31.03.2014
Скачать в других форматах:

Рональд Л. Шойерз

Живая церковь Христова: путешествие от начала и до конца

УРОК 11. Церковь нуждается в реформах

ПОСТЕПЕННЫЙ ПОВОРОТ

Временами путешествие было трудным для Церкви. В ранней церкви некоторых верующих  преследовали и подвергали мучениям за их веру. Из предыдущего урока мы узнали, что многие церкви Северной Африки, Сирии и других стран были разрушены исламом. Однако наступление ислама в Европе было окончательно остановлено во время важной битвы при Туре.

Мы можем предположить, что для Церкви было бы лучше, если бы странствие проходило без трудностей. Это не так. Так же, как наши мышцы становятся слабыми при отсутствии достаточной физической нагрузки, так и вера церкви становится слабой, если ее путешествие слишком спокойное. Одной из причин, почему церковь была легко сломлена вторжением мусульман, было то, что церковь стала слабой и грешной.

Внутри церкви начался упадок. Апостол Павел предостерегал церковь в Ефесе о нападках изнутри (Деяния 20:25-31). Он говорил, что внутри церкви восстанут люди, которые будут искажать истину, чтобы увести учеников от Христа. Церковь должна постоянно быть настороже. Внутренние нападки временами распознать труднее, чем те, которые приходят извне. Также и разложение трудно определить, поскольку оно приходит очень постепенно.

Рассматривая тщательнее этот период путешествия церкви, мы видим, как сатана пытался уничтожить ее изнутри. Очень последовательно церковь все дальше уходила от воли Христовой. Церковь осуществила множество незначительных отклонений или перемен во время своего путешествия, которые увели ее от Христа. Поэтому церковь нуждалась в переменах, она нуждалась в реформе. Она нуждалась в том, чтобы возвратиться к Христу и Его Слову.

 

ЦЕРКОВЬ СТАНОВИТСЯ БОГАТОЙ

Одна из перемен, принесших церкви вред – это ее богатство. Когда мы становимся слишком богатыми, мы подвергаемся искушению полагаться на наше богатство более чем на Господа. Это истинно во все времена.

Библия предостерегает нас об опасности богатства. Первое Послание к Тимофею 6:10 говорит: «ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям». Нет ничего плохого в том, чтобы Божий народ был богатым. Временами Бог дает Своей церкви большое богатство: богатство для использования в распространении Благой вести о Христе. Однако опасность наступает тогда, когда церковь начинает проявлять привязанность к богатству. Церковь Средних Веков зачастую проявляла привязанность к богатству.

Богатство Церкви увеличивалось вместе с ее властью. Пипин III отдал церкви во владение большие территории Италии. Церковь собирала подати с большей части Европы. Короли платили ей ежегодную пошлину. Папа, архиепископы и епископы становились все более и более состоятельными.

Некоторые полагали, что  должность епископа – это  простой способ зарабатывать на жизнь. Поэтому люди, которые не были призваны к проповеди и преподаванию Божьего Слова, получали должность епископа при помощи своих влиятельных друзей. Некоторые покупали и продавали эти должности. Такая практика называется «симонией». Люди начали пренебрегать церковью из-за этого греха.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

1.      Определите, верно или неверно каждое из утверждений.

а. Греховные перемены в церкви всегда происходят неожиданно.

б. Нападки на церковь всегда приходят извне.

в. Церковь становится крепче, потому что ее вера испытана.

г. Одна из причин, почему большая часть церкви сдалась перед исламом, заключается в том, что церковь стала слабой и грешной.

 

2.         Что Библия имеет в виду, когда говорит, что «сребролюбие есть корень всех видов греха»?

 

3.         Каким образом церковь стала состоятельной?

 

ЦЕРКОВЬ ВОВЛЕКАЕТСЯ В ПОЛИТИКУ

Существует еще одна причина того, что Церковь Средних Веков нуждалась в реформе. Она постоянно стремилась получить и удержать политическую власть. Церковь забыла о своем духовном призвании, а вместо этого хотела перенять задачи государства. Однако Бог не наделял церковь политической властью, поэтому церковь и государство должны быть отделены друг от друга. Как только Константин принял христианскую веру, он начал продолжительную работу по объединению церкви и государства.

Существовало, по меньшей мере, две причины, по которым церковь добивалась политической власти. Во-первых, после падения Римской империи в Европе больше не было сильной централизованной власти. Церковь взяла эту роль на себя, когда государство перестало справляться с этой задачей. Во-вторых, некоторые церковники желали иметь больше власти над королями и правителями. Церковь обрела такую власть, убедив правителей в том, что они лишатся Небес, если не будут слушаться папу. Как мы позже увидим, великие короли и народы были поставлены на колени перед папой. Он и его священники отказывали в Вечере Господней тем правителям, которые им не повиновались. Новая попытка обрести политическую власть отвлекла внимание церкви от той задачи, которую возложил на нее Христос.

Возможно, борьба между папой Григорием VII и королем Германии Генрихом IV даст нам лучшую иллюстрацию борьбы за власть между церковью и государством. Григорий VII, ставший папой в 1073 году, знал, что многие люди в Германии платили своим правителям, чтобы те назначили их епископами. Назначенные таким образом на эту должность, не всегда соответствовали ей. Однако папа полагал, что право назначать руководителей церкви принадлежит ему и тем, кто с ним соглашается. Он хотел, чтобы всякий почитал его как единственного главу церкви. Пока правители и короли назначали людей на церковные должности, они могли ожидать, что получившие назначение будут, по всей вероятности, повиноваться своим правителям. Если папа сможет отнять у них это право, власть правителей станет слабеть. Если папа сможет назначать епископов, он будет иметь власть и над правителями. Как правители, так и папа видели, насколько для них это было важно. Папа не мог бы изменить церковь, если бы не имел власти назначать руководителей церкви. Правитель мог утратить свою корону, если бы его не поддерживали те, кого он назначал.

Папа Григорий VII уведомил короля Генриха IV, что король не может более назначать своих людей на церковные должности. Однако Генрих проигнорировал распоряжение папы, назначив трех своих епископов. Григорий VII потребовал, чтобы король покаялся, или же он будет наказан. Вместо того чтобы подчиниться, король написал папе, что папой должен быть кто-то другой – тот, кто не применяет насилия и не учит лжи.

Что же должен был сделать папа? Григорий изгнал короля из церкви через отлучение. Он объявил всему народу в королевстве, что они не должны более подчиняться королю. Многие в Германии не любили своего короля, потому что он был деспотичным правителем. Германские дворяне провели собрание. Они решили, что Генриху следует в течение года либо извиниться перед папой, либо отречься от престола.

 

(иллюстрация Каноссы)

 

Что же  делать королю? В зимний холод, 25 января 1077 г., король Генрих IV босыми ногами взобрался на холм, где располагался замок Каносса, в котором находился папа, и постучал в дверь. Он был одет в грубую шерстяную одежду, демонстрируя свою печаль. Он пришел просить у папы прощения. В течение почти трех дней Генрих IV стоял на холоде и ожидал, пока папа откроет ворота. Только тогда папа позволил королю поцеловать ему ноги и просить о прощении. Так Григорий восстановил короля и ввел его вновь в лоно церкви.

Действительно ли папа держал Генриха на снегу только для того, чтобы его унизить? Нет. Папа боролся с самим собой. Он не знал, что ему делать с Генрихом. Он должен был простить короля, если тот раскаялся. Того требовали правила церкви. Но это означало вернуть обратно королю его королевство. Унизившись перед папой, Генрих вернул свою власть. Король выиграл этот этап битвы.

Драма, происходившая между Григорием и Генрихом, не закончилась борьбой за власть. Церковь достигла своего наибольшего могущества во время правления Папы Иннокентия III (1198–1216 гг.). Иннокентий писал: «Господь дал Петру править не только над вселенской Церковью, но и над всем миром». Он говорил: «Ни один король не в состоянии править справедливо до тех пор, пока он не станет искренне служить наместнику Христа». Наместника и Петра он упомянул для того, чтобы сослаться на папу. В 1208 году король Англии Иоанн осмелился ослушаться папу. Но уже к 1213 году король пожалел о том, что сделал. В тот год король Иоанн подарил свою корону представителю папы, который обладал ею в течение пяти дней, чтобы продемонстрировать власть папы над королем. Иоанн писал папе: «Мы предоставляем Богу, нашей матери Святой Римской Церкви и нашему Господину Иннокентию... наше королевство Англии и Ирландии со всеми правами и колониями, для того чтобы принять их вновь как вассалы Бога и Римской церкви». Повинуясь папе, король пообещал платить огромные суммы денег из королевской казны. Борьба за земную власть продолжалась сотни лет.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

4.         Назовите две причины, почему церковь завладела политической властью.

а.

б.

 

5.         Кто добивался права, или власти, назначать епископов в церкви?

 

6.         Правомерно ли для церкви обладать политической властью? Почему «да», или почему «нет»?

 

ЦЕРКОВЬ СТАНОВИТСЯ ГРЕШНОЙ В СВОЕМ УЧЕНИИ И ОБЫЧАЯХ

Церковь постепенно становилась грешной в своем учении и обычаях. Папа Иннокентий продемонстрировал как огромную власть, приобретенную церковью, так и ее неверность Божьему Слову. Иннокентий претендовал на то, чтобы быть «наместником Христа», заместителем Христа на земле. Он сказал, что папа есть «посредник между Богом и человеком – ниже Бога, но выше человека». Однако Библия не дает никакому служителю церкви таких полномочий. Писание говорит: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1-е Тимофею 2:5). Тем не менее, папа претендовал на то, чтобы говорить здесь на земле от имени Бога. Когда он говорил как глава церкви, он утверждал, что его речь не содержит заблуждения. Заметим, что свое слово он представлял более значимым, нежели Слово Божье.

Людям было объявлено, что они могут в молитве обращаться к Марии и святым за помощью. Римо-католическая церковь определяла святых как исключительных, святых людей, которые уже умерли. Святые могли оказывать помощь тем, кто еще был жив. Как предполагалось, они слышали и отвечали на молитвы людей на земле. Однако Библия учит, что святые – это обычные люди, подобные вам и мне. Людей в церкви поощряли к тому, чтобы они служили Богу посредством статуй Марии и других святых. Это также противоречит Божьему Слову, поскольку Писание учит, что нам не следует поклоняться Богу каким-либо иным способом, кроме того, который заповедан нам в Его Слове (см. Гейдельбергский катехизис, В/О 96).

В 1215 году Четвертый Латеранский собор утвердил учение церкви о Вечере Господней под названием «транссубстанциация». Церковь утверждала, что хлеб и вино во время Вечери Господней превращаются в реальное тело и кровь Иисуса. Священники проповедовали, что они могут взять обычный хлеб и вино и преобразить их в плоть и кровь Христа. Римская церковь учила, что человек может быть спасен только посредством принятия Мессы, которая названа единением. Поэтому, если священник отказывал кому-либо в отправлении Мессы, то такой человек был отвергаем Самим Христом. С помощью таких греховных учений церковь имела огромную власть над народом. Если кто-либо не соглашался с церковью, он подвергал опасности свою душу. Месса стала центром поклонения, в то время как библейская проповедь была в пренебрежении.

Церковь также учила, что люди должны понести часть наказания за свои грехи. Люди исповедуют свои грехи перед священником. Священник сообщает, что им необходимо сделать, чтобы выразить свое сожаление о грехе. Они могли заплатить взнос, произнести некоторые молитвы, выполнить какую-то задачу или сделать что-либо доброе для бедных. Также они могли купить индульгенции, удостоверяющие их освобождение от наказания. Это было похоже на уплату штрафа. Человек мог купить индульгенцию как для себя, так и для кого-либо еще. Еще церковь учила, что верующие после смерти не идут прямо на небеса. Вначале они попадают в чистилище, место очищения, где страдают за свои грехи. Семья умершего способна сократить время его пребывания в чистилище, если купит индульгенции или будет совершать за него молитвы. Во всех этих учениях церковь отступала от Библии.

Четвертый Латеранский собор одобрил также ряд других постановлений. Например, он наделил государство властью наказывать всякого, кто не верит тому, чему учит церковь, и изымать его имущество. На этом соборе также было решено, что короли и правители не могут более назначать епископов в своих владениях. Собор постановил, что иудеи обязаны носить специальные опознавательные знаки или одежду для самоидентификации. Никакому христианину не позволялось вести бизнес с иудеем. Никакой иудей не мог занимать государственную должность или иметь власть над христианином. Такие умонастроения преобладали в большинстве церквей вплоть до времен Реформации.

 

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Папа Григорий VII  – папа, обладавший огромной политической властью над правителями Европы. Что касается церкви, то он получил особую власть назначать на должность епископов.

Король Генрих IV – правитель Германии, который воспротивился папе. Позднее, в январе 1077 года, он стоял на холоде в снегу в ожидании того, чтобы попросить прощения у папы для возвращения своего королевства.

Отлучение – церковный метод выведения человека из членства и лишения благорасположения церкви.

Четвертый Латеранский собор – церковный собор, проходивший в 1215 году, который утвердил церковное учение о транссубстанциации, о власти назначать епископов и о положении иудеев в Священной Римской империи.

ДВИЖЕНИЕ ПЕРЕМЕН В ЦЕРКВИ

Нам не следует думать, что всякий, кто принадлежал к церкви, был полностью испорчен. Многие простые люди видели грех церкви. Люди очень желали и искали способы, как изменить греховный путь церкви. Например, Питер Вальдо и его последователи вальденсы путешествовали группами по двое, читая и проповедуя Новый Завет простому народу. У них не было собственности, они носили шерстяную одежду и ходили босиком. Архиепископ Лионский приказал им прекратить обучение народа, и когда, не послушавшись, они продолжали проповедовать, их отлучили от церкви. Некоторые из них были преданы смерти, поскольку папа не одобрял их деятельность.

Были также и другие движения внутри церкви, направленные на перемены. Доминиканцы (монахи католического ордена, основанного в  XIII веке испанским монахом Домиником, – прим. ред.) путешествовали по округам как проповедники, прося подаяние на пропитание и одежду. Поскольку некоторые люди оставляли церковь, доминиканцы пытались вернуть их в лоно церкви. Некоторые доминиканцы были чрезвычайно образованными людьми. Фома Аквинский, пожалуй, крупнейший мыслитель своего времени, был доминиканцем. Многие доминиканцы стали профессорами европейских университетов.

Франциск Ассизский был богатым торговцем, который отказался от своего богатства в возрасте двадцати лет и основал движение под названием «францисканское движение». Он также проповедовал простому народу. Его последователям не разрешалось получать жалование. Они тяжело работали своими руками и раздавали плоды своего труда бедным.

Эти движения привлекли внимание к церковной нужде – изменить ее образ жизни и учение. Однако,  для того чтобы Церковь была верной Божьему Слову, требовались более важные перемены.

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

1 Тимофею 6:10

«...ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям».

 

Бельгийское исповедание веры, статья 31

«Что касается Служителей Слова, то какую бы должность они не занимали, они имеют равную власть и силу, ибо все суть Служители Иисуса Христа242, единственного вселенского Епископа и Главы Церкви».

 

Бельгийское исповедание веры, статья 29

«Признаки, по которым узнаются истинная Церковь, суть следующие: проповедуется ли в оной чистая евангельская доктрина; утверждает ли она правильное преподание Таинств – согласно Христову установлению; употребляется ли дисциплина церковная для наказания греха...».

 

Вестминстерское исповедание веры, XXV, 4

«В разные времена вселенская Церковь была видимой то в большей, то в меньшей степени. Отдельные церкви, входящие во вселенскую Церковь, бывают более или менее чистыми; это зависит от того, сохраняют ли они Евангельское учение в чистоте и насколько чисто они проповедуют его, совершают таинства и богослужения».

 

Вестминстерское исповедание веры, XXV, 6

«У Церкви нет другого Главы, кроме Господа Иисуса Христа.  Ни Папа Римский, ни какой-либо другой священнослужитель или церковный орган никоим образом не могут быть ее главой».

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

7.        Папа провозгласил себя «посредником между Богом и человеком». В чем чрезвычайная опасность такого учения?

 

8.         Обведите букву перед фразой, верно завершающей предложение.

«Транссубстанциация» означает, что:

а. хлеб становится вином, а вино – хлебом.

б. хлеб является символом Тела Христова, а вино – символом Его Крови.

в. Господь никогда не давал нам хлеб и вино для Своей Вечери.

г. хлеб и вино становятся, либо превращаются, в тело и кровь Христа.

 

9.         Приведите в соответствие следующие утверждения:

 

а. ___ иудеи

1. Другое название Вечери Господней

б. ___ король Генрих IV

2. Титул папы

в. ___ Четвертый Латеранский собор

3. Ходил в Каноссу целовать папе римскому ноги

г.  ___ король Англии Иоанн

4. Не могли брать денег в качестве жалования

д. ___ вальденсы

5. Были нищими бродягами, обученными проповедниками и профессорами университетов

е. ___ папа Григорий VII

6. Вручил свою корону помощнику папы, который хранил ее в течение пяти дней

ж.___ францисканцы

7.  Положение человека вне церковного членства

з. ___ наместник Христа

8. Имел большую власть в противостоянии с королем Германии в 1077 году

и. ___ Месса

9. Объявил, что короли не могут более назначать епископов в своих владениях

к. ___ доминиканцы

10. От них требовалось носить знаки различия или особую одежду для самоидентификации

л. ___ отлучение

11. Последователи Питера Вальдо

м.___ папа Иннокентий III

12. Называл себя «посредником между Богом и человеком»

 

 

 


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.