Рональд Л. Шойерз
Живая церковь Христова: путешествие от начала и до конца
УРОК 15. Реформация добивается успеха
ПАМЯТНИК РЕФОРМАЦИИ
Нам необходимо сделать остановку, чтобы увидеть этот памятник! В своем путешествии по следам церкви мы прибываем в Женеву, Швейцария. Это веха, стоящая на пути, которую мы не хотим пропустить. Это – международный памятник Реформации, воздвигнутый в 1909 году в честь празднования 400-летней годовщины со дня рождения Жана Кальвина. Когда мы взглянем на эту огромную стену, прославляющую Женевскую Реформацию, мы увидим стоящего на центральном месте Кальвина вместе с Фарелем, Безой и Ноксом. Большая латинская надпись на красивом камне выражает саму суть протестантской Реформации. Здесь написано: «Post Tenebras Lux» или «После тьмы – свет». Славное сияние Божьего Слова исходит от реформаторов для просвещения мира в противоположность мраку Средневековья и лжеучениям Римской церкви.
(фото мемориала Реформации)
Нам необходимо помнить, что некоторые влиятельные реформаторы приходили прежде Кальвина. Лютер был отважным лидером, чьи смелые труды положили начало Реформации. Он дал жизненное руководство, чтобы сдвинуть Реформацию с места, особенно в Германии. Еще одним служителем Божьим был Цвингли, который содействовал распространению Реформации. Его деятельность проходила в Цюрихе и других частях Швейцарии. Из-за того, что в возрасте 47 лет Цвингли был убит, он не внес столь значительного вклада в Реформацию, как это сделали Лютер и Кальвин. Эти и другие мужи выступили как смелые лидеры. Они призвали церковь возвратиться к чистоте и к основам учения Писания.
То, что начали Лютер и Цвингли, было продолжено Кальвином. Кальвин занимает центральное место в истории как один из великих реформаторов. Когда Бог могущественно использовал его дары руководства, Реформация вступила в период расцвета, развития и преуспевания.
В результате Реформации произошло отделение от Римской церкви. Любое разделение в Церкви Христовой является трагедией, поскольку Христос желает, чтобы его Церковь была едина (Иоанна 17:23). Тем не менее, намного важнее оставаться верным Писанию, нежели быть единым с организацией, которая более не проявляет три признака истинной Церкви.
ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
Колоссянам: 3:17
«И все, что вы делаете, словом или делом, все [делайте] во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца».
Гейдельбергский Катехизис
В. 34 Почему вы называете Его Господом нашим?
О. Потому что Он искупил нас, тела и души наши, от всех наших грехов. Ни золотом или серебром заплатил Он, но драгоценной Кровью Своею. Он избавил нас от власти дьявола и взял в удел Свой.
В. 123 В чем наше второе прошение?
О. Да придет Царствие Твое. Это значит: так правь нами Словом и Духом Твоим, чтобы мы могли более предаваться Тебе, сохрани и взрасти Церковь Твою; разрушь деля дьявола и всякую власть, восстающую против Тебя, и все злые помыслы против Твоего Святого Слова; до тех пор, пока не наступит полнота Царствия Твоего, в котором Ты будешь все во всем.
Вестминстерское исповедание веры, III, 1
«Бог по Своему в высшей степени мудрому и святому произволению свободно и непреложно предопределил все, что должно произойти».
Вестминстерский Краткий катехизис
В. 102 О чём мы молим во втором прошении?
О. Во втором прошении (которое есть — Да приидет Царствие Твоё1) мы молим, чтобы Царство сатаны было разрушено и приблизилось Царство благодати, чтобы мы и другие были приведены в него и пребывали в нём, и чтобы поскорее наступило Царство славы.
РАННИЕ ГОДЫ КАЛЬВИНА
Жан Кальвин родился 10 июля 1509 года в Нойоне, небольшом городке в шестидесяти милях к северу от Парижа, Франция. Поскольку его мать умерла, когда он был еще совсем ребенком, его воспитывала дворянская семья, жившая по соседству. Будучи молодым человеком, он обладал благородными манерами, которым он, вне сомнений, научился в аристократической семье. Отец Кальвина служил как на государственной службе, так и секретарем епископа Нойона. В те дни было обычным делом, когда юношу назначали на церковную должность, даже несмотря на то, что он еще не имел квалификации для нее. Часть церковного жалования он отдавал взрослому священнику, чтобы тот выполнял за него работу. Скорее всего, из-за того, что его отец работал со священником, Кальвин был назначен на такую должность, когда ему было только одиннадцать. Таким образом, он имел достаточно денег, чтобы получить очень хорошее образование.
(иллюстрация Кальвина)
Когда Кальвину было только четырнадцать лет, он отправился на учебу в Парижский университет. Там он развил не только ясный стиль латинского письма, но также и приобрел отточенные навыки логичных аргументов. Позднее люди не всегда соглашались с тем, что он писал. Однако они понимали, что он хотел сказать. В возрасте девятнадцати лет он получил степень магистра искусств. Некоторое незначительное время он изучал закон в Орлеанском университете. Когда в 1531 году умер его отец, он вернулся в Париж с намерением продолжить студенческую жизнь. Мы не знаем всех подробностей, но это был тот период, когда он обратился ко Христу.
Вскоре после своего обращения Кальвин претерпел преследования. По-видимому, осенью 1533 года Кальвин помогал своему другу Николасу Копу написать речь. Эта речь во многом походила на протестантское обращение. Некоторые люди считали, что его написал Кальвин. Поскольку речь взволновала римо-католический университет, руководителем которого был Коп, и Кальвина, и Копа стали преследовать. Кальвин был вынужден бежать из Франции. Он чудом ускользнул через заднее окно, в то время как его друзья разговаривали с властями, пришедшими его арестовывать. Вспыхнуло гонение против протестантов, многие были убиты, включая родного брата Кальвина.
Кальвин бежал за границу в Швейцарию и направился в Базель. В течение двух лет он учился и писал. В 1536 году в возрасте двадцати шести лет он опубликовал свой знаменитый труд «Наставления в христианской вере». Эта книга более чем какая-либо другая систематизировано и доступно объясняет учения Реформации. Несколько раз Кальвин перерабатывал «Наставления…». Вскоре уже многие люди читали эту книгу, и она стала мощным инструментом для обучения прихожан библейской истине. Почти в одночасье Кальвин стал знаменитым.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
1. Что является более важным - чтобы все христиане принадлежали к единой церковной организации, или чтобы мы принадлежали церкви, которая верна Божьему Слову?
2. Почему Кальвин был вынужден бежать из Франции?
3. Как «Наставления в христианской вере» Кальвина содействовали Реформации?
КАЛЬВИН ПРИБЫВАЕТ В ЖЕНЕВУ
Летом того же 1536 года Кальвин принимает решение ехать в Страсбург, чтобы продолжить скромную жизнь ученого. Этот свободный город, расположенный во Франции вблизи германской границы, был охвачен протестантской Реформацией. Однако Бог имел иной план для Своего служителя. Он использовал перекрытую дорогу, чтобы изменить направление жизни Кальвина. Война между Францией и Испанией закрыла ему прямой путь в Страсбург. Поэтому Кальвин поехал другой дорогой, которая вела через Женеву, Швейцария. Он намеревался остановиться там только на одну ночь.
Французский проповедник Гильом Фарель начал работу по реформированию Женевы. Ко времени прибытия Кальвина Реформация уже овладела городом, и он начинал меняться. Месса была объявлена вне закона, монахи и монахини распущены по домам, а церковный совет проголосовал за то, чтобы сделать протестантизм официальной религией. Теперь Фарель нуждался в помощи для организации и завершения работы по реформированию Женевы.
Каким-то образом Фарель услышал, что в городе появился Кальвин. Конечно же, Кальвин не ожидал посетителей, поскольку и не предполагал, что кто-либо в Женеве даже знает о нем. Тем не менее, его известность распространилась благодаря его Наставлениям. Поэтому, когда Фарель поспешил встретиться с Кальвином в гостинице, где он остановился, Кальвин был весьма удивлен его появлением. Фарель объяснил Кальвину, что нуждается в его помощи в Женеве, но молодой человек настаивал на том, что не намерен принимать ни малейшего участия в этих делах. Кальвин хотел только лишь учиться и писать. Однако Фарель так просто не отступал. Будучи вспыльчивым немолодым человеком, Фарель обрушился на него и пригрозил: «Пусть Бог проклянет твое обучение, если сейчас, во время нужды, ты отказываешься оказать помощь Его Церкви». Это наполнило Кальвина ужасом. Позднее, в своих комментариях на Псалмы, он напишет: «... я почувствовал, как будто Бог с небес возложил на меня Свою могущественную руку, чтобы задержать меня». Кальвин остался там почти на всю оставшуюся жизнь.
ЖИЗНЬ КАЛЬВИНА В ЖЕНЕВЕ
В течение почти двух лет Кальвин и Фарель трудились над упрочением Реформации в Женеве. Особенно они добивались, чтобы церковь стала свободной от контроля Женевских городских властей. Это означало, что церковь сможет применять дисциплину по отношению к своим членам согласно Библии без разрешения городского совета. Кальвин просил о принятии катехизиса, который он написал, и чтобы все граждане Женевы согласились с реформатским вероисповеданием. Однако городской совет хотел сохранить контроль над реформатским движением в городе. Совет хотел контролировать церковь. И когда он распорядился, чтобы Фарель и Кальвин прекратили проповедовать, они отказались. Поэтому совет приказал им покинуть город в апреле 1538 года.
Кальвин оставил Женеву и наслаждался тремя счастливыми годами мира в Страсбурге, Германия (не тот Страсбург, который во Франции). Все эти годы он был очень занятым. Он стал пастором реформатских беженцев из Франции, которых называли гугенотами. Он преподавал в Страсбургской академии и имел время для обучения и писательства. Он пересмотрел Наставления. За это время он женился на Иделетте ван Бур, вдове из Нидерландов. Большую часть их недолгой семейной жизни (1541–1549 гг.) Иделетта была больна. Ни один из их детей долго не прожил. Когда его жена умерла, Кальвин был убит горем. Он больше не женился.
Реформатор не был намерен завершить свое мирное пребывание в Страсбурге. Но Бог вновь имел для него другой замысел. В Женеве царили беспорядки. В отчаянии городские власти попросили его вернуться. Множество народа вновь приветствовали его с великой радостью 13 сентября 1541 года. Иногда ему противодействовали, но иной раз его идеи были восприняты. Была упорная борьба, но в конце концов население Женевы повиновалось Писанию в своем мышлении и в жизни. Кальвин не правил городом, как некоторые себе это представляют. Политическая власть находилась в руках городского совета, в то время как старейшины управляли церковью. Город был изменен благодаря проповеди Слова Божьего, а не политической силе.
На что же была похожа реформатская Женева? Это был город, который заботился о тысячах беженцев, стекавшихся сюда из многих европейских стран, где их преследовали. Здесь даже была больница, где заботились о больных. Там также была и школа, где обучались дети. Город развивал систему канализаций, исходя из соображения чистоты и здоровья. Кальвин учил, что церковь и государство должны трудиться совместно ради созидания справедливого общества, которое справедливо обращается со своими гражданами. Более чем в любой другой период своей истории, Женева оставалась городом праведности. Она стояла как сияющий пример библейской истины о том, что Божий народ должен во всем повиноваться правлению Христа.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
4. Каким образом Фарель убедил Кальвина остаться в Женеве?
5. Почему Фарель и Кальвин были изгнаны из Женевы?
6. Кто такие гугеноты?
7. Приведите две причины того, почему Кальвин наслаждался своим пребыванием в Страсбурге:
а.
б.
8. На что стала похожа Женева после приезда Кальвина и осуществления перемен?
КАЛЬВИН И ЛЮТЕР
Кальвин и Лютер никогда не встречались. Однако по многим учениям они соглашались. Оба были согласны с тем, что только Библия является для церкви образцом, и что каждый, не только духовенство, обязан ее изучать. Оба верили в то, что мы спасены одной лишь верой только во Христе.
По некоторым другим учениям они согласны не были.
1. Лютер учил, что во время богослужения нам позволяется делать все что угодно, кроме того, что Бог запрещает. Кальвин же верил, что во время богослужения нам позволяется делать только то, что ясно заповедано Богом.
2. В то время как Лютер верил, что государству надлежит иметь некоторую власть над церковью, Кальвин настаивал, что государство власти над церковью не имеет.
3. Лютер учил, что Христос физически присутствует во время Вечери Господней, как мы знаем из урока 14. Кальвин учил, что тело Христа физически не присутствует на Вечере. Он присутствует духовно, потому что Дух Святой соединяет нас со Христом в истинном единстве и общении.
4. Кальвин подчеркивал Божий суверенитет в жизни христиан более, чем Лютер. Это означает, что нам необходимо покориться правлению Христа во всем, что бы мы ни делали. Кальвин показал, что Божий народ обязан смириться перед Христом как Господом и Правителем не только в церкви, но также и дома, в школе и правительстве.
Несмотря на эти различия, Бог использовал каждого из этих великих мужей, чтобы изменить церковь.
ПРОДОЛЖАЮЩЕЕСЯ ВЛИЯНИЕ КАЛЬВИНА
Большую часть своей жизни Кальвин тяжело страдал от болей и от болезни. Истощенный многими своими трудами, он умер 27 мая 1564 года в возрасте 54 лет. Бог широко использовал его для Своего труда. Он написал «Наставления» и комментарии почти на все книги Библии. Он писал множество писем как королям, так и скромным рабочим. Почти ежедневно всю неделю Кальвин проповедовал и учил. Люди приезжали в Женеву со всей Европы для обучения в его университете. Женева стала городом-моделью Европы для всякого, кто хотел жить христианской жизнью в подчинении правлению Иисуса Христа. Влияние Кальвина было поистине международным. По благодати Божьей прекрасный цвет расцвел в Женеве и во всем мире.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
9. В чем взгляды Лютера и Кальвина отличались:
а. относительно богослужения
Лютер:
Кальвин:
б. относительно власти государства над церковью
Лютер:
Кальвин:
в. относительно присутствия Христа во время Вечери Господней
Лютер:
Кальвин:
10. Кальвин подчеркивал, что мы обязаны покориться Христу во всем. Какие отличительные признаки производит эта истина в вашей жизни?
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ
Жан Кальвин (1509–1564 гг.) – французский реформатор, которого Бог использовал, чтобы преобразовать Женеву и по-библейски организовать церковь и ее доктрины.
Гильом Фарель – французский проповедник, начавший работу по реформированию Женевы и убедивший Кальвина помочь ему в этом.
«Наставления в христианской вере» – книга Кальвина, которая тщательно разъясняет учение Реформации структурированным и доступным способом.
Суверенитет Божий – тема работы Кальвина, которая привел его к точному пониманию как нашего спасения в Боге, так и нашего отклика благодарности.
ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ ВЗГЛЯДА О ВЕЧЕРЕ ГОСПОДНЕЙ
Здесь вставить таблицу.
Этот материал еще не обсуждался.