25.02.2017
Скачать в других форматах:

Джон Чарльз Райл

Размышления над Евангелием от Луки

Глава 24.

 

Евангелие от ЛУКИ 24:1-12

 

1  В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие;

2  но нашли камень отваленным от гроба.

3  И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса.

4  Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих.

5  И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?

6  Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее,

7  сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть.

8  И вспомнили они слова Его;

9  и, возвратившись от гроба, возвестили все это одиннадцати и всем прочим.

10  То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам.

11  И показались им слова их пустыми, и не поверили им.

12  Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему.

 

Воскресение Христа — это краеугольный камень христианства. По своему значению оно уступает только распятию. В главе, которую мы начали сейчас изучать, содержатся неопровержимые доказательства тому, что Иисус не только умер, но и воскрес.

Во-первых, из этих стихов мы видим, что воскресение произошло на самом деле. Мы читаем, что “в первый же день недели” женщины пришли ко гробу, в котором лежало тело Иисуса, чтобы помазать Его. Но подойдя, “нашли камень отваленным от гроба. И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса”.

Это простое событие — точка отсчета всей истории воскресения Христа. В субботу утром Его тело лежало в гробнице. В воскресенье утром оно исчезло оттуда. Кто взял его? Чьих рук это было дело? Конечно же, не книжников и не священников! Если бы у них было тело Христа и они могли опровергнуть факт воскресения Господа, они бы с удовольствием сделали это. Апостолы также не могли взять тело! Они были слишком расстроены, чтобы совершить подобное деяние, тем более, что это ничего бы им не дало. У этого события есть только одно объяснение — объяснение, которое дали ангелы. Христос воскрес из мертвых. Искать Его во гробе — значит искать живого среди мертвых. Он воскрес и скоро явится в теле многим свидетелям, достойным доверия.

Факт воскресения нашего Господа имеет под собой такие свидетельства, которые не может опровергнуть ни один неверующий. Причем свидетельства эти весьма разнообразны. Невозможно подвергнуть сомнению ту простую историю воскресения, которую рассказывают евангелисты. Чем больше исследуешь их описание, тем больше убеждаешься в том, что все сказанное ими — истина. Если кто-то отвергает их слова, значит, он может отвергнуть все что угодно, ибо то, что Юлий Цезарь когда-то жил, не так очевидно, как то, что Христос воскрес.

Будем же держаться учения о воскресении Христа, потому что оно — столп Евангелия. Благодаря ему мы твердо убеждены: христианство — это истина. Наша вера основывается не только на текстах и учениях. В ее основании — достоверный факт, который не может опровергнуть ни один скептик. К тому же факт воскресения дает нам уверенность, что и наше тело воскреснет после смерти. Если наш Господин восстал из могилы, то и мы, Его ученики, воскреснем в последний день. Кроме того, факт воскресения должен наполнять наше сердце радостью, потому что Евангелие дает полное спасение. Кто нас осудит? Христос Иисус умер, но и воскрес (Рим. 8:34). Он ради нас вошел в темницу и вышел оттуда победителем, искупив наш грех. Бог принял Его плату за нашу вину. Христос полностью удовлетворил требования закона. Поэтому не удивительно, что св. Петр восклицает: “Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому” (1 Пет. 1:3).

Во-вторых, из этих стихов мы узнаем, что ученики очень слабо помнили то, о чем говорил наш Господь. Ангелы, которые явились женщинам, напомнили им предсказания их Господина, который будет распят, но воскреснет. И, как мы читаем, “вспомнили они слова Его”. Они слышали их раньше, но не придали им никакого значения. Но теперь, по прошествии многих дней, слова Христа опять ожили в их памяти.

Слабая память — это распространенное духовное заболевание среди верующих. Сейчас оно процветает так же, как и во дни жизни первых учеников, подтверждая то, что природа человека испорчена. Даже после того как Святой Дух обновляет человека, последний по-прежнему часто забывает обетования и заповеди Евангелия. Верующий слышит многое, что должен сохранить в своем сердце, но, кажется, что сию же минуту об этом забывает. Но потом, после многих дней несчастий, слышанное им приходит к нему на память.

Любите Христа сильнее, думая больше о горнем, и тогда вы начнете избавляться от духовной забывчивости. Обычно мы не забываем то, что любим. Объект нашей любви постоянно находится у нас перед глазами. Мы всегда помним имена своих родителей и детей. Лик мужа или жены навечно запечатлен в нашем сердце. Чем больше мы посвятим себя на служение Христу, тем легче нам будет помнить Его слова. Почаще задумывайтесь над словами апостола: “Мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть” (Евр. 2:1).

И наконец, из этих стихов мы видим, с каким трудом апостолы поверили в то, что Христос воскрес. Когда женщины возвратились от гроба и рассказали одиннадцати апостолам о том, что они слышали от ангелов, ученикам показались “слова их пустыми, и не поверили им”. Несмотря на то, что Христос Сам сказал, что Ему надлежит воскреснуть из мертвых на третий день, несмотря на свидетельство пяти или шести женщин, которые говорили, что гроб пуст и что ангелы сказали, что Иисус воскрес, несмотря на то, что только при условии воскресения Христа, гроб мог быть пустым, одиннадцать маловерных учеников не поверили!

Может быть, нас удивляет их неверие. Конечно же, на первый взгляд оно кажется странным и необъяснимым. Но посмотрите вокруг. Разве вы не видите в церквах огромное множество неверующих, чье неверие достойно большего порицания, чем неверие апостолов? Разве вы не видите, что после того, как восемнадцать веков Бог являл разные другие доказательства воскресения Христа, у людей по-прежнему не хватает веры? Разве вы не видите, что множество людей исповедует себя христианами, хотя, кажется, не верят, что Иисус умер и воскрес из мертвых, и придет опять судить мир? Эти вопросы рождают печаль и боль. Сильная вера — это явление достаточно редкое. Не удивительно, что Господь сказал: “Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?”

Но восхититесь же мудростью Божьей, которая может превратить зло в великое добро. Неверие апостолов — это одно из самых сильных косвенных доказательств тому, что Иисус воскрес из мертвых. Если ученики сначала не поверили, что Господь воскрес, но потом начали везде без страха проповедовать эту истину, значит, Христос на самом деле воскрес. Первые проповедники поверили в эту истину, хотя и не по собственному желанию. Но если они все же поверили, то воскресение должно было иметь место.

 

 

Примечания

Лк. 24:1-12

 

Обратите внимание, что эти святые женщины пришли ко гробу так рано потому, что сильно любили нашего Господа. Для женщины прийти ко гробу, расположенному невдалеке от переполненного людьми города, — значит совершить очень мужественный поступок, требующий немалой веры.

Иоанн говорит, что Иосиф и Никодим уже потратили сто литров смирны и алоэ на погребение нашего Господа (Ин. 19:39). Но, вполне вероятно, что из-за нехватки времени, они все сделали в спешке и не очень качественно. Некоторые комментаторы полагают, что мертвое тело мазали ароматическими средствами несколько раз, чтобы ароматическая и антисептическая смесь возымела действие.

Согласно Матфею (Мтф. 28:1), это было первое знамение воскресения. При виде ангелов, которые отвалили камень от гроба, римские солдаты испугались и убежали. После этого пришли женщины и обнаружили, что гробница пуста.

Епископ Браунриг замечает, что именно здесь в Новом Завете Спаситель назван Господом Иисусом в первый раз. Господь, Христос, Иисус — эти имена использовались часто. Но сейчас, после того как Он воскрес победителем, св. Лука называет Его Господом Иисусом.

Они не могли понять, что означает пустой гроб, лежащая пелена, отсутствие тела.

На основании этого отрывка и Деян. 1:18 следует думать, что ангелы явились в обличии людей. Св. Лука очень часто пишет об ангелах, и это является особенностью его Евангелия. Ангел явился Захарии, ангел явился деве Марии и ангелы явились пастухам, когда родился Господь.

Возможно, это греческое слово лучше было бы перевести как “жизнедавец”, т. е. источник жизни, жизнь мира.

Это выражение показывает, что большую часть Своих проповедей Господь сказал именно в Галилее.

Некоторые пускаются в глупые рассуждения о том, что в этом стихе ангелы показали, что они знают и помнят все, что было сказано в Галилее. Но мы должны помнить, что ангелы только исполняли поручение Бога. Они сказали то, что им было велено сказать самим Богом. Этот стих не дает оснований полагать, что ангелы знают все, что говорят Божии люди, и могут повторять их слова.

Христу “надлежало быть предану”, чтобы исполнились пророчества и чтобы совершилось искупление грешников.

Сесиль говорит по этому поводу: “Мы часто не задумываемся о том, что нам нужно намного чаще вспоминать что-то, чем узнавать новое”.

Августин отмечает, что эти женщины были первыми проповедниками воскресения Христа.

Мы не знаем, кто были эти люди. Очевидно, у нашего Господа были и другие ученики в Иерусалиме, кроме одиннадцати. В день Его вознесения их было сто двадцать.

Кто были эти женщины, мы также не знаем. Может быть, те, которые, как было описано раньше, служили нашему Господу (Лк. 8:2).

Мы должны понимать, что Петра больше других беспокоила совесть. Как только он услышал, что сказали женщины, он сразу же пошел к гробнице, чтобы убедиться самому.

Все, кто пишет о воскресении Христа, обращают внимание на этот факт. Если бы друзья нашего Господа захотели украсть Его тело из гробницы, вряд ли бы они стали разворачивать пелены.

Знатоки говорят, что это выражение лучше перевести так: “пошел к себе, дивясь” (см. Ин. 20:10).

 

 

Евангелие от ЛУКИ 24:13-35

 

13  В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус;

14  и разговаривали между собою о всех сих событиях.

15  И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними.

16  Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.

17  Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?

18  Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?

19  И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом;

20  как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его.

21  А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.

22  Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба

23  и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив.

24  И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели.

25  Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!

26  Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?

27  И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.

28  И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее.

29  Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними.

30  И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.

31  Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.

32  И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?

33  И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними,

34  которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону.

35  И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.

 

Только в Евангелии от св. Луки записана история, которую мы только что прочитали. Христос после Своего воскресения являлся одиннадцать раз, но ни одно из Его явлений не было таким интересным, как это.

Во-первых, давайте отметим, что эти стихи должны побуждать верующих говорить друг с другом о Христе. Мы читаем, что два ученика шли вместе в Эммаус и разговаривали о распятии Христа. А потом Лука пишет удивительные слова: “...когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними”.

Христианские конференции — это один из самых важных способов благодати. Как железо заостряет железо, так и христианское общение укрепляет душу верующего. Такое общение изливает особые благословения на тех, кто в них участвует. Церковь всегда должны помнить замечательные слова Малахии: “Но боящиеся Бога говорят друг другу: “внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его”. И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему” (Мал. 3:16, 17).

А вы общаетесь на духовные темы с другими христианами? Может быть, вы читаете вместе Библию, молитесь и участвуете в вечере. Все это хорошо. Но если вы на этом останавливаетесь, значит, вы не пользуетесь великим преимуществом, которое есть у верующего, и вам предстоит еще многому научиться. Вы должны “быть внимательными друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам” (Евр. 10:24). Вы должны увещевать и назидать друг друга (1 Фес. 5:11). У вас нет времени на разговоры о духовном? Тогда подумайте хорошенько. Вы тратите слишком много времени на пустую болтовню. Вам нечего сказать по поводу духовной жизни? Вы чувствуете себя немым и косноязычным, когда пытаетесь говорить о Христе? Если да, значит, ваша душа больна. Сердце, правое перед Богом, обычно знает, что ему сказать. “...От избытка сердца говорят уста” (Мтф. 12:34).

Возьмите же пример с двух путешественников в Эммаус. Говорите об Иисусе, когда вы находитесь дома или идете по улице, говорите всегда, если с вами рядом есть такой же ученик, как и вы (Втор. 6:7). Если вы верите, значит, вы идете на небеса, где Христос — главное. Начинайте же учиться вести себя так, как принято на небесах, уже здесь, на земле. Если вы будете это делать, то с вами будет находиться Тот, кого вы не увидите глазами, но кто заставит ваше сердце гореть от благословенного общения.

Во-вторых, давайте отметим, каким несовершенным знанием обладали некоторые из учеников нашего Господа. Мы читаем, что два ученика честно признались в том, что распятие Христа разрушило все их ожидания. “А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля”, — сказали они. Они думали, что искупление — это временное освобождение иудеев от захватчиков. Они не могли себе даже представить, что духовное искупление возможно посредством жертвенной смерти.

На первый взгляд их непонимание и невежество ужасает. Поэтому мы не удивляемся, что Господь достаточно сурово упрекнул их, сказав: “О, несмысленные и медлительные сердцем!”     Однако их невежество крайне поучительно для нас. Оно показывает, что мы не должны удивляться тому, что многие нерадивые христиане пребывают в духовной тьме. Огромное количество людей вокруг нас так же слабо понимают, что означали страдания Христа, как и те двое, шедшие в Эммаус. Пока стоит мир, крест всегда будет юродством для невозрожденного человека.

Но будем благодарить Бога за то, что истинная благодать может иногда скрываться за интеллектуальным невежеством. Ясное и полное знание — полезно, но оно не является абсолютно необходимой для спасения. Знание может быть и тогда, когда нет благодати. Главное же заключается в осознании греха, в смиренном желании принять путь спасения, предложенный Богом, в готовности расстаться с предрассудками, когда открыт “более превосходный” путь — вот что главное. У шедших в Эммаус это было, и поэтому Господь “пошел с ними”, наставляя их во всякой истине.

В-третьих, отметим, что Ветхий Завет изобилует сведениями о Христе. Мы читаем, что наш Господь “начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании”.

Как мы можем объяснить эти слова? Как наш Господь “изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании”? Ответ на эти вопросы краток и прост. Христос был главным значением всякой ветхозаветной жертвы, установленной законом Моисея. Христос был истинным Избавителем и Царем, прообразом которого были все судьи и спасители иудейского народа. Христос был грядущим пророком, большим чем Моисей. Предсказанием Его славного прихода исполнены все пророчества. Христос был истинным семенем жены, которое должно было поразить змея в голову, истинным семенем, в котором должны были благословиться все народы; истинным Силомом, в котором должны были собраться все; истинным козлом отпущения; истинным медным змеем; истинным Агнцем, на которого указывали каждодневные жертвы; истинным Первосвященником, прототипом которого был каждый потомок Аарона. Без сомнения, именно это или что-то подобное объяснял наш Господь путешествующим в Эммаус.

Запомните: Христос — это центр всей Библии. До тех пор пока вы видите Его там, вы не ошибетесь в своих духовных изысканиях. Но потеряв из виду Христа, вы сразу же обнаружите, что Библия — это непонятная книга, полная трудных мест. Ключ к знанию Библии — Иисус Христос.

И наконец, давайте отметим, что Христу нравится, когда Его ученики просят Его о чем-то. Мы читаем, что, когда ученики подходили к Эммаусу, наш Господь “показывал им вид, что хочет идти далее”. Он хотел проверить, устали ли они от этого разговора. Но они не устали. “Они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними”.

Подобные случаи встречаются в Писании не так уж редко. Наш Господь считает, что для нашего же блага мы должны подтверждать свою любовь к Нему. Поэтому Он удерживает Свои милости до тех пор, пока мы не попросим Его дать их нам. Он не навязывает нам Свои дары силой. Ему нравится, когда мы высказываем свои желания. Христос заставляет нас развивать свои духовные способности, когда мы ожидаем ответа на молитвы. Так Он поступил с Иаковом у Пенуэла. “Отпусти Меня, ибо взошла заря”, — сказал Он. Тогда Иаков произнес замечательные слова: “Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня” (Быт. 32:26). История матери-хананеянки, история исцеления двух слепых возле Иерихона, история о начальнике из Капернаума, притча о неправедном судье и друге, пришедшем посреди ночи, — все эти отрывки учат нас одному и тому же. Все они показывают, что нашему Господу нравится, когда Его настойчиво просят.

Если вы молитесь, то следуйте этому принципу. Просите много, просите часто. Вы не получаете, потому что не просите. Не уподобляйтесь израильскому царю, который ударил три раза по земле и остановился (4 Цар. 13:18). Помните слова Давида: “Открой уста твои, и Я наполню их” (Пс. 80:11). Тот, кто возносит Христу святое требование в молитве, чаще других ощущает Его присутствие.

 

 

Примечания

Лк. 24:13-35

 

Мы не знаем, кто были эти ученики. Лука только пишет, что одного из них звали Клеопа. Комментаторы выдвигают разные предположение по поводу того, кто был вторым. Епифан предполагает, что это был Нафанаил. Ориген называет его Симеоном, Амвросий — Амаоном. Феофилакт считает, что это был сам Лука. Но все это только догадки. Никакой точной информации по этому вопросу у нас нет, кроме того, что второй путешественник наверняка не был одним из апостолов. Мы знаем, что, когда эти два ученика вернулись в Иерусалим, они “нашли вместе одиннадцать Апостолов”. На этот момент нужно обратить внимание.

Лайтфут говорит: “Я твердо уверен, что Петр был одним из учеников, шедших в Эммаус. Женщины сказали ему, что Господь воскрес и передал ему послание, повелев идти в Галилею. Петр взял Клеопу и направился в Галилею”. Эта точка зрения абсолютно невероятна.

По поводу этого выражения Генри говорит следующее: “Мне кажется, они направлялись домой в Галилею, потому что не хотели больше слушать об Иисусе. Они решили оставить своих товарищей и ушли, не попрощавшись и ничего никому не сказав”. Без сомнения, это весьма смелое предположение, но я не вижу для него никаких оснований.

Св. Марк пишет, что Он “явился в ином образе”     (Мр. 16:12). Именно поэтому ученики не узнали Его.        Но в то же самое время очевидно, что глаза учеников были чудесным образом “удержаны”, так что они не могли видеть все в истинном свете (см. 4 Цар. 6:17-20).

Бенгель замечает, что “мудрый человек легко переводит разговор на полезную тему”.

Следует провести параллель между Иосифом и нашим Господом. Иосиф не открывал своим братьям, кто он, чтобы испытать их. Поведение Иосифа — это образ того, как поступил Иисус с двумя учениками.

Это особенное греческое выражение. Альфорд переводит его так: “Разве ты один живешь в Иерусалиме?”. А Мэйджор так: “Ты пришел в Иерусалим и не знаешь, что произошло?” Эта фраза означает, что ученики подумали, что только нездешний человек, который не слышал о происшедшем, может задать такой вопрос.

Этот стих доказывает, что о распятии нашего Господа Иисуса Христа знали все.

И здесь, и в других отрывках наш Господь спрашивал учеников для того, чтобы они рассказали Ему о своих чувствах и переживаниях. Задав вопросы, Он дал возможность ученикам высказать то, что они о Нем думали.

Дав такое описание Иисусу, ученики тем самым показали, что имеют весьма смутное представление о божественности Христа и об искуплении, совершенном Господом.

Это выражение означает следующее: “как о том свидетельствовал Бог и весь иудейский народ”. В других местах мы читаем, что Христос был Мужем, “засвидетельствованным... от Бога силами и чудесами и знамениями” (Деян. 2:22) и что “народ... свидетельствовал” о Нем (Ин. 12:17).

Мы можем только предполагать, какого избавления ждали эти ученики. Скорее всего, как и большинство иудеев, они в большей мере ждали временного Избавителя, чем вечного, духовного. Они думали, что Мессия избавит их так же, как Бог когда-то избавил их отцов от египетского рабства. Поэтому все, возлагавшие на Него подобные надежды, смутились и очень расстроились, когда Избавителя распяли.

Создается впечатление, что Клеопа знал, что какое-то событие должно было произойти на третий день.         Он говорит так, как будто смутно помнит что-то о словах Господа, но все же не понимает, что эти слова Иисуса означают.

Лайтфут в связи с этим стихом отмечает, что раввины придавали большое значение третьему дню, и предполагает, что за словами Клеопы и предсказаниями нашего Господа о Своем воскресении стоит эта иудейская идея о третьем дне. Лайтфут указывает на то, что в Ветхом Завете очень часто говорится о третьем дне (Быт 22:4; Ос. 6:2; Быт. 42:18; Иис. Н. 2:16; Исх. 19:16; Ион. 1:17; Ездр. 8:15; Есф. 5:1).

От св. Луки мы узнаем, что Петр побывал у гробницы, а от св. Иоанна, что Иоанн сопровождал его.

Необходимо обратить особое внимание на это выражение. Ученики верили многому, о чем говорили пророки. Но они не верили всему. Они верили в предсказания о славе Мессии, но не о Его страданиях. В наши дни христиане заблуждаются похожим образом, правда, допуская при этом прямо противоположную ошибку. Они верят всему, что пророки говорили о страданиях Христа, но не всему, что они говорят о славе Его второго пришествия.

Другими словами, это должно было произойти со Христом во исполнение пророчеств.

Здесь наш Господь кратко излагает всю истину о долгожданном Мессии. Сначала он должен был страдать, затем царствовать, сначала умереть, затем воцариться, сначала быть отведенным, подобно агнцу, на убиение, затем делить добычу, как победитель.

Многие комментаторы в связи с этим стихом отмечали, что церковь получила бы огромное благословение, если бы узнала те объяснения, которые наш Господь дал шедшим в Эммаус. Некоторые попытались воссоздать общий смысл Его объяснений, и среди этих комментаторов особенно отличились Герхард, Буллингер и Стелья. Однако Христос во время Своего земного служения видел намного больше “сказанного о Нем во всем    Писании”, чем многие современные комментаторы.

Альфорд отмечает: “Обратите внимание на свидетельство этого стиха о божественной авторитетности Ветхого Завета и о необходимости давать христианское толкование ветхозаветным писаниям. Отрицание того, что в Ветхом Завете говорится о страданиях и славе Христа равносильно отрицанию учения самого Христа”.

На основании этого стиха было сделано немало необоснованных выводов. Некоторые заходят так далеко, что утверждают, будто этот стих оправдывает притворство и обман в некоторых ситуациях. Подобные утверждения звучат настолько дико и глупо, что не заслуживают серьезного опровержения.

Альфорд отмечает: “Лука не говорит, что наш Господь сказал, что собирается идти дальше, Он просто шел дальше”. Богослов также цитирует отрывок из проповеди Иеремии Тэйлора о христианской простоте, который поясняет данный стих: “Наш благословенный Спаситель сделал вид, что Он хочет идти дальше Эммауса, но если Он и не собирался делать этого на самом деле, то не совершил ничего плохого по отношению к двум ученикам, ради которых Он и выразил Свое желание. Он не погрешил против простоты и искренности, потому что Он ни о чем с ними не договаривался и не давал им никаких обещаний. В порядке вещей выражать свои желания, предоставляя тем самым другому возможность совершить доброе дело, и в случае благоприятного ответа не сделать того, что собирался. Желание Христа было обусловлено дальнейшим развитием ситуации”.

Я привел этот отрывок для того, чтобы упредить возможные возражения людей с очень чувствительной совестью. Мне даже удивительно, что кто-то претыкается об это выражение или на его основании начинает утверждать, что наш Господь намеревался обмануть учеников. Сделав вид, что идет дальше, наш Господь использовал самое простое средство, чтобы спровоцировать учеников высказать свое желание. Но это не означает, что Христос собирался обмануть, точно так же как Он не обманывал и тогда, когда задал Свой первый вопрос: “О чем это вы, идя, рассуждаете между собою?” Иисус знал обо всем, и Ему не было нужды спрашивать. Но Он спросил, потому что хотел услышать ответ учеников.

Обратите внимание, что в Писании несколько раз используются подобные выражения. Авраам просил Бога: “Не пройди мимо раба Твоего” (Быт. 18:3). Гедеон говорил: “Не уходи отсюда, доколе я не приду к Тебе” (Суд. 6:18). Маной и его жена просили: “Позволь удержать тебя” (Суд. 13:15). Все эти выражения показывают, что Бог любит, когда Его просят. Тот, кто хочет иметь много, должен просить много.

Это действие Христа комментаторы объясняют по-разному.

Одни считают, что это выражение не имеет никакого особого значения. Оно означает только то, что ученики узнали Иисуса в тот момент, когда Он ломал хлеб.

Другие утверждают, что наш Господь ломал хлеб каким-то особым, свойственным только Ему образом, и ученики об этом хорошо знали. Лиран и Стелья даже говорят, что Христос разломал хлеб так, как будто разрезал его ножом. По сведениям Шоттгена, в Иудее ученики узнавали своих учителей по особым жестам.

Третьи думают, что весь этот отрывок надо толковать, имея в виду вечерю Господню. Эту точку зрения отстаивают Мальдонат, Корнелий а Лапиде и католические комментаторы. Ее поддерживает даже Уордсворт, современный англиканский комментатор. Католики утверждают, что этот отрывок дает основания утверждать, что в вечере Господней мирянам можно давать только хлеб, но не вино. Однако не все католические комментаторы разделяют эту точку зрения. Янсений и Стелья отвергают ее категорически. Баррадий и Белармин считают, что, может быть, вечеря Господня имеется здесь в виду, а может быть, и не имеется.

Я не сомневаюсь, что в этом выражении все-таки дается намек на какие-то особые жесты нашего Господа во время ломания хлеба, которые знали все Его ученики. Я даже думаю, что вполне вероятно, что это как-то связано с тем, как наш Господь вел Себя, когда накормил народ пятью хлебами и двумя рыбками.

Альфорд считает, что, когда наш Господь ломал хлеб, ученики заметили на Его руках следы от гвоздей.

Тем не менее описанное событие не было вечерей Господней. Во-первых, манера Христа ломать хлеб не могла напомнить ученикам о вечере Господней, потому что они не присутствовали при ее установлении. При этом были только апостолы, а эти двое не были апостолами. Во-вторых, не сказано, что хлеб был освящен, а про вино вообще ничего не говорится. Даже римские католики согласятся с тем, что без освящения и вина не может быть таинства. Вряд ли они осмелятся сказать, что эти двое учеников были мирянами. В-третьих, устанавливая вечерю Господню, Иисус Христос сказал, что не будет больше пить от плода виноградного со Своими учениками, поэтому у нас нет никаких оснований полагать, что это событие каким бы то ни было образом относится к вечере Господней.

Все попытки римских католиков сослаться на отцов Церкви заканчиваются провалом. В лучшем случае, как пишет Янсений, им удается показать, что некоторые из них рассматривали произошедшее в Эммаусе как образ вечери Господней.

Плотский разум человека всегда пытается использовать любой предлог, чтобы сделать веру материальной и чувственной. Все тексты, где идет речь о еде и питье, чаше и хлебе, обязательно означают вечерю Господню! Все тексты, где говорится об омовениях, очищении, воде, обязательно означают крещение! Мы всегда должны быть начеку, чтобы не пуститься в подобные толкования Писания.

Лайтфут замечает: “Странно, что кто-то может считать это преломление хлеба святой евхаристией, когда Сам Христос исчез в тот самый момент, когда нужно было раздавать хлеб, и тем самым прервал вечерю. Разве где-нибудь сказано, что ученики вкусили этого хлеба? Вечеря закончилась, так и не успев начаться”. Раввины говорят: “Если трое собираются есть вместе, они обязаны произнести молитву”.

Мы не можем объяснить, как ученики узнали Христа. Все происходившее было чудом, поэтому мы должны просто принять верой то, что написано, не тратя время на размышления о том, что находится за пределами нашего понимания.

Это и другие выражения, касающиеся воскресшего тела нашего Господа, показывают, что тело Христа чудесным образом отличалось от тела обычного человека. Оно было материальным, из плоти и крови. Но в нем Христос мог внезапно появляться и исчезать, передвигаться необычным образом. Можно предположить, что наши тела после воскресения будут подобными телу Христа. Это будут настоящие тела, но в них будут заложены способности, которых сейчас у нас нет.

Это выражение показывает, что ученики испытывали сильное чувство радости, когда слушали, как Господь изъясняет Писание. См. Пс. 38:4; Иер. 20:9.

На это выражение стоит обратить внимание. Был ли с ними Фома или нет? Если был, то он должен был уйти сразу же после того, как пришли два ученика.         В противном случае этот стих трудно сопоставить со следующими, где описывается появление Господа, поскольку св. Иоанн пишет, что Господь появился тогда, когда Фомы не было. Если же Фомы тогда не было, почему же св. Лука пишет, что ученики “нашли вместе одиннадцать”? Доддридж предлагает такой ответ: “Как Павел называет апостолов “двенадцатью” (1 Кор. 15:5), хотя двенадцатый, Иуда, к тому времени уже умер, так и Лука называет собравшихся апостолов “одиннадцатью”, хотя тогда Фомы не было, как написано в Ин. 20:24.

Св. Марк говорит, что Христос “явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери” (Мр. 16:14).

Мэйджор пишет: “Эти слова, которые Лука относит к одиннадцати апостолам, не согласуются с тем, что мы читаем у Марка (Мр. 16:12). Марк пишет, что когда два ученика рассказали апостолам о том, что произошло, то они не поверили”. Кэмпбелл так выходит из этого затруднения: “Это не означает, что все они не поверили. Возможно, что некоторые из них не поверили или даже большая часть. Когда Лука пишет, что они говорили: “Господь истинно воскрес”, это не означает, что каждый из них говорил это или верил в это. Но один из них верил в это твердо. В каждом языке допускается использовать местоимения подобным образом. Например, Матфей и Марк утверждают, что оба злодея злословили Иисуса на кресте, а Лука пишет, что злословил только один”.

О том, что Господь явился одному Симону Петру, говорится только здесь и в Первом послании к коринфянам (1 Кор. 15:2). При каких обстоятельствах Господь явился ему, мы не знаем.

Стоит сказать о всех явлениях нашего Господа отдельным людям после Его воскресения. Он являлся:

1. Марии Магдалине (Мр. 16; Ин. 20:14).

2. Женщинам, шедшим от гроба (Мтф. 28:9, 10).

3. Симону Петру (Лк. 24:34).

4. Двум ученикам, шедшим в Эммаус (Лк. 24:13 и далее).

5. Апостолам в Иерусалиме, исключая Фому, которого в тот момент не было (Ин. 20:19).

6. Апостолам в Иерусалиме во второй раз, когда был Фома (Ин. 20:26; 29).

7. Возле Тивериадского моря, где семь учеников ловили рыбу (Ин. 21:1).

8. Одиннадцати апостолам на горе в Галилее (Мтф. 28:16).

9. Сразу пятистам тысячам братьев (1 Кор. 15:6).

10. Одному Иакову (1 Кор. 15:7).

11. Всем апостолам на Елеонской горе при вознесении (Лк. 24:51).

Три раза мы читаем, что ученики касались Его воскресшего тела (Мтф. 28:9; Лк. 24:39; Ин. 20:27). Дважды мы читаем, что Христос ел вместе с ними (Лк. 24:42; Ин. 21:12, 13).

Очевидно, они имеют в виду то, как Христос изъяснял Писание, когда “горело сердце” их.

Остается только отметить, что применять эти слова к вечере Господней — значит искажать смысл слов Писания, толковать их, не учитывая контекст.

 

 

Евангелие от ЛУКИ 24:36-43

 

36  Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам.

37  Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа.

38  Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?

39  Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня.

40  И, сказав это, показал им руки и ноги.

41  Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища?

42  Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда.

43  И, взяв, ел пред ними.

 

Во-первых, в этом отрывке мы должны обратить внимание на исключительно благодатные слова, с которыми обратился наш Господь к Своим ученикам после воскресения. Мы читаем, что Он внезапно “стал посреди них и сказал им: мир вам”.

Это удивительные слова. Они становятся еще более удивительными, когда мы начинаем думать о том, к кому они были обращены. Христос обратился с ними к Своим одиннадцати ученикам, которые три дня назад позорно предали Своего Господина, нарушив свое обещание. Они забыли, что были готовы умереть за веру. Они “рассеялись каждый в свою сторону”, оставив своего Господа умирать одного. Один из них даже отрекся от Своего Господина три раза. Все они оказались отступниками и трусами.      Но все же смотрите, как Господь возвращается к Своим ученикам! Не было сказано ни слова упрека. Ни одного сурового слова не слетело с Его уст. Тихо, спокойно Он появляется среди них и начинает говорить о мире: “Мир вам”.

На этом примере мы Еще раз убеждаемся, что любовь Христа превосходит разумение. Господь являет Свою славу, не замечая согрешений. Он любит миловать. Его желание простить сильнее, чем желание людей получить прощение. Христос всегда готов покрыть человеческое беззаконие. Хотя наши грехи как пурпур, Он убеляет их как снег, заглаживает их, забрасывает за хребет, хоронит в глубине моря и более не вспоминает о них. Все эти библейские выражения говорят об одном. Невозрожденного человека они постоянно приводят в недоумение — он не может принять их. Но не стоит этому удивляться. Человек никогда не может простить полностью и даром. Так может простить только Христос. Стоит ли грешнику, как бы ни были велики его грехи, бояться такого Спасителя, бояться обращаться к Нему с просьбой? У Иисуса милости хватит на всех, так что еще и останется. Стоит ли отступнику, как бы далеко он ни ушел, бояться возвращения? Во Христе нет гнева (Ис 27:4). Господь готов поднять и укрепить последнего грешника. Разве святой не должен любить такого Спасителя и воздавать Ему добровольным послушанием? Господь дает прощение, чтобы перед Ним благоговели (Пс. 129:4). Разве человек, называющий себя христианином, может не прощать своих братьев? Ученики Спасителя, слова которого исполнены мира, должны быть миролюбивыми, дружелюбными, они должны быть способны внять просьбе ближнего (Кол. 3:13).

Во-вторых, в этом отрывке мы должны обратить внимание на то, что наш Господь снисходит к немощи Своих учеников. Ученики испугались при Его появлении и не могли поверить, что Он — это Он. Тогда Господь сказал: “Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите”.

Наш Господь мог бы запросто приказать Своим ученикам поверить в то, что Он воскрес. Он мог бы сказать, и был бы прав: “Где вера ваша? Почему вы не верите, что Я воскрес, ведь вы видите Меня своими глазами?” Но Он не делает этого. Христос обращается к ощущениям одиннадцати апостолов. Он просит их потрогать Его руки и удостовериться, что Он материален.

Из всего произошедшего мы можем извлечь один очень важный урок. Наш Господь разрешает использовать чувства, когда необходимо определять истинность того или иного утверждения. В христианском вероучении есть много положений, которые превосходят наше разумение. Но мы не должны верить        в то, что противоречит нашему разуму и нашим чувствам, так как этому учит нас Сам Господь. Если наши чувства не подтверждают учение, значит, это учение пришло не от Того, кто призывал одиннадцать учеников коснуться Его рук и ног.

Будем помнить об этом, размышляя о римско-католическом учении о пресуществлении, согласно которому хлеб и вино в вечере Господней изменяют свою природу. Никакого изменения не происходит. Об этом свидетельствуют наши глаза, а наш язык подтверждает то, что и после освящения хлеб остается хлебом, а вино — вином. Господь никогда не требует от нас верить в то, что противоречит нашим чувствам. Поэтому нужно сделать вывод, что учение о пресуществлении — это лжеучение, не основанное на Писании.

Будем помнить об этом, размышляя о римско-католическом учении о возрождении через крещение. Между крещением и рождением свыше нет неразрывной связи. Мы своими глазами видим, что у миллионов крещенных людей нет Духа Божьего, нет благодати, они по-прежнему остаются рабами мира и слугами дьявола. Наш Господь никогда не призывал нас верить в то, что противоречит нашим ощущениям. Учение о том, что возрождение всегда следует за крещением не заслуживает нашего доверия. Только приверженцы антиномизма утверждают, что благодать есть там, где благодати не видно.

Размышляя о том, как наш Господь обращался со Своими учениками, мы приходим к одному важному выводу. С немощными учениками нужно обращаться мягко, наставляя их так, чтобы они могли воспринять наше наставление. Подобно Господу, мы должны быть долготерпеливыми. Подобно Господу, мы должны снисходить к ним, понимая, что вера их слаба. Чтобы наставить их на верный путь, с ними нужно обращаться так, как с младенцами. Нельзя прогонять людей только потому, что они не могут увидеть всего сразу. Если вы хотите убедить человека поверить, делайте это со смирением. Да, это потребует терпения и снисхождения. Но тот, кто не может быть снисходительным к молодым в вере, не обладает разумом Христа. Было бы очень хорошо, если бы верующие почаще вспоминали слова св. Павла: “...для немощных я был как немощный, чтобы приобрести немощных” (1 Кор. 9:22).

 

 

Примечания

Лк. 24:36-43

 

Мы не знаем, каким образом наш Господь вошел в ту комнату, где находились ученики. По словам Иоанна, дверь была заперта “из опасения от Иудеев” (Ин. 20:19). Лука не пишет, вошел ли наш Господь в комнату чудесным образом или открыл дверь чудесным образом, как это сделал ангел, когда выпустил Петра из темницы (Деян. 12:10). В любом случае произошло чудо: Христос появился внезапно.

Я не думаю, что это было простое приветствие. Мне кажется, что это выражение содержит в себе глубокую истину, говорящую что была одержана великая победа над князем этого мира, люди обрели мир с Богом, как и говорилось в древнем обетовании. Эти слова показывают, что наш Господь пришел к ученикам с миром, благодатью и желанием простить. Он не выказывал негодования по поводу того, что они оставили Его.

Обратите внимание, что “мир” — это последнее слово в пророческой песне Захарии. “Мир на земле” — слова из благой вести, которую возвестили ангелы при рождении Христа. “Мира” должны были желать семьдесят учеников Христа каждому дому, в который входили; “мир” — это наследство Христа, которое Он дал апостолам в ночь перед распятием; “мир” — это первое слово, которое произнес Иисус, когда, воскреснув, явился им (Лк. 1:79; 2:14; 10:5; Ин. 14:27).

Одним словом, мир — это главная составляющая Евангелия. Все послания Павла, кроме Послания к евреям, начинаются с пожелания мира.

Интересно заметить, что здесь и в других отрывках Писания говорится о том, что появление сверхъестественного существа или жителя иного мира всякий раз приводит человека в ужас. Создается впечатление, что страх перед этими существами инстинктивен. Если человек боится духов, то что он почувствует, когда увидит Самого Бога?

И здесь Господь еще раз показывает, что знает тайные помышления человека. Мысли апостолов были известны Ему.

Некоторые авторы считают, что наш Господь в качестве доказательства тому, что Он материален, предложил ученикам коснуться Его рук и ног просто потому, что эти части Его тела были открыты. Но я думаю, что Иисус имел в виду не только это. Он обратил внимание учеников на раны от гвоздей, которые были на Его руках и ногах, и тем самым показал, что Он и есть тот Спаситель, который был распят.

Здесь Христос призывает учеников воспользоваться своим зрением и осязанием.

Штиер и Альфорд придают значение тому, что в этом выражении опущено слово “кровь”. Но я с этим не согласен. Наш Господь только что призвал учеников воспользоваться зрением и осязанием. Тело и кости можно без труда потрогать, кровь же нет. Поэтому наш Господь и упоминает только плоть и кости. Считать, подобно Альфорду, что в Его теле после воскресения не было крови, — значит заходить слишком далеко.

Обратите внимание, что наш Господь говорит о духе так, что отрицать существование бестелесных существ становится невозможным. Конечно, верить всем россказням о духах и призраках — глупо. Но мы не должны впадать в другую крайность — отрицать существование духов. Господь четко и ясно говорит, что они существуют.

Пул отмечает: “Если бы они не поверили, они бы и не возрадовались. Вера была причиной их радости. Но все же радость мешала их вере. Опасно, когда чувства слишком сильны!”

Не к чему тратить время на размышления о том, мог ли наш Господь по-настоящему есть и по-настоящему пить после воскресения. Нам достаточно верить в то, что Он на самом деле ел и пил, а не просто создавал видимость, как некоторые отваживаются утверждать. Дальше заходить не надо. Петр в другом отрывке подтверждает, что именно так оно и было (Деян. 10:41). То же самое можно сказать и о вкушавших пищу ангелах, представших перед Авраамом (Быт. 18:8).

Помните, как обращался наш Господь с учениками. Он призвал их воспользоваться своим чувствами, и их чувства подтвердили, что Он действительно воскрес в теле. Это хорошее доказательство тому, что католическое учение о пресуществлении и лютеранское учение о сосуществлении неверны. Неразумно требовать от человека верить в то, что после освящения хлеб и вино меняют свою сущность, когда своими чувствами он не ощущает этого.

 

 

Евангелие от ЛУКИ 24:44-49

 

44  И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.

45  Тогда отверз им ум к уразумению Писаний.

46  И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день,

47  и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима.

48  Вы же свидетели сему.

49  И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.

 

Во-первых, обратим внимание в этих стихах на дар, который Господь дает Своим ученикам перед тем, как покинуть этот мир. Мы читаем, что Он “отверз им ум к уразумению Писаний”.

Мы должны понять эти слова правильно. Они не означают, что до этого времени ученики совершенно ничего не знали о Ветхом Завете и что Библия — это книга, которую простому человеку понять невозможно. Эти слова означают, что ученики смогли понять смысл многих отрывков до конца. Кроме того, Христос открыл значение многих пророческих отрывков, говорящих о Мессии.

У каждого христианина ум должен быть открыт к “уразумению Писаний”. “Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно” (1 Кор. 2:14). Гордость, предубеждение, любовь к миру ослепляют наш разум, мешая нашему пониманию Писания. Мы видим слова, но не понимаем, что они означают, пока нас не наставят свыше.

Кто хочет читать Библию с пользой, должен попросить Святого Духа открыть очи его понимания. Комментарии богословов, конечно, полезны, не стоит пренебрегать помощью образованных и понимающих людей. Но ни один комментарий не может сравниться с учением Христа. Смиренный и молитвенный дух откроет в Библии много такого, чего не заметит гордый и самодовольный читатель Писания.

Во-вторых, заметим в этом отрывке, какие удивительные слова говорит Господь Иисус о Своей смерти на кресте. Он не говорит о Своей смерти как о неудаче, но как о необходимости. “Надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день”.

Смерть Христа была необходима для нашего спасения. Свою плоть и кровь Он отдал за жизнь мира. Если бы Христос не умер, закон никогда бы не был удовлетворен, грех никогда бы не был прощен, человек никогда бы не оправдался перед Богом, а Бог никогда бы не явил Свою милость человеку. Крест Христов решил сложную проблему.    Он развязал запутанный узел. Бог смог остаться праведным, оправдывая нечестивых (Рим. 3:26). Человек благодаря Христу смог с дерзновением приблизиться к Богу и почувствовать, что, хотя он и грешник, но у него есть надежда. Христос, пострадав вместо нас, праведный за неправедных, открыл нам путь к Богу. Мы признаем, что сами по себе мы виновны и заслуживаем смерти. Но мы с дерзновением можем молиться о жизни и оправдании, потому что Иисус умер за нас и ради нас, верующих в Него.

Будем же гордиться крестом Христовым. В нем — источник всякой надежды, основание мира. Невежественные неверующие не видят в страданиях Христа ничего, кроме мук невинного. Но вера смотрит глубже. Вера видит, что смерть Иисуса — это плата Богу за многочисленные долги человека. Смерть Иисуса — это полное спасение верующих.

В-третьих, обратим внимание в этом отрывке на то, какие истины Иисус Христос призвал возвещать после того, как Он оставит мир. Мы читаем, что ученики должны были проповедовать во имя Его “покаяние и прощение грехов” всем народам.

“Покаяние и прощение грехов” — вот о чем нужно сказать каждому мужчине, женщине, ребенку. Все должны знать, что им нужно покаяться. Все люди по природе своей испорчены. Без покаяния и обращения никто не сможет войти в царствие Божье. Все должны знать, что Бог готов простить каждого, кто поверит в Христа. Все люди по природе своей виновны и подлежат осуждению. Но каждый из них в одно мгновение может получить по вере в Христа полное прощение. Всем людям надо постоянно напоминать, что покаяние и прощение грехов неразрывно связаны между собой. Но не покаяние дает прощение. Прощение — это дар Божий каждому верующему во Христа. Но истина остается истиной: без покаяния не бывает прощения.

Если человек хочет быть настоящим христианином, он должен на собственном опыте знать, что такое покаяние и прощение грехов. Это главные элементы спасительной веры. Да, принадлежать истинной Церкви, слышать Евангелие, участвовать в таинствах — это преимущества. Но обратились ли вы? Оправдались ли вы? Если нет, то вы мертвы в глазах Бога. Блажен тот христианин, который постоянно помнит о покаянии и прощении! Покаяние и прощение грехов — это очень важные истины. Без понимания их невозможно освящение. Святой верующий — это человек, который осознает свою греховность, но при этом понимает, что Бог принимает его во Христе.

В-четвертых, отметим, где ученики начали проповедовать. Они начали проповедовать в Иерусалиме.

Этот удивительный факт многому учит нас. Он показывает, что даже последнего нечестивца нельзя считать недостойным спасения: Евангелие может излечить даже самую тяжелую духовную болезнь. Иерусалим в то время когда наш Господь оставлял этот мир, был самым нечестивым городом на земле. В нем было побито камнями множество пророков, убито множество посланников Божиих, которые призывали жителей Иерусалима к покаянию. В этом городе царили гордость, неверие, самоправедность и ожесточенность. Злодеяния этого города увенчались распятием Господа славы. И все же именно в Иерусалиме впервые зазвучала проповедь покаяния ради прощения грехов. Повеление Христа было абсолютно понятным: “Начинайте с Иерусалима”.

Эти удивительные слова являют нам, как сильно Христос сострадает грешникам. Поэтому никогда нельзя терять надежду на то, что тот или иной грешник будет спасен. Мы просто обязаны благовествовать каждому грешнику. Не нужно бояться призывать к покаянию даже самых плохих людей.    Великий Исцелитель может вылечить даже безнадежного больного. То, что невозможно человеку, возможно Христу.

И наконец, обратим внимание на то, что верующие, и в особенности служители, должны занимать особое место в мире. Их место наш Господь определяет так: “Вы... свидетели”.

Если вы настоящий ученик Христа, вы должны постоянно свидетельствовать этому злому миру. Вы должны провозглашать, что Евангелие вашего Господа истинно, сердце Его благодатно, а служение Ему приносит блаженство. Конечно, такое свидетельство вряд ли понравится людям. Мир будет ненавидеть вас, как он ненавидит и вашего Господа, потому что вы будете свидетельствовать, что “дела его злы” (Ин. 7:7). Вашему свидетельству поверят лишь немногие, а большинство будут считать его личным оскорблением или крайностью. Но свидетель должен свидетельствовать независимо от того, верят ему или нет. Если вы свидетельствуете верно, значит, вы выполняете свой долг, пусть даже вы, подобно Ною, Илии и Иеремии, совсем одиноки.

Знаете ли вы, что такое свидетельствовать? О чем вы свидетельствуете? Как вы показываете, что являетесь учениками распятого Спасителя, что вы, как и Он, не от мира (Ин. 17:14)? По каким признакам можно отличить, что вы принадлежите Тому, кто говорил: “Я на то... пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине” (Ин. 18:37)? Блажен тот, кто может дать положительный ответ на эти вопросы, по чьей жизни видно, что он “ищет отечества” (Евр. 11:14).

 

 

Примечания

Лк. 24:44-49

 

Чтобы полностью понять смысл этого выражения, его нужно перефразировать. Альфорд делает это так: “Смотрите, как исполняются эти слова”. Этот стих означает следующее: “Вы сейчас видите, как исполнились слова, которые я часто повторял вам. Я говорил, что предсказания о Моих страданиях должны исполниться. Тогда вы не верили, что Я на самом деле собираюсь пострадать, а затем воскреснуть. Но сейчас вы видите, что Я говорил правду”.

Это же слово, переведенное как “надлежало”, встречается в 26 и 46 стихах.

Нужно помнить, что иудеи разделяли Ветхий Завет на эти три части.

Когда Иисус говорит, что надлежало исполниться всему, написанному в законе Моисеевом, Он имеет в виду, без сомнения, все те образы, которые символизировали Его смерть.

Отсюда мы узнаем, что разум учеников был затемнен предубеждением и неправильными толкованиями, бытовавшими в то время. Наш Господь открыл двери и окна их понимания.

Пул отмечает: “Он не отверзает их ум к уразумению без Писания. Он отсылает их к Библии, зная, что из Писания они не почерпнут достаточно знания о Боге, если их не просветит Святой Дух. Они истинно научены Богом, который учит понимать Писание Своим Духом. Христос почитает Писание. Дьявол обманывает тех, кого он убеждает искать учения Духа вне Писания. Дух учит через Писание и в полном согласии с Писанием”.

Корнелий а Лапиде на основании этого стиха пытается тщетно доказать, что миряне не могут понять Библию, если не будут наставлены Церковью. Он считает, что Библия не была предназначена для мирян и что апостолы обладали особым знанием Писаний.      Но этот стих не дает нам ни малейшего основания считать, что только у апостолов ум был открыт к пониманию. Наоборот, из контекста понятно, что в Иерусалиме собрались одиннадцать апостолов и “бывшие с ними”. Более того, тот факт, что наш Господь отверз ум всех к разумению, доказывает, что все: и апостолы, и неапостолы — нуждаются в наставлении свыше и что Христос, пока стоит мир, может и хочет научить всех.

Это выражение имеет достаточно общий смысл и означает следующее: “В Писании написано обо Мне так, как и произошло”. Было написано, что так должно быть, и поэтому это должно было произойти. Если бы Христос не пострадал и не воскрес, Писание не исполнилось бы. Конечно же, в первую очередь Христос имеет в виду Ис. 53, Пс. 21 и Дан. 9:26.

Здесь возникает такой вопрос: где в Ветхом Завете сказано, что Христос должен воскреснуть на третий день? Пирс считает, что об этом может говориться только в Ос. 6:2 и Ион. 1:17. Однако я убежден, что в этом отрывке, как и в 1 Кор. 15:4, главное не в том, что Христос должен был воскреснуть на третий день. Мне кажется, здесь говорится просто о том, что “написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть”         и что не надо искать в Ветхом Завете предсказания о воскресении на третий день. Я уверен, что в Писании есть много отрывков, доказывающих это, но мы о них пока еще не знаем. Никто из нас даже представить себе не может, насколько глубок смысл Ветхого Завета и как много в нем сказано о Христе.

В этих словах содержатся все главные учения Евангелия. Всем людям нужно было возвестить, что им необходимо покаяться, и тогда у них появится возможность получить прощение, что Бог желает даровать им покаяние к жизни, а Христос сделал все необходимое, чтобы их грехи были прощены. И проповедовать покаяние и прощение нужно было “во имя Христа”. Это выражение — главная часть всего предложения. Оно означает “властью Христа” и “благодаря заслугам и посредничеству Христа”.

Помните, что, если в христианском учении главное место не отводится покаянию и прощению грехов, значит, это учение не библейское и не здравое.

Буквально это греческое выражение можно было бы перевести как “во всех языческих народах”. Учитывая то, что в конце этого стиха Христос говорит об Иерусалиме, вполне возможно, что Он имел в виду, что Евангелие нужно проповедовать язычникам, равно как и иудеям.

Из этого выражения мы можем извлечь два урока.   Во-первых, апостолы и первые проповедники Евангелия не должны чураться последних из грешников: им они тоже должны предлагать спасение. Апостолы не должны думать, что город, в котором был распят их Господин, слишком плох для того, чтобы там проповедовать Евангелие. История показывает, что это повеление было дано не зря. Величайшая победа, когда-либо одержанная Евангелием, — это обращение в Иерусалиме трех тысяч человек в день Пятидесятницы. Во-вторых, спасение в первую очередь надо предлагать иудеям. Хотя они ожесточились сердцем и не верят, они по-прежнему “возлюбленные Божии ради отцов” (Рим. 11:28). К евреям нельзя относиться пренебрежительно.

Примеры из Деяний апостолов и слова св. Павла в Послании к римлянам (1:16) показывают, как верно апостолы исполняли возложенную на них обязанность проповедовать иудеям.

Этот отрывок показывает, что и христиане должны особенным образом заботиться о душах иудеев.

Обратите внимание, апостол Петр, заканчивая первую и вторую проповеди в Иерусалиме (Деян. 2, 3), точно исполнил повеление Христа. Он проповедал покаяние и прощение грехов во имя Христа.

Под словом “сему” подразумевается то же самое, что было написано об Иисусе в книгах Ветхого Завета (ср. стихи 27 и 44).

Первые ученики, а после них все служители и верующие должны были быть “свидетелями”.

Штиер отмечает: “Наш Господь назначал и посылал не ораторов, не фанатиков и даже не учителей. Прежде всего Он посылал свидетелей. Здесь повторяется мысль, высказанная в Лк. 1:2: “Как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова”.

В этом выражении говорится о Святом Духе, которого Отец в ветхозаветных книгах обещал послать и который сошел на землю в день Пятидесятницы (см. Ис. 44:3; Иоил. 2:28; Иер. 31:33; Иез. 36:27).

Заметим, что наш Господь говорит здесь, что Он пошлет Святого Духа. Этот факт показывает, что Он равен и единосущен Отцу. Мы также видим, что Дух исходит от Сына так же, как и от Отца.

Обратите внимание, что Святой Дух — это личность, а не сила. Христос мог сказать “Я пошлю” только в том случае, если бы Дух был личностью.

Отметим, что в греческом языке используется глагол настоящего времени: “Я посылаю”, а не “Я пошлю”. Это означает, что Святой Дух обязательно придет и придет скоро. Разве это не говорит о том, что с того самого времени, как Иисус произнес эти слова, ученики начали получать благодать и силу от Святого Духа?

Это необычное выражение. Оно показывает, что наш Господь хотел, чтобы ученики отправились проповедовать другим народам сразу же после дня Пятидесятницы и не задерживались в Иерусалиме дольше. Но заметьте, что на самом деле они не спешили оставлять Иерусалим.

Это слово используется в Новом Завете всякий раз, когда человек облекается в то, что ему не принадлежит (см. Рим.13:14; 1 Кор. 15:53; Гал. 3:27; Кол. 3:9, 10).

Некоторые полагали, что это выражение обозначает самого Святого Духа. Но скорее всего, оно описывает силу, которую дает Святой Дух. Очень похожее словосочетание использовалось по отношению к деве Марии: “Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя” (Лк. 1:35). Таким образом, это выражение означает: “Оставайтесь здесь, пока не облечетесь небесной силой, которую даст вам Святой Дух, которого обещал Отец и которого посылаю Я”.

Альфорд цитирует Штиера, который говорит, что дар Святого Духа был истинной и совершенной одеждой, покрывшей наготу грехопадения. Но на мой взгляд, это утверждение верно лишь отчасти. Я убежден, что истинная одежда, которая покрывает наготу, открывшуюся после грехопадения, — это вмененная всем верующим через веру в Иисуса Христа праведность Божья (Рим. 3:22). И вселяющаяся благодать Святого Духа неотделима от этой праведности, но в то же время первая отличается от последней, о чем всегда нужно помнить.

 

 

Евангелие от ЛУКИ 24:50-53

 

50  И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их.

51  И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо.

52  Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.

53  И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.

 

Этими словами оканчивается повествование св. Луки о служении Господа. Они являются достойным завершением Евангелия, которое полнотой описания благодати Христа превосходит остальные повествования о жизни и учении Господа.

Во-первых, обратим в этом отрывке внимание на то, каким удивительным образом наш Господь оставляет Своих учеников. Мы читаем, что Он “подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них”. Одним словом, Он оставлял их, благословляя.

Мы ни на мгновение не должны сомневаться в том, что в этом обстоятельстве скрывается глубокий смысл. Христос именно так покидал Своих учеников, чтобы напомнить обо всем, что Он принес с Собой в этот мир. Он хотел показать им, что Он собирается сделать после того, как покинет этот мир. Христос пришел на землю не для того, чтобы проклясть ее, а для того, чтобы благословить, поэтому, уходя, Он благословляет. Он пришел не как судья, а как друг, поэтому как друг Он и возвращается к Своему Отцу. Он был благодатным Спасителем для Своего малого стада, и теперь Он хочет, чтобы это малое стадо знало, что таким же Спасителем Он останется и впредь, даже после того, как уйдет.

Если вы по-настоящему верите, тогда всегда полагайтесь на Христа. Он больше всех остальных любит вас, больше всех сочувствует вам и дольше всех терпит. Он самый добрый. Обращаться к деве Марии, как будто она сострадает больше Христа, — значит проявлять полное невежество. Прибегать за утешением к святым, когда можно прибегнуть ко Христу, — значит обкрадывать Христа, богохульствовать. Благ был Христос, когда жил с немощными учениками, когда претерпевал крестные страдания, когда воскрес и собрал Свое рассеявшееся стадо и когда покидал мир именно так, как покидал. И даже самим Своим уходом Он благословлял! И сегодня, восседая одесную Бога, Он остается таким же благим. Он вчера, и сегодня, и вовеки тот же: Спаситель, всегда готовый обильно благословить.

Во-вторых, обратим в этом отрывке внимание на то, куда отправился наш Господь после того, как покинул мир. Мы читаем, что Он стал “возноситься на небо”.

Мы не можем полностью понять, что означают эти слова. Даже самый мудрый богослов не скажет вам, где сейчас находится Христос в Своем прославленном теле. Поэтому не стоит тратить время на создание бесполезных теорий, “вторгаясь в то, чего никто не видел” (Кол. 2:18). Для нас достаточно знать, что наш Господь Иисус Христос вошел в присутствие Бога ради верующих в Него как Предтеча и Первосвященник (Евр. 6:20; Ин. 14:2).

Как Предтеча, Иисус вошел на небеса, чтобы приготовить обители для Своих учеников. Наш великий Глава принял во владение славное наследие ради Своего мистического тела. Он будет распоряжаться им как старший брат и доверенное лицо, пока не придет день, когда Его тело станет совершенным. Как Первосвященник, Иисус вошел на небеса, чтобы ходатайствовать за всех верующих в Него. Там, в святом святых, Он представляет за них Свою жертву и тем самым обеспечивает их на каждый день милостью и благодатью. И святые оказываются ревностными до конца только потому, что Христос защищает их на небесах. У них есть вечный Ходатай перед Отцом, поэтому они никогда не будут изгнаны вон (Евр. 9:24; 1 Ин. 2:1).

Придет день, когда Иисус вернется с небес точно так же, как Он ушел. Он не будет вечно находиться в святом святых. Он выйдет оттуда, как и иудейский первосвященник, чтобы благословить народ, собрать Своих святых и совершит все (Лев. 9:23; Деян. 3:21). Будем же ждать этого дня, ждать с нетерпением и молиться. Христос умер на кресте за грешников, Христос живет на небесах, ходатайствуя, Христос вернется во славе — об этих трех великих истинах каждый христианин не должен забывать ни на мгновение.

И наконец, обратим в этом отрывке внимание на то, какие чувства испытывали ученики Христа, когда Он оставил их и вознесся на небо. Мы читаем, что они “возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога”.

Чему они радовались? Почему несколько немощных учеников, оставленных в этом злом мире, не впали в уныние, а наоборот, возрадовались? Ответ на эти вопросы краток и прост. Ученики радовались, потому что в первый раз увидели своего Господина в истинном свете. С их глаз спала пелена, тьма отступила. Все стало понятно: и то, почему Христос находился в таким унизительном положении, и то, почему Он страдал на кресте, и то, как возможно было, что Он, будучи Мессией, претерпевал мучения, и то, почему Он, Сын Божий, был распят. Ученики все поняли. Их сомнения исчезли, камня преткновения не стало. Теперь они обрели ясное знание, и это вселило в их сердце небывалую радость.

Твердо помните, что многие верующие мало радуются, потому что мало знают. Слабая вера и не всегда правильная жизнь — это две главные причины, по которым многие дети Божьи не могут достичь мира. Вполне вероятно, что размытое представление Евангелии — это истинная причина духовного дискомфорта, который испытывают некоторые верующие. Они плохо знают и плохо понимают своего Господа Иисуса и поэтому мало радуются в Господе.

Давайте, заканчивая изучение Евангелия от св. Луки, примем для себя решение — год от года стремиться к более полному духовному знанию. Будем глубже исследовать Писания и сердечнее молиться. Многие верующие изучают Писание поверхностно, не имея понятия о том, что, углубившись, в нем можно найти несметные сокровища. Пусть слово вселяется в вас обильно. Читайте Библию как можно прилежнее, и тогда вы вкусите радость и мир веры и узнаете, что такое “всегда прославлять и благословлять Бога”.

 

 

Примечания

Лк. 24:50-53

 

Знаменательно, что вознесение нашего Господа произошло близ Вифании. Это небольшая деревенька находилась рядом с Елеонской горой. В Вифании жили Мария, Марфа и Лазарь. Вполне вероятно, что они видели, как наш Господь покидал землю.

Эта деталь полна смысла. Благословение имело большое значение, потому что показывало, что отношение Христа к Церкви, с которым Он покидал землю, не изменилось на небесах. Это благословение было символом того, что Господь принял служение первосвященника и что Он доведет Свое дело до конца в день второго пришествия.

Гилл замечает: “Христос поднял руки не для того, чтобы возложить их на учеников, не потому, что молился, не потому, что молитвой хотел благословить учеников. Как Аарон, поднял руки и благословил израильский народ, после того как совершил жертвоприношение (Лев. 9:22), так и Христос, как великий Первосвященник, принеся Себя в жертву за грех Своего народа, поднял руки и благословил его со властью”.

Греческое слово, переведенное как “отдаляться”, означает “стоять поодаль”. Один немецкий комментатор считает, что перед тем как вознестись, Христос отошел от учеников на некоторое расстояние. Однако принято считать, что это слово описывает, как Он отдалялся, возносясь на небеса.

Совершенно бесполезно строить теории относительно того, где оказалось тело Христа после Его вознесения. Для нас достаточно знать, что Господь вошел в присутствие Бога ради нас и что Он придет снова точно таким же образом, как Он ушел (Деян. 1:11).

Бургон замечает: “Эти прекрасные слова означают, что Христос скорее был взят от людей, которых Он любил, чем покинул их по Своей воле. [В греческом тексте использован глагол страдательного залога, который более точно на русский язык нужно было бы перевести как “стал возносим”. — Прим. пер.] Говорится, что Христос томился от нетерпения, ожидая страданий (Лк. 12:50), но нигде не сказано, что Он с нетерпением ожидал вознесения. Он не оставил Своих учеников, но был отделен от них”.

Это первое поклонение, которое совершили ученики. Сейчас они точно знали, что Христос — Мессия и Бог. Именно поэтому они радовались, как написано в этом стихе. Теперь им все стало понятно. Тьма прошла, и воссиял истинный свет (1 Ин. 2:8).

Это выражение не означает, что они никогда не выходили из храма. Оно говорит нам только о том, что они каждый день посещали храмовые служения, собирались во дворах храма, особенно во время молитвы (Деян. 3:1). Это же греческое слово используется в отрывке, в котором говорится, что Корнилий всегда молился Богу.

Нужно помнить, что в храме собирались все благочестивые иудеи Иерусалима. Его просторные дворы вмещали многочисленных богопочитателей, так что они даже не мешали друг другу. Об апостолах сказано, что они “всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе” (Деян. 5:42). Скорее всего, так было заведено, что все религиозные люди собирались в храме, поэтому апостолы смогли проповедовать там Евангелие.

Мальдонат обращает внимание на тот факт, что Евангелие от Луки начинается с описания служения Захарии в храме и заканчивается также упоминанием о храме.

Бургон говорит: “Как только они пришли в храм, служение в нем наполнилось новым смыслом. Песнь Моисея стала для них песней Агнцу. И псалмы зазвучали для них на другом языке, потому что теперь они говорили им только о Христе. Будем же и мы теперь “пребывать всегда в храме, прославляя и благословляя Бога””.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.