Рональд Л. Шойерз
Живая церковь Христова: путешествие от начала и до конца
УРОК 5. Признаки истинной церкви
ПОДЛИННИКИ
Видели ли вы когда-нибудь фальшивые деньги? Иногда люди намереваются обмануть других, печатая и распространяя поддельные, или фальшивые, деньги. Для большинства из нас трудно выявить подделку, потому что преступники могут весьма искусно печатать такие купюры. Если вы попытаетесь купить что-либо за фальшивые деньги, у вас, вероятно, возникнут проблемы с законом. Только подлинники позволят нам купить то, что нам необходимо.
Изучая историю Церкви, иногда нам встречается ненастоящая, поддельная церковь. Один из наиболее опасных способов нападения сатаны на Церковь Христову – это создание церквей, которые искусно замаскированы под подлинник. Но это не делает их истинными.
Конечно, Христос настаивает на том, чтобы Его Церковь была подлинной. Он призывает Свою Церковь соответствовать Его стандартам истинной Церкви. В конце концов, это – Его Церковь. Он владеет ею. Он искупил ее. Он правит ею. Поэтому Церковь всегда должна быть такой, какой Христос задумал ей быть.
Какой Христос хочет видеть церковь? Как мы можем отличить истинную церковь от поддельной? Как выглядит подлинник? При первом испытании Христос ставит вопрос: «Верно ли проповедуется Слово Божье?» При втором испытании Христос спрашивает: «Преподаются ли таинства так, как Бог заповедал в Своем Слове?» Третий испытывающий вопрос: «Применяется ли церковная дисциплина?» Если церковь может ответить «да» на все три вопроса, мы можем рассматривать такую церковь как часть истинной Церкви. Если же церкви не удается пройти одно или более из этих испытаний, нам не следует быть частью такой церкви, так как она действительно поддельная. Бог призывает такую церковь покаяться, измениться и повиноваться в истине тому, что заповедал Христос в Своем Слове.
Изучая церковную историю, мы обнаруживаем, что Церковь временами уклонялась от истины. Тогда Бог призывал ее обратно через реформы и перемены. Как и ветхозаветная Церковь иногда впадала в грех, так и новозаветная Церковь временами отходила от истины. Христос всегда призывает Свой народ следовать Его воле для Церкви. Одна из важнейших причин, почему мы хотим знать историю Церкви, – мы не желаем повторять ошибок и грехов прошлого. Мы должны учиться на них, а не снова и снова делать те же ошибки.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
1. Прочитайте Римлянам 11:2-4. Насколько большой, по мнению Илии, была Церковь в его время?
Сколько на самом деле было людей в Божьей истинной Церкви?
Что делали все остальные израильтяне, показывая, что они стали неверны Господу?
2. Для чего нам необходимо изучать историю Церкви?
ПРОПОВЕДЬ ИСТИННОГО СЛОВА БОЖЬЕГО
Тимофей был молодым служителем в городе Ефесе, он был близким другом апостола Павла. (Найдите Ефес на карте). Проповедовать Слово Божье в городе, полном идолов и всякого зла, было трудной задачей. Тем не менее, Христос призывает от греха людей этого города, равно как и других городов, чтобы они стали Его Церковью. Он хотел, чтобы они знали истину о Боге, жили в вере и послушании Христу, и открывали нечестивому миру, что означает быть прощенными и святыми людьми. Бог призвал Тимофея быть проповедником и пастором для этой группы христиан в Ефесе.
Когда апостол Павел писал слова ободрения Тимофею, чтобы тот оставался истинным проповедником, у него много было что сказать о верном проповедовании Слова. В 1 Тимофею 3:15 он назвал Церковь «столпом и утверждением истины». Церковь всегда должна провозглашать истинное Божье Слово. Пресвитерам в Ефесе Павел говорил: «… ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию» (Деяния, 20:27). Он призывал их быть бдительными, поскольку «и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деяния, 20:30). Павел осознавал, насколько важным было для Тимофея не проповедовать ничего, кроме истины. Он писал:
«Итак заклинаю тебя... проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (1 Тимофея, 1-4).
Мы видим, что церковь, которая отходит от верного проповедования Божьего Слова, неугодна Ему, так как она не имеет основания. Такая церковь начинает верить всякому заблуждению, и пытается служить Богу такими способами, которыми Он не заповедал. Отходя от Слова, Церковь станет проявлять признаки фальшивой церкви. В нашем изучении истории Церкви мы, к сожалению, заметим, насколько часто Церковь забывала об этом важнейшем признаке истинной Церкви.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
3. Свидетели Иеговы учат, что Иисус не является истинным Богом. Является ли эта группа частью истинной Церкви? Почему «да» или почему «нет»?
4. Церковь ставит фильмы или спектакли вместо проповеди Слова Божьего. Что это говорит вам о ее верности Христу?
5. Почему истинное проповедование Слова Божьего является важнейшим признаком истинной Церкви?
ПРАВИЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТАИНСТВ
Первый признак истинной Церкви – это верное проповедование Слова Божьего. Вторым признаком истинной Церкви является библейское применение таинств.
Бог дал Своей Церкви два таинства: Святое Крещение и Вечерю Господню. Вопреки учению Библии, римо-католическая церковь практикует семь таинств: крещение, конфирмация, месса, покаяние, елеепомазание, священство и брак. Однако в Библии нигде нет учения о том, что все перечисленное является таинствами.
Библия рассматривает таинства как знаки и печати Божьего милостивого завета, заключенного с нами (Римлянам, 4:11). Дорожный знак указывает на расположенный на определенном расстоянии город. Также знак указывает и на ресторан, где мы можем купить еду. Таинства являются знаками, используемые Господом для того, чтобы обратить наше внимание на Христа, Который предлагает милость, прощение и вечную жизнь с Ним. Печать на бумажном документе – это заверение того, что написанное на этой бумаге есть совершенная правда. Как и печати, таинства – это обещание, что спасительный труд Христа является действенным для тех, кто верует. Нам никогда не нужно сомневаться, но вместо этого веровать во Христа для нашего спасения, поскольку Он никогда не нарушает Своих заветных обетований.
КРЕЩЕНИЕ
Библия учит, что крещение является знаком и печатью завета благодати (Римлянам, 4:11). Это означает, что крещение указывает на благодать Божью и обещает ее. Бог дает залог этой благодати в Своем завете с верующими и их детьми. В Ветхом Завете обрезание было знаком Божьих заветных обетований. Бог заповедал, что этот знак будет дан детям верующих, когда Он говорил Аврааму:
«… ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол... Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, [ибо] он нарушил завет Мой».
(Бытие, 17:9, 10, 14)
Мы верим, что дети верующих в Новом Завете должны быть крещены, поскольку Колоссянам 2:11-12 учит, что крещение заменило обрезание как знак и печать Божьего завета благодати. Посему крещение – это знак и печать, которыми Бог вводит нас в Свой завет. Это знак и печать того, что Христос омыл наши грехи, как вода смывает грязь с наших рук. Крещение не является знаком и печатью нашей веры и доверия Божьим обетованиям. Это, скорее, знак и печать Божьего завета с нами.
Наш суверенный Бог не включает в Свой завет всех без исключения; Он включает в него верующих и их детей. Поэтому детям верующих следует принимать Божьи знак и печать завета благодати. Иисус брал детей к Себе на руки и благословлял их, говоря: «пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Матфея, 19:14).
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
6. Что Библия имеет в виду, называя таинства «знаками и печатями»?
7. Что мы должны сказать о церкви, которая не практикует крещение так, как Бог учит в Своем Слове?
Почему это настолько важно?
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
Христос также дал нам таинство Вечери Господней. Мы принимаем крещение как знак и печать вечного Божьего завета; мы принимаем Вечерю Господню, чтобы всю нашу жизнь утверждаться в завете. Вечеря Господня – для тех, кто верует Божьим заветным обетованиям, и кто имеет глубокое желание питаться духовной пищей. Так же, как мы нуждаемся в пище в долгом пути, мы нуждаемся в подкреплении и в духовном странствии, в котором мы участвуем как Церковь.
Когда народ Израиля находился в Египетской неволе, Бог подал им знак их освобождения. Этот знак показывал им, что они не будут более рабами, потому что через непродолжительное время Бог избавит их из рабства. Но что еще более важно, им было явлено, что Бог способен простить их грех и избавить от гнева за грех. Знаете ли вы, что это был за знак? Прочитайте об этом в Исходе, 12.
Пасха указывала как на их физическое освобождение от неволи и смерти, так и на духовное избавление от греха. Люди закалали ягненка и мазали его кровью косяки дверей своих домов. Бог сказал, что Его ангел смерти будет истреблять первенцев египтян. Тот же ангел пройдет мимо домов израильтян, на дверных косяках которых будет находиться кровь. Ягненок умер вместо первенцев. Пасху соблюдали год за годом. Таким образом народ взирал на благодать Божью во Христе, Который придет спасти их от духовной смерти. Он станет «Агнцем Божьим, Который берет [на Себя] грех мира» (Иоанна, 1:29).
Поскольку благодать Божья явилась во Христе, Бог вместо Пасхи дал Вечерю Господню, чтобы напомнить нам о том, что Он совершил. Христос умер и вновь воскрес, чтобы избавить нас от Божьего гнева за наш грех. Простые хлеб и вино во время Вечери Господней указывают нам на тело и кровь Иисуса, принесенные в жертву за нас. Вечеря служит свидетельством тому, что наши грехи прощены, и делает нашу веру крепче, пока мы идем по жизненному пути. Как пища укрепляет физическое тело, так Вечеря Господня укрепляет нашу веру, и потому мы можем лучше служить Богу. Христос заповедал, чтобы мы отмечали Вечерю, доколе Он придет вновь (1 Коринфянам, 11:23-26). Совместно с крещением должное применение Вечери Господней является признаком истинной Церкви.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
8. Прочитайте 1 Коринфянам, 11:17-34. Как коринфские христиане злоупотребляли Вечерей Господней?
Что, согласно стиху 28, требуется сделать, прежде чем участвовать к Вечере Господней?
Что, согласно стиху 29, произойдет, если мы злоупотребляем Вечерей Господней?
ПРАВИЛЬНАЯ ЦЕРКОВНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Если ваши родители не заботятся о том, чтобы дисциплинировать вас за непослушание, будут ли они верными Слову Божьему? Они будут непослушны Божьей заповеди, данной родителям, о воспитании своих детей «в учении и наставлении Господнем» (Ефесянам, 6:4). Бог призывает Свою Церковь таким же образом дисциплинировать тех членов, которые не повинуются Божьим заповедям и отказываются каяться. Как и родители не угождают Богу, когда им не удается дисциплинировать своих детей, так и церковь не угождает Богу, если она не применяет дисциплину. Правильная церковная дисциплина является признаком истинной церкви.
Как мудрые родители последовательно обращаются к дисциплине, также и Христос желает, чтобы Церковь последовательно обращалась к дисциплине в церковной жизни. Для этого Он дал руководство, изложенное в Матфея, 18:15-20. Если человек согрешил против вас, Христос дал два основных правила, которые вы сами должны выполнить, и если они не послужат к покаянию согрешившего, тогда пресвитерам даны других два правила для руководства. Во-первых, вам необходимо лично сказать человеку, согрешившему против вас, что он поступил неправильно. Если он не пожелает вас слушать, вы должны перейти ко второму шагу и привести еще одного христианина или двоих, чтобы настоятельно посоветовать человеку раскаяться. Если же он признается в своем грехе, вам необходимо простить его, и вопрос будет исчерпан. В Послании к Колоссянам 3:13 сказано: «… снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы». Однако же если он отказывается раскаяться в грехе или не хочет жить в согласии с другими верующими, вы должны сказать об этом старейшинам. Они же обязаны лично предостеречь человека в его грехе. И если он отказывается каяться, они обязаны объявить его имя общине и просить ее молиться о его покаянии. Если он все еще упорствует в своем грехе, его следует вывести из членов церкви.
Существуют грехи в церковной жизни, которые подвергают дисциплине не в точности по тем правилам, которые Иисус дал в Матфея, главе 18. Например, Христос не желает, чтобы публичные грехи или лжеучения входили в церковь. Поэтому те, кто совершил публичный грех, или кто учит лжи, должны быть подвергнуты дисциплине со стороны пресвитеров вначале лично, а затем публично. Христос желает, чтобы Его Церковь была чистая и святая, отражающая Его святую царскую власть. Церковь, которая более не применяет дисциплину к своим членам, свидетельствует о том, что она более не является частью истинной Церкви.
Наряду с проповедью Слова Божьего церковная дисциплина существует как один из ключей Царства. Ключ открывает и закрывает дверь. Проповедь и церковная дисциплина совместно отпирают и запирают двери Царства Божьего. Проповедь провозглашает послание, которое отпирает и запирает. Она отпирает Царство Христово тем, кто кается и верует, говоря им о спасении в Нем. С другой стороны, она говорит тем, кто отказывается каяться, что им нет места в Божьем Царстве.
Точно так же правильная церковная дисциплина показывает, что Бог запирает дверь Царства тем членам, которые продолжают грешить и отказываются каяться в своих грехах. После многих предупреждений их исключают, или отлучают, от церкви. Однако когда происходит покаяние, этот ключ радостно открывает дверь для этого человека. Вы видите, таким образом, три цели церковной дисциплины. Она помогает соблюдать церковь чистой, призывает грешников поступать праведно по отношению к Богу и своему ближнему, и, таким образом, прославлять Бога. Истинная Церковь применяет ключ церковной дисциплины.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
9. Что мы должны сказать о церкви, которая не применяет правильно церковную дисциплину?
10. Обведите букву перед каждой фразой, которая правильно дополняет следующее предложение.
Ключи Царства Небесного…
а. в действительности не важны для Церкви
б. отпирают и запирают Царство Небесное
в. необходимы, если церковь хочет быть истинной Церковью
г. сегодня в значительной степени забыты во многих церквях
е. не имеют ничего общего с тем, как я лично живу
ф. имеют дело с ложными учениями, а не с жизнью Божьего народа
11. Будучи молодым человеком, какую ответственность вы имеете по отношению к церкви?
ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
Иоанна 14:23-24
«Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих».
Гейдельбергский катехизис
В. 66 Что такое таинства?
О. Таинства – святые видимые знаки и печати. Они предназначены Богом, чтобы через наше приобщение к ним Он сделал для нас более понятными обетования Евангелия, и положил Свои знак и печать на это обетование. И вот какое Божье евангельское обетование: простить нам наши грехи и дать нам вечную жизнь одной лишь благодатью благодаря единой жертве Христа, которая совершена на кресте.
В. 83 Что такое ключи Царства Небесного?
О. Проповедование святого Евангелия и христианская дисциплина для покаяния. И проповедь, и церковная дисциплина открывают Царство Небесное для верующих и закрывают его для неверующих.
Вестминстерский Краткий катехизис
В. 89 Каким образом Слово становится действенным ко спасению?
О. Дух Божий делает чтение и особенно проповедь Слова действенным средством убеждения и обращения грешников, а также средством назидания их в святости и утешении чрез веру ко спасению.
В. 92 Что такое таинство?
О. Таинство — это святое установление, данное Христом, в котором, посредством видимых знаков, Христос и блага нового завета представляются, запечатлеваются и прилагаются к верующим.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ
Проповедь – официальное провозглашение Слова Божьего служителем, который отделен или поставлен с этой особой целью.
Таинства – Святое Крещение и Вечеря Господня, заветные знаки и печати благодати Христовой к нам.
Святое Крещение – таинство, в котором вода служит как знак и печать Божьего завета по отношению к верующим и их детям, особенным образом указывая на их вхождение в завет благодати.
Вечеря Господня – таинство, где хлеб и вино, служащие знаком и печатью Божьего завета, укрепляют нашу веру в Божьи обетования.
Церковная дисциплина – церковный процесс предостережения нераскаявшихся относительно их греха и удаления этих людей из Божьего Царства, если покаяния не происходит.
Комментарии: