Рональд Л. Шойерз
Живая церковь Христова: путешествие от начала и до конца
УРОК 8. Воин-гигант
МЯТЕЖНОЕ НАЧАЛО
Изучая церковное странствие, мы узнали, как Бог использовал некоторых выдающихся мужчин и женщин, чтобы исполнить Свою задачу для церкви в мире. Некоторые из них, как, например, Павел, были использованы для распространения Евангелия в отдаленных землях. Другие же, подобно Стефану и Поликарпу, умерли при гонениях. Некоторые христиане присоединились к Афанасию, решительно защищая веру от ереси. Все они оставили яркое свидетельство своей веры миру и были большим ободрением для церкви. Евреям, глава 11, напоминает нам о многих церковных героях веры. Перечитайте эту главу еще раз и воздайте благодарение Господу за этих людей, которых Бог использовал столь могущественно.
В этом уроке мы узнаем еще об одном человеке, которого Бог использовал для совершения великого дела для Него и Его Церкви. Его имя Августин. Родился он в 354 г. в Тагасте, городе на севере Африки, и умер в 430 г. Мы можем назвать Августина «воином-гигантом» не только потому что он был удивительным образом использован Богом, но также и потому что ему пришлось преодолевать все трудности, с которыми сталкивалась церковь. Он был величайшим богословом своего времени, он боролся с заблуждениями пером и проповедью.
Мать Августина Моника была одной из самых замечательных матерей-христианок в истории. В то время как Патриций, ее отец-язычник, отверг христианское Евангелие, Моника научила своего сына его истинам, и горячо молилась, чтобы Бог открыл его сердце и использовал его яркий ум для служения Богу. Родители дали ему самое лучшее образование, какое было возможным для Августина, направив его учиться ораторскому искусству в Карфаген.
Будучи подростком, Августин уже отвергал многое из того, чему учила его мать, почитая христианство слишком простым для высокообразованного человека. Под влиянием Карфагена, весьма развращенного города, Августин окунулся в греховный образ жизни. Еще будучи подростком, он сожительствовал с женщиной вне брака и стал отцом сына, назвав его Адеодат. Позже, описывая свои духовные переживания в своей книге «Исповедь», Августин говорил: «Я пришел в Карфаген, где котел нечестивой любви шипел и клокотал вокруг меня». Молодой человек не имел покоя ни в душе, ни в разуме. Все это время, пока Августин учился в Карфагене, Риме и Милане, его мама продолжала усердно за него молиться.
В Милане на него произвела огромное впечатление проповедь Амвросия – бесстрашного, красноречивого и разумного проповедника. Однажды Амвросий проявил необычайную смелость, отстранив на восемь месяцев от Вечери Господней согрешившего императора, пока тот публично не исповедал свой грех. Августина поразила проповедь этого смелого проповедника. По благодати Божьей, в своем разуме он был убежден в истине Евангелия.
(иллюстрация Св. Августина)
Однако Августину еще было необходимо признать свои грехи. Какая это для него была борьба! Его дух не знал покоя. Однажды он лежал на траве под деревом в маленьком саду за домом. Вдруг он услышал голос ребенка, жившего по соседству, который пел песенку: «Tolle, lege; tolle, lege», что означает «возьми и читай, возьми и читай». Августин открыл Послание Павла к Римлянам, которое он имел с собой, и стал читать: «Как днем, будем вести себя благочинно, не [предаваясь] ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Римлянам, 13:13-14). Этими словами Бог произвел покаяние в сердце Августина, и он обратился от своего нечестивого образа жизни. В своей «Исповеди» (книга VIII, 12) он писал, вспоминая этот момент: «В одно мгновение, как только я дочитал до конца предложения, свет и уверенность наполнили мое сердце, и мрак сомнений развеялся». Первое, что сделал Августин, он признался своей матери в своем обращении. Молитвы Моники о ее беспутном сыне не были тщетными. После этого он начал писать свою «Исповедь», восхвалив Бога такими словами: «Ты сотворил нас для Себя, и наши сердца не найдут покоя, пока не успокоятся в Тебе» (книга I, 1). В Пасхальное воскресенье 387 г. он вместе с сыном Адеодатом был крещен как христианин Амвросием.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
1. Что вам особенно понравилось в истории обращения Августина?
2. Прочитайте Деяния 9:1-31. В чем жизни Павла и Августина похожи между собой?
3. Как мы становимся частью Божьего Царства? Обведите букву перед правильным ответом или сам ответ.
а. будучи хорошим человеком;
б. пребывая в молитве, хорошо относясь к людям, и регулярно посещая церковь;
в. нашими стараниями совместно с Божьей помощью;
г. веруя только в заслуги Христа;
д. через покаяние и веру, что Иисус совершил для нас то, чего мы не можем сделать для себя сами;
е. пребывая в надежде и мыслях о том, что, может быть, Иисус спасет нас, когда мы умрем.
СТОЛКНОВЕНИЕ АВГУСТИНА С ДОНАТИСТАМИ
Господь изменил сердце Августина, когда ему было 32 года. Вплоть до самой смерти в возрасте 76 лет Августин учился, писал и проповедовал, служа Господу и Его церкви. В 395 году он стал епископом в Гиппоне, городе на севере Африки. Там он обустроил дом для монахов, который назвал монастырем. Слово «монах» происходит от слова, означающего «один». Монах принимает решение жить вдали от делового мира, чтобы находиться в уединении, размышлять, изучать и, возможно, писать.
Иероним был одним из таких известных монахов, живших в Вифлеемской пещере, рядом с той пещерой, в которой, как полагали, был рожден Иисус. Мы помним Иеронима, потому что он помог церкви в переводе Библии на латынь с еврейского и греческого языков. Она называется Вульгата, перевод, почитаемый римо-католической церковью до нынешнего дня. Иероним завершил свой перевод в 405 году.
Возможно, Августин предпочел бы спокойную размеренную жизнь, однако это не входило в замысел Божий о нем. Остаток его жизни был тесно связан со многими проблемами, с которыми в те дни сталкивалась церковь. Его мудрость и осведомленность помогали ему противостоять этим проблемам, и в результате помогали также и церкви справляться с ними.
Большую проблему для церкви представляли донатисты. Это движение, названное в честь их лидера Доната, не учило ложным доктринам. Однако оно производило разделения в церкви. Во время жестоких гонений, бывших при императоре Диоклетиане, некоторых служителей их гонители вынуждали бросать Библии в огонь. Других обвиняли в отречении от веры. После того как гонения прекратились, донатисты стали учить, что эти люди – предатели, и отказывались принимать их назад в церковь в качестве служителей. Они не желали принимать в церковь тех, кто был «недостаточно свят». Поэтому они основали свою собственную церковь, разрушая тем самым единство кафолической, или вселенской, Церкви. Именно когда донатисты откололись от церкви и сформировали свою собственную церковь, христианская церковь все более и более стала применять по отношению к себе название «католическая». В Гиппоне было больше донатистов, чем католиков.
Августин спорил с донатистами. Подчеркивая единство церкви, Августин указывал, что проповедь Слова и преподание таинств никогда не осуществлялись совершенными людьми. Благодать Божья приходит к нам даже тогда, когда грешные люди передают Слово и совершают таинства. Благодаря ясным и убедительным трудам и проповедям Августина влияние донатистов стало уменьшаться.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
4. Какой важный труд совершил для церкви Иероним?
5. По какой причине донатисты откололись от церкви?
6. Что означает слово «католический»?
СТОЛКНОВЕНИЕ АВГУСТИНА С ПЕЛАГИАНСТВОМ
Августин столкнулся с еще более опасной проблемой – с пелагианством. Около 380 года британский монах Пелагий начал распространять ужасную ересь. Эта ересь отрицала серьезность греха и великой нужды человека в благодати Христовой для спасения. Пелагий был обеспокоен тем, что некоторые люди не жили святой жизнью. Как он учил, если мы веруем, что Христос делает всё для нашего спасения, и что мы спасены одной лишь благодатью, то мы не будем ответственны за то, чтобы жить праведной жизнью. Поэтому Пелагий учил, что грехопадение человека не повлияло на нашу волю, на ту часть человека, которая делает выбор. Другими словами, он заявлял, что мы имеем свободную волю, которая также свободна от греха. Он говорил, что мы рождаемся невинными. Мы входим в этот мир, будучи «чистым листом», имея «безупречную репутацию», однако мы учимся грешить, подражая другим людям. Он отрицал, что мы имеем греховное сердце. Вместо этого он учил, что грех – это просто выбор, который мы делаем. Пелагий учил, что с помощью нашей собственной безгрешной силы воли мы можем стать совершенными, подобно Иисусу, нашему великому примеру. Вопреки Библии Пелагий учил, что мы не являемся грешниками: мы лишь делаем выбор в пользу греха. Эта ересь была не нова. Во все века церковь подвергалась искушению поверить, что если человек делает достаточное количество добрых дел и ведет порядочный образ жизни, то он будет угоден Богу.
Почему пелагианство ложно и столь опасно? Потому что эта ересь отрицала ясное учение Библии о грехе и о спасении во Христе. Августин подчеркивал библейское учение о том, что все мы зачаты и рождены в грехе. Давид признавался в этом в Псалме 50:5: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя». Мы носим грех в своей биографии с самого начала жизни. Все мы – даже дети – имеем грешное сердце и разум. Мы не только делаем зло, мы являемся злыми по природе. Наша воля падшая, так что вне Христа мы всегда будем делать выбор в пользу греха. Силы делать то, что является праведным, больше нет. Мы грешны во всех сферах своей природы: в мыслях, словах и действиях, а также и в своем выборе. Следовательно, мы нуждаемся во Христе для нашего спасения от начала и до конца. Мы ничего не можем сделать, чтобы спасти себя самих, и мы не можем стать совершенными, наследуя пример Иисуса.
Библия учит о том, что мы спасаемся одной лишь благодатью, одним лишь Христом. В результате мы выражаем свою благодарность, живя праведной жизнью в Его силе. Поскольку некоторые еще придерживаются пелагианской ереси, мы благодарны Августину, который противостоял этой проблеме в церкви. В 431 году, через год после смерти Августина, пелагианство было осуждено как ересь на Ефесском соборе.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
7. Пелагий учил следующим ересям. Что неверно в каждой из них? Приведите, по возможности, подтверждения из Библии. Попросите ваших родителей помочь вам.
а. грехопадение не сделало нашу волю грешной;
б. младенцы рождаются невинными, без греха;
в. усердно стараясь, мы можем стать совершенными, подобно Иисусу;
д. мы не являемся грешниками; мы лишь совершаем грехи.
8. Насколько серьезной является ересь, называемая пелагианством? Почему?
ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
Псалом 51:2, 5
«Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня… Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя».
Гейдельбергский катехизис
В. 7 Откуда же берет свое начало испорченность человеческого естества?
О. Из падения и непослушания наших прародителей, Адама и Евы, в Раю; ибо тогда естество наше столь испортилось, что зачаты и рождены мы во грехе.
В. 8 Но так ли мы испорчены, что совершенно не способны творить добро и склонны ко всякому злу?
О. Да, если только не возродимся Духом Господним.
Вестминстерское исповедание веры, глава IX, 3
«Впав в греховное состояние, человек полностью утратил способность желать духовного добра, сопутствующего спасению. Поэтому естественный человек, будучи... мертвым во грехах, не способен собственными силами ни обратиться, ни даже приготовиться к обращению».
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ
Августин – известный как Августин блаженный, годы жизни – 354-430 гг. по Р. Х. Стал на защиту истины против множества проблем и ересей своего времени, включая донатистов и пелагиан.
Моника – мать Августина, молившаяся за его обращение, при своей жизни увидела, как Бог изменил его, сделав Своим служителем.
«Исповедь» – книга Августина, которую он написал, чтобы рассказать о своей жизни и обращении.
«Град Божий» – еще одна важная книга Августина, в которой он описал явленный Богом замысел истории.
Донатисты – люди, вызывавшие разделения в церкви своим взглядом о том, что служители, не устоявшие во время гонений, не могут более быть служителями.
Пелагианство – ересь, которая учила, что мы не являемся грешниками от рождения, что наша воля не является падшей, и что нашими собственными усилиями мы можем стать подобными Иисусу, Который является для нас добрым примером. Была осуждена церковью на Ефесском соборе в 431 году.
СТОЛКНОВЕНИЕ АВГУСТИНА С ИЗМЕНЯЮЩИМСЯ МИРОМ
Августин жил в такое время, когда окружающий его мир претерпевал ряд больших изменений. Пожалуй, наиболее значительным изменением стало падение Рима. Люди называли Рим «Вечным городом». В течение 620 лет могущественный Рим покорял другие народы, однако в 410 году огромный город пал под натиском врага. Аларих, вождь вестготов, вторгся в Рим и разграбил его, разрушив почти все, кроме церквей. От славы вечного Рима не осталось и следа. Мир был потрясен. Повсюду были беженцы. Иероним говорил: «Слова застряли у меня в гортани. Город, взявший в плен весь мир, сам теперь взят».
Некоторые из беженцев пришли в Гиппон, где жил Августин. Он узнал об их боли, страданиях, сомнениях, и старался им помочь. Весь мир был в недоумении: «Почему пал Рим? Кто в этом виновен? Не пал ли Рим из-за того, что его вожди оставили своих языческих богов и уверовали в Христа?» Некоторые люди обвиняли христианскую церковь в падении Рима. Чтобы ответить на вопросы как язычников, так и христиан, Августин написал свою, пожалуй, величайшую работу «Град Божий». В этой книге сделана попытка объяснить Божий замысел для истории. Августин показал, как Град Божий уподобляется Царству Божию, и как отличается от городов этого мира. Град Божий вечен. Он будет стоять, даже когда города этого мира сравняются с землей. Христиане являются гражданами обоих городов. Они живут в мире, который пройдет, но, в конечном счете, они принадлежат вечному городу, который будет стоять вечно. Это принесло великое утешение не только беженцам, убежавшим в Гиппон, и в другие места. Это послужило также великим утешением и самому Августину.
Незадолго до конца жизни Августина воины жестоких северных племен, называемых варварами или вандалами, захватили Северную Африку и с каждым днем все ближе подходили к Гиппону. 28 августа 430 года Августин отошел в вечность, чтобы быть с Иисусом, в то время как вандалы вламывались в городские ворота. Гиппон находился в окружении на протяжении четырнадцати месяцев. Когда город пал окончательно в августе 431 года, вандалы нашли большинство людей мертвыми или умирающими от голода. Еще один город этого мира пал, но Божий воин-гигант ушел домой в Вечный Град, «которого Художник и Строитель Бог» (Евреям, 11:10).
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
9. Почему множество людей было потрясено, услышав о том, что Рим разрушен?
Что могло бы случиться в любой другой стране, включая вашу?
Как нам следовало бы отреагировать на это?
10. Как Августин показал Божий замысел для истории в «Граде Божьем»?
11. Как следует нам как христианам быть вовлеченными в град этого мира?
Этот материал еще не обсуждался.