25.02.2017
Скачать в других форматах:

Джон Чарльз Райл

Размышления над Евангелием от Луки

Глава 16.

 

 

Евангелие от ЛУКИ 16:1-12

 

1  Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его;

2  и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.

3  Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь;

4  знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.

5  И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему?

6  Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят.

7  Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.

8  И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.

9  И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.

10  Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.

11  Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?

12  И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?

 

Отрывок, который мы только что прочитали, — не из легких. Возможно, мы не поймем его полностью до тех пор, пока не придет Господь. Нет ничего удивительного в том, что в богодухновенной книге, в Библии, нам не все понятно. Причина этого не в том, что книга плохо написана, а в том, что наше понимание ограничено. Но даже если мы ничего не вынесем из этого отрывка, мы, по крайней мере, научимся смирению.

Во-первых, будьте внимательны, чтобы не извлечь из этого отрывка тех уроков, которых           в нем нет.

Господь не ставит нам в пример управителя, которого Он описывает в этой истории. Наоборот, Он называет его неверным управителем. Господь Иисус Христос не поощряет обман. Этот управитель нарушил восьмую заповедь, нечестно поступив со своим хозяином. Когда же господин узнал об его обмане, то “похвалил” его за предусмотрительность. Но это еще не означает, что он был доволен поведением своего слуги. Кроме того, нигде не говорится о том, что Христос одобрил поступок управителя. Одним словом, нельзя поступать со своим хозяином так, как поступил этот управитель.

Важно помнить, что Христос не одобряет обман, который, к сожалению, в наши дни стал обычным явлением в торговле. Очень редко люди поступают честно друг с другом. Заботясь о прибыли, они совершают множество поступков, которых Библия не одобряет. “Спеша разбогатеть”, многие допускают совсем не невинные действия (Прит. 28:20). Часто за видимым умением покупать и продавать скрывается нечестность. У неверного управителя много потомков. Не будем же забывать об этом. Если мы делаем другим то, чего не хотим, чтобы делали нам, то поступаем неправильно в глазах Христа, хотя мир может утверждать обратное.

Во-вторых, из этого отрывка мы видим, что ­необходимо обладать мудростью, чтобы предупредить грозящее зло.

Неверный управитель проявил завидную находчивость, когда узнал, что хозяин может скоро его выгнать. Подменив расписки, которые давали его хозяину должники, он сделал последних своими друзьями. Он предвидел будущее, хотя и был нечестивцем. Он позаботился о себе, хотя поступки его были неправедны. Управитель не сидел сложа руки, но боролся с грозящей ему бедностью. Он плел интриги, придумывал замысловатые планы и воплощал их в жизнь. В результате, лишившись одного места, он с легкостью нашел другое.

Неверный управляющий заботился о земном так, как большинство людей не заботятся о своей душе! Будем же подражать его рвению. Подобно ему, давайте думать о будущем, обеспечивая себя всем необходимым к тому дню, когда мы покинем свою временную обитель. Давайте заботиться о том, чтобы нас приняли в “небесное жилище”, которое станет нашим домом, когда мы покинем свою телесную храмину (2 Кор. 5:1). Подобно неверному управляющему, давайте использовать все доступные средства, чтобы обрести себе дом на небесах.

С такой точки зрения, эта притча очень поучительна. Она заставляет нас задуматься. Пусть же все называющие себя христианами посмотрят на людей из мира, усердно заботящихся о преходящем, и устыдятся своего равнодушия к вечности. При виде торговцев, которые в поисках земных сокровищ без устали бороздят океаны, верующие должны покрыться краской стыда от того, что из-за своей лени они нисколько не заботятся о сокровищах на небесах. Правду сказал наш Господь: “Сыны века сего догадливее сынов света в своем роде”. Никогда не забывайте об этом и действуйте соответственно!

Наконец, наш Господь в конце притчи о неверном управителе говорит о значении “малого”. “Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом”.

Иисус Христос учит нас, как важно быть верным в малом. Он предупреждает, что христиане не должны относиться к денежным вопросам так же легкомысленно, как управитель из притчи. Господь показывает, что человек проверяется в “малом”. Если он не верен в малом, значит, он по-прежнему духовно болен. Конечно же, это не означает, что честность в денежных делах может оправдать нашу душу и очистить от греха. Но все же нечестность в этих вопросах — верный признак того, что сердце человека еще не праведно перед Богом. Если человек не умеет честно обращаться с золотом и серебром, значит, он не имеет богатства на небесах. “Если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?”

Сегодня особенно важно размышлять о том уроке, который преподает здесь наш Господь. Некоторые люди в это последнее время считают, что истинная вера и честность в жизни никак не связаны между собой и что следование правильному учению покрывает обман и ложь. Господь однозначно показывает, что такого быть не может. Берегитесь же этой идеи! Твердо верьте в спасение по благодати и в оправдание по вере. Но не думайте, что вера дает право нарушать вторую скрижаль закона. Не забывайте, что истинная вера всегда приносит плоды. Там, где нет честности, нет и благодати.

 

 

Примечания

Лк. 16:1-12

 

Притча о неверном управителе достаточна трудна. Поэтому существует огромное множество различных ее толкований. Я попробую кратко описать их.

Пирс считает, что богатый человек — это Бог, а управитель — каждый человек, живущий на земле.

Шлейермахер полагает, что богатый человек — это образ римлян, управитель — образ мытарей, а должники — образ иудейского народа. Таким образом, по мнению Шлейермахера, наш Господь оправдывает мытарей, показывая, что они на самом деле хорошо относились к своим соотечественникам.

Ансельм и некоторые другие думают, что богатый человек — это Бог, а управитель — все истинно покаявшиеся, а подмена векселей — это первый плод покаяния и любви.

Витринга считает, что богатый человек — это Бог, управитель — это фарисей. Обвинение против управителя — это обвинения против пророков и Христа, а подмена долговых писем — это попытка фарисеев сохранить свое положение, занизив стандарты праведности.

Иероним записал мнение Феофила, который полагал, что неверный управитель — это апостол Павел, который сначала был приверженцем иудаизма, а потом стал приобретать себе друзей, проповедуя Евангелие.

Одни думают, что неверный управитель — это дьявол, а должники, которых он сделал своими друзьями, — все человечество.

Другие считают, что неверный управитель — это образ Понтия Пилата или Иуды Искариота.

Многие утверждают, что эта притча не более, чем призыв щедро давать милостыню. Такой точки зрения придерживались Иреней, Августин, Афанасий, Феофилакт, Эразм, Кальвин и Лютер. Лютер писал: “Это проповедь о добрых делах. В этой притче осуждается жадность. Христос призывает в ней не злоупотреблять богатством, а помогать бедным и нуждающимся”.

Я не буду обсуждать все эти точки зрения. Скажу лишь то, что я не разделяю ни одну из них. Некоторые из них мне кажутся просто фантастическими. У всех у них есть свои слабые места. Свое же мнение я выражу несколькими общими замечаниями.

Во-первых, толкуя эту притчу, мы должны обратить внимание на то, для кого она была сказана. Она не была адресована книжникам и фарисеям, как предыдущие три притчи, а ученикам. Сначала они выслушали урок для гордых и самоправедных, а потом урок для себя.

Во-вторых, вероятно, что между притчей о неверном управителе и притчей о блудном сыне существует связь. Ученики только что услышали о человеке, который растратил деньги. А сейчас им предстояло услышать о человеке, который, напротив, сохранил деньги. Сначала Иисус рассказал о человеке, который промотал все свое имущество и потерял всех друзей. А теперь Господь рассказывает о человеке, который хитростью завоевал себе друзей и вошел к ним в дом. Сначала Христос говорил о грехе мотовства, а теперь собирается говорить о не менее отвратительном для Бога грехе — грехе обмана. Вначале Христос вскрыл греховную сущность фарисеев, а теперь — грех нераскаявшихся мытарей. Ученики уже услышали, что должны были делать фарисеи — радоваться обращению грешников. А теперь Христос говорит, что должны делать мытари — быть честными в денежных вопросах и приобретать себе друзей, используя свое богатство на благо другим.

Мне кажется, что эта притча связана с предыдущей именно таким образом. Скорее всего, она должна была послужить предупреждением некоторым “ученикам” Христа. Господь не хотел, чтобы они думали, что все мытари — Его друзья и что Он видит только грехи фарисеев, а грехов мытарей не замечает.

В-третьих, я не думаю, что богатый человек, управитель и должники — это аллегорические образы. Они просто были героями истории, которую рассказал Господь, и я не считаю, что в них надо видеть каких-то конкретных людей.

И наконец, из этой притчи мы можем, с моей точки зрения, извлечь три урока. Во-первых, Христос показывает, что мудрый человек заботится о будущем. Этот урок Он преподает на примере управителя, который, узнав, что его хотят выгнать, начал неправедными способами устраивать свое будущее. Если нечестивый человек так печется о своем благополучии на земле и, несмотря ни на что, добивается его греховными методами, то сколь больше праведный человек должен заботиться о небесном, прибегая к дозволенным средствам? Во-вторых, Христос показывает, насколько важно праведно использовать деньги. Находчиво, хоть и нечестно, ими распорядившись, управитель приобрел себе друзей. Ученики должны были последовать его примеру, но, конечно же, при этом действуя честно. В-третьих, Христос показывает, насколько важно быть верным в малом. “Малое” выявляет сущность человека. Нечестность управителя показала, в каком состоянии находится его сердце. Ученики должны были запомнить, что неправедное использование денег — это верный признак болезни души. И мытари-обманщики, и фарисеи, считавшие себя праведными и уповавшие на свои добрые дела, были схожи в одном: они не могли войти в царствие Божье.

Управитель в этой притче — это человек, в обязанности которого входило взимание натурального оброка, а не денежной ренты. У него находились все долговые письма его хозяина.

Так переведенное греческое слово используется в Новом Завете только здесь. Это слово можно было бы перевести и как “был оклеветан”. Интересно, что это слово и слов “дьявол” — однокоренные, так как “дьявол” буквально означает “клеветник”. Однако это не означает, что против управителя было выдвинуто ложное обвинение. Наоборот, его размышления говорят о том, что он был согласен с таким обвинением, поэтому не опровергал его.

Управитель обманул своего хозяина следующим образом: он уменьшил размер долга, простив часть долга, которую хозяин имел право получить. Управитель обокрал хозяина и поступил в угоду должникам. А господин не мог проверить, честно ли действовал его управляющий. Если управитель сказал, что тот или иной должник должен столько, то господину оставалось только верить в то, что управитель говорит правду.

Оливковое масло повсеместно использовалось в восточных странах и обычно входило в оброк.

Слово “господин” не означает Господа Иисуса Христа. Здесь идет речь о господине неверного управителя. Господин понял, что своими махинациями его бывший управитель добился того, что его приняли в доме должников, но не очевидно, что господин понял, что управляющий обманул его самого.

Сравните это выражение со словами Давида: “...Прославляют тебя, что ты удовлетворяешь себе” (Пс. 48:19).

Стоит также отметить, что, некоторые считают, что управителя нельзя назвать нечестным. У него было право прощать часть долга. И он просто воспользовался им как раз в то время, когда это ему было нужно и выгодно. Поэтому его хозяин не слишком разгневался, когда узнал, как поступил управитель. Но мне такое объяснение кажется весьма неправдоподобным.

Буквально это греческое выражение означает “управитель неправедности”. С этим выражением схоже выражение “неверный судья” в Лк. 18:6.

Управитель поступил мудро, но это не была мудрость ко спасению. В Септуагинте это же слово употреблено в Быт. 3:1, где говорится о змее: “Змей был хитрее всех зверей”.

“Сыны века сего” — это мирские люди, а “сыны света” –благочестивые, которые ходят во свете. См. Ин. 12:36; Еф. 5:8. Сравните Лк. 7:35.

Это выражение означает, что “сыны века сего” поступают в мирских вопросах догадливее, чем “сыны света” в духовных вопросах. Этот стих можно было бы перевести и так: “Сыны века сего догадливее в своем роде (то есть в отношениях с другими людьми, такими же необращенными, как и они сами) сынов света в своем роде (то есть в отношениях со своими братьями и сестрами)”.

Часто неверно понимают то, о чем здесь говорит Иисус. С моей точки зрения, смысл Его слов следующий: “Приобретайте себе друзей честным отношением к деньгам, чтобы после смерти попасть в вечные обители”.

Часто спрашивают, что это за друзья, которых мы должны приобретать в жизни, чтобы они приняли нас после смерти. Одни полагают, что здесь идет речь об ипостасях Троицы, другие — об ангелах, третьи — о людях, которым помогли наши деньги.

Все эти три точки зрения мне кажутся неверными.      Я думаю, что Христос просто воспользовался образами притчи, чтобы сделать Свою мысль более понятной.         А имел Он в виду лишь следующее: “Тратьте свои деньги, помня о будущем, как то делал этот управитель. Распоряжайтесь ими так, чтобы в ином мире ваши расходы не свидетельствовали против вас”.

Некоторые думают, что наш Господь имеет в виду богатства, приобретенные неправедным путем, — “сокровища неправедные” (Прит. 10:2). Другие полагают, что Христос говорит о “неверном, изменчивом богатстве”. Последнее толкование делает понятным смысл выражения “истинное богатство” в одиннадцатом стихе. Пирс приводит в подтверждение этой точке зрения такие отрывки, как Ин. 7:18 и 2 Фес. 2:12. Сравните также с 1 Тим. 6:17.

В контексте это выражение значит “когда умрете”.

Я не думаю, что здесь говорится о Троице, или об ангелах, или о людях, которым мы помогли своими деньгами. Здесь говорится только о факте принятия, и не объясняется, кто принимает. Похожие выражения можно найти в Мтф. 1:23; 5:15; Лк. 12:20; Деян. 7:6; 1 Фес. 5:3; Откр. 6:4.

Это выражение означает “небеса”.

Прежде чем окончить толкование этого стиха, мне бы хотелось заметить вот что. С одной стороны, не думайте, что деньгами можно расположить Бога к себе и получить прощение грехов. Небеса купить нельзя. Любое толкование, при котором не учитывается этот принцип, неверно. С другой стороны, этот стих учит нас тому, что правильное использование денег в этом мире послужит нам на пользу в мире грядущем. Конечно, правильное использование денег не может оправдать нас перед Богом. Но оно будет свидетельством действия благодати в нас. “Собирайте себе сокровища на небе” и “доброе основание для будущего” (Мтф. 6:20; 1 Тим. 6:19).

Общепризнано, что человек познается в малом: если он неверен в незначительных делах, он будет неверен и в важных. В двух последующих стихах Иисус показывает, как этот принцип применяется на практике.

И в этом, и в следующем стихах Христос, говоря о земном и небесном, использует один и тот же способ рассуждения, хотя выражает его разными словами. “Неправедное богатство” — это деньги, а “истинное богатство” — это сокровище небес.

В данном стихе “чужое” — это деньги, потому что они переходят из рук в руки и никогда надолго не оказываются нашими. “Ваше” — это вечная жизнь, потому что только она может принадлежать нам вечно. Все остальное наше имущество — лишь ссуда, данная Богом, и когда-нибудь мы должны будем ее вернуть. Благодать же и мир будут принадлежать нам навеки. Если они у нас есть, значит, они у нас будут всегда.

 

 

Евангелие от ЛУКИ 16:13-18

 

13  Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

14  Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним.

15  Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом.

16  Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.

17  Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.

18  Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует.

 

Во-первых, эти стихи показывают нам, что бесполезно служить Богу с сердцем, которое не предано Ему полностью. Наш Господь говорит: “Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне”.

Кажется, что эта истина очевидна, но на практике оказывается, что многие не принимают ее. Многие христиане постоянно делают то, чего верующему делать нельзя. Они пытаются быть и друзьями миру, и друзьями Богу. Они многое понимают, чувствуя, что должны как-то верить.          Но эти люди настолько привязаны к земному, что они не могут стать настоящими христианами.   Поэтому они живут в состоянии постоянной раздвоенности. Они не могут быть полностью счастливы в мире, потому что у них есть вера, но они и не могут быть по-настоящему счастливы в вере, потому что слишком тяготеют к миру. Они тратят свое время, пытаясь сделать то, что сделать невозможно. Они хотят одновременно служить и Богу, и маммоне.

Если христианин хочет быть счастливым, пусть он хорошо обдумает слова нашего Господа. Опыт всех святых Божьих показывает, что посвящение себя одному делу ведет к радости в служении Христу. Христиане, отдавшие себя Христу наполовину, похожи на соглядатаев, которые увидев хорошую землю, принесли о ней плохую весть. Чем решительнее мы будем служить Христу, тем отчетливее мы будем ощущать внутри себя “мир Божий, который превыше всякого ума” (Фил. 4:7). Чем больше мы будем жить не для себя, а для Того, кто умер за нас, тем сильнее мы почувствуем “радость и мир в вере” (Рим. 15:13). Если вы считаете, что Христос достоин того, чтобы Ему служить, то служите Ему всем сердцем, всей душей, всей крепостью, всем разумением. Не только счастье, но жизнь, вечная жизнь, поставлена на карту. Если вы не решаетесь  отдать все ради Христа, тогда не рассчитывайте на то, что Христос признает вас Своим в последний день. Он хочет, чтобы Ему принадлежало все ваше сердце — часть Ему не нужна. “Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога?” (Иак. 4:4). В последний день христиане наполовину будут изгнаны вон навечно.

Во-вторых, эти стихи учат нас тому, что люди и Бог совершенно по-разному смотрят на вещи. Об этом говорит наш Господь, сурово упрекая жадных фарисеев, смеявшихся над Ним. Лука записал Его слова: “Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом”.

Куда ни глянь, все доказывает истинность слов нашего Господа. Посмотрите, к чему привязаны люди! Большинство из них стремится к богатству, почету, уважению, высокому положению в обществе, удовольствиям. А Бог все это называет суетой и предупреждает нас, чтобы мы остерегались любви к ней. Молитва, чтение Библии, святая жизнь, покаяние, вера, благодать, общение с Богом — вот что должно нас заботить. Именно на это Бог и призывает нас обращать внимание в Своем Писании. Страшно, что мнения человека и Бога так расходятся. То, что Бог называет добром, человек почитает злом! А то, что Бог считает злом, человек называет добром!

Но кто прав? Чье слово окажется решающим в последний день? По чьим законам будут выносить вечный приговор? Библия дает ясный ответ на все эти вопросы. Только совет Господа вечен. Только по слову Христа все будут судимы в последний день. Поэтому будем же жить по Его слову, будем же мерить Его словом всех и вся в этом злом мире.   И неважно, что думают люди. Важно, что говорит Господь. Возможно, принято или модно думать так, но для Бога это не имеет никакого значения. “Бог верен, а всякий человек лжив” (Рим. 3:4). Чем больше наши суждения подобны на суждения Бога, тем лучше мы готовы ко дню суда. Любить то, что любит Бог, ненавидеть то, что Бог ненавидит, одобрять то, что Бог одобряет, — вот настоящее христианство. Если вы почитаете то, что в глазах Бога не имеет цены, значит, ваша душа все еще больна.

Наконец, эти стихи учат нас тому, что закон Божий свят и достоин почитания. Наш Господь говорит, что “скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет”.

Христос очень часто во время Своего земного служения отстаивал честь Божьего святого закона. Иногда Он защищал его от добавлений выдуманных человеком, как, например, четвертую заповедь. Иногда Он отстаивал его перед людьми, которые приуменьшали требования закона, позволяя его преступать, как, например, в вопросе брака. Господь всегда говорил о законе с уважением. Он всегда “возвеличивал и прославлял закон” (Ис. 42:21). Церемониальный закон был образом Его Евангелия и должен был быть исполнен до последней буквы. Нравственный закон был откровением божественного разума — им должны руководствоваться все христиане.

Сегодня честь Божьего закона нуждается в защите. Многие люди, называющие себя христианами, заблуждаются на его счет. Одни полагают, что христиане не имеют никакого отношения к закону: Христос отменил церемониальную и нравственную его части, Евангелие сделало ненужным ни ежедневные жертвоприношения, ни исполнение десяти заповедей. Другие же думают, что закон все еще распространяется на нас: мы спасаемся, выполняя его, но Евангелие ослабло его требования и поэтому повиновение ему может быть несовершенным. Обе точки зрения неверны, они не основаны на Писании.

Помните, что “закон добр, если кто законно употребляет его” (1 Тим. 1:8). Цель закона — привести ко Христу, а затем показать, как нужно жить христианской жизнью, к чему стремиться и чего избегать. Закон являет нам божественную святость, открывая при этом нашу собственную греховность. Человек, который так относится к закону, понимает, что закон — его помощник и друг. Настоящий христианин всегда говорит: “По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием” (Рим. 7:22).

 

 

Примечания

Лк. 16:13-18

 

Эти слова связаны с предыдущим отрывком, в котором Господь говорил об обязанности быть честным в денежных делах. Некоторые люди думали, хотя и не высказывали открыто своего мнения, что можно прилежно служить и этому миру, и миру грядущему, извлекая двойную выгоду. В этих словах Иисус предупреждает о том, что так не может быть.

Подобное выражение уже встречалось раньше, в четырнадцатой главе (смотрите комментарий к Лк. 14:26). Здесь Иисус хотел сказать, что человек всегда любит кого-то одного больше, чем других.

Христос задел фарисеев Своим замечанием о том, что нужно быть честными в денежных вопросах.

У фарисеев была поддельная праведность. Внутри они были испорченными и жадными. Господь предупреждает их, что от фальшивой святости нет никакой пользы: плоть все равно будет цепляться за мирское, если сердце не возрождено. Христос напоминает, что от Бога ничего нельзя скрыть. Фарисеи могут обмануть людей, но не Бога.

Этот стих связан с предыдущим, хотя на первый взгляд это не очевидно. Иисус как бы говорит: “Вы хвалитесь законом и пророками! Правильно делаете, фарисеи, что воздаете им честь. Но вы забыли, что закон и пророки прокладывали путь к новому, лучшему времени, времени царства Божьего, предтечей которого был Иоанн Креститель. И вот это время пришло. Царство Божье среди вас. Пока вы смеетесь надо Мной и Моим учением, множество мытарей и грешников входят в него. Да и хвалиться вам нечем. Вы думаете, что почитаете закон и пророков, но на самом деле вы слепы, закон и пророки не ведут вас в царство Божие”.

Выражение, переведенное как “усилием входит”, в Новом Завете используется еще один раз — в Мтф. 11:12. Там оно переводится как “силою берется”.

“Всякий”, конечно же, не обозначает каждого иудея. Наш Господь говорит, что, пока вы смеетесь, многие усилием входят в царство. По-другому можно сказать так: “Каждый, кто входит в Царство Божие, входит туда, прилагая усилия. Он убежден, что царство стоит того, чтобы прилагать эти усилия. А вы ничего не делаете, чтобы войти туда”.

Это образное выражение указывает на извечную, непреходящую ценность закона.

В еврейском языке буквы очень похожи друг на друга. Некоторые отличаются лишь одной чертой.

На первый взгляд кажется, что этот стих никак не связан с предыдущим, но мне кажется, что Господь рассуждает следующим образом: “Не думайте, что, если Я говорю, что закон и пророки были предтечей лучшего времени — царствия Божьего, значит, Я считаю, что они не обладают никакой ценностью. Наоборот, Я утверждаю, что они имеют непреходящую ценность. Да, они проложили дорогу к более полному откровению, но это не означает, что они уже отслужили свое”.

Опять же не совсем очевидно, как этот стих связан с предыдущим. Скорее всего, Господь имеет в виду следующее: “О фарисеи, Я не пришел разрушить закон, а, наоборот, хочу возвысить его, очистив его праведные заповеди от человеческих добавлений. Хотя вы сами хвалитесь тем, что почитаете закон, но на самом деле вы нарушаете его в вопросе брака. Вы занизили требования закона. Вы позволили разводиться по незначительным причинам. Вы хвалитесь, что исполняете закон, но на самом деле вы поощряете прелюбодеяние”.

Проверьте, правильно ли вы понимаете этот стих. Другой библейский отрывок однозначно показывает, что Христос позволил разводиться только в случае прелюбодеяния (Мтф. 5:33). Прелюбодеяние разрывает брачные узы, превращая тех, кто был одно, в двух. Нигде наш Господь не называет повторный брак, заключенный после развода из-за измены другой стороны, прелюбодеянием. Прелюбодеяние — это брак после развода по маловажным причинам.

 

 

Евангелие от ЛУКИ 16:19-31

 

19  Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

20  Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях

21  и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

22  Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.

23  И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его.

24  и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

25  Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;

26  и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

27  Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,

28  ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

29  Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

30  Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

31  Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

 

Притча, которую мы только что прочитали, отличается от всех остальных библейских притч. Только в ней описывается судьба необращенных после их смерти. По этой причине, как и по многим другим, этот отрывок заслуживает нашего особого внимания.

Во-первых, из этой притчи мы узнаем, что по положению человека в этом мире нельзя узнать, как на него смотрит Бог. Господь Иисус Христос описывает двух людей. Один из них был очень богатым, а другой — бедным. Один “каждый день пиршествовал блистательно”, а другой был нищим. Но все же у нищего была благодать, а у богатого нет. Бедный жил верой и ходил по путям Авраама. А богач был эгоистом, не думал о своей жизни и умер в преступлениях и грехах.

Никогда не оценивайте человека по его доходу. Не думайте, что чем больше у человека денег, тем больше почестей он заслуживает. Библия не дает нам права считать так. Она учит совершенно противоположному. “Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных” (1 Кор. 1:26). “...Да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня...” (Иер. 9:23-24). Если человек богат, это не значит, что он обрел расположение у Бога. Если человек беден, это не значит, что Бог к нему не расположен. Если мы будем мерить человека Божьими мерками, то будем ценить его за ту благодать, которой он обладает.

Во-вторых, из этой притчи мы узнаем, что перед смертью все равны. Пиршества богатого и мучения бедного однажды закончились. Оба они умерли. Все пошли в одно место (Еккл. 3:20).

Все знают, что смерть есть, но мало кто понимает, что и он умрет. Большинство людей живут так, как будто они будут жить на земле вечно.     Но истинные христиане не должны поддаваться искушению жить подобным образом. “Хочешь жить правильно, — говорил один богослов, — всегда помни о своем последнем дне и сделай его своим другом”. Против гордости, самоправедности, высокомерия, надменности, богатства, недовольства, ропота, зависти, бедности есть одно оружие — мысль о смерти. Нищий умер — и кончились все его бедствования. Богатый умер — и кончились все его пиршества.

В-третьих, из этой притчи мы узнаем, что о душе верующего в час его смерти Бог заботится особенным образом. Господь Иисус говорит, что, когда нищий умер, он “отнесен был Ангелами на лоно Авраамово”.

Эти слова полны утешения. Мы практически ничего не знаем о том, что происходит с человеком после смерти. Когда придет наш последний час, мы уподобимся человеку, отправляющемуся в путешествие в неведомую страну. Но нас должно утешать знание того, что все почившие в Иисусе находятся в безопасности. Ожидая дня воскресения, они не скитаются, как бездомные странники. Они находятся в покое среди своих друзей, всех тех, кто имел веру Авраама. У них нет ни в чем недостатка. Но даже это не главное. Главное, что, по словам апостола Павла, они “со Христом” (Фил. 1:23).

В-четвертых, из этой притчи мы узнаем, что вечный ад существует. Господь Иисус Христос говорит, что после смерти богач оказался “в аде, будучи в муках”. Христос рассказывает страшную историю о том, что богач умолял Лазаря омочить конец перста в воде и прохладить язык его. Но между адом и лоном Авраамовым “утверждена великая пропасть”, которую невозможно преодолеть. Это одна из самых страшных историй во всей Библии. И кроме того, ее рассказал Тот, кто был полон милосердия!

Никогда не забывайте: всех нечестивцев неизбежно ждет вечное наказание. С того дня, как сатана сказал Еве: “Нет, не умрете”, люди стали отвергать существование ада. Но вы не позволяйте обмануть себя. Всех нераскаявшихся ждет ад. Это так же точно, как и то, что всех верующих ждут небеса. Грядет гнев на всех не покоряющихся благовествованию Господа Христа (2 Фес. 1:8). Сокроемся же от этого гнева во Христе Иисусе, Господе нашем. Если человек в конце концов окажется в огненных муках, то только потому, что не покорился Евангелию.

В-пятых, из этой притчи мы узнаем, что необратившиеся люди после смерти поймут ценность своей души, но тогда будет уже слишком поздно. Богатый человек хотел, чтобы Лазаря послали к его пяти братьям, которые были еще живы. “Пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения”, — умолял он. Пока он жил, он не думал о своем духовном благополучии. Вполне вероятно, что и его братья пренебрегали размышлениями о вечности. Когда богач умер, он понял, каким был глупцом, и захотел, если это возможно, чтобы его братья покаялись.

Самое ужасное для необращенных то, что после смерти их понимание меняется. Они начинают видеть все то, чего не видели, пока были живы. Они понимают, что, подобно Исаву, променяли вечное счастье на тарелку каши. После смерти не бывает неверия. Как мудро сказал один богослов: “Ад — это истина, осознанная слишком поздно”.

И наконец, из этой притчи мы узнаем, что ­никакое чудо не изменит сердце человека, если он не верит Слову Божьему. Богач думал, что, если кто-нибудь из умерших придет к его братьям, они покаются, хотя они и не принимали слов Моисея и пророков. Но Авраам на просьбу богача ответил однозначно: “Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят”.

В этих словах заложен очень важный принцип.       В Писании есть все, что нужно знать, чтобы спастись, и посланник из загробного мира не сможет ничего к этому добавить. Ведь не доказательства приводят человека к покаянию, а желание сердца применить в своей жизни то, что уже знаешь. Если бы мертвые сейчас воскресли из могил и стали бы нас учить, они не рассказали бы нам больше, чем написано в Библии. Новизна их свидетельства со временем бы стерлась, и их слова перестали бы нас удивлять и беспокоить. Желание иметь то, чего нет, и пренебрежительное отношение к тому, что есть, погубило тысячи человеческих душ. Для спасения требуется очень мало! Верить в то, что написано в Библии. Человек, у которого есть Библия, но который ожидает каких-то других свидетельств, чтобы последовать за Христом, обманывает себя. Если он не избавится от этого заблуждения, он умрет в своих грехах.

 

 

Примечания

Лк. 16:19-31

 

Комментаторы по-разному толкуют притчу о богаче и Лазаре. Некоторые даже видят в ней аллегорию.

Спор о том, чем является рассказ Христа: притчей или реальной историей, ведется с незапамятных времен. Мне кажется, что истина лежит где-то посередине. На мой взгляд, эта история вполне может быть реальной. Но в то же время Господь использовал ее так же, как использовал притчи.

С моей точки зрения, этот рассказ Христа не является аллегорией. Я не согласен с Тертуллианом и Шлейермахером, которые утверждают, что богач символизирует Ирода Антипу, а Лазарь – Иоанна Крестителя. Я не согласен с Витрингой, который полагает, что богач в притче символизирует иудейский народ, Лазарь –Иисуса Христа, струпья нищего — грехи, которые понес на Себе Христос, смерть богатого — упадок иудейского государства, просьба богача — пустое ожидание иудеев прихода Мессии, пять братьев — иудеев, уведенных в вавилонский плен, а собаки, лизавшие струпья бедного, — обращение язычников. Я не согласен также с Феофилактом, который считает, что богатый символизирует гордых и самоправедных иудеев, а Лазарь — языческий мир. Все подобные объяснения кажутся мне неверными.

Я думаю, что эту притчу наш Господь в первую очередь адресовал фарисеям. Контекстуально с этим отрывком связаны два стиха: девятый стих, где Иисус говорит: “Приобретайте себе друзей богатством неправедным”,    и четырнадцатый стих: “...фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним”. Господь этой историей обличает фарисеев в том, что они любят только себя, что главное для них — этот мир и что они проявляют мало милосердия, забывая о своем долге. Христос описывает, какой страшный конец ждет фарисеев, пренебрегших Писанием.

Порфиру носили только богатые и знатные люди, она была сшита из багряницы — ткани, выкрашенной специальной краской, и поэтому очень дорого стоила. Лидия, описанная в шестнадцатой главе Деяний, торговала именно такой тканью.

Употребленное здесь греческое слово только в этом месте переведено как “пиршествовал”. В других отрывках оно переводится глаголами “радовался”, “веселился”.

Обратите внимание на то, что Библия не говорит, что богач открыто нарушал какую-то из десяти заповедей. Не сказано, что он был идолопоклонником, обманщиком, убийцей, прелюбодеем или вором. Он жил просто для себя и тем самым погубил свою душу.

Об этом Лазаре мы знаем только то, что он не был братом Марфы и Марии. Некоторые средневековые комментаторы отмечали, что Иисус в притче называет только имя нищего, а имя богатого — нет. Это означало, с их точки зрения, что имя богатого не было записано в книге жизни, а имя Лазаря — было. К тому же, если бы Иисус назвал богатого человека по имени, это вызвало бы негодование со стороны родственников и друзей богача.

Эта фраза не означает, что его никто не кормил, хотя он и “желал напитаться”. Это выражение означает, что Лазарь был очень рад даже “крошкам” (см. Лк. 15:16). Бедняк питался тем, от чего отказывался богач.

Некоторые полагают, что псы только усиливали страдания Лазаря. Но я так не думаю. Мне кажется, что собаки больше людей заботились об этом бедняке: они были к нему милосердны.

Очевидно, что это образное выражение. Оно описывает место, где будут находиться после смерти все верующие иудеи. Авраам был отцом всех верующих, главой израильского народа. Быть с ним после смерти означало быть счастливым. Выражение из Ев. от Матфея 8:11 “многие... возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном” очень похоже на это.

Это выражение, как и некоторые другие в последующих стихах, являются образными. Давайте помнить об этом, толкуя их. Наш Господь хотел, чтобы Его слова поняли. Мы не можем объяснить, как потерянная душа может страдать телом до воскресения мертвых. Мы слишком мало знаем об ощущениях бестелесного духа, чтобы говорить по этому поводу что-либо конкретное. Достаточно знать, что потерянные души сильно страдают еще до воскресения мертвых, понимая, что потеряны. А те, которые спасены, понимают, что спасены.

Вполне вероятно, что Иисус, рассказывая, как богач умолял Авраама о помощи, хотел упрекнуть иудеев, и в особенности фарисеев, в суеверном почитании Авраама. Господь говорит в другом месте: “Не думайте говорить в себе: “отец у нас Авраам”” (Мтф. 3:9). А этой притчей Иисус показывает, что Авраам ничего не может сделать для тех, кто умер в грехе: патриарх никого не спасает от ада.

Все комментаторы справедливо отмечают, что положение богача и бедняка полностью изменилось в другом мире на противоположное.

Обратите внимание на это выражение. Оно очень ярко описывает реальность ада.

Обратите внимание на слова Авраама в этом и следующем стихах. С одной стороны, в них нет ни суровости, ни злости, с другой — ни жалости, ни сострадания.

И на это слово обратите внимание. Воспоминание о прошедшем — одно из самых страшных адских наказаний.

“Доброе” здесь не просто противопоставляется “злому”, которое получал Лазарь. Здесь сказано “доброе твое”, что означает следующее: “Доброе твое — это то, что ты считал добром, то, о чем ты заботился, пренебрегая своей душой и вечной жизнью. Ты сам избрал свою долю, удовлетворяясь земными приобретениями. А сейчас ты пожнешь то, что посеял”.

Этот стих доказывает, что те, которые умерли во грехах своих, уже никогда не смогут избавиться от ада. Если человек попал в ад, он попал туда навсегда. Этот стих опровергает учения о чистилище и об ограниченной длительности наказания.

Некоторые полагают, что богатый проявил заботу о своих братьях, потому что наказание очистило его сердце, и он полюбил своих братьев. А это значит, что учение о чистилище, возможно, верно. Но, на мой взгляд, все эти предположения безосновательны. У богатого человека не было никакой надежды — об этом сказано в предыдущем стихе. Я не думаю, что он любил своих пятерых братьев. Скорее всего, он просто боялся, что, если братья попадут туда же, где находится он, его страдания только усилятся. Не забывайте, что мы читаем притчу, а в притче нельзя придавать деталям слишком большого значения.

Это греческое слово обозначает не просто “засвидетельствовать”, а “засвидетельствовать клятвенно”. Оно использовано также в Деян. 2:40; 18:5; 20:21; 1 Тим. 5:21.

Без сомнения, здесь говорится о писаниях Моисея и пророков. Этот стих — яркое доказательство тому, что Писания достаточно для спасения. Если даже один Ветхий Завет свидетельствовал лучше, чем восставший из мертвых, то насколько лучше о нем свидетельствует вся Библия!

Так рассуждает невежественный в духовных вопросах, необращенный человек. Он не понимает, как сложно покаяться. Он не осознает, что чудесное видение не может подействовать сильнее слова.

Заметьте, что воскресение Лазаря, брата Марии и Марфы, не оказало никакого влияния на иудеев: они так и не поверили! Кроме того, сам Христос воскрес из мертвых, но иудейский народ так и остался неверующим.

Бакстер отмечает: “Бог благословляет нас тогда, когда мы используем данные Им средства. Запугиванием невозможно обновить природу человека и зажечь в его сердце любовь к Богу и святости. Разве мы можем быть уверены в том, что воскресший из мертвых — это настоящий посланник Божий, а не дьявол? Мы не знаем, говорит ли он ложь или правду? Находись он рядом с нами так же долго, как обыкновенный служитель, люди начали бы презирать и гнать его. А приди он только однажды, его свидетельство нельзя было бы сравнить с каждодневным служением работников Божиих.

Если бы Лазарь сказал братьям богатого человека, что их почтенный знатный брат находится в аду, они сразу бы обвинили посланника в обмане. Они устроили бы на него гонения, если бы это было в их силах”.

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.