Джон Чарльз Райл
Размышления над Евангелием от Луки
Глава 20.
Евангелие от ЛУКИ 20:1-8
1 В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами,
2 и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?
3 Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне:
4 крещение Иоанново с небес было, или от человеков?
5 Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему?
6 а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк.
7 И отвечали: не знаем откуда.
8 Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.
Во-первых, заметим, что потребовали первосвященники и книжники от Иисуса. “Скажи нам, — потребовали они, — какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?”
Не из лучших побуждений они задали этот вопрос. Они ненавидели Иисуса, понимая, что теряют власть. Поэтому они решили сделать все возможное, чтобы уменьшить популярность нового учителя. Для начала они подняли вопрос о Его власти. Им нужно было исследовать Его могущественные дела и честно сравнить Его учение со своим Писанием. Но они не захотели делать ни того, ни другого. Им легче было усомниться в полномочиях Иисуса.
Каждый искренний христианин, который старается нести добро в мир, должен смириться с тем, что с ним будут обращаться так же, как и с его Господином. Он не должен удивляться тому, что самоправедные люди, любящие мир, не любят его. Они постоянно будут проверять, делает ли он законное, имеет ли он право на то или это. Его будут постоянно считать “возбудителем мятежа” или “смутителем Израиля” (Деян. 24:5; 1 Цар. 18:17). Особенно часто с таким отношением будут сталкиваться миссионеры и благовестники. Но хуже всего, что они будут встречать врагов там, где должны были бы найти друзей.
Если же вы стараетесь приносить добро, но сталкиваетесь с нападками мира, утешайте себя тем, что пьете одну чашу с Христом. Господь на небесах сочувствует вам. Переносите все с терпением и верьте, что, если будете проявлять верность, ваш труд будет говорить сам за себя. Мир будет противостоять каждому доброму делу, будьте уверены в этом. Но если слуги Христа будут останавливаться каждый раз, когда мир будет подвергать сомнению их дела, они так навсегда и останутся стоять на месте. Если мы будем ждать, что мир одобрит наши планы и по достоинству оценит наши усилия, мы никогда ничего не сделаем на земле.
Во-вторых, заметим, как наш Господь говорит о служении Иоанна Крестителя. Он отсылает тех, кто подвергает сомнению Его власть, к словам Иоанна, который постоянно свидетельствовал о Нем. “Разве они не помнят, что Иоанн свидетельствовал о Нем как об Агнце Божьем, как о Том, у кого он недостоин даже развязать ремень обуви, как о Том, у кого в руке лопата и Дух без меры? Разве они забыли, как выходили они и весь Иерусалим креститься у Иоанна и исповедовать, что Иоанн — пророк? Но ведь Иоанн постоянно говорил им, что Христос есть Мессия! Если бы они были честны сами с собой, они бы не пришли сейчас и не стали вопрошать, откуда у Него власть. Если бы они по-настоящему поверили, что Иоанн был пророком от Бога, они бы поверили, что Иисус есть Христос”.
Есть некоторые основания сомневаться, что все христиане понимают важность служения Иоанна Крестителя. Наш Господь Иисус Христос затмевает Своим светом Своего предтечу, и в результате крещению Иоанна и его проповеди не уделяется достаточно внимания. Но все же никогда нельзя забывать, что в Ветхом Завете было предсказано только служение Иоанна Крестителя, кроме, конечно, служения Мессии. Служение пророка оказало огромное влияние на весь израильский народ — вся Иудея исполнилась ожиданием. Кроме того, служение Иоанна лишило иудеев всякого оправдания в том, что они отвергли Христа, когда Тот пришел на землю. Они не могли сказать, что Иисус начал проповедовать неожиданно. Иоанн Креститель приготовил их к появлению Христа. Поэтому, чтобы понять всю греховность иудеев, чтобы представить, насколько справедливым был суд, которому они подверглись после того, как распяли Христа, мы должны вспомнить о служении Иоанна Крестителя.
Сколь низко бы люди ни ценили труд верных служителей, Бог на небесах видит все и запоминает. Сколь мало бы они ни понимали, что делают, Господь Иисус Христос записывает все дела верных в Свою книгу. Жив Тот, кто говорил о важности служения Иоанна, когда пророк был убит и похоронен. И Он же засвидетельствует в пользу всех верных Своих в последний день. В мире их ждут трудности и разочарования. Но Христос не забывает о них.
И наконец, заметим, что враги нашего Господа были виновны во лжи. Отвечая на вопрос нашего Господа, было ли крещение Иоанна с небес или от человека, они сказали: “Не знаем откуда”. Но они солгали. Они могли сказать, откуда оно было, но не захотели. Они знали, что если они будут откровенными и скажут, то они осудят себя. Если они признают вслух, что Иоанн был пророком, посланным от Бога, они окажутся виновными в том, что не поверили его свидетельству о Христе.
К сожалению, лживость свойственна многим необращенным людям. Они будут говорить вам что угодно, только бы не признаваться в том, что они делают что-то неправильно. К лжи сердце человеческое расположено от природы, поэтому обман встречается в мире очень часто. У Гиезия, Анании и Сапфиры гораздо больше последователей, чем у Петра и Павла. На самом деле люди, желающие сохранить к себе уважение и скрывающие свое нечестие, обманывают намного чаще, чем может показаться на первый взгляд.
Истинным слугам Христа, странствующим по этому миру, нужно помнить об этом. Не стоит верить всему, что слышишь, особенно если речь идет о вере. Не стоит думать, что все необращенные люди верят именно так, как они о том говорят. Они говорят что-то о вере и верующих, но внутри знают, что говорят ложь. Они осознают, что Евангелие — это истина, но у них не хватает смелости исповедать это. Они знают, что христианская жизнь — это правильная жизнь, но они слишком горды, чтобы сказать об этом вслух. Не только первосвященники и книжники говорили заведомую ложь о вере, но и множество людей сегодня. Поэтому пусть слуги Христа следуют терпеливо по своему пути. Их враги, которые сейчас громко кричат о том, что христианство — это плохо, однажды признают, что верующие были правы.
Примечания
Лк. 20:1-8
Глава, которую мы начали разбирать, — особенная, потому что в ней описываются различные нападки на нашего Господа. Не все комментаторы согласны с тем, что события, о которых в ней говорится, произошли в один день. Может быть, они произошли в один день, а может быть, и в два последующих дня.
Это выражение означает, что Иисус учил во внешнем дворе храма, куда мог зайти каждый иудей.
Тот факт, что Христос задал этот вопрос, не означает, что Он хотел перевести разговор на другую тему или, подняв другой спорный вопрос, уйти от прямого ответа.
На самом деле вопрос нашего Господа был ответом Его оппонентам. Они спросили Его, какой властью Он делал то, что делал. В ответ Христос спросил, был ли Иоанн Креститель пророком, посланным от Бога. Иоанн Креститель однозначно свидетельствовал, что Христос есть Мессия. Книжники и старейшины знали об этом и не могли этого отрицать. Если бы они по-настоящему верили в то, что Иоанн Креститель — пророк, они бы поняли, какой властью обладает Христос. Он обладал властью Мессии, о чем и пророчествовал Иоанн.
Это выражение означает “от Бога” (см. Дан. 4:26; Лк. 15:18, 21).
Это выражение означает: “Почему же вы не поверили тому, что он говорил обо Мне?”
Гротий замечает: “Они сами нередко пользовались этим средством. Когда они не могли законным образом осудить своих врагов, тогда они возбуждали народ побить их камнями. Это они называли судом ревности”. См. Ин. 10:31; Деян. 19:19.
Наш Господь имел право не отвечать на вопрос, потому что те, которые задали его, спрашивали неискренне. Если бы этот вопрос задал человек, искренно желавший знать ответ, Господь, без сомнения, ответил бы ему.
Евангелие от ЛУКИ 20:9-19
9 И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время;
10 и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем.
11 Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем.
12 И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали.
13 Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся.
14 Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше.
15 И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника?
16 Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!
17 Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?
18 Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.
19 И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.
Притча, которая сейчас перед нами, записана несколькими евангелистами. Она содержится и в Евангелии от Матфея, и в Евангелии от Марка, и в Евангелии от Луки. Тот факт, что эта притча записана три раза, говорит о ее важности.
Несомненно, эта притча в первую очередь была адресована иудеям, слушавшим Иисуса. Но ей можно найти применение и в нашей жизни. Она содержит уроки, которые обязаны помнить все церкви Христовы.
Во-первых, эта притча показывает нам, насколько велика испорченность человеческой природы. Поведение злых виноградарей символизирует отношение людей к Богу. К тому же в этой притче дано верное описание всей истории иудейской церкви. Несмотря на то, что иудеи получили такие благословения, которых не видывал ни один другой народ, они восстали против Бога, отказавшись воздать Ему должное и в конце концов распяв Его единственного Сына. Кроме этого, в этой притче дано верное описание истории церквей из язычников. Бог по Своей бесконечной милости призвал язычников, но они не сделали ничего достойного своего призвания. Наоборот, они позволили лжеучениям и порочным традициям расцвести буйным цветом, вновь распиная Христа. Печально, но факт, что в христианских церквах так же много жестокосердия, неверия, самоправедности и суеверий, как и в иудейской церкви времен земной жизни Христа. Притча о злых виноградарях верно описывает и христианскую церковь, и иудейскую. Все они имели и имеют бесчисленное множество благословений, но очень часто они ими пренебрегают.
Молитесь же о том, чтобы Бог дал вам понять, насколько греховно человеческое сердце. К сожалению, не многие из нас до конца осознают, насколько опасна эта духовная болезнь, с которой все мы родились. Мало кто понимает, что “плотские помышления суть вражда против Бога” и что природа необращенный человек, если бы только мог, сверг бы Творца с Его престола. Нравится нам это или нет, но поведение виноградарей в этой притче — это образ того, что человек хотел бы сделать с Богом, если бы мог. Понимать это очень важно. Пока не осознаешь свою греховность, до конца не поймешь, насколько много сделал Христос. Нужно понимать, какая злобная болезнь — грех, чтобы обратиться к Врачу за исцелением.
Во-вторых, эта притча показывает нам, как долготерпелив Бог. Поведение господина виноградника показывает отношение Бога к людям. В притче верно изображается, насколько милостив был Бог к иудейской церкви. Он посылал пророка за пророком, чтобы предупредить израильский народ о том, что он находится в опасном положении. Господь отправлял послание за посланием, невзирая на то, что израильтяне делали с Его посланниками. Эта притча также изображает, как Бог милостиво поступал и с церквами из язычников. Вот уже восемнадцать столетий Бог терпит их. Они постоянно раздражали Его своими лжеучениями, суевериями и сомнениями в Его слове. Но Он все же время от времени посылал им пробуждение, верных служителей и благословенных реформаторов. Бог не отнял у них Своей милости, несмотря на то, что они гнали Его посланников. Церквам Христовым нечем хвалиться. Они в долгу у бесконечно милостивого Бога, точно так же как и иудеи времен земной жизни Христа. Бог не поступал с ними по их грехам и не воздавал им за их беззакония.
Нам нужно учиться благодарить Бога за Его милости. Возможно, мы даже не представляем себе, насколько много посланий господин виноградника посылал нашей душе. В последний день нам откроется, что Бог множество раз проявлял к нам Свою благость, а мы этого не замечали. Мы поймем, что Бог на самом деле милостив. “Бог любит миловать” (Мих. 7:18). Спасенные святые увидят, что Бог являл Свои милости и до их обращения, и после, и на каждом шагу их путешествия по жизни. Они увидят все это и устыдятся своей неблагодарности. А погибшим грешникам откроется, что Бог милостиво хранил их, предупреждал и посещал. И они устыдятся своего неверия и ожесточенности сердца. Все мы увидим, что Бог часто обращался к нам, а мы Его не слышали, посылал нам послания, а мы их не принимали. Тогда мы вспомним слова св. Петра: “Господь... долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб” (2 Пет. 3:9).
И наконец, эта притча учит нас, что Бог будет сурово судить упрямых грешников. Наказание злых виноградарей — это образ того, как Бог поступит со всеми теми, кто остался упорствовать в своем нечестии. Тогда, рассказывая эту притчу, Христос пророчески изобразил, как погибнет иудейская церковь и весь народ. Господь вскоре заберет Свой виноградник из земли израильской. Иерусалим будет разрушен. Храм сожжен. Иудеи рассеются по всей земле. Сейчас же эта притча изображает то, что ждет языческие церкви в последние дни. Бог будет судить неверующих христиан, как Он осудил неверующих иудеев. Слова св. Павла, которые он адресовал римлянам, еще исполнятся: “Если не пребудешь в благости Божьей, будешь отсечен” (Рим. 11:22).
Не обманывайте самих себя, полагая, что Бог не может гневаться. Да, Он бесконечно милует и сострадает. Но написано, что “Бог наш есть огонь поядающий” (Евр. 12:29). Не вечно будет Дух Божий пренебрегаемым (Быт. 6:3). Наступит день, когда Его терпение кончится, и тогда начнется ужасный суд над землей. Блажен же будет тот, кто скроется в ковчеге от гнева Господнего! Ибо самый страшный гнев — это гнев Агнца. Человек, на которого упадет камень, оторвавшийся от горы без содействия рук, будет “раздавлен” (Дан. 2:34, 35).
Знаете ли вы об этом и живете ли вы согласно этому знанию? Сказано, что первосвященники и старейшины “поняли, что о них сказал Он эту притчу”. Но они были слишком горды, чтобы покаяться, слишком упрямы, чтобы отказаться от своих грехов. Остерегайтесь поступать подобно им.
Примечания
Лк. 20:9-19
Обратите внимание, что наш Господь обращается с этой притчей ко всем Своим слушателям, а не только к первосвященникам и старейшинам.
Эта притча удивительным образом сочетает в себе аллегорию, исторические факты и пророчество. Кирилл Александрийский называет ее “конспективной историей Израиля”. Только несколько притч записали все три евангелиста: притчу о сеятеле, притчу о горчичном зерне и притчу о злых виноградарях.
Этот образ использовал также Исаия в своем пророчестве: “Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев” (Ис. 5:7). Здесь же виноградник — это иудейская земля и особые благословения, которыми обладал иудейский народ.
Виноградари — это иудеи, их правители и священники.
Это выражение означает только то, что, как и господин виноградника отдал свой виноградник в распоряжение виноградарям, так и Бог оставил Свои благословения, чтобы иудеи использовали их на добро.
Во всех этих стихах рабы — это пророки, а также люди, которых Бог посылал, чтобы иудеи покаялись и поняли, какими благословениями обладают и какая ответственность на них лежит. Избиение рабов показывает отношение иудеев к посланным Богом пророкам.
Эта часть притчи имеет только одно толкование. Наш Господь говорит о Себе и о том, как с Ним собирались поступить первосвященники и старейшины. Он знал, что, когда Он беседовал с ними, они уже приняли решение убить Его и говорили: “Пойдем, убьем его”.
В этом месте притча переходит в пророчество. Наш Господь предсказывает разрушение Иерусалима, рассеяние иудеев и призвание язычников.
Это восклицание означает, что слушавшие эту притчу поняли ее смысл.
Камень — это Христос. Хотя те, которые называли себя строителями иудейской церкви, отвергли Его, пророчество гласило, что Он все-таки станет краеугольным камнем. Так оно и случилось (Пс. 117:22).
Некоторые комментаторы затрудняются объяснить значение этого стиха. Они не совсем понимают, как можно совместить первую и вторую его части. Одни полагают, что конец стиха описывает взятие Иерусалима римлянами. Но я рискну предложить лучшее, на мой взгляд, объяснение этой трудности.
“Всякий, кто упадет на тот камень”, — это человек, который претыкается о Христа и Его Евангелие, отказываясь поверить в Господа как в своего Спасителя. Такой человек “разобьется”, то есть погибнет и будет изгнан вон.
“Всякий, на кого упадет камень”, — это человек, который окажется неверующим к моменту второго пришествия Христа во славе. Такой человек будет “раздавлен”, Бог изольет на него Свой гнев. Неверие в конце евангельской эпохи — это намного более тяжелый грех, чем неверие в ее начале.
Баррадий говорит, что такой взгляд разделял Августин, полагая, что этот стих говорит о двух пришествиях Христа. Те, которые не верили во время первого пришествия Христа, потерпят меньше, чем те, которые окажутся неверующими к моменту второго пришествия.
Герхард говорит, что и Златоуст, и Феофилакт, и Евтимий имели одну точку зрения, считая, что камень раздавит каждого, на кого он упадет. Они полагали, что камень — это второе пришествие Христа и суд в последний день.
Некоторые думают, что различие в этих стихах — это различие между наказанием иудейской Церкви за неверие в Христа при Его первом пришествии и наказанием языческой Церкви во время второго пришествия Христа. Иудейская Церковь преткнулась и “разбилась”, но в последний день по милости Божьей она будет восстановлена. Языческая же Церковь никогда уже не восстановится после суда Божьего. Ее падение будет полным и окончательным. Суд Божий “раздавит” ее.
Евангелие от ЛУКИ 20:20-26
20 И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.
21 И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь;
22 позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?
23 Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?
24 Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.
25 Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
26 И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.
Во-первых, заметим в этом отрывке, что враги нашего Господа подошли к Нему, прикрываясь маской благонравия. Мы читаем, что они “подослали лукавых людей, которые притворились благочестивыми”. “Учитель! — сказали они. — Мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь”. Эти слова звучали очень красиво. И какой-нибудь невежда мог бы сказать: “Эти люди на самом деле жаждут знать истину!” Но враги нашего Господа лицемерили. Они, волки, спрятавшись под овечью шкуру, думали, что обманут пастуха! Уста их были мягче масла, а в сердце затаилась вражда (Пс. 54:22).
Истинный служитель Христа должен быть готов к тому, что он будет сталкиваться с подобными людьми постоянно. Пока стоит мир, всегда будут те, которые из дурных побуждений притворяются, что любят Христа. Такие люди всегда будут ласкательством и красноречием обольщать сердца простодушных (Рим. 16:18). Нередко встретишь “пламенные уста и сердце злобное” (Прит. 26:23). В каждом собрании немало таких людей, которых Соломон сравнивал с глиняным сосудом, обложенным серебром.
Об этом постоянно должны помнить те, которые не хотят, чтобы этот злой мир обманывал их. Идя по жизни, мы должны быть внимательными. Мы не должны быть глупцами, которые верят всякому слову (Прит. 14:15). Мы не должны бездумно полагаться на каждого новичка. Не думайте, что, если человек хорошо говорит, значит, он хороший человек. Такая подозрительность на первый взгляд может показаться проявлением дурного нрава, но жизнь учит нас тому, что она необходима. На опыте мы убеждаемся, что не все то золото, что блестит, и что не все те христиане настоящие, которые громко заявляют об этом. И ненастоящие христиане умеют говорить по-христиански. Поэтому определить, кто есть тот или иной человек, можно только по делам, а не по словам.
Во-вторых, отметим, что в ответе нашего Господа проявилась Его совершенная мудрость. Мы читаем, что даже на самый трудный вопрос Он нашел достойный ответ. “Позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?” — спросили у Него. Этим своим вопросом враги хотели поставить Христа в тупик. Если Он ответит, что не позволительно давать подать кесарю, тогда Пилат обвинит Его в том, что Он хочет поднять восстание против римской власти. Если же Он ответит, что давать подать кесарю позволительно, тогда люди скажут, что Он не защищает права иудейского народа. Казалось, невозможно избежать расставленной ловушки. Но Тот, кого правильно называли “мудростью Божьей”, нашел ответ, который заставил замолчать Его врагов. Господь попросил их показать Ему динарий, а затем спросил, чье изображение и имя выгравировано на нем. “Они отвечали: кесаревы”. Тогда Он ответил так, что заставил удивиться даже своих врагов: “Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу”.
Они должны были отдавать кесарю кесарево. Только что они сами признали, что кесарь обладает некой временной властью над ними. Они использовали монету, на которой было отчеканено изображение римского императора. Они считали законным обращение таких монет и, скорее всего, не возражали, чтобы все платежи осуществлялись римскими деньгами. А раз так, у них не было права утверждать, что платить подать кесарю — незаконно. Они сами же показали, что признают власть кесаря над собой. Поэтому они должны подчиняться ему и в других вопросах. Если они не отказываются использовать римскую монету, пусть они не отказываются платить кесарю и дань.
Они должны были отдавать Богу Божье. Многое из того, что Бог требовал от них, они с легкостью могли Ему отдать, если бы их сердце было расположено отдавать. Почтение, любовь, послушание, вера, страх, поклонение в духе — все это они могли бы отдавать Богу каждый день, и ко всему этому римский император не имел никакого отношения. Они не могли сказать, что кесарь не позволял отдавать положенное Богу. Они должны были понять, что Богу они должны отдавать духовную дань, а кесарю — временную, материальную. Небесный властитель не вступал в противоречие с земным. В материальных вопросах иудеи должны были подчиняться власти, которую сами же и признали, а в духовных вопросах они должны были следовать примеру своих праотцов — подчиняться Богу.
Принцип, который дает здесь наш Господь, может многому научить нас. В мире было бы больше мира, если бы мы чаще следовали ему!
Попытки гражданской власти в некоторых странах управлять духовной жизнью людей и попытки церкви влиять на решения гражданских властей очень часто приводили и приводят к войнам, восстаниям и беспорядкам. Нередко можно встретить или полное раболепие по отношению к государству, или полную бескомпромиссность. Блажен же тот, кто может здраво судить в этом вопросе! Умение правильно различать, где кесарево, а где Божие, и платить каждому то, что ему причитается, — это залог тихой и безмятежной жизни.
Молитесь же всегда, когда приходится отвечать на затруднительные вопросы о том, чтобы Бог дал вам мудрости. Служители Христовы должны быть готовы перенести ту же участь, что и их Господин. Не стоит удивляться, когда злые, нечестивые люди хотят уловить их в слове, провоцируя на необдуманные речи. Чтобы всегда быть готовыми к подобным ситуациям, почаще просите у нашего Господа Иисуса Христа здравомыслия и осмотрительности в словах. В присутствии тех, кто хочет уловить, всегда важно знать, что и как говорить и когда нужно молчать, а когда нет. Благословенный Бог, который Своим мудрым ответом заставил умолкнуть первосвященников и книжников, все еще жив и хочет помочь верующим в Него. Но Он любит, чтобы Его просили об этом.
Примечания
Лк. 20:20-26
Не забывайте о том, что большая часть иудеев весьма тяготилась римской оккупацией, считая своим врагом каждого иудея, который признавал власть римского императора, или кесаря. Вопрос, который был задан, должен был поставить нашего Господа перед дилеммой. Какой бы ответ он ни дал, кто-то бы остался недоволен: или приверженцы римского господства, или иудеи-зелоты.
Это слово встречается только пять раз в Новом Завете. Оно же используется в 2 Кор. 11:3: “...как змей хитростью своею прельстил Еву...”.
Лайтфут говорит, что среди иудеев было принято считать, что они находились в подчинении того князя, чье изображение было отчеканено на монете, имевшей хождение в Иудее.
Это, пожалуй, один из самых мудрых библейский принципов, но в то же время, один из самых спорных в толковании.
Главная трудность заключается в том, что комментаторы не могут прийти к согласию по вопросу о том, что такое “кесарево”, а что такое “Божие”, где кончаются права кесаря и начинаются права Бога. А граница между ними должна быть. Поэтому в каждый исторический период по этому вопросу, возникали споры и разногласия.
Так, во времена Стюартов “кесарь” узурпировал себе права, которые ему не принадлежали. Людей преследовали, гнали, штрафовали и даже сажали в тюрьму как преступников только потому, что они не поклонялись Богу так, как то было определено. Без сомнения, кесарь требовал отдавать то, что ему не принадлежало.
Сегодня Римско-католическая церковь постоянно вмешивается в дела гражданских властей в тех странах, где живут католики. Она наделяет своих приверженцев привилегиями, которые угрожают существованию гражданской власти. В этом случае мы видим, что Богу требуют отдавать не “Божие”.
В этом вопросе христианам важно проявлять здравомыслие, особенно тогда, когда речь идет о том, что принадлежит “кесарю”.
С подозрением нужно смотреть на людей, которые очень щепетильны в вопросе оплаты всех государственных налогов, но равнодушны к вере, любви, смирению и освящению.
Пока государство позволяет нам поклоняться Богу во Христе так, как того требует наша совесть, и служить Ему так, как Он заповедал, мы должны подчиняться требованиям государства. Мы должны подчиняться даже тем требованиям, которые, может быть, нам не очень нравятся.
Любому здравомыслящему человеку понятно, что государство существует только благодаря компромиссу и что каждый гражданин должен отказаться от каких-то своих убеждений ради общего блага. Если все граждане откажутся платить налоги, которые им не нравятся, то, понятно, что государство вскоре развалится. Один выступает против одного налога, другой — против другого, и в конце концов, все государственное устройство превращается в хаос.
Возможно, наш Господь, отвечая на поставленный вопрос, имел в виду две партии, существовавшие в иудейском обществе. С одной стороны, зелотам Христос адресовал слова: “Отдавайте кесарю кесарево”, а с другой стороны, Он обратился и к иродианам, возлюбившим мир, призвав их: “Отдавайте Богу Божие”.
Евангелие от ЛУКИ 20:27-40
27 Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его:
28 Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему.
29 Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным;
30 взял ту жену второй, и тот умер бездетным;
31 взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей;
32 после всех умерла и жена;
33 итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою?
34 Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж;
35 а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят,
36 и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.
37 А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова.
38 Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.
39 На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал.
40 И уже не смели спрашивать Его ни о чем...
Во-первых, из этих стихов мы узнаем, как давно существует неверие. Мы читаем, что к Иисусу “пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение”. Даже в иудейской Церкви, Церкви Авраама, Исаака и Иакова, Церкви Моисея, Самуила, Давида и пророков, процветало ужасное, постыдное неверие. Если такие скептики были среди Божьего избранного народа, то что уж говорить о язычниках?! Если подобное было на зеленом дереве, то что же было на сухом?!
Мы не должны удивляться тому, что в Церкви появляются неверующие, деисты, еретики и атеисты, которые к тому же находят себе там последователей. Это явление не так уж редко встречается, его не нужно воспринимать как странное событие. Подобное — всего лишь доказательство тому, что человек — существо падшее и испорченное. С того самого дня, когда сатана сказал Еве: “Не умрете”, а Ева поверила ему, неверие стало процветать в самых различных формах. Нет ничего нового в современных атеистических теориях. Все они — старые болезни, которые всего лишь по-новому называются. Не надо удивляться тому, что многие подвергают сомнению истины Библии. Скорее нужно дивиться тому, что саддукеев в этом падшем мире так мало.
Будем же утешать себя тем, что истина все равно возобладает. Возможно, защитники ее слабы, как, впрочем, и их аргументы. Но в самой истине есть сила, которая не даст ей умереть. Такие рьяные неверующие, как Порфирий, Юлиан, Гоббс, Юм, Вольтер, Пейн, время от времени будоражили мир. Но их влияние длилось недолго. Они уходили, подобно саддукеям. А христианская истина оставалась. Вратам ада никогда не одолеть ее (Мтф. 16:18).
Во-вторых, из этого отрывка мы узнаем, что излюбленное оружие скептиков — это придуманная ситуация. Мы читаем, что саддукеи спросили у нашего Господа, что будет с женщиной, которая была замужем за семью братьями. Они говорили, что хотели знать, чьей же женой она будет после воскресения. Мотив их любопытства понятен. Они хотели опровергнуть учение о будущей жизни. Вряд ли подобная ситуация могла возникнуть в реальности. Саддукеи просто выдумали ее, потому что хотели поставить Христа перед дилеммой.
Если вы попадете в компанию неверующих скептиков, можете быть уверены: они изложат вам все свои рассуждения подобного рода. Воображаемые трудности, которые, возможно, касаются темы будущего мира, только укрепят неверующих в их позиции. “Он не понимает этого! Он не может совместить одно с другим! Ему это кажется глупостью! Это противоречит его здравому смыслу!” Все это вы запросто можете услышать в свой адрес.
Но пусть такие рассуждения не поколеблют вашу веру ни на мгновение. Во-первых, вы не обязаны разбираться в вымышленных историях. Говорите лучше о реальных фактах. Во-вторых, рассуждать о трудностях будущего мира — значит попусту терять время. Мы слишком мало знаем о том, что находится за границей видимого, чтобы судить, о том что возможно, а что невозможно в невидимом мире. Может быть, сейчас многое из того, что ждет вас за чертой смерти, кажется вам невероятным. Поэтому вы поступите мудро, если будете терпеливо ждать. То, что вы не знаете сейчас, вы обязательно узнаете потом.
В-третьих, из этих стихов мы узнаем о том, на что похожа жизнь святых в будущем мире. Наш Господь сказал саддукеям: “Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам”.
Из ответа нашего Господа становится понятно, что, во-первых, святые во славе обладают не плотским блаженством, а духовным. Они не женятся и не выходят замуж. Их прославленное тело не похоже на наше, которое препятствует духовной природе верующего. Новое тело станет местом обитания прославленной души. Во-вторых, блаженство святых будет вечным. Они уже не могут умереть. Больше никому не надо будет рождаться, чтобы восполнять потерю умерших. Не будет больше болезней и немощи. И проклятия больше не будет. Умрет сама смерть.
Мы должны как можно чаще размышлять о небесах. Эта тема, как никакая другая, показывает, насколько глупо себя ведут необращенные люди и в какой опасности все они находятся. Воистину, на небесах, где можно радоваться только духовной радостью, не будет места для необратившейся души! Кроме того, эта тема может возвеселить сердце каждого истинного христианина. Закончив эту жизнь, он вечно будет обитать там, где царствует святость, где все думают только о духовном. Ему не надо уже будет больше заботиться о семейных взаимоотношениях. Страх смерти больше не будет волновать его. Поэтому пусть он почаще вспоминает об этом и терпеливо несет свой крест. На небесах он найдет воздаяние за все.
И наконец, из этих стихов мы узнаем, что вера в воскресение существовала издавна. Наш Господь открывает, что и Моисей верил в воскресение. “Что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине”, — говорит Иисус.
С самого начала мира все люди Божии верили в воскресение и жизнь будущую. Авель, Енох, Ной, Авраам, патриархи — все эти люди ждали лучшего наследия. Они ожидали города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог. Они стремились к лучшему, то есть к небесному (Евр. 11:10, 16). Значение седьмой статьи англиканского вероисповедания очевидно: “Нельзя согласиться с тем, кто полагает, что отцы искали исполнения только преходящих обетований”.
Твердо же будем держаться великой и главной истины о том, что будет воскресение мертвых. Чтобы ни говорили саддукеи или их современные последователи, твердо верьте, что мы не созданы для того, чтобы уподобиться животным, которые погибают. “...Будет воскресение мертвых, праведных и неправедных” (Деян. 24:15). Воспоминание об этом возвеселит наше сердце в день нужды и утешит в час смерти. Оставляя земное богатство, мы будем уверены в том, что наступит жизнь, которая никогда уже не кончится. Мы будем знать, что, хотя наше тело съедят черви, мы все равно в своей плоти узрим Бога (Иов. 19:26). Мы не будем находиться в могиле вечно, ибо наш Бог не Бог мертвых, но живых.
Примечания
Лк. 20:27-40
Единственное, что мы точно знаем о саддукеях, это то, что они отрицали воскресение, существование ангелов и духов (Деян. 23:8). Я не разделяю достаточно распространенного мнения о том, что они отрицали еще и все книги Ветхого Завета, кроме Пятикнижия Моисея. На мой взгляд, для подобного утверждения нет основания. Иосиф Флавий, историк, был фарисеем, и он бы не преминул описать это заблуждение саддукеев, если бы оно было. Он же обвиняет их в том, что они отвергают традиции, а не священные книги.
Кэмпбелл долго доказывает, что под понятием “воскресение” мы не должны понимать обновленный союз души и тела. Оно означало всего лишь обновление жизни в любой форме. Богослов полагает, что главная ошибка саддукеев заключалась не в том, что они отрицали воскресение тела, а в том, что они не верили в бессмертие души. Наш Господь в этом отрывке всего лишь хотел показать, что душа остается живой, тогда как тело умирает.
Точку зрения Кэмпбелла нужно принимать с осторожностью. Безусловно, она помогает решить некоторые трудные вопросы, но в то же время создает другие.
Повеление Моисея, о котором здесь говорится (Втор. 25:5), нужно тщательно исследовать и сравнить с Лев. 18:16. Очевидно, что брак с братом покойного мужа был позволен только в определенных случаях, а при обычных обстоятельствах был запрещен. Мне непонятно, как можно на основе таких отрывков, как Лев. 18:16 и 20:21, утверждать, что мужчина может жениться на сестре умершей жены. Женщина не могла выходить замуж за двух братьев, так же и мужчина не мог жениться на двух сестрах. Женщина могла выйти замуж за брата покойного мужа только в том случае, если он умер, не оставив детей. Странно слушать, как некоторые люди утверждают, что мужчина должен жениться на сестре своей умершей жены, чтобы тетя, а не посторонний человек, заботилась о детях, которых жена оставила!
Интересно, что Амвросий и Иероним вкладывали аллегорический смысл в вопрос саддукеев и полагали, что женщина — это символ иудейской синагоги. На мой взгляд, это невероятно.
Такая ситуация, конечно, возможна, но все же она весьма невероятна. Скорее всего, саддукеи просто выдумали ее, чтобы поставить Иисуса в затруднительное положение.
Это утверждение Христа не поддерживает представление Римско-католической церкви о том, что девственница обладает большей святостью по сравнению с замужней женщиной. Иисус не говорит здесь о браке как таковом. Он имеет в виду, что люди из грядущего мира совсем не похожи на людей из этого мира.
В этом отрывке “чада века сего” — это не необращенные люди. Это выражение обозначает всех людей, живущих на земле.
Эти слова не означают, что прославленные святые во всем похожи на ангелов. У ангелов нет таких тел, какие есть у нас. Они духовные существа. Здесь говорится о том, что святые так же, как и ангелы, не ведают смерти и болезней, им не нужно жениться или выходить замуж и рожать детей.
Это выражение означает, что святые приобретают такие благословения новой жизни, становясь членами Божьей семьи, которых они не имели, живя на земле.
Эти слова растолковать довольно трудно. Они доказывают только существование будущей жизни, но не воскресения.
Одни полагают, что главное в этом выражении то, что Бог есть Бог Авраама, а не Бог был Богом Авраама.
Другие думают, что наш Господь имел в виду то, что Бог пообещал Аврааму и его семени землю, но до сих пор оно не исполнилось. Это означает, что Авраам должен воскреснуть, чтобы оно могло исполниться буквально.
Кэмпбелл и другие считают, что наш Господь хотел доказать существование не столько воскресения, сколько жизни после смерти.
Но все же очевидно одно. Слова нашего Господа заставили умолкнуть саддукеев и вызвали восторг книжников. Если бы саддукеи посчитали ответ Христа неудовлетворительным, они бы возмутились по этому поводу. Поэтому если мы не понимаем полностью его смысла, проблема заключается в нас. Мы не можем постичь все глубины Писания, не можем полностью понять значение каждого его отрывка.
Это выражение особенно характерно для Евангелия от св. Луки. Скорее всего, оно означает: “В Его глазах все люди живы”, хотя они уже давно умерли и погребены. Аннигиляции не существует.
Евангелие от ЛУКИ 20:40-47
40 ... Он же сказал им:
41 как говорят, что Христос есть Сын Давидов,
42 а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,
43 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
44 Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?
45 И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим:
46 остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах,
47 которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.
Во-первых, обратим внимание в этом отрывке на то, что Книга псалмов однозначно свидетельствует о божественности Христа. Мы читаем, что, после того как Иисус терпеливо ответил на все вопросы Своих врагов, Он сам обратился к ним с вопросом. Он просит их объяснить выражение из сто девятого псалма, где Давид говорит о Мессии как о своем Господе. На этот вопрос книжники не смогли ответить. Они не понимали, что Мессия — это и Бог, и человек. Как человек, Он был сыном Давида, как Бог — его Господином. Таким образом, Христос показал всем людям, что книжники не знали Писаний. Называя себя учителями, претендуя на обладание полным знанием, они тем не менее не могли объяснить Писание. Скорее всего, это было самое болезненное поражение для врагов нашего Господа. Гордому человеку сложно смириться с тем, когда его уличают в незнании того, что он обязан знать.
Мы очень слабо представляем себе, насколько глубока книга псалмов. Букву этой книги, как правило, знают очень хорошо, но дух ее не понимают. Вы сильно ошибаетесь, если считаете, что в Книге псалмов записаны всего лишь чувства Давида и его молитвы. Да, по большей части псалмы написаны Давидом. Но тема их — это не только история жизни сына Иессея. Книга псалмов — это книга о Христе. Из нее мы узнаем о страданиях Христа, о смирении Христа, о смерти Христа, о воскресении Христа, о втором пришествии Христа и, наконец, о воцарении Христа. В ней описаны два пришествия: первое пришествие, в которое Христос пострадал на кресте, и второе пришествие, в которое Христос наденет царский венец. В ней описаны и два царства: царство благодати, когда Бог собирает всех Своих избранных, и царство славы, когда каждый язык исповедует Иисуса Господом. Поэтому всегда читайте Книгу псалмов с благоговением, говоря про себя: “Здесь больший Давида”.
В большей или меньшей степени все вышесказанное относится к любой книге Библии. В Писании есть полнота, неопровержимо доказывающая его богодухновенность. Чем больше мы читаем его, тем глубже понимаем его смысл. С другими книгами происходит не так: чем больше их читаешь, тем меньше нового смысла они открывают. С каждым новым прочтением замечаешь все больше и больше слабых мест. И только Библия с каждым разом кажется все полнее и глубже. Нам не надо выискивать в ней аллегорий, ведь новые истины, которые с каждым прочтением открываются нашему пониманию, просты и понятны. А в Писании таких истин бесконечное количество. Это объясняется тем, что Библия — это не слово человеческое, а слово Божие.
Во-вторых, заметим, как отвратительно Христу лицемерие. Мы читаем, что в присутствии народа Он предупредил Своих учеников о том, что они должны остерегаться книжников, которые “любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся”. Христос не побоялся обличить книжников при всех. Эти люди восседали на Моисеевом седалище и считались учителями всего иудейского народа. Христос учит нас, что иногда наступает такое время, когда нужно публично обличить власть имущих. На Своем примере Он показывает, что можно высказываться открыто и при этом не “злословить высокие власти”.
Лицемерие — это самый страшный грех в глазах Христа. Во время Своего земного служения Он чаще всего осуждал его и осуждал весьма сурово. Иисус был исполнен милости и сострадания к первым из грешников. “Гнева не было в Нем”, когда он видел Закхея, раскаявшегося вора, Матфея-мытаря, Савла-гонителя, женщину в доме Симона. Но когда Он видел книжников и фарисеев, которые только облачались в одежды веры и обладали только показной святостью, в то время как их сердца были исполнены нечестия, Его праведная душа негодовала. Восемь раз в одной главе (Мтф. 23) Он повторил: “Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры!”
Не будем забывать, что наш Господь никогда не меняется. Он вчера, сегодня и вовеки тот же. Как бы вы ни относились к вере, будьте искренни. Пусть ваша вера, надежда, любовь слабы, но пусть они будут настоящими. Ненавидьте саму мысль о притворной вере. Будьте честны перед собой. Когда апостол Павел советует христианам, каким оружием пользоваться, прежде всего он начинает говорить об истине. “Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною”, — провозглашает он.
Наконец, из этого отрывка мы узнаем, что в аду будут разные меры осуждения и страдания. Наш Господь говорит об этом однозначно. По его словам, те, которые жили и умерли в лицемерии, примут большее осуждение.
Размышлять на эту тему достаточно сложно. Реальность будущего вечного наказания — это основополагающая истина нашей веры, но думать о ней без содрогания — невозможно. Будем же твердо помнить учение Библии о небесах и аде. Писание утверждает, что на небесах разные люди получат разную меру славы. И в аду люди будут страдать в разной степени.
Но кто тогда будет осужден? Это самый главный практический вопрос. Все те, которые не пришли ко Христу, не познали Бога и не приняли Евангелие, отказавшись покаяться и остановиться в своем нечестии. Все эти люди будут осуждены. Они пожнут то, что посеяли. Бог не желает их вечной погибели. Но если они не услышат Его голос, они неизбежно погибнут в своих грехах.
Но кто из осужденных получит самое тяжкое осуждение? Не язычники, которые никогда не слышали истины и не невежественные англичане, о чьей душе никто не заботился. Его получат те, которые обладали знанием, но не использовали его правильно. Его получат те, которые утверждали, что святы и праведны, но в реальности погрязли в своих грехах. Иными словами, лицемеры окажутся в самой нижней части ада. Это ужасно, но это правда.
Примечания
Лк. 20:40-47
Обратите внимание, что этот стих тесно связан с предыдущими. Очевидно, что “им” — значит книжникам. Они одобрили ответ Христа саддукеям. Но понимали ли они Писание сами? Господь показывает, что нет.
Это выражение указывает, что все иудейские богословы признавали, что Христос — Сын Давидов.
Обратите внимание, что это выражение показывает нам, что люди, обращавшиеся ко Христу “Сын Давидов”, ища исцеления, имели в виду больше, чем кажется на первый взгляд. Назвать Христа Сыном Давида было равносильно тому, что назвать Его Мессией.
Заметьте, что наш Господь обращается здесь к тому же псалму, что и Петр в день Пятидесятницы (Деян. 2:34). Может быть, в тот день Петр, вспомнив, как объяснял этот псалом его Господь, принял мудрое решение повторить для иудеев то, что он слышал от Христа.
На этот вопрос можно ответить только в том случае, если признать, что Мессия был равно и Богом, и человеком. Книжники и фарисеи не могли понять этого.
Вероятно, наш Господь, задавая книжникам этот вопрос, преследовал две цели.
Во-первых, Он хотел показать им, что они не понимают Писания, хотя утверждают обратное.
Во-вторых, Он хотел показать, что книжники и фарисеи, да и большинство иудеев, заблуждались в своих представлениях о Мессии. Они думали о Нем слишком приземленно, ожидая, что Он будет пророком и царем, большим нежели Моисей и Давид, но не Богом. Поэтому Своим последним всенародным выступлением Иисус пытается исправить ошибку Своих врагов и показать, что они проявляют непоследовательность в толковании Писания.
Тем же, которые в глубине души не понимают, почему наш Господь не исполнил пророчества и не заявил о Себе так, чтобы никаких сомнений не осталось в том, что Он Мессия, я советую вспомнить, что Бог никогда не убеждает человека силой. Это важный принцип. О нем мы всегда должны помнить, толкуя неисполнившиеся пророчества. Ожидать, например, что все написанное в книге Откровения исполнится так, что ни у кого не останется сомнения в том, что это исполнились именно пророчества Откровения, значит, ожидать от Бога поступить так, как Он никогда не поступает.
Здесь идет речь или о большом по размеру одеянии книжников, которым они очень гордились, или о том, что в знак послушания закону, эти люди пришивали кисти к краю одежды (Числ. 15:38). Они делали эти кисти очень длинными, чтобы создать у простого народа впечатление, что они обладают особой святостью и во всем исполняют закон.
Это выражение объясняется в Евангелии от Матфея (Мтф. 13:7-10). Книжникам нравилось, когда их публично называли “равви”, “отче”, “господин”, “учитель”.
Желание прославиться — это главный признак лицемерной и формальной веры. Только лицемеры ждут похвалы от человека. Истинная же благодать — в терпении, она не жаждет людских славословий.
Греческое слово, переведенное как “предвозлежания”, означает “почетные места у стола”.
Вероятно, это выражение означает, что книжники и фарисеи, утверждая, что ими руководит желание позаботиться о вдовах, получали от них право распоряжаться их имуществом. Но вместо того чтобы распоряжаться им мудро и верно, книжники расточали его или использовали в собственных интересах.
Этот материал еще не обсуждался.