29.03.2014

Майкл Уилкок

Евангелие от Луки

Пояснение к словам Иисуса

Притча о сеятеле, которая у Матфея в гл. 13 дана в ряду семи других, у Луки стоит особняком (8:4— 15). По словам Марка, эта притча имеет фундаментальное значение: «Не понимаете этой притчи? как же вам уразуметь все притчи?» (Мк. 4:13). Лука сокращает ее и помещает здесь как часть заключения из раздела, посвященного Благой вести. Этот раздел завершается словами Иисуса о Своих родственниках, пытавшихся пробиться к Нему через толпу (8:16—21). Он объясняет, кто действительно в духовном смысле «родствен» Ему.

Оба эти эпизода сосредоточены на Благой вести. «Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие» (8:11); «матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (8:21). Слово Божье — это, конечно же, послание, которое принес с Собой Иисус. И в обоих этих эпизодах мы задаем себе вопрос: являются ли слушающие Его теми людьми, которые готовы принять Благую весть?

Название «притча о сеятеле» используется по привычке; в действительности в ней почти ничего не говорится о сеятеле. Точнее было бы назвать ее притчей о семени. Но еще правильнее было бы назвать ее притчей о почвах, символизирующих тех, кто слушает Благую весть. Готовы ли они к тому, чтобы в них опустили семя, или они слишком черствы, поверхностны и заняты, чтобы семя смогло пустить в них корни?

Точно так же в абзаце, завершающем этот раздел, звучит вопрос, наблюдают ли они, как слушают (8:18). Иными словами, существует л и связь между принятием и повиновением, которая объединяет их с Иисусом, или они допускают какую-либо другую связь между Ним и ими, которая не так унизительна для них?

Тема Благой вести — это царское владычество Господа в Иисусе Христе, владычество, которое принесет неслыханные блага всем тем, кто готов принять ее. Но они должны быть готовы. Благая весть предназначена только для «нищих» — для тех, кто признает свою бедность и свои нужды. Они должны отказаться от своих представлений о том, как бороться со своими проблемами, и принять то решение, которое им предлагает Благая весть, — оставаться верными ей и пребывать в ней.

8:22-56 Господь нового Израиля

Далее следуют четыре истории о чудесах, совершенных Иисусом. Он успокаивает бурю на Галилейском море (8:22—25), изгоняет демонов из одержимого (8:26-39), исцеляет женщину от кровотечения и воскрешает ребенка из мертвых (8:40-56). Лука прекрасно владеет искусством слова и представляет перед нами эти истории как ряд картин, изображающих чудотворную силу Иисуса.

Рассматривать Луку как художника — значит понять, что было у него на уме, когда он представлял нам эти истории.

1. Лука-художник

Самое известное имя в современном мире искусства — это, вероятно, Пикассо. Для тех, кто мало смыслит в искусстве, его работы, несомненно, кажутся коллекцией одинаково необычных картин. Но когда вы начинаете изучать их, то обнаруживаете, что в них заметен прогресс. Одни картины относятся к его «голубому периоду», другие — к «розовому» и так далее. Поэтому в галерее их можно выставлять сгруппированными по периодам.

То же самое мы обнаруживаем в словесных картинах Луки, когда начинаем изучать их. Его истории — это не собрание разрозненных рассказов. Он разгруппировал чудеса по главам. Некоторые представлены здесь, в гл. 8, некоторые — в гл. 7, другие — в гл. 4 и 5. Это ранний период, средний и здесь — самый поздний период, хотя за ним, конечно же, последуют другие.

Мы сначала рассмотрим картины в галерее этой «комнаты» (гл. 8), затем сравним их с картинами «раннего периода» и потом попытаемся проследить связь между всеми только что упомянутыми группами.

1) Картины восьмой главы — одна группа

В один день Он вошел с учениками Своими в лодку... И приплыли в страну Гадаринскую... <...> ...Он вошел в лодку и возвратился... Когда же возвратился Иисус. ..<...>... Когда же Он шел... Когда Он еще говорил... (8:22,26,37,40,42,49).

Мы уже говорили о том, что рассказ Луки об Иисусе — это не в коем случае не изложение всех событий, следующих друг за другом по порядку. Порядок его Евангелия не хронологический, алогический. В его голове есть план, следуя которому он излагает события так, чтобы вскрыть их истинное значение.

Но в данной главе он, кажется, располагает события именно в хронологическом порядке. Проследите порядок стихов, процитированных выше, и вы увидите, как взаимосвязаны эти четыре истории не только в смысле их расположения, но в порядке их реальной хронологии. Сравнивая гл. 8 у Луки и соответствующие отрывки у Матфея (гл. 8,9) и у Марка (гл. 4,5), мы увидим, что это Марк и Матфей изменили порядок событий, преследуя свои цели, тогда как Лука сохранил подлинную последовательность, поскольку она лучше всего отражала то, что он хотел сказать об Иисусе.

Поэтому эти истории группирует не только Лука. Очевидно, что Сам Иисус совершил эти четыре чуда с минимальными интервалами между ними. Несомненно, что все они принадлежат к одной группе.

2) Картины четвертой и пятой глав и картины восьмой главы: контраст

...Великое множество народа стекалось к Нему — слушать и врачеваться у Него от болезней своих (5:15).

Пришед же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери (8:51).

Сравнивая чудесные истории «позднего периода» с историями «раннего периода», мы замечаем между ними некоторые очевидные сходства. В каждом случае приводится ряд поразительных примеров власти Иисуса над силами зла как в умах, так и в телах и обстоятельствах людей.

Но есть также и различия; и один аспект различия между группой раннего периода и группой позднего периода указан в стихах, процитированных выше. В гл. 4 и 5 у Луки большинство картин заполнено множеством народа; в гл. 8 большинство сцен изображают только нескольких человек. Сравните: в «раннем периоде» Иисус изгоняет демона из одержимого в синагоге, полной народа (4:31—37), исцеляет множество больных в доме Симона (4:40), народ удерживает Его, не давая Ему уединиться (4:42), и теснится к Нему (5:1). И, наконец, Он исцеляет больного в настолько многолюдным доме, что пациента пришлось спустить через отверстие в крыше (5:17-19). А вот в «поздний период» мы видим Его одного на озере в лодке с учениками (8:22); Он изгоняет демонов из одержимого в Гадаринской стране (8:26) и воскрешает дочь Иаира из мертвых в присутствии всего лишь пяти человек (8:51).

Правда, здесь тоже есть некоторые исключения (напр.: 5:12-14; 8:42). Но они лишь подтверждают правило; и когда мы задаем себе вопрос, почему это так, то мы находим ответ на это в гл. 6.

Между двумя этими группами чудес приключилось событие еще большей значимости. Иисус постановил новую субботу (6:1—11), назначил двенадцать апостолов быть лидерами народа Божьего (6:12-16) и дал новый закон (6:17-49). На наших глазах рождается новый Израиль. Из всего народа в общем Иисус призывает народ Свой, церковь. Поэтому неудивительно, что первые чудеса произошли в присутствии большого количества народа, а более поздние были больше предназначены для Его учеников. Те были для мира в целом; эти — только для церкви.

3) Картины четвертой и пятой глав, седьмой главы и восьмой

главы: последовательность

...Сын Человеческий имеет власть на земле... (5:24).

...Он проходил... проповедуя и благовествуя Царствие Божие (8:1).

Иподошедширазбудили Его и сказали: Наставник! Наставник!..

(8:24).

Теперь мы сравним все три группы историй: «ранний», «средний» и «поздний» периоды «картинной галереи».

В первой группе Иисус использует для Себя титул, который впоследствии стал Его любимым — «Сын Человеческий» (5:24). Это означает «Человек с заглавной буквы», «истинный Человек», Человек Божий. Мы уже видели, как этот статус как часть другого великого титула — «Сын Божий» — подтверждается Его генеалогией в 3:23—28 и искушениями в 4:1—13. Впервые в человеческой истории мы видим Человека таким, каким задумал Его Бог — имеющим власть над миром и дьяволом (см.: Быт. 1:26; Пс. 7 и коммент. к 4:1—3). Неудивительно, что, когда такое величие открылось людям, «напал на всех ужас» (4:36). Между возможностями обычного человека и тем, что делал этот Человек, был разительный контраст. Разница между Ним и ими была в высшей степени очевидной.

Чудеса второй группы иллюстрируют Благую весть, которую принес с Собой Иисус. Это Благая весть для нищих (7:22) и Благая весть Царства Божьего (8:1). Иисус Человек, чья человеческая природа разительно отличается от природы остальных людей, предстает здесь Иисусом Царем, Который, невзирая на Свою власть и богатство, предлагает блага всем тем, кто достаточно беден, чтобы принять их, — язычникам, вдовам, блудницам (7:1 -17,36-50), тем, кто готов принять, слушать и подчиняться (8:4-21). Мы могли бы сказать, что тогда как чудеса «раннего периода» приносили веру сторонним наблюдателям, чудеса «среднего периода» приносили блага тем, кто этого просил.

Чудеса же «позднего периода» бросают вызов тем, кто последовал за Иисусом. Ибо несравненный Человек и великодушный Царь—это также и «Наставник» среди Своих учеников (8:22,24).

Они признали, что между Ним и ими простирается безбрежное море. Они смиренно и с благодарностью приняли предложенное Им спасение. Теперь они Его преданные ученики. Они в буквальном смысле плывут с Ним в одной лодке! Именно для них, для Своих людей, для Своих учеников Иисус творит эти чудеса.

2. Лука-проповедник

Словесная картина, нарисованная в 8:22—56, в таком случае несет послание ученикам Иисуса. А это означает, что они, в свою очередь, несут послание церкви. Лука, перед которым стоит задача не только рисовать картины, но и проповедовать, подразумевает, что эти четыре чуда предназначены в особенности для тех, кто последовал за Иисусом и пытается учиться у Него, как это делают Его люди.

Если это действительно так и события этого отрывка происходили специально на благо церкви, то какой урок мы, члены церкви, должны извлечь из них?

В целом мы можем заметить, что все они затрагивают зло этого мира, и особенно то, как оно влияет на жизнь обычных людей. Для этих аспектов зла мы могли бы использовать старомодное слово «страдания», которое заключает в себе и крушение, и безумство, и неизлечимые болезни, и мучительные лишения. Мы можем спросить, почему, начиная излагать Свое учение тем, кто последовал за Ним, Иисус сперва затрагивает тему страданий, а, например, не тему отцовства Господа, требований закона или природы церкви. На это можно было бы ответить так: в этой главе Иисус больше творит чудесные дела, чем говорит чудесные слова. И поскольку основное внимание концентрируется здесь на том, как Он побеждает зло, тема страданий естественным образом оказывается на первом месте. Другое можно сделать при помощи слова. Но на это есть и более глубокий ответ. Для Луки Иисус — это, прежде всего, Спаситель мира. Поэтому сначала нам необходимо осмыслить этот титул. От чего Он спасает нас? От зла! Нов каком смысле Он спасает нас? Свободны ли мы от зла? Если нет, то как нам справиться с ним? Что на практике означает «спасение» в мире, где зло так сильно? Вопросы подобного рода фонтаном вырываются из основной темы Луки.

В частности, нам необходимо усвоить три вещи: необходимость страданий, как с ними справляться и каково их назначение.

1) Необходимость страданий в христианской жизни

Абсолютно неправильно думать, что христианская жизнь приносит избавление от страданий. Когда Иисус говорил «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:36), Он, конечно же, не обещает нам освобождение от огорчений нашей повседневной жизни. Человек, принимающий Христа с мыслью, что теперь страдания больше никогда не коснутся его, приближается к катастрофе. Они, несомненно, будут; и когда это произойдет, он погрузится в сомнения или даже в отчаяние.

Нет, Иисус не обещает нам жизнь без проблем. Это не значит, что проблемы могут прийти, и даже то, что они придут, но то, что они должны прийти. В следующей главе мы увидим, как Он говорит об этом: «Сыну Человеческому должно много пострадать... если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (9:22,23). Апостольская церковь говорит с той же суровостью: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22). Вот почему данный раздел называется не «Возможность...», и даже не «Неизбежность...», но «Необходимость страданий в христианской жизни».

Мы не можем не обратить внимания на тот факт, что Иисус всецело контролировал всю цепь событий, изложенных в данном отрывке. Он повел учеников через озеро, где начиналась буря, на другой берег, где им предстояло встретиться с одержимым человеком; Он возвратил их в Капернаум, привлек их внимание к больной женщине в толпе и оставил в доме Иаира троих из них и мертвого ребенка. Они стали Его особенными друзьями и участниками Царства Божьего. Думают ли они сейчас о том, что мрачная сторона жизни больше не коснется их? Наоборот, Иисус заставляет их смотреть на бурю, одержимого, инвалида, на тело мертвого. Он словно говорит им: «Несмотря на радость спасения, дарованного вам, вы, тем не менее, живете в мире, где свирепствует зло. Как вы будете противостоять ему?»

Буря на озере — это, конечно же, образ враждебных обстоятельств, в которых мы можем оказаться, включая и настоящую бурю, как могли убедиться в этом многие христианские путешественники[1]. Одержимый из страны Гадаринской олицетворяет все зло, которое воздействует на ум и личность человека даже и в наши дни, настоящую одержимость дьяволом. Кровотечение женщины представляет любые физические заболевания; смерть дочери Иаира напоминает нам о «главном враге», который ожидает каждого из нас. Петр, несомненный свидетель всех четырех случаев, подводит итог этого в своем первом письме: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посыпаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного» (1 Пет. 4:12).

Хотя он говорит здесь конкретно об огне гонений, то же самое можно сказать о любом виде страдания. Христиане должны учиться противостоять неприятностям.

2) Как справляться со страданиями

Но еще очевиднее в этой группе историй тот факт, что, хотя страданий нужно ожидать, с ними можно справиться. Все истории, которые мы наблюдаем здесь, имеют счастливый конец.

Стоит ли упоминать о Том, Кто разрешает эти проблемы в каждом случае? Возможно, церкви необходимо напоминать, особенно когда она становится устойчивой и организованной и включает свой механизм овладения неприятными обстоятельствами, что это Иисус использует Свою силу в борьбе со злом. Для нас тоже полезно отметить, что как только ученики решили, что они могут справиться со злом одни, они чуть не погибли (8:24).

Поэтому на вопрос «Кто может одолеть страдания?» мы ответим: «только Иисус»; и это дает нам возможность ответить на вопрос, как это зло может быть побеждено с чисто практической точки зрения. Если Иисус — это победитель, то первое, что нам необходимо, — быть рядом с Ним. Иисус всегда был на виду у апостолов, для нас Он всегда должен присутствовать в нашей вере — в каждом сердце («Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и идущим Его воздает»; Евр. 11:6) и во взаимной любви Его последователей («Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»; Мф. 18:20). Но для нас, как и для них, принцип один и тот же — без Него мы не можем делать ничего (Ин. 15:5). Мы должны быть уверены, что Он присутствует здесь и сейчас.

Во-вторых, мы должны верить, что Он — это также Господь прошлого. Задолго до того, как мы оказались в существующей ситуации, Он уже спланировал наше путешествие в страну Га-даринскую и наше возвращение в Капернаум, заранее видя то зло, которое будет противостоять нам, тот страх, который оно вызовет у нас, победы, которые одержит Господь, и те уроки, которые мы извлечем из этого. Потому что Он — Автор истории и, вследствие этого, не подвержен течению времени, которое несет нас, порождения Его ума. Такие великие слова, как «предвидение», «предопределение», «милость», придают блеск Его имени. Мы здесь, неважно, где находится это «здесь»; главное, что это знает Он, и Он также знает, как добыть славу и блага из нашего пребывания здесь.

Это подводит нас к третьему практическому шагу: мы осознаем, что Он извлечет добро из зла. Он есть Господь не только прошлого и настоящего, но и будущего. Естественно, что когда дело касается будущего, то также встает вопрос веры. Но эта вера имеет твердое основание в знании того, каким было «будущее» для наших предшественников, например, тех людей, которые обратились в христианство после мучительных испытаний, о которых рассказывается в гл. 8. Что для них приготовил Господь, мы узнаем совсем скоро, когда будем обсуждать назначение страданий в христианской жизни. Но то, что решение их проблем находилось в надежных руках и что наше будущее не менее надежно, не подлежит сомнению.

Таким образом, Иисус учит нас, как нам справляться со своими несчастьями. Задавая себе вопрос, как Он Сам справляется с этим, мы должны понять, что приведенные здесь случаи — это всего лишь примеры. В мире есть много других проблем, и все они имеют свои решения. Читая историю ранней церкви, мы обнаруживаем, что практически в каждом случае одержимости дьяволом приходит исцеление; но в отношении болезней мы видим, что Господь не всегда даровал чудесное исцеление (2 Кор. 12:7; 1 Тим. 5:23; 2 Тим. 4:20). А что касается воскрешения мертвых, то, надо сказать, мало кто из христиан I в. воскрес. А чудовищная буря, описанная подробно в Новом Завете, бушевала четырнадцать дней без перерыва, пока не потопила корабль, на котором плыл Павел, и не выкинула его на берег Мальты (Деян. 27).

Иисус дарует нам не такую победу, которой мы ожидаем от Него. Но, так или иначе, Он победит наши невзгоды, если мы попросим Его об этом. Его ответом в наших испытаниях может быть облегчение; но это может быть и дарование выносливости. Он может исцелить нас от болезни, но также может дать нам мужество терпеть ее дальше. Он может предотвратить смерть наших близких, но также может принести нам лишение, а вместе с ним и новую надежду. «Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим. 8:37).

3) Назначение страданий в христианской жизни

Нам нужно заглянуть в следующую главу, чтобы узнать, зачем ученикам Иисуса было необходимо усвоить эти уроки. Там перед нами открывается великолепная и вдохновляющая картина. «Созвав же двенадцать, дал им силу и власть над всеми бесами, и врачевать от болезней, и послал их проповедывать Царствие Божие и исцелять больных» (9:1,2). «После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их» (10:1). Уроки, извлеченные из чудес Господа, были необходимы церкви для того, чтобы приготовиться к собственному благовествованию.

С каким посланием не только на устах, но и в сердце продвигаются вперед ученики Иисуса? Что несет миру их совместное свидетельство?

Церковь — это не собрание людей, наслаждающихся жизнью без проблем. Это не ее образ жизни, и она не имеет права предлагать его другим. Также этого не должна делать христианская община, у которой полно проблем и не больше возможностей для решения их, чем у кого-либо другого. Чудо, которое воплощает и провозглашает церковь Иисуса Христа,—это сила для борьбы со злом этого мира. Ученики Христа не свободны от страданий, но у них есть сила для противостояния им. Мы снова обращаемся к словам ближайшего друга Луки — Павла, чтобы подвести итог этого урока, сформулировать назначение страданий в христианской жизни:

«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтоб и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» (2 Кор. 1:3,4).


[1] И апостол Павел - один из самых первых и известных {Деян. 27; 2 Кор.