Рональд Л. Шойерз
Живая церковь Христова: путешествие от начала и до конца
УРОК 14. Реформация распространяется
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЦЕРКВИ
Реформация привела к большим переменам в церкви. Она не основала новую церковь. Церковь впала в тяжелый грех и заблуждение, особенно в Средние Века, однако благодать и забота Божья оберегала Его народ, который верил Его Слову. Это были люди, которые познали прощение своих грехов вопреки многим ложным учениям церкви. Это время было подобно временам пророка Илии. В то время только около семи тысяч людей в Израиле не поклонялись Ваалу. В земле, где так много людей оставили Бога, оставалась лишь небольшая группа верующих, или остаток. Так же было и в Средние Века. В течение почти тысячи лет церковные руководители и многие из прихожан уклонялись от учения Библии. Тем не менее, Бог сохранил живыми тех людей, которые доверяли Ему и передавали своим детям истинное знание о Боге.
Когда реформаторы призывали к переменам и реформам в церкви, они не имели намерения основывать новую церковь. Они призывали церковь возвратиться к Писанию. Они знали, что церковь не принадлежит им или кому-либо еще из людей. Она принадлежит одному Христу. У Христа есть только одна Церковь, и все верующие принадлежат ей. Поэтому, когда реформаторы покидали римо-католическую церковь, они знали, что не покидают Церковь Христову. Из-за своих ложных учений именно римо-католическая церковь оставила Церковь Христову. Она стала лжецерковью. Реформаторы просто призывали прихожан возвратиться к истине Христовой. Они реформировали то, что стало деформированным.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРИЗНАКОВ ЦЕРКВИ
Из урока 5 мы узнали, что Христос выдвинул три важных требования, которым должна соответствовать Его Церковь. Церковь, которая не соответствует этим требованиям, не является частью истинной Церкви. Во-первых, Он требует, чтобы Церковь верно проповедовала и учила чистому Слову Божьему. Римская церковь более не проповедовала «всю волю Божию» (Деяния 20:27). Во многих местностях Слово Божье не проповедовалось вообще. Римская церковь считала Мессу, или Вечерю Господню, более важной, нежели проповедь. Еще она ставила собственное учение, а также официальные заявления папы (и то, и другое называлось «преданием») на один уровень с Библией. Реформаторы призывали церковь возвратиться к Библии, уча о том, что только Писание является стандартом для церкви. Как и предназначил Христос, они сделали проповедование Слова наиболее важной и центральной частью богослужения.
Во-вторых, Бог требует, чтобы Его Церковь преподавала таинства так, как Он заповедовал в Своем Слове. Римская церковь существенно исказила библейское учение о таинствах. Она заявляла, что существует семь таинств: крещение, Месса, брак, священство (назначение священников), конфирмация, епитимия (раскаяние в грехе, исповедь перед священником и исполнение деяний послушания, приводящих к священническому прощению), миропомазание больных и умирающих. Особо подчеркивалась Месса, поскольку рассматривалась как более важная среди всех остальных таинств. Римская церковь учила, что человек должен участвовать в Мессе, чтобы получить спасение.
До сих пор римо-католическая церковь учит о том, что во время Мессы Христос приносит Себя в жертву на алтарь «бескровным образом». В уроке 11 мы упоминали о транссубстанциации. Мы узнали, что согласно учению этой церкви во время Мессы хлеб и вино превращаются в плоть и кровь Христа. Когда священник произносит слова Иисуса: «Сие есть Плоть Моя», облатка и вино превращаются в плоть и кровь Иисуса. Поэтому Римская церковь учит своих прихожан низко кланяться алтарю, где предположительно тело Христово вновь и вновь приносится в жертву.
Реформаторы решительно возражали против таинств Римской церкви. Библия говорит только о двух таинствах: святом крещении и Вечере Господней. На основании Послания к Евреям, 10 гл., например, реформаторы показывали, что жертва Христа на кресте была принесена однажды для всех, потому что только одна эта жертва спасает людей. Мы не нуждаемся в каких-либо еще жертвах. На самом деле любые другие жертвоприношения наносят оскорбление Христу. Любое другое жертвоприношение говорит, что жертвы Иисуса на кресте не было достаточно. Реформаторы протестовали еще и потому что невозможно хлебу и вину превратиться в плоть и кровь Иисуса. Ни один священник не имеет власти превратить хлеб и вино в плоть и кровь Иисуса. Научая такому заблуждению, Римская церковь сама себя поставила вне истинной Церкви.
Третьим признаком истинной Церкви является дисциплина согласно Слову Божию.
Пренебрегая и злоупотребляя дисциплиной, Римская церковь продемонстрировала, что она не принадлежит истинной Церкви. Не исповеданный грех широко распространялся даже среди епископов и пап. Тем не менее, они не были подвержены дисциплинированию. С другой стороны, люди, покидавшие Римскую церковь из-за того, что желали жить в соответствии с Библией, были преследуемы и предавались на смертную казнь.
Реформаторы понимали важность истинной библейской дисциплины. Они настаивали на том, что верующие люди должны жить согласно Библии, и восстанавливали в церквях христианскую дисциплину. Пресечение нераскаянного греха или ереси – это неотъемлемая задача церкви. Реформаторы усердно трудились над восстановлением трех признаков истинной церкви, чтобы она вновь смогла угождать Богу в истине.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
1. Создание новой церкви не входило в намерения реформаторов. Почему это важно?
2. Каким образом римо-католическая церковь потерпела неудачу в осуществлении первого признака Христа для Церкви – искренне проповедовать и преподавать чистое Слово Божье?
Что сделали реформаторы для его восстановления?
3. Каким образом римо-католическая церковь потерпела неудачу в осуществлении второго признака Христа для Церкви – верно преподавать таинства?
Что сделали реформаторы для его восстановления?
4. Каким образом римо-католическая церковь потерпела неудачу в осуществлении третьего признака Христа для Церкви – применять церковную дисциплину согласно Слову Божьему?
Что сделали реформаторы для его восстановления?
ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
Евангелие от Луки 18:16-17
«Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него».
Бельгийское исповедание, статья 33
«Мы довольствуемся тем числом Таинств, каковое Христос, наш Господь, установил для нас, а именно – двумя: Таинством Святого Крещения и Святой Вечерей (Причастием) нашего Господа Иисуса Христа».
Гейдельбергский Катехизис
В.65 Поскольку только верою мы становимся причастны Христу и всем Его дарам, откуда приходит эта вера?
О. От Духа Святого, Который внедряет ее в наши сердца через проповедь Святого Евангелия и укрепляет приобщением к святым таинствам.
Вестминстерское исповедание веры, XXVII, 4
«Есть только два таинства, установленные Христом, Господом нашим, в Евангелии: крещение и Вечеря Господня, совершать которые не может никто, кроме служителя Слова, посвященного в духовный сан законным образом».
Вестминстерский Краткий катехизис
В.85 Что требует от нас Бог, дабы нам избежать Его гнева и проклятия, полагающихся нам за грех?
О. Во избежание гнева и проклятия Божия, полагающихся нам за грех, Бог требует от нас веры в Иисуса Христа, покаяния в жизнь и усердного использования всех внешних средств, посредством которых Христос дарует нам блага искупления.
УЛЬРИХ ЦВИНГЛИ
Не следует полагать, что реформаторы были безупречны. Они были грешными человеческими творениями, как и все мы с вами. Однако Бог использовал их, чтобы преобразовать Церковь вопреки всем их недостаткам. Как мы сможем увидеть, не всегда они были согласны друг с другом. Иногда их идеи были экстремальными. Когда распространялась Реформация, происходило много полезных изменений, но также имели место и чрезвычайно трагичные эпизоды.
В течение двух месяцев после рождения Лютера Бог ввел в мир еще одного влиятельного реформатора. Ульрих Цвингли (1484–1531 гг.) родился и трудился в Швейцарии. В отличие от Лютера, Цвингли никогда не был монахом. Он не испытывал переживаний от изнурительной борьбы с грехом и не имел трудного обращения, как это было у Лютера. Швейцарский реформатор находился под влиянием Эразма и был увлечен изучением греческого Нового Завета. Вы помните, что Эразм издал греческий Новый Завет с целью, чтобы верующие могли читать его на языке оригинала. Через изучение Слова Цвингли начал понимать, насколько далеко Римская церковь уклонилась от истины. В 1519 году он стал священником и пастором главной церкви в Цюрихе, Швейцария. Он принял решение проповедовать по Евангелию от Матфея, а не по текстам, составленным для него Римской церковью. В некотором роде это был вызов, брошенный церкви. На протяжении этого года чума унесла жизни почти третьей части населения Цюриха. Цвингли самоотверженно занимался служением среди этих людей, пока и сам не заболел. Реформатору потребовалось три месяца на выздоровление. В течение этого времени Бог преподал ему важные уроки, которые помогли ему в дальнейшем служении.
ПЕРЕМЕНЫ В ЦЕРКВИ ШВЕЙЦАРИИ
Когда Цвингли продолжил проповедовать Писание, прихожане начали понимать, что он отходит от преданий римо-католической церкви. Проповедование Слова, а не Месса, становилось центром богослужения. Из церквей были изъяты изображения. В 1522 году некоторые из прихожан во время Великого Поста ели колбасу. В католической практике не были принято, чтобы кто-либо ел мясо во время Великого Поста, непосредственно перед тем, как отмечалась смерть и воскресение Иисуса Христа. Позднее священники и монахини Цюриха начали вступать в брак. Некоторые из реформ Цвингли были еще более крайними. Были запрещены хоры, а петь необходимо было лишь Псалмы. С тех пор, как было запрещено использовать музыкальные инструменты, церковные органы были порублены на куски. В последующих публичных обсуждениях гражданские власти Цюриха встали на сторону Цвингли и просили его продолжать проповедовать Слово, как он это делал ранее. Реформация, начатая Цвингли, распространилась по всей Швейцарии.
ВСТРЕЧА В МАРБУРГЕ
Филипп, правитель Гессе, района Германии, намеревался объединить движение Реформации в Германии и Швейцарии. Он хотел сделать это, чтобы получить более сильную военную власть для сражения против любой римо-католической армии. Для дальнейшего церковного единства Лютер и Цвингли встретились в Марбурге в 1529 году и обсудили пятнадцать важнейших тем. По четырнадцати из них они достигли согласия.
Их разногласие касалось Вечери Господней. Оба реформатора отвергали транссубстанциацию, учение Римской церкви. Оба придерживались того мнения, что тело Иисуса не приносится вновь в жертву на алтаре. Однако Лютер настаивал на том, что Иисус физически присутствует на Вечере Господней. В этом вопросе Лютер не порвал окончательно с Римской церковью.
В своем Малом катехизисе он записал, что «Христос присутствует Своим телом и кровью в, с и под хлебом и вином». Другими словами, тело и кровь Иисуса сопровождают хлеб и вино, когда мы принимаем их внутрь. Учение Лютера называется консубстанциацией. С другой стороны, Цвингли настаивал, что Христос физически не присутствует на Вечере. Цвингли воспринимал слова Иисуса «Сие есть Тело Мое» как риторический прием. Он говорил, что хлеб и вино представляют и являются символами тела и крови Христа. Вечеря – это праздник, который напоминает о том, что Иисус совершил для нас в прошлом. Это был печальный день в истории протестантизма, когда между Лютером и Цвингли не было достигнуто согласие по этому вопросу.
Вскоре после этой встречи в Марбурге в Швейцарии вспыхнула война между протестантами и католиками. Цвингли был армейским капелланом. В 1531 году неподалеку от Каппеля он погиб в бою. Его тело было разрублено на куски и сожжено врагами.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
5. Как жизнь, обращение и труд Цвингли отличались от этих событий в жизни Лютера?
6. Чем движение Реформации в Цюрихе отличалось от движения Реформации в Германии?
7. Как Лютер и Цвингли отличались в своем понимании Вечери Господней?
АНАБАПТИСТЫ
В 1525 году группа прихожан в Цюрихе решила, что Лютер и Цвингли продвигают Реформацию слишком медленно. Их мышление и учение стали небиблейскими в том смысле, что они взяли все в свои руки. Под руководством своего лидера Конрада Гребеля они покинули церковь и начали практиковать «крещение по вере». Вместо того чтобы крестить людей по причине Божьего завета, они крестили только тех, кто мог продемонстрировать, что они являются верующими. Дети не могли быть крещены. Из-за того, что они повторно крестили взрослых, их называли анабаптистами, «ана» означает «снова». Анабаптисты были весьма невысокого мнения о государстве. Поэтому они верили, что истинные христиане не могут носить оружие, применять силу или занимать какие-либо правительственные должности. Вместо старейшин анабаптистскими церквями управляли прихожане. Эта группа добивалась того, чтобы церковь была истинная и чистая. Тем не менее, как мы только что увидели, они придерживались взглядов, не соответствующих истине Слова Божьего. Анабаптистов жестоко преследовали, многие из них были потоплены.
Опасаясь за свою жизнь, уцелевшие анабаптисты рассеялись и поселились там, где смогли найти убежище. В Моравии, Чехословакия, Якоб Гуттер организовал общину анабаптистов называемую «гуттериты». В Нидерландах меннониты сформировали группу под предводительством Менно Симонса. От этой же группы происходят амиши.
В городе Мюнстере, Германия, имел место особенно трагичный пример деятельности крайних анабаптистов. Иоанн Лейденский верил, что мир вскоре придет к концу. В 1534 году он со своими последователями захватил город Мюнстер. Он заставил прихожан отказаться от всей частной собственности. Те же, кто отказывался, были убиты. В городе господствовал грех. Иоанн заставлял мужчин брать себе нескольких жен. Сам он дал пример тому, женившись на шестнадцати женщинах. В том же году он объявил себя королем. В 1535 году армия лютеран и католиков разрушила город и уничтожила его жителей.
В каждом значительном движении всегда найдутся те, кто имеет добрые идеи, но доводит их до крайности. Отцы Реформации были добрыми и решительными руководителями. Конечно же, они не были совершенными руководителями. Они нуждались в Божьей силе и мудрости, чтобы совершать необходимые перемены в церкви. Однако они не желали, чтобы библейские учения и перемены приводили к таким крайностям, какие были продемонстрированы анабаптистами. Они добивались библейского равновесия, которое бы, по благодати Божьей, было явлено будущими лидерами. Задача по реформированию церкви не завершена. Нам необходимо всегда быть верными в том, чтобы стоять на страже проповеди и учения чистого Слова Божьего, чтобы таинства преподавались согласно Слову, а христианская дисциплина осуществлялась в любви. Это есть признаки истинной церкви.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
8. Что было ошибочным в анабаптистском движении?
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ
Три признака истинной Церкви – три необходимых условия, которые должна иметь церковь, верная Богу:
1. верное проповедование и учение чистого Слова Божьего;
2. преподавание таинств согласно Слову Божьему;
3. верная дисциплина, согласно Писанию.
Транссубстанциация – римо-католическое учение о том, что хлеб и вино превращаются священником в тело и кровь Иисуса.
Ульрих Цвингли (1484–1531 гг.) – протестантский реформатор, трудившийся в Цюрихе, Швейцария.
Встреча в Марбурге – встреча, проходившая в 1529 году, на которой Лютер и Цвингли обсуждали, однако не пришли к согласию, вопрос значения присутствия Христа во время Вечери Господней.
Консубстанциация – взгляд Лютера о присутствии Христа во время Вечери Господней: «в, с и под» хлебом и вином.
Анабаптисты – группа людей, которые довели до крайности некоторые из идей учения Реформации. Они были жестоко преследуемы как протестантами, так и католиками.
Этот материал еще не обсуждался.