31.03.2014
Скачать в других форматах:

Рональд Л. Шойерз

Живая церковь Христова: путешествие от начала и до конца

УРОК 7. Церковь защищает веру

НАКОНЕЦ-ТО ПОБЕДА

В течение первых приблизительно 300 лет своего существования Новозаветная Церковь переживала гонения в той или иной форме, в той или иной степени. К счастью, в 313 г. по Р. Х. Церковь наконец-то одержала великую победу. Однако, как мы увидим, эта победа оказалась неоднозначным благословением для Церкви.

Победа досталась Церкви довольно странным способом. Вы помните, что император Диоклетиан, который захватил римский трон в 284 г., был одним из последних, но самых жестоких, гонителей христиан. Диоклетиан поделил свое царство на две части. Он был императором восточной части, а Галерий управлял западной частью империи. Когда оба этих жестоких гонителя христиан умерли, за право контроля над всей империей сражались два полководца. Константин правил на Западе, включая Британию, Испанию и то, что сегодня называется Францией. Максенций правил Италией и Северной Африкой. Эти два могущественных полководца сошлись в непосредственной близости от Рима, чтобы вступить в битву. Константин вместе с сорока тысячами воинов встретил Максенция у Мульвианского моста через Тибр. Армия Максенция, включавшая императорскую гвардию с лучшими из римских солдат, втрое превосходила армию Константина.

Никому доподлинно не известно, что случилось в тот день перед битвой. Однако существует предание о том, что Константин молился, вероятно, богу солнца Митре. Взглянув на солнце, он увидел над солнцем крест и слова «этим знаком победишь». И он решил сражаться под знаком креста.

На следующий день, 28 октября 312 г., огромная армия Максенция была полностью разгромлена, а сам полководец утонул в реке Тибр. Эта битва не только изменила весь ход истории, но также и обеспечила великую победу для церкви. Константин счел, что он получил помощь от Бога, и в результате этого провозгласил себя христианином. На самом деле нам точно не известно, насколько искренним было его исповедание. Но его отношение к церкви открыло новую главу в ее истории. В 313 г. он позволил христианам и всем остальным поклоняться Богу так, как они того хотели, издав Миланский указ. Этот официальный приказ, или указ, ставил христианство в равное положение с другими религиями тех дней. Вместо преследований император теперь выделял огромные суммы денег для церкви и строил  прекрасные церковные здания. Согласно его приказу воскресенье стало днем отдыха. В течение десяти лет христианство стало официальной религией империи. Все это говорит о том, что Бог есть Повелитель. Он может использовать даже языческих правителей, чтобы осуществить перемены, которых Он желает для блага Своего народа.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

1.      Кем был Диоклетиан?

 

2.      Кем был Константин?

 

3.      Каким способом Божье всевластие управляло жизнью Константина?

 

4.      Обведите букву перед каждым утверждением, которое является верным в отношении Миланского указа:

а. он сделал христианство доминирующим над другими религиями

б. он сделал христианство официальной религией империи

в. он заставил всех стать христианами

г. он прекратил преследования христиан

д. он запретил всякую работу в воскресенье для всех

 

СМЕШАННЫЕ БЛАГОСЛОВЕНИЯ

 

В результате этой новой позиции по отношению к церкви на нее снизошло множество новых благословений. Церковь окрепла. Церковные руководители обрели новые свободы. Христианам разрешено было иметь собственность. Они более не подвергались гонениям со стороны властей. На протяжении последующих пяти столетий христианские миссионеры имели возможность свободно путешествовать и нести Евангелие в разные части света. Патрик был одним из первых миссионеров, который проповедовал и учил в Ирландии. К времени его смерти, приблизительно в 460 г., там было основано более трех тысяч церквей. Позже Бонифаций стал миссионером в Германии, а затем в Нидерландах. В те дни в Нидерландах жили жестокие языческие племена. Однажды ночью в 754 г. народ Фрисландии убил Бонифация поблизости Доккума, избив его до смерти. Ансгар, названный «апостолом Севера», проповедовал Евангелие народам Дании и Швеции.

Однако вместе с этими благословениями церковь также постигали и проблемы. Поскольку Церковь более не подвергалась гонениям, и Константин к ней благоволил, одаривая ее подарками, многие люди захотели присоединиться к Церкви. Преследования помогали  церкви пребывать в чистоте, поскольку христианам приходилось быть готовыми умереть за веру. Теперь же быть верующим не было больше ни стыдно, ни опасно. Христианство стало очень популярным. Сможете ли вы догадаться, что произошло в результате? Многие люди присоединились к церкви, однако в действительности они не любили и не почитали Христа. Они стали частью церкви, чтобы быть похожими на остальных. Они не понимали христианского вероисповедания и не раскаивались в своих грехах. Вскоре большое количество язычников смешалось в церкви с истинными верующими.

Поскольку Константин оказал церкви большую благосклонность, он полагал, что его правительство должно оказывать влияние на церковные дела. Правительство вмешивалось в жизнь церкви. После 313 г. история свидетельствует о множестве серьезных проблем, возникших в результате благосклонности Константина к церкви. С другой стороны, церковь зависела от Константина, получая от него помощь в решении проблем, возникавших в связи с возникновением различных учений в церкви. Такое развитие событий не способствовало чистоте церкви, потому что иногда церковь была не способна применять дисциплину по отношению  к тем, кто должным образом не повиновался Библии.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

5.      Перечислите четыре благословения, которые получила церковь в результате Миланского указа.

а.

б.

в.

г.

 

6.      Назовите две проблемы, которые возникли в результате Миланского указа.

а.

б.

 

ВЕЛИКИЕ ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ

Когда в церкви появляется проблема, трудная для разрешения, полезно было бы христианским руководителям вместе собраться и обсудить проблему. Необходимо дать конкретный совет относительно того, чему учит Библия, чтобы церковь всегда проповедовала и учила истине. Вы помните, как в Деяниях, глава 15, церковные руководители собрались в Иерусалиме, чтобы разрешить «вопрос язычников». Когда лидеры церкви собираются вместе для обсуждения важных вопросов, такое собрание называется церковным собором. В промежутке между 325 и 431 гг. состоялись четыре важных церковных собора с целью  защиты веры.

Первой из этих важных встреч был Никейский Собор, состоявшийся в 325 г. в Никее – селении на территории современной Турции. Константин, руководивший встречей, собрал вместе более трехсот руководителей церкви, чтобы тщательно разобрать, является ли в действительности Иисус истинным Богом. Это был очень важный вопрос. Только Бог может нас спасти. Если же Иисус не является истинным Богом, то Он не может быть нашим Спасителем, как об этом свидетельствовал ангел (Матфея, 1:21). Поэтому решение, принятое в Никее, было очень важным для церкви тогда и даже сегодня для нас.

Обсуждение в Никее было сосредоточено вокруг  двух мужей из одного и того же города. Арий был старым священником и искусным проповедником из Александрии. Он и его последователи, называемые арианами, учили, что Иисус не был Богом в полной мере. Они утверждали, что Иисус был наивысшим среди всех Божьих творений. Они учили, что Иисус не был таким же, как и Бог, но что Он был творением, чем-то богоподобным. Арий говорил, что Иисус не является вечным. Вскоре у Ария в Александрии появились последователи, которые пели: «Однажды Сына не существовало». Верующие в то, что Библия говорит об Иисусе, отвечали своим пением. Они пели «Gloria Patri»: «Да будет слава Отцу и Сыну и Святому Духу, Который был в начале, есть сейчас и всегда будет. На веки вечные. Аминь. Аминь». Помните ли вы пение этой песни в церкви во время богослужения?

Противником Ария в этом вопросе был невысокий, темнокожий молодой дьякон по имени Афанасий. Позже, в 328 г., он стал епископом Александрийским. Говорили, что его враги называли его «черным карликом». На протяжении всей своей жизни Афанасий отважно продолжал защищать учение Библии о том, что Христос есть истинный Бог, вечный Сын Божий (Иоанна, 1:1), хотя почти все руководители церкви того времени стали последователями Ария. Он говорил: «Иисус, Которого я познал как моего Искупителя, не может быть меньшим, чем Бог».

Никейский Собор собрался для принятия решения о том, что Библия учит о данном вопросе. Позже решение собора было записано в вероисповедании, которое назвали Никейским Символом Веры. Вероисповедание, или кредо (лат.  Credo – «я верую»), – это краткое изложение того, во что мы верим согласно Библии. Никейский Символом Веры говорит, что Иисус Христос есть «Бог от Бога, Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного; рожденный, не сотворенный, единосущный с Отцом; Которым все сотворено». Этот церковный собор оказался столь важным, потому что он защитил веру в этом ключевом вопросе.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

7.      Что такое церковный собор?

 

8.      Назовите три заблуждения в учении Ария:

а.

б.

в.

 

9.      Что означает слово кредо?

 

10.  Насколько важным является то, что Иисус есть совершенный Бог? Обсудите ответ в классе.

 

11.  Свидетели Иеговы соглашаются с Арием. Что это говорит об их учении? Является ли эта группа частью истинной Церкви?

(временнáя иллюстрация)

 

ДАЛЬНЕЙШИЕ ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ

Вторая встреча, Константинопольский Собор, состоялась в 381 г., поскольку проблемы с Арием и его учением не утихли. До дня своей смерти Афанасий отстаивал истину о том, что Иисус есть совершенный Бог. После его смерти три мужа, все из Каппадокии, продолжали защищать эту истину. Это были Василий Кесарийский, Григорий Назианзин и Григорий Нисский. Их называли «тремя великими каппадокийцами». На соборе в Константинополе церковь повторила всё то, что она утвердила об Иисусе в Никее. Кроме того, было подчеркнуто библейское учение о том, что Святой Дух также есть совершенный Бог. После этого арианство было многими людьми отвергнуто. В церкви нет места ереси.

Третья крупная встреча, Ефесский Собор, произошла в 431 г., где было утверждено, что учение несторианства не является истинным. Библия учит о том, что Иисус имеет две природы. Вы и я всего лишь люди. Мы не есть Бог. Однако наш Господь есть и Бог, и человек одновременно. Несторию было предъявлено обвинение в учении о том, что две природы Иисуса существовали самостоятельно и могли быть разделены. Он утверждал, что иногда Иисус выражал только Свою человеческую природу, а в другие времена Он действовал только как Бог. Конечно, это не было правдой. Ефесский Собор объявил это учение ложным.

Последний крупный собор, состоявшийся на протяжении этого периода, был Халкидонский Собор в 451 г. Это был крупнейший из всех четырех соборов, на котором присутствовали более 500 епископов. Этот собор помог церкви разобраться в библейском учении о двух природах Иисуса посредством использования четырех особых выражений. Говорилось о том, что Иисус есть и Бог, и Человек; и что эти две природы несмешиваемые, неизменные, нераздельные и не изолированные друг от друга.

 

(иллюстрация Халкидонского Собора)

 

Те   времена были трудными для церкви. Ее вера была испытываема, останется ли она верной Слову Божьему. По результатам решений этих четырех церковных соборов мы видим, что Бог сохранил Свою Церковь верной Библии. Некоторые из их решений могут быть трудными для нашего понимания. Тем не менее, нам следует быть благодарными, что каждый собор провозгласил то, чему Библия учит об Иисусе. Защита библейских истин все еще и сегодня является нашей обязанностью.

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Иоанна 1:1, 14а

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… И Слово стало плотию, и обитало с нами...».

 

Гейдельбергский катехизис

В. 35 Что вы исповедуете словами: «зачатого от Духа Святого и рожденного Девой Марией»?

О. То, что предвечный Сын Божий, который есть и остается истинным Богом, воспринял истинное человеческое естество от плоти и крови Девы Марии, действием Духа Святого, чтобы стать истинным семенем Давида, уподобившись братьям Своим во всем, кроме греха.

 

Вестминстерский Полный катехизис

В. 36 Кто есть Посредник Нового Завета?

О. Единственный Посредник завета благодати – Господь Иисус Христос, Который, будучи предвечным Сыном Божиим, единосущным и равным Отцу, стал, когда пришла полнота времени, человеком, а потому был и остается во веки веков Богочеловеком, сочетающим две совершенно различные природы в одной Личности.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

12.  Какой из церковных соборов…

а. был крупнейшим?

б. использовал четыре выражения для описания связи между двумя природами Христа?

в. объявил несторианство ложным учением?

г. заявил о том, что Святой Дух также есть совершенный Бог.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

313 г. по Р. Х. – год, когда Константин издал Миланский указ.

Константин – римский полководец, который начал исповедовать  христианство после победы в крупном сражении около Рима, принесшей ему  власть над всей Римской империей.

Миланский указ – приказ Константина, ставивший христианство в равное положение с другими религиями, и прекративший преследования христиан.

Арий – человек, который учил, что Иисус не является совершенным Богом, что Он не  такой же, как и Бог, а лишь подобный Ему.

Афанасий – епископ Александрийский, отстаивавший библейское учение о том, что Христос есть истинный Бог.

Никейский Символ веры – вероисповедание, которое особенным образом отстаивает учение Библии о том, что Иисус есть истинный Бог.

Никейский Символ веры.

Верую во единого Бога Отца Всемогущего, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, Рожденного, Несотворенного, Единосущного с Отцом, чрез Которого все сотворено. Который ради нас, людей, и ради нашего спасения сошел с небес. И воплотился от Святого Духа и Марии девы, и стал человеком. Был распят за нас при Понтии Пилате, пострадал и был погребен, и воскрес в третий день по Писаниям, и восшел на небеса, и сидит одесную Отца. И опять придет со славою судить живых и мертвых, и Его царству не будет конца.

И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца и Сына Исходящего, вместе с Отцом и Сыном Поклоняемого и Славимого, Говорившего через пророков.

И во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь.

Исповедую единое крещение во оставление грехов. Ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века.

Аминь.

 

 


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.