29.03.2014

Майкл Уилкок

Евангелие от Луки

Тесные врата унижения (14:1—24)

Лука указывает, что следующие четыре происшествия произошли по одному и тому же поводу (ср.: 14:1,7,12,15). Названом обеде, куда Иисус был приглашен, Он сначала говорите присутствующими законниками и фарисеями, затем с гостями, потом с хозяином и, в конце концов, еще с одним гостем, который произносит набожное замечание. Однако Лука увязывает всю группу происшествий с тем, что было до этого («в субботу», 14:1), не хронологически, но тематически. Перед нами четыре ответа Иисуса на разные отношения людей на обеде, и они показывают нам другой аспект «тесности» врат спасения.

1) Законникам и фарисеям (14:1—6)

На обеде присутствовал больной человек. Не вызывает сомнений, что фарисеи специально пригласили этого человека, ожидая, что Иисус излечит его и тем самым дискредитирует Себя, нарушив закон Моисея (который запрещал им исцелять в субботу). Иисус отвечает на их испытание вопросом, «позволительно ли врачевать в субботу?» И «они молчали», так как ответ «да» означал бы, что они сами выступают за нарушение закона, а «нет» открывал бы их бессердечность.

Поэтому Иисус задает второй вопрос, который обнажает узость их религиозных воззрений. Вообще, иудейский закон запрещает спасать животных, упавших в колодец в субботу; но если это ваше животное, говорит Иисус, будете ли вы раздумывать? Закон милости (или своекорыстия) возобладает над законом Моисея. И так же со всеми остальными религиозными принципами, которые они так почитают на словах!

Евреи времени Иисуса в этом смысле не многим отличаются от современного человека. И в наше время человек, признающий (хотя и игнорирующий) «Всевышнего», может называть себя «христианином» и в то же самое время отвергать слова Иисуса о том, каким следует быть. Такие люди довольствуются «верой», не требующей ни терпения, ни мужества, необходимого для жизни в вере. Человек, который хочет пройти через тесные врата спасения, перед тем как сделать это, должен избавиться от таких незрелых религиозных понятий.

2) Гостям (14:7-11)

Именно поэтому Иисус заметил, «как званные выбирали первые места» (14:7). Но урок, который им необходимо было усвоить, относился ко всем: «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (14:11). «Признание ускользает оттого, кто его требует»', и это абсолютная истина в вопросе спасения. Именно здесь, как нигде более, человек, полагающий, что имеет право, обнаруживает, что в действительности он его не имеет. Требовать одобрения от Господа как чего-то принадлежащего тебе по праву на основании твоего положения в церкви, или хорошей репутации в общине, или просто собственного хорошего мнения о себе — значит лишиться его. Для человека, озабоченного знаками отличия и чувством собствен*

ной важности, проход через тесные врата спасения закрыт.

3) Хозяину (14:12-14)

Третья речь Иисуса обращена к «позвавшему Его». Едва ли сказанное Иисусом можно принять за личное обвинение, поскольку хозяин вряд ли ожидал ответного приглашения, когда звал к себе в дом бедного проповедника. Это общий принцип, применимый к каждому. Иисус предупреждает нас об опасности. которая заключается в ожидании возможных вознаграждений. Настоящее бескорыстное добро встречается очень редко; многое из того, что мы делаем, окрашено надеждой (если не стремлением) извлечь какую-нибудь пользу для себя.

Тот, кто хочет пройти сквозь тесные врата спасения, должен избавиться от такой заботы о личной выгоде. Здесь, как нигде более, своекорыстие недопустимо. Желающий войти должен смиренно, по словам старого латинского автора гимнов, искать Господа

Не в надежде обрести небеса

И не в надежде избежать ада,

Не в надежде получить что-либо

И не в поисках награды,

Но чтобы любил меня Господь, как я себя любил'.

4) Набожному гостю (14:15—24)

Как и в случае с женщиной в 11:27, реплика этого человека выражала безупречное мнение: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!» Но она обнаруживала также и беспечность этого человека. Любой из присутствующих мог стол ь же искренне сказать те же самые слова. Но что будет, отвечает Иисус, когда действительно придет Царство Божье?

В притче, которую Он рассказывает, все, получившие первое приглашение, нашли дела, чтобы не идти туда, когда, согласно обычаю, слуга пришел в назначенный день напомнить о приглашении. Зан (Zahn) отмечает «разнообразие приводимых ими причин и схожесть их намерения»1. Один купил поле, другой купил волов, третий женился; но все единодушно отклонили приглашение на ужин. Предпочесть что-либо приглашению Господа — значит лишить себя права войти в тесные врата спасения. Мы должны избавиться от других приоритетов.

Таким образом, человек может приблизиться к вратам Царства Божьего, неся с собой свои религиозные понятия, свои статус и репутацию, ожидая какого-то преимущества или поблажек, но ему придется все это оставить, если он хочет пройти через эти врата. Там нет места для всего этого. Нагим он пришел в этот мир, нагим он уйдет обратно, и точно так же нагим он должен пройти во врата, ведущие из прежней жизни к жизни в Царстве Божьем.

Поэтому именно через тесные врата унижения человек обретает спасение. Гости приходят на банкет в своих роскошных одеяниях, Иисус раздевает их догола. Они приходят полакомиться всякими сластями, Иисус очищает стол. Могущественных Он лишает трона, а богатых Он отсылает ни с чем.

3. Тесные врата преданности (14:25—32)

Седьмая речь Иисуса обращена к «множеству народа», шедшего с Ним. На протяжении всего служения Его сопровождают простые люди, полные энтузиазма. Когда Он говорил им о Царстве Божьем, они думали, что Он говорит о возрождении их народа в политическом смысле и что Сам Он собирается стать их новым царем, свергнув Пилата и претендента на трон Ирода. Поэтому они хотели увидеть триумф нового царя и, несомненно, извлечь из этого выгоду.

Однако, как указывает Каира, Иисус «звал не зрителей, но новобранцев»2. Когда Он призывал людей следовать за Ним, Он не имел в виду, что они должны волочиться за Ним из любопытства. Он звал их разделить Его участь в преданности Его делу.

Иисус обрисовывает тесные врата преданности четырьмя утверждениями. Для начала необходимо возненавидеть всех своих родственников! Возможно, это звучит странно, но «ненависть и любовь» — это типичное для Библии противоположение, озна-

чающее: «возлюбить это, а нею». Как я уже говорил в другой своей работе, «любовь к Нему должна настолько превосходить любовь к родственникам, что по страсти ее можно было бы сравнить с ненавистью». Далее, нам необходимо нести крест вместе с Иисусом. Ученики должны быть готовы умереть с Ним. В конце концов, перед нами предстают два образа: башня, которую надо для начала оценить, и битва, которую надо спланировать. Оба образа олицетворяют собой одно. Иисус требует от нас всецелого служения, и мы должны заранее подумать, имеем ли мы то, «что нужно для свершения».

Таким образом Иисус показывает нам, что значат «тесные врата». Полная преданность означает отсутствие возможности проскользнуть в ворота Царства, если мы полагаем, что для нас там уже специально приготовлено место и условия.

Заключительные стихи данной главы (14:33—35) подводят итог всему, чему учил Иисус. Только тот, кто «отрешится от всего», сможет войти в эти тесные врата. Бесполезно надеяться на другой шанс, или на менее неудобное обнажение, или на менее полное самоотречение. Мы сможем стать учениками Иисуса, только если избавимся от лени, притворства и каких-либо притязаний. Вот что значит быть учеником. Вот что означает (вспомним метафору) «сила» соли, вот что делает ее полезной — умение учиться, характеризующее учеников Иисуса. Мы должны действовать сейчас. Речь идет о тебе таком, какой ты есть. От тебя требуется не меньше, чем все.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.