Джон Чарльз Райл
Размышления над Евангелием от Луки
Глава 5.
Евангелие от ЛУКИ 5:1-11
1 Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,
2 увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.
3 Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.
4 Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.
5 Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.
6 Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.
7 И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.
8 Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.
9 Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;
10 также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.
11 И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним. прорывалась.
В этих стихах описывается событие, которое обычно называется чудесным уловом рыбы. Это чудо необычно по двум причинам. Во-первых, совершив его, наш Господь показал, что Он правит над миром животных. Рыбы в море так же послушны Его воле, как и жабы, мухи, мошки, саранча в египетских казнях. Все они Его слуги, все они подчиняются Ему. Во-вторых, это чудо, которое Иисус совершил в начале Своего служения, похоже на другое чудо, которое Он сотворил после Своего воскресения в конце служения и которое описал Иоанн (Ин. 21:1 и далее). Суть обоих чудес заключалась в чудесном улове рыбы, и в обоих апостол Петр играл ключевую роль. В историях об этих чудесах содержится важный духовный урок.
Во-первых, обратим внимание на то, что Господь Иисус Христос всегда был готов совершать добрые дела. Еще раз мы читаем, что, когда Он проповедовал, “народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие”. И где же Он проповедовал? Не в освященном здании, не в месте, предназначенном для всенародного поклонения, а под открытым небом; не за кафедрой для проповедников, а в рыбацкой лодке. Неудобство не имело для Него значения. Души хотели, чтобы их накормили. Работа Божья не должна была стоять на месте.
Слуги Христа должны многому научиться, посмотрев, как повел Себя их Господин в этой ситуации. Не нужно ждать, пока все трудности исчезнут. Нужно браться за плуг и пахать или идти сеять семя слова. Может не оказаться удобного здания для собраний общины или удобных классов для воскресной школы. И что тогда? Должны ли мы сидеть и ждать, ничего не делая? Да не будет этого! Если мы не можем сделать то, что хотим, давайте будем делать то, что можем. Давайте работать с тем, что есть. Пока мы сидим и ждем, души гибнут. Ленивый всегда боится тернового плетня и льва на улице (Прит. 15:19; 22:13). Там, где мы есть, и такие, как мы есть, вовремя и не вовремя, устами или пером, разговором или письмом, давайте стараться всегда служить Богу. Не будем же сидеть сложа руки!
Во-вторых, заметим, что Господь поощряет беспрекословное послушание. Лука пишет, что после проповеди Христос попросил Симона: “Отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова”. Петр ответил Ему, и его ответ показал, что он хороший слуга. “Наставник! — сказал он, — мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть”. Какую же награду получил Симон за то, что с готовностью исполнил поручение Господа? Написано, что они “поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась”.
Каждый христианин из этой простой истории может извлечь практический урок. Мы должны усвоить, что незамедлительное послушание каждой заповеди Христа приносит благословение. Иногда трудно исполнить свои обязанности. Мир может не понять мудрости наших действий. Но это не должно останавливать нас. Не следует прислушиваться к голосу плоти и крови. Если Иисус сказал “идите”, мы должны идти прямо вперед. Если Иисус сказал “сделайте это”, мы должны с дерзновением, смело и решительно выполнить порученное. Мы должны “ходить верою, а не видением” и верить, что если мы и не видим сейчас, почему это правильно, то мы увидим это после. Поступая так, мы в конечном итоге обязательно выиграем. Поступая так, мы рано или поздно получим великую награду.
В-третьих, отметим, что ощущение Божьего присутствия уничижает человека и заставляет его чувствовать свою греховность. Яркий пример тому — слова Петра, которые тот произнес, когда чудесный улов убедил его в том, что рядом с ним в лодке находится кто-то больше, чем человек. Мы читаем: “Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный”.
Оценивая эти слова Петра, мы должны, конечно же, помнить, когда они были сказаны. Тогда он был, в лучшем случае, младенцем в благодати — слабым в вере, неопытным и мало знающим. Если бы это случилось позже, он бы, несомненно сказал: “Будь со мной”, а не: “Выйди”. Тем не менее можно смело утверждать, что слова Петра точно выражают ощущения человека, который впервые близко соприкоснулся с Богом. Созерцание божественного величия и святости заставляет человека чувствовать свою никчемность и греховность. Вспомните, что первым желанием Адама после грехопадения было спрятаться. Израильский народ близ Синая просил, “чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть” (Исх. 20:19).
Давайте стремиться, чтобы каждый год нашей жизни помогал нам все больше и больше ощущать свою нужду в посреднике между нами и Богом. Без посредника мы не можем думать с утешением о Боге, потому что чем ясней мы видим Бога, тем неудобней мы должны себя чувствовать. Кроме того, давайте благодарить Бога за то, что Иисус — это именно тот Посредник, в помощи которого нуждается наша душа и с которым мы можем смело идти навстречу Богу, отбросив все свои страхи прочь. Без Христа Бог — это всепоглощающий огонь, а во Христе — примирившийся с нами Отец. Без Христа даже самого педантичного моралиста бросит от ужаса в дрожь при виде картины своего конца, а во Христе даже первые из грешников могут приблизиться к Богу с уверенностью и ощутить совершенный мир.
Наконец, обратим внимание на то, что в этом отрывке Иисус дает Петру великое обещание: “Не бойся, — говорит Он, — отныне будешь ловить человеков”.
Безусловно, это обещание дано было не только Петру, но и другим апостолам, а также всем верным служителям Евангелия, которые идут по апостольским следам. Иисус дал это обещание, чтобы ободрить и утешить их. Он хотел поддержать их, зная, что иногда их переполняет чувство своей никчемности. Они носят сокровище в глиняных сосудах (2 Кор. 4:7). Они такие же люди, как и все остальные. Они знают, что их сердца такие же немощные, как и сердца их слушателей. Они часто поддаются отчаянию и хотят оставить проповедь. Но у них есть обещание, и они должны на него полагаться, потому что этого желает Глава Церкви. “Не бойся; отныне будешь ловить человеков”.
Давайте каждый день молиться за всех служителей, чтобы они были истинными последователями Петра и его братьев, чтобы они могли проповедовать то же полное Евангелие и жить такой же святой жизнью, как и апостолы. Только такой служитель обретет успех в ловле человеческих душ. Некоторым из них Бог может дать больше чести, другим меньше. Но все верные проповедники истинного Евангелия имеют право верить, что их труд не будет напрасен. Они могут часто проповедовать Слово в отчаянии, не видя плодов своего труда. Но Божье слово не возвращается тщетным (Ис. 55:11). Последний день покажет, что всякий труд для Бога совершался не напрасно. Каждый верный “ловец человеков” увидит, что обещание его Господина исполнилось.
Примечания
Лк. 5:1-11
Обратите внимание, что это повеление было особенным испытанием для веры рыбака. Обычно в озерах на глубине рыба не ловится.
Слово “прорывалась” можно было бы перевести “начала рваться”. В следующем стихе использовано другое слово, и оно переведено как “начинали тонуть”. То, что сеть на самом деле не порвалась, видно из контекста.
Часто и справедливо замечают, что греческое слово, переведенное как “ловить”, буквально означает “брать живым”. Оно используется только здесь и во 2 Тим. 2:26, в отрывке, который часто понимают неправильно. Если же его истолковать правильно, то можно провести интересные параллели со словами нашего Господа, записанными в нашем отрывке.
Не забывайте, что для святых и благочестивых людей это чудо всегда символизировало историю Церкви Христовой в мире. Лодка была символом Церкви, рыбаки — символом служителей, сеть — символом Евангелия, море — символом мира, берег — символом вечности и чудесный улов — символом успеха, сопутствующего работе, совершаемой в согласии со словами Христа. Возможно, это правильно, но все же эти символы требуют внимательного и осторожного использования. Обычай видеть в ясных словах Писания аллегории и скрытый смысл часто приводил к плохим последствиям.
Евангелие от ЛУКИ 5:12-16
12 Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.
13 Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него.
14 И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, как повелел Моисей, во свидетельство им.
15 Но тем более распространялась молва о Нем, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих.
16 Но Он уходил в пустынные места и молился..
В этом отрывке, во-первых, мы видим, что власть нашего Господа Иисуса Христа распространяется и на неизлечимые болезни. “Человек весь в проказе” попросил Его об исцелении и был исцелен. Иисус совершил большое чудо. Из всех болезней, мучающих человека, проказа одна из самых тяжелых. Она поражает сразу все: изъязвляет кожу, портит кровь, размягчает кости. Человек, болеющий проказой, заживо умирает, и лекарства бессильны помочь ему. Но в этом отрывке мы читаем историю о том, как прокаженный мгновенно выздоровел. Понадобилось только одно прикосновение Сына Божьего. Одно прикосновение всемогущей руки! “И тотчас проказа сошла с него”.
Чудесное исцеление символизирует то, что Христос силен исцелить нашу душу. В глазах Бога мы такие же прокаженные, но только в духовном смысле. Грех — это смертельная болезнь, которая поразила каждого из нас и разрушила наше существо. Грех поразил все наши способности. Сердце, сознание, разум, воля — все болеет грехом. “От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем” (Ис. 1:6). В таком состоянии мы родились. В этом же состоянии мы живем. В каком-то смысле мы умираем задолго до того, как нас кладут в могилу. Наше тело может быть здоровым, но душа по природе своей мертва в беззакониях и грехах.
Кто же избавит нас от сего тела смерти? Давайте возблагодарим Бога за то, что Иисус может это сделать. Ведь это Он тот божественный Врач, который может сделать так, чтобы старое прошло и все было новое. В Нем — жизнь. Он может омыть нас от всякой скверны Своей кровью. Он может оживить и возродить нас Своим Духом. Только Христос может очистить наши сердца, просветить разум, обновить волю и создать нас заново. Давайте же помнить об этом, потому что в этом спасение от всех болезней. Если мы потеряны, то не потому, что нас нельзя спасти. Как бы ни было испорчено наше сердце, какой бы грязной ни была наша прошлая жизнь, Евангелие дает надежду. Нет такой духовной проказы, которую бы не смог излечить Христос.
Во-вторых, в этом отрывке мы видим, что у нашего Господа Иисуса Христа есть желание помочь тем, кто в беде. Прокаженный произнес очень трогательные слова, умоляя Иисуса: “Господи! если хочешь, можешь меня очистить”. И сразу же получил ответ, полный милости и благодати: “Хочу, очистись”.
Это маленькое слово “хочу” заслуживает особого внимания. Оно как богатое месторождение утешения и ободрения для каждой утружденной и обремененной души. Оно показывает отношение Христа к грешникам. Это слово указывает на Его огромное желание приносить благо сынам человеческим и на Его готовность сострадать. Всегда помните, что если человек не спасен, то не потому, что Иисус не хотел его спасти. Он “не желает, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию”. Христос хочет, чтобы “все люди спаслись и достигли познания истины”. Он не хочет смерти умирающего. Иисус хотел собрать детей Иерусалима, как птица собирает птенцов своих под крылья, но они не захотели этого. Грешник должен винить только себя в своей гибели. Он потерян навеки по своей воле, а не по воле Христа. Господь сказал: “Вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь” (2 Пет. 3:9; 1 Тим. 2:5; Иез. 18:32; Мтф. 23:37; Ин. 5:40).
В-третьих, в этом отрывке мы видим, что наш Господь Иисус Христос отдает дань уважения церемониальному закону Моисея. Он повелевает прокаженному пойти показаться священнику, потому что этого требовал закон, записанный в книге Левит. Священник должен был признать прокаженного очистившимся. Христос также повелевает принести жертву за очищение, как повелел некогда Моисей. Наш Господь знал, что церемониальный закон Моисея — это всего лишь тень будущих благ и что вскоре эти постановления станут ненужными. Он прекрасно знал, что скоро наступит последний день господства левитских наставлений, но пока они не были отменены, Он с уважением относился к ним. Они были заповеданы самим Богом и были образом Евангелия. Поэтому ими нельзя было пренебрегать.
И здесь есть урок для христиан. Не следует презирать церемониальный закон только потому, что он отслужил свое. Не пренебрегайте теми частями Библии, в которых он содержится, полагая, что евангельскому верующему он не нужен. Да, тьма проходит и истинный свет уже светит (1 Ин. 2:8). Нам не нужны алтари, жертвенники и священники. Тот, кто желает возродить их подобен человеку, зажигающему свечку в полдень. Но все же мы не должны забывать, что церемониальный закон полон полезных наставлений. Это бутон Евангелия, который сейчас распустился и стал прекрасным цветком. При правильном понимании закон всегда проливает яркий свет на Евангелие Христа. Тот, кто читает Библию и пренебрегает изучением Левита, в конце концов обнаружит, что он нанес своей душе непоправимый ущерб.
И наконец, обратим внимание на то, что наш Господь Иисус большое значение придает личной молитве. Хотя “великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих”, Он все же находил время для тайной молитвы. Святой и непорочный, Он не позволял делам отнять у Него общение с Богом. Лука пишет, что Он “уходил в пустынные места и молился”.
Пусть поведение Иисуса будет примером для всех в эти последние дни. Сейчас так мало христиан, которые действительно стараются подражать Христу в вопросе личной молитвы. Верующие много слушают, читают, общаются, свидетельствуют, посвящают себя благотворительности и организации различных обществ, преподают в школах, но отдают ли они достаточно времени личной молитве? Заботятся ли верующие люди о том, чтобы как можно чаще оставаться наедине с Богом? Эти вопросы должны смирить нас и заставить исследовать свое сердце, поэтому на них стоит дать ответ.
Почему происходит так, что мы проявляем так много религиозной активности, а люди так редко обращаются к Богу? Почему, несмотря на огромное количество проповедей, мало душ спасается? Почему мы так много делаем, а ко Христу приходит так мало людей? Почему все это происходит? Ответ краток и прост. Мало личной молитвы. На ниве Христа надо трудиться много, но молиться надо еще больше. Пусть каждый из нас проверит себя и исправит свою жизнь. Успеха в Божьем винограднике добиваются те работники, которые, как и их Господин, много стоят на коленях.
Примечания
Лк. 5:12-16
Сегодня проказой все еще болеют в разных частях мира, хотя в Англии она практически исчезла. Говорят, что на небольшом островке на южноафриканском побережье, близ мыса Доброй Надежды, организован лепрозорий. Упоминание об этом есть в “Воспоминаниях Макшейна”.
Бургон заметил, что “так мог сказать только Бог — Тот, кто может повелевать всем. Когда Его слуги совершали чудеса, они говорили по-другому. Иосиф говорил: “...это не мое; Бог даст ответ во благо фараону” (Быт. 41:16)”.
Гольтер отмечает, что это выражение должно научить служителей Евангелия остерегаться фамильярности и слишком частого общения со своими слушателями. Он полагает, что чрезмерная фамильярность служителей ведет к неуважительному отношению слушателей. Служитель, с его точки зрения, не должен афишировать все события своей жизни.
Лука часто говорит о молитвах Господа, и в этом особенность Евангелия от Луки. Уордсворт пишет: “Похожий случай он описывает, когда рассказывает о крещении Господа и Его преображении (Лк. 3:21 и 9:28, 29). Язычники, для которых в первую очередь писал свое евангелие Лука, нуждались в том, чтобы им объяснили, почему нужно молиться и какую пользу молитва приносит. Поэтому молитве Лука уделяет так много внимания в своем евангелии. По праву можно сказать, что его евангелие — это евангелие молитвы” (см. Лк. 6:12; 9:18, 28; 11:1; 18:1; 22:41, 46).
Евангелие от ЛУКИ 5:17-26
17 В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных, —
18 вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом;
19 и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса.
20 И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои.
21 Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
22 Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что вы помышляете в сердцах ваших?
23 Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи?
24 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
25 И он тотчас встал перед ними, взял, на чем лежал, и пошел в дом свой, славя Бога.
26 И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне.
Тройное чудо привлекает наше внимание в этих стихах. В одно и то же время наш Господь простил грехи, прочитал мысли людей и исцелил парализованного. Только Бог мог сделать это с такой легкостью и властью. У человека никогда не было такой силы.
Во-первых, отметим те усилия, которые люди готовы были приложить, чтобы добиться своей цели. Друзья парализованного захотели принести его к Иисусу, чтобы тот исцелил его. Поначалу им не удалось этого сделать, потому что Господа окружала большая толпа. Что же они тогда сделали? “Влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса”. Наконец-то они достигли своей цели. Господь обратил внимание на их больного друга и исцелил его. Прилежно потрудившись и не отступив перед трудностями, друзья расслабленного добились для него великого благословения и полного исцеления.
Куда ни брось взгляд, везде увидишь множество доказательств тому, что старание и усердие очень важны. В любом деле мы убеждаемся, что труд — залог успеха. Своим процветанием и материальным благополучием люди обязаны не слепой судьбе или случайности, а тяжелому усердному труду. Богатство не приходит к банкирам и торговцам без забот и переживаний. Адвокаты и врачи расширяют практику только благодаря усердному труду и постоянному совершенствованию своего мастерства. Принцип благополучия всем отлично известен: “Без труда не вытянешь рыбку из пруда”.
Постарайтесь осознать, что старание и усердие так же необходимы для благополучия и процветания вашей души, как и вашего тела. Во всех своих устремлениях к Богу и ко Христу вы должны действовать так же целеустремленно, как и друзья больного в этом отрывке. Не позволяйте трудностям останавливать вас, но преодолевайте любые препятствия, мешающие вам достичь духовного благосостояния. Особенно это касается регулярного чтения Библии, слушания проповеди Евангелия, соблюдения святой субботы и личной молитвы. Следите, чтобы лень и попустительство не мешали вам преуспевать во всем. Как говорится, нужда — мать изобретательности. Если вы не можете сделать все это своей привычкой одним способом, попробуйте другой! Но твердо запомните: это нужно сделать. На карту поставлено здоровье вашей души. Сколько бы трудностей на нашем пути ни встречалось, мы должны пройти через все. Если сыны этого мира прилагают невероятные усилия, чтобы заполучить тленный венец, мы должны стараться еще больше них, чтобы получить нетленный.
Почему люди так мало делают для укрепления свой веры? Почему они никогда не могут найти времени, чтобы помолиться, почитать Библию, послушать Слово? Почему они постоянно находят себе оправдания в том, что не используют эти средства благодати? Как получается, что человек, который много сил отдает заработку, работе, развлечениям, политике, совершенно не волнуется о своей душе? Ответ на эти вопросы прост. Всех этих людей не заботит спасение. Они не чувствуют, что они духовно больны. Им не нужен Врачеватель души. Они не понимают, что их душа может погибнуть. Зачем же им заботиться о своей вере?! Тысячи таких людей живут и умирают в темноте. По-настоящему блажен только тот, кто осознал, что подвергается огромной опасности, и почел все тщетой, чтобы приобрести Христа и избегнуть в Нем гибели!
Во-вторых, отметим человеколюбие нашего Господа Иисуса Христа. Дважды в этом отрывке Он обращается к бедному страдальцу, которого принесли к Нему. Сначала Он обратился к нему с такими замечательными словами: “...прощаются тебе грехи твои”. А потом добавил: “Тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой”. Но второе чудо было не столь великим, как прощение грехов. Сначала Иисус исцелил душу расслабленного, а затем излечил его тело, дав возможность встать и уйти радостным и здоровым.
Никогда не забывайте, что наш Господь именно такой. Христос всегда относился и будет относиться с любовью к Своим людям. Его человеколюбие — это неиссякаемый источник, который течет всю вечность. Он бил ключом еще до того, как они родились. Своим человеколюбием Христос избрал, призвал и оживил их, когда они еще были мертвы в своих беззакониях и грехах. Своей любовью Он направил их к Богу, изменил их сущность, дал им новую волю и вложил новую песню в их уста. Человеколюбием Он примирил избранных с Собой, удалил все их прегрешения и беззакония. Поэтому Он никогда не позволит кому бы то ни было отделить Свой народ от Бога. Человеколюбие Христа бесконечно и вечно. Грешник, начиная свой путь веры, взывает к человеколюбию и милости Христа. К человеколюбию и милости он будет взывать и тогда, когда будет переходить через реку тьмы и возвращаться в вечный дом. Давайте стремиться познавать Его любовь на собственном опыте и ценить ее больше и больше. Пусть она поможет нам жить не для себя, а для Того, кто умер за нас и воскрес.
Наконец, отметим, что наш Господь знает все мысли людей. Мы читаем, что, когда книжники и фарисеи начали рассуждать между собой и обвинять нашего Господа в богохульстве, Он знал, что они задумали, и пристыдил их перед всеми. Лука пишет, что Иисус “уразумел помышления их”.
Каждый день мы должны думать о том, что от Христа ничего невозможно скрыть. Апостол Павел говорил, что “нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет” (Евр. 4:13). О Нем написано в 138-ом псалме, к которому, кстати, каждый христианин должен обращаться как можно чаще. “Еще нет слова на языке моем, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно” (Пс. 138:4). Господь знает все наши помыслы.
Эта истина должна пробудить в нас желание исследовать свое сердце. Христос видит все в нас! Христос знает все о нас! Христос читает наши мысли и наблюдает за нашим делами и словами! Мысль об этом должна останавливать грешников на пути беззакония. Свои преступления утаить невозможно, и если грешники не покаются, то об их преступлениях однажды узнают все! Мысль об этом должна отвратить лицемеров от их лицемерия. Они могут лгать человеку, но не Христу! А всех искренне верующих эта мысль должна успокаивать. Они должны помнить, что любящий Господь смотрит на них, и что они живут у Него на виду. Кроме того, пусть они знают: как бы ни насмехался над ними мир, они остаются праведными и честными перед Спасителем. Они могут сказать: “Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя” (Ин. 21:17).
Примечания
Лк. 5:17-26
Чтобы правильно понять это выражение, надо вспомнить, каким образом строили дома там, где проповедовал Иисус. Практически повсеместно дома строились с плоской крышей и небольшой площадкой-двориком посреди дома. Войти туда можно было по наружной лестнице, поэтому человек мог взобраться на крышу, незаходя в дом. Между внутренними стенами натягивался навес. Иногда его делали из холста, иногда из легкой черепицы. Такое укрытие защищало от дождя и солнечных лучей, давая возможность много времени проводить на воздухе.
В нашем случае скорее всего Господь проповедовал и учил во дворе дома под черепичным навесом у одной из стен. Друзья расслабленного не могли войти во двор, потому что он был заполнен людьми. Поэтому они подняли больного по наружной лестнице и влезли на крышу дома. Потом они разобрали черепицу над тем местом, где проповедовал Иисус, и опустили постель своего друга с помощью веревок вниз, во двор.
Если же мы будем представлять дом, в котором произошло это чудо, похожим на наш, то ничего не поймем. Зная же, что из себя представлял и представляет сейчас дом на Востоке, вообразить происходившее очень легко.
Это же слово “ужас” (гр. “экстасис”) в трех других местах переводится как исступление (Деян. 10:10; 11:5; 22:17). Свайцер цитирует Епифания, показывая, что это слово означает “высшую степень восхищения или удивления”.
Только здесь в Новом Завете используется это древнегреческое слово. Буквально оно означает “невероятное”, “нечто противоречащее обыденному опыту”.
Евангелие от ЛУКИ 5:27-32
27 После сего Иисус вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною.
28 И он, оставив все, встал и последовал за Ним.
29 И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними.
30 Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками?
31 Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные;
32 Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию.
Стихи, которые мы только что прочитали, должны прежде всего заинтересовать тех, кто знает цену бессмертия души и жаждет спасения. В этих стихах описывается обращение и переживания одного из первых учеников Христа. Мы тоже по своей природе родились во грехах и должны обратиться. Давайте посмотрим, что мы знаем об этом могущественном изменении сердца. Давайте сравним свои переживания с переживаниями, описанными здесь человека и, сравнив, извлечем для себя урок.
Этот отрывок, во-первых, открывает нам силу призывающей благодати Христа. Мы читаем, что наш Господь призвал мытаря именем Левий стать Его учеником. Мытари за свое нечестие были притчей во языцех среди иудеев. И все же именно ему Господь сказал: “Следуй за мной!” Более того, мы читаем, что слова Господа произвели такое сильное воздействие на Левия, что, хотя он и сидел “у сбора пошлин”, но, услышав призыв Иисуса, “он, оставив все, встал и последовал за Ним” и стал Его учеником.
Прочитав об этом случае, мы никогда больше не должны терять надежду на спасение человека, если он еще жив. Не допускайте даже мысли, что кто-то совершил слишком много грехов и слишком привязан к миру, чтобы стать христианином. Нет такого греха, который Бог не мог бы простить. Нет такого ожесточенного и обмирщенного сердца, которое бы нельзя было изменить. Тот, кто призвал Левия, все еще жив. Он такой же, каким был 1800 лет назад. С Христом нет ничего невозможного.
А как насчет вас самих? Это очень важный вопрос. Если вы медлите в страхе, думая, что крест слишком тяжел для вас и что вы никогда не сможете служить Христу, то отбросьте эти мысли раз и навсегда. Верьте, что Христос Своим Духом даствам способность превозмочь что угодно и выйти из этого мира. Помните, что тот, кто призвал Левия, никогда не меняется. Смело берите крест и шагайте вперед.
Во-вторых, этот отрывок показывает, что обращение радует истинно обратившегося. Мы читаем, что, когда Левий обратился, он сделал “в доме своем большое угощение”. Пиры устраиваются для удовольствия (Еккл. 10:19). Левий радовался произошедшей в нем перемене и пригласил других порадоваться вместе с ним.
Скорее всего, обращение Левия опечалило его друзей в мире. Они увидели, что он оставил прибыльное место, чтобы последовать за учителем из Назарета! Без сомнения, они посчитали его поступок величайшей глупостью и скорее горевали, чем радовались. Они видели только то, что, став христианином, он потерял земные блага. О его духовных приобретениях они не знали ничего. Очень многие похожи на них. Тысячи людей, когда узнают, что их родственник обратился, воспринимают это как несчастье. Вместо того, чтобы радоваться, они качают головой и сетуют.
Поверьте, Левий правильно делал, когда радовался. Если и вы уже обратились, то возрадуйтесь вместе с ним. Обращение — это самый достойный повод для радости. Это намного важнее, чем вступить в брак, отпраздновать юбилей, стать дворянином или неожиданно разбогатеть. Это переход от смерти к жизни! Это рождение бессмертной души! Это избавление грешника от ада! Это значит стать царем и священником навсегда! Это значит обеспечить себе жизнь здесь и в вечности! Это значит войти в самую знатную и богатую семью — семью Бога! Не обращайте внимание на то, как мир воспринимает ваше обращение. Они злословят то, чего не знают. Давайте вместе с Левием радоваться каждому новому обращению. Самая большая радость и счастье приходят тогда, когда сын или дочь, брат или сестра, друг или недруг рождаются свыше и приходят к Христу. Всегда помните слова, сказанные отцом блудного сына: “...о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся” (Лк. 15:32).
В-третьих, из этого отрывка мы узнаем, что обратившиеся желают обращения других. Лука написал, что, когда Левий обратился, он собрал гостей, “множество мытарей”, чтобы рассказать им о произошедшей с ним перемене. Скорее всего, все эти люди были его товарищами по работе. Левий хорошо знал, в чем нуждается их душа, ибо был одним из них. Он хотел познакомить их со Спасителем, который был милостив к нему самому. Ему оказали милость, и он хотел, чтобы ее получили и его друзья. Его благодатно освободили от бремени греха, и он хотел, чтобы все остальные стали свободными.
Настоящий христианин всегда испытывает эти же чувства. С уверенностью можно сказать, что нет благодати в том человеке, который не заботится о спасении других. Сердце, наученное Святым Духом, всегда исполнено любви, милосердия и сострадания. Душа, которую истинно призвал Бог, будет желать, чтобы и другие испытали на себе это призвание. Обратившийся человек не захочет идти на небеса в одиночку.
А как у вас обстоят с этим дела? Знаете ли вы, что чувствовал Левий после своего обращения? Стремитесь ли вы любым способом познакомить своих близких и родных со Христом? Говорили ли вы им слова, которые сказал Моисей Ховаву: “Иди с нами, мы сделаем тебе добро” (Числ. 10:29)? Говорили ли вы им, как самарянка: “Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала...”? Свидетельствовали ли вы своим братьям, как Андрей Симону: “Мы нашли Мессию”? Это очень серьезные вопросы. С их помощью можно дать истинную оценку состоянию души. Не пренебрегайте ими, задавайте их себе. Желание быть миссионером сегодня возникает не у многих. Мы не должны удовлетворяться только своим спасением. Мы должны пытаться принести благо другим. Конечно, все не смогут пойти и проповедовать язычникам, но каждый истинный верующий должен пытаться благовествовать своим ближним. Обретя милость, не молчите.
Наконец, в этом отрывке говорится об одной из главных целей прихода Христа в наш мир. Здесь написаны хорошо известные слова: “Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию”.
Это одна из величайших евангельских истин, которая постоянно, на протяжении всего Нового Завета, высказывается в той или иной форме. Наше невежество и самоправедность в вопросах веры настолько велики, что мы постоянно упускаем эту истину из виду. Поэтому нам нужно как можно чаще напоминать, что Иисус пришел на землю не просто как учитель, а как Спаситель потерянных людей. Благословения Христа может получить только тот, кто считает себя духовно нищим, безнадежным, никчемным грешником.
Воспользуйтесь же этой могучей истиной, если вы не пользовались ей раньше. Чувствуете ли вы свою греховность? Знаете ли, что заслуживаете только гнев и осуждение и ничего более того? Если да, то именно для вас пришел Иисус в этот мир. Если вы чувствуете себя праведником, Христу нечего вам сказать. Но если вы чувствуете себя грешником, Христос призывает вас покаяться. Пусть же Он призывает не напрасно!
Если же вы уже пользовались этой истиной, продолжайте это делать и впредь. Правда ли, что ваше сердце слабое и лживое? Часто ли вы ощущаете, что “когда хочу делать доброе, прилежит мне злое” (Рим. 7:21)? Если это так, полагайтесь на Христа. Он пришел в мир спасти грешников. Если мы чувствуем себя грешниками, у нас есть право рассчитывать и полагаться на Его помощь до конца жизни. Только об одном никогда не забывайте: Христос пришел призвать нас к покаянию, а не одобрить нашу грешную жизнь.
Примечания
Лк. 5:27-32
Человека, которого Лука называет Левием, св. Матфей называет Матфеем, а св. Марк — тоже Левием. Практически все согласны в том, что это один и тот же человек — апостол Матфей. У него, как и у некоторых других персонажей Библии, было два имени.
Вряд ли нужно напоминать, что мытарь — это сборщик податей, или налогов.
Эта фраза не обязательно означает, что именно в этот момент Левий собирал деньги. Можно понимать это выражение и так, что он стоял у того места, где обычно собираются налоги. Такое прочтение будет более верным.
Неверно предполагать, что Левий с пренебрежением отнесся к обязанностям, возложенным на него властями, и причинил своим нанимателям какой-то ущерб своим внезапным исчезновением. Вероятно, Левий, как и другие сборщики податей, купил право в течение года собирать налоги, заплатив определенную сумму вперед. В этом случае, он мог покинуть свое место раньше, причинив тем самым ущерб себе, а не властям. Уотсон отмечает: “Если бы Левий работал за жалование, как наши таможенники, собирая пошлину, он должен был бы дождаться, пока на его место пришлют кого-то другого. Но купив на какой-то определенный период право собирать налоги, он мог в любое время оставить это занятие”.
Слово, переведенное как “угощение”, используется здесь и в Лк. 14:13. Оно означает большой прием, который могут позволить себе только богатые люди и на котором обычно присутствует множество гостей. Став учеником Христа, Левий, по всей вероятности, от очень многого отказался, от большего, чем другие апостолы.
Обязательно обратите внимание, что здесь, как и везде, Господь призывает грешников не просто стать Его учениками, а раскаяться.
Стелья, испанский комментатор, замечает по поводу этого стиха следующее: “Не поймите этот стих так, что Христос нашел праведников. Павел был прав, что “все согрешили”. Христос называет книжников и фарисеев праведными не потому, что они на самом деле такие, а потому, что так обычно о них думают”.
Евангелие от ЛУКИ 5:33-39
33 Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?
34 Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?
35 Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.
36 При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой.
37 И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут;
38 но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое.
39 И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.
Во-первых, в этих стихах мы читаем, что люди, соглашаясь в главном, могут спорить друг с другом по незначительным вопросам веры. В этих стихах это показано на примере учеников Иоанна Крестителя и учеников Христа. Нашему Господу был задан вопрос: “Почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?”
Вряд ли между учениками Христа и Иоанна были существенные различия в вероучении. Учение Иоанна Крестителя точно и ясно указывало, что нужно для спасения. Если человек сказал об Иисусе, что “вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира”, он уже не мог учить своих последователей тому, что противоречит Евангелию. Конечно, учению Иоанна не хватало полноты и совершенства учения его Господина, но абсурдно предполагать, что оно в чем-то противоречило ему. Тем не менее в некоторых практических вопросах ученики Иоанна придерживались иной точки зрения, нежели последователи Христа. Ученики Иоанна и ученики Христа были согласны в том, что покаяние, вера, святость нужны для спасения, но на пост, еду, питье и молитвы смотрели по-разному. Единые в сердечных помыслах, надеждах, целях и в понимании сущности веры, они не соглашались друг с другом в том, что касалось обрядов.
Нужно смириться с тем, что, пока стоит мир, между христианами были и будут такие разногласия. Конечно, это плохо, поскольку невежественный мир использует наши разногласия как повод для упрека. Но разногласия существуют, свидетельствуя о нашей падшей природе. Никогда, даже во времена апостолов, христиане не соглашались полностью друг с другом по поводу управления церковью, проведения богослужения, соблюдения постов и праздников, святых дней и различных церемоний. Даже самые святые и одаренные служители Божьи верили по-разному относительно этих вопросов. И никакие доказательства, доводы, убеждения или гонения не помогли добиться полного единства между христианами.
Но все же мы должны благодарить Бога за то, что в главном мы согласны друг с другом. В понимании греха, спасения, покаяния, веры, святости все верующие, из разных народов и языков, едины между собой. Давайте же будем в своей вере уделять этим вопросам больше внимания. Ведь это главное, и об этом мы будем думать перед смертью и в день суда. В последний день то, что мы думали о посте, еде, питье и других обрядах, не будет иметь никакого значения. Покаялись ли мы и сотворили ли достойный плод покаяния? Увидели ли мы Агнца Божьего верой и приняли ли Его как своего Спасителя? Человек из любой церкви, ответивший утвердительно на эти вопросы, получит спасение. А если он не может этого сделать, значит, он навсегда погибнет, к какой бы церкви он ни принадлежал.
Во-вторых, обратите внимание в этих стихах на то, как называл Себя Господь Иисус Христос. Дважды Он говорит, что Он Жених.
Имя Жених, как и всякое другое в Библии, которое относится к Христу, очень много для нас значит. Это имя должно особенно успокаивать и приободрять каждого истинного христианина. Оно показывает, что Христос испытывает глубокую и нежную любовь к каждому грешнику, который верит в Него. К немощным, недостойным, согрешающим Он чувствует такую же любовь, какую испытывает муж к своей жене. Имя Жених указывает на близкий и личный союз, который существует между Иисусом и верующими. Этот союз намного более тесный, чем союз царя и его поданных, союз господина и слуги, союз учителя и ученика. Это самый тесный союз — союз между мужем и женой, о котором написано: “...что Бог сочетал, того человек да не разлучает”. Кроме того, имя Жених указывает, что у верующих есть огромное преимущество: они — причастники всего того, чем владеет Иисус. Как жена берет фамилию мужа и приобретает право владеть его имуществом, домом, титулом, передавая ему все свои долги, так и верующие пользуются всем, что принадлежит Христу. Иисус берет на Себя все их грехи. Он объявляет их частью Себя, дает понять, что, кто обидит их, тот обидит и Его. Даже уже в этой жизни Он дает им блага, превосходящие человеческое понимание. Христос обещает, что в грядущем мире они будут сидеть с Ним на Его престоле и находиться в Его присутствии вечно.
Если у вас есть спасающая вера, пусть ваша душа черпает непрестанное утешение в имени Христа. Постоянно помните, что даже о самом немощном верующем Христос нежно заботится, и если кто-то причиняет такому верующему боль, он причиняет ее Самому Христу. Возможно, в этом мире мы бедны, нас презирают, над нашей верой смеются. Но если у нас действительно есть вера, тогда в глазах Христа мы — драгоценный сосуд. Придет день, и Жених нашей души вступится за нас перед всем миром.
Наконец, мы должны обратить внимание на то, что Христос просит Своих учеников нежно и мягко обращаться с молодыми и неопытными христианами. Иисус рассказывает две притчи, приводя два примера из повседневной жизни. Он говорит, что глупо пришивать заплаты к старой одежде и наливать молодое вино в ветхие мехи, показывая этим, что старая и новая эпохи несовместимы. Бесполезно ожидать, что тот, кто приучен был к одному образу жизни, может мгновенно перестроиться и зажить по-другому. Наоборот, таких людей надо вести к новой жизни постепенно, уча тому, что они способны понять.
Этот урок должны усвоить все истинные христиане, особенно служители и родители. Забыв о нем, можно нанести огромный ущерб делу истины. Осуждение и чрезмерные требования “старых” верующих обычно обескураживают “первоклассников” в школе Христа.
Постарайтесь запомнить, что, если благодать только начала действовать в сердце верующего и еще не принесла больших плодов, это не значит, что ее там нет вовсе. Не следует ожидать, что ребенок будет вести себя как взрослый человек, хотя в один прекрасный день он станет им. Не ждите, чтобы начинающий христианин показывал такую же веру, любовь, знание, как старый воин креста. Через какое-то время новообращенный может стать героем веры, стоит только немного подождать. Надо обладать огромной мудростью, чтобы решать вопросы веры с молодыми людьми, да и в общем-то, со всеми недавно уверовавшими. Человеколюбие, терпение, мягкость в этом деле важнее всего. Нельзя вливать вино в мехи слишком быстро: оно разорвет мехи. Мы должны взять начинающих христиан за руку и потихоньку вести за собой. Не нужно пугать, торопить и давить на них. Если они усвоили только основные принципы Евангелия, не считайте их нечестивцами из-за того, что они не знают всего остального. Смиритесь с их временной немощью, не рассчитывайте увидеть на молодых плечах пожилую голову или обнаружить многоопытность в поведении младенца. Слова Иакова можно применить и к человеку: “...если погнать его один день, то помрет весь скот” (Быт. 33:13).
Примечания
Лк. 5:33-39
Не следует это выражение понимать так, что учеников нашего Господа обвиняли в нежелании молиться, хотя невнимательный читатель может так подумать. Из ответа Христа видно, что их в этом не упрекали. Главное обвинение состояло в том, что они “не постятся”.
Эти слова, которыми Господь аллегорически описывает Себя и Своих учеников, становятся еще более интересными, если вспомнить, что Иоанн Креститель говорил о Христе своим ученикам, используя эту же аллегорию (Ин. 3:29). Если этот вопрос задал Иисусу кто-то из последователей Иоанна, то ответ Господа должен был напомнить ему слова его учителя.
Это выражение многих привело к мысли, что после того, как Господь Иисус Христос покинул землю, настало время в буквальном смысле воздерживаться от употребления вина и мяса и что такого рода пост — это обязанность каждого христианина.
Но для такого поспешного заключения нет оснований. Никто не будет спорить с тем, что после вознесения Господа верующие время от времени постились. И сегодня каждый, кто считает, что пост полезен для его души, может поститься, но только не для того, чтобы потом похвалиться. Отсутствие в Деяниях и посланиях (особенно в посланиях Тимофею и Титу) каких бы то ни было заповедей или повелений относительно поста всей Церкви Христовой указывает на то, что к решению этого вопроса надо подойти очень внимательно и поступить “по удостоверению своего ума”.
В словах, которые мы сейчас изучаем, очевидно, заложен более глубокий смысл. В них идет речь не только об отказе от пищи. Здесь Иисус предсказывает, что время между Его первым и вторым пришествиями будет временем плача и скорби для каждого истинного верующего. Христос описывает состояние, в котором должен пребывать христианин, пока его Господь не вернется. В это время верующий должен ежедневно и ежечасно умерщвлять плотские желания. А время полноты и воздаяния придет тогда, когда Жених снова появится среди нас.
Не так уж легко понять притчи о новых заплатах к старой одежде и о новом вине в ветхих мехах. Интересно посмотреть, как разные комментаторы объясняют эти притчи в контексте спора Иисуса с фарисеями.
Мне кажется, что в этих притчах, как и во многих других, мы не должны искать в каждой детали некий скрытый духовный смысл, а воспринимать их как единое целое.
В первую очередь Иисус хотел донести до своих слушателей идею о том, что старое и новое несовместимо и что глупо ожидать от людей, воспитанных в одной вере, моментального отказа от нее при появлении нового. Если же мы пойдем дальше и попробуем разобраться, что означает в притче Христа заплата, дыра и тому подобное, мы только запутаемся и напрасно потратим время. Мне кажется, что это бесполезное занятие.
Скорее всего, что в этом заключительном стихе Господь обращается непосредственно к ученикам Иоанна Крестителя. Они пили “старое вино” учения Иоанна, а “новое вино” царства нашего Господа им не нравилось.
Уордсворт замечает, что начало этого предложения написано ямбом и что, возможно, наш Господь использовал здесь стихотворную пословицу, которую Лука перефразировал по-гречески. Комментатор напоминает, что даже тогда, когда наш Господь появился перед Савлом на дамасской дороге, Он снизошел до того, что употребил языческую поговорку (Деян. 9:5).
Этот материал еще не обсуждался.