Джон Чарльз Райл
Размышления над Евангелием от Луки
Глава 19.
Евангелие от ЛУКИ 19:1-10
1 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.
2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,
3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,
4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;
8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,
10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
В этих стихах описывается обращение души. Христиане должны хорошо знать эту историю, как, впрочем, и историю обращения Никодима и женщины-самарянки. Наш Господь Иисус Христос никогда не меняется. То, что Он делал для людей тогда, Он хочет и может сделать сегодня.
Во-первых, из этих стихов мы узнаем, что нет настолько плохих людей, чтобы они не могли получить спасение, и что сила Христовой благодати может преодолеть все. Лука рассказывает о богатом мытаре, который стал учеником Христа. Произошло невероятное событие: верблюд прошел сквозь игольные уши, то есть богатый вошел в царствие Божие. Вся эта история — яркое доказательство тому, что для Бога возможно все. Алчный сборщик податей превратился в щедрого христианина!
Дверь надежды, которую открывает Евангелие грешникам, широко раскрыта. Верьте, что Христос “всегда может спасать приходящих чрез Него к Богу” и что самые грешные грешники могут даром получить прощение, если придут к Нему. Поэтому мы смело можем проповедовать Евангелие самым нечестивым людям, говоря при этом: “У вас есть надежда. Только покайтесь и поверьте. Если будут грехи ваши, как багряное, — Бог как снег убелит; если будут красны, как пурпур, — как волну убелит” (Ис. 1:18). Мирские люди могут подумать, что это учение безрассудно и что оно подрывает всякую нравственность. Но это учение суть Евангелия Того, кто спас Закхея из Иерихона. Во врачебной практике встречаются безнадежные случаи. Но не бывает безнадежных случаев для Евангелия. Любой грешник, приходящий ко Христу, исцелится.
Во-вторых, из этого отрывка мы узнаем, что очень часто спасение человека зависит от малого и незначительного. Лука пишет, что Закхей “искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом”. Им двигало простое любопытство. Поскольку он не смог увидеть Иисуса с дороги, он забрался на дерево, и это его незначительное, казалось бы, действие сыграло решающую роль в спасении его души. Наш Господь остановился под этим деревом и сказал: “Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме”. И с этого момента все изменилось в жизни Закхея. В тот вечер он стал христианином.
Никогда нельзя пренебрегать маловажным (Зах. 4:10). Все имеет значение, когда речь идет о душе. Дух Святой ведет людей ко Христу путями таинственными и неисповедимыми. Он всегда начинает действовать так, что со стороны невозможно ничего увидеть. У всего есть начало. А у духовной жизни начало почти всегда незаметное. Этот нерадивый брат стал использовать средства благодати, которыми до этого пренебрегал? Он начал ходить в церковь и слушать Евангелие, хотя долгое время этого не делал? Если да, то вспомните Закхея и надейтесь. Не смотрите на брата подозрительно, думая, что мотивы его нечисты. Лучше слушать Евангелие из простого любопытства, чем не слушать его вообще. Этот брат — как Закхей на дереве! Кто знает, может быть, однажды он с радостью примет Христа?
В-третьих, из этих стихов мы узнаем о сострадании Христа к грешникам и о Его власти менять их сердца. В этих стихах приведен самый яркий тому пример. Наш Господь Сам остановился и заговорил с Закхеем. Христос Сам предложил отужинать в доме этого грешника. И Сам послал в сердце этого человека обновляющую благодать Духа и сделал его одним из детей Божьих (Иер. 3:19).
Эта история показывает, что благодать нашего Господа Иисуса Христа настолько велика, что мы даже представить себе не можем. Он всегда готов спасать грешников и всегда может спасти их. Кроме того, эта история показывает, что спасение дается не по делам, а по благодати. Закхей не сделал ровным счетом ничего, чтобы заслужить спасение, но тем не менее получил его. Никогда не забывайте об этом. Учение о благодати бесценно. Только благодать, данная даром, может успокоить человека на смертном одре. Будем же говорить о благодати всякому, с кем разговариваем о духовном. Будем призывать людей прийти ко Христу такими, какие они есть. Будем убеждать их не ждать, когда они станут лучше или почувствуют себя достойными подойти к Богу. Будем говорить им, что Иисус Христос ждет их, что Он поселится в их грешных сердцах, если они только примут Его. “Се, стою у двери и стучу, — говорит Господь, — если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною” (Откр. 3:20).
И наконец, из этих стихов мы узнаем, что, если грешник по-настоящему обратился, его жизнь непременно меняется. Лука говорит, что “Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо”. Эти слова доказали реальность его обращения, а также то, что Закхей стал новым творением. Когда богатый начинает раздавать свои богатства, а вор возвращать похищенное, мы точно можем сказать, что старое прошло в их жизни, а теперь началось все новое (2 Кор. 5:17). Своими словами Закхей показал, что принял решение. “Я отдам... я воздам...”, — сказал бывший мытарь. Он не сказал: “Я потом отдам”. Нет, даром прощенный, воскресший Закхей ощутил, что должен немедленно показать, кем он стал и кому теперь служит.
Человек, который хочет доказать, что он истинный верующий, должен поступить так, как поступил Закхей. Он должен отказаться от грехов, которые раньше легко овладевали им, и начать развивать в себе христианские добродетели, которыми раньше пренебрегал. Верующий должен жить так, чтобы каждый видел, что он верующий. Если вера не очищает сердце и жизнь, значит, это не вера. Благодать — это свет и соль. Если этот свет нельзя увидеть, а соль почувствовать на вкус, значит, это не благодать, а лицемерие. Если человек говорит, что знает Христа и доверяет Ему, но в то же время цепляется за грех и за мир, значит, он идет прямой дорогой в ад. Сердце, которое вкусило благодать Христа, неизбежно начинает ненавидеть грех.
Заканчивая изучение этого отрывка, постарайтесь хорошо запомнить последний стих: “Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее”. Христос хочет, чтобы мы познали Его больше как Спасителя, чем как Судью. Проверьте, что и вы знаете Его как Спасителя. Обратившись и получив спасение, искренне спросите себя: “Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?” (Пс. 115:3). Однажды получив спасение, не жалуйтесь, как не жаловался Закхей, что Бог требует от вас отречься от себя.
Примечания
Лк. 19:1-10
Это выражение очень часто употребляют авторы Нового Завета тогда, когда собираются описать какое-то чудо. Таким образом использованное здесь, оно означает, что обращение Закхея было событием необычным.
Обратите внимание, что эта история связана с предыдущей главой самым тесным образом. Там описывалось, насколько сложно богатому человеку получить спасение. Сейчас же евангелист, вдохновленный Святым Духом, показывает нам, что для Бога нет ничего невозможного.
Комментаторы разнятся во мнениях о том, был ли Закхей иудеем или язычником. Киприан, Тертуллиан, Златоуст, Амвросий, Беда и Мальдонат полагали, что он был язычником. Но все же большинство толкователей считают, что он был иудеем, потому что мытари обычно были иудеями. Более того, его имя очень похоже на иудейское.
Пеликан высказывает мнение, что Закхей в этот момент уже находился под влиянием Святого Духа. Комментатор сравнивает Закхея со старым Симеоном в храме, который возрадовался духом, когда увидел младенца Иисуса. Но мне такое предположение кажется весьма маловероятным. Я согласен с Буркиттом, Пулом и Скоттом, что Закхей искал видеть Иисуса из любопытства, хотя Бог и использовал это любопытство, чтобы обратить его.
Обратите внимание, что такое поведение Закхея вызвало насмешки окружающих. Богатый мытарь сначала долго бежал по дороге, а потом взобрался на дерево, чтобы посмотреть на какого-то учителя. Конечно же, это выглядело очень смешно! Но все же такое поведение показывает, что Закхея не заботило мнение толпы. Если он хотел чего-то, то добивался. Он захотел увидеть Иисуса — и увидел.
Обратите внимание, что это уникальный случай: никогда больше наш Господь не приходил в дом, куда Его не приглашали. Христос иногда приходит туда, где Его не ждут (Ис. 65:1).
Этот отрывок — еще одно доказательство тому, что наш Господь обладает совершенным знанием. Он знал не только имя человека, сидевшего на смоковнице, но и видел состояние его сердца (см. Ин. 1:48).
Именно с этого началось обращение Закхея. Знаменитый учитель совсем неожиданно для него, мытаря, предложил принять Его. Предложение Христа послужило средством, с помощью которого Святой Дух изменил сердце Закхея. Иногда происходит так, что самые великие грешники обращаются, услышав весть о том, что Христос любит их и заботится о них, хотя они того и не заслужили. Эта весть очень часто растапливает каменные сердца.
Здесь имеется в виду, что роптать начали фарисеи и фарисействующие, а не ученики.
Это греческое слово используется еще один раз — в Лк. 15:2. И там, и здесь оно употребляется для того, чтобы показать, какие чувства испытывают самоправедные фарисеи, когда видят, что Христос принимает грешников.
Это выражение дает основание полагать, что Закхей был иудеем, а не язычником. Если бы он был язычником, то фарисеи не преминули бы об этом сказать нашему Господу, но они вспомнили только о том, что он был грешником.
Некоторые предполагают, что наш Господь провел в доме Закхея день или два, и эти слова Закхей произнес уже в конце пребывания Христа. Но все же для такого предположения нет твердого основания. Вероятнее всего, что наш Господь только отужинал с Закхеем, а потом продолжил Свое путешествие.
Логично предположить, что Закхей сначала собирался вернуть то, что он получил неправедным путем, и только потом отдать нищим половину того, что останется. В противном случае получилось бы, что он отдал бы то, что по праву ему не принадлежало.
Обратите внимание, что Закхей с радостью был готов отдать половину своего имущества бедным, а богатый начальник, описанный в предыдущей главе, не захотел отдать ни копейки. Наш Господь заповедал начальнику сделать то, что можно сделать только с помощью благодати.
Настоящее время глаголов “отдам”, “воздам” указывает, что Закхей решил не откладывать исполнение своего обещания.
Василий Великий в одной из своих работ высмеивает тех, кто щедр к бедным только в своих мыслях и кто жертвует деньги только тогда, когда их все равно сохранить у себя невозможно или они уже не нужны. Закхей же проявил щедрость еще при жизни.
Слово, которое здесь использовано, — особое. Оно встречается в Новом Завете еще в Лк. 3:14, где говорится, что воины не должны брать больше положенного им.
Первоначально, в классическим греческом языке этим словом с таким корнем называли человека, который доносил о том, что кто-то незаконно экспортировал смоквы. Потом оно стало употребляться и по отношению к человеку, который клеветал на другого или сплетничал, и наконец, оно стало обозначать человека, который занимался вымогательством, прикрываясь законом.
Обратите внимание и на это выражение. Оно обозначает, что Закхей полностью раскаялся в прежней жизни, поскольку собрался заплатить за причиненный ущерб намного больше, чем того требовал Моисеев закон.
Бургон отмечает: “Закхей выбрал для себя самую суровую меру наказания из тех, что содержались в законе. Если кто-то украл овцу и скрылся, то закон в качестве наказания требовал дать за нее четыре (Исх. 22:1). Если же вор был пойман с поличным, то ему надо было заплатить за то, что он украл, лишь двойную цену (Исх. 22:4). Если же кто-то сознался в своем преступлении, то он должен был вернуть украденное и добавить всего лишь пятую часть в качестве компенсации за соделанное (Числ. 5:7). Следовательно, Закхей осудил сам себя очень сурово”. Будем же и мы поступать так же, когда раскаиваемся.
Некоторые комментаторы считают, что это выражение означает, что вся семья Закхея обратилась. Но мне такое толкование кажется весьма надуманным и безосновательным. “Спасение приходит в дом” тогда, когда его глава спасается.
Возможно, Христос сказал так, имея в виду фарисеев, которые смеялись над мытарями и грешниками, считая, что они недостойны вечной жизни. Господь же говорит, что как бы самоправедные фарисеи ни презирали Закхея, он истинный сын Авраама. Да, он буквально его наследник. Но кроме того, он сын Авраама и в другом смысле, о котором фарисеи не догадывались. Он ходил путями Авраама в вере и делах, а фарисеи этого не делали. Он не только по крови был родственником патриарха, но и по сердцу.
Это выражение Иисуса — Его ответ всем тем, кто не понимал, почему Он “зашел к грешному человеку”.
Господь говорит, что эти люди не понимают, зачем Он пришел в этот мир. Он пришел, чтобы спасти грешников. И Он не стыдился заходить к таким людям, как Закхей, и принимать их в число Своих учеников. Одним словом, “Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее”.
То же самое ответил наш Господь фарисеям, когда те обвинили Его в том, что Он принимает грешников, ест и пьет с ними (об этом говорится в Лк. 15).
Евангелие от ЛУКИ 19:11-27
11 Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие.
12 Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться;
13 призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.
14 Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.
15 И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.
16 Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин.
17 И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов.
18 Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин.
19 Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.
20 Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок,
21 ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.
22 Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял;
23 для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?
24 И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.
25 И сказали ему: господин! у него есть десять мин.
26 Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
27 врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.
Понятно, с какой целью Христос рассказал эту притчу. Он хотел показать ученикам, что царство Христа будет не таким, каким они его себе представляют. Христос говорит о том, что есть сейчас, и о том, что будет, и эти Его слова должны заставить задуматься каждого человека, называющего себя христианином.
Во-первых, из этой притчи мы узнаем, какое положение занимает сейчас наш Господь Иисус Христос. В притче Он сравнивается с некоторым человеком высокого рода, который отправился в дальнюю страну, чтобы “получить себе царство” и возвратиться.
Когда наш Господь покинул этот мир, Он вознесся на небеса как победитель, пленив плен. На небесах он восседает одесную Отца, ходатайствуя как Первосвященник за всех верующих людей. Но Он не будет восседать там всегда. Он придет снова из святого святых, чтобы благословить Свой народ. Он вернется в силе и славе, чтобы повергнуть всякого врага под ноги Свои и установить Свое царство на земле. Сегодня еще все не покорено под ноги Его, а дьявол по-прежнему князь мира (Евр. 2:8; Ин. 16:30). Но однажды все изменится. Когда Христос вернется, то завладеет всеми царствами мира.
Помните об этом. Думая о Христе, не забывайте, что Он придет во второй раз. Хорошо, если вы твердо уверены, что Он жил для вас, умер для вас, воскрес для вас и ходатайствует за вас. Но будьте уверены также и в том, что Он вскоре придет снова.
Во-вторых, из этой притчи мы узнаем, какое положение занимают сейчас люди, называющие себя христианами. Наш Господь сравнивает их с рабами, которым господин, уходя, оставил в распоряжение деньги и строго при этом наказал с выгодой их использовать. Они должны были “употреблять их в оборот” до тех пор, пока не вернется господин.
Блага, которыми пользуются христиане, в сравнении с тем, что есть у язычников, — это “мина”, которую дал им Христос и за использование которой Он однажды с них спросит. Мы не будем в день суда стоять в одном ряду с африканцами и китайцами, которые никогда не слышали о Библии, Троице и распятии. Но, к сожалению, многие из нас очень слабо представляют себе, какая ответственность на них лежит. Кому много дано, с того много и спросится.
А вы “употребляете ли в оборот” мину Христа? Живете ли вы, помня о том, кому вы должны и кому однажды придется давать отчет? Только такая жизнь достойна разумного человека. Если кто-то будет приглашать вас предаться миру и развлечениям, скажите ему, что ваш Господин повелел вам заботиться о Его минах. Скажите ему, что вы не пойдете у него на поводу, потому что ждете своего Господа и хотите, чтобы Он нашел вас приобретающими для Него.
В-третьих, из этой притчи мы узнаем, каждый человек, называющий себя христианином, даст отчет Христу. Мы читаем, что когда господин вернулся, то “велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел”.
Придет день, когда Господь Иисус Христос будет судить Свой народ и воздаст каждому по его делам. Жизнь не всегда будет течь так же, как сейчас. Хаос, лживое исповедание веры, ненаказанный грех не вечно будут обитать на земле. Скоро будет установлен великий белый престол и Судья всех и вся воссядет на нем. Мертвые восстанут из могил, а живые предстанут пред судилищем. Книгу жизни откроют. Богатые и бедные, образованные и неграмотные, интеллигенты и простые люди — все дадут Богу отчет.
Помните, что будет суд, поэтому живите соответственно. Исполняйтесь терпением, когда видите, что нечестие одерживает победу. Время коротко. Бог видит нечестивцев и запоминает каждое их действие. Есть над ними высший (Еккл. 5:7). Кроме того, живите с мыслью, что однажды и вы предстанете пред судилище Христово. Судите же себя, чтобы Господь не осудил вас. Помните, что сказал св. Иаков: “Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы” (1 Кор. 11:31; Иак. 2:12).
Далее, из этой притчи мы узнаем, что все истинные христиане получат свою награду. Господь говорит, что верные рабы однажды обретут славу и почет. Каждый получит награду, соответственную его усердию. Одного поставят над десятью городами, другого — над пятью.
Люди Божии в этой жизни получают сравнительно малое воздаяние за свои добрые дела. Часто их считают слугами зла. Они входят в царствие Божье через многочисленные несчастья. В этом мире они встречают мало хорошего. Их благочестие вознаграждается не земными наградами, а миром, надеждой и радостью в вере. Но однажды они все-таки получат свою награду сполна. Бог возместит им все и даже даст намного больше того, что дали они в свое время для Христа. К своему удивлению люди Божии обнаружат, что получили во сто крат больше того, что отдали своему Господину.
Почаще думайте о том хорошем, что ждет вас впереди. “Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется” (Рим. 8:18). Пусть мысль о грядущей славе радует вас в час нужды и поддерживает в трудную минуту. Конечно, “много скорбей у праведного” (Пс. 33:20). Будем же, подобно Моисею, взирать на воздаяние (Евр. 11:26).
И наконец, из этой притчи мы узнаем, что будет с неверными христианами в последний день. Мы читаем об одном рабе, который не захотел пускать деньги своего господина в оборот и поэтому “завернул ее в платок”. Лука повествует о том, как неумело раб оправдывал себя и как в конце концов был наказан за то, что не использовал то, чем обладал. Очевидно, что этот раб символизирует всех нечестивцев, а его наказание — их печальный конец в день суда.
Никогда не забывайте, какой конец ждет всех нечестивых людей. Рано или поздно все неверующие и нераскаявшиеся будут постыжены перед всем миром, лишены средств благодати и надежды на славу и изгнаны в ад. И в последний день уже ничего нельзя будет исправить. Ложное исповедание веры и формализм не выдержат Божьего суда. Выстоит только благодать. Люди в последний день узнают, что такое гнев Агнца. Они не смогут оправдаться перед судилищем Христа. И даже самые невежественные поймут, что у них было достаточно знания, чтобы принять Христа, но они не воспользовались им, и за это будут осуждены. А те, кто закопал свой талант и не пользовался благами Божьей благодати подумают, что лучше им было и не рождаться.
Все это очень серьезно. Кто выстоит в последний день, когда господин потребует дать отчет об использовании Его мин? Слова святого Петра очень подходят, чтобы завершить эту притчу: “...ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире” (2 Пет. 3:14).
Примечания
Лк. 19:11-27
Только что наш Господь говорил, что пришел в этот мир ради великой цели — взыскать и спасти погибшее. Возможно, Его слушатели думали, что Он пришел, чтобы восстановить израильское царство и избавить иудеев от римского господства. Христос понимал это, и, чтобы они не заблуждались, рассказал им эту притчу.
Эта притча очень похожа на притчу о талантах, которая записана в Евангелии от Матфея. И все же это не одна и та же притча. Очевидно, что они были рассказаны в разное время: они различаются одним важным обстоятельством — суммой денег, данной рабам. У Матфея все рабы получили разное количество денег, а у Луки — одно и то же.
Ученики ожидали, что, как только наш Господь войдет в Иерусалим, Он провозгласит Себя царем и увенчает Свои чудеса царствованием на земле.
Но Иисус открывает их глаза, показывая, какое положение Он вскоре займет и какое положение должны будут занять они. Он вообще собирается покинуть их, чтобы принять царство. А они получат большие благословения, и от того, насколько верно они будут пользоваться ими, зависит то место, которое они будут занимать в Его царстве. Однажды Он установит Свое царство на земле. Но прежде ученикам многое нужно сделать и многое вынести. Христос призывает их лучше подумать об обязанностях, которые Он сейчас возлагает на них, чем тратить время на размышления о царстве, которое придет еще очень не скоро.
Очевидно, что этот высокородный человек образ самого Христа.
Августин полагает, что это образ того, что Христос оставил иудеев и пошел к язычникам. Мне же больше нравится точка зрения Феофилакта и Евтимия, которые считали, что это образ вознесения Христа на небеса.
Большинство комментаторов согласны, что здесь описывается обычай, бытовавший во времена земной жизни нашего Господа в восточных странах. Цари и управляющие государств, входивших в состав Римской империи, отправлялись в Рим, чтобы из рук римского императора получить царскую власть. Иосиф Флавий, например, упоминает, что Архелай из семьи Ирода ходил к императору и что иудеи отправили вслед за ним посольство, чтобы убедить Августа не назначать его на царский трон, но Август их не послушал. Альфорд замечает, что Господь Иисус вполне мог построить Свою притчу на этом обычае, ибо сказана она была возле Иерихона, города, в котором Архелай построил себе огромный царский дворец.
Кемнитей и другие комментаторы полагают, что рабы в этой притче — это образ служителей Евангелия. Но мне кажется, что этот образ нужно понимать намного шире. С моей точки зрения, рабы — это все люди, которые исповедуют себя христианами. Крестившись, они все засвидетельствовали, что являются воинами и рабами Христа.
Так переведенное греческое слово встречается только здесь. Существительное, образованное от этого глагола, употребляется во 2 Тим. 2:4. Там оно переведено словом “дела”.
Это выражение образно описывает отношение иудеев ко Христу, проявлявшееся и во время Его земной жизни, и после вознесения на небеса. Их ненависть — это свидетельство их жестокосердия и упрямого неверия.
Феофилакт замечает, что это выражение очень похоже на слова, которые прокричали иудеи, когда Иисус стоял перед Пилатом. Правитель спросил их: “Царя ли вашего распну?”. А они ответили: “Нет у нас царя, кроме кесаря! Распни Его! Распни!”.
В этой части притчи описывается второе пришествие Христа. Царство, о котором мы просим в молитве “Отче наш”, еще не пришло.
Эти слова описывают суд над всеми людьми, называющими себя христианами, который состоится тогда, когда вернется Христос. Он потребует отчет за все.
В словах раба проявилось его смирение. Он не сказал: “Я принес тебе десять мин за одну”. Нет, он сказал: “Твоя мина принесла десять мин”. Нам нечем хвалиться. Все, что мы имеем, мы получили.
Каждому из рабов была дана очень малая сумма денег. Но наш Господь хочет показать нам, что как бы малы ни были способности и возможности человека, он должен использовать их так же правильно, как он использовал бы их, если бы их было много. Христос хочет научить нас, что даже самый бедный и смиренный христианин не останется незамеченным у Бога, если будет верно использовать свою мину. Христос требует от нас верности, независимо от того, много или мало мы имеем.
Обратите внимание, что раб, который превратил одну мину в десять, получил в управление десять городов, а раб, который превратил одну мину в пять, получил в управление пять городов. Их награда соответствовала их усердию. Из этого отрывка, как, впрочем, и из других мест Писания, следует учение о награде по делам. На небеса мы попадаем только по благодати. Но мера славы на небесах будет зависеть от наших дел. “Каждый получит свою награду по своему труду”.
Генри замечает: “На небесах будут меры славы. Каждый сосуд будет наполнен, но сосуды будут разного размера. А мера славы там будет соответствовать тому, насколько усердно мы трудимся здесь” (1 Кор. 3:8).
Некоторые комментаторы пытаются аллегорически толковать это выражение и утверждают, что, поскольку платки использовались для того, чтобы закрывать лицо умершего человека, это выражение символизирует спящую совесть и мертвую душу. Но мне кажется, что это всего лишь сюжетная деталь притчи.
Этими словами интересно описывается сердце необращенного человека. Как Адам и Ева, которые съели запретный плод, он боится своего небесного Господина и не любит Его. Как и роптавшие в пустыне израильтяне, он критикует действия своего Господина, называя Его жестоким и несправедливым.
Негативное отношение к Богу — это признак необратившегося человека. Сначала он превратно объясняет Его действия, а потом оправдывает себя в том, что не любит Его и не служит Ему.
Это выражение в заключительной части притчи не надо понимать буквально. Сюжет притчи — это описание того, как господин, обыкновенный человек, обращается со своими рабами. Притча показывает, как Христос будет поступать с людьми и как будет судить нечестивых в день суда, но это не означает, что на последнем суде будут сказаны именно такие слова, какие господин говорил своим рабам в этой притче.
Господин, осуждая своего нерадивого раба, говорит: “Ты знал...”. Это означает, что люди, которые будут осуждены в последний день, знали достаточно, чтобы получить спасение, но не захотели этим знанием воспользоваться.
Заметьте, что неверный слуга не подвергся никакому наказанию, в то время как в притче о талантах слуга, который закопал свой талант, был наказан. Но это не означает, что неверные христиане не будут приговорены к наказанию в последний день. В притче господин лишил своего нерадивого раба всех привилегий, и это значит, что все неверные христиане будут навечно изгнаны от Христа. К тому же нужно помнить, что мы читаем притчу, а не точное описание событий, которые произойдут в последний день. Однако наказание неверных христиан будет похоже на наказание, к которому приговорил царь своих неверных слуг.
Не совсем понятно, о ком в этом предложении идет речь. То ли так сказали те люди, которые слушали притчу Христа (в восточных странах было обычным явлением перебивать говорящего каким-то вопросом), то ли этот вопрос задали действующие лица притчи. Но при любом толковании смысл этого выражения не меняется: оно показывает, что честь, которой удостоятся верные христиане в последний день, будет настолько велика, что повергнет их в изумление.
Некоторые полагают, что такой вопрос зададут ангелы, которые будут помогать в осуществлении последнего суда. Но это предположение слишком невероятное.
“Имеющий” — это каждый христианин, который не только имеет благословения, но и пользуется ими для блага своей души. “Неимеющий” — это человек, который только называет себя христианином, которого удовлетворяет формальное христианство и который не делает ничего, чтобы принести своей душе благо или прославить Бога.
Христиане из язычников, не воспользовавшиеся Евангелием должным образом, скорее всего, пророчески описаны в последней части этого стиха.
Этот стих означает, что иудеи, которые упорствовали в своем неверии, когда Христос жил среди них, и умерли в своем неверии, будут наказаны в последний день самым страшным наказанием. Бог воскресит их и приведет пред судилище Христово, где им вынесут приговор, соответственный их многочисленным грехам, за убийство Господа славы. Христос предсказывает Своей притчей, что хотя они будут торжествовать, когда Его распнут, для них придет день расплаты. Однажды Анну, Каиафу и их сообщников приведут к Иисусу из Назарета и накажут перед Ним.
Напоследок отметим, что в этой притче описывается три рода людей.
Во-первых, люди, которые открыто выступают против Христа и Его Евангелия. Это образ иудеев, которые отказались принять нашего Господа, а также всех неверующих, живущих сегодня.
Во-вторых, верные христиане. Это образ всех тех, кто использует Евангелие для блага своей души и славы Божией.
В-третьих, неверные, номинальные христиане, которые знают Евангелие, но не принимают его сердцем. Согласно притче, обратите на это внимание, они не враждуют со Христом и не нарушают Его повеления открыто. Но они прячут свою мину в платок. Они получили великий дар от Бога, но не используют его. И в конце станет ясно, что этим они приготовили себе вечную погибель.
Евангелие от ЛУКИ 19:28-40
28 Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим.
29 И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих,
30 сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите;
31 и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу.
32 Посланные пошли и нашли, как Он сказал им.
33 Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка?
34 Они отвечали: он надобен Господу.
35 И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса.
36 И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге.
37 А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они,
38 говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!
39 И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.
40 Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.
Во-первых, отметим, что наш Господь Иисус Христос знает все. Он посылает двух Своих учеников в селение и предсказывает, что они найдут там “молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился”. Христос говорит об этом с такой уверенностью, как будто все уже давно запланировано и оговорено. Он говорит как тот, который видит все и знает все и от которого ничего не сокрыто.
Внимательный читатель скажет, что подобный вывод можно сделать и на основании других отрывков из Евангелия. В одном месте написано, что Христос знал мысли Своих врагов. В другом — что Он знал, что в человеке. В третьем — что Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его (Мтф. 12:25; Ин. 2:25; Ин. 6:64). Подобное знание присуще только Богу. И поэтому вышеперечисленные отрывки призваны напомнить нам, что “человек Иисус Христос” был не только человеком. Он был также Богом, благословенным во веки (Рим. 9:5).
Мысль о том, что Христос обладает совершенным знанием, должна встревожить грешников и пробудить в них желание покаяться. Великий Глава церкви знает все их дела. Судья всего видит и замечает, какими путями они ходят. “Нет тьмы, ни тени смертной, где могли бы укрыться делающие беззаконие” (Иов. 34:22). Даже если они скроются в своей комнате, Христос увидит их там. Если они замышляют злое, Христос знает об их планах. Если они тайно наговаривают на праведных, Христос слышит их. Они могут всю свою жизнь обманывать людей, но они не могут обмануть Христа. Придет день, и “Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа” (Рим. 2:16).
Мысль о том, что Христос обладает совершенным знанием, должна успокаивать всех настоящих христиан и поощрять их упорство в добрых делах. Око господина всегда над ними. Он знает, где они живут, какие испытания преодолевают, какие люди их окружают. Иисус слышит каждое их слово и знает каждое помышление. Пусть же это ободряет их, когда их не понимают в мире или клевещут на них. Это не имеет никакого значения, ибо они могут сказать: “Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя” (Ин. 21:17). Пусть же они уверенно идут по узкому пути и не сворачивают ни направо, ни налево. Когда грешники соблазняют их, а слабые в вере братья говорят: “Пожалей себя!”, пусть они отвечают так: “Мой Господин смотрит нам меня. Я хочу жить, помня, что нахожусь перед взором Христа”.
Во-вторых, отметим, что в последний раз Господь вошел в Иерусалим при большом скоплении народа. Он въехал туда на осле, как царь, который въезжает в свою столицу, или как триумфатор, который возвращается в свою страну. “Множество учеников” окружили Его на дороге к Иерусалиму. Они “в радости велегласно славили Бога”. Все, что происходило, было необычно для Христа. Он почти всегда удалялся от толпы в пустыню и очень часто запрещал людям, которых исцелил, рассказывать о том, что Он сделал. Но сейчас все было не так. Скромность была отложена в сторону. Казалось, Христос искал внимания людей. Он хотел, чтобы все видели, что Он делает.
На первый взгляд совершенно непонятно, почему в самый критический момент Своего служения наш Господь повел Себя именно так. Но если поразмышлять немного, то все становится очевидным. Он знал, что подходит время, когда Ему нужно будет умереть за грешников на кресте. Он практически закончил свое земное служение пророка. Ему оставалось только стать жертвой за грех и заместителем грешников. Но прежде Он хочет привлечь к Себе внимание всего иудейского народа. Агнец Божий вскоре будет заклан, а великая жертва за грех принесена. Все израильтяне должны видеть эту жертву. Жертвоприношение не должно совершиться тайно.
Будем же всегда благословлять Бога за то, что великое множество людей знало о смерти нашего Господа Иисуса Христа. Если бы Его просто побили камнями в порыве чувств или тайно обезглавили в темнице, как Иоанна Крестителя, многие иудеи и язычники не поверили бы вообще, что Сын Божий умер.
Мудрость Божья все устроила так, что люди не могут отрицать смерть Сына Божьего. Что бы они ни думали о Его искупительной смерти, они не могут отрицать сам ее факт. Множество людей видело, как Иисус въезжал в Иерусалим за несколько дней до Своей смерти. Множество людей слышало, как Он проповедовал там, пока Его не предали. Множество людей видело, как Его привели к первосвященникам и Пилату, а потом осудили. Множество людей видело, как Его вели на Голгофу, а затем прибили там ко кресту. Смерть Господа за грешников стала самым главным событием в Его служении и, кроме этого, ее свидетелями были многие иудеи. Через эту смерь мир получил жизнь (Ин. 6:51).
Закончим же изучение этого отрывка на радостной ноте. Подумайте, как радовались ученики, когда Христос входил в Иерусалим, чтобы там быть распятым. Мы же будем радоваться несравненно больше, когда Господь придет во второй раз, чтобы царствовать. Радость учеников вскоре сменилась печалью и горем. Наша же радость никогда не кончится. Радость учеников омрачили злобные насмешки врагов, замышлявших преступление. Нашу же радость не сможет омрачить никто и ничто. Никто не скажет и слова на Царя, который войдет в Иерусалим во второй раз. Пред именем Иисуса преклонится всякое колено и всякий язык исповедает, что Христос есть Господь (Фил. 2:11).
Примечания
Лк. 19:28-40
Обратите внимание, что вход в Иерусалим — это одно из немногих событий из жизни нашего Господа, которое описывается во всех четырех евангелиях. Очевидно, это событие имело первостепенную важность.
Некоторые комментаторы пытаются найти аллегорическое объяснение всему происходившему, но, честно говоря, мне их изыскания кажутся весьма сомнительными. Я не думаю, что осел — это образ церкви из язычников, а вход Господа в Иерусалим — образ того, что язычники примут Евангелие.
Стоит также отметить, что даже для человека из высокого рода не было ничего постыдного в том, что он ехал на осле. На Востоке на ослах часто ездили даже очень знатные люди (см. Суд. 5:10).
Не совсем ясно, произвели ли эти слова какое-то чудесное действие на хозяина осла или он подумал, что его осла хочет одолжить какой-то знатный человек. Мне кажется, что первое предположение более вероятно. Очевидно, что Господь во время Своего последнего пребывания в Иерусалиме оказывал чудесное воздействие на разум многих людей. Тем самым Он показал, что если бы хотел, то с легкостью мог бы обрести временное господство над этими людьми.
Интересно заметить, что, посылая учеников за ослом, наш Господь очень подробно предсказал то, что там произойдет, и все детали Его предсказания сбылись.
Естественно предположить, что многие из этого множества не были истинными учениками Христа. Возможно, они следовали за нашим Господом, питая ложные надежды на то, что Он вскоре станет царем.
Можно только гадать, что имела в виду толпа, выкрикивая эти слова. Может быть, они верили, что Мессия установит вселенский мир, началом которого будет Его пришествие “во славе”. Возможно, для некоторых это фраза из Писания была религиозным приветствием, которое они произносили по праздникам не думая о Мессии вообще.
Вероятнее всего, фарисеи подумали, что толпа приняла Иисуса за Мессию, а Иисус вскоре объявит Себя таковым, поскольку не делает никаких попыток исправить Своих почитателей. Когда фарисеи увидели Иисуса, въезжающего на осле, они, без сомнения, вспомнили пророчество Захарии о Мессии и еще больше раздосадовались.
Это выражение, вне всякого сомнения, образное. Если люди не возрадуются пришествию Христа, то даже неживая природа устыдит их.
Заканчивая разбираться с этим отрывком, стоит заметить, что не все комментаторы разделяют мою точку зрения, высказанную выше, о том, что наш Господь специально вошел в Иерусалим при большом скоплении народа, чтобы никто не сомневался в Его смерти. Обычно принято считать, что главной Его целью было явить Свою царскую власть и господство над людьми.
Я все-таки думаю, что моя теория помогает понять истинный смысл происходившего. Я убежден, что наш Господь сделал то, что Он сделал в преддверии Своей смерти на кресте. Перед тем как умереть на кресте, Он привлек к Себе внимание так, что весь Иерусалим узнал о Нем. В результате, когда наступило Ему время умереть, внимание всех людей, пришедших на Пасху в Иерусалим, было направлено на Него. Он был принесен в жертву при огромном скоплении народа, на глазах у всего Израиля. И произошло так во многом потому, что Он прилюдно въехал в Иерусалим. Миллионы иудеев пришли в святой город со многих уголков страны, чтобы принять участие в празднике. И, по всей вероятности, каждый из них слышал о том, что в городе появился учитель, который называет Себя Мессией и въехал в Иерусалим именно так, как предсказывал Захария. Без сомнения, смерть Христа, которая произошла несколькими днями позже, заставила их задуматься и оставила глубокий след в их душе на всю жизнь.
Евангелие от ЛУКИ 19:41-48
41 И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем
42 и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих,
43 ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду,
44 и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.
45 И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих,
46 говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников.
47 И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его,
48 и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его.
Во-первых, из этих стихов мы узнаем, с каким великим состраданием Христос относился к грешникам. Лука пишет, что когда Он приблизился к Иерусалиму в последний раз, “то, смотря на него, заплакал о нем”. Он хорошо знал, что за люди населяют Иерусалим. От Него не были сокрыты ни их жадность, ни их самоправедность, ни их упрямство, ни их предубежденность против истины, ни гордость их сердца. Он прекрасно знал, что они собираются сделать с Ним через пару дней. Христос видел, что они неправедно осудят Его, предадут язычникам, заставят Его страдать и распнут. И все же Он жалел Иерусалим! “Смотря на него, заплакал о нем”.
Вы жестоко ошибаетесь, если думаете, что Христос заботится только о верующих людях. Нет, Он заботится обо всех. Его сердце способно вместить в себя все человечество. Он сострадает каждому человеку на земле: мужчине, женщине, ребенку. Он любит человека, который упорствует в своем нечестии, сострадая ему, так же Он любит Свою овцу, которая слушает голос Его и следует за Ним. Он не хочет, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Ожесточившиеся грешники склонны оправдывать свое поведение. Но они никогда не смогут сказать, что Христос не был милостив и что Он не захотел их спасти.
Если вы не беспокоитесь о необращенных людях, значит, вы не имеете ни малейшего представления о том, что такое настоящее христианство. Ленивое равнодушие к духовному состоянию других, без сомнения, избавляет от некоторых проблем. Но если вас не волнует, куда идет ваш ближний — в рай или в ад, значит, вы идете по дороге мира, значит, вы не похожи на Давида, который говорил: “Из глаз моих текут потоки вод оттого, что не хранят закона Твоего” (Пс. 118:136). Вы очень не похожи на Павла, который сказал: “Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему за братьев моих” (Рим. 9:2). Кроме того, вы не похожи на Христа. Если Христос сострадал нечестивым людям, Его ученики должны чувствовать то же самое.
Во-вторых, из этих стихов мы узнаем, что существует греховное религиозное неведение. Мы читаем, что наш Господь осудил Иерусалим, сказав: “И разорят тебя... за то, что ты не узнал времени посещения твоего”. Святой город должен был знать, что время Мессии пришло и что Иисус Назаретский — это и есть Мессия. Но Иерусалим этого не знал и не хотел знать. Он не исследовал свидетельств и не принял очевидных фактов. Иерусалимляне не увидели признаков времени. Поэтому над городом вскоре свершится суд; его сознательному неведению не будет оправдания.
Принцип, который заложен в этих стихах, очень важен. Он показывает, что у неведения нет оправдания. Если человек мог познать истину, но отказался это сделать, он виновен в глазах Бога. Есть некоторая мера знания, которую мы все способны получить, и, если мы из-за своего предубеждения отказываемся от этого знания, мы губим свою душу.
Запомните это как можно лучше. Когда рассказываете людям о вере, всегда говорите им, что у неведения не будет оправдания. Не обманывайте себя в том, что все умершие в неведении будут прощены, потому что они мало знали! Жили ли они в соответствии с тем светом, который имели? Использовали ли они все средства, чтобы добиться знания? Искали ли они старательно мудрости? Если эти люди не могут ответить на эти вопросы утвердительно, они будут осуждены. Сознательное неведение не может служить поводом для оправдания, наоборот, оно послужит поводом для осуждения и только увеличит вину человека.
В-третьих, из этого отрывка мы узнаем, что Богу иногда угодно дать человеку особые возможности и сделать особое приглашение. Господь говорит, что Иерусалим “не узнал времени посещения”. Для этого города настало время особой милости и чести. Сам Сын Божий пришел туда и совершил самые могущественные чудеса из тех, которые когда-либо были совершены там. В его стенах звучали самые чудесные проповеди из когда- либо слышанных людьми. Служение нашего Господа было временем, когда призыв к покаянию и вере звучал яснее всего. Этот призыв не был похож на все остальные призывы, которые слушал Иерусалим, и, казалось бы, не принять его невозможно. Но все-таки его не приняли и ему не последовали! И наш Господь говорит, что в этом был главный грех Иерусалима.
Это, безусловно, загадочная и таинственная тема. Тут необходимо осторожно подбирать выражения, иначе один отрывок из Писания будет противоречить другому. Не подлежит сомнению, что иногда Бог посещает некоторые церкви, народы и отдельных людей особым образом, но, если они не пользуются этой возможностью, сразу же начинается их духовное падение. Почему Бог особым образом посещает одних и не посещает других, мы сказать не можем. Факты, очевидные факты из истории и биографий людей, доказывают это. Возможно, в последний день мир узнает, что в жизни многих людей, умерших во грехах, были такие периоды, когда Бог был очень близок к ним, когда пробуждал их совесть, когда, казалось, им нужно было сделать только один шаг, чтобы получить спасение. Они узнают, что это и было “время посещения”. Самой тяжелой их виной станет то, что они отвергли Бога в такое время.
Из этой темы люди должны извлечь один практический урок. Нельзя заглушать чувство вины и голос совести. Человек, который противостоит своей совести, возможно, отказывается от последнего шанса спастись. Может быть, этот голос — “время посещения” Бога. Пренебрежение им может переполнить чашу беззаконий этого человека и заставить Бога навсегда оставить его.
И наконец, из этого отрывка мы узнаем, что Христос не одобряет осквернения святого. Мы читаем, что Он изгнал продавцов и покупателей из храма и сказал им, что они превратили дом Божий в вертеп разбойников. Он знал, насколько духовно невежественны были его служители. Он знал, что скоро храм будет разрушен и служение в нем прекратится, завеса разорвется, а эпоха священников кончится. Но Он хотел показать нам, что нужно с почтением относиться к тому месту, где поклоняются Богу. Храм нужно почитать не потому, что в нем приносятся жертвы Богу, а потому что он — “дом молитвы”.
Будем же помнить, посещая место поклонения, как вел Себя наш Господь и о чем говорил. Конечно, христианские церкви не похожи на иудейский храм. В них нет алтаря, священства, жертв и символического убранства. Но в них читается слово Божие, присутствует Христос и действует Святой Дух. Поэтому мы должны вести себя почтенно и прилично. Человеку, который ведет себя в церкви как в обычном доме, нужно еще многому научиться. У него нет “разума Христова”.
Примечания
Лк. 19:41-48
Это особое выражение. Гольтер и Герхард обращают на него внимание как на самое веское опровержение учения об отвержении. Христос любит и сострадает всем, даже Своим врагам. Он никого не ненавидит, хотя в конце концов спасутся только верующие.
Уордсворт замечает: “Христос здесь явил Свою двойную природу: как человек Он плакал, как Бог предсказал будущее”.
Пул отмечает: “Бог не позволит Своему Духу бесконечно долго бороться с человеком, потому что он не более чем плоть, которая недостойна того, чтобы Величие Небес постоянно прислуживало ему. Сначала человек сам закрывает глаза, чтобы не видеть небесного, а потом Бог скрывает это от него”.
Это предсказание исполнилось во всех деталях во время осады Иерусалима в дни правления Тита. Сбылось каждое слово.
Пул отмечает: “Посещения Бога — это посещения либо гнева, либо милости: гнева — в Исх. 32:34; милости — в Иер. 29:10. Очевидно, что наш Спаситель использует это слово в его последнем значении. Когда Он говорит “посещение Божье”, то имеет в виду, что Иерусалим посещали пророки, Иоанн Креститель и Он Сам”.
Обратите внимание, что наш Господь дважды выгонял осквернителей из храма: первый раз в начале Своего служения, а второй — в конце. Иероним считает, что это было самое великое чудо Христа.
Мы должны помнить, что иудеи приходили в Иерусалим на пасху с разных концов страны. А так как им нужны были животные для жертвоприношения, во внешнем дворе храма была организована продажа этих животных, что и вызвало праведное возмущение нашего Господа.
Не стоит сомневаться, что нашему Господу, когда Он изгонял торговцев из храма, содействовала божественная сила. В противном случае очень трудно себе представить, как Он смог один с такой легкостью выгнать так много людей.
Комментаторы отмечали, что даже изгоняя осквернителей из храма, наш Господь подтверждал Свои действия Писанием. Это означает, что все злоупотребления в Церкви можно пресекать только на основании Слова Божьего.
Обратите внимание, что этот стих связан с предыдущим. Наш Господь только что назвал храм домом молитвы. Но тут же Он показывает, что храм — это также и дом учения.
Это греческое слово использовано только здесь. Буквально оно означает “висеть”.
Этот материал еще не обсуждался.