25.02.2017
Скачать в других форматах:

Джон Чарльз Райл

Размышления над Евангелием от Луки

Глава 3.

 

Евангелие от ЛУКИ 3:1-6

1  В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее,

2  при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне.

3  И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещениепокаяния для прощения грехов,

4  как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему;

5  всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;

6  и узрит всякая плоть спасение Божие.

Эти стихи описывают начало Евангелия Христа. Оно началось с проповеди Иоанна Крестителя. Иудеи не могут сказать, что Мессия пришел неожиданно, без всякого предупреждения. Он милостиво послал пред Собою великого предтечу, чье служение привлекло внимание всего народа, разбудив его.

Во-первых, обратите внимание на то, в какие темные времена Евангелие Христа пришло в мир. В первых стихах этой главы перечисляются имена тех, кто правил землей, когда началось служение Иоанна Крестителя. Этот перечень повергает в уныние, но заставляет задуматься. В нем нет ни одного имени благочестивого человека. Тиберий, Понтий Пилат, Ирод, его брат Анна и Каиафа — обо всех этих людям мы знаем только плохое. Кажется, что вся земля попала в руки нечестивцев (Иов 9:24). Именно в это страшное время предтеча Христа стал проповедовать и был заложен первый камень основания Церкви Христовой. Поистине, Божьи пути не наши пути.

Пусть все вышесказанное научит нас не падать духом даже тогда, когда, как нам кажется, у проповеди Божьей истины нет никакого будущего. Может, именно в час сомнений, Бог готовит могущественное освобождение. Когда кажется, что царство сатаны торжествует, “без содействия рук” отрывается камень и разбивает все вдребезги. Даже после самой темной ночи всегда наступает утро.

Не опускайте руки, если кажется, что мощь и число противников умножились и пришло время нечестивцев. “Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать” (Еккл. 11:4). Давайте трудиться и верить, что помощь придет с небес именно тогда, когда она более всего необходима. Когда казалось, что римский император и невежественные священники все повергли себе под ноги, появился из Назарета Агнец Божий и установил начало Своего царства. А что Он сделал однажды, Он может сделать и второй раз. Он может обратить мрак, в котором живет Церковь, в сияние дня.

Во-вторых, заметьте, как св. Лука описывает призыв Иоанна Крестителя к служению. Лука пишет: “...был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии”. Иоанн получил от Бога специальный призыв проповедовать и крестить. Его сердце восприняло послание с небес, и под влиянием этого послания Иоанн занялся своей удивительной работой.

Эти слова учат тому, что никто не имеет права браться за служение, пока не почувствует внутреннего призыва от Бога и внешнего призыва от людей. Не нужно ожидать каких-то видений или откровения с небес. Заявления фанатиков о том, что они обладают особыми дарами Духа, надо всегда тщательно проверять. Человек должен услышать внутренний призыв, прежде чем браться за служение. “Глагол” Божий должен реально и истинно “прийти к нему”, как это было у Иоанна Крестителя. Одним словом, служитель Божий, прежде чем взяться за служение, должен исповедовать с чистой совестью, что он движим Духом Святым. А тот человек, который не может сказать так о себе, совершает великий грех и идет туда, куда его не посылали.

Молитесь каждый день, чтобы в наших церквах работали только те служители, которые истинно призваны Богом. Необращенный служитель — это бремя для церкви. Как человек может говорить об истине, которую он не вкусил? Как он может свидетельствовать о Спасителе, которого он никогда не видел глазами веры и никогда не возлагал на Него спасение своей души? Пастырь по сердцу Божьему — это такой человек, который получил слово Божье. Он с дерзновением идет вперед, потому что несет весть. Он говорит смело, потому что он послан.

В-третьих, этот отрывок показывает, что между истинным покаянием и прощением есть тесная связь. Лука пишет, что Иоанн Креститель пришел проповедовать “крещение покаяния для прощения грехов”. Эти слова означают, что Иоанн проповедовал необходимость крещения, которое является знаком покаяния. Он убеждал своих слушателей в том, что, если они не раскаются в своих грехах, их грехи не будут прощены.

Мы должны твердо знать, что никакое покаяние не может искупить грех. Только кровь Христа может смыть грех с души человека. Сколько бы мы ни каялись, мы все равно не оправдаемся в глазах Божьих. “Мы праведны перед Богом только Иисусом Христом, по вере, а не по своим делам и заслугам”. Очень важно понимать это. Сложно даже представить себе, какие трудности люди создают для своей души, не понимая этого.

Тем не менее надо твердо помнить, что без покаяния ни одна душа не может спастись. Мы должны знать свои грехи, горевать о них, отказываться от них и ненавидеть их, иначе мы никогда не попадем на небеса, хотя сама по себе ненависть ко греху не заслуживает награды. Она не входит в цену нашего искупления. Спасение нам дается только по благодати. Но факт остается фактом: спасенная душа — это раскаивающаяся душа. Спасительная вера во Христа и истинное покаяние перед Богом неразделимы. Это великая истина, о которой нельзя забывать.

А вы покаялись? Этот вопрос для вас имеет первостепенное значение. Убедил ли вас Дух Святой в вашей греховности? Обратились ли вы к Иисусу с мольбой об освобождении от грядущего гнева? Знаете ли вы, что такое разбитое, сокрушенное сердце и сильная ненависть ко греху? Можете ли вы сказать “я покаялся” так же уверенно, как “я верю”? Если нет, не обольщайтесь: ваши грехи еще не прощены. Ибо написано: “...если не покаетесь, все так же погибнете” (Лк. 13:3).

 

Примечания

Лк. 3:1-6

Эти области располагались к северу и северо-востоку от Палестины.

Из Библии мы знаем, что не может быть двух первосвященников в одно и то же время. Эту должность в период процветания Израиля занимал один человек, причем пожизненно. Но во времена земного служения нашего Господа в первосвященническом служении царила неразбериха, и, возможно, римляне отстранили одного из первосвященников от исполнения им его непосредственных обязанностей из политических соображений. В результате еще при жизни одного первосвященника был назначен другой. Анна был тестем Каиафы (Ин. 18:13).

Это и подобные выражения в данных стихах надо истолковывать символически. Эти слова не означают, что буквально все горы разрушатся, а долины наполнятся. Очевидно, что смысл этого пророчества заключается в том, что трудности и препятствия на пути Царя такие же большие, как горы и долины. Эти препятствия исчезнут тогда, когда будет распространяться Евангелие Христа.

Это пророчество еще полностью не исполнилось. Описанное в этом стихе произойдет во время второго пришествия Христа, когда установится Его царство, и все, от малого до великого, узнают Его. Это один из многочисленный примеров того, что пророчества Ветхого Завета часто говорят одновременно о двух пришествиях, предсказывая полное установление царства во второе пришествие и одновременно частичное установление царства Христа после Его первого появления. Некоторые увидели великое спасение еще тогда, когда зазвучало Евангелие. Тогда и было собрано малое стадо. В конце же все, от малого до великого, увидят спасение Божье.

 

Евангелие от ЛУКИ 3:7-14

7  Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?

8  Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.

9  Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

10  И спрашивал его народ: что же нам делать?

11  Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.

12  Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать?

13  Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам.

49   Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.

В этих стихах описывается служение Иоанна Крестителя. Это место в Писании всегда вызывает интерес у христиан. Иоанн оказал огромное, хотя и временное, влияние на иудеев. Всем хорошо известно, как высоко оценил наш Господь служение Иоанна: “...из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя”. В чем же состояло его служение? Ответ на этот вопрос мы найдем в данном отрывке.

Прежде всего давайте посмотрим, с каким святым дерзновением Иоанн призывал народ креститься. Он называл их “порождениями ехиднины”, потому что видел, что желание стоящего вокруг него народа креститься лицемерно. Иоанн не руководствовался мнением толпы, и Его не заботило, что слова его кого-то обидят. Он знал, что окружавшие его люди уже давно находятся в смертельно опасном духовном состоянии и что излечить их может только сильнодействующее средство.

Церковь Христова только выиграет, если ее служители будут изъясняться прямо, подобно Иоанну Крестителю. Постоянный страх кого-то обидеть, умасливание вместо прямоты и честности — все это черты современной христианской кафедры. Конечно же, бескомпромиссные выражения всегда вызывают осуждение. Но льстить необращенным людям, даже не упоминая об их пороках, называть красивыми словами их отвратительные грехи — это не милосердие. Проповедники очень часто стали забывать, что в Библии написано: “Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо!” и “Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым” (Лк. 6:26; Гал. 1:10).

Далее мы должны отметить, как ясно и четко Иоанн Креститель говорит своим слушателям об аде и об опасности туда попасть. Он говорит им, что гнев грядет, и описывает “секиру” судов Божьих, которой срубают бесплодное дерево, а затем бросают его в огонь.

Разговор об аде всегда неприятен для человека. Служитель, который уделяет этой теме много внимания, вскоре обнаружит, что все считают его вульгарным, вспыльчивым, бесчувственным и узколобым. Людям нравится слушать “приятное”, нравится рассуждать о мире, а не об опасности (Ис. 30:10). Но если мы желаем окружающим нас людям блага, то нам нельзя забывать говорить об аде. Наш Господь Иисус Христос часто вспоминал о нем, когда учил народ. Любящий Спаситель, который говорил о пути на небеса, четко и ясно описывал дорогу в преисподнюю.

Не будем же мудрее и добрее Библии. Давайте запомним слова Иоанна Крестителя. Не будем бояться открыто признаться в своей вере в то, что гнев грядет на нераскаявшихся, и что человек может быть потерянным так же, как и спасенным. Умалчивать об этом — значит предавать людей. Своим молчанием мы поддерживаем заблуждение, в которое еще давным-давно ввел человека сатана: “Нет, не умрете”. Только тот служитель любит людей, который честно предупреждает их об опасности, и как Иоанн Креститель, призывает “бежать от будущего гнева”. А человек не побежит до тех пор, пока не увидит, что его жизни угрожает реальная опасность. Он не станет искать небес до тех пор, пока не уверится, что рискует упасть в преисподнюю. Вера, в которой нет места аду, не есть вера Иоанна Крестителя, Господа Иисуса и Его апостолов.

Обратим также внимание на то, что Иоанн считает покаяние, неподкрепленное плодами, никчемным. Он обратился к толпе, которая пришла креститься, со словами: “Сотворите же достойные плоды покаяния”. Иоанн объяснил им, что “всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь”.

Давайте же твердо запомним, что всякое исповедание веры бесполезно без дел веры. Нет смысла устами заявлять о покаянии, если в то же время этого покаяния нет в нашей жизни. Более того, это даже опасно, потому что ложное покаяние постепенно ожесточает совесть и сердце. Мы должны не просто сожалеть о грехах, но и не хотеть больше грешить. Дела — это сущность покаяния. Важно не то, что человек говорит о вере, а что он делает. “От всякого труда есть прибыль, — говорит Соломон, — а от пустословия только ущерб”.

Еще заметим, что Иоанн разрушает общепринятое представление о том, что связь с благочестивыми людьми может спасти душу. “Не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму”.

Такое представление прочно утвердилось в серд­цах людей, живущих по всей земле. И это еще раз доказывает, что природа человеческая испорчена. Люди во все времена существования церкви верили, что связь с благочестивыми людьми расположит к ним Бога. Тысячи людей жили и умерли, ошибочно полагая, что поскольку они были связаны родственными узами со святыми людьми или были членами одной с ними церкви, то они и сами могут надеяться на спасение.

Твердо запомните, что спасающая вера — это личная вера. Спасение — это вопрос, который решают двое — человек и Христос. В последний день нам не поможет то, что мы принадлежали к церкви Лютера, Кальвина, Кранмера, Нокса, Оуэна, Весли или Витфилда. Для спасения важно обладать верой этих святых людей. Нужно верить так, как они, стараться жить так, как они жили, и следовать за Христом так же, как они следовали за Ним. Ни один человек, в жилах которого текла кровь Авраама, но который не обладал верой Авраама и не совершал дел Авраама, не получил спасения.

Наконец, обратим внимание на то, как Иоанн предлагал проверить свою искренность людям, приходившим к нему креститься. Он призывал каждого исповедовавшего покаяние расправиться с самым излюбленным грехом. Эгоистичная толпа должна была явить любовь друг ко другу. Мытари не должны были требовать “более определенного” им. Воины не должны были никого обижать и довольствоваться своим жалованием. Иоанн не имел в виду, что они таким образом искупят сами свои грехи и приобретут мир с Богом. Он хотел сказать, что поступив так, они докажут искренность своего покаяния.

Заканчивая изучение данного отрывка, следует сделать несколько выводов. Если вы хотите поступать мудро, вы должны научиться с терпением и любовью относиться к людям, особенно новообращенным. Вы должны в первую очередь научиться правильно испытывать свое сердце. Вы не должны относиться к излюбленным грехам мягко и снисходительно, довольствуясь порицанием только тех грехов, к которым по своему характеру вы не склонны. Найдите свои слабые места. Определите, какие именно грехи одолевают вас больше других, и против них направляйте все свои силы, с ними ведите постоянную войну. Пусть богатые сражаются с грехами богатых, бедные — с грехами бедных, пожилые — с грехами пожилых, молодые — с грехами молодых. Если вы действительно переживаете о своей душе, то сделайте этот шаг, объявите войну греху, который живет в вас. Если вы честны сами с собой, то вы не будете медлить с этим решением.

Примечания

Лк. 3:7-14

Стоит отметить, что слово, переведенное как “сотворите”, это то же самое слово, которое употребляет св. Иоанн, говоря о “делающем грех” и “делающем правду” (1 Ин. 3:4, 7). И там и здесь речь идет о постоянном действии, а не об однократном поступке.

Приведу здесь цитату из работы Стельи, испанского комментатора Евангелия от Луки: “Множество монахов говорят, что их отец — Бенедикт, Августин, Иероним, Франциск или Доминик, уподобляясь тем самым иудеям, которые говорили: “...отец у нас Авраам”. Они рассказывают другим чудесные истории об основателях своих орденов, вознося им хвалу. Они говорят: “Из нашего ордена вышло так много святых, так много пап, так много кардиналов, так много епископов, так много наставников. Этому они радуются и этим тщетно хвалятся, хотя сами отступили от истинных превосходств основателей своих орденов, поступая порочно и безнравственно. Таким людям нужно говорить то же, что Христос сказал иудеям: “Если бы вы были детьми Авраама, то дела Авраамовы бы делали””.

Эта фраза означает следующее: “Не думайте, что у Бога не будет больше людей, чтобы прославить Себя в них, если Он отсечет вас и не спасет. Даже если все вы отпадете, Он “воздвигнет” Себе семью истинно верующих из этих камней”. Очевидно, что здесь имеется в виду призвание язычников.

Греческое слово, переведенное так, больше нигде в Новом Завете не встречается. Оно означает “страшить неистовым поведением”.

Это слово встречается еще только один раз и значит “обидеть”. Дословно его можно перевести как “вымогать, предъявляя ложные обвинения”. Оно использовано в знаменитом исповедании веры Закхея после его обращения (Лк. 19:8).

Заметьте, что Иоанн Креститель не дал повода даже подумать, что работа сборщиков податей или воинов не угодна в глазах Бога.

 

Евангелие от ЛУКИ 3:15-20

15  Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, —

16  Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.

17  Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым.

18  Многое и другое благовествовал он народу, поучая его.

19  Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за все, что сделал Ирод худого,

36   прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу.

Во-первых, из того отрывка мы узнаем, что верный служитель заставляет людей думать. О слушателях Иоанна Крестителя написано следующее: “Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он”.

Когда люди начинают думать, и в общине, и в семье начинает расти вера. Игнорирование духовной жизни — характерная черта необращенных людей. Трудно сказать, нравится им Евангелие или нет. Они просто не дают ему места в своих мыслях. Они никогда “не разумеют” (Ис. 1:3).

Всегда благодарите Бога, если видите, что не­обращенный человек задумался о вере. Размышления — это путь к обращению. Истина Христова не боится тщательной проверки. Мы приветствуем исследование. Мы хотим, чтобы ее подвергали испытанию. Люди, утверждающие, что истина Христа не может удовлетворить нужды их сердца и разума, просто ничего не знают о ней. Конечно, размышления — это не вера и не покаяние. Но это симптом, подающий надежду. Когда слушатели Евангелия начинают “помышлять в сердцах”, мы можем благословлять Бога и надеяться.

Во-вторых, из этих стихов мы узнаем, что верный служитель всегда превозносит Христа. Мы читаем, что, когда Иоанн увидел состояние ума своих слушателей, он поведал им, что придет Сильнейший его. Он отказался от почитания, которое люди уже были готовы воздать ему. Иоанн отослал их к Тому, у кого “в руке лопата” — к Агнцу Божьему, Мессии.

Такое поведение — отличительная черта человека Божия. Он никогда не позволит поставить себе в заслугу то, что принадлежит его небесному Господину. Он скажет как Павел: “Мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса” (2 Кор. 4:5). Проповедовать смерть и воскресение Христа нечестивцам, являть им любовь Христа и Его спасение — главная цель служения христианина. “Он должен возвеличиваться, а я — умаляться” — это движущий принцип проповеди служителя. Человек Божий не будет расстраиваться из-за того, что люди, позабыв его имя, превозносят имя Христа распятого.

Хотите узнать, крепка ли вера у служителя и заслуживает ли он вашего доверия как учитель? Спросите его, какое место занимает Христос в его учении. Хотите узнать, извлекли ли вы пользу, прослушав проповедь? Спросите себя, возвеличился ли Христос в ваших глазах. Служитель, который на самом деле приносит нам благо, будет заставлять нас год от года все больше думать об Иисусе.

В-третьих, из этих стихов мы узнаем, что есть существенная разница между Господом Иисусом и самым святым из Его служителей. Это следует из торжественных слов Иоанна Крестителя: “Я крещу вас водою... Он будет крестить вас Духом Святым...”

Рукоположенный служитель может отвечать только за внешний ход служения, молитвенно надеясь, что Бог милостиво благословит использование тех средств, которые Он сам дал. Но человек не может читать в сердцах тех, кому он служит. Служитель может верно проповедовать людям Евангелие, но он не заставит их принять его всем сердцем. Служитель может окропить чело крестильной водой, но не может очистить внутреннюю сущность человека. Он может раздавать им хлеб и вино во время Вечери Господней, но не может заставить их вкушать верой тело и кровь Христа. Возможности служителя ограничены. Ни один человек не обладает силой, способной изменять сердца. Только Христос, Глава Церкви, может совершить это силой Духа Святого. Это Его непосредственное служение. И ни один сын человеческий не получил права им заниматься.

Не останавливайтесь, пока на опыте не испытаете, как сила Христовой благодати действует на душу! Вы крестились водой, но крестились ли Духом Святым? Ваши имена записаны в книге крещенных, но записаны ли они в книге жизни Агнца? Вы члены видимой церкви. А являетесь ли вы членами мистического тела, глава которого — Христос? Если нет, то придите ко Христу за этими дарами лично. Ни один человек не может вам дать их. Эти богатства есть только в руках Христа. У Него мы должны искать их с верой и молитвой, веря, что поиски наши не будут тщетными.

В-четвертых, из этих стихов мы узнаем, как изменит Христос видимую церковь, когда придет на землю во второй раз. Его предтеча говорит об этом символически: “...Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым”.

В видимой церкви сегодня все смешаны. Верующие и неверующие, святые и несвятые, обратившиеся и необратившиеся — все эти люди есть в каждой общине. Часто они даже сидят рядом друг с другом. Человек не в силах разделить их. Ложное исповедание веры в одних иногда так похоже на истинное, а проявление действия благодати в других бывает так незначительно, что очень часто невозможно определить, кто есть кто. Пшеница и плевелы будут расти вместе до тех пор, пока не вернется Господь.

Но разделение в последний день будет ужасным. Непогрешимый суд Царя царей наконец отделит пшеницу от плевел навсегда. Праведные будут собраны вместе для счастья и вечной жизни. Нечестивые будут посрамлены и навечно осуждены. В великий день “очищения гумна” каждый пойдет в свое место.

Давайте ожидать этого дня, осуждая себя, чтобы нас не осудил Господь. Приложите все старание, чтобы соделать твердым свое звание и избрание, чтобы удостовериться, что вы — “пшеница” Божья. Если ошибка вскроется только в день “очищения” гумна, ее уже нельзя будет исправить.

Наконец, из этого отрывка мы узнаем, что награду Божьи рабы часто получают не в этом мире. Св. Лука, заканчивая описание служение Иоанна Крестителя, отмечает, что Ирод посадил его в тюрьму. А чем кончилось это тюремное заключение, мы знаем из других частей Нового Завета: в конце концов Иоанн был обезглавлен.

Все настоящие служители Христа не должны торопиться получить награду. Лучшие их времена еще впереди. Не надо удивляться тому, что люди порой очень жестоко поступают с ними. Мир, который гнал Христа, никогда не прекратит гнать христиан. “Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас” (1 Ин. 3:13).

Пусть вас утешает мысль, что великий Господин приготовил на небесах то, что превосходит все человеческие представления. Кровь, которую святые Божьи пролили за Христа, однажды зачтется им. Бог однажды вытрет все слезы, пролитые из-за злодеяний нечестивых. Когда Иоанн Креститель и все, кто страдал за истину, будут наконец собраны вместе на небесах, там они получат воздаяние за все свои муки и страдания на земле.

 

Примечания

Лк. 3:15-20

Слово, переведенное таким образом, чаще всего означает “обсуждать”.

Здесь мы должны заметить, что Иоанн Креститель этими словами подчеркивает, что его власть как простого человека, посланного совершить только внешний обряд, отличается от власти Христа, Сына Божьего, который воздействует на сердце человека. Римско-католические авторы заблуждаются, когда учат, что Иоанн здесь указывает на разницу между своим крещением и крещением христианским.

Нельзя недооценивать значение крещения Иоанна. У нас нет доказательств, что кто-то из апостолов получил еще одно крещение, кроме Иоаннова. Жизненный опыт не дает основания утверждать, что через христианское крещение всегда сообщается благодать. Писание не говорит, что через крещение Иоанна благодать не передавалась. Спанхайм, обсуждая этот вопрос, приходит к выводу, что различия между крещением Иоанна и крещением Христа несущественны. Они по сути не отличаются друг от друга. Разница есть только в обстоятельствах проведения крещения.

Нет однозначного мнения, что значит это выражение. Скорее всего, мы так никогда и не узнаем его точного значения. Некоторые полагают, что здесь говорится о сошествии Святого Духа в день Пятидесятницы, когда “языки, как бы огненные” почили на каждом присутствующем (Деян. 2:3). Другие думают, что здесь имеется в виду действие Святого Духа, очищающее сердце, как огонь очищает золото. Возможно, что и то и другое верно.

Упоминание о заключении Иоанна в темницу еще до того, как это произошло, — это пример того, что значит у Луки “по порядку” (Лк. 1:3). Описывая Иоанна Крестителя и его служение, Лука, прежде чем перейти к другой теме, воспользовался случаем, чтобы объяснить, как это служение закончилось.

 

Евангелие от ЛУКИ 3:21-38

21  Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо,

22  и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!

23  Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев,

24  Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов,

25  Маттафиев, Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеев,

26  Маафов, Маттафиев, Семеиев, Иосифов, Иудин,

27  Иоаннанов, Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев, Нириев,

28  Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров,

29  Иосиев, Елиезеров, Иоримов, Матфатов, Левиин,

30  Симеонов, Иудин, Иосифов, Ионанов, Елиакимов,

31  Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов,

32  Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов,

33  Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин,

34  Иаковлев, Исааков, Авраамов, Фаррин, Нахоров,

35  Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин,

36  Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов,

37  Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов,

38  Еносов, Сифов, Адамов, Божий.

В этом отрывке мы видим, что Господь Иисус удостоил крещение великой чести. К Иоанну Крестителю пришел Спаситель мира и был крещен вместе с остальными.

К установлению, которое Сын Божий соблаговолил исполнить, а после заповедал исполнять всей Церкви, люди Божьи всегда должны относиться с почтением. Крещение важно, если сам Христос крестился. Если бы крещение было лишь формальностью и если бы через него не передавались благословения, Христос никогда бы не заповедал Своей Церкви креститься.

Не нужно говорить, что с крещением связано множество разного рода ошибок и заблуждений. Одни делают из него идола, превозносят выше, чем это делает сама Библия. Другие умаляют его значение, бесчестят его и, кажется, иногда забывают, что его заповедал Сам Христос. Третьи ограничивают его исполнение, заявляя, что креститься может только взрослый человек, который способен доказать свое обращение. Некоторые наделяют крестильную воду магической силой и считают, что, если миссионеры поедут в языческие земли и будут крестить всех подряд, без разбора, крещение послужит язычникам во благо, даже если те ничего не ведают о христианстве. Крещение — это сложный вопрос в христианском учении, поэтому надо просить у Бога правильного его понимания.

Для нас достаточно уяснить общий принцип: наш Господь по Своей милости заповедал крещение, чтобы помочь Церкви. Христос сделал его средством получения благодати. Если это средство правильно и достойно использовать, то можно быть уверенным, что Бог пошлет благословение. Но не забывайте, что благодать Божья не зависит от таинств: можно быть крещенным водой и не быть крещенным Духом Святым.

Во-вторых, из этого отрывка следует, что крещение и молитва должны быть тесно связаны. Св. Лука особенно подчеркивает, что Иисус, когда крестился, молился.

Этот факт может многому научить нас, но, к сожалению, Церковь Христова слишком часто упускает его из виду. Мы должны понять, что Бог благословляет только такое крещение, которому сопутствует молитва. Не достаточно просто окропить водой. Использования имени благословенной Троицы тоже мало. Одна лишь оболочка таинства не передает благодати. Кроме этого должно быть что-то еще. Должна быть “молитва веры”. С уверенностью можно сказать, что крещение без молитвы не принесет благословений Божьих.

Почему же таинство крещения приносит так мало плодов? Почему в дальнейшей жизни тысяч людей, ежегодно принимающих крещение, нет ни одного свидетельства того, что их жизнь изменилась к лучшему? Ответ на эти вопросы краток и прост. В большинстве случаев во время крещения никто не молится, кроме служителя. Родители приносят своего ребенка к купели, порой не представляя, что они делают. Крестные встают и дают ответы за детей, находясь в полном неведении относительно сути происходящего и произнося какие-то слова только потому, что того требует форма. Разве есть у нас повод надеяться, что такое крещение Бог благословит? Нет! Не удивительно, что такое крещение бесплодно. Такое крещение совершается не по “уму Христову”. Молитесь, чтобы у христиан открылись глаза на этот важный вопрос. Здесь нам многое нужно менять.

В-третьих, в этих стихах содержится замечательное доказательство существования Троицы. Все три Личности Божества здесь сотрудничают и действуют одновременно. Бог Сын, крестившись, начинает Свое земное служение. Бог Отец Своим гласом с небес уполномочивает Его быть Посредником. Бог Дух Святой снисходит на Господа “в телесном виде, как голубь”, провозглашая, что Сыну Божьему “не мерою дает Бог Духа” (Ин. 3:34).

Мы находим наставление и утешение в явлении благословенной Троицы в этот момент земного служения Господа. Оно показывает нам, как могущественна сила, действующая для нашего искупления. Это дело — совместная работа Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Три Личности Божества в равной степени пекутся об избавлении душ человеческих от ада. Эта мысль должна приободрять нас, когда мы в унынии. Эта мысль должна придавать сил, когда у нас опускаются руки в борьбе с миром, плотью и дьяволом. Враги нашей души сильны, но ее Друзья — еще сильнее. Триединый Иегова всей Своей силой выступает за нас. “...нитка, втрое скрученная, нескоро порвется” (Еккл. 4:12).

В-четвертых, из этих стихов мы узнаем, каким чудесным образом было объявлено, что Господь становится Посредником между Богом и человеком. Во время Его крещения прозвучал голос с неба, “глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!” Только Один мог сказать такое — Бог Отец.

Без сомнения, в этих торжественных словах содержится много таинственного. Но одно ясно: этими словами Бог провозгласил, что Господь Иисус Христос — это обещанный Искупитель, которого Бог от начала решил послать в мир. Своим воплощением и заместительной жертвой за людей Христос удовлетворил Бога Отца. Во Христе требования святого закона были исполнены. Посредством Христа Богу угодно милостиво принять бедных грешников и не вспоминать более их грехов.

Пусть каждый истинный христианин отдыхает душой, читая эти слова, и находит в них утешение. Наших грехов и прегрешений — множество, все они велики. Нет в нас ничего хорошего. Но если мы верим в Иисуса, Бог Отец не видит в нас ничего, что нельзя было бы простить. Он считает нас соединенными со Своим дорогим Сыном и ради Него относится к нам благосклонно.

Наконец, в этих стихах мы видим, что человек смертен. В конце этой главы приведен длинный список имен, генеалогическое древо семейства, в котором был рожден Иисус. В Его роду, кроме прочих, состоит Давид, Авраам и Адам. Как мало мы знаем об остальных! У всех у них были свои радости и печали, свои страхи и надежды, свои заботы и проблемы, свои цели и планы, как, впрочем, и у нас. Но все они исчезли с лица земли и пошли каждый в свое место. То же будет и с нами. Наша жизнь как сон — вскоре и мы покинем землю.

Будем же всегда благословлять Бога за то, что, живя в мире, где все умирает, мы можем обратиться к живому Спасителю. “Я, — говорит Иисус, — живый; и был мертв, и се, жив во веки веков”. И еще: “Я есмь воскресение и жизнь” (Откр. 1:18; Ин. 9:25). Давайте же более всего заботиться о том, чтобы быть с Христом и чтобы Христос был с нами. Соединенные с Господом Иисусом по вере, мы воскреснем для вечной жизни. Второй смерти уже не будет. “Я живу, — говорит Христос, — и вы будете жить” (Ин. 14:19).

Примечания

Лк. 3:21-38

Именно в этом возрасте левитов впервые допускали в скинию для служения (Числ. 4:3).

Внимательный читатель Библии знает, что генеалогия нашего Господа вызывает большие трудности. Суть главной из них в том, что св. Матфей и св. Лука по-разному представляют генеалогию Иисуса от Давида до Иосифа. Записи Матфея и Луки согласуются в той части генеалогии, где идет речь о предках от Авраама до Давида, но дальше записи расходятся. Как это объяснить? По этому вопросу ученые мужи написали тома, но так и не убедили друг друга. Я же приведу несколько простых объяснений.

Первое объяснение заключается в том, что люди, о которых идет речь в генеалогии от Давида до Иосифа, имели по два имени. Матфей называет одно из них, а Лука — другое. Два евангелиста подразумевают одних и тех же людей, составляющих род Иосифа. Но это объяснение удовлетворит лишь немногих. Уже одно то, что Лука и Матфей приводят различное количество имен, доказывает ошибочность такого предположения. Не будем же тратить время, рассматривая эту версию.

Второе, более вероятное, на мой взгляд, объяснение звучит так. Мать Иосифа, мужа Марии, была два раза замужем. Один ее муж был родным отцом Иосифа, а другой — отчимом. Генеалогии в двух евангелиях — это генеалогии двух мужей матери Иосифа. Оба евангелиста заканчивают генеалогию на Иосифе, но Лука проводит родословную через Илию, а Матфей — через Иакова. Иосиф был родным сыном одного и приемным другого. Это объяснение принимали отцы церкви. Оно известно как объяснение Юлия Африканского. Но несмотря на свою древность, оно также вызывает возражения. Непонятно, зачем Лука повторял в своем евангелии, написанном специально для язычников, генеалогию Иосифа. Почему родословную матери Господней оба евангелиста обходят своим вниманием?

Третье и наиболее вероятное объяснение заключается в следующем. Скорее всего, родословная, приведенная Лукой, принадлежит Марии, а не Иосифу. Илия был отцом Марии и тестем Иосифа. Не сказано, что Илия “родил” Иосифа. Греческое выражение, использованное здесь, не обязательно означает, что Иосиф “его сын”. Это ясно из двух других отрывков Нового Завета, касающихся Марии и Иуды (Мр. 16:1 и Деян. 1:15). Таким образом, Лука описывает семью Марии, а Матфей — семью Иосифа.

Конечно, и при таком объяснении возникают трудности. Но в предыдущих двух трудностей намного больше. Оставляя этот вопрос, я тем не менее хочу заметить, что разделяю точку зрения Брентия, Гомара, Кемнития, Спанхайма, Суренхусия, Пула, Бенгеля, Пареуса, Лайтфута, Каловия, Гилла, Буркита, Генри, Скотта и Кларка (протестантских богословов) и Янсения, Барадия, Стельи (католиков). Интересно заметить, что Лайтфут приводит цитаты, доказывающие, что раввины пренебрежительно относились к Марии, называя ее просто “дочерью Илии”.

Это имя вызывает серьезные затруднения. Его нет в еврейской версии родословной от Ноя до Авраама (Быт. 11:12), хотя оно есть в Септуагинте. Возникает вопрос: почему Лука приводит это имя здесь? Как примирить Луку с Моисеем?

Существует несколько решений этой проблемы, однако, до конца с ней разобраться, видимо, так и не удастся. Можно быть уверенным лишь в том, что ни Моисей, ни св. Лука не могли допустить ошибку, потому что оба были вдохновлены Богом. Одни полагают, что св. Лука просто воспользовался общепринятой родословной и отмежевался от ошибок, которые в ней могли быть допущены. Поэтому Лука написал в самом начале: “...как думали...” С этой точки зрения, слова “как думали” относятся ко всей родословной. Другие считают, что имя было пропущено в еврейском тексте Бытия в результате ошибки переписчика. Третьи думают, что св. Лука намеренно включил это имя в родословие, чтобы как-то подыграть тем людям которые были знакомы только с Септуагинтой — греческим переводом Ветхого Завета. Четвертые полагают, что это имя появилось в Евангелии от Луки по вине переписчика этого евангелия, которому не был известен еврейский текст. Возможно, он был знаком с Ветхим Заветом лишь по Септуагинте, а сам св. Лука не включал имя Каинана. Последней точки зрения придерживаются Спанхайм, Капел, Гротий, Каловий, Ривет, Лей и Суренхусий. Нам такое решение проблемы кажется наилучшим. Один из аргументов в пользу такого решения состоит в том, что это имя опущено в манускрипте Безы, хотя надо признать, что этот манускрипт почти единственный, где нет имени Каинана.

Оставляя сложности, связанные с родословием нашего Господа, мы лучше задумаемся над интересным замечанием мистера Бургона: “Можно сделать осторожное предположение, что несколько трудностей такого рода были допущены в Священном Писании для того, чтобы испытать веру тех людей, которые остро переживают неразрешенность подобных интеллектуальных проблем и в то же время не реагируют на те проблемы, которые угрожают спасению простых людей”.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.