Майкл Уилкок
Евангелие от Луки
Час сатаны (22:1-23:25)
Теперь — ваше время и власть тьмы (22:53).
Над Иерусалимом поднимается полная луна, и начинается последняя ночь земной жизни Иисуса. На протяжении всего Своего служения Он боролся с силами тьмы, но эта ночь обнаруживает «княжества и силы, собирающие свои невидимые отряды», чего не происходило со времени их последнего столкновения с Иисусом в пустыне в начале Его служения. Именно Лука сказал нам, что после этого испытания сил «диавол отошел от Него до времени» (4:13). И сейчас опять же Лука сообщает нам, что подходящее время пришло.
В нашем отрывке описывается последняя вечеря, хождение к горе Елеонской, борения в Гёфсимании, полночный арест и суды, с разной степенью правомерности проходившие в ранние часы следующего утра. Это сложная история, и она представляет несколько проблем, связанных, главным образом, с последней вечерей2
2 Было много споров о том, совпадала ли последняя вечеря с Пасхой. Иоанн говорит, что вечеря происходила до Пасхи (Ин. 13:1; 18:28); в других Евангелиях говорится, что она происходила на Пасху (напр.: Л к. 22:7,8). Вполне возможно, что Иоанн прав, помещая официальное пасхальное празднество позднее (так что в то время, как в храме приносили в жертву пасхальных овечек, Иисуса распяли на кресте), но другие справедливо утверждают, что Иисус с учениками праздновали Пасху раньше, согласно официальному календарю, который в то время использовали некоторые приверженцы иудаизма. Это предположение впервые выдвинуто в книге: A. Jaubert, The Dale of the Last Supper (New York, 1965). И этот довод использовался В большинстве последующих комментариев. Но если оставить в стороне даты, следует отметить, что вечеря имеет богатый пасхальный символизм.
и судами[1]. Номы попытаемся увидеть, какие темы большего всего волновали Луку, когда он отбирал и изображал различные случаи, освещая то или иное, чтобы показать самое важное, на его взгляд.
1. Вечеря: раскрытие двух планов (22:1—38)
Описывая пасхальную трапезу Иисуса и Его друзей и то, что этому предшествовало, Лука раскрывает нам глубокий смысл, скрытый под поверхностью описываемых событий. Приближалось исполнение двух роковых планов, противоположных друг другу: план уничтожения и план спасения.
1) План уничтожения (22:1—6)
Целью этого плана было уничтожение Иисуса. Его враги замышляют, как они делали это уже несколько раз до этого (19:47; 20:19), устранить нарушителя спокойствия из Назарета.
Первый пункт в их плане — это «праздник опресноков, называемый Пасхою» (22:1). Для них было бы удобнее избавиться от Иисуса в другое время, когда у Него было не так много сторонников. Но ничего не поделаешь, дело нельзя было откладывать. Они сделают все, что в их силах, чтобы осуществить задуманное.
Далее, для осуществления плана им нужно было найти кого-то, кто устроил бы арест — Его друг, который согласился бы предать Его. Для этого подходил Иуда, один «из числа двенадцати» (22:3). Какими бы ни были его мотивы, однако то, что он добровольно вошел в заговор, остается фактом.
Его поручителями были «первосвященники и книжники» (22:2). Мы уже видели, как фарисеи (секта в иудаизме, которая особо противостояла Иисусу) уступили роль Его злейшего врага первосвященникам, книжникам и старейшинам, лидерам еврейского народа. Это были официальные представители старого Израиля, иудаизма, каким он стал в то время, религиозной системы, нежелающей принимать избранного Мессию Божьего. Мы замечаем, сколько зла они делают Иисусу, видим их страх перед простыми людьми, которые могли поддержать Его, и их злобное ликование, когда они находят предателя в лице Иуды.
Но за ними стояла даже еще более зловещая сила. Мы вспоминаем о всеобъемлющем взгляде Иисуса, о котором Лука так часто свидетельствует. Как Иисус заботится не только об одном народе, но обо всем мире, так Он заботится не только об этом мире, но и о «высшем» мире, который Павел называет «небесными обителями», где силы духовные объединяются в главном сражении междудобром излом (ср.: Еф. 6:11—13). Поэтому Лука-единственный из евангелистов, упоминающий о деятельности сатаны (22:3,31), — описывает борения Иисуса и кровавый пот в Гефсимании (22:44) и приводит Его слова: «Но теперь — ваше время и власть тьмы» (22:53).
Так, показывая Пасху как обстоятельство, Иуду—как инструмент, еврейских лидеров — как заговорщиков и сатану—как движущую силу, Лука излагает план уничтожения Иисуса. Но можно ли считать Иисуса беспомошной жертвой этих махинаций? Ничто не может быть дальше от истины. И Лука рассказывает историю таким образом, чтобы показать нам, что Иисус также следует Своему плану, в точности повторяющему план сатаны.
2) План спасения (22:7—38)
«И послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху» (22:8). Странно было то, что путь заранее уже был приготовлен для них (22:10-13). И таким же образом были сделаны приготовления в более широком плане. Раскрывался Божественный план, как ответный заговор против заговора сатаны. Чтобы сделать это очевидным, Лука собирает а своем рассказе о последней вечере ряд высказываний Иисуса, которые разбросаны по разным местам или вообще не приводятся в других Евангелиях.
Сначала он показывает уместность Пасхи (22:14—20). Это часть той старой еврейской религии, которая стала искаженной и извращенной, и лидеры этой религии даже сейчас замышляют убить Иисуса. Но Пасха, которая станет триумфом их замысла, — это уже часть Его плана. Он должен совершиться в Царствии Божием» (22:16). Для евреев это означало побег из Египта в землю Ханаанскую. Но сейчас этот побег должен осуществиться в своем полном значении, и с этого момента будет означать для народа Божьего побег от греха и смерти в вечную жизнь. Исход Моисея исполнится в исходе Иисуса.
Далее, как поступит Иисус с Иудой? Он также часть не только замысла сатаны, но и ответного замысла Господа (22:21 —23): предательство Сына Человеческого «идет по предназначению» (22:22). Иуда известен; его предательство известно; его участь известна — «горе тому человеку»; все это уже известно, предусмотрено и вплетено в замысел Божий.
А как насчет первосвященников? Иисус оглядывает Своих учеников (22:24—30); они все еще мало понимают в Его словах об общине (22:24), но Он пытается объяснить им, что происходит. Он словно говорит там в городе пребывают лидеры старого Израиля, которого Господь сделал Своим народом по старому договору; но они восстали против Бога, поэтому «Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство» (22:29); и по условиям этого нового договора отныне вы будете лидерами нового Израиля (22:30).
И как насчет сатаны, главного заговорщика, который уже вошел в Иуду Искариота? Послушайте, говорит Иисус апостолам (22:31—34): сатана хотел привлечь к себе не только Иуду, но всех вас. Иуду Я оставил Ему. Но что касается остальных, то, хотя Симон собирается отречься от Меня, Я могу возвратить даже того, кто пал так же низко, и через него Я возвращу всех вас. Довольно о сатане! Господь принял его вызов. Когда Сын молится Отцу, высвобождается сила, которая контролирует все замыслы сатаны.
Поэтому Иисус уже принял в расчет все элементы в заговоре против Него. Он исполняет Пасху, предсказывает предательство, завещает сменить старый Израиль на новый и плодотворно молиться о разрушении замыслов сатаны. Его ответный план уже запущен в действие. Это уже не репетиция, как было во время их миссионерских походов (10:1—12; 22:35). Это настоящее «исполнение» (22:37) замысла.
2. Ночь: сплетение двух планов (22:39—71)
Четыре эпизода ведут нас через одинокие ночные часы Иисуса
к рассвету Великой страстной пятницы.
1) Борения (22:39-46)
Как я уже говорил, духовный конфликт в Гефсимании упоминается только у Луки. Почему он так уместен в рассказе о страстях Господа? Потому что, раскрывая замысел сатаны, направленный на разрушение, и Божий замысел спасения, Лука показывает нам, что оба они движутся к одной и той же цели. Враги Иисуса прилагают все усилия и используют всю свою изобретательность, чтобы пригвоздить Его к кресту, и все же это та самая «чаша», которую Отец дал Ему испить (22:42). Воля Его Отца совпадает с их волею (23:25). Неудивительно, что Он «в борении... и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (22:44).
2) Арест (22:47-53)
Через долину Кедрон по направлению к саду упали первые лучи утреннего солнца, и враги Иисуса «как будто на разбойника вышли... с мечами и кольями»: это было их «время» (22:52,53).
И все же Иисус пошел в сад «по обыкновению» (22:39) и не сделал никаких усилий, чтобы избежать ареста. Он запрещает Своим ученикам защищать Себя, хотя они могут и хотят это сделать (22:49). Он намеренно идет в ловушку, которую мог легко обойти. Его враги исполняют свой замысел, но Он также действует по плану.
3) Отречение (22:54-62)
Стыд и раскаяние Петра, испытанные им после отречения от Иисуса, привлекают все наше внимание. Это ли не триумф сатаны? Практически уничтожив Иисуса, он также почти овладел Его учениками, которым предстоит быть лидерами нового Израиля.
Но все же, подобно Петру, который «вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды» (22:61), мы тоже можем вспомнить, но другие слова Иисуса: «Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (22:32). Даже отступничество учеников было частью замысла Господа.
4) Приговор (22:63- 71)
Настал день, но это были только первые проблески рассвета. Синедрион собрался настолько рано, насколько это было позволительно законом, поэтому мы можем считать, что это событие происходило ночью. Члены синедриона осуждают Иисуса и после Его решающих слов выносят Ему приговор.
Но обратите внимание на то, что Он говорит: «Отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией» (22:69). Отныне Иисус будет занимать трон судьи. Отрекшись от Христа Божьего, они тем самым лишили себя права быть лидерами народа Божьего. Осуждая Его, они сами осуждаются Им. С этого момента старый Израиль сменяется новым, законным правителем которого навеки будет Иисус.
Таким образом, в то время как их замысел только созревает, Его замысел уже осуществляется. Приговор иудеев в 22:71 имеет решающее значение. С этих пор их дела пошли под гору.
[1] Невозможно восстановить порядок событий, который бы лежал в основе всех Евангелий, след. Ссылки показывают, где каждый эпизод рассматривается подробнее всего:
1. Суд перед Анной; первое отречение Петра (Ин. 18:12—24).
2. Второе и третье отречение Петра (Лк. 22:58-62).
3. Неофициальный суд перед синедрионом (Мф. 26:59-68; Мк. 14:55-65).
4. Официальный суд перед синедрионом (Лк. 22:66-71 = Мк. 15:1а).
5. Смерть Иуды (27:3-10).
6. Первый суд перед Пилатом (Ин. 18:28—38а).
7. Суд перед Иродом (Лк. 23:7—12).
8. Второй суд перед Пилатом (Лк. 23:13-22).
9. Бичевание (Мк. 15:16-20).
10. Приговор (Ин. 19:4-16).