Рональд Л. Шойерз
Живая церковь Христова: путешествие от начала и до конца
УРОК 17. Католическая Реформация?
ЖЕЛАННАЯ РЕФОРМА
Мы уже узнали о том, что в Римской церкви была большая потребность в переменах. Церковь стала богатой. Часто она была более заинтересована в земной и политической власти, чем в проповеди и наставлении в Слове Божьем. В церковь проникло множество лжеучений и порочных практик. Протестантские реформаторы требовали от церкви, дабы та изменила свое учение и традиции. Поскольку Римская церковь отвергла требования реформаторов, Реформация образовала новые церкви, которые были всецело преобразованы согласно Божьему Слову.
Нам не следует полагать, что только лишь протестанты стремились к реформам в римо-католической церкви. Многие, оставшиеся в Римской церкви, также понимали необходимость перемен. Их привело в замешательство то, что произошла Протестантская Реформация. Из 12-го урока мы узнали о «Вавилонском пленении папы». На протяжении этого времени папа находился под пятой французского правительства. Церковь была под контролем государства. В то же самое время папы утопали в роскоши и грехах. Вне всякого сомнения, истинные христиане были смущены таким грехом и унизительным положением. Позднее три человека в одно и то же самое время объявили себя папами. Каждый из пап утверждал, что его послание для церкви является безошибочным. Претендуя на то, что они говорят от имени Бога, они отлучили друг друга от церкви. Каждый утверждал, что он прав, а другие неправы. Тем не менее, неправыми были все трое. Все это, наряду с множеством других злоупотреблений, приводило в замешательство всех тех, кто любил Римскую церковь. Теперь вы видите, почему многие в Римской церкви добивались реформ.
Люди пытались изменить церковь несколькими способами. Были созваны Церковные соборы, чтобы осуществить реформы, однако они глубоко разочаровали тех, кто к этим реформам стремился. На самом деле соборы не производили серьезных изменений. Такие группы, как «Братья общей жизни», пытались изменить церковь путем обучения простых людей. Гус, Савонарола и другие призывали к реформам, однако и сами были казнены через сожжение на костре. Один из пап, Адриан VI (1522–1523 гг.), обнаружил, насколько глубоко порочной была церковь. Он искренне стремился совершать реформы. Однако вследствие сопротивления других церковных руководителей он не был весьма успешным. Находясь под сильным давлением, он умер, не пробыв на папском престоле и двух лет. В Римской церкви процветал грех, а протестантская Реформация распространялась еще больше.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
1. Перечислите четыре причины, почему прихожане римо-католической церкви добивались перемен в церкви:
а.
б.
в.
г.
2. Назовите две причины, почему в Римской церкви перемены не происходили:
а.
б.
ПОЯВЛЯЕТСЯ «РЕФОРМАТОР»
Один человек внес некоторые изменения в Римскую церковь. Его реформы отличались от тех, которые совершались протестантами. Это были лишь внешние изменения. Они не привели Римскую церковь от лжеучений к истине.
Игнатий Лойола был испанским солдатом. В 1521 году в бою он был ранен в ногу пушечным ядром. Оправляясь от этой раны, он читал книгу о жизни святых и об их посвященности церкви. Лойола вместе с шестью своими друзьями решил создать особую группу, которая посвятит себя жизни в скудости, целомудрии и послушании папе. Эта группа называлась «общество Иисуса» или «иезуиты». Они приняли решение делать всё, что в их силах, чтобы содействовать и расширять римо-католическую церковь.
Один из видов деятельности иезуитов, направленный на расширение церкви, была миссионерская работа. Иезуиты стали большой миссионерской силой Римской церкви. Франциск Ксавьер, иезуит, проповедовал в таких отдаленных странах, как Индия и Япония. К 1556 году, когда Лойола уже умер, иезуиты проповедовали почти во всех европейских народах и во многих других странах по всему миру. Мы можем восхищаться миссионерскими усилиями и попытками иезуитов реформировать церковь от ее греховного способа жизни. Тем не менее, они приняли ложное учение о церкви. Это ложное учение было неугодным Богу. Необходима была куда более масштабная реформа, ведущая к истине Божьего Слова.
ТРИДЕНТСКИЙ СОБОР
Во время правления папы Павла III в церкви вновь были предприняты попытки измениться. В 1545 году папа Павел III созвал общий собор, который был проведен в Триденте, городе на севере Италии. Тридентский собор, проводившийся тремя отдельными заседаниями с 1545 по 1563 гг., принял важнейшие решения для Римской церкви. Главным образом эти решения определяли официальное учение церкви в противоположность учениям Реформации. Решения собора оставались неизменными в течение, по меньшей мере, последующих четырехсот лет. Однако это внесло некоторые полезные изменения в жизнь церкви. К примеру, требовалось, чтобы священники учились в семинариях, а церковные руководители вели праведную жизнь.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
3. Кто такие «иезуиты»?
Какую помощь они оказали Римской церкви?
4. Почему Тридентский собор был так важен для католической церкви?
ТОЛЬКО БИБЛИЯ
Тридентский собор имел намерение противостоять протестантской Реформации. Например, собор выступил против протестантского взгляда на Священное Писание.
Научившись непосредственно из Священного Писания, реформаторы учили, что только Писание является окончательным авторитетом для Церкви. Реформаторы провозглашали Sola Scriptura, что означает «только Писание». Папы, соборы и предания церкви не имеют власти, если они расходятся с Библией. Библия достаточна. Нам не нужны другие авторитеты, которые бы указывали, чему учить и чему верить.
Противореча библейскому учению, Тридентский собор заявил, что Писания и церковные предания имеют равный авторитет. Их обязаны принять и почитать с равным благоговением. И только руководители Римской церкви могут толковать их. Тридентский собор не желал, чтобы простые люди читали Библию. Он отказал людям в возможности иметь Библию на своем родном языке. Разрешалось читать только латинскую Вульгату. Также и Мессу разрешалось служить только на латыни.
Реформаторы же добивались того, чтобы Библию читали и изучали все люди. Так, Лютер, Тиндейл, Кальвин и другие переводили Библию и писали о ней на языках, которыми пользовались простые люди.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
5. Почему реформаторы стремились к тому, чтобы Библия была переведена на языки, на которых говорят простые люди?
6. Почему реформаторы настаивали на учении под названием «Sola Scriptura»?
7. Почему неверно, чтобы церковь считала стандартом Библию плюс человеческие традиции?
ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
2-е Тимофею 3:16-17
«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен».
Бельгийское исповедание, статья 7
«Мы верим, что Святое Писание вполне содержит волю Божью; и всё то, во что человек должен верить, дабы спастись, достаточно изложено в оном... Нам не позволительно ставить наравне с Божественным Писанием любые человеческие писания, как бы ни были святы написавшие их».
Гейдельбергский катехизис
В.19. Откуда вы это знаете?
О. Из Святого Евангелия. Сначала Бог сам явил его в Раю. Потом возвестил через святых патриархов и пророков. Он изобразил Евангелие через жертвоприношения и другие обряды Закона и, наконец, исполнил его через единородного Своего Сына.
Вестминстерское исповедание веры, I, 10
«Дух Святой, говорящий в Писании, есть единственный высший Судия, к Которому должно обращаться за разрешением всех спорных вопросов, касающихся веры, Которым проверяются все постановления соборов, ... учения человеческие и личные откровения, и на Чей приговор мы должны всецело полагаться».
Вестминстерский Краткий катехизис
В.3 Чему главным образом учит Священное Писание?
О. Священное Писание учит преимущественно тому, во что должен верить человек по отношению к Богу, и какие обязанности возлагает на него Бог.
ОПРАВДАНЫ ТОЛЬКО ВО ХРИСТЕ ТОЛЬКО ВЕРОЙ
Как мы оправданы Богом? Каким образом мы становимся праведными перед Богом? Бог абсолютно свят, в то время как мы – грешные. По природе все мы имеем греховное досье перед Богом. Каким образом изменяется наше досье? Как мы можем стать чистыми, справедливыми и святыми в Божьих глазах?
Как вы помните, вопрос оправдания стал ключевым в реформатском противостоянии.
Протестантские реформаторы вернулись к Библии и обнаружили, что человек оправдывается только одним Христом и через одну лишь веру (sola fide). Эта истина, вновь открытая Лютером и другими реформатами, дала им великое утешение. Все протестантские реформаторы отрицали идею оправдания верой плюс наши добрые дела. Наши добрые дела не смогут помочь нам стать праведными перед Богом или соблюсти нас праведными перед Ним. Один лишь Христос (soli Christo) делает нас праведными перед Богом, а мы принимаем оправдание одной лишь верой. Добрые дела – это плод или результат того, что мы являемся праведными перед Богом.
Отвергнув эту библейскую истину, Тридентский собор предал анафеме всякого, кто верит, «что нечестивый оправдывается только верой». Собор объявил, что спасение требует от нас сотрудничества с Богом, чтобы получить благодать оправдания. Итак, Римская церковь настаивала на том, что Христос совершил одну часть, а мы совершаем другую часть в деле оправдания перед Богом. Собор объявил, что человек не может быть уверенным в своем спасении в этой жизни, поскольку никто не может знать точно, достаточно ли добрых дел он совершил, чтобы обрести благодать Божью.
Тридентский собор также провозгласил, что Божья спасительная благодать приходит только лишь через таинства, которые преподаются в римо-католической церкви. Он утверждал существование семи таинств. Собор объявил, что всякий, отвергающий какое-либо из этих семи таинств, будет предан анафеме. Наконец, собор утвердил учение о транссубстанциации.
НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ТРИДЕНТСКОГО СОБОРА
Ясно видно, что римо-католическая церковь не реформировала свое учение и доктрины. Жертва Мессы продолжала приноситься, папа продолжал править, а поклонение святым и исповедание грехов перед священником практиковалось и дальше. На самом деле Тридентский собор сделал разделение между протестантами и католиками необратимым. Собор предпринял два действия, которые показали, что различия между реформаторами и Римом не могут быть разрешены.
Первое, собор составил перечень книг, запрещенных к чтению для католиков. Этот перечень получил название индекс. В перечень входили книги реформаторов, которые были расценены как ложные и вредные для католиков. Церковь определяла, что можно, а что нельзя читать прихожанам. Этот индекс обновлялся вплоть до 1959 года.
Второе, для приведения в жизнь решений Тридентского собора использовалась инквизиция. Из нашего последнего урока мы узнали, что инквизиция подвергала наказанию всех тех, кто не соглашался с учением Римской церкви. Многие люди были заключены в тюрьмы, убиты или же принуждены покинуть определенные территории. Инквизиция уничтожила все достижения Реформации в Испании и Италии. Тем не менее, в других областях, как мы увидели, Церковь Христова процветала и приносила плоды, потому что Бог оберегал ее.
Наша церковь является частью реформатской церкви. Нам следует благодарить Бога за Его охрану в течение многих лет. Конечно же, мы должны быть очень благодарны, что истина Его Слова сохранилась живой, и что благодаря ей мы спасены. Счастливы ли вы, что ваша церковь учит истине?
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
8. Обсудите в классе, почему так важно верить в то, что мы оправданы одним лишь Христом благодаря одной только вере. Подготовьте ваши доводы и запишите их ниже, чтобы быть готовыми прочитать их в классе.
9. Могли бы мы быть уверенными в вечной жизни, если бы нам пришлось выполнять свою часть, чтобы заслужить спасение? Почему «да» или почему «нет»?
10. Приведите в соответствие следующие утверждения:
а. ___ «Вавилонское пленение» |
1. Мы спасены только одним Христом благодаря одной лишь вере. |
б. ___ Папа Адриан |
2. Папа, созвавший Тридентский собор в 1545 году. |
в. ___ Гус и Савонарола |
3. Великий миссионер иезуитов. |
г. ___ Игнатий Лойола |
4. Перечень книг, объявленных вне закона Римской церковью. |
д. ___ Иезуиты |
5. Период времени, в течение которого папы находились под контролем Франции. |
е. ___ Франциск Ксавьер |
6. Только Библия является нашим стандартом. |
ж. ___ Папа Павел III |
7. Группа людей, которая особым образом содействовала Римской церкви. |
з. ___ Sola Scriptura |
8. Папа (1522-1523 гг.), которому не удалось реформировать Римскую церковь. |
и. ___ Sola Fide |
9. Были сожжены на костре. |
к. ___ Индекс |
10. Основал орден иезуитов. |
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ
Игнатий Лойола (1451–1556 гг.) – испанский военнослужащий, принявший решение жить в бедности и послушании папе. Он является основателем ордена иезуитов.
Иезуиты – орден, основанный в 1534 году, который способствовал продвижению римо-католической церкви и воспитал великих миссионеров.
Тридентский собор (1545–1563 гг.) – важный собор римо-католической церкви, который принял решения, имевшие силу в течение последующих 400 лет. Эти решения находились в противоречии с протестантской Реформацией.
Оправдание – действие Божье, которым Он навсегда объявляет нас святыми и праведными в Своих глазах.
Этот материал еще не обсуждался.