31.03.2014
Скачать в других форматах:

Рональд Л. Шойерз

Живая церковь Христова: путешествие от начала и до конца

УРОК 19. Эпоха великих географических открытий

НОВЫЙ СВЕТ

Будучи мальчиком, я выучил рифмованные строки, которые помогли мне запомнить важную дату в истории. Возможно, вы тоже их запомните: «1492-й – Колумб переплыл океан голубой».

Христофор Колумб был родом из Италии, он стремился отыскать новый путь, чтобы добраться до Индии. Он получил поддержку испанского короля Фердинанда и королевы Изабеллы. (Урок 16 рассказывает нам о них как о правителях, на которых лежит ответственность за испанскую инквизицию.) Весь остаток своей жизни Колумб полагал, что он открыл западный путь в Индию. На самом же деле в 1492 году он открыл новый свет. Его корабли подошли к Америке. Это положило начало новой эпохе великих географических открытий.

Вскоре Испания, Португалия, Франция, Англия и Нидерланды стали направлять войска, торговцев и поселенцев в Северную, Центральную и Южную Америку. Многие из тех, кто выехал, были просто любителями приключений. Другие ехали в поисках золота. Третьи искали свободы от религиозных преследований. Они принесли сюда свою веру и понимания о том, как выражать эту веру. Они пришли, чтобы начать все сначала. Со временем они открыли новые места и новые способы существования.

Церкви Европы столкнулись со сложной задачей служения тем людям, которые выехали в Америку. Они также намеревались благовествовать народам, которые уже там проживали. В этом разделе мы узнаем, как римо-католическая церковь распространяла католическую веру в Латинской и Северной Америке.

 

ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА

 

Из всех стран Европы Испания заявляла права на большую часть территорий в Америке. Через сто лет после прибытия Колумба Испания управляла огромной территорией, простиравшейся от Калифорнии до Чили. Испания завладела большей частью Южной Америки, Мексикой и Карибскими островами. Еще Испания притязала на Флориду, Нью-Мексико, Аризону и Калифорнию. Испанцы основали города и направили туда священников для служения нуждам людей  в этих городах.

Католическая церковь Испании также намеревалась благовествовать коренным американцам на этих территориях. Однако в большинстве случаев коренные американцы терпели бедствия. Многие из них умирали от новых болезней, принесенных европейцами. Других же использовали для рабского труда. Некоторые священнослужители искренне пытались помочь коренным американцам, в то время как многие другие были продажными, пьяницами и безнравственными людьми. Европейцы принуждали аборигенов к обращению в католицизм. Когда многие из коренного населения отказывались принимать католицизм, их убивали. В Мексике, например, от болезней и массового уничтожения исчезло семнадцать из восемнадцати миллионов коренного населения Америки. Те же, кто принимал католицизм, часто смешивал его со своими языческими обычаями.

 

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

Именно Франция принесла римо-католическую веру в Северную Америку. В начале 1500-х гг. Жак Картье начал исследовать восточное побережье Канады. Самуэль де Шамплен основал поселения Квебек и Монреаль. К 1615 году первые католические миссионеры, большей частью иезуиты, прибыли для благовестия коренным американцам, жившим вдоль побережья реки св. Лаврентия. Французы исследовали и заявили о правах Франции на огромные районы Канады, а также частично на Мичиган, Висконсин и районы к югу вдоль побережья Миссисипи.

Вдоль маршрутов, проложенных торговцами мехом, было основано множество миссионерских станций. В отличие от испанцев, французские миссионеры не принуждали местное население к католицизму. В действительности церковь часто старалась защитить их от торговцев, которые пытались продать им спиртное или унизить каким-либо другим способом. Католическая церковь была активна в обучении населения и ожидала высокой нравственности от них. Обстоятельства складывались бы намного хуже, если бы миссионеры не прибыли к эту местность.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

1.      Верно или неверно:

а. испанцы предъявляли права на большую часть территории Америки.

б. католическая церковь намеревалась заботиться о коренном населении Америки и благовествовать им.

в. большинство коренного населения Латинской Америки, принявшее католицизм, имели веру в чистом виде.

г. Большая часть Канады, а также  северные и центральные районы Соединенных Штатов, были заселены преимущественно итальянцами.

 

2.         Как обращение Канадской католической церкви с коренными американцами отличалось от обращения со стороны церкви в Латинской Америке?

 

 

ПУРИТАНЕ

В следующем уроке мы рассмотрим, как протестантская вера пришла в Америку. Теперь же нам предстоит узнать о важных изменениях, которые происходили в протестантских церквях Европы. Это поможет нам понять, почему церковь в нашей стране  такая, какая есть.

Группа людей, которая называлась «пуритане», сыграла важную роль в английской и американской церковной истории. Пуритане были кальвинистами, принадлежавшими к Англиканской церкви. Их называли «пуританами», потому что они добивались очищения церкви от обычаев, соблюдение которых не требуются Библией. Король Иаков I не любил пуритан. Он пообещал изгнать их из страны, если они будут продолжать свои попытки реформировать церковь. Король думал, что он имеет право управлять как ему вздумается, поскольку он имел притязание на власть от Бога. Он не желал быть подотчетным Парламенту. Английский народ не любил его за такие взгляды.

Пуритане добивались, чтобы церковь пользовалась Женевской Библией, так как она содержала кальвинистские учебные статьи. Однако король Иаков I не одобрял этот перевод. Когда поступило предложение о создании нового перевода, Иаков охотно согласился. В 1611 году был выпущен первый отпечатанный экземпляр Библии версии Короля Иакова (King James Version). В переводе участвовали сорок семь богословов, трудившихся над ним в течение тридцати трех месяцев. Этот перевод используется в англоязычных церквях вот уже в течение четырех столетий.

Король Карл I был так же неразумен, как и его отец Иаков. Он тоже хотел править Англией, не будучи подотчетным Парламенту. Как пуритане, так и не пуритане подняли восстание, и Карл в конечном итоге был обезглавлен. Затем пуритане захватили власть в стране. В это же время с 1643 по 1649 гг. заседала Вестминстерская Ассамблея. Ее делегаты занимались составлением Вестминстерского исповедания веры, Вестминстерского Большого катехизиса и Вестминстерского Краткого катехизиса.

После смерти короля Карла I более десяти лет Англией правил Оливер Кромвель. Он был дворянином, фермером  и храбрым воином, который получил на некоторое время власть над правительством. К сожалению, для того чтобы поддержать религиозные свободы для пуритан, он считал, что обязан править Англией методами военной диктатуры. При его правлении пуритане имели достаточную степень свободы, чтобы придерживаться пресвитерианской формы богослужения. Однако после смерти Кромвеля Англиканская церковь вновь обрела свое положение, и на престол воссел Карл II.

Как мы увидим в следующем уроке, именно пуритане прибыли в Америку как представители протестантской церкви. Они были преследуемыми и искали религиозной свободы.

 

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

3.         Как пуритане получили свое название?

 

4.         Каким было отношение короля Иакова I к пуританам?

 

5.         Назовите четыре факта, характеризующие Библию версии Короля Иакова.

а.

б.

в.

г.

 

6.         Какой из королей Англии был в то время обезглавлен и за что?

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Евангелие от Матфея 5:14, 16

«Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».

 

Гейдельбергский катехизис

В.86  Поскольку мы избавлены от страданий по одной только милости, благодаря Христу, безо всякой заслуги нашей, почему мы должны делать добрые дела?

О. Потому что Христос не только искупил и освободил нас Своей Кровью, но и возродил Своим Духом Святым по образу и подобию Своему, чтобы всей жизнью мы выражали благодарность Господу за Его благодеяния и восхваляли Его. И также чтобы каждый из нас укреплялся в вере плодами ее и нашей богоугодной жизнью наши ближние тоже приобретались бы для Христа.

 

Вестминстерское исповедание веры, XVI, 2

Добрые дела, совершаемые в повиновении заповедям Божиим, суть плоды и доказательства истинной живой веры.  Добрыми делами верующие выражают благодарность, подкрепляют свою уверенность в спасении, назидают братьев... и прославляют Бога.

 

ПИЕТИЗМ

Другое важное религиозное движение в церквях Европы носит название пиетизм. Через несколько лет после Реформации некоторые пасторы стали проповедовать настолько красноречиво, что простые прихожане не могли их понять. В их проповедях не разъяснялось, как библейские учения или доктрины применять к обыденной жизни. Это привело к снижению уровня духовной жизни среди Божьего народа.

Движение пиетистов возникло как ответ на подобное бесполезное проповедование. Христианское благочестие («пиетет») есть то, как мы живем, называясь верующими. Филипп Якоб Шпенер (1635–1705 гг.) написал книгу под названием «Благочестивые желания» (Pious Desires), в которой он пропагандировал опыт и знание сердца без необходимости знания разума. Он призывал людей быть нравственными и святыми, опираясь на их душевные эмоции, а не на Божье Слово. Он учил, что эти чувства вызываются путем напряженных раздумий. Когда пиетизм пронесся по церквям Германии, Голландии и Англии, он содействовал улучшению образа жизни многих прихожан. Однако пиетизм предполагал, что доктрины Библии не имеют значения, если мы имеем праведные чувства. Мы же верим, что доктрины крайне важны и что они формируют основание святой жизни. А святая жизнь является результатом веры в библейские доктрины. Мы не можем обойтись ни без одного, ни без другого.

В движении пиетистов в Англии появились три важных человека. Братья Джон и Чарльз Уэсли были двумя из девятнадцати детей, родившихся в семье их родителей. Их мать проповедовала то, что называлось «пробуждающей проповедью» в доме Уэсли. Позже, будучи студентами Оксфордского университета, братья Уэсли организовали студенческий клуб. Среди членов клуба бытовало мнение, что такие занятия, как посты, размышления и частое участие в Вечере Господней, помогает человеку жить жизнью христианина. Люди называли этот клуб «святым клубом». Поскольку члены клуба всегда следовали определенным методам благочестивой жизни, кое-кто называл их методистами. Джон пережил трудную борьбу с грехом, прежде чем окончательно обратился к Богу. В результате он представлял обращение как глубокое переживание, которое в драматический момент заканчивается. Следовательно, он верил, что каждый христианин должен знать точное время своего обращения.

Другим участником этого клуба был Джордж Уайтфилд. В то время как Уайтфилд был кальвинистом, братья Уэсли были арминианами, которые открыто противились реформатской вере. (Об арминианах мы узнали в прошлом уроке). Уайтфилд вместе с Джоном Уэсли проповедовал неверующим на рыночных площадях и открытых местах, а не в церквях. Их проповедь слышали многие бедняки и беспризорники. Эти люди не ходили в церковь. В то время церкви, как правило, пренебрегали людьми, не принадлежащими к церкви, и не проявляли о них заботу. Методизм развивался и к 1791 году уже был готов  к образованию новой группы церквей. Чарльз Уэсли сочинил множество гимнов для методистских церквей, некоторые из них до сих пор исполняются и в других англоязычных деноминациях.

Как мы потом увидим, эта группа людей прибыла в новый свет. Большое разнообразие верующих из Европы было вплетено в пеструю ткань церкви Северной Америки. Мы также вплетены в эту ткань.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

7.         Назовите три характеристики пиетизма.

а.

б.

в.

 

8.         Почему Джон Уэсли полагал, что каждый христианин должен знать точное время своего обращения?

 

9.         Насколько важно знать точное время нашего обращения?

Знаете ли вы о том, что Бог трудится в вашем сердце и в вашей жизни? Возрастаете ли вы в любви и в служении Господу?

 

10.     Почему клуб Уэсли и его последователей получил название «методисты»?

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Пуритане – группа кальвинистов, которые добивались очищения Англиканской церкви.

Вестминстерская ассамблея (1643–1649 гг.) – собрание руководителей пресвитерианских церквей Англии, составивших Вестминстерское исповедание веры, Вестминстерский Большой катехизис и Вестминстерский Краткий катехизис.

Пиетизм – движение внутри европейских церквей, делавшее ударение на переживании присутствия Божьего посредством напряженных размышлений и молитв.

Джон и Чарльз Уэсли – два арминианских лидера в движении пиетистов. Чарльз был составителем гимнов, а Джон – проповедником.

Джордж Уайтфилд – кальвинист, ставший великим проповедником движения пиетистов.

Методисты – название, данное участникам «Святого клуба», благодаря строгим методам ежедневной жизни.

 

 


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.