25.02.2017
Скачать в других форматах:

Джон Чарльз Райл

Размышления над Евангелием от Луки

Глава 4.

 

Евангелие от ЛУКИ 4:1-13

1  Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.

2  Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.

3  И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.

4  Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.

5  И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени,

6  и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;

7  итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое.

8  Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.

9  И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз,

10  ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя;

11  и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.

12  Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего.

13  И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени.

Первым событием после крещения жизни нашего Господа стало искушение дьявола. После краткого времени величия и славы для Иисуса сразу же наступает время борьбы и страданий. Сначала было свидетельство Отца: “Ты Сын Мой Возлюбленный”. Затем послышался зловещий шепот сатаны: “Если Ты Сын Божий...”. Нередко христиане разделяют участь своего Господа. Благословения, несущие радость, сменяются великими испытаниями.

Прежде всего обратим внимание на силу и злобу дьявола.

Древний змий, который искушал Адама в раю, не побоялся напасть на второго Адама — Сына Божьего. Вряд ли сатана понимал, что “Бог явился во плоти”. Но он видел в Иисусе того, кто пришел, чтобы разрушить его царство. Он видел, что произошло, когда наш Господь крестился. Дьявол слышал эти замечательные слова с небес. Он чувствовал, что пришел великий Друг человечества и что его владычество в опасности. Пришел Искупитель. Дверь темницы вот-вот откроется, и заключенные выйдут на свободу. Без сомнения, все это сатана видел и решил попробовать своими силами обезопасить себя. Князь мира сего никогда не отдаст свою власть Владыке мира без борьбы. В Эдемском саду сатана победил первого Адама, почему бы ему не победить второго Адама в пустыне? Дьявол украл у человека рай, почему бы ему не украсть у него и Царство Божье?

Не удивляйтесь, когда дьявол вас искушает. Если вы живой член Церкви, готовьтесь к этому. Ученики разделят судьбу своего Учителя. Могущественный дух, который не побоялся напасть на самого Иисуса, все еще ходит “как рыкающий лев, ища кого поглотить”. Убийца и лжец, который мучил Иова, который победил Давида и Петра, все еще на свободе. Если он не может украсть у нас небеса, он постарается предпринять все возможное, чтобы сделать нашу жизнь невыносимой. Если он не может погубить нашу душу, он будет жалить в пяту (Быт. 3:15). Остерегайтесь не замечать его или легкомысленно относиться к его силе. Лучше облекитесь во всеоружие Божье и молите о силе. “Противостаньте диаволу, и убежит от вас” (Иак. 4:7).

Далее, давайте обратим внимание на то, что наш Господь Иисус Христос может сопереживать тем, кто искушаем. Это ясно видно из этого отрывка. Дьявол по-настоящему и буквально искушал самого Иисуса.

Понятно, что Тот, кто пришел, “чтобы разрушить дела диавола”, должен начать свою работу, вступив в особый конфликт с сатаной. Понятно, что сильное искушение, так же как слово Божье и молитвы, было призвано подготовить великого Пастыря и Блюстителя душ к Его земному служению. Но кроме того, великий Первосвященник и Ходатай за грешников должен был лично противостать сатане, чтобы узнать, что значит гореть в огне. Написано, что “Он претерпел, быв искушен” (Евр. 2:18). Мы не можем сказать, как много страдал Иисус. Но будьте уверенны, что Его чистая и непорочная природа страдала очень сильно.

Пусть каждого истинного христианина всегда утешает мысль, что у него есть Друг на небесах, который сопереживает его немощам (Евр. 4:15). Когда верующий изливает свое сердце пред престолом благодати и изнывает под бременем каждодневных трудностей, его слышит Ходатай, который знает его печали. Не будем же печалиться. Господь Иисус не осуждает человека. Он знает, что мы имеем в виду, когда жалуемся на искушения. Иисус хочет и может нам помочь.

Еще заметим, насколько хитер дьявол — наш самый главный духовный враг. Три раза он нападал на нашего Господа, пытаясь заставить его совершить грех. В этих нападках видна рука искусного мастера. Каждая попытка свидетельствует, что дьявол очень опытен и знает все слабые места человеческой природы.

Сначала сатана попытался заставить усомниться Христа в заботливом проведении Бога Отца. Дьявол приходит к усталому и ослабленному сорокадневным голоданием Иисусу и предлагает Ему совершить чудо, чтобы удовлетворить свои плотские желания. Зачем еще ждать? Почему Сын Божий должен сидеть сложа руки и голодать? Почему бы не повелеть “этому камню сделаться хлебом”?

Потом сатана попытался заставить нашего Господа получить власть над миром незаконным способом. Он возводит Его на вершину горы и показывает Ему “все царства вселенной во мгновение времени”. Все это он обещает дать Христу, если Он поклонится ему. Надо сделать так мало, а можно получить так много! Почему бы одним действием не достичь многого?

Наконец сатана попытался заставить Христа проявить самонадеянность. Он “поставил Его на крыле храма” и предложил: “Бросься отсюда вниз”. Сделав так, Христос действительно доказал бы всем, что Он послан Богом. Сделав так, Он заставил бы Бога спасти Его от падения. Ведь даже в Писании есть слова, которые можно применить к Сыну Божьему в этой ситуации. Разве не написано, что ангелы понесут Его на руках?

О каждом из этих трех искушений можно было бы написать очень много. Но удовлетворимся напоминанием о том, что здесь описаны три излюбленные вида оружия сатаны: неверие, тяга к мирскому и самонадеянность. Это три ядовитые стрелы, которыми сатана может поразить человеческую душу. Он соблазняет человека совершать то, что Бог запрещает, и впадать в грех. Давайте помнить об этом и быть настороже. Дьявол часто предлагает нам совершить какой-нибудь пустяк. Но даже незначительный проступок — это восстание против Бога. Поэтому нельзя забывать, какими средствами пользуется сатана для достижения своих целей.

И еще отметим, каким же образом наш Господь противостоял искушениям сатаны. Мы видим, как Христос трижды поставил в тупик нападавшего на Него врага. Иисус не дал дьяволу даже временного преимущества. И три раза в ответ на искушение Он использовал одно и то же оружие: “меч духовный, который есть Слово Божие” (Еф. 6:17). Даже Тот, кто был исполнен Духом Святым, не постыдился сделать Своим оружием для защиты Священное Писание.

Если из этой чудесной истории мы вынесем только то, что Библия обладает величайшим авторитетом, а ее содержания — непревзойденной ценностью, этого будет достаточно. Давайте читать ее, исследовать ее, молиться над ней прилежно, упорно и неутомимо. Давайте так хорошо изучать Библию, чтобы ее слова надолго оставались в нашей памяти, и мы бы всегда могли ими воспользоваться в тяжелые времена. Нам надо научиться в ответ на ложные и неправильные толкования Писания, приводить те места Библии, которые ясны, как день. Библия — это настоящий меч, но, если мы хотим действенно использовать его, нужно сначала научиться владеть им.

 

Примечания

Лк. 4:1-13

Это же греческое слово, переведенное как “поведен”, мы встречаем в Рим. 8:14; Гал. 5:18, где оно используется применительно к действию Святого Духа на сердца людей. Заметьте, что наш Господь столкнулся с дьяволом не по Своему желанию — Он был “поведен”.

Нам неизвестно, где находилась эта пустыня. Некоторые предполагают, что она располагалась вблизи горы Синай и что именно по ней путешествовали израильтяне. Но, судя по всему, это не так. Возможно, это была ненаселенная часть Иудеи, где начал свое служение Иоанн Креститель.

Мы можем предположить, что эта часть искушения нашего Господа проходила в духовной сфере. Христос постился столько же, сколько, согласно историческим записям, постились Моисей и Илия.

Очевидно, что дьявол явился к Иисусу в видимом образе. В каком именно, сказать трудно. Одни полагают, что он появился перед Ним в виде ангела света. Другие настаивают, что он явился в виде старого отшельника, а может, книжника или фарисея. Но это всего лишь предположения. Возникнув перед Евой в образе змея, дьявол, чтобы достигнуть цели, выбрал самый подходящий вид. Вне всяких сомнений, явившись перед нашим Господом, сатана так же выбрал самый удачный облик.

Часто спрашивают, было ли искушение нашего Господа реальностью. Может быть, это было всего лишь видение? Нет. Оно было реальностью, и это доказывают все описывающие его выражения. Было высказано несколько интересных предположений относительно того, как дьявол возвел Иисуса на высокую гору и как поставил на крыле храма. Но полностью объяснить мы этого не можем. Достаточно просто верить, что все описанное произошло буквально и на самом деле.

Обратите внимание, что первое искушение Христа касалось плотских желаний, точно так же как в Эдемском саду. Сатана искушал Адама и Еву съесть недозволенное, то же он делал и с Иисусом.

Заметьте, что это выражение, как, впрочем, и остальные два, которые Христос произнес, отвечая дьяволу, взято из одной книги — Второзакония (два из них — из шестой главы).

Это выражение значит больше, чем “всякое сказанное и написанное слово”. Под “словом” здесь имеется в виду все, что Богу было угодно сотворить, заповедать и повелеть для существования человека. Так, Он повелел прилететь перепелам и сыпал манну с неба, чтобы накормить израильтян.

Это выражение надо читать с известными оговорками, если только под вселенной мы не понимаем Палестину и прилежащие страны. Ни с одной горы невозможно увидеть все царства земли сразу. Если наш Господь действительно увидел их, то только в том случае, если они по очереди представали перед Его взором. Но такое предположение выглядит очень неправдоподобным.

Лайтфут приводит раввинское определение мгновения. Раввины полагали, что мгновение есть 58888-я часть часа.

Заметьте, что дьявол не скупится на посулы, как когда-то давая щедрые обещания Еве: “будете как боги”. Но как тогда в саду, так и теперь в разговоре с Господом, его обещания — ложь. Сатана пообещал сделать то, что было не в его силах и возможностях. Конечно, он назван князем мира сего, но он не может давать власть над этим миром без Божьего позволения.

Другой вариант перевода отражает смысл греческого выражения более точно: “падешь передо мной”, т.е. “упади и поклонись”.

Заметьте, что именно с такими словами Иисус обратился позже к Симону Петру, когда тот пытался отговорить Учителя от смерти на кресте (Мтф. 16:23). Отметьте также то, что искушение, о котором св. Лука рассказывает как о втором, св. Матфей описывает последним. Скорее всего, св. Матфей описывает реальную очередность искушений. В пользу этого свидетельствует ответ нашего Господа сатане при этом искушении.

Из каких соображений исходил св. Лука, решив отойти от порядка, данного св. Матфеем, мы не знаем.

Предполагается, что речь идет о башне или о высокой части храмовой постройки, выступавшей над долиной. Иосиф Флавий, описывая это место, говорит, что “если посмотреть оттуда вниз, то, как ни вглядывайся, невозможно рассмотреть дно долины”.

Помните, что дьявол может цитировать Писание, если ему это нужно для осуществления своих коварных замыслов. Нет ничего такого, чем невозможно было бы злоупотребить.

Еще в первые века было отмечено, что сатана опустил очень важное выражение, следовавшее за этими словами, — “во всех путях Твоих”. Этот пропуск был намеренным и необходимым для неправильного толкования текста. Наверное, из этого пропуска делают больше выводов, чем он реально позволяет. Цитаты из Ветхого Завета в Новом даже святыми авторами не всегда приводятся полностью и дословно. В любом случае удивителен тот факт, что наш Господь не обращает внимания не неточность в цитате, а просто цитирует другой текст в качестве ответа.

Замечания Лейтона заслуживают того, чтобы привести их здесь. “Наш Спаситель учит нас, что когда мы имеем дело с людьми, испорченного ума, навязывающими нам свои заблуждения, или с сатаной, атакующим нас превратным толкованием Писания, то лучше не вдаваться в тонкости извращаемого стиха или выражения. Иногда значение стиха так умело искажается, что мы не знаем, как на это ответить. Но есть один верный способ, который использовал наш Господь, — привести другой отрывок Писания, который бы ясно и четко выражал истину, попираемую нашим противником. Хотя мы не всегда можем определить смысл трудного отрывка, мы всегда можем найти подтверждение своим истинным убеждениям в более понятных частях Писания”.

При чтении об искушении Господа всегда надо помнить вот о чем.

Во-первых, сатана — личность. Если бы это было не так, весь этот отрывок не имел бы смысла. Дьявол “говорил”, “возводил”, “показывал” то, что хотел “дать”, “отходил”. Эти глаголы могут использоваться, только если речь идет о личности.

Во-вторых, глупо пытаться выяснять, кто же присутствовал, когда дьявол искушал Иисуса, и откуда Матфей и Лука взяли эту информацию? На все эти вопросы может быть только один ответ: сведения об этом, как и обо всем остальном, они получили по богодухновению. Они не зависели от свидетельств людей. История искушения нашего Господа — тому хорошее доказательство.

 

Евангелие от ЛУКИ 4:14-22

14  И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране.

15  Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.

16  И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.

17  Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:

18  Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,

19  проповедывать лето Господне благоприятное.

20  И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.

21  И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.

22  И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

Событие, которое описано в этих стихах, мы можем найти только в Евангелии от Луки. Лука записал, как Иисус впервые после начала Своего служения посетил город Назарет, в котором вырос. Этот отрывок, а также два следующих за ним стиха — ярчайшее доказательство того, что “плотские помышления суть вражда против Бога” (Рим. 8:7).

Из этих стихов видно, что для Иисуса Христа проповедь Слова Божьего в церкви имела важное значение. Лука говорит, что Он “вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать” Писания. Во время земного служения нашего Господа книжники и фарисеи были главными наставниками иудейского народа. Вряд ли Святой Дух часто благословлял своим присутствием собрания, где были такие учителя. Тем не менее наш Господь пришел в синагогу, читал и проповедовал там. В синагоге святили день Божий, субботу, и чтили Слово Его Отца, поэтому Христос и пришел в это место.

Несомненно, в этом поступке нашего Господа есть практический урок и для нас. Христос дал нам понять, что не одобряет, когда мы необдуманно покидаем собрание верующих, исповедующих имя Божье, почитающих день Божий и книгу Божью. Возможно, многое в таком собрании можно и нужно изменить. Вероятно, в таких собраниях отсутствует ясность и определенность в проповеди учения или не хватает посвящения в проведении поклонения. Но несмотря на все это, поводом к тому, чтобы не участвовать в публичном поклонении, может стать только явное заблуждение, звучащее с кафедры. Если в собрании есть хотя бы два или три человека, которые встречаются ради имени Христа, то они могут смело уповать на обещание великих благословений. Все же отсиживающиеся дома, не могут рассчитывать на них.

Из этого отрывка мы также узнаем, как Иисус в назаретской синагоге описывал Свое служение. Он выбрал отрывок из книги пророка Исаии, в котором предсказывалось, что будет делать Мессия, когда придет на землю. Он придет, чтобы “благовествовать нищим... исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное”. Прочитав это пророчество, наш Господь объявил окружавшим Его людям, что Мессия, о котором говорят эти слова, это Он, и что в Нем и Его Евангелии чудесные образы этого отрывка вскоре станут реальностью.

Глубокий смысл заключен в выборе отрывка из пророка Исаии. Христос хотел показать слушавшим Его иудеям истинный характер Мессии, которого, и Он знал это, ждал весь Израиль. Он знал также и то, что израильтяне ожидают временного царя, который избавит их от римского владычества и сделает их первыми среди народов. Однако Иисус хотел, чтобы израильтяне поняли: их ожидания необоснованны и неверны. Царство Мессии после первого Его пришествия — это духовное царство. Мессия победит не врагов мира, а грех. Он искупит ни от власти Рима, а от власти дьявола и мира. Только так и никак иначе иудеи должны были представлять исполнение слов Исаии.

Давайте убедимся, что мы знаем, кто такой Христос. Хорошо, если мы почитаем Его за Самого Бога и знаем, что Он Глава всего, Пророк и Судья, сильный в слове и деле, Царь царей. Но если мы надеемся спастись, не следует останавливаться на этом знании. Мы должны познать Христа как Друга нищих духом, Врача для больных сердцем и Освободителя плененных душ. Именно для этого Он пришел на землю. Именно таким мы должны знать Его, причем знать должен не только наш разум, но и сердце. Без этого знания мы умрем в своих грехах.

Наконец, в этих стихах нам дан пример неправильного восприятия учения. Здесь написано, что, когда наш Господь закончил Свою проповедь в Назарете, Его слушатели “засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его”. Они не смогли найти ни одного недостатка в толковании Писания, которое услышали, и не смогли не заметить красоты правильно подобранных Иисусом слов. “Никогда человек не говорил так, как Этот Человек”. Но их сердца так и не открылись. Они даже почувствовали какую-то злость и вражду против говорящего. Проповедь Христа осталась бездейственной, если не считать кратковременного восхищения.

Бесполезно закрывать глаза на то, что состояние ума тысяч людей в христианских церквах не многим лучше, чем у слышавших проповедь Христа в Назарете. Тысячи, восторгаясь, постоянно слушают проповедь Евангелия и не оспаривают истину, которую слышат. Они даже испытывают интеллектуальное удовольствие, слушая хорошую проповедь. Но на этом их вера кончается. К сожалению, слушание проповедей не спасет их от греха и бездумной жизни в мире.

Итак, как можно чаще проверяйте, какой практический результат на ваше сердце и на вашу жизнь оказывает проповедь, которая вам нравится. Проверьте, ведет ли она вас к истинному покаянию перед Богом и живой вере в нашего Господа Иисуса Христа? Вдохновляет ли она вас на каждодневную борьбу с грехом и на противостояние дьяволу? Проповедь должна приносить плоды. Только в этом случае можно говорить, что она оказывает благотворное влияние. Если плодов нет, любой восторг — бесполезен. Он не доказывает, что благодать действует. Он не может спасти душу.

 

 

Примечания

Лк. 4:14-22

Когда Христос пришел в Назарет, точно неизвестно. Скорее всего это произошло не сразу после искушения. Если бы Господь отправился в Назарет сразу же после пребывания в пустыне, Лука не стал бы писать “пошел по обыкновению Своему в день субботний в синагогу” и не упоминал бы о Его деятельности в Галилее. Вероятнее всего, св. Лука, говоря в общем, что Иисус проповедовал “в синагогах”, пользуется случаем, чтобы описать то, что произошло во время Его проповеди в Назарете. Делает это Лука не только потому, что само по себе это событие интересно, но и потому, что хочет показать, как вел себя Иисус, когда посещал синагоги.

Слово “раскрыв” более точно можно было бы перевести как “развернул”, “раскрутил”. Во время земной жизни нашего Господа книга представляла собой скрученный в трубку пергамент и даже отдаленно не напоминала наши современные книги.

Слово “закрыл” более точно можно было бы перевести как “свернул” или “скрутил”.

Мы не должны думать, что это слово относится к проповеднику или учителю синагоги. Оно означает человека, который нес ответственность за хранение священных писаний.

Очевидно, что здесь нам дана не вся проповедь Иисуса на тему выбранного Им отрывка из Исаии. Слова, которые мы читаем, скорее всего являются началом Его речи и определяют только тему. Сама же проповедь не записана.

 

Евангелие от ЛУКИ 4:22-32

22  И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

23  Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме.

24  И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.

25  Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле,

26  и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую;

27  много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ниодин из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.

28  Услышав это, все в синагоге исполнились яро­сти

29  и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его;

30  но Он, пройдя посреди них, удалился.

31  И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние.

32  И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью. В этом отрывке содержится три важных урока. Каждый из них заслуживает пристального внимания всякого, кто желает приобрести духовную мудрость. и служила им.

 

Во-первых, мы видим, насколько люди склонны презирать то, что им хорошо знакомо. Этот вывод мы делаем, исходя из поведения жителей Назарета, которые слышали проповедь Иисуса. Они не могли найти в Его словах ни одной ошибки. Они не могли сказать, что Его слова расходились с Его образом жизни в прошлом. Однако они не захотели принимать Его учение, потому что Проповедник прожил среди них тридцать лет, и Его лицо, голос и весь облик были слишком хорошо знакомы им. Они говорили друг другу: “Не Иосифов ли он сын?” Неужели этот человек, которого все так хорошо знают, может быть Христом? И когда Иисус услышал их ропот, Он вынужден был сказать: “Никакой пророк не принимается в своем отечестве”.

Этот урок учит нас ценить средства благодати. Очень часто мы их недооцениваем, особенно тогда, когда они легко нам доступны, тем самым подвергая себя большой опасности. Нам кажется, что нет ничего особенного в том, чтобы читать Библию, слушать проповедь Евангелия и свободно встречаться для совместного поклонения. Мы выросли среди этих благословений и привыкли к тому, что они достаются нам без трудностей. И в результате мы перестаем ценить их и замечать милости Господа. Давайте будем внимательно следить за состоянием нашего духа, когда речь идет об использовании этих великих благословений. Как бы часто мы ни читали Библию, пусть нас никогда не покидает чувство благоговения. Каждый раз, когда мы слышим имя Христа, давайте помнить, что Он — единственный Посредник, дающий нам жизнь. Даже манна, падавшая с неба, стала объектом недовольства Израиля: они называли ее “негодной пищей” (Числ. 21:5). Для нашей души наступит черный день, когда Христово присутствие из-за его привычности, покажется нам чем-то неважным.

Во-вторых, мы видим, как сильно падшая человеческая природа ненавидит учение о всевластии Бога. И снова мы делаем этот вывод, исходя из поведения жителей Назарета, которые возмутились, когда Господь напомнил им, что Бог не обязан совершать чудеса среди них. Сколько вдов было в Израиле во дни Илии? Нет сомнений, что много. Но ни к одной из них пророк не был послан. Бог прошел мимо них, и Его выбор пал на женщину-язычницу из Сарепты. Сколько было прокаженных в Израиле во дни Елисея? Нет сомнений, что много. Но ни один из них не был исцелен от проказы. Нееман-сириянин был единственным, кто очистился. Для жителей Назарета это учение было невыносимым. Оно ранило их гордость и самолюбие. Бог не был их должником, и если Он прошел мимо них, раздавая Свои благословения, то они не могут ни в чем обвинить Его. Это учение вызвало у жителей Назарета негодование. Они “исполнились ярости” и выгнали нашего Господа за пределы города. И если бы Он не защитил Себя чудесным образом, они бы без колебаний предали Его жестокой смерти.

Из всех учений Библии ни одно не вызывает такого протеста, как учение о всевластии Бога. Человек еще может послушать о том, что Бог велик, справедлив, свят и чист. Но грешный человек не выносит, когда ему говорят, что Бог “кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает”, что “Он не дает отчета ни в каких делах Своих”, и что “помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего”. Эти слова наполняют неверующего гневом и вызывают в нем вражду против Бога. Одним словом, ничто не заставит грешного человека принять эти слова, кроме смиряющего наставления от Духа Святого.

Нужно навсегда запомнить, нравится нам это или нет, что учение о всевластии Бога явлено в Писании. И все происходящее в мире доказывает, что Бог всевластен. Никаким другим образом мы не сможем объяснить, почему в семье одни ее члены обращаются, а другие живут и умирают во грехе, почему свет Евангелия светит в одних местах земного шара, а в других люди пребывают во мраке язычества. Этому можно дать только такое объяснение: все определяет всевластная рука Бога. Молитесь же о смирении, которое необходимо, чтобы принять эту глубокую истину. Помните, что наша жизнь — всего лишь пар, и что наше лучшее знание по сравнению со знанием Бога — совершеннейшая глупость. Будем же благодарить Бога за то знание, которое есть у нас, и усердно использовать его в своей жизни. Не сомневайтесь, что в последний день весь мир признает, что Тот, который сейчас,“не дает отчета ни в каких делах Своих” и все делал правильно.

Наконец, из этого отрывка мы узнаем, что мы должны продолжать делать добро, несмотря на разочарования. Именно этот урок хотел преподать нам Господь, когда, отвергнутый в Назарете, Он продолжал терпеливо служить людям. Ему не оказали должного приема в одном месте — Он пошел в другое. Изгнанный из Назарета, Он пришел в Капернаум и “учил их в дни субботние”.

Так же должны поступать и все принадлежащие Христу. К какому бы служению Бог их ни призвал, они должны терпеливо выполнять его и не оставлять его, даже если оно безуспешно. Проповедники, учителя, миссионеры должны трудиться и не унывать. Иногда проповедники и учителя приуменьшают влияние своих проповедей и учения на сердце и сознание людей. Тем не менее в Божьем винограднике нужно проводить подготовительную работу, которая тоже очень важна, но которая часто неприятна плоти и крови. Сеятели нужны так же, как и жнецы. Кто-то должен вскапывать землю и убирать камни, а кто-то должен собирать урожай. Пусть же каждый трудится на своем месте. Придет день, и он получит свою награду, соответствующую тому, что он сделал. Разочарования дают нам возможность показать миру, что существует вера и терпение. Когда люди видят, что мы продолжаем трудиться, несмотря на то, что нас, как и Иисуса в Назарете, отвергают, они начинают задумываться. Это убеждает их, что при любых обстоятельствах мы знаем: истина на нашей стороне.

 

Примечания

Лк. 4:22-32

Это значит, что слушавшие Его не смогли не признать истинности, правильности и обоснованности Его слов.

Эти слова показывают, что нашего Господа считали в Назарете всего лишь сыном плотника. Жители этого города ничего не знали о чудесном зачатии и рождении Христа.

Интересно заметить, что здесь Господь отвечает пословицей на пословицу. Довольно часто разные пословицы описывают одну и ту же ситуацию, но с разных сторон. Жители Назарета хотели убедить Иисуса с помощью пословицы, что сначала нужно совершить чудеса дома. Тогда наш Господь напомнил им другую пословицу, которая утверждала, что меньше всего учителя ценят у него на родине.

Заметьте, что здесь наш Господь подтверждает реальность событий, происходивших во время жизни Илии. Его слова — это одно из многих веских доказательств того, что исторические книги Ветхого Завета — подлинные документы, а не собрание поучительных сказок, как полагают многие.

Жители Назарета могли исполниться ярости по двум причинам. Во-первых, возможно, их гнев был вызван учением о всевластном Боге, спасающем грешников. Во-вторых, возможно, им не понравилось то, что Иисус проявил расположение к язычникам, а не к иудеям.

Ясно, что Иисус совершил чудо. Как Он это сделал, нам не сказано. Для нас достаточно знать, что Его враги не могли взять Его против Его воли. Когда же в конце концов Он был схвачен и распят, это произошло только потому, что Он позволил Себя убить.

 

Евангелие от ЛУКИ 4:33-44

33  Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом:

34  оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.

35  Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему.

36  И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?

37  И разнесся слух о Нем по всем окрестным местам.

38  Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; теща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней.

39  Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им.

40  При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их.

41  Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос.

42  Когда же настал день, Он, выйдя из дома, пошел в пустынное место, и народ искал Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них.

43  Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан.

44  И проповедывал в синагогах галилейских. и служила им.

 

В этом отрывке нам следует, во-первых, обратить внимание на тот факт, что дьявол и его приспешники обладают знанием о Боге. Дважды в этих стихах мы встречаемся с доказательством этого факта. “Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий”, — сказал один бес. “Ты Христос, Сын Божий”, — сказал другой. Однако это знание не сопровождалось верой, надеждой и любовью. Обладавшие этим знанием были ничтожными падшими существами, исполненными ненависти к Богу и человеку.

Следите за тем, чтобы ваши знания о христианстве приводили к святости. К сожалению, в эти последние дни слишком большое количество людей обладает пустыми знаниями. Мы сможем знать Библию умом и не сомневаться в истинах, изложенных в ней. Мы можем помнить большое количество ключевых библейских стихов и прекрасно излагать основные библейские учения. Но это не значит, что Библия обязательно будет оказывать влияние на наши сердце, волю и разум. Может статься так, что мы окажемся не лучше бесов.

Никогда не довольствуйтесь только интеллектуальным познанием христианских истин. Можно пройти через всю жизнь, постоянно говоря: “Я знаю это, я знаю то”, — и в конце концов с этими словами на устах погибнуть в преисподней. Следите, чтобы ваши знания приносили плоды. Заставляет ли ваше знание о грехе ненавидеть его? Увеличивает ли знание о Христе ваше упование на Него и любовь к Нему? Помогает ли знание Божьей воли стремиться исполнять ее? Побуждает ли вас знание о плодах Духа Святого проявлять их в повседневной жизни? Если да, то такое знание полезно. Любое другое знание — бесплодно. Оно только даст еще один повод к осуждению в последний день.

Во-вторых, обратим внимание на всемогущество нашего Господа Иисуса Христа. Мы видим, что и болезнь, и бесы отступают по Его слову. Он повелевает нечистым духам выйти, и те покидают несчастных людей, которыми ранее владели. Он повелевает лихорадке оставить человека, возлагая на него Свои руки, — болезнь отступает, и больной выздоравливает.

Заметьте, что подобные случаи встречаются в четырех евангелиях очень часто. Порой мы даже не задумываемся, когда читаем их, не извлекая никаких уроков. Все эти чудеса дают нам знание о том, что Христос послан Богом исправить всякое зло, которое грех принес в мир. Христос — это противоядие и лекарство от разрушающей душу болезни, которой сатана заразил человечество. Христос — это великий Исцелитель, к которому должен обратиться каждый сын Адама, если хочет вылечиться. Только во Христе жизнь, здоровье и свобода. Это важное учение проповедует каждое чудо милости в евангелиях. Все чудеса свидетельствуют о том, что в самом основании Евангелия лежит способность Христа восполнить любую нужду человека, и это краеугольный камень христианства. Христос — “все и во всем” (Кол. 3:11). Пусть же изучение каждого чуда поможет понять эту истину еще больше.

В-третьих, заметим, что наш Господь иногда уединялся, уходил от народа. Мы читаем, что, исцелив многих от болезни и изгнав множество бесов, Он “пошел в пустынное место”. Другие отрывки из евангелий объясняют, почему Он так делал. Он на время оставлял Свою работу, чтобы пообщаться со Своим Небесным Отцом и помолиться. Какой бы святой и безгрешной ни была Его человеческая природа, она оставалась таковой, потому что Он не пренебрегал средствами благодати и постоянно прибегал к ним.

В этих стихах дан пример для тех, кто хочет возрастать в благодати и приближаться к Богу. Мы должны некоторое время проводить наедине с Богом в раздумье. Недостаточно каждый день молиться и читать Писание, регулярно слушать проповедь Евангелия и принимать участие в Вечере Господней. Все это хорошо, но этого мало. Нужно выделить специальное время, когда в уединении можно было бы подумать о себе, о своей жизни и Боге. Как часто это надо делать, пусть каждый христианин решает для себя сам. Но опыт и Писание свидетельствует, что это делать надо. Мы живем во время, когда все спешат и суетятся. Человек крутится в бесконечных делах, как в вихре, подвергая тем самым опасности свою душу. Возможно, причина множества случаев отступления от веры, бросающих тень на дело Христа, кроется в отсутствии “тихого времени”, когда человек удаляется от мирских забот. Чем больше мы трудимся, тем больше мы должны подражать своему Господину. Если Он посреди многочисленных Своих забот находил время, чтобы иногда удаляться от мира, то мы должны делать это намного чаще, чем Он. Если Господу это было нужно, то Его ученикам и подавно.

Напоследок заметим, что Господь пришел в этот мир, чтобы заявить о Себе. Мы читаем: “...и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан”.

Эти слова должны положить конец всяким глупым утверждениям о том, что проповедовать не нужно. Уже один тот факт, что вечный Сын Божий проповедовал, доказывает, что проповедь — это одно из самых важных средств передачи благодати. Говорить, что проповедь не так важна, как молитва в церкви или совершение таинств, значит, как минимум, проявлять незнание Писания. Заметьте, что, хотя наш Господь почти беспрерывно проповедовал, мы не знаем, крестил ли Он кого-нибудь. Иоанн однозначно говорит, что “Сам Иисус не крестил” (Ин. 4:2).

Будем же отдавать должное проповеди. Во все времена жизни Церкви она был главным инструментом, с помощью которого Бог пробуждал грешников и наставлял святых. Когда проповедь звучала редко или вообще не звучала, тогда Церковь получала мало блага или вообще не получала его. Давайте будем слушать проповеди с молитвой и благоговением. Будем же помнить, что проповедь была важным духовным орудием Иисуса, которым Он пользовался, живя на земле. Будем же каждый день молиться, чтобы у нас были верные проповедники слова Божьего. Состояние кафедры определяет состояние общины и Церкви в целом.

Примечания

Лк. 4:33-44

Это выражение очень часто встречается в евангелиях. По-видимому, оно указывает на страшную истину: сатана прилагает особые старания, чтобы соблазнить человека грехом нечистоты, т.е. нарушением седьмой заповеди. Кроме того, эти стихи могут означать, что одержимые бесом люди очень часто совершали грех прелюбодеяния.

С этими же словами наш Господь обратился к Своей матери на брачном пире в Кане Галилейской (Ин. 2:4). Напрашивается вывод, что в этих словах содержится упрек.

Буквальный перевод этого слова звучит так: “загради себе рот” (1 Кор. 9:9; 1 Тим. 5:18). С теми же словами наш Господь обратился к бушевавшему морю. В Евангелии от Марка, где они переведены так: “умолкни” (Мр. 4:39).

Это одно из тех выражений в евангелиях, которое ясно показывает, что демоническая одержимость не то же самое, что лунатизм, эпилепсия или какая-либо другая умственная или телесная болезнь.

Это выражение характерно для св. Луки (Лк. 5:9; Деян. 3:10) и описывает состояние ума, в котором пребывают люди, увидевшие что-то сверхъестественное или божественное.

Это же слово в других местах переведено словами “шум” и “звук”: “шум с неба” (Деян. 2:2) и “трубный звук” (Евр. 12:19).

Заметьте, что апостол Симон Петр был женат. Католическое учение о целибате духовенства не находит подтверждения в Библии.

Эти стихи говорят о том, что наш Господь исцеляет полностью. Известно, что обычно, когда лихорадка проходит и жизнь уже вне опасности, человек все еще остается очень слабым.

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.