25.02.2017
Скачать в других форматах:

Джон Чарльз Райл

Размышления над Евангелием от Луки

Глава 13.

 

 

Евангелие от ЛУКИ 13:1-5

 

1  В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.

2  Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?

3  Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.

4  Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?

5  Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.

 

Мы не знаем точного количества галилеян, о гибели которых говорится в первой части этого отрывка. Также мы можем только гадать, что двигало теми людьми, которые сообщили Иисусу об этом событии. Во всяком случае, они дали Христу повод поговорить об их душе, и Он не преминул этим воспользоваться. По Своему обыкновению Господь использовал ситуацию, чтобы наставить окружающих Его людей. Иисус побудил рассказавших Ему о несчастье посмотреть на себя и подумать о своем положении перед Богом. Он будто сказал: “Какое вам дело, что галилеяне умерли такой смертью? Посмотрите лучше на себя, на свои пути. Если не покаетесь, также погибнете”.

Во-первых, в этом отрывке говорится, что люди скорее готовы рассуждать о смерти других людей, чем о своей собственной. Вполне вероятно, что о смерти галилеян много говорили в Иерусалиме и в Иудее. Мы можем предположить, что все обстоятельства и детали этого происшествия обсуждали тысячи людей, которые никогда не задумывались о конце своей жизни. То же самое происходит и сегодня. Убийство, скоропостижная смерть, кораблекрушение, авария на железной дороге — все это занимает умы множества людей, об этом все только и говорят. И в то же время люди не любят говорить о своей смерти, о том, что их ожидает по ту сторону могилы. Такова уж человеческая природа. Когда заходит речь о вере в ад или рай, человек склонен больше рассуждать о том, куда попадет другой.

Однако нас должно заботить состояние нашей души. Обращенный человек всегда в первую очередь думает о своем сердце, о своей жизни, о своей награде, о своих грехах. Если он слышит о чьей-то внезапной смерти, то обращается к себе со словами: “Готов ли я, если это приключится со мною?” Если он узнает о каком-то преступлении, то сразу же говорит себе: “А мои грехи прощены? Раскаялся ли я в них по-настоящему?” Если он видит, что необращенные люди совершают все больше и больше грехов, он задает себе вопрос: “А кто меня сделал другим? Что как не даром данная благодать Божия удерживает меня от того, чтобы пойти по той же дороге?” Старайтесь же и вы говорить себе то же самое. Наблюдайте за тем, что происходит вокруг. Сострадайте всем, кто претерпел насилие или кого из жизни вырвала внезапная смерть. Но никогда не забывайте смотреть на себя. Из всего происходящего с другими извлекайте уроки для себя.

Во-вторых, в этом отрывке наш Господь настаивает на том, что покаяние нужно всем. Дважды Он подчеркивает: “Если не покаетесь, все так же погибнете”.

Эта истина – основание христианства. “Все согрешили и лишены славы Божьей” (Рим. 3:23). Все мы рождены в грехе. Нам нравится грешить, и мы по природе своей не способны находиться в дружеских отношениях с Богом. Чтобы получить спасение, каждому из нас необходимо, во-первых, покаяться, а во-вторых, уверовать в Евангелие. Без покаяния перед Богом и веры в Иисуса Христа ни один человек не может спастись.

Писание четко и недвусмысленно говорит нам, что такое покаяние. Оно начинается с познания греха. Потом появляется сожаление о грехе, которое в свою очередь ведет к исповеданию этого греха перед Богом. Сам человек, раскаявшись, перестает грешить, он начинает всей своей душой ненавидеть грех. Кроме того, покаяние неразрывно связано с живой верой в Господа Иисуса Христа. Если человек по опыту знает, что это такое, он настоящий христианин.

В том, что покаяние необходимо для спасения, убеждается каждый, кто внимательно исследует Писание и размышляет о нем. Без него не может быть прощения грехов. Не бывает прощенных, но нераскаявшихся людей. Все люди, омывшиеся кровью Христа, ощущают, сожалеют, исповедуют и ненавидят свой грех. Иначе небеса не встретят нас. Разве мы будем счастливы, если достигнем царства славы с сердцем, возлюбившим грех? Ни святые, ни ангелы не обрадуются нашему появлению. Наш голос не зазвучит в унисон с вечной песней святости. Поразмышляйте об этом. Если вы хотите спастись, нужно и покаяться, и поверить.

Заканчивая изучение этой темы, исследуйте себя. Покаялись ли вы? Да, вы живете в христианской стране, принадлежите к христианской церкви.      Вы участвуете в церковных установлениях и прибегаете к средствам благодати. Вы слышали о покаянии сотни раз. Но покаялись ли вы? Осознаете ли вы свою греховность? Сожалеете ли вы о своих прегрешениях? Взывали ли вы к Богу с мольбой о прощении, искали ли его у трона благодати? Перестали ли вы творить зло? Отказались ли вы от дурных привычек? Искренне ли вы ненавидите зло? Все это очень важные вопросы, требующие серьезного размышления. И вообще, тема эта — не из легких. От правильного ее понимания зависит ни много ни мало, а жизнь, вечная жизнь! Если вы умрете не раскаявшись, без обновленного сердца, лучше бы вам никогда и не рождаться.

Если вы еще не раскаялись перед Богом, не медлите сделать это. Вы несете за это ответственность. “Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши” (Деян. 3:19). “Покайся в сем грехе твоем, и молись Богу”, — призывал Симона апостол, когда увидел его исполненным “горькой желчи и в узах неправды” (Деян. 8:22). Это должно побудить вас стать на путь покаяния. Христос приглашает вас. Обетования Писания перед вами. Бог неоднократно через Библию выражает Свое желание принять вас. Небеса радуются о кающемся грешнике. Поэтому встаньте и воззовите к Богу. Раскайтесь, не медля.

Но если вы уже покаялись, продолжайте каяться до конца жизни. Пока вы в теле, вы будете совершать грехи. Пусть же ваше покаяние год от года становится все глубже, а смирение все больше. Старайтесь, чтобы с каждым годом вы все больше ненавидели грех и любили Христа. Один умудренный святой как-то сказал: “Я надеюсь донести свое покаяние до ворот в небеса”.

 

 

Примечания

Лк. 13:1-5

 

Мы ничего не знаем об этом событии. Иосиф Флавий рассказывает об расправе над самаритянами, которую учинил Пилат на горе Гаризим. Эти люди были смутьянами и пали в бою. Вероятно, здесь идет речь о галилеянах, которые пришли на поклонение в Иерусалим и были убиты солдатами Пилата при каком-то смятении народа.

Очевидно, что люди, сообщившие нашему Господу о происшествии, наивно полагали, что такая насильственная смерть — это наказание, что если человек умер не своей смертью, то значит, он совершил какой-то особенный грех. Наш Господь показывает им, что они заблуждаются. У нас нет права полагать, что Бог гневается на человека, если тот внезапно уходит из этого мира, т. е. умирает скоропостижно.

Форд приводит цитату из работы Перкинса, которая заслуживает внимания. “Широко распространено мнение, что если человек умирает спокойно, уходит, как агнец, (что при некоторых заболеваниях, может случиться с каждым), то он направляется прямо в рай. Но если болезнь неистово мучает человека, тогда люди говорят: “Это суд Божий над лицемером или нечестивцем”. Но может случиться и наоборот. Один человек умирает безмолвно и направляется затем в ад, а другой страдает и мучается перед смертью, а потом попадает на небеса”.

Вполне вероятно, что это были и пророческие слова. Наш Господь предсказал ужасную гибель иудеев от рук римских солдат под командованием Тита. Это произошло через несколько лет после Голгофы, во время осады Иерусалима.

Мы не знаем, о чем здесь говорит Господь. Вероятно, что это событие произошло недавно и часто было предметом разговоров среди жителей Иерусалима, как впрочем, и любое необычное событие в наши дни.

Повторение этой фразы указывает на важность покаяния вообще и на необходимость покаяться, возникшую перед иудеями в частности. Стоит привести цитату из работ Филиппа Генри: “Некоторые люди не очень любят слушать о покаянии. Но мне кажется, что это важно настолько, что, если мне суждено умереть за кафедрой, то я предпочел бы сделать это, проповедуя покаяние, а если я должен умереть вне нее, то мне бы хотелось сделать это, упражняясь в нем”.

 

 

Евангелие от ЛУКИ 13:6-9

 

6  И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;

7  и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?

8  Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, —

9  не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.

 

Притча, которую мы только что прочитали, невероятно смиряет сердце, испытывая его. Верующему, который, слыша ее, не ощущает горечи и стыда за сегодняшний христианский мир, неплохо бы задуматься о состоянии своей души.

Во-первых, из этого отрывка мы узнаем, что Бог, посылая духовные благословения человеку, ожидает, что тот обязательно принесет Ему плоды.

Наш Господь учит этому, сравнивая иудейскую Церковь со смоковницей в винограднике. Именно такое место занимал Израиль в мире. Он был отделен от других народов как Моисеевыми законами и установлениями, так и географическим положением своей страны. Бог по милости Своей посылал им откровения, которых не имели другие народы. Израилю Бог дал то, чего не дал ни Египту, ни Ниневии, ни Вавилону, ни Риму. Поэтому со стороны Бога было справедливо требовать от иудеев плодов хвалы. Всевышний вправе был ожидать от израильтян больше веры, больше терпения, больше святости, больше благочестия, чем от язычников. Именно этого хотел Господь. Хозяин смоковницы “пришел искать плода на ней”.

Но не только иудейская церковь сравнивается со смоковницей. На смоковницу подобны и христианские церкви. У них есть свет, истина, учение, заповеди. У язычников же ничего этого нет. Как же велика ответственность, возложенная на верующих! Разве не вправе Бог ожидать от них плодов? Кроме того и каждый из нас должен быть похож на плодоносное дерево. Ведь в нашей стране никто не запрещает читать Библию и открыто проповедовать Евангелие. Наше положение намного преимущественнее, чем положение китайцев и индусов! Не будем же забывать, что Бог ожидает от нас плодов.

Это очень важно. Люди часто забывают, что благословения и обязанности тесно связаны между собой. Все мы с удовольствием едим тучное и пьем сладкое, наслаждаясь своим избранием во Христе. Мы даже готовы посочувствовать бедным полураздетым дикарям, которые стреляют из лука и пользуются каменными орудиями. Но мы не очень-то часто задумываемся о том, что обязаны Богу за каждое благо, что кому много дано, с того много и спросится. Мы самый благословенный народ на земле. Мы поистине смоковница в винограднике. Никогда не забывайте, что великий Хозяин ищет плодов.

Во-вторых, из этого отрывка мы узнаем, как опасно оставаться бесплодным, когда обладаешь духовными благословениями.

Особенно примечательно, в какой форме наш Господь Иисус Христос преподает этот урок. Он рассказывает, как хозяин смоковницы возмущается тем, что та не приносит плода: “Вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу”. Господь говорит, что хозяин виноградника решает срубить дерево, поскольку от него все равно нет пользы: “Сруби ее: на что она и землю занимает?” Но виноградарь просит у хозяина еще немного времени: “Господин! оставь ее и на этот год”. Христос заканчивает Свою притчу суровыми словами, которые произносит виноградарь: “Если же нет [не принесет плода], то в следующий год срубишь ее”.

Эта притча — предупреждение всем церквам Христовым. Если их служители не учат здравому учению, если их члены не живут святой жизнью — они в опасности. Бог каждый год проверяет их и требует отчета. Может быть, их поклонение изобилует обрядами и церемониями. Но если они не приносят плодов Духа, Бог скажет, что от них нет никакой пользы — они лишь землю занимают. Если они не покаются, их срубят. Так случилось и с иудейской церковью через сорок лет после вознесения нашего Господа. То же самое произошло и с африканскими церквами. Так будет и со многими другими. Секира уже лежит при корне многих неверных церквей. Их приговор уже произнесен: “Сруби ее”.

Эта притча — предупреждение всем тем, которые называют себя христианами. В каждой общине есть множество людей, которые слушают Евангелие и в то же время находятся на краю пропасти. Они уже многие годы находятся на самых плодородных почвах Божьего виноградника, но не приносят плода. Они слышали проповедь Евангелия сотни раз, но никогда не принимали его, не брали на себя креста, не следовали за Христом. Может быть, они не согрешают открыто. Но они ничего и не делают для славы Божьей. Поэтому об их вере нельзя сказать ничего хорошего. О каждом таком человеке хозяин виноградника может сказать: “Я уже много лет прихожу сюда искать плода на этой смоковнице и не нахожу. Сруби ее: на что она и землю занимает?” Эти слова могут услышать в свой адрес миллионы так называемых христиан. Они даже не подозревают, как близки они к гибели. Никогда не забывайте, что Бога оскорбляет, когда люди сидят в собрании, слушают проповеди, но не приносят плода. Тем самым они искушают Господа “срубить” их внезапно и навсегда.

Наконец, мы узнаем, сколь бесконечно многим мы обязаны Божьей милости и ходатайству Христа. Вряд ли можно извлечь какой-то другой урок из просьбы виноградаря: “Господин! оставь ее и на этот год”. Очевидно, что здесь говорится о милосердии Божьем и посредничестве Христа.

Истинно говорят, что милосердие — это самое характерное качество Бога. Сила, справедливость, чистота, святость, мудрость, неизменность — все это качества Бога. Он тысячи раз являл их в Своих делах и Слове. Но милосердие — это то Его совершенство, которое Он являет людям отчетливее всего. Он Бог, который любит миловать (Мих. 7:18).

Благодаря посредническому служению Спасителя Адам и Ева не были низвергнуты в ад в тот момент, когда пали. Благодаря своему милосердию Бог так долго терпел этот грешный мир и не судил его. Благодаря Своему милосердию Бог и сегодня сносит грешников и не изгоняет их вон. Мы даже представить себе не можем, насколько велико Божье долготерпение. В последний день станет ясно, что все человечество находится в неоплатном долгу у милосердного Бога и Христа-посредника. Даже осужденные на вечную смерть в последний день к своему стыду обнаружат, что “по милости Господа они не исчезли” еще задолго до своей смерти. А те, которые окажутся спасенными, будут взывать только к милости завета.

Есть ли плод у вас? Этот вопрос касается большинства из нас. Что Бог видит в вас год за годом? Удостоверьтесь, что вы живете так, что Он видит ваш плод.

 

 

Примечания

Лк. 13:6-9

 

Не вызывает сомнений тот факт, что в первую очередь Иисус Христос говорил об опасности, в которой находились иудейская церковь и весь народ. Стоит заметить, что покрытая листьями смоковница, которую проклял Иисус (Мк. 11:13), была символом иудейской Церкви. Главный смысл притчи не должен закрывать от нас и других ее смыслов. Эту притчу можно применить не только к иудейской церкви в целом, но и к каждому отдельному человеку.

Это выражение толкуется по-разному. Григорий полагает, что три года означают историю Израиля до закона, во время закона и после закона. Амвросий считает, что три года обозначают времена естественного закона, записанного закона и закона Евангелия.     Феофилакт применяет это выражение к возрасту, утверждая, что здесь говорится о детстве, юношестве и старости. Стелья объясняет три года как три периода: до вавилонского пленения, после возвращения из вавилонского пленения и время первого пришествия нашего Господа. Другие утверждают, что здесь говорится о трех годах служения Христа. На мой взгляд, самым вероятным из всех этих предположений выглядит последнее. Однако все же сомнительно, что наш Господь имел в виду что-нибудь подобное, когда рассказывал притчу. Скорее всего, три года — это одна из деталей истории, которая не имеет какого-то скрытого значения.

Использованное в этом выражении греческое слово употребляется только в этом отрывке и обычно переводится как “делать бесполезными, тратить напрасно, разрушать”.

Вероятно, что в этом выражении содержится важный урок. Суть его в том, что не приносящие плода верующие причиняют вред не только себе и своей душе, но и всей церкви. Распространенное представление о том, что необращенный человек “безвреден” — это созданная человеком иллюзия, которая не имеет под собой никакого библейского основания.     Не приносить плода — значит занимать землю. Каждым своим действием мы что-нибудь да приносим: или пользу, или вред.

Существуют разные мнения по поводу того, кто такой виноградарь. Августин говорит, что виноградарь — это “каждый святой”. Иероним утверждает, что здесь имеется в виду Михаил и Гавриил, архангелы, которые покровительствовали иудейской Церкви. Альфорд считает, что здесь говорится о Святом Духе. Все эти объяснения кажутся мне неверными. Более вероятными выглядят толкования Ефима и Феофилакта, которые утверждают, что виноградарь — это символ самого Господа Иисуса Христа и Его посреднического служения. Мэтью Генри правильно утверждает, что, если бы не ходатайство Христа, весь мир был бы извергнут вон.

Здесь говорится о чрезвычайных мерах, которые были применены к иудейской Церкви в последний период ее существования с целью пробудить ее к покаянию.

Вполне вероятно, что все необратившиеся члены Церкви Христовой в последний день обнаружат, что у них было “время посещения”. Они были “обкопаны” особыми событиями, происходившими в разное время их жизни. Дня них это станет еще одним доказательством тому, что осуждение их — справедливо.

Древо иудейской Церкви было срублено справедливо: сами иудеи доказали это своим упрямым отвержением всех посланий, которые Бог давал им в последние пятьдесят лет до разрушения Иерусалима. Бог посылал Иоанна Крестителя, Господа Иисуса Христа, апостолов. Древо иудейской Церкви — это смоковница, от которой очень долго ожидали плодов.

 

 

Евангелие от ЛУКИ 13:10-17

 

10  В одной из синагог учил Он в субботу.

11  Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.

12  Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.

13  И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

14  При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний.

15  Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?

16  сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?

17  И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

 

Во-первых, в этих стихах нам дан пример прилежного использования средств благодати. В них говорится о женщине, “восемнадцать лет имевшей духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться”. Мы не знаем, кто была эта женщина. Наш Господь, когда сказал, что она была “дочерью Авраама”, тем самым дал нам понять, что она была истинно верующей. Но ее имя сокрыто от нас. Мы знаем только то, что в одну из суббот Иисус учил в синагоге и она была там. Несмотря на свой недуг, она пришла в дом Божий. Несмотря на свою немощь и боль, она нашла дорогу в то место, где слово Божие почиталось и где люди Божии собирались. Истинно, она получила воздаяние за свой поступок! За все ее боли ей воздалось сторицей. Она пришла в синагогу в печали, а ушла в радости.

Поведение этой немощной иудейки должно заставить устыдиться многих сильных и здоровых людей, называющих себя христианами. Многие люди в самом расцвете физических сил находят массу предлогов, чтобы не идти в дом Божий. Многие проводят каждое воскресенье в развлечениях и в суетных делах, насмехаясь при этом над всеми, кто святит субботу. А многие думают, что совершили великий подвиг, посетив однажды в воскресенье дом Божий. Сходить туда во второй раз, с их точки зрения, — значит уподобиться фанатику. Другие относятся к богослужению как к бремени, радуясь, когда оно наконец-то заканчивается. Мало кто разделяет чувства Давида, который говорил: “Возрадовался я, когда сказали мне: “пойдем в дом Господень””; “Как вожделенны жилища Твои, Господи сил!” (121:1; 83:1).

Но почему же так происходит? Почему мало кто из нас похож на ту женщину, о который мы читали сегодня? Ответ на эти вопросы простой. Большинство из нас не отдали своего сердца для служения Богу. Многие не радуются присутствию Божьему, не ждут Его дня. “Плотские помышления суть вражда против Бога”. Но в тот момент, когда человек обращается, все кажущееся препятствия на его пути в церковь исчезают. Для обновленного сердца не трудно святить субботу. Где есть желание, там есть и возможность.

Никогда не забывайте, что ваше отношение к субботе — показатель состояния вашей души. Человек, которому жалко отдать Богу один день в неделю, не годится для небесной славы. Ведь сами небеса это не что иное, как вечная суббота. Если в этом мире вам в тягость провести несколько часов на воскресном богослужении, очевидно, что вы не сможете пребывать на вечном богослужении в мире грядущем. Блаженны те, которые идут по стопам той, о которой мы сегодня прочитали! Они найдут Христа и благословения при этой жизни, а после смерти получат и Христа, и славу!

Во-вторых, в этих стихах мы видим, что Господь Иисус Христос обладает верховной властью. Когда Он увидел страдавшую женщину, то “подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки”.       Он прикоснулся к ней, и она в тот же миг чудесным образом исцелилась. Болезнь, которая одолевала ее восемнадцать лет, отступила перед Господом жизни. “Она тотчас выпрямилась и стала славить Бога”.

Без сомнения, это чудо было совершено для того, чтобы дать надежду всем больным болезнью греха. С Христом нет ничего невозможного. Он может делать сердца, которые, казалось бы, тверды, как жернов, мягкими. Он может согнуть волю, которая “восемнадцать лет” только и стремилась к удовольствиям, греху и миру. Он может заставить грешников, которые думали только о земном, взглянуть на небеса и увидеть царствие Божье. Ничто не трудно для нашего Господа. Своей силой Он может творить, изменять, обновлять, сокрушать, строить и оживлять. Жив Тот, кто сотворил мир из ничего, кто никогда не меняется.

Держитесь же этой благословенной истины и никогда не отступайте от нее. Верьте, что и вас Христос может спасти. Может быть, ваших грехов не счесть. Может быть, вы провели всю свою жизнь в мирских удовольствиях. Может быть, вы совершили в юности что-то такое, о чем вам сейчас стыдно даже вспоминать. Но хотите ли вы прийти ко Христу и отдать Ему свою жизнь? Если да, то у вас есть надежда. Он может исцелить вас, сказав при этом: “Ты освобождаешься от недуга твоего”. Верьте, что и других Христос может спасти в течение их земной жизни. Приносите их имена Ему день и ночь, взывайте к Нему, моля об их судьбе. Может быть, у вас есть родственники, чье нечестие настолько велико, что кажется, они никогда не придут к Богу. Но это не так. Для Христа нет безнадежных ситуаций. Если Он возлагает на человека Свою исцеляющую руку, тот сразу же “выпрямляется и начинает славить Бога”. Молитесь же и не ослабевайте. Слова Иова верны всегда: “Знаю, что Ты все можешь” (Иов. 42:2). Иисус “может всегда спасать приходящих”.

И наконец, мы видим, что наш Господь показывает, как правильно соблюдать субботний день. Управитель синагоги, в которую пришла немощная женщина, обвинил ее в том, что она нарушила субботу. За это Христос сурово, но справедливо упрекнул его: “Лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?” Если в субботу можно заботиться о нуждах животных, неужели же нельзя позаботиться о человеке? Если четвертая заповедь разрешает проявлять милосердие к ослам и волам, то, конечно же, она не запрещает оказывать милость и дочери Авраамовой!

Иисус в этом отрывке утверждает тот же принцип, что и повсюду в евангелиях. Он учит нас, что повеление “не делай”, касающееся субботы, не запрещает творить нам дела милосердия. Суббота была создана для человека, а не человек для субботы. Она предназначена для того, чтобы удовлетворять его нужды, а не лишать его блага. Эта заповедь требует мудрого отношения, она не запрещает делать то, что действительно необходимо.

Молитесь же о правильном понимании закона о субботе. Из всех заповедей, данных Богом, четвертая больше всего касается благополучия человека. Эта заповедь чаще всего понимается неверно, ей чаще всего пренебрегают или злоупотребляют. Примите же для себя два правила относительно соблюдения этой заповеди. Во-первых, не делайте в субботу ничего такого, что можно сделать в другой день. Во-вторых, “святите” субботу, отдавая ее Богу. Никогда не изменяйте этим двум правилам. Опыт показывает, что между освящением субботы и здоровым христианством есть тесная взаимосвязь.

 

 

Примечания

Лк. 13:10-17

 

Остается только предполагать, какова была природа заболевания этой женщины. Скорее всего, ее недуг был как-то связан с одержимостью нечистым духом. В Новом Завете другой подобный случай не описывается.

Заметьте, что женщина не просила Христа исцелить ее. Второй подобный случай — это воскрешение сына наинской вдовы. И тогда, и сейчас Христос явил особую милость женщинам.

В комментариях Стельи на этот отрывок есть несколько великолепных замечаний. Автор говорит, что совершенное чудо — удивительный пример проявления Божьей любви и сострадания к грешникам. Если Он являет такую милость к женщине, которая даже не просила Его об этом, то сколь же велико Его милосердие к просящим!

Сразу бросается в глаза сарказм с которым были сказаны эти слова. Кажется, что чудо должно было убедить начальника синагоги, что Иисус — Мессия, но происходит все наоборот: начальник ожесточается еще больше. То же самое часто происходит с необращенными людьми. Чем ближе царствие Божье подходит к ним, тем ожесточеннее они становятся.

Стелья замечает, что многие прелаты, его современники, поразительно похожи на этого начальника синагоги. Они делают вид, что ревностно защищают веру, и гонят каждого, кто не согласен с ними. Такая ревность вызвана не стремлением увеличить славу Божию, а желанием защитить свою попранную гордость.

Это выражение дает мне твердое основание полагать, что исцеленная женщина была истинно верующей. Когда Закхей обратился, наш Господь назвал его сыном Авраама (Лк. 19:9). Вряд ли Иисус здесь имел в виду, что она была прямым потомком Авраама. Такое толкование мне кажется слишком банальным.

Это выражение достойно внимания. Похоже, Иисус здесь хочет показать, что сатана имеет власть вызывать физические недуги у людей. Данное выражение нужно сравнить с первыми двумя главами книги Иова и словами св. Павла: “...предать сатане во измождение плоти...” (1 Кор. 5:5).

 

 

Евангелие от ЛУКИ 13:18-21

 

18  Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?

19  Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.

20  Еще сказал: чему уподоблю Царствие Божие?

21  Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все.

 

Эти две притчи представляют особый интерес. Наш Господь дважды повторяет их в разные периоды Своего земного служения. Уже один этот факт должен заставить нас обратить более пристальное внимание на те уроки, которые содержатся в данных притчах. В них много пророческих истин и истин, касающихся практической жизни.

Притча о горчичном зерне призвана показать нам, как Евангелие распространялось в мире.

Начиналось все с малого. Евангелие было подобно зерну, брошенному в почву. Сначала новая вера казалась слабой, беспомощной, бессильной и безжизненной. Ее основателем был бедняк, умерший на кресте как разбойник. Ее первых последователей было не больше тысячи к тому времени, как Иисус Христос покинул землю. Ее первые проповедники — несколько рыбаков и мытарей, необразованных и невежественных во многих вопросах. Все начиналось в пустынном уголке земли, называвшемся Иудеей, в небольшой провинции Римской империи. Новое учение вызывало враждебность греховного сердца. Христос распятый был для иудеев соблазном, а для эллинов — безумием. Распространение этой веры сразу же привело к тому, что ее проповедников стали гнать по всему лицу земли. Фарисеи и саддукеи, иудеи и язычники, невежественные идолопоклонники и самодовольные философы — все ненавидели христианство и противостояли ему. Все выступали против этой секты.        И это не пустые предположения, а исторические факты, которые нельзя отрицать. Христианство — это вера, начало которой было и в самом деле похоже на горчичное зерно.

Но развитие христианства, после того как семя было брошено в землю, было быстрым и стремительным. Горчичное зерно “выросло, и стало большим деревом”. Несмотря на гонения, противостояние, насилие, христианство постепенно распространялось и крепло. Год за годом его последователей становилось все больше и идолопоклонство отступало перед ним. Город за городом, страна за страной принимали новую веру. Появлялись новые проповедники, миссионеры шли в земли тех людей, которые умирали. Римские императоры и языческие философы иногда силой пытались остановить распространение христианства, но тщетно. С тем же успехом они могли пытаться остановить течение реки или восход солнца. Через несколько сотен лет вера презренного Назарея, вера, начавшаяся в иерусалимской горнице, завоевала весь цивилизованный мир. Ее исповедовали практически повсюду в Европе, в большой части Азии и в северной Африке. Пророчество этой притчи исполнилось буквально. Горчичное зерно “выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его”. Господь Иисус сказал, что так будет, так и было.

Эта притча учит нас не пренебрегать служением Христу, если поначалу оно незначительно. Один служитель в большом районе, где никого не интересует вера, один реформатор в церкви с испорченными нравами и испорченным учением, один миссионер посреди множества язычников — кажется, что эти люди никогда не достигнут успеха. По человеческому рассуждению, работы слишком много, а средств для ее выполнения слишком мало. Но вы не должны позволять подобным мыслям появляться у вас в голове. Всегда помните притчу о горчичном зерне и бодро идите вперед. Если вам понятна ваша задача, выполняйте ее, и не нужно считать свои силы и советоваться с плотью и кровью. Вы должны верить, что один человек, имеющий семя Божьей истины, может перевернуть жизнь всего народа. Пример тому — деятельность Лютера и Нокса. Несмотря на людей и бесов, посеянное семя превратится в большое дерево.

Притча о закваске призвана показать нам, как развивается Евангелие в сердце верующего.

Благодать начинает с малого. Начало это похоже на смесь закваски с тестом. Одна мысль в проповеди, один стих из Писания, одно слово упрека из уст друга, одна случайно услышанная фраза в чужом разговоре, буклет, полученный от незнакомца, или неожиданная помощь христианина — действие благодати может начаться именно с этого. Первое проявление духовной жизни часто настолько незначительно, что долгое время о ее существовании не подозревает никто, кроме того, в ком она зародилась. Мысли о вечном, упреки совести, желание искренно молиться, решение начать изучать Библию самостоятельно, все увеличивающийся интерес к вере, растущее недовольство своими плохими привычками и товарищами — это первые симптомы того, что благодать начала свое действие в человеке. Неверующие не обращают на эти симптомы внимания, и христиане не всегда замечают их. Но все же часто они являются первой ласточкой, с них начинается обращение. Они — “закваска” благодати, действующая в сердце.

Если же благодать начала действовать, она никогда уже не перестанет этого делать. Она постепенно заквасит все тесто, как настоящая закваска. Если благодать попадает в сердце, ее оттуда не достать. Постепенно она будет влиять на совесть, чувства, мысли, волю, пока весь человек не попадет под ее власть и не обратится к Богу. Иногда благодать развивается стремительно, иногда ее проявления долго не заметны для окружающих. Но если Святой Дух начал работать в сердце, то рано или поздно он изменит весь характер человека, поменяет его вкусы и пристрастия. “...Древнее прошло, теперь все новое” (2 Кор. 5:17). Господь Иисус сказал, что так будет, и весь наш опыт показывает, что так оно и есть.

Пусть эта притча научит вас не “считать день сей маловажным” (Зах. 4:10). Душа должна научиться сначала ползать, потом ходить, а затем бегать. Если вы заметили в брате хоть малейшее проявление благодати, возблагодарите Бога и укрепитесь в надежде. Закваска благодати поднимет все тесто. “...Начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа” (Фил. 1:6).

А действует ли благодать в вашем сердце? Или вам достаточно, что вы иногда сожалеете о своих проступках? Знаете ли вы, что такое постепенный рост, распространение и увеличение закваски благодати в вашем внутреннем человеке? Меньшим не удовлетворяйтесь. Истинное действие Святого Духа никогда не прекращается. Закваска рано или поздно заквасит все тесто.

 

 

Примечания

Лк. 13:18-21

 

Некоторые полагают, что горчичное зерно означает Самого Христа, который умер и был погребен в саду. В доказательство такой точки зрения приводится следующий отрывок: “...Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода” (Ин. 12:24).

Но мне кажется, что эта притча не имеет такого значения. Ее смысл очевиден, благодаря использованным словам: “Царствие Божие” подобно семени.

Стремительный рост горчичного дерева, о котором здесь говорится, не должен удивлять нас, ибо в странах с горячим климатом все растет быстро. В словаре Паркхурста в статье о греческом слове, переведенном как “горчичное зерно”, приведено несколько фактов, которые доказывают, что наш Господь не преувеличивал.

Многие полагают, что эти слова указывают на то, что в Церкви Христовой, когда она достигнет больших размеров и будет признана властями мира сего, “укроется” испорченность. Возможно, это так, но на мой взгляд, эта деталь говорит в первую очередь о размере дерева.

Эта притча не дает нам основания говорить, что Церковь будет увеличиваться до тех пор, пока весь мир не обратится. В ней не сказано, что горчичное дерево принесет добрые плоды или что оно никогда не будет срублено. Данной притчей Христос хотел показать только то, что видимая Церковь вначале будет маленькой,          а потом вырастет до больших размеров.

Многие думают, что, говоря о закваске, наш Господь имеет в виду испорченность нашей природы. Следовательно цель этой притчи — показать незаметное проникновение и стремительное развитие испорченности и лжеучения в Церкви Христовой. В подтверждение этой идеи приводится тот факт, что “закваска” — это всегда образ чего-то злого. Например, сам Иисус называл учения фарисейские и саддукейские закваской.

Но мне такая точка зрения кажется неправильной.

Во-первых, мне кажется маловероятным, чтобы наш Господь произнес одну за другой две похожие притчи, начинающиеся одними и теми же словами — “Царствие Божие подобно...”, Но в первой царствие Божие описывал как позитивное явление, а во второй — как негативное. На мой взгляд, и в первой, и во второй притче говорится об одном предмете. Если бы закваска во второй притче имела отрицательное значение, то Иисус бы сказал: “Чему уподоблю я царство лукавого...”.

Во-вторых, меня не смущает тот факт, что образ закваски обычно имеет отрицательное значение. Это не означает, что и в этом случае он имеет тот же смысл.        Я не понимаю, почему закваска всегда должна означать злое и не может в этом случае означать доброе.

Козлы в двадцать пятой главе Евангелия от Матфея — это образ нечестивцев, но в Ветхом Завете козел — это чистое животное, которое использовали при жертвоприношениях, как и овец. Змей обычно воспринимается как символ зла. Наш Господь называет фарисеев змеями. Но в другом месте Он говорит ученикам: “Будьте мудрыми, как змеи”. Одним словом, я считаю, что один и тот же образ может иметь как отрицательное, так и положительное значение. В некоторых отрывках “закваска” на самом деле означает лжеучение. Но в этой притчи она означает благодать.

Стелья разделяет это мнение, приводя в поддержку цитаты из Августина и Григория.

Некоторые придают словам “женщина”, “три меры”, “мука” аллегорический смысл. Но я считаю, что Христос не делал этого, когда говорил Свою притчу. В ней содержится одна главная идея: благодать начинается с малого, но постепенно она все больше и больше влияет на человека. Будем придерживаться этого взгляда.

 

 

Евангелие от ЛУКИ 13:22-30

 

22  И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму.

23  Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им:

24  подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.

25  Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.

26  Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.

27  Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.

28  Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон.

29  И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.

30  И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними.

 

Во-первых, из этого отрывка мы узнаем об удивительном вопросе. Какой-то человек спросил Иисуса: “Господи! неужели мало спасающихся?”

Мы не знаем, кто был этот человек, который задал вопрос. Он мог быть самоправедным иудеем, наученным верить, что у необрезанных нет надежды на спасение и что спастись могут только дети Авраама. Он мог быть и праздно вопрошающим человеком, который относился к вере несерьезно, но любил задавать каверзные вопросы. В любом случае, мы должны признать, что он задал вопрос первостепенной важности.

Как только человек, желающий узнать количество спасенных, обратится к Библии, его любопытство сразу же будет удовлетворено. Он прочитает в Нагорной проповеди суровые слова: “Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их” (Мтф. 7:14). Он может посмотреть вокруг себя и, сравнив образ жизни окружающих с тем образом, которого требует Слово Божие, он сразу же придет к выводу (если, конечно, будет честен перед собой), что спасенных людей немного. Это страшный вывод. Нам, естественно, это не нравится. Но так говорит Писание, и это показывает жизнь. Спасение предложено людям. Со стороны Бога нет препятствий. Христос желает принять грешников, но грешники не желают прийти ко Христу. Поэтому немногие спасутся.

Во-вторых, в этих стихах Христос делает удивительный призыв. Когда у Иисуса спросили, мало ли спасающихся, Он сказал: “Подвизайтесь войти сквозь тесные врата”. Он обратился с этими словами ко всем слушавшим Его. Христос не стал удовлетворять любопытство человека, задавшего вопрос, прямым ответом на него. Он решил указать всем, и ему в том числе, на обязанности. Поразмыслив о своей душе, они сразу же найдут ответ на этот вопрос. Попытавшись войти сквозь тесные врата, они скоро поймут, много или мало людей спасаются.

Независимо от того, как другие относятся к вере, Иисус Христос показывает, в чем состоит наша задача. Врата узки. Работы много. Врагов еще больше. Но нужно браться за дело и делать. Не надо никого ждать. Не надо оглядываться по сторонам, выясняя, служат ли Христу наши соседи, родные и друзья. В день суда вы не сможете оправдаться неверием и нерешительностью других. Нельзя следовать за большинством в злых делах. Если даже вы идете к небесам в одиночестве, вы будете идти к ним по Божьей благодати. Неважно, много людей идет рядом с нами или нет. Христос дает четкое повеление: “Подвизайтесь войти”.

В-третьих, в этих стихах Христос описывает страшный день. Он рассказывает о времени, когда “хозяин дома встанет и затворит двери”, когда некоторые “возлягут в Царствии Божием”, а некоторые останутся “вне” навсегда. Смысл этих слов однозначен. Они описывают второе пришествие Христа в день суда.

Этот день наступит, когда кончится долготерпение Божье к грешникам. Дверь милосердия, которая так долго была открыта, наконец закроется. Родник, омывающий всякий грех и нечистоту, иссякнет. Престол благодати заменят на престол Судьи. Начнется суд над миром. Те, которые не раскаялись и не уверовали, будут изгнаны из Божьего присутствия навек. Людям будет явлен “гнев Агнца” (Откр. 6:16).

Наступит день, когда все верующие во Христа получат воздаяние. Хозяин славного дома на небесах созовет Своих слуг и даст каждому венец славы навечно. Они возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом и будут вечно отдыхать от забот и трудов. Они окажутся вместе со Христом, святыми, ангелами в небесном царстве, а грех, смерть, печаль, мир, дьявол никогда не войдут в него. Люди в конце увидят, что “сеющему правду — награда верная” (Прит. 11:18).

И наконец, в этих стихах Христос дает пророчество, испытывающее сердце. Наш Господь говорит, что в день Его второго пришествия “многие поищут войти [тесными вратами], и не возмогут”. Они будут “стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам”, но им так и не откроют. Они будут вспоминать, что “ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты”. Но их мольбу все равно не услышат. Им скажут страшные слова: “Не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды”. Исповедание веры и формальное знание Христа не спасет тех, кто служит миру и греху.

В своем пророчестве Господь показывает, что некоторые люди познают истину тогда, когда уже будет слишком поздно и невозможно будет спастись. Придет время, когда будет поздно каяться, переживать о грехе, начинать молиться, заботиться о спасении и жаждать небес. Тысячи людей очнутся в другом мире и постигнут истины, которые на земле они отвергали. Земля — это единственное место в Божьем творении, где живет неверие. Ад — это не что иное, как слишком поздно понятая истина.

Размышление над этим отрывком поможет нам иметь правильные приоритеты в жизни. Деньги, удовольствия, карьера, жажда власти — все это в нынешнем мире занимает первое место. Молитва, вера, святая жизнь, хождение со Христом — все это предмет для насмешек. Но в последний день все изменится! Последние станут первыми, а первые последними. Будем же готовы к этой перемене.

Где находитесь вы? В числе многих или в числе немногих? Знаете ли вы, что значит бороться с грехом, миром и дьяволом? Готовы ли вы к тому, что Хозяин придет и затворит дверь? Если вы можете ответить на эти вопросы положительно, вы — настоящий христианин.

 

 

Примечания

Лк. 13:22-30

 

Уитби замечает: “Этот вопрос был задан потому, что у иудеев принято было считать, что каждый израильтянин получит свой удел в мире грядущем”.

Стоит заметить, что у нас нет оснований полагать, что погибших будет больше, чем спасенных. Если к числу Божьих избранных в этой эпохе добавить число людей из народов, которые спасутся после обращения Израиля, и число младенцев, которые умерли, так и не познав, что есть добро, а что зло, тогда число спасенных будет настолько огромным, что ни один человек не сможет посчитать. Скорее всего, число спасенных намного превысит число погибших.

Заметьте, что наш Господь, отвечая, обращается не только к тому человеку, который задал вопрос, но и ко всем людям, стоявшим рядом с Ним. Христос знал, что эта тема интересует всех иудеев и что задавший вопрос просто выразил интерес многих. Поэтому Господь отвечает всем Своим слушателям.

Мэйджор говорит: “В этих стихах Христос как будто вспоминает брачный пир. Обычно брачные пиры устраивались ночью. Приглашенные находились в освещенном доме, а неприглашенные оставались в темноте снаружи, и эта темнота казалась им ужасной в сравнении с тем светом, который горел в доме”. Гости входили через узкую дверь, возле которой стоял привратник и не пускал незваных. Когда все приглашенные были на месте, дверь закрывалась, и сколько бы стоявшие снаружи ни стучали, их не пускали.

Слово в греческом языке, переведенное как “подвизаться”, означает “прилагать отчаянные усилия, чтобы достичь чего-то”. Оно же используется в Кол. 4:12 и 1 Тим. 6:12.

Штиер утверждает, что “искать” войти — это еще не означает “стараться” войти. С его точки зрения, наш Господь говорит о том, что происходит при жизни человека. Некоторые не могут войти, потому что прикладывают недостаточно усилий. Они кое-как “ищут”, но не “стараются” изо всех сил.

Мне кажется, что различие между этими словами, которое проводит Штиер, несколько надумано. Я считаю, что в последний день, когда дверь милосердия будет заперта навечно, “многие поищут войти и не возмогут”. Из контекста очевидно, что именно это имеется здесь в виду. К тому же подобные выражения используются в притче о неразумных девах (Мтф. 25:11), которая однозначно говорит о последнем времени.

Более того, греческое слово, переведенное как “искать”, используется и во фразе “Ищите, и найдете; стучите, и отворят вам” (Мтф. 7:7). Поэтому утверждать на основании данного стиха, что человек может на протяжении жизни “искать” войти и не войти сквозь врата жизни, — значит неправильно толковать Писание. Я не отрицаю, что некоторые находятся в таком состоянии ума, что они в определенном смысле начинают искать Бога, но не находят Его. Этому нас учит Прит. 1:28.            Я лишь утверждаю, что в данном отрывке об этом речь не идет. В нем говорится о том, что наступит время, когда врата жизни окажутся закрытыми, и люди, которые захотят туда войти, тщетно будут пытаться это сделать.

Я не совсем уверен, что в конце двадцать четвертого стиха должна стоять точка. На мой взгляд, там нужно поставить запятую.

Выражения, которые в этом стихе используются, ясно показывают, что этот стих – притча.

Обратите внимание на это выражение. Оно снова используется в 27-м стихе. Основывать учение на каких-то деталях притчи — небезопасно, однако выражение “не знаю вас” никак не сочетается с учением о том, что святые могут отпасть и погибнуть. В данном отрывке погибшие — это те, которых наш Господь не знает и никогда не знал.

Нет никаких оснований утверждать, что это выражение каким бы то ни было образом связано с вечерей Господней. Слова “есть и пить” часто используются в Новом Завете, когда описывается бытовая жизнь (см. Лк. 5:30 и 22:30).

Схожесть этого выражение с выражением из Мтф. 25:41 доказывает, что в данном отрывке говорится о втором пришествии Христа и судном дне.

Вероятно, это выражение означает, что погибшие издали увидят славу и благословения спасенных, и от этого их страдания только увеличатся.

Обратите внимание и на это выражение. Оно показывает, что ветхозаветные святые разделят славу царства Божьего с верующими из язычников. Этот стих не позволяет думать, хотя некоторые так думают, что ветхозаветные святые и верующие, которые жили после дня Пятидесятницы, не встретятся вместе во славе, что Авраам, Исаак и Иаков не являются членами Церкви, Невесты и Жены Агнца. И этот стих, и следующий, и похожий отрывок из Евангелия от Матфея (Мтф. 8:11) однозначно доказывают, что такая точка зрения неверна.

Этот стих описывает, как язычники из всех народов и языков будут призваны в Церковь. Они окажутся в том же царстве, где будут патриархи и пророки.

Бенгель высказывает предположение, что страны света перечислены в том порядке, в каком будут призваны населяющие их языческие народы. И в самом деле, Евангелие сначала прижилось в Сирии и Малой Азии, потом распространилось в Западной Европе и странах Средиземноморья, затем его приняли северные народы — скандинавы и британцы, а потом оно начало распространятся на юге — в Африке, Азии, Южной Америке, Океании.

Это общеизвестное высказывание буквально исполнилось, когда начало проповедоваться Евангелие. Оно и сейчас часто исполняется как в жизни всей Церкви, так в жизни отдельных людей. Иудеи были первыми,       а стали последними, язычники были последними,         а стали первыми. Церкви Малой Азии и Северной Африки возникли раньше других, в то время как в Британии появились только первые миссионеры. Но сейчас они стали последними, а британские церкви занимают важное положение в христианском мире. Но и они, если не пребудут в благости Божьей, будут отсечены (Рим. 11:22).

 

 

Евангелие от ЛУКИ 13:31-35

 

31  В тот день пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя.

32  И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу;

33  а впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима.

34  Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!

35  Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне!

 

Из этих стихов мы узнаем, что времена и сроки — в Божьих руках. Именно об этом говорит наш Господь фарисеям, которые предложили Ему покинуть город, чтобы Ирод не убил Его. Христос говорит: “Се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра”. Его время покинуть мир еще не пришло. Он еще не сделал всего того, что должен был. И пока это время не наступит, Ирод не сможет никак повредить Ему. Пока Господь не закончит Свою работу, Ему не причинит вреда никакое оружие.

Это урок для всех истинных христиан. У нас должно быть такое же отношение к жизни. Эти слова нашего Господа, без сомнения, были пророческими. Христос предвидел будущее: Он знал, когда Ему нужно будет умереть, и Он знал, что это время еще не пришло. Конечно, сегодня верующие не обладают таким даром предвидения. Но все же урок Христа им следует помнить. Нужно стремиться иметь ум Христов. Мы должны спокойно думать о будущем. Не надо бояться худой молвы, но надо иметь сердце твердое, уповающее на Господа (Пс. 111:7).

Хотя предмет этого разговора достаточно деликатный, нам все же нужно говорить об этом, так как от него зависит наше благополучие. Давайте не будем фаталистами, как мусульмане, и бесчувственными глыбами, как стоики. Нужно заботиться о будущем, используя для сохранения жизни все дозволенные средства. Если мы не делаем этого, значит, мы просто фанатики. Но даже если мы сделали все от нас зависящее, нам все равно следует помнить, что человек только предполагает, а Бог располагает. Поэтому все нужно предать в руки Божьи, не беспокоясь чрезмерно ни о чем: ни о здоровье, ни о семье, ни о деньгах, ни о планах. Если мы научимся так относиться к жизни, то обретем мир. Как много мы переживаем из-за того, что никогда не произойдет! Блаженны те люди, которые идут по стопам нашего Господа со словами: “Все, что со мной произойдет, пойдет мне во благо. Я буду жить на земле до тех пор, пока не сделаю всего того, что должен сделать, и не мгновением больше. Господь возьмет меня к себе, когда я буду готов к небесам, и не мгновением раньше. Никто и ничто не может отнять у меня жизнь, если на то нет воли Божьей. Все врачи земли не смогут спасти меня, если Бог призовет меня к Себе”.

Разве что-либо мешает человеку так относиться к жизни? Нет, конечно. Верующие имеют завет и уверенность. Все волосы на их голове сочтены. Каждый шаг христиан предопределен Господом. Все содействует их благу. Их обижают для их же пользы. Они болеют — и в этом проявляется мудрость Господня. Сказано, что все им принадлежит: жизнь, смерть, настоящее, будущее (2 Цар. 23:5; Мтф. 10:30; Пс. 36:23; Рим. 8:28; Евр. 12:10; Ин. 11:4; 1 Кор. 3:22). Верующий не знает, что такое случайность, удача или совпадение. Чтобы сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, верующему нужно только одно — живая вера. Такая вера побуждает молиться каждый день. Но мало кто обладает ею. К сожалению, вера многих христиан проявляется только время от времени. Непостоянство в вере не позволяет им сказать вместе со Христом: “Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, пока не закончу”.

В этом отрывке мы также видим, насколько велико сострадание нашего Господа Иисуса Христа к грешникам. Оно очень хорошо проявилось в словах Иисуса о Иерусалиме. Господь прекрасно знал о великом нечестии этого города. Он знал, сколько преступлений в нем было совершено и что одно из таких преступлений закончится Его распятием.         И все же Он говорит об Иерусалиме так: “Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!”

Иисусу Христу грустно видеть, как грешники упорствуют в своем нечестии. “Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника” (Иез. 33:11). Пусть же все необратившиеся помнят эти слова. Мало того, что они огорчают своим поведением родителей, служителей, соседей и друзей, они огорчают еще самого Бога. Каждый день они огорчают Христа.

Иисус Христос желает спасти грешников, “не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию” (2 Пет. 3:9). Спаситель “хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины” (1 Тим. 2:4). Это принцип всего Евангелия. Он часто приводит в замешательство многих недалеких богословов. Но что говорит Писание? “...Хотел Я собрать чад твоих, — говорит Христос, — и вы не захотели!” Грешники остаются потерянными навечно только по своей воле, не по воле Христа. Христос хотел бы спасти их, но они не захотели спастись.

Эта истина должна глубоко запасть в наше сердце и принести плод. Поймите, что, если вы умрете в своих грехах и отправитесь в ад, ваша кровь будет на вашей голове. Вы не сможете обвинить в этом ни Бога Отца, ни Иисуса Христа Искупителя, ни Святого Духа Утешителя. Обетования Евангелия обращены ко многим. Христос готов спасти грешников. Об этом недвусмысленно говорит Писание. Если вы погибнете, вам некого в том будет винить, кроме себя. Слова Христа будут вам осуждением: “Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь” (Ин. 5:40).

Читая этот отрывок, задумайтесь, а не стараетесь ли вы рассуждать логичнее Писания? Страшно быть “мудрее написанного”. Наше спасение полностью от Бога. Никогда не забывайте об этом. Только избранные будут спасены. “Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец” (Ин. 6:44). Но гибель потерянных — их вина. Они пожинают плоды того, что избрали. В конце они поймут, что сами погубили свою душу. Этой истины нужно твердо держаться, не отходя от нее ни на шаг. Как совмещается избрание Бога и ответственность человека — тайна, которую мы не в состоянии постичь своим разумом. Но потом мы все поймем. Однажды нам откроется, как гармонично сочетаются всевластие Бога и ответственность человека. Вы можете сомневаться в чем угодно, но только не в том, что Христос желает спасать грешников.

 

 

Примечания

Лк. 13:31-35

 

Некоторые полагают, что это придумали сами фарисеи: они хотели испугать нашего Господа и таким образом заставить отказаться от проповеди, хотя на самом деле Ирод не намеривался убивать Христа. Однако такое толкование невозможно совместить с ответом Христа в следующем стихе. Весьма вероятно, что Ирод хотел избавиться от Того, чье служение напоминало ему о том, что Иоанн Креститель, которого он убил, был пророком. Возможно, царь высказал это свое желание приближенным, а фарисеи доложили о нем Иисусу, надеясь, что Он перестанет проповедовать.

Это выражение показывает, что наш Господь был в это время в Галилее. Мы знаем (Лк. 23:7), что Галилея находилась в подчинении у Ирода.

Это интересное выражение толкуется по-разному. Некоторые полагают, что наш Господь адресовал его не Ироду, а фарисею, который принес ему такое известие. Однако такое объяснение кажется весьма неестественным и натянутым. Большинство же считает, что этим словом Иисус назвал Ирода. Христос имел право сделать это, поскольку был пророком. Уитби замечает: “Называя Ирода этим постыдным именем, Христос не нарушил заповедь “начальствующего в народе твоем не злословь”. Он был пророком и поэтому не мог льстить царям, когда они грешили (Иер. 1:10). Таким образом, Христос воспользовался своей властью пророка и дал справедливое название действиям тирана (ср. Соф. 3:3; Иез. 22:27).

Мальдонат думает, что наш Господь назвал Ирода лисицей умышленно: Он хотел показать фарисеям, что не боится его.

Но хочу предупредить вас. Тот факт, что наш Господь так назвал Ирода, не дает христианам права грубо обращаться с нечестивыми, особенно если они занимают высокую должность. Тот, кто хочет говорить с начальствующими так, как говорил Христос, должен сначала доказать, что он пророк, посланец от Бога.

Комментаторы по-разному объясняют это сложное выражение.

Одни полагают, что наш Господь имеет в виду три буквальных дня. Епископ Пирс говорит: “Скорее всего, события, которые описываются здесь, имели место за два или три дня до распятия Христа”. Но такое объяснение слишком невероятно.

Другие думают, что Господь говорит здесь о годах: у пророков дни всегда означали годы. Но и с таким объяснением сложно согласиться. Если его принять, тогда получается, что наш Господь сказал эти слова в первый год Своего трехлетнего служения. Но судя по всему, эти слова были сказаны ближе к концу Его земной жизни.

Третьи полагают, что эти слова имеют образное значение и описывают короткий промежуток времени: “Мне должно еще немного быть с вами, пока Я не закончу Свою работу, и только после этого, не раньше, мой земной путь завершится смертью”. Выражение с подобным смыслом мы встречаем у Осии 6:2.

С моей точки зрения, последнее толкование наиболее вероятно. Большинство комментаторов приводят цитаты из Еврипида и Арриана Флавия, доказывая, что и светские авторы использовали выражение “три дня” как образное.

Это особенное выражение. В греческом языке данный глагол использован в настоящем времени. В целом здесь имеется в виду следующее: “Я кончу Своей смертью, то есть завершу ту работу, которую я пришел исполнить”. В Евр. 2:10 и 5:9, когда идет речь о Христе, используется тот же самый глагол.

Это выражение означает: “Я должен продолжать делать то, что делаю”. Это же слово используется в Лк. 1:6; 1 Пет. 4:3; 2 Пет. 2:10; 3:3; Иуд. 16 и каждый раз означает “поступать по своему обыкновению”.

Это выражение также особенно. Греческое слово, переведенное как “не бывает”, встречается в Новом Завете только здесь и буквально означает “невозможное”. Однако наш Господь не использует это слово в буквальном значении. Иоанн Креститель, не говоря уже о других пророках, умер не в Иерусалиме. Возможно, правы Ефим и Гейнсий, которые говорят, что смысл этого стиха в следующем: “Пророк, умерший вне Иерусалима, — это исключение из правила. Я же умру в Иерусалиме. Сейчас Я не в Иерусалиме, а в Галилее”.

Баррадий считает, что смысл этих слов таков: “Невозможно, чтобы Я, великий пророк, приход которого предсказал еще Моисей, умер вне Иерусалима”. Но такое толкование вряд ли можно считать верным.

Друзий и А. Кларк говорят, что человека, который претендует на звание пророка, мог судить только великий синедрион, находящийся в Иерусалиме.

Эти же удивительные слова мы находим в Евангелии от Матфея 23:37, где описывается конец служения нашего Господа. Чем можно это объяснить? Только тем, что Иисус дважды повторял эти слова.

Нет оснований предполагать, что в этом отрывке описывается конец земного служения нашего Господа. Также мы не можем утверждать, что св. Лука записал здесь эти слова Христа просто так, без всякой связи с предыдущим текстом, нарушив тем самым хронологический порядок.

Мне кажется верным мнение, что Христос дважды сказал эти слова об Иерусалиме во время Своего земного служения. Наверное, Его сердце страдало от нечестия и греховности этого развращенного, но все же особого города. Вполне вероятно, что таким образом Христос выражал Свои чувства не один раз.

Некоторые думают, что здесь Иисус имеет в виду Свои посещения Иерусалима, но я с этим не согласен. Скорее, здесь идет речь о всех тех посланиях и приглашениях, которые Христос передавал Иерусалиму через Своих слуг — пророков.

Это один из отрывков Писания, который недвусмысленно говорит, что потерянные сами ответственны за гибель своей души. “...Хотел Я... вы не захотели!” Две воли сошлись здесь: воля Христа — принести человеку благо, воля человека — отвергнуть это благо.

Обратите внимание, что наш Господь говорит не “ты не захотел”, а “вы не захотели”. Он подразумевает, что виновны все жители Иерусалима, и в особенности священники, книжники и фарисеи, которые руководили городом. Последние и сами не хотели прийти, и других не пускали. Они сами не хотели войти в царствие Божие и другим не позволяли. Христос хотел, но они не хотели.

Не стоит думать, что когда Господь говорит “вы не захотели”, то имеет в виду только книжников, фарисеев и других начальников. Нет, следующий стих ясно показывает, что Иисус говорит обо всех жителях Иерусалима.

Эти слова означают следующее: “Ваш храм, ваша слава, ваше святое и прекрасное место, теперь утратил свою славу. Бог не презрит на него, Он больше не радуется ему”.

Не все комментаторы согласны между собой в том, что означают эти слова и как они исполнились или исполнятся.

Одни думают, что здесь наш Господь говорит о Своем входе в Иерусалим, куда Он въехал на осле незадолго до Своего распятия и когда весь народ кричал Ему “Осанна!”.

Другие считают, что наш Господь имеет в виду разрушение Иерусалима, которое заставит иудеев исповедать, что Он есть Мессия. По мнению епископа Пирса, это выражение означает следующее: “Тогда они вспомнят, что сделали Мне, когда Я был среди них, тогда они признают, что Я есть Христос, который пришел во имя Господне”. И Евсевий подтверждает, что множество людей, видевших разрушение Иерусалима, поверило во Христа.

Третьи полагают, что слова нашего Господа еще не исполнились: они относятся к последнему времени, когда иудеи во время своего последнего испытания “воззрят на Того, Кого пронзили” и поверят. А произойдет это во время второго пришествия Христа во славе.

Я решительно поддерживаю последнее из этих толкований. Без сомнения, торжественный въезд Иисуса в Иерусалим является прообразом того, с каким почетом Иерусалим однажды встретит Христа. Но в целом иудейский народ никогда не почитал нашего Господа как Мессию во время Его первого пришествия. Но “грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его” (Откр. 1:7).

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.