым следует пользоваться. Исполнять четвертую заповедь в ущерб человеческому телу нельзя. Состояние греха, в котором пребывает наш мир, накладывает на ее исполнение некоторые ограничения. Заповедь не запрещает в субботний день являть милосердие страдающим и помогать больным. Мы можем проехать в экипаже, чтобы утешить умирающего, и не пойти на собрание, чтобы привести врача и посидеть у постели больного. Мы можем навестить нуждающихся сироту или вдову. Мы можем проповедовать, учить, наставлять. Все это дела милосердия. Мы можем совершать их и в то же время святить субботу. Этими делами мы не нарушим закон Божий.

Но об одном вы должны помнить. Внимательно следите за тем, чтобы не злоупотребить свободой, которую нам дал Христос. Именно об этот камень чаще всего спотыкаются современные христиане. Мало кто сегодня совершает ошибку фарисеев, соблюдая субботу строже, чем то заповедал Бог. Наоборот, мы склонны пренебрегать субботой, не отдавая ей должного. Проверьте, как вы относитесь к субботе. Не стоит в день Господень ходить в гости на различные празднования, путешествовать, искать удовольствий. Все эти дела — это не дела милосердия и не вынужденные дела, что бы неверующий мир ни говорил. Тот, кто так проводит воскресенье, согрешает, доказывая тем самым, что он еще не готов к отдыху на небесах.

Во-вторых, из этих стихов видно, что наш Господь Иисус Христос знает все мысли человеческие. Лука пишет, что фарисеи и книжники наблюдали за Иисусом, а Он знал их мысли.

Это еще раз доказывает божественность нашего Господа. Только Бог может читать мысли человека. Тот, кто знает тайные намерения сердца и помышления других, — это не просто человек. Конечно, Иисусу было присуще все человеческое, кроме греха. В этом мы согласны с социнианами, хотя они и отвергают божественность Христа. Отрывки, которые социниане приводят в подтверждение своих убеждений о том, что Христос был человеком, мы безоговорочно принимаем. Но есть и другие места в Писании, которые подтверждают, что наш Господь был не только человеком, но и Богом. Одно из таких мест раскрыто сейчас перед нами. Оно доказывает, что Иисус — “сущий над всем Бог, благословенный во веки” (Рим. 9:5).

Помните, что наш Господь всегда все знает, и смиряйтесь при этой мысли. Как много пустых мыслей и мирских мечтаний, о которых, кажется, никто не знает, роится в нашей голове! О чем вы думаете в данный момент? О чем вы думали, пока читали этот отрывок из Писания? Хотите ли вы, чтобы о ваших мыслях узнали все? Эти серьезные вопросы заслуживают серьезных ответов. Что бы мы ни думали, очевидно, что Иисус Христос знает все наши сердечные помышления. Истинно, мы должны смириться перед Ним и ежедневно умолять: “Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня...”, “будь милостив ко мне грешнику”!

В-третьих, в этом отрывке мы читаем о природе первого деяния веры, которое человек совершает, когда обращается. На примере описанного здесь исцеления мы можем увидеть, что оно из себя представляет. Наш Господь сказал человеку, у которого была сухая рука: “Протяни руку твою”. На первый взгляд кажется, что это бессмысленное повеление: как человек может повиноваться, когда у него нет возможности? Но бедный страдалец не стал рассуждать. Когда он попытался выпрямить свою руку, она исцелилась. Он верил, что Тот, кто приказал ему протянуть руку, не насмехается над ним, а значит, Ему нужно повиноваться. Именно послушание дало сухорукому благословение: “Стала рука его здорова, как другая”.

В этой истории дан самый лучший ответ всем вопрошающим о пути ко Христу, которые в своих сомнениях и беспокойствах сами себя запутывают. “Как мы можем верить? — спрашивают они. — Как можем прийти к Христу, на что должны надеяться?” Лучше всего предложить этим людям сделать то же, что сделал сухорукий. Не нужно стоять и думать — нужно действовать. Пусть они не мучаются философскими вопросами, а предадут себя Иисусу Христу. Сделав так, они увидят пред собой прямой путь. Мы не можем сказать, как это получается. Но ясно одно, что если мы приближаемся к Богу, то и Бог приближается к нам, а если мы сидим в бездействии, то не можем рассчитывать на спасение.

 

Примечания

Лк. 6:6-11

Здесь описан яркий пример того, как наш Господь при большом скоплении народа совершал чудеса. Иисус среди бела дня несколькими словами исцелил человека в присутствии недружелюбно настроенной толпы. Он не исцелял внезапно, в спешке. Он стремился к тому, чтобы все поняли, что Он совершил чудо.

Об этом надо помнить. Это указывает на огромную разницу между чудесами Христа и Его апостолов и так называемыми чудесами Магомета и лжечудесами Римско-католической церкви.

Здесь стоит привести цитату из Форда, который в свою очередь цитирует Фулера: “Божьи заповеди — это дар. Когда Он повелевает нам покаяться или поверить, то делает это только для того, чтобы заставить нас признать: сами мы исполнить Его заповеди не можем. Когда же мы это признаем, Он дает нам возможность исполнить Его повеления. Осознание человеком своей немощи — это единственное условие получения благодатной помощи Божьей”.

Это слово еще раз используется только в 2 Тим. 3:9. Там оно переведено словом “безумие”. Возможно, переводчики вложили в это слово больше смысла, чем содержалось в греческом оригинале.

 

Евангелие от ЛУКИ 6:12-19

12  В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.

13  Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами:

14  Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея,

15  Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом,

16  Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.

17  И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,

18  которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19  И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. 

 

В этих стихах описывается призвание двенадцати апостолов Иисуса Христа. Именно это событие стало началом христианского служения. Это было первое рукоположение, которое совершил Сам Глава Церкви. С того момента были совершены десятки тысяч других рукоположений. Множество епископов, старейшин, дьяконов были призваны на служение. Часто это происходило с огромным великолепием и пышностью. Но никогда назначение на служение не было столь торжественным. И никто не сделал для Церкви и для мира столько, сколько сделали эти двенадцать человек, которых рукоположил Христос.

Во-первых, заметьте, что Господь долго молился, прежде чем назначить Своих первых служителей. Мы читаем, что “взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами”.

Без сомнения, упоминание о молитве Господа в этом случае имеет огромное значение. Эти строки призваны быть постоянным напоминанием для Церкви Христовой. Они свидетельствует, что молитва и ходатайство служителей чрезвычайно важны, особенно во время назначения служителей. Те, кому поручено возлагать руки, должны молиться, чтобы не возложить рук поспешно. Те, кого рукополагают, должны молиться о том, чтобы взяться за труд, который способны совершать и не браться за него, если не призваны. Прихожане должны молиться, чтобы рукоположены были только те, кто внутренне движим Духом Святым. Благословенны те назначающие служители, которые имеют разум Христов и едины в молитвенном духе!

Хотите ли вы помочь делу распространения  чистой и истинной веры? Тогда не забывайте молиться о служителях, особенно о молодых. Распространение Евангелия во многом зависит от личности и поведения тех, кто несет Благую весть. Необращенный служитель никогда не принесет добра людям. Он не сможет научить тому, чего не пережил на опыте. Молитесь день и ночь, чтобы таких людей в Церкви не было. Обращенный служитель — это особый дар от Бога. Люди не могут произвести его. Если мы хотим, чтобы у нас были хорошие служители, мы должны, следуя примеру Господа, молиться за них. Они занимаются тяжелым трудом. Они несут на себе огромную ответственность. Силы их невелики. Поддерживайте их, поддерживайте их руки своими молитвами.
К сожалению, часто сбываются слова св. Иакова: “...не имеете, потому что не просите” (Иак. 4:2). Мы не просим Бога, чтобы больше обратившихся молодых людей стало проповедовать за кафедрой, и Бог не посылает их, отвечая на наше пренебрежительное отношение к молитве.

Во-вторых, заметьте, как мало написано о том, какое положение занимали первые служители Церкви до своего призвания. Мы знаем, что четверо из них были рыбаками. По крайней мере, один был сборщиком податей. Большинство из них, возможно, были галилеянами. Никто из них, насколько можно судить по Новому Завету, не был богатым, знатным или высокопоставленным человеком. Никто из них не был фарисеем, книжником, священником, правителем или старейшиной. Все они были людьми “некнижными и простыми” (Деян. 4:13). Все они были бедными.

В этом содержится урок и для нас. Все это означает, что царство нашего Господа не зависит от поддержки этого мира. Церковь Христа не строится на богатстве или силе. Она строится на могуществе Духа живого Бога (Зах. 4:6). Тот факт, что Христос сделал Своими учениками бедных людей, является неопровержимым доказательством божественного происхождения христианства. Религия, которая перевернула мир с ног на голову, в то время как ее первыми проповедниками были бедняки, могла прийти только свыше. Если бы у апостолов были деньги, которыми бы они привлекали слушателей, или если бы у них была наводившая ужас армия, тогда не было бы ничего удивительного в их успехе. Но они были бедными, и это лишает атеиста последнего аргумента. Проповедуя непривлекательное для человеческой природы учение, без денег и власти, горстка простых галилеян полностью изменила облик Римской империи. Это можно объяснить только одним: Евангелие Христа, которое они возвещали, было истиной Божьей.

Помните об этом, служа Христу, и не полагайтесь на помощь плоти. Не рассчитывайте на деньги, ученость, покровительство и расположение известных людей. Не думайте, что все это помогает добиться успеха. Если вы хотите принести душе добро, не ищите поддержки у этого мира. Надо начинать там, где начинала Церковь Христа. Надо искать служителей, исполненных Святым Духом.

И последнее. Заметьте, что один из тех, кого Господь избрал быть апостолами, оказался лжеучеником и изменником. Это был Иуда Искариот.

Избирая Иуду Искариота, Господь Иисус Христос знал, что Он делает. Тот, кто умеет читать в сердцах, знал с самого начала, что, несмотря на показное благочестие, Иуда однажды бесстыдно предаст Его. Зачем же тогда Он избрал его апостолом? Этот вопрос очень многие задают в недоумении. Все же на него можно дать удовлетворительный ответ. Христос сделал это по Своей воле, поступив очень мудро и преподав важный урок для всей Церкви.

Избрав Иуду, Иисус хотел научить Своих служителей смирению. Служители не должны думать, что рукоположение неизбежно заключает человека под благодатью или что рукоположенный не может заблуждаться. Наоборот, они должны помнить, что назначенный Самим Христом оказался гнусным лицемером. Пусть же служитель, который думает, что стоит, бережется, чтобы не упасть.

Избрание Иуды должно научить нас не делать идолов из служителей. Мы должны уважать их за труд, но не должны почитать их непогрешимыми и чтить их недозволенным Библией образом. Нам необходимо помнить, что служители могут быть последователями Иуды так же, как последователями Петра и Павла. Пусть имя Иуды Искариота поможет нам не “надеяться на человека”. Пусть никто не хвалится людьми (1 Кор. 3:21).

И еще избрание Иуды должно научить Церковь тому, что она не должна ожидать, что в этом мире можно создать совершенную общину. Пшеница и плевелы, хорошая и плохая рыба всегда будут вместе, пока не вернется Господь. Бесполезно искать совершенства в видимой церкви. Мы никогда не найдем его. Помните, что Иуда был среди апостолов. Обращенные и необращенные люди есть в любом собрании.

 

Примечания

Лк. 6:12-19

Употребленное здесь греческое слово дало основание некоторым утверждать, что Иисус молился всю ночь в доме молитвы, месте, специально предназначенном для молитвы Богу. Да, у иудеев были такие дома молитвы. Но весьма сомнительно, что здесь идет речь о таком месте. Это слово в Новом Завете встречается тридцать семь раз и только один раз оно переведено как “молитвенный дом” (Деян. 16:13), хотя с адекватностью такого перевода не все согласны. Вряд ли стоит искать в этих словах скрытый смысл. Барадий замечает, что выражение “молитва Богу” — это гебраизм, который означает “горячая, ревностная молитва”, точно так же как в Ветхом Завете “горы Божии” и “кедры Божии” означают “высокие горы” и “высокие кедры” (Пс. 35:7; 79:11).

Исидор Кларий в своей речи, которая была опубликована в Венеции в 1565 году и которая основывалась на этом отрывке, указал на разительное отличие между тем, как Иисус призвал апостолов к служению, проведя перед этим ночь в молитве, и тем, как производят в церковный сан в Италии в его дни. Он высказал протест против назначения на церковные должности случайных людей, родственников, а также против коррупции и взяточничества, без которых, как правило, не обходятся такого рода события.

Стелья, испанский комментатор, говорит примерно то же, что и Кларий.

Кордерий приводит любопытный отрывок из труда “Рабанус Маурус”, в котором описаны все случаи использования числа двенадцать в Библии: “Число двенадцать, то есть три раза по четыре, указывает, что апостолы будут проповедовать веру в Святую Троицу во всех четырех частях земли. Можно найти много примеров в Ветхом Завете использования числа двенадцать: двенадцать сыновей Иакова, двенадцать начальников израильских, двенадцать источников воды в Елиме, двенадцать камней в наперснике Аарона, двенадцать хлебов, двенадцать человек, посланных Моисеем обследовать землю, двенадцать камней, из которых был сделан алтарь, двенадцать камней, взятых из Иордана, двенадцать волов, которые поддерживали медное море. В Новом Завете в Откровении говорится о двенадцати звездах на венце жены, о двенадцати основаниях и двенадцати воротах небесного Иерусалима, которые видел Иоанн”.

Интересно заметить, что Иисус призвал по крайней мере три пары братьев: Петра и Андрея, Иакова и Иоанна, Иуду и Иакова Алфеевых.

Многие думают, что Варфоломей и Нафанаил, о котором идет речь в первой главе Евангелия от Иоанна, это одно и то же лицо. Янсений, Монтан и Фер придерживаются этого же мнения. Но никаких доказательств данному предположению нет, кроме одного: Варфоломей всегда упоминается, когда говорится о Филиппе, который привел Нафанаила ко Христу.

Скорее всего, здесь имеется в виду Иаков, которого св. Павел называет “брат Господень” (Гал. 1:19). То, что в этом отрывке он назван сыном Алфея, показывает, что в Новом Завете слово “брат” не всегда нужно понимать буквально. В данном случае здесь имеется в виду “двоюродный брат”. Алфей в этом отрывке — это не отец Матфея, иначе Матфей был бы братом Иакова и Иуды. Св. Марк говорит, что Матфей, или Левий, был сыном Алфея.

Именно Иаков руководил иерусалимским собором (Деян. 15:19) и, судя по всему, был главным, среди апостолов в Иерусалиме. Иакову принадлежит одноименное послание. Любопытно, что при жизни нашего Господа он, как Матфей и Симон Кананит, ничем не отличился. Тем не менее, после вознесения Христа Иаков играл важную роль в руководстве Церковью.

Любопытно, что этот апостол назван тремя именами: Иуда, Леввей, Фаддей. Он написал послание, которое носит его имя.

Относительно значения этого имени было сделано множество предположений, но ни одно из них нельзя считать удовлетворительным. Одни полагают, что его имя указывает на то, что он был из колена Иссахарова, другие — что он был родом из Кириота, маленького городка в Иудее, или из Кариота, города ефраимского. Однако точно сказать трудно.

Почему Господь выбрал предателя Своим апостолом? На вопрос можно дать следующий ответ наравне с другими: выбор Христа стал косвенным доказательством чистоты, непорочности и безгрешности Его жизни и служения. Когда наш Господь предстал перед первосвященником и Понтием Пилатом, предатель Иуда Искариот мог выдвинуть против Него больше всего обвинений. Но тот факт, что Иуда никогда открыто не свидетельствовал против Христа, показывает, что ему нечего было сказать. Никто так хорошо не знает об ошибках и грехах другого как тот, кто живет рядом. Иуда никогда не свидетельствовал против Господа, потому что Иисус не сделал ничего предосудительного. Форд цитирует Ансельма по этому вопросу: “Иуда избран, чтобы у Господа был враг среди Его слуг, ибо только тот человек совершенен, кто не боится слов злодея, знающего обо всем, что он делает”.

На это выражение стоит обратить внимание. Оно указывает на то, что последовавшая за избранием учеников беседа не была так называемой Нагорной проповедью.

 

Евангелие от ЛУКИ 6:20-26

20  И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21  Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22  Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23  Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

24  Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.

25  Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.

36   Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.

 

Слова, которые мы прочли выше, очень похожи на Нагорную проповедь. Такое близкое сходство заставило многих предположить, что Матфей и Лука описали одно и то же событие. Матфей лишь описал его подробнее. Но никаких оснований для такого заключения нет. Это две разные проповеди, которые Иисус произнес при разных обстоятельствах. Наш Господь повторяет один и тот же важный урок почти одними и теми же словами, но при разных обстоятельствах, и в этом нет ничего удивительного. Нет причин полагать, что Иисус никогда не повторял Свое учение. В данном случае это повторение весьма многозначительно. Оно указывает на первостепенную важность тех уроков, которые содержатся в обеих проповедях.

Во-первых, обратите внимание, кто, по словам Господа Иисуса, блажен. Удивительно, что, перечисляя блаженных, Христос говорит о нищих и голодных, плачущих и ненавидимых. Именно таких людей великий Глава Церкви называет блаженными.

Проверьте, правильно ли вы понимаете эти слова Господа. Возможно, вы думаете, что любой бедный, голодный, плачущий или ненавидимый всеми человек может рассчитывать на благословения Христа. Но здесь говорится о бедности, которой сопутствует благодать, о нужде, которая рождает доверие к Иисусу, о страданиях за Евангелие и о гонениях за Сына Человеческого. Именно вера в Христа влечет за собой такую нищету, нужду, скорбь и гонения. Все это было в начале христианства. Тысячи людей оставляли позади себя многое в этом мире, чтобы быть преданными своей вере. Именно о них говорит здесь Иисус. Он хочет утешить и их, и всех, кто подобно им страдает за Евангелие.

Во-вторых, заметьте, к кому наш Господь обращается со словами: “Горе вам!”. Слова “Горе вам, богатые!.. Горе вам, пресыщенные ныне!.. Горе вам, смеющиеся ныне!.. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо!..” на первый взгляд, кажутся необычными. Они — одни из самых резких в Новом Завете.

И здесь мы должны проверить, правильно ли мы понимаем, что хотел сказать наш Господь. Не думайте, что, если человек богат, если он радуется жизни и если о нем хорошо отзываются другие, значит, он не может быть учеником Христа. Авраам и Иов тоже были богатыми. Давид и Павел часто радовались. Тимофей имел “доброе свидетельство от внешних”. И все они были истинными рабами Божьими. Всех их Бог благословил в этой жизни, и все они получат благословение Господне в день Его второго пришествия.

Так к кому же Господь обращается со словами “Горе вам!”? Он обращается к тем, кто не собирает богатства на небесах и кто не может ради Христа пожертвовать своим состоянием, потому что любит больше этот мир. Эти люди предпочитают радости и наслаждения этой жизни радости и миру, которые дает вера. Такие люди не рискнут потерять то, что имеют, чтобы приобрести нечто намного большее. Они возлюбили славу человеческую больше, чем славу Божью, они оставляют Христа вместо того, чтобы оставить этот мир. Именно этих людей наш Господь имел в виду, когда говорил: “Горе вам!” Христос прекрасно знал, что среди иудеев тысячи людей, которые не верят в Его чудеса, не принимают Его проповеди и которые любят мир больше, чем Его. Он прекрасно знал, что всегда будут такие люди, которые будут исповедовать Его Господом и будут убеждены в истинности Евангелия, но которые не смогут ничем пожертвовать ради Него. Именно их Он предупреждает: “Горе вам, горе!”

Один важный урок мы должны извлечь из этих стихов и сохранить его в своем сердце, научившись мудрости. Отношение Христа к жизни отличается от отношения человека к жизни. Мир мыслит не так, как мыслил Иисус. Жизнь, которой мир жаждет, Христос осуждает. Человек стремится избежать нищеты, нужды, гонений и скорбей. Он хочет стать богатым, ни в чем не нуждаться, приобрести популярность и веселиться при каждой возможности. А сейчас давайте попробуем обобщить сказанное. Образ жизни, который наш Господь благословляет, мир напрочь отвергает. Людей, которым Иисус говорит: “Горе вам!”, мир признает, прославляет и подражает им. Это ужасно. Исследуйте же свое сердце!

Заканчивая изучение этого отрывка, поразмышляйте о своей жизни. Что вы думаете о словах Иисуса? Разделяете ли вы их? Едины ли вы с Ним в отношении к жизни? Верите ли вы, что бедность и гонения за Христа — это благословение? Верите ли вы, что стремясь к богатству, мирским развлечениям и популярности среди людей, а не к славе Божьей и спасению, вы навлечете не себя проклятие? Думаете ли вы, что благословение Христа и злословие мира лучше, чем деньги, веселье и доброе имя без Христа? Это серьезные вопросы, требующие серьезных ответов. Изученный нами отрывок лучше всех других проверяет истинность нашего христианства. Истины, которые в нем содержатся, необращенный человек не может принять. Благословенны те, кто может сказать “аминь” после каждого слова Господа. Что бы люди ни думали, но те, кого Иисус благословляет, блаженны, а те, кого Он осуждает, погибнут навеки.

 

Примечания

Лк. 6:20-26

Существуют разногласия по поводу того, одна ли и та же проповедь, которая получила название “нагорной”, записана в Евангелии от Матфея 5-7 главах и в Евангелии от Луки. Большинство комментаторов склоняются к точке зрения, что это одна и та же проповедь. Но, поразмыслив, я не могу согласиться с этим мнением. Я считаю, что это две разные проповеди.

Во-первых, проповедь, о которой говорит св. Лука, была произнесена на “ровном месте” после того, как Иисус призвал двенадцать учеников. Проповедь, которую записал св. Матфей, была сказана на горе еще до того, как апостолы были избраны. С моей точки зрения, нельзя оставить этот факт без внимания.

Во-вторых, есть различия между тем, кто назван блаженным у Матфея, и тем, кто блажен у Луки. Матфей подчеркивает духовное состояние человека, в то время как Лука говорит о временных обстоятельствах. Так, например, разительно отличаются выражения “блаженны нищие духом” и “блаженны нищие”. (Эти рассуждения соответствуют английскому переводу и греческому оригиналу. — Прим. пер.)

В-третьих, эти две проповеди различаются по своей продолжительности. Нельзя сказать, что св. Лука изложил краткое содержание Нагорной проповеди, записанной Матфеем. Многое из того, о чем говорит Матфей, Лука опускает, но говорит о том, о чем первый умалчивает.

Наконец, нет причин утверждать, что наш Господь никогда не повторял Своих наставлений. Все учителя повторяют свои уроки, и Христос это делал. В данном случае Он проповедует для других людей о том же, о чем Он уже говорил в Нагорной проповеди более подробно. Повторяя одни и те же мысли, Он тем самым подчеркивает их важность.

Я верю, что Лука и Матфей записали две разные проповеди. Напоследок хочу заметить, что такой же точки зрения придерживались Пул, Картрайт, Доддридж, Уитби, Скотт и Уотсон.

Здесь говорится о бедности, голоде, плаче и ненависти в буквальном смысле. Человек переносит их ради Евангелия. Очевидно, что слова “богатые”, “пресыщенные”, “смеющиеся”, которые употребляются дальше, тоже надо понимать буквально. Неверно понимать в одном и том же отрывке часть слов буквально, а часть символически.

С другой стороны, обещания и угрозы можно интерпретировать более широко. Обещание, что Божьи святые насытятся и возвеселятся, не всегда исполняется в этом мире. Точно так же грешники испытают всю горечь слов Христа “взалчете”, “восплачете и возрыдаете” только в ином мире.

Это греческое слово, с точки зрения Свайцера, означает “отлучение от церкви”.

В этом месте греческий глагол употреблен в настоящем времени: вы получаете свое утешение.

Обратите особое внимание на это выражение. Оно, как никакое другое, противоречит общепринятому мнению, бытующему и в Церкви, и в мире. Всем нам присуще желание получить признание других. В Церкви очень часто можно услышать, что тот или иной служитель всем очень нравится. К сожалению, люди забывают, что, становясь объектом всеобщей любви, они сразу же попадают в список тех, о ком Христос говорит: “Горе вам!” Служитель Христа должен избегать всеобщего восхищения. Если же оно есть, то ему необходимо задуматься, верно ли он исполняет свои обязанности и честно ли проповедует Слово Божье.

 

Евангелие от ЛУКИ 6:27-38

27  Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас,

28  благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.

29  Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.

30  Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.

31  И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

32  И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

33  И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.

34  И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

35  Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

36  Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

37  Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;

36      давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.

 

В этом отрывке наш Господь Иисус Христос говорит об одном — о христианской любви. Любовь — это основная черта Евангелия, любовь — это совокупность совершенства, и без любви человек в глазах Бога — ничто. В этих стихах Иисус великолепно описал, что такое любовь. Церковь Христова обретет благословение, если будет тщательно изучать и исследовать наставления своего Господина, которые записаны в этом отрывке.

Во-первых, Иисус говорит о природе и мере христианской любви. Ученики спрашивают: “А кого мы должны любить?” Иисус отвечает им: “Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас”. В любви к грешникам они должны были быть такими же, как Он: бескорыстными, нелицеприятными и не рассчитывающими на взаимность. “Как нужно любить?” — спрашивают ученики. Любовь должна быть готова на самопожертвование. “Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку”. Нужно от многого отказываться и много терпеть, чтобы являть любовь и избегать раздоров. Лучше иногда поступиться своими правами и подчиниться неверному решению, чем дать волю гневу и вступить в спор. Вот что значит уподобиться Учителю, долготерпеливому, кроткому и смиренному сердцем.

Во-вторых, наш Господь дает золотое правило решения спорных вопросов. Иисус знал, что всегда будут возникать ситуации, когда будет трудно определить свои обязанности по отношению к ближнему. Он знал, что в погоне за своими интересами люди часто перестают осознавать, что правильно, а что нет. Христос дает нам мудрое правило, которым мы должны руководствоваться в подобных случаях, правило, которым восхищаются даже неверующие: “И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними”. В языческом мире принято отвечать по-другому: злом за зло. Христианин, не обращая внимания на поведение других, должен поступать так, как он хочет, чтобы поступали с ним. Если он будет стремиться к этому, значит, он пойдет вслед за своим благословенным Спасителем. Если бы Бог поступил с миром так, как мир поступил с Ним, мы бы все уже давно горели в аду.

В-третьих, Господь говорит о том, что Его ученики должны относиться к своим ближним лучше, чем это делает мир. Иисус напоминает Своим ученикам, что любить тех, кто любит их, отвечать добром на добро, давать взаймы, надеясь получить столько же назад, — значит вести себя не лучше грешников, которые не знают Евангелия. Христианину же надлежит по-другому относиться к людям. Он должен любить и творить дела милосердия так же, как и его Господин: бескорыстно и безусловно. Люди должны видеть, что христиане любят их, руководствуясь высокими мотивами, и что любовь их не вызвана желанием получить что-то взамен. Любой может стать добрым и любящим, когда надеется выгадать что-то от этого. Не должен христианин любить такой любовью. Пусть человек, который так любит, знает, что он ни на йоту не превосходит римских и греческих идолопоклонников.

В-четвертых, наш Господь показывает ученикам, что, исполняя свой долг по отношению к своим ближним, они должны брать пример с Бога. Если они называют себя “сынами Всевышнего”, то должны помнить, что их Отец “благ и к неблагодарным и злым”. Они должны учиться быть милостивыми, как и их Отец. Невозможно измерить милость Божью. Каждый год Он благословляет миллионы людей, которые за это не прославляют Дающего. Но все же Он продолжает их благословлять. “...во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся”. Его милость пребывает вовеки, Его любовь неистощима, Его сострадание не прекратится. Каждый, кто исповедует себя сыном Божьим, должен быть милосердным и любящим. Неблагодарность людей не должна останавливать их на пути совершения дел любви и милосердия. Как и их Небесный Отец, они не должны уставать благотворить.

Наконец, наш Господь обещает Своим ученикам, что дела любви, которые Он заповедал делать, не останутся без награды. Иисус говорит: “Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам... какою мерою мерите, такою же отмерится и вам”. Это значит, что тот, кто совершает дела любви, отвергая себя и жертвуя собой, в итоге не будет разочарован. Иногда ему будет казаться, что его труд не приносит никакого результата и что он пожинает только насмешки, унижение и обиды, что люди только злоупотребляют его терпением и снисходительностью. Но в конце концов он окажется победителем, если не в этой жизни, то точно в жизни следующей.

Такой любви учил наш Господь Иисус Христос. Его проповедь трогает за живое и заставляет исследовать свое сердце. Эти одиннадцать стихов, как никакие другие в Библии, смиряют человека.

К сожалению, мы редко встречаем такую любовь в мире и в Церкви! Зато с гневом, вспыльчивостью, обидой за поруганную “честь”, готовностью спорить по мелочам мы сталкиваемся на каждом шагу. Как редко мы встречаем людей, которые действительно любят своих врагов, которые благотворят, не надеясь на взаимность, благословляют проклинающих и проявляют благость к неблагодарным и злым! Все это напоминает нам слова Господа: “...тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их” (Мтф. 7:14).

Как прекрасен был бы мир, если бы все соблюдали правило Христа! Главная причина половины печалей человечества кроется в эгоизме, злобе и нехватке любви. Самое большое заблуждение — предполагать, что христианство препятствует счастью человечества. Не присутствие веры, а ее отсутствие делает людей угрюмыми, несчастными и жалкими. Чем лучше люди знают и слушаются Христа, тем радостнее и спокойнее становится их жизнь.

Знаете ли вы на опыте, что такое любовь? Если нет, тогда стремитесь соединиться с Христом верой и просите, чтобы Своим Духом Он научил и освятил вас. Мы не собираем с терновника виноград или с репейника смоквы. Не бывает цветов без корней или плодов без дерева. Мы не сможем принести плоды Духа Святого без союза с Христом. Если вы не родились свыше, вы никогда не сможете любить так, как того хочет Христос.

 

Примечания

Лк. 6:27-38

Это греческое слово еще два раза встречается в Новом Завете. Один раз в Мтф. 5:44 в таком же смысле, как и здесь. Другой раз в 1 Пет. 3:16, где оно переведено словом “злословят”.

Пример такого отношения показал и Сам Иисус, когда молился за распинавших Его, и Стефан, когда молился за побивавших его камнями (Лк. 23:34; Деян. 7:60).

Заповедь, записанную в этих двух стихах, надо толковать в контексте всего Писания. Мы не должны интерпретировать ее так, чтобы она противоречила другим отрывкам из Слова Божьего. Иисус говорит здесь иносказательно, поэтому настаивать на ее буквальном исполнении — значит потворствовать насилию, убийствам. Мир в этом случае окажется в руках нечестивых.

С одной стороны, этой заповедью наш Господь не запрещает противостояние преступлениям. Он не говорит, что всякая война или органы государственного надзора незаконны с точки зрения Бога. Он не возбранял наказывать делающих зло и нарушающих мир и порядок в обществе. В Лк. 22:36 Иисус говорит: “...у кого нет <меча>, продай одежду свою и купи меч”. Св. Павел говорит о начальнике, что “он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое” (Рим. 13:4). В евангелиях и Деяниях упоминается о сотниках, но при этом нет и намека на то, что закон осуждает солдатскую службу.

С другой стороны, очевидно, что наш Господь осуждает месть, ссоры, раздоры и споры. Он запрещает дуэли и драки из-за личных обид, призывая к снисходительности, терпению и долготерпению к оскорбляющим. Иисус хочет, чтобы мы не ввязывались в споры, а как можно больше уступали, подчинялись и терпели. Лучше претерпеть неудобства, понести убыток и даже пожертвовать какими-то правами, чем ссориться. Этому же нас учит и Павел: “Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром” (Рим. 12:18-21).

Нарушение повеления Христа, данного в этом стихе, показывает, что Его учение еще не глубоко проникло в сердце человека, исповедующего христианскую веру. Споры и раздоры в разных странах и в разных слоях общества, о которых мы так много слышим, как ничто другое противоречит христианскому отношению к жизни. Ударом на удар, насилием на насилие, гневом на гнев, оскорблением на оскорбление отвечают неверующие, а не христиане.

А. Кларк о слове “грешники”, которое используется здесь и в последующих стихах, говорит так: “Мне кажется, что Лука вкладывает в это слово точно такой же смысл, какой вкладывал Матфей в слово “мытарь”. Оно ставит человека на один уровень с язычниками, не обладающими истинной верой”.

Квеснел по поводу этого стиха замечает: “Человек должен трепетать от страха, если в его жизни, кроме внешней религиозности, есть только то, что можно найти у турка или неверующего”.

Относятся ли обещания, данные в этих двух стихах, к временной или духовной жизни, — вопрос спорный. Ни разу в этих стихах не говорится о том, что ответное действие совершается человеком. Однако, если принять во внимание весь контекст этих стихов, то скорее всего, как мне кажется, награды, обещанные нашим Господом, главным образом относятся к земной жизни.

Не могу закончить изучение этого отрывка, не опровергнув распространенную ныне точку зрения, что плоды Святого Духа можно принести без учения о Святом Духе. (Имеется в виду либеральное богословие. — Прим. пер.) Сегодня очень многие популярные авторы, часто говорят о любви, самопожертвовании и внимании к другим, не скрывая своего пренебрежительного отношения к главным учениям Евангелия. Осознайте раз и навсегда, что настоящая жертвенная любовь может вырасти только в обновленном Святым Духом сердце, верящем в искупление Христа. Мы никогда не заставим людей любить друг друга, пока не объясним им слова Павла: “...живите в любви, как и Христос возлюбил нас”. Вы напрасно потратите силы, если будете учить их другому правилу любви.

 

Евангелие от ЛУКИ 6:39-45

39  Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?

40  Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.

41  Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

42  Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

43  Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый,

44  ибо всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.

36      Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.

 

Во-первых, из этих стихов мы узнаем, что чрезвычайно опасно слушать лжеучителей. Наш Господь, сравнивая таких учителей и их слушателей со слепым, который ведет слепого, задает при этом резонный вопрос: “Не оба ли упадут в яму?” Христос еще раз повторяет, что слушать лжеучителей опасно и что “ученик не бывает выше своего учителя”, поэтому нельзя от него требовать знать больше, чем знает его наставник. Нельзя ожидать, что внимающий лжеучению чудом обратится в истинную веру.

Тема, которую в этом отрывке затрагивает наш Господь, заслуживает большего внимания, чем ей обычно уделяется. Лжеучения, которые одолевали Церковь во все времена ее существования, причинили ей огромное зло. Даже страшно подумать, сколько душ из-за них было потеряно. Учитель, который сам не знает пути на небеса, не приведет туда своих учеников. Человек, который слушает такого учителя, рискует навечно остаться потерянным. Если слепой поведет слепого, то оба упадут в яму.

Если вы хотите внять предупреждению Господа и избежать опасности, вы должны проверять учение, которое слышите или читаете, Писанием. Нельзя верить только потому, что так сказал проповедник. И проповедники могут ошибаться. Всегда помните, что сказал наш Господь, правда, по другому случаю: “Берегитесь лжепророков” (Мтф. 7:15). Следуйте советам апостола Павла и апостола Иоанна: “Все испытывайте” и “...не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они” (1 Фес. 5:21; 1 Ин. 4:1). С Библией в руках и с верой в обещание, что Дух Святой поведет каждого, кто ищет Его, мы должны противостать каждому пытающемуся увести нашу душу с пути истинного. Люди, живущие во тьме, не могут оправдывать себя слепотой служителя. Человек, который из-за лени, суеверий, или притворного смирения подвергать сомнению учение проповедника, разделит его участь. Пусть люди, которые доверяют слепцам, не удивляются, что оказались в яме.

Во-вторых, мы узнаем, что осуждать других за грехи может только тот, кто сам старается жить непорочно. Этот урок Господь объясняет на примере. Иисус показывает, что человек ведет себя очень глупо, когда выискивает грех размером с “сучок”, то есть пустяк, в глазу своего брата, в то время как у него самого в глазу лежит “бревно”.

Конечно же, этот пример нужно рассматривать, принимая во внимание все Писание. Если проповедник может учить других только тогда, когда сам станет совершенным, никто в мире не услышит проповеди. Никто не укажет заблуждающимся на их ошибки и никто не наставит нечестивцев на путь истинный. Вкладывая такой смысл в эти слова Господа, мы тем самым утверждаем, что они противоречат другим отрывкам Писания, смысл которых ясен и понятен.

Главная цель нашего Господа Иисуса Христа — подчеркнуть, что у служителей и проповедников слово не должно расходться с делом. Господь предупреждает, чтобы своим поведением мы не опровергали свои слова. Пока проповедник на примере своей жизни не докажет истинность своей проповеди, его никто не будет слушать. Никакие регалии служителя не заставят собрание уважать его, если в своей жизни он поступает вразрез с Божьими установлениями.

В этих стихах Иисус преподал важный урок, который касается не только служителей. Все родители, главы семейств, учителя воскресных школ, различные наставники должны как можно чаще задумываться о “сучках” и “бревнах”. Учителя и служители должны хорошенько запомнить, что только в том случае они смогут воздействовать на своих ближних, когда их слова не будут расходиться с их делами.

И последнее. Из этих стихов мы узнаем, что только одним способом можно проверить, верующий человек или нет, — оценить его поведение и слова.

Господь очень ясно говорит по этому поводу — ошибиться здесь невозможно. Христос сравнивает человека с деревом и формулирует принцип: “Всякое дерево познается по плоду своему”. Но Господь не останавливается на этом. Продолжая развивать эту тему Христос подчеркивает, что слова человека указывают на состояние его сердца: “...от избытка серд­ца говорят уста...” Эти два Его выражения очень важны для нас. Мы должны руководствоваться ими в своем поведении.

Запомните один из принципов нашей веры: если человек не приносит плодов Духа, значит, в нем нет Духа. Не верьте распространенному сегодня заблуждению, что все крещенные люди возрождены и что само собой разумеется, что все члены Церкви обладают Святым Духом. В таком случае следует спрашивать, какие плоды приносит этот человек. Покаялся ли он? Верит ли он всем сердцем в Иисуса Христа? Живет ли святой жизнью? Побеждает ли мир? Покаяние, веру, святость и мир Писание называет “плодами”. Если в человеке их нет, значит, в нем нет и Духа Божьего.

Запомните еще один принцип: когда человек ведет нечестивые разговоры, значит в его сердце нет благодати и он еще не обратился. Не верьте, что о состоянии сердца другого человека ничего нельзя сказать и что, хотя человек творит беззаконие, где-то в глубине сердце его не испорчено. Такое представление однозначно противоречит учению нашего Господа. Если человек говорит только о плотском, мирском и безбожном, не вспоминая о Боге и вере, значит, его сердце нечестиво. Если человек говорит ложь, то абсурдно и не по-библейски утверждать, что в его сердце истина.

Давайте закончим изучение этого отрывка, исследовав свое сердце и определив свое состояние перед Богом. Какие плоды мы приносим в своей жизни? Это плоды Святого Духа? О каком состоянии сердца свидетельствуют наши слова? Говорим ли мы как люди, чье сердце “право перед Богом”? Будем же помнить, что поведение — это отражение характера, а слова — отражение сердца.

 

Примечания

Лк. 6:39-45

Обратите внимание, что наш Господь повторяет эти слова дважды. И здесь, и в другом случае (Мтф. 15:44) Его мысль абсолютно ясна: Он предупреждает, что опасно следовать за лжеучителями.

Обычно принято считать, что этот стих описывает участь всех верующих в этом мире. Он перекликается с высказыванием Христа: “Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше” (Ин. 15:20). Ученик достигает совершенства только тогда, когда “совершается через страдания”.

Однако я не могу согласиться с таким толкованием. Хотя оно и верно с богословской точки зрения, мне кажется, что здесь об этом не говорится. На мой взгляд, этот стих надо рассматривать в тесной связи с предыдущим, в котором Господь с помощью притчи предупреждает об опасности попасть под влияние лжеучения. Иисус сравнивает лжеучителей со слепцами, говоря, что, если слепой ведет слепого, они оба упадут в яму. Он как будто предвидит возражение: то, что учитель заблуждается, еще не означает, что будет заблуждаться ученик. “Не обманывайтесь, — говорит Христос. — Ученик не может знать больше учителя, он может знать столько же, но не больше. Он совершит те же ошибки, впадет в те же заблуждения. Если вы хотите следовать за слепыми, тогда вы не сможете уйти дальше них и вам придется разделить их участь”.

Последние тридцать лет истории Англии доказали то, что слова нашего Господа абсолютно истинны. Все, кто хоть что-нибудь слышал об истории христианства в Англии, знают, что у руководителей недавно появившихся многочисленных сект есть огромное количество преданных последователей. Они очень редко когда превосходят своих учителей и не могут перенять хорошее, не переняв плохое. Следуя за своими учителями, они подражают им в худшем, не замечая хорошего. Таким образом, на своем примере они доказывают истинность слов Господа, что “ученик не бывает выше своего учителя”.

Хочу заметить, что по этому вопросу я разделяю точку зрения Брентия, Буллингера, Гольтера, Стельи и Квеснела.

Это слово используется здесь и еще в параллельном отрывке в Евангелии от Матфея. Оно означает “соломинка, травника, щепочка”.

Это слово означает “большой брус”, стропило, которое используется для постройки крыши. Очевидно, что все это выражение — пословица, которую Иисус употребил, чтобы подчеркнуть контраст между маленьким грешком и большим прегрешением.

В этом стихе в греческом тексте нет слова “человек”. Этого слова нет и в Лк. 6:38. Эту деталь важно отметить, поскольку она поможет нам объяснить трудное место в другой части Евангелия от Луки (Лк. 16:9).

 

Евангелие от ЛУКИ 6:46-49

46  Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?

47  Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен.

48  Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.

36      А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.

 

Говорят, и совершенно правильно, что каждая проповедь должна заканчиваться призывом к слушателям применять услышанное. Прочитанный нами отрывок — тому пример и подтверждение. Перед нами заключение важной беседы Христа, в котором содержится призыв исследовать сердце.

Во-первых, в этих стихах говорится, что исповедание веры без дел — это древний и распространенный грех. Лука записал слова Господа: “Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?” У Самого Божьего Сына были последователи, которые, называя Его Господом и утверждая, что почитают Его, не исполняли Его заповеди.

Порок, который обличает здесь наш Господь, всегда существовал в Церкви Божьей. Именно о нем говорил Иезекииль за шестьсот лет до рождения Иисуса: “И они приходят к тебе, как на народное сходбище, и садится перед лицем твоим народ Мой, и слушают слова твои, но не исполняют их; ибо они в устах своих делают из этого забаву, сердце их увлекается за корыстью их” (Иез. 33:31). Существовал он и в первой Церкви Христа во дни св. Иакова, который говорил: “Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя” (Иак. 1:22). Эта напасть всегда одолевала христианскую Церковь. Она разрушала душу как чума, уничтожала толпы слушателей Евангелия, увлекая их на широкий путь к смерти. Открытый грех и открытое неверие погубили тысячи людей. А исповедание веры без дел веры — десятки тысяч. Поймите, что нет греха более глупого и безрассудного, чем тот, о котором говорит здесь Иисус. Даже здравый смысл подсказывает нам, что если мы будем потворствовать греху в своем сердце и жить нехристианской жизнью, то такое формальное христианство не принесет нам никакой пользы. Помните, что послушание — это единственное свидетельство спасительной веры, а пустые слова без святой жизни — просто бесполезны. Человек, в чьем сердце живет Святой Дух, никогда не станет сидеть, ничего не делая для того, чтобы показать свою любовь к Иисусу.

Во-вторых, в этом отрывке Иисус использует удивительный образ для описания веры человека, который слушает Его и исполняет Его волю. Это образ человека, “строящего дом, который копал, углубился и положил основание на камне”.

Такая вера может человеку дорого стоить. Сложно строить дом на скале: надо много трудиться, терпеть боль, жертвовать собой. Чтобы исполнить волю Бога, нужно отложить в сторону гордость и самоправедность, распять свою греховную плоть, облечься в разум Христов и нести крест свой постоянно, почитая все тщетою ради Христа. Все это очень тяжело. Но, как и дом на скале, такая вера устоит. Потоки печали могут неистово напирать на нее, наводнения гонений могут давить всей своей силой, но она не шелохнется. Христианство, которое сочетает в себе правильное вероисповедание и хорошие дела, никогда не упадет.

В-третьих, в этом отрывке Иисус использует еще один образ для описания веры человека, который слушает Его и не исполняет Его волю. Это образ человека, “построившего дом на земле без основания”.

Какое-то время вера этого человека будет казаться настоящей. Несведущий человек вряд ли заметит разницу между верой настоящего христианина и номинального. И истинный верующий и номинальный христианин могут ходить в одну и ту же Церковь, участвовать в совершении таинств и исповедовать одну и ту же веру. Дом, построенный на камне, внешне может быть очень похож на дом, построенный на песке. Но в день испытания дом на песке не устоит — упадет. Когда шторм и буря налетят на дом без основания, его стены, которые в хорошую погоду выглядели очень прочными, рухнут. Мнимое христианство, которое заключается только в слушании и ничего неделании, в конце концов развалится. Падение это будет великим! Самая большая потеря — это погибшая душа!

Этот отрывок заставляет нас серьезно задуматься. Подобную картину мы видим вокруг себя каждый день. Тысячи “домов” построены на внешнем исповедании христианства. Люди пытаются спрятаться в ненадежном убежище, считают себя живыми, когда на самом деле они мертвы; их благочестие не имеет силы. И очень мало “домов” построено на камне. Но только они могут устоять во время гонений и испытаний. Многие строят дом на песке — единственным результатом их работы будет ужасное разочарование! Тот факт, что большинство крещенных людей продолжают строить дом на песке, доказывает, что падший человек слеп в духовной жизни.

А на каком основании вы строите свой дом? Ведь этот вопрос касается вашей души. Строите вы на камне или на песке? Может быть, вы любите слушать Евангелие. Вы согласны с его главными учениями. Вы принимаете истину о Христе и о Святом Духе, об оправдании и об освящении, о покаянии и о вере, об обращении и о святости, о Библии и о молитве. Но что вы делаете? Как вы поступаете на людях и дома, в семье и в мире? Можно ли сказать, что вы не только слушаете Христа, но и делаете то, что Он говорит?

Придет время, и очень скоро, когда подобные вопросы будут заданы и на них будет получен ответ, нравится вам это или нет. День скорби и тяжелых утрат, болезни и смерти покажет, строили вы свой дом на камне или на песке. Поразмышляйте над этим сейчас и не шутите со своей душой. Старайтесь так верить и так жить, так слышать голос Христа и так следовать за Ним, чтобы, когда на вас обрушатся воды потопа, вы смогли бы устоять и не упасть.

 

Примечания

Лк. 6:46-49

Чтобы правильно понять идею и содержание этой притчи, нужно быть осторожными при ее толковании и объяснении. Откровенно говоря, на основании Писания нельзя сказать, что в этой притче камень — это Христос, человек, который строит на нем, — истинный верующий, а человек, строящий на песке, то есть на ложной уверенности в своем оправдании, — это обманывающий себя христианин. Все это верно с богословской точки зрения. Но не это главное. Говорится ли в этом отрывке именно об этом? Я с уверенностью могу сказать, что нет.

Иисус не ставил перед собой задачи этой притчей раскрыть смысл учения об оправдании. Он хотел показать, что христиане, которые не подтверждают свою веру делами, обманывают сами себя. Это может привести их к гибели, если они не изменят своего отношения. Да, Христос — это единственный камень, на котором мы можем основывать свое спасение, и об этом не раз говорится в других частях Писания. Но урок этого отрывка в другом. В этой притче Иисус выступает против антиномианизма (учения о том, что оправданный может не соблюдать закон — прим. пер.) и об этом нельзя забывать.

Привычка приспосабливать Писание к своим идеям и вкладывать в тот или иной отрывок смысл, который не вкладывал в него автор, может сослужить плохую службу. Такой способ толкования Писания может ввести в заблуждение простых и необразованных людей, оказав пагубное действие на их разум. Когда простой человек слышит, что проповедник вкладывает в отрывок из Слова Божьего другой смысл, нежели тот, который очевиден, это заставляет его думать, что Библию правильно могут понять только высокообразованные люди.

Чтобы правильно понять это выражение, мы должны вспомнить, что климат в жарких странах отличается от нашего. Как правило на Востоке проходят ливневые дожди, из-за которых уровень воды в реках поднимается так, что начинается настоящее наводнение. Господь описывал в своей притче реальную ситуацию, и, без сомнения, Его слушатели не раз были свидетелями такого наводнения.

Джон Буньян, описывая в своей книге “Путешествие Пилигрима” Краснобая, дает прекрасный комментарий этому стиху. “Тело без души мертво, так же и слово без дела пустой звук. “Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом состоит и в том, чтобы утешать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира”. Краснобаю это не нужно: он считает, что истинным христианином можно стать и без того, чтобы дело делать. Тем самым он обманывает собственную душу. Слушать — значит принять семя в сердце; но еще неизвестно, взойдет ли оно и будет ли плодоносно. В день суда не спросят: слушали ли вы и рассуждали ли вы, но были ли исполнителями? В зависимости от ответа и судимы будем. Конец света можно сравнить с жатвой, когда жнецы соберут плоды — плоды веры”.

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.