29.03.2014

Майкл Уилкок

Евангелие от Луки

Миссия нового Израиля (9:1-50)

Этот раздел завершает первую важную часть Евангелия от Луки, и вместе с тем определенные аспекты, затрагивавшиеся в этих восьми главах, сейчас оказываются в центре нашего внимания. Картина, которую он рисовал, предстает перед нами завершенной, по крайней мере в общих чертах. Однако в некоторых местах мы замечаем некоторые существенные пробелы. На них мы обратим свое внимание, когда перейдем к обсуждению второй части этого раздела.

1. Картина, завершенная в общих чертах (9:1—36)

Первые тридцать шесть стихов данной главы можно разбить на шесть частей и озаглавить следующим образом:

• Двенадцать посланы проповедовать и исцелять (9:1—6).

• Царь Ирод интересуется Иисусом (9:7—9).

• Чудесное насыщение пяти тысяч (9:10—17).

• В Кесарии Филипповой двенадцать расспрашивают о том, Кто такой Иисус (9:18-22).

• Ученики призываются следовать пути крестному (9:23—27).

• Иисус преображается, и голос с неба сообщает о том, Кто Он такой (9:28-36).

Таким образом, картина, которую Лука представляет нам законченной и ясной, видится двояко. В первом, третьем и пятом абзаце мы видим народ Божий; во втором, четвертом и шестом абзаце мы видим Самого Господа.

В гл. 6 из старого Израиля рождался новый. Там мы видели, как Иисус заменял износившуюся иудейскую систему новой религией и объявлял о новом народе, принадлежащем Ему. Его люди известны как Его «церковь», те, которые были вызваны из царства сатаны, как когда-то были вызваны их предки из язычества, а затем из рабства. Чудеса в гл. 8 были предназначены главным образом для наставления этих «новых израильтян».

Главам, описывающим его народ, предшествовали другие, в которых Лука показал нам Самого Господа. Люди задавали вопросы (4:22; 5:21), сверхъестественные голоса с неба и из ада отвечали на них (3:22; 4:41). Этими голосами, также как и Его собственными словами и делами в начале служения, были продемонстрированы Божественная и человеческая природы Иисуса Сына Божьего.

К тому времени, когда мы подходим к 9:36, обе эти зарисовки становятся такими понятными, какими они и должны быть. Мы знаем, что такое церковь и Кто такой Господь. Шесть эпизодов данного отрывка сложены[1] таким образом, чтобы сделать эту

картину ясной раз и навсегда.

1) Народ Божий

И послал их проповедывать Царствие Божие и исцелять больных (9:2).

Но Он сказал им: вы дайте им есть... <... > .„Взяв пятьхяебов и дверыбы... преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу(9:13,16). ...Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною (9:23).

Первый абзац главы (9:1-6) описывает «миссию», которая возлагается на двенадцать апостолов. Немного ранее Иисус говорил о Себе как о проповеднике: «И другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан» (4:43). Теперь двенадцать, представляющие, как мы уже видели, новый Израиль, или «народ Божий», посылаются для исполнения той же самой работы. Благовествование, или провозглашение Благой вести, — это Его основная задача. А теперь и их. Они живут в мире, который просто нуждается в Благой вести Царства Божьего, и распространение этой вести — одна из целей, ради которых Он призвал их, сделал группой, следующей за Ним.

Пропустив на некоторое время второй абзац, мы перейдем сразу к третьему (9:10-17), который рассказывает нам знакомую историю о насыщении пяти тысяч. Она снова затрагивает двенадцать. Однако можно предположить, что здесь толпа представляет весь народ Божий, так как этот случай заставляет нас вспомнить еще об одном (подобном же) происшествии, случившемся за много веков до этого, когда народ израильский, пребывая в другой пустыне, также ел «хлеб с неба» (Ин. 6:31,32; Исх. 16:4), посланный им через Моисея[2]. Тема великого пиршества, на которое щедрый Господь приглашает Своих людей, периодически звучит в Писании (3 Цар. 19:4; Пс. 22:5; Ис. 25:6; Лк. 14:15; Отк. 19:9). Пять тысяч — это те, кто принимает приглашение Господа, и Он насытит их. Но двенадцати апостолам Он говорит: «Вы дайте им есть» (9:13); и когда Он чудесным образом умножает хлеба и рыбу, именно апостолам Он поручает раздать их. Нужды народа Божьего восполняются служением народа Божьего.

Слова в пятом абзаце (9:23—27) хотя и обращены «ко всем», тем не менее не ко всем применимы, поскольку в них оглашаются требования для тех, кто решит последовать за Иисусом: «Если кто хочет идти за Мною...» Поэтому здесь речь идет о Его людях. В третий раз звучит повеление, что они должны поступать так, как поступает Он; предсказав им Свои мучения и смерть (9:22), Он сразу же предупреждает учеников, что им также необходимо отречься от себя, взять свой крест и пойти тем же путем, которым идет Он (9:23). Для того чтобы спасти жизнь, ее необходимо потерять (9:24); славе должны предшествовать страдания. Только избранные могут узреть славу перед смертью', но, как правило, бывает наоборот: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22). Сначала крест, затем корона.

Таким образом, перед нами предстают постоянные истины христианской церкви. Очертания очень просты и ясны. Миссия, описанная в 9:1—6, — это головокружительное путешествие, «которое происходило в спешке, без единой унции необходимых запасов, когда ученики рассчитывали только на гостеприимство и не тратили ни секунды на тех, кто оказывался негостеприимным и невосприимчивым». Но она заложила в головы христиан мысль, что их главная задача—благовествовать. Насыщение пяти тысяч (9:10—17) — это всего лишь одно из многих чудес, но оно, очевидно, самое важное (единственное, которое приводится во всех четырех Евангелиях) и возлагает на церковь ответственность заботиться о своих членах. Даже после того, как толпа насытилась, осталось еще двенадцать коробов, полных еды, «по одной от каждого апостола, что, может быть, символизировало постоянную чудотворную сущность нового израильского Бога». Первого предсказания о страданиях Иисуса должно было быть достаточно, чтобы ученики все поняли. И необходимость следовать за Ним здесь также высказана недвусмысленно (9:23—27). Тень креста надвигалась на них так же, как и на Христа.

Это те контуры, соответствовать которым следовало бы нашим церквам. Сколько христианских общин, к которым мы принадлежим, не выдерживают испытаний, когда их сравнивают с той общиной, которую нам показывает здесь Господь.[3] Мы пытаемся потрясти мир своими успехами или значимостью в обществе, в то время как нашей основной задачей должно быть, истолковывались по-разному. Пламмер насчитал целых семь вариантов. В данном Евангелии с этими словами связывают Преображение. С другой стороны, странно следующее: то, что должно случиться перед смертью, происходит на следующей неделе (9:28, «дней через восемь»). Поэтому некоторые соотносят слова, сказанные в 9:27, с более поздним событием, таким, как воскресение или вознесение, или (вспоминая Мк. 9:1, «Царствие Божие, пришедшее в силе») Пятидесятница. Связь между этими словами и тем, что им предшествует, кажется абсолютно понятной, если здесь делается исключение из правила «Сначала страдания, затем слава».

благовествование. Внутри церкви мы стремимся к бюрократической продуктивности и экономической безопасности, тогда как нам следует больше заботиться о ее духовной зрелости. Что до креста, то мы действительно несем его публично как необходимый атрибут наших церквей или как украшение на шее, или (что важнее) как суть того послания, которое мы проповедуем. Но этого недостаточно. Мы должны нести его изо дня вдень к нашей собственной Голгофе (Гал. 2:20; 6:14). Как и «Падающая башня» в старой мифологии Таро, истинное христианское сообщество постоянно умирает и в то же время постоянно строится. Воплощая таким образом христианский принцип жизни через смерть и воскресение, оно демонстрирует миру Благую весть своего Господа.

2) Сам Господь

И сказал Ирод... кто же Этот, о Котором я слышу такое?.. (9:9).

...Отвечал Петр: за Христа Божия (9:20). И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте (9:35).

За каждым эпизодом, рассказывающим о народе Божьем (первым, третьим и пятым), следует случай, который соотносится с Самим Господом и из которого мы узнаем нечто о Его сущности. Если отталкиваться от того, что мы узнали из этих восьми глав, сможем ли мы ответить на вопрос, Кто такой Иисус? Людская молва говорит, что это может быть воскресший Иоанн Креститель или Илия, явившийся снова восемь веков спустя, или кто-нибудь из других воскресших пророков былых времен. Но Кто же Он на самом деле? Вопросы подобного рода и ответы на них составляют суть второго, четвертого и шестого абзацев.

В 9:7-9 мы слышим мнение царя Ирода. Он знает, что Иоанн мертв, он сам казнил его. Но он не знает, Кем может быть этот новый пророк. Он «взволнован и находится в чрезвычайно затруднительном положении». Он относится к Нему так же, как и большинство людей. Они все еще заинтригованы Иисусом и хотят видеть Его, как и Ирод (9:9); но тот факт, что после всего, что Он сделал, они спрашивают «Кто это?», выдает подлинность их желания узнать о Нем. Ответ тех, кто истинно хочет познать Христа, будет к этому времени более похож на ответ Петра (9:20), чем Ирода. В 9:18—22 упоминаются те же самые слухи. Люди думают, что Иисус — это Иоанн Креститель, или Илия, или другой воскресший пророк древности. Возникает тот же самый вопрос — Кто Он на самом деле? Но ответ тех, кто «стремится познать Господа» (Ос. 6:3), совсем не похож на ответ Ирода: Иисус — это «Христос Божий».

Рассказ Луки о преображении (9:28—36) возбуждает тот же вопрос, и здесь делается самое главное утверждение, которое произносится голосом Самого Господа: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте». У людей уже было достаточно информации к этому времени, чтобы самим прийти к такому заключению; им ясно обрисовали, что такое церковь, и также ясно обрисовали, Кто такой Бог. Ирод представляет все то большинство, которое слышало об Иисусе, говорит о Нем, но не следует за Ним. Это типичное отношение, распространенное среди всех слоев общества, но особенно среди интеллектуалов. Однако, если эта тема взбудоражила наши умы и развязала языки, этого недостаточно. Она должна стать для нас стимулом к действию. Петр представляет то меньшинство, которое последовало за Иисусом.

Условия, в которых Божественный голос устанавливает личность Иисуса на горе Преображения («Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте»), представляют для нас большой интерес. Согласно им, Иисус сочетает в Себе три великих личности ветхозаветной веры.

Повеление «Его слушайте» напоминает Втор. 18:15: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой [говорит Моисей], — Его слушайте». «Сын» напоминает нам «царские псалмы», где именно о царе израильском говорится как о сыне Божьем, а Его царство видится главным образом как обеспечение и защита Своего народа: «Ибо он избавит нищего, вопиющего, и угнетенного, у которого нет помощника» (Пс. 71:12; ср.: Пс. 2:6,7). «Избранный»[4] значит «избранный Слуга Божий» (см. последние главы Исайи, напр.: Ис. 42:1), чья преданность Господу приводит Его к страданиям и смерти (Ис. 52:13 - 53:12).

Таким образом, мы видим, что признаки, которые, согласно 9:1 —6, 10—17,23—27, должны характеризовать церковь, являются также признаками Самого Христа, ибо Он есть тот Пророк, Которого надо слушать и внимать. Вот почему церковь, если ей предстоит продолжать Его дело, должна быть церковью евангелической. Он есть Царский Сын, Который с помощью Своего богатства и силы удовлетворяет нужды Своего народа. Вот почему Его церковь должна исполнять такое же служение и быть таким сообществом, члены которого заботятся друг о друге и помогают друг другу. Он Избранный, Слуга, ступающий по пути страданий. Вот почему все желающие стать Его учениками должны так же, как и Он, взять свой крест и отречься от себя.

Послание, семья, крест — так ли нам видится жизнь церкви, к которой мы принадлежим? Следует ли она примеру своего благовествующего, заботящегося и страдающего Господа? И когда она провозглашает Христа, видится ли Он нам как Господь? К тому времени, когда мы подходим к 9:36, образ Христа и Его церкви, созданный Лукой, выглядит вполне ясно. По нему мы должны выверять свое понимание этих моментов.

2. Картина, все еще незаконченная (9:37—50)

Несмотря на то что она ясна и понятна, мы все же видим пока только ее контуры. Картина все еще остается незаконченной. Мы можем поинтересоваться, зачем Луке понадобилось писать следующие десять глав, самую большую центральную часть его Евангелия, если с этого момента все и так становится ясным. Служение в Галилее подошло к концу; некоторые последовали призыву Христа, но большинство, хотя и «дивились всему, что творил Иисус» (9:43), своим сознательным непониманием, Кто Он такой на самом деле, выражали Ему свое неприятие. Почему же тогда Иисус не перешел сразу к кульминации Своего служения и не ускорил приближение кризиса, который приведет Его к Голгофе? Что еще оставалось незаконченным и почему понадобилось не меньше года[5], чтобы это исполнить?

Причину того, почему израильтяне, путешествующие через Синай, выходя напрямую к цели, вдруг неожиданно пускаются в длинный объезд, раскрывают четыре происшествия, о которых Лука повествует сразу после рассказа о преображении Иисуса. Каждое из них выставляет в неприглядном свете учеников Христа и показывает нам, насколько несовершенны они были даже в тот период.

1) В вере (9:37-43)

...Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня: Его схватывает дух... Я просил учеников Твоих изгнать его; и они не могли. Иисус же отвечая сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас?.. (9:38—41).

Комментаторы расходятся во мнение о том, кого Иисус обвиняет в недостатке веры. Но из остальных историй этого раздела, в каждой из которых рассказывается о неудачах учеников в том или ином отношении, становится понятно, что именно их Иисус обвиняет в недостатке веры. Столько раз они видели исцеляющую и очищающую силу Иисуса и столько раз еще совсем недавно (см.: 9:1 —6) они испытывали ее действие на себе! Так что их неудача в этом случае снова свидетельствует о том, насколько они незрелы и сколько им еще предстоит узнать. Несмотря на то признание, которое сделал Петр Иисусу, ученикам все еще недоставало веры в Него как в Пророка спасения.

Такая вера диаметрально противоположна той, что была у Белой Королевы из книги Кэррола[6], которая могла перед завтраком поверить в шесть невероятных вещей. У учеников Христа было основание для веры, они видели, что победы этого царства возможны. Эта вера считает благословения и не видит причин, почему бы им не умножаться. Поэтому для христиан с недостатком веры эта часть Евангелия звучит призывом изучать историю народа Божьего и размышлять о своем личном опыте, чтобы вспомнить о том, что может сделать Господь.

2) В понимании (9:44,45)

Вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие. Но они не поняли слова сего... (9:44,45).

Распятие было оскорбительно и неприемлемо для них. Внутренне они не могли примириться с ним (ср.: Мф. J 6:22)». Это же было и во второй раз, когда Иисус сказал им об этом, и будет еще много раз (ср.: 9:22; Мк. 8:31; 9:9,12,31; 10:33,45). И все же, несмотря на Его очевидное желание учить их, они не хотели задавать Ему вопросы (9:45) и по-настоящему осознали значение креста только после того, как Он воскрес (24:25).

Конечно же, для этого были причины. Однако это не оправдывает вялости ума народа Божьего сегодня. Чтобы ум был ясный, его нужно использовать. Понимающие христиане — это не те, кто просто посещает разные христианские мероприятия, но те, кто постоянно спрашивает, слушает и думает.

3) В покорности (9:46—48)

Пришла же им мысль: кто бы из них был больше ?(9:46).

Кажется просто невероятным, что взрослые люди, более того — ученики Христа, открыто спорят о том, кто из них важнее. Иисус изобличает это как ребячество, когда ставит пред ними ребенка как живой упрек в том, как мало у них покорности. Совершенно ясно, что они едва начали осознавать, что значит следовать за Слугой по пути самоотречения или за Царем, заботящимся о благосостоянии других.

Эта незрелость также часто встречается в жизни церкви. Не то, чтобы я стремился к личной славе, думает человек, конечно, нет, но я полагаю, что люди должны признавать мой статус, потому что я как-никак преподобный (профессор, влиятельное лицо или еще что-нибудь в этом роде). Если я смеюсь над этим искушением, то меня может подстерегать другое — испытать чувство превосходства над другими из-за моего назначения и той христианской деятельности, в которую я вовлечен. Или еще менее уловимое — мной может овладеть гордость от того, что я представляю некую группу или организацию. В любом из этих случаев имеет место недостаток смиренности, которая заставляет христиан «не о себе только... заботиться, но... и о других» (Флп. 2:4); и именно этот недостаток препятствует росту единения среди народа Божьего.

4) В терпимости (9:49,50)

Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами (9:49).

Если считать Иоанна автором пяти книг Нового Завета, то очевидно, что в его жалобе Иисусу мы находим скорее стремление к истине, чем прозрение и любовь, заявляющие о себе в тех работах, которые он написал позже. Усердным из народа Божьего, особенно таким, которые, как Иоанн, борются за чистоту церкви, не хватает любви и прозрения, которые смягчают их врожденное рвение. Перефразировав знаменитую молитву Рейнхольда Нибура, можно сказать, что они должны просить ясности, чтобы принять то, что не нужно оспаривать, мужества, чтобы оспаривать то, что нужно оспаривать, и мудрости, чтобы понять разницу между тем и другим.

Более мудро, чем Иоанн, на это отреагировал бы иудейский учитель Гамалиил, которого Лука цитирует в своей второй книге: «Если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его» (Деян. 5:38,39).

Что же еще может поделать Иисус с такими неверующими, самонадеянными и ограниченными учениками, кроме как взять их с Собой еще на один курс обучения? Таким образом Лука завершает свой первый раздел и представляет нам центральный раздел Евангелия (9:51 — 19:44). Его иногда называют «Путешествием в Иерусалим», но на самом деле он больше похож на учебный курс, предназначенный для наставления учеников, чем на дневник путешественника. Если воспользоваться названием книги А. Б. Брюса (А. В. Bruce), это своего рода «Подготовка Двенадцати».

Теперь мы можем заглянуть в свое сердце, чтобы увидеть, насколько нам удалось понять, Кто такой Господь и какими должны быть мы, Его люди. И если мы признаем, что так же, как и Его ученики, мало знаем о Нем и о себе самих, то будем еще больше ценить Его терпение и любовь, благодаря которым Он вновь и вновь дает нам возможность больше узнать Его Слово и полнее использовать то, что мы получили.

Слова Спасителя

9:51 -10:42 Путь

С 9:51 Лука начинает не просто новый раздел, но центральную, третью часть своего Евангелия. Это становится ясным, во-первых, из сравнения его рассказа с рассказами Матфея и Марка. До этого момента все три истории шли параллельно, но теперь, начиная с этого места, расходятся. Во-вторых, до сих пор повествование было сосредоточено в основном на делах Иисуса, теперь же все внимание переносится на Его слова. Возможно, именно это имел в виду Лука, когда писал в начале своего второго труда: «Первую книгу написал я... о всем, что Иисус делал и чему учил от начала...» (Деян. 1:1).

Поэтому Иисус-Учитель занимает центральное место в этом данном разделе Евангелия. И последователи, то есть ученики, показали, что нуждаются в Его учении, как мы видели это в заключительном абзаце предыдущего раздела (9:37—50). Последние стихи того абзаца устанавливают прямую связь с новой темой. Они рассказывают о следовании за Иисусом (9:49), и Лука сразу же объясняет нам, как и куда надо следовать за Ним (9:51 -56).

В 9:51,53 дана основная мысль. Иисус «восхотел идти в Иерусалим». Это тот путь, который Он должен пройти. Поэтому данная глава называется «Путь». Весь центральный раздел Евангелия Луки, от9:51 до 19:44, передает атмосферу путешествия (очем автор время от времени напоминает нам, хотя приводимые им подробности настолько поверхностны, что ни о какой точной географии или хронологии не приходится говорить. См.: 10:38; 13:22; 17:11; 18:31,35; 19:1,11,28 и дал.)[7]. Все внимание здесь сосредоточено на учении Христа о Его «пути», и раздел начинается с некоторых наставлений по этому поводу. С 9:51 до 10:16 ми узнаем о том, какой это «путь»; с 10:17 по 10:42 мы узнаем, каким он не будет.

1. Какой это путь (9:51 -10:16)

Мы уже упоминали о случае в Самарии, которым Лука начинает данный раздел (9:51—56). Причиной неприветливости самаритян по отношению к Иисусу могло быть Его еврейское происхождение или (что менее вероятно) предположение, что Он, в любом случае, долго здесь не задержится. Иаков и Иоанн приготовились постоять за честь своего Наставника. Готовность к защите и противостоянию возникла на основе заблуждения, и Иисус отклоняет и то, и другое. Главным было то, что Ему вскоре предстояло быть принятым наверх — умереть, воскреснуть и вознестись, — и именно к этому событию лежал сейчас Его путь.

В конце гл. 9 Лука располагает вместе три события, касающиеся людей, заинтересованных в пути Иисуса, и в них повторяется одна мысль: «Пойду... следуй... пойду» (9:57,59,61). Затем, в начале гл. 10, тех, кто последовал за Ним, Иисус «послал... по два пред лицем Своим» (10:1). Вот что означает примкнуть к пути Иисуса: последовать за Ним (9:57-62), а идти перед Ним (10:1—16) — значит быть Его последователем и глашатаем.

1) Быть Его последователем (9:57—62)

Первому потенциальному последователю Иисус объясняет, что, когда дело касается Сына Человеческого, забота о домашнем очаге и доме, как это бывает в обычных условиях, должна отойти для него на второй план. Другому, который, перед тем как последовать за Иисусом, хотел исполнить свой сыновний долг и позаботиться о родителях, пока они живы, Он дает такой же жесткий ответ. То же самое произошло и с третьим: естественные обязанности по отношению к домашнему очагу и своим близким должны уступить дорогу первостепенным требованиям Царства Божьего.

Суровые слова Иисуса (9:62) иногда воспринимаются как предупреждение о том, что даже вошедшие в Царство Божье могут потерять свое место там. Однако здесь Иисус думает не о конечном спасении. Он всего лишь объясняет, что для взявшегося за плут единственный способ сделать ровный желоб, то есть такой, который «надежен для Царствия Божия», — это смотреть вперед, а не назад. Это Он идет «впереди их» (Мк. 10:32), и на Нем должен быть сосредоточен их взгляд. Следование по Его пути — вот задача, превосходящая все остальные наши задачи.

Мы обязаны понимать это правильно. Простая безопасность, принятые обычаи, домашние узы все еще остаются нормой. Иисус одобряет их, так как это неотъемлемая часть жизни человека; так задумал Господь, и так должны жить Его последователи. Но больше всего интересует здесь Иисуса то, что произойдет на распутье. «Предположим, что Я дам тебе работу, на которой ты будешь получать меньше, чем сейчас, твое будущее (с человеческой точки зрения) будет неясным, а привычный образ жизни разрушится. Или представь, что Я попрошу тебя сделать для Меня что-нибудь такое, что для многих людей твоего класса и происхождения будет просто „невыполнимым". Или представь, что Я призову тебя к службе таким образом, что тебе придется оставить своих близких и родных без объяснений. Последуешь ли ты тогда за Мной?»

Господь регулярно проверяет искренность Своих людей, подводя их к таким развилкам. Когда необходимо выбрать один из двух путей, какой путь мы предпочтем? Привычность, устои, традиции или Христа? С самого начала Иисус говорил (см., напр.: 5:27): «Следуй за Мною».


[1] Между насыщением пяти тысяч (Лк. 9:10-17 «= Мк. 6:30-44 • Мф. 14:13-21) и исповедью Петра (Лк. 9:18 - Мк, 8:27 = Мф. J6:{3) Марк и Матфей включают ряд происшествий, которые Лука опускает Этот пропуск, скорее всего, предназначен для уплотнения структуры рассказа и для того, чтобы читатели яснее увидели взаимосвязь между историями, которую хотел им показать Лука.

[2] Именно в Рассказе Иоанна (Ии. 6:1-59) связь между этими двумя сами становится ясной.

[3] Слова Иисуса о тех, кто, не вкусив смерти, увидит Царство Божье (9:27)

[4] Рассуждения автора строятся на английском переводе Библии; в СП дается слово «Возлюбленный*. — Примеч. пер.

[5] Ср.; Ин. 6:4 и 12:1. Насыщение пяти тысяч происходит в одну Пасху, а распятие — в другую (следующую?).

[6] Льюис Кэрролл. «Алиса в Зазеркалье», гл.5.

[7] Друри (р. 55) отмечает, что метафорический образ путешествия удачно передает содержание понятия «жизнь», и вспоминает, как использует этот образ в своей книге «Путешествие пилигрима» Джон Беньян