Рональд Л. Шойерз
Живая церковь Христова: путешествие от начала и до конца
УРОК 22. Старые угрозы в новом обличье
НАПАДКИ НЕ НОВЫ
Во время нашего путешествия мы уже заметили, что сатана время от времени атаковал Церковь. Из-за того, что он ненавидит Бога, он ненавидит также и Церковь Господа. Он ненавидит нас, Божий народ. Каждый день нам необходимо быть начеку, потому что он намерен увести нас от Бога и с пути послушания Божьему Слову. Нам каждую минуту нужно молиться и доверять Божьей защите.
Сатана все время преследует Церковь. Во времена Ветхого Завета сатана нападал на Божий народ, искушая его к поклонению идолам окружающих языческих народов. Он нападал на новозаветную Церковь через ереси изнутри и через ложных пророков извне. Из седьмого урока мы узнали о ересях, которые говорили, что Иисус в действительности не был Богом. Церкви приходилось противостоять этим заблуждениям. Позже Церковь была подвержена нападению воинов ислама. И разве нам не следует быть благодарными за то, что при всех этих нападках Бог сохранил для Себя Церковь, которая верна Его Слову?
В своем путешествии Церковь подвергается нападениям также и в нынешние времена. И сегодня многие христиане подвергаются преследованиям. Многие отдают свою жизнь за Христа как мученики, и это случается, пожалуй, чаще, чем в любой другой период истории. Безусловно, сатана нападает на Церковь через преследования. Однако сатана еще использует другой, более изощренный вид нападения. Он атакует через мышление. Он подвергает нападению саму Библию. Этот урок предупредит нас об опасности наиболее гибельных дьявольских атак в нынешнее время. Этим нападкам подвергаются не отдельные деноминации или же церкви в некоторых странах. Эти ложные идеи распространяются по всему миру и атакуют Церковь повсеместно.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
1. Каким образом сатана преследовал Церковь в прошлом?
2. Почему сатана продолжает подвергать Церковь нападкам?
ЗАРОЖДЕНИЕ МОДЕРНИЗМА
В период между 1618 и 1648 гг. в Европе вспыхнул ряд войн между различными религиозными группами, особенно между протестантами и католиками. Более всего от этой Тридцатилетней разрушительной войны пострадала Германия. Снова и снова армии вторгались на немецкую территорию, разрушая города и уничтожая сельскохозяйственные угодья. Множество людей погибло, а иные пребывали в нищете. В это беспокойное время библейские учения, или доктрины, не имели для людей большого значения. Многие пасторы уже не проповедовали о том, что тревожило людей. Как мы узнали из урока 19, это было время зарождения пиетизма. Пиетизм делал ударение на человеческих чувствах и опыте более чем на истине Божьего Слова. Смысл и истину пиетисты искали внутри, в сердцах, а не в символах веры, исповеданиях веры и в проповеди Божьего Слова церковью.
При таких обстоятельствах зародился модернизм. В некотором роде модернизм появился как следствие пиетизма. В то время как пиетизм подчеркивал, что в вере нет места для рассуждений или размышлений, многие думающие люди решили, что в разуме есть мало места для веры. Модернизм учит своих последователей ставить человеческий разум выше веры. Он считает человеческий разум более надежным, чем Библия. Мнение человека о чем-либо считается более важным, мнение Бога. Модернизм учит людей быть человекоцентричными, а не богоцентричными.
ДЕИЗМ
Деисты – это ранние модернисты. Деизм зародился в Англии, но вскоре распространился во Франции, Германии и Нидерландах. В американских колониях Томас Джефферсон и Бенджамин Франклин были деистами. Деисты учили, что человеческого разума достаточно, чтобы уразуметь смысл жизни и жить высоконравственной жизнью без помощи Библии. Они также полагали, что Бог позволяет миру функционировать самостоятельно, подобно часам, которые Он завел и поставил на полку. Мир действует самостоятельно по законам, которые называются законами природы. Библейское учение о провидении говорит, что Бог продолжает управлять Своим творением. Однако деисты говорят, что Библия не может указывать нам, во что верить или как жить. Бог более не имеет никакого отношения к Своему творению. Он более не помогает ему и не заботится о нем. Считается, что теперь человек сам за все в ответе.
Поскольку деисты утверждают, что человеческий разум определяет что правильно, не остается места для чудес, для спасительного труда Христа на Кресте, для работы Святого Духа, духовно оживляющего нас. Деизм – опасная угроза для христианской веры. Деизм отвергает Библию как Божье откровение истины.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
3. Почему так опасно полагаться только на человеческий разум?
УЧЕНИЯ МОДЕРНИЗМА
Особенно модернизм окреп под влиянием трех значительных личностей: Фридриха Шлейермахера (1768–1834 гг.), Альбрехта Ритчля (1832–1889 гг.) и Адольфа Гарнака (1851–1930 гг.). Шлейермахера называют «отцом модернизма». Он считал, что человек создан с религиозным чувством зависимости от Бога. Он учил, что вера исходит из чувств человека. Он пытался сместить акцент основания христианской веры с Библии на опыт и религиозные чувства верующих.
В модернизме можно выделить пять взглядов. Первый, модернизм заявляет, что чудеса невозможны. Модернизм предполагает, что современная наука доказала, что чудес не бывает. Например, модернизм отрицает, что Иисус был рожден девственницей и воскрес из мертвых. Согласно модернизму, последователи Иисуса имели замечательные переживания, находясь рядом с Ним, когда Он жил на земле. Следовательно, они хотели, чтобы связанные с Иисусом переживания и религиозные чувства сохранились даже после того, как Он их покинул. Поэтому модернизм учит, что ученики Иисуса придумали историю о Его Воскресении. Ученики использовали множество историй, чтобы рассказать, как Иисус изменил их жизнь. Согласно модернизму, эти истории не обязательно правдивы. Скорее, в Евангелиях содержится много того, что не вполне точно отображает Иисуса. Модернизм утверждает, что поскольку в науке для чудес нет места, то и в христианской вере для чудес также нет места.
Второе, модернизм учит, что пророчества никогда не исполнялись. Мы верим, что Библия предсказала события, которые произошли или произойдут после того, как о них было сказано пророчество. Однако модернизм убеждает нас поверить, что всякое пророчество в Библии было записано после – а не прежде – произошедшего события.
Еще модернизм учит, что христианство – это одна из множества мировых религий, которая может быть истинной. Он утверждает, что Сам Иисус не учил, что Он является Мессией. Согласно модернизму, Иисус знал Бога особым образом, но точно так же Его знали и другие религиозные вожди. Иисус – это замечательный духовный пример, которому нам следует подражать, но не более того.
Четвертое, согласно модернизму, Библия – это светская книга, как и многие другие книги. Модернисты не верят, что Библия есть Божье особое и непогрешимое откровение. Библия рассматривается просто как описание человеческих чувств и представлений о Боге. Грехопадение Адама из третьей главы Бытия – всего лишь история, «миф», рассказывающий о борьбе каждого человека со злом. Согласно модернизму, Библия и наши исповедания веры – это лишь продукт чьего-то религиозного опыта из прошлого. Он утверждает, что Моисей не писал первые пять книг Библии. Также Авраам, Исаак и Иаков рассматриваются как мифические персонажи. Они выдуманы иудейским народом для того чтобы дать объяснение его национального происхождения. В соответствии с модернизмом, наш собственный личный опыт и здравый смысл становятся стандартами истины. Библия – это просто еще одна книга, написанная человеком.
Пятое, модернизм заявляет, что обязанность каждого христианина – стараться установить праведный и справедливый общественный порядок, основанный на любви. Это говорит нам о том, что подлинное предназначение христианина – трудиться ради мира между народами, помогать накормить бедных, и добиваться справедливости для тех, кто страдает от дискриминации. Модернисты утверждают, что подобное социальное поведение куда более важно, чем христианские доктрины. Они полагают, что настоящая задача церкви – это любовь к ближнему.
Существует немало родственных философий, о которых вы, должно быть, слышали, которые разделяют те же взгляды модернизма, такие как рационализм, философия Просвещения, скептицизм, натурализм и либерализм.
Размышляя о людях, придерживающихся модернизма, нам необходимо осознавать, что многие заявляют о своем христианстве, но пытаются при этом дать ему новое определение. Когда мы даем оценку модернизму, мы понимаем, что он атакует самые основы христианской веры. Библия является стандартом истины, потому что она есть истинное Слово Божье. Если мы ее отвергаем, у нас не остается ничего, кроме нашего собственного греховного разума и своих стандартов жизни. Если бы Иисус в действительности не был Богом, Он не мог бы спасти нас от наших грехов. Если Он не воскрес из мертвых, то мы не имеем надежду вечной жизни. Следовательно, мы служим мертвому человеку, такому же, как и другие мертвые пророки. Если Иисус – это лишь замечательный пример для нас, нам следовало бы спасать самих себя, следуя Его примеру. Ни один добрый пример не способен спасти человека от Божьего гнева за его грех. Модернизм есть дьявольская атака на Евангелие. Мы не можем обрести спасение, любя других или посредством наших религиозных чувств. Мы можем быть спасены только божественным Христом и всей Его искупительной работой для нас. Модернизм – это вызов всем утверждениям христианства.
ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
Книга пророка Исаии 44:24
«Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший тебя от утробы матерней: Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю».
Первое послание Петра 1:24-25
«Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано».
Бельгийское исповедание веры, статья 5.
«Мы принимаем все сии книги... для регулирования, основания и утверждения веры нашей. Мы верим безо всяких сомнений во всё, содержащееся в них».
Гейдельбергский катехизис
В. 26. Во что вы верите, когда говорите: «Верую в Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли»?
О. В то, что вечный Отец Господа нашего Иисуса Христа, Который из ничего сотворил небо и землю и все, что в нем и на ней, Который хранит Свое творение и правит им изъявлением вечной воли Своей и Провидением, есть также ради Христа, Сына Своего, мой Бог и мой Отец. На Него уповаю я так, что не имею сомнения: Он даст все необходимое моему телу и душе, какое испытание Он ни пошлет мне на моем пути, окропленном слезами, Он все обратит ко благу моему. Ибо как Бог Вседержитель, Он может это, и как Отец истинный желает этого.
Вестминстерский Краткий катехизис
В. 9 Что такое дело творения?
О. Дело творения — это создание Богом всего из ничего словом силы Своей в течении шести дней, и все это весьма хорошо.
Вестминстерское исповедание веры, I, 4.
«Достоверность Священного Писания, в соответствии с которой ему следует верить и подчиняться, связана не со свидетельством какого бы то ни было человека или церкви, а только с Автором Писания – Богом, Который есть сама истина. Следовательно, Библию должно признавать, потому что она представляет собой запечатленное на письме Слово Божие».
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
4. Если чудеса, о которых говорится в Библии, не являются правдивыми, спасены ли мы? Почему «да» или почему «нет»?
5. Если пророчества Библии были записаны после происшедших событий, правду ли говорили библейские авторы?
6. Если христианство – это одна из множества мировых религий, то тогда существует множество путей, которыми мы можем спастись. Что Библия учит об Иисусе? Является ли Он единственным Спасителем или существует множество спасителей? Расскажите, что каждый из отрывков, приведенных ниже, учит об Иисусе.
а. Деяния 4:12.
б. Исаия 43:11.
в. Иоанна 14:6.
д. 1-е Тимофею 2:5.
7. Действительно ли Библия – это одна из многих книг или она является истинным Словом Божьим? Расскажите, что каждый из отрывков, приведенных ниже, учит о Слове Божьем.
а. 2-е Петра 1:16-18.
б. 2-е Петра 1:20-21.
в. 2-е Тимофею 3:16-17.
д. Иоанна 17:17.
ЭВОЛЮЦИЯ
Модернизм, или либерализм, бросает вызов всем христианским церквям. К 1920 году модернистское, или либеральное, мышление приобрело большое количество сторонников в Европе и Северной Америке. Оно оказало влияние на семинарии, колледжи и университеты по всему миру. Некоторые церкви и школы восприняли модернизм, а другие противостали ему. Были и такие, которые пытались совместить христианство и модернизм.
Чарльз Дарвин (1809–1882 гг.) находился под глубоким влиянием модернизма. Его книга «Происхождение видов», написанная в 1859 году, доказывает, что люди не являются непосредственным творением Бога. Дарвин писал, что человек появился в результате процесса изменений, или эволюции, который длился миллионы лет. Предками человека были, по всей вероятности, существа, во многом похожие на обезьян. Дарвин учил, что многие изменения в мире произошли случайно. Все творения развивались от простых к более сложным формам жизни. Теория эволюции повсюду оказала сильное влияние на мыслителей, ученых, преподавателей и пасторов. Эта теория противоречит библейскому взгляду о Божьем творении. Псалом 33:6 говорит, что Бог создал все творение Словом уст Своих. Книга Бытия первая и вторая главы описывают великую Божью творческую деятельность. В Евреям 11:3 говорится: «Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое». Следует ли нам доверять Богу, Который присутствовал при сотворении мира, или человеку, которого там не было, но который считает, что он все знает лучше Бога?
(фото Махена)
ПРОТИВНИКИ МОДЕРНИЗМА
И хотя многие люди прониклись идеями и учениями модернизма, многие были не согласны с ними. В Берлине Эрнст Хенгштенберг (1802–1869 гг.) встал на защиту церкви и Библии против нападок модернизма. Карл Барт (1886–1968 гг.) также сделал попытку противостать модернизму. Однако его усилия были не очень успешны, поскольку он твердо не придерживался истины о том, что сама Библия является истинным Словом Божьим.
Человеком, который наиболее явно противостоял модернизму, был Й. Грешем Махен (1881–1937 гг.) из Принстонской Теологической семинарии. В 1929 году из-за того, что Принстонская семинария начала признавать модернизм, Махен и другие оставили семинарию Принстона и основали Вестминстерскую Теологическую семинарию в Филадельфии. В своей книге «Христианство и либерализм» Махен раскрывает модернизм как разновидность религии, лжерелигии, противостоящей христианской вере. В 1936 году он был изгнан из Пресвитерианской церкви в США, и способствовал организации Ортодоксальной Пресвитерианской церкви. На протяжении многих лет эта деноминация верно исповедует и смело провозглашает истину.
ФУНДАМЕНТАЛИЗМ
В промежутке между 1910 и 1915 гг. в Соединенных Штатах была опубликована серия из 12 небольших книг под названием «Основы: свидетельство истины». Они были написаны с целью защиты фундаментальных, или основных, истин Библии от модернизма. Содержание этих брошюр сосредоточено на пяти основных убеждениях: Библия является безошибочной; Иисус был рожден девственницей, Иисус страдал на кресте ради нас; Иисус воскрес из мертвых физически; Иисус также физически вернется во второй раз. Попытки защиты Библии с помощью этих пяти положений стали известны как «фундаментализм». И хотя эти истины важны, чтобы их отстаивать, фундаментализмом часто не принимается во внимание, что в христианской вере есть нечто большее, чем эти пять базисных положений. Бог желает, чтобы мы жили только Его Словом, и всем Его Словом, а не несколькими избранными доктринами.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ.
8. В чем ошибочность теории эволюции?
9. Что совершил Й. Грешем Махен для противостояния модернизму?
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ
Деизм – ересь, которая учит, что мы можем знать истину и жить добропорядочной жизнью исходя из одного лишь человеческого здравого смысла.
Шлейермахер – человек, которого называют «отцом модернизма», учил о том, что наша вера основана на чувствах, а не на Слове Божьем.
Эволюция – теория, первоначально разработанная Чарльзом Дарвином, которая учит, что этот мир произошел посредством случая и процесса изменений.
Махен – наиболее отважный противник модернизма в Соединенных Штатах в 1920-х гг., был основателем Вестминстерской Теологической семинарии.
Фундаментализм – в самом начале фундаментализм как движение был попыткой защитить Библию и христианство, подчеркивая пять основных истин, известных как фундаментальные. С годами его смысл изменился.
Этот материал еще не обсуждался.