29.03.2014

Майкл Уилкок

Евангелие от Луки

Благая весть (7:1-8:21)

...Нищие благовествуют (7:22).

...Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие (8:1).

Лука продолжает свое повествование рядом историй. Некоторые из них передают случаи из служения Христа, некоторые рассказывают нам о Его учении. Что нам следует извлечь из них? Можно ли считать их очередными бусинками на ниточке, или у Луки есть план и, соответственно, есть план в служении Иисуса?

Так случилось, что вопросы подобного рода волновали и Иоанна Крестителя; о них мы и поговорим, обратившись сначала к отрывку 7:18—23. Иоанну не сразу стало известно, в отличие от современных читателей повествования Луки, что именно происходило. Загадочный «Тот, Которому должно придти» (7:19,20) и чьим предвестником считал себя Иоанн, наверняка, дал бы о себе знать делами, отличными от тех, которые творил Иисус. Иоанн ожидал, что он принесете собой гнев, разрушение, огонь и суд (3:7—9,15— 17). Но ничего подобного не было ни в словах, ни в делах Иисуса. Даже арест Иоанна и его заключение в темницу — самое гнусное их всех злодеяний царя Ирода, так как этим он пытался заглушить Благую весть (3:18-20) — не вызвало соответствующей реакции у носителя силы Царства Божьего.

Иисус отвечает Иоанну указанием на то, что происходит: «Слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, и нищие благовествуют» (7:22). Иоанн ожидал, что Грядущий придет как Судья: Иисус отвечает, что Он должен сначала прийти как Спаситель. В этот раз Он пришел не для того, чтобы объявить приговор; сейчас.

Он принес с Собой Благую весть. Мы уже видели, как, начиная Свое служение в синагоге в Назарете, Он цитирует Ис. 61:1,2, включая слова «проповедывать лето Господне благоприятное»; для Него еще не настало время закончить цитату и возвестить «день мщения Бога нашего».

Для евреев ожидаемый день пришел и ушел. Зрелищного окончания всего дела, сожжения бесплодных деревьев и ненужных отбросов не произошло, как ожидал того пылкий Иоанн. Терпеливый Иисус дал древу иудаизма еще три года, дабы оно опровергло свое бесплодие (13:6-9). Но оно было бесплодным, и ему суждено было пасть. Однако для мира в целом суд, предсказанный Иоанном, откладывается до сих пор, и Иисус все еще провозглашает Благую весть, как говорят об этом писатели Нового Завета: «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения»; «как говорит Дух Святый, „ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших"» (2 Кор. 6:2; Евр. 3:7,8).

Благая весть — это основная тема данного раздела, как указывает Лука, цитируя ответ Иисуса Иоанну в 7:22. И мы обнаруживаем, что различные случаи, которые евангелист здесь приводит, полностью подтверждают этот ответ. Он уже часто об этом упоминал (1:19; 2:10 и дал.). Теперь мы обратим свое внимание, во-первых, на сущность Благой вести, а затем — на ее получателей, а проще говоря, на то, о чем и для кого она. На оба эти вопроса Иисус ответил еще в начале Своего служения. Это Благая весть Царства Божьего, объяснил Иисус (4:43), и предназначена она «нищим» (4:18). Два этих ответа объединяются во вступительных словах Нагорной проповеди[1]: «блаженны нищие духом» (получатели Благой вести), ибо их «есть Царствие Божие» (сущность Благой вести) (6:20). И в рассматриваемом нами отрывке они встречаются снова, в цитатах 7:22; 8:1.

1. Благая весть сообщает нам о Царстве Божьем

... Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие (8:1).

Тема Царства Божьего была впервые заявлена еще в 4:43. Но мы тогда не стали останавливаться на этом, следуя за Лукой. Однако теперь он сосредоточивает на этой теме все свое внимание. Что кроется за утверждением, что сущность Благой вести — это Царство Божье? Случаи, которые приводит здесь Лука, помогают нам понять, что в ней было благого и что нового.

1) Благое

Сначала Лука рассказывает о встрече Иисуса с римским сотником в Капернауме (7:1—10). Его слуга «был болен при смерти» (7:2), но Иисус творит чудеса на расстоянии, и в конце этого рассказа мы увидим слугу «выздоровевшим» (7:10). У Матфея по данному случаю говорится о самом акте исцеления — «и выздоровел слуга его в тот час» (Мф. 8:13)[2]. Доктор Лука концентрирует свое внимание на последующем состоянии человека, а именно на его здоровье. Именно к такому состоянию возвратил Иисус больного.

Затем мы читаем о воскрешении сына вдовы из Наина (7:11-17). Иисус останавливает траурное шествие к могиле (эта сцена изобилует символами), и снова с помошью силы Его слова происходит чудо. «Умерший» (7:12) после этого «поднявшись сел и стал говорить» (7:15). Всего в Евангелиях приводится три случая воскрешения Иисусом мертвых. Иоанн рассказывает о воскрешении Лазаря. Остальные евангелисты приводят историю о воскрешении дочери Иаира. И только Лука приводит еще и этот случай, помещая его здесь, в гл. 7, как бы для того, чтобы продемонстрировать всю благость вести — она приносит спасение не только от болезни, но даже и от смерти.

К следующим восемнадцати стихам, посвященным по большей части учению Иисуса, мы уже обращались и обратимся вскоре еще раз. За ними следует описание случая в доме Симона-фарисея (7:36—50), где мы видим, как сила Иисуса проникает в самые глубины нужд каждого. Рассказывая о женщине, оказавшейся на обеде, устроенном Симоном, Лука три раза упоминает, что она была грешницей (7:37,39,47), и три раза -— что Иисус прощает грехи (7:47,48,49). Краткая притча о двух должниках (7:41,42) настолько подходит к данному случаю, что ее смысл невозможно не понять. Любовь и благодарность женщины свидетельствуют о том, насколько велик был ее «долг» и, соответственно, насколько велико прощение Господа. Правильная религия фарисеев в действительности не имела ответа на проблему греха и могла ответить только неодобрением и обвинением. Но Иисус мог справиться с грехом и в этом глубоком смысле принести спасение и мир (7:50).

Но это не все, что можно сказать по поводу этих историй. На мгновение мы сосредоточимся на благости той вести, которую приносит Иисус людям. Благо здесь заключается в том, что мы видим перед собой Того, Кто не просто может анализировать и давать объяснения, касающиеся этих злейших врагов человечества — болезни, смерти и греха, — но может реально победить их. Вот почему весть о спасении (ибо так в основном воспринимает ее Лука) также справедливо описывается как весть Царствия. Ибо зло, которое портит человеку жизнь, — это дело сатаны, в чьих руках находится, как мы уже видели в 4:5,6, власть над всеми царствами сего мира. Во время искушения в пустыне Иисусу была предложена эта власть на условиях сатаны. Но, когда, в конце концов, «царство мира соделалое ь Царством Господа нашего и Христа» (Отк. 11:15), это произошло потому, что Он выиграл на Своих условиях. В11:14—23 Иисус использует случай одержимости бесами — самое ужасное дело дьявола — для объяснения лобового противостояния между царством сатаны и Царством Божьим. Но уже здесь, в гл. 7, Он показывает, что Его царская сила присутствует во всей своей полноте, чтобы низвергнуть князя «мирасего» (Ин. 12:31; 16:11) и принести порядок, при котором старое проклятие будет заменено благодатью, страдание — радостью и отчаяние — надеждой.

Если нынешние проповедники Благой вести последуют примеру Луки, то им также будет недостаточно просто анализировать или комментировать. Им захочется провозглашать как факт, что силы того Царства действительно борются со злом мира сего и каждый раз добро побеждает. При этом они будут помнить о том, что эти силы действуют если не так же, как в те времена, то очень похоже. И такого же они будут ожидать от своего благо вествования.

2) Новое Между вторым и третьим упомянутыми случаями расположен рассказ об Иоанне Крестителе. Первую его часть (7:18-23) мы уже рассматривали в начале данного раздела. Остальные две (7:24—30 и 31-35) раскрывают новизну Благой вести Царства сначала для самого Иоанна, а затем для всех тех, кто слушал Иисуса.

Иоанн был действительно великим человеком (7:26-28), величайшим для своей эпохи. Но эта эпоха подошла к концу с пришествием Царства Божьего. С Иисусом Христом в мир явилось нечто новое. Даже самый презренный человек, постигший Царство Божье, испытает нечто гораздо большее, чем мог себе представить Иоанн (7:28). «И обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! Ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (10:23,24).

Весть была новой также и для евреев того времени, которые слышали послания как Иоанна, так и Иисуса. Детские игры, упомянутые в 7:32, показывают, что эти слушатели жаловались как тогда, когда Иоанн отказался играть «Свадебную песнь», так и когда Иисус отказался играть «Похоронную песнь». Когда они «играли на свирели» и просили радостной и одобрительной вести, Иоанн постился и говорил о грехе. Он был слишком мрачным — они хотели чего-нибудь светлее. Но когда они причитали и ожидали от учителя из Назарета торжественных слов о морали и религии, Иисус пошел на званый вечер и говорил о спасении. Он был оживленным — им хотелось чего-нибудь более торжественного. Благая весть Царства всегда нова, неожиданна и ошеломляюща. Она не приспосабливается к предвзятости человеческих представлений и не потворствует их предрассудкам. Она копает гораздо глубже поверхностного понимания того, что такое злое царство сатаны, и взмывает гораздо выше недалекого видения того, что такое слава Царства Божьего.

2. Благая весть предназначена для нищих

И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали... нищие благовествуют (7:22).

События, изложенные в данном отрывке, являются типичными для Луки. Но в данном случае заостряется внимание на тех, кто извлечет выгоду из Благой вести Царства. Это видно из деяний Иисуса, случаев рассмотренных нами в 7:1—10, 11—17, 36-50, а также из Его слов, изложенных в 8:4-21.

1) Пояснение к деяниям Иисуса

«Нищие» упоминаются в песни Марии,«Магнификате», в начале рассказа о жизни Иисуса (1:52,53) и в проповеди, сказанной Им в Назарете в начале Его служения (4:18). Он уделяет особое внимание им в Своем деле освобождения. Три истории, предложенные в этом разделе, ранее показавшие, насколько блага Благая весть, сейчас объясняют нам, кто такие «нищие», к которым она обращена.

И проблемы, затрагиваемые здесь, и люди имеют очень большое значение. Во-первых, проблемы, с которыми приходится иметь дело, — это болезнь, как в случае со слугой сотника, смерть и лишение, как в случае со вдовой из Наина, и грех, как в случае сженщиной на обеде у Симона. Если Лука намеренно приводит эти примеры, а, скорее всего, это так и есть (1:1— 4), тогда здесь речь идет не о тех нищих, которые лишены материального достатка. Из всех трех случаев только вдова кажется бедной в материальном отношении, хотя это было лишь частью ее проблемы. Что действительно достойно внимания во всех трех случаях, — это то, что в каждом из них описывается такая нужда, которую может удовлетворить только Господь. И когда мы думаем об этих людях, мы понимаем, что их «нищета» заключается именно в этом — в глазах современников Иисуса такие люди не могли получить то, в чем нуждались, потому что не имели права обращаться к Господу. Сотник был всего лишь язычником, вдова — всего лишь женщиной, а женшина на обеде у Симона — всего лишь грешницей. Они были вне круга привилегий. Чтобы Господь помог им, они должны были получить Его милость как дар, то есть незаслуженно.

Материальная бедность со всеми ее лишениями — это отдельный вопрос. Христиане противостоят этому злу, опираясь на Божью справедливость и любовь, а также помня о равенстве и достоинстве человека. Это филантропия, стремление смягчить боль; социальные действия, обращение к закону для решения своих проблем; политическая революция, стремление изменить существующую систему; духовная поддержка, использование Благой вести для возрождения человеческого сердца. Мы должны использовать все эти уровни, кроме третьего, поскольку попытка нарушить правила создает еще больше проблем.

Но все равно та «нищета», о которой говорит Иисус, имеет другую природу. Эта тема ближе всего к проблеме «всеобщего благовествования» (Спаситель мира) и была вплетена в сочинение Луки с самого начала. Все те, кому провозглашалась Благая весть в гл. 1 и 2 в Иерусалиме и Назарете, были скромными людьми без притязания на какие-либо духовные привилегии. Та же самая тема звучит в гл. 7 и яснее всего — в 7:29,30. «И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу»; их считали недостаточно религиозными, чтобы возлагать свои упования на Бога—Он предлагал им спасение как дар! С другой стороны, «фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе». Таких религиозных людей, считали они, Бог уже наградил Своим благоволением. Но, обнаружив, что спасение дается не по заслугам, а даром, они обиделись и отвергли его.

Другими словами, Благая весть для нищих — это послание милости. Как сообщается нам в этих стихах, приятие или неприятие послания, провозглашенного Иисусом, подтверждает приятие или неприятие послания Иоанна, провозглашенного ранее. Ибо проповедь покаяния Иоанна и предложение спасения Иисуса неразрывно взаимосвязаны. Иоанн, находящийся в заключении, теперь может быть уверен: его служение исполняется Грядущим после него.


[1] Данная проповедь у Луки называется проповедью на равнине, чтобы отличать ее от Нагорной проповеди, записанной Матфеем. Я использую второе название, так как оно более близко читателям

[2] Английский вариант перевода в данном случае гласит: «и исцелил слугу в тот час». — Примеч. пер.