Рональд Л. Шойерз
Живая церковь Христова: путешествие от начала и до конца
УРОК 2. Церковь в Ветхом Завете
ПУТЕШЕСТВИЕ НАЧИНАЕТСЯ
Божья семья, или Церковь, за которой мы следуем в нашем путешествии от ее истоков и до нынешних дней, имеет очень важное начало. Следуя по этому пути, мы будем останавливаться, чтобы увидеть некоторые разочарования, неудачи, битвы и победы Божьих людей. Мы станем свидетелями любящей заботы Бога о них на этом пути. Однако прежде, чем мы изучим их опыт в этом путешествии, нам необходимо исследовать начало. Где было положено начало Церкви? Как началось это путешествие?
ЗАВЕТ БЛАГОДАТИ
История Божьего народа в мире начинается одновременно с Его прекрасным творением. С самого начала Господь создал все совершенным. Первый человек Адам и его жена Ева были совершенными, и они наслаждались общением с Богом. В Бытии 1:27 говорится: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Быть сотворенными по образу Божьему означает, что люди подобны Богу в нескольких смыслах.
Что мы видим, когда смотрим в зеркало? Мы видим реальный образ, или же отражение нас самих. Мы видим свой образ. Поскольку мы созданы по образу Божию, мы отражаем то, чему подобен Бог. Бог свят, и потому Адам был свят. Бог знает всё, а потому Адам мог познать Бога и пребывать с ним в дружеских отношениях. Адам был способен различать добро и зло. Господь управляет всем, а потому Адаму было дано задание управлять Божьим творением для Его славы. Животным такие способности не были даны. Только люди были созданы по образу Божьему.
Адаму было вменено в обязанность повиноваться Богу. Великий Творец пришел к Адаму и заключил с ним завет. Завет – это соглашение, или союз, который скрепляют две участвующие стороны. Это взаимоотношения, при которых обеими сторонами даются обещания и на обе стороны возлагается ответственность. В этом завете с Богом Адам был обязан во всем повиноваться Богу. Бог обещал, что если Адам будет во всем Ему послушен, то он будет жить вечно. Мы называем это соглашение заветом дел. Адам имел бы благословение вечной жизни с Богом, если бы повиновался Ему. Но также и был бы проклят вечной смертью, если бы ослушался.
Затем случилось нечто весьма трагичное. Адам и Ева нарушили особое соглашение, или завет, непослушанием Богу. Они согрешили против Него. Бытие, глава 3, рассказывает, в чем они провинились перед Богом, и как затем пытались скрыться от Него. Какая великая печаль, трагедия, разрушение и смерть вошли в совершенное Божье творение! Бог предупредил их, что если они ослушаются Его, то «смертию умрут» (Бытие, 2:17). Теперь только лишь смерть ожидает Адама из-за того, что он нарушил завет Божий. Как глубоко это должно было огорчить Создателя!
Тем не менее, в Своем совершенном премудром плане Бог не позволил, чтобы всё было утрачено. Он уже имел замысел по Своей милости и любви заключить иной завет с Адамом и Евой и со всеми верующими и их детьми. В завете благодати Сам Бог предусмотрел Того, Кто вместо нас будет повиноваться в совершенстве. Существует лишь одна Личность за всю историю человечества, Которая смогла и в совершенстве повиновалась Богу. Единородный Божий Сын, Иисус Христос, когда пребывал здесь на земле, в совершенстве повиновался Божьему закону вместо нас. Затем Он принял наказание за наш грех, умер на кресте и вновь восстал из мертвых.
Бог говорит, что всякий, кто верует во Христа для жизни вечной, навсегда будет Его дитем, потому что Бог-Отец смотрит на совершенное послушание Иисуса и Его жертву за нас – и Он удовлетворен. Он более не видит наших грехов. Бог смотрит на нас как на омытых кровью Христовой и облеченных Его праведностью. Он оправдывает нас, то есть Он объявляет, что ныне мы пребываем с Ним и совершенны в Его глазах. Поэтому те прекрасные отношения с Богом, которые были разрушены в саду Эдема, теперь восстановлены. Иисус творит нас праведными перед Богом. В завете благодати Он совершает то, что не смогли совершить мы в завете дел. Во 2 Коринфянам 6:16 Бог говорит: «…вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом». Это обетование является сущностью завета благодати.
Вот с этого всё и началось. Путешествие Церкви – это путешествие всех тех, кто верит в спасительное деяние Иисуса. Они верят в обетования Божьи, данные Им в завете благодати. Поскольку мы не можем спасти себя сами от греха, мы веруем в Иисуса, в Его спасение. Поэтому начало Церкви было положено тогда, когда первый верующий Ветхого Завета уверовал во Христа для жизни вечной. И это началось в саду Эдема с Адама и Евы.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
1. Что означают слова, что мы сотворены по образу Божию?
2. Назовите три характеристики, которые уподобляют нас Богу:
а.
б.
в.
3. Что такое завет? Какие виды заветов широко используются сегодня?
4. Какова была ответственность Адама в завете дел? Каким было Божье обетование? Каким было Божье проклятие?
5. Верно или неверно:
а. _______ Бог вынудил Адама и Еву согрешить против Него
б. _______ смерть стала результатом грехопадения
в. _______ Адам и Ева не чувствовали вины после грехопадения
г. _______ Адам и Ева хотели разговаривать с Богом после грехопадения
6. Что в завете благодати совершает для нас Иисус, чего мы не можем сделать сами?
7. Когда было положено начало Церкви? Обведите правильный ответ:
а. после вознесения Христа на небо
б. где-то между Ветхим и Новым Заветами
в. когда первый верующий Ветхого Завета уверовал во Христа
г. когда апостол Павел впервые проповедовал язычникам
ВЕТХОЗАВЕТНАЯ ЦЕРКОВЬ
Вскоре после грехопадения Адама и Евы Бог дал им обетование о пришествии Христа. Читаем Бытие 3:15. Кто является Семенем жены? Кто такой змей? Кто из них победит в сражении? Этот стих говорит, что Иисус Христос, Семя жены, однажды придет, чтобы одержат победу над грехом, смертью и сатаной. Видите ли вы, насколько важным было это обетование для Адама и Евы? Подумайте о том, каким утешением было это обетование для всех тех людей, которые веровали в Бога до пришествия Христа. Начало Церкви было положено тогда, когда люди, жившие в Ветхом Завете, начали с верой ожидать пришествия Христа. Они доверяли Божьему заветному обетованию.
Каким образом ветхозаветные верующие выражали свою веру в Бога и в Его обетования? Люди верили в Божье обетование о том, что Христос придет, поэтому они обращались к Богу в молитвах. В Бытии 4:26 сказано: «… тогда начали призывать имя ГОСПОДА». Позже, в дни скинии и храма, дым от воскуряемого фимиама поднимался к небу. Это было символом того, что молитвы верных поднимаются к Богу.
Повинуясь Богу, ранние верующие также приносили Ему жертвы. Библия повествует о том, как сын Адама Авель принес жертву Богу. Он верил в Божье обетование вечной жизни. «Ею [верою] получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его» (Евр. 11:4). Во времена Моисея вместо людей убивали животных, чтобы показать, что Иисус умрет за Своих людей. Кровь ягнят проливалась для того, чтобы помочь людям понять, что Иисус, Агнец Божий, прольет за них Свою кровь. Множество жертв было принесено в скинии и в храме, и все они указывали на единственную жертву, которую Христос совершит за нас.
Ранняя Церковь также принимала Слово Божье. Иногда Бог обращался к Своим людям непосредственно, как, например, к Самуилу, о чем записано в Первой книге Царств, глава 3. В другие времена Он говорил через проповедников. Когда Ной строил ковчег, Бог использовал его как «проповедника правды» (2 Петра, 2:5), который нес весть о покаянии развращенным людям своего времени. Бог также обращался через Свое записанное Слово. Бог использовал Моисея, чтобы записать первые пять книг Ветхого Завета. Бог также использовал многих пророков, которые видели сны и видения. Они передавали народу ранней Церкви весть о том, какой веры и каких действий ожидает от них Бог. Разными путями люди получали Слово от своего Бога завета. Каждый из веривших этому Слову принадлежал Его Церкви.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
8. Перечислите три способа, как верующие Ветхого Завета выражали Свою веру в Бога.
а.
б.
в.
9. На кого указывали все жертвоприношения, священство, обряды и предметы скинии и храма?
Каким образом?
ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
2-е Коринфянам 2:16
«Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом».
Гейдельбергский катехизис
В. 54 В чем состоит ваша вера в святую вселенскую христианскую церковь?
О. Я верую, что Сын Божий, через Своего Духа и Свое Слово, из всего человеческого рода, от начала и до конца мира собирает, защищает и сохраняет для Себя общину людей, избранных для вечной жизни и объединенных истинной верой. И в то, что я есть и во веки останусь живым членом этой общины-Церкви.
Гейдельбергский катехизис
В. 60 Как вы оправдываетесь перед Богом?
О. Только истинной верой в Иисуса Христа. И хотя моя совесть обвиняет меня…, и даже не смотря на то, что я и поныне склонен ко всякому злу, тем не менее, без всякой моей заслуги, по своей абсолютной милости, Бог дарует мне совершенное искупление, оправдание и святость Христа…
Вестминстерский Большой катехизис
В. 62 Что такое видимая Церковь?
О. Видимая Церковь есть сообщество всех тех, кто во все времена и во всех концах земли исповедует истинную веру, а также их детей.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ
Образ Божий – в некотором смысле все мы похожи на Бога. Адам был сотворен с истинным знанием Бога, святым, ему было дано задание и способности, чтобы верно управлять Божьим миром. После того, как грех вошел в мир, образ Божий в человеке был искажен и испорчен, но не утрачен окончательно.
Завет – завет есть соглашение или союз, который скрепляют две участвующие стороны. Он включает в себя как обещания, так и обязательства для обеих сторон завета.
Завет дел – завет дел был первоначально заключен с Адамом. Если бы он в совершенстве повиновался Богу, то имел бы жизнь вечную. В случае непослушания Богу он получит заветное проклятие, то есть смерть.
Завет благодати – Бог заключил завет благодати с верующими и их детьми после грехопадения. Бог отдал Своего Сына, Иисуса Христа, Который в совершенстве повиновался Своему Отцу и умер вместо нас, чтобы искупить нас от Божьего гнева за наш грех. Мы принимаем благословения завета одной верой.
НАРОД ВЕТХОЗАВЕТНОЙ ЦЕРКВИ
Какие люди принадлежали ветхозаветной Церкви? Перед потопом в нее входили такие верующие, как, например, Авель, Сиф, Енох, Мафусал и Ной. Во времена потопа немного было людей, которые бы любили Бога и верили Его заветным обетованиям. Вы помните, что Бог спас только лишь Ноя и его семью. Только они были членами Церкви на земле в то время.
После истории о потопе в Библии рассказывается об Иове, который верил в Бога. Затем Библия сосредотачивается на Аврааме и его семье. В Бытии 12:1 говорится о заповеди, которую Бог дал Авраму (или Аврааму, как он был назван позднее): «…пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе». Бог заключил Свой завет благодати с Авраамом и его семьей (Бытие, 17). Авраам верил в Бога и уповал на Его заветные обетования. Он также был частью Церкви. Библия называет его «отцом всех верующих» (Рим. 4:11).
Бог также призывает сына Авраама, Исаака, чтобы тот веровал Божьему обетованию о пришествии Спасителя. Исаак имел двух сыновей – Иакова и Исава. Иаков верил Божьему заветному обетованию, однако Исав презирал его. Иаков принадлежал к ранней Церкви. Иаков, или Израиль, как назвал его Бог, имел двенадцать сыновей. Церковь начала увеличиваться вместе с этой большой семьей. Позже, во время жестокого голода, Иаков и его семья оставили землю, которую Бог обещал Аврааму, и направились в Египет, где они умножились и стали великим народом. Бог обещал, что возвратит их в Ханаан (Бытие, 46). Но как они вернулись в Обетованную Землю? Книга Исход рассказывает, как Бог использовал Моисея, дабы чудесным образом вывести народ из Египта, и в течение многих лет Он вел их через пустыню, пока они не подошли к границам Ханаана. Божий народ был «собранием в пустыне» (Деяния, 7:38).
Церковь продолжала шествие. Во времена судей и царей многие люди верили Божьим обетованиям, даже несмотря на то, что остальной народ отвергал их. Царь Давид любил Бога и служил Ему. Илия-пророк был верен вопреки сильному сопротивлению. Пророк Исаия говорил о пришествии Христа. Даниил верно служил Богу, даже когда он и все израильтяне находились в плену в Вавилоне. В течение семидесяти лет им не было позволено возвратиться в Иерусалим, где они поклонялись и служили Господу. Снова и снова пророки обещали Церкви, что Христос-Мессия грядет. И все, кто возлагал свои надежды на Него, являлись частью Церкви.
Наконец, в полноту времени, родился Мессия. Христос Иисус связал воедино Церковь Ветхого и Нового Заветов. Церковь Ветхого Завета в вере ожидала Христа, так как они верили в Его совершенный труд. Церковь Нового Завета в вере обращается назад к Его совершенному труду. Это одна Церковь в Божьем мире, простирающаяся от сотворения и до конца времен. Эта Церковь, Церковь Христова, состоит из всех верующих всей истории человечества. Как часть этой Церкви мы все объединены во Христе истинной верой в Него и в Его заветные обетования. Вот почему в Галатам 3:29 говорится: «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники». Верите ли вы в Иисуса Христа – Мессию? Если да, то вы – часть Церкви!
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
10. Назовите семь человек, которые принадлежали к ранней Церкви Ветхого Завета:
а.
б.
в.
г.
д.
е.
ж.
Что у них было общего?
11. Чем ветхозаветная Церковь отличается от новозаветной Церкви? Что у них общего?
Этот материал еще не обсуждался.