Майкл Уилкок
Евангелие от Луки
В нравственном отношении (13:1—5)
Возможно, упоминание в данном фрагменте двух недавних бедствий (одно из них — политическая жестокость, а другое, скорее, всего лишь случайность) проистекает непосредственно Из того, о чем только что сказал Иисус («В это время пришли некоторые и рассказали Ему...», 13:1). Так как Иисус осуждал тех, кто отказывался видеть смысл в «знамениях времени», Его вопрошатели вполне могли упомянуть о массовом убийстве галилеян, чтобы Он ответил им, какое это имеет духовное значение.
Судя по ответу Иисуса, они, кажется, пришли к выводу, что раз нет дыма без огня, значит, не может быть страдания без греха. Смерть потрясающая (как смерть галилеян во время религиозного служения) или смерть бессмысленная (как смерть под руинами упавшей башни Силоама), вероятно, означает, что заслужившие такую участь были очень плохими людьми.
Такой взгляд в точности совпадает с мнением друзей Иова. Книга Иова затрагивает вопрос страдания и проникает в эту проблему так глубоко, как никакая другая книга в Писании. Если ты страдаешь, говорят друзья Иову, значит ты грешник; ибо если бы ты был праведным перед Господом, то с тобой было бы асе в порядке. Но Иов не принимает такой взгляд, как и Иисус, да и весь христианский опыт свидетельствует против такого понимания. Правда, что в некоторых отдельных случаях Господь делал наказание достойным преступления. Но уже со времен великого потопа (Быт. 8:21,22) Господь решил не поступать с человечеством по заслугам, но судить его грехи только когда придет судный день.
Поэтому Иисус здесь различает тех, кто думает, что существует прямая связь между грехом и страданием (некоторые люди лучше, некоторые хуже, и именно в этой жизни каждый получает то, что заслужил), и тех, кто не считает (к счастью), что человек получает по заслугам здесь и сейчас. «Если обходиться с каждым по заслугам, кто уйдет от порки». Все мы грешники, все нуждаемся в покаянии, все заслуживаем наказания и все ограждены от ярости Господа, по крайней мере до судного дня. И только благодаря Его милости.
5) В религиозном отношении (13:6— 17)
И притча, и чудо, которые приводит Лука далее (о бесплодной смоковнице и исцелении скорченной женщины), касаются религии, но не настоящей внутренней религии, духовные и нравственные аспекты которой мы уже затронули выше (12:35—48; 13:1-5), а религии как установления. Мы видим, что теперь Его обличительный свет обращен на религиозную систему иудаизма, существовавшую в то время.
Ибо смоковница и виноградник — это символы еврейского народа. Этот народ Господь выращивал, ухаживая за ним на протяжении многих столетий в надежде, что он станет духовно плодородным. Но ее особые отношения с Ним, в общем и целом, превратились в бесплодную религию.
Некоторые подробности притчи в 13:6—9 остаются спорными, но основной ее смысл предельно ясен — дереву дается последний шанс, чтобы доказать свою плодородность. У Матфея и Марка рассказывается о том, как в дальнейшем Иисус воплотил эту притчу вжизнь (Мф. 21:18-20; Мк. 11:12-14,20,21). За неделю до Своего распятия Он обнаружил по дороге в Вифанию бесплодную смоковницу и возгласил, что впредь у нее больше никогда не будет плода. К тому времени последний шанс был упущен, «и смоковница тотчас засохла» (Мф. 21:19).
Подобным же образом обстояло дело с иудейской субботой. Она была миниатюрным изображением всей иудейской религии—дар Господа, наполненный духовным значением, настолько закоснел и покрылся традициями, что стал практически безжизненным. Для иудеев (таких, например, как начальник синагоги), негодовавших, «что Иисус исцелял в субботу» (13:14), исцеление скорченной женщины было чем-то таким, что абсолютно недопустимо в этот день. И это полное извращение той истины, которой на практике не придерживались даже самые лицемерные иудеи (13:15,16).
Снова безжалостный суд Иисуса проводит черту между теми, чья религия — только листья, и теми, кто действительно приносит плод; между теми, чьи религиозные обряды — всего лишь пародия на «субботство» «народа Божия» (Евр. 4:9), и теми, для кого суббота — время радости и прославления Господа (13:13,17).
2. «...Свет пришел в мир»
Во всех этих аспектах жизни люди предстают такими, какие они есть в действительности, и совершенно ясно, что острый, беспристрастный глаз Иисуса обличает их. Он различает истину и ложь, безумие и мудрость, слепых и зрячих, мертвых и живых. Только когда Он входит в каждую ситуацию, различие становится очевидным. Он воистину может «судить или делить» (12:14).
1) Его пришествие в прошлом
С чисто исторической точки зрения, приход Иисуса в этот мир во времена, о которых мы читаем, был приходом судьи и разделителя. Эти события, начиная со дня Его воплощения, наглядно показывают нам, что случается, когда приходит свет, и показывает вещи такими, каковы они есть.
Фрагмент, который мы только что рассмотрели, — это, вероятно, самый ясный тому пример в данном разделе. Смоковница принадлежит Иисусу, который «пришел искать плода на ней». В переносном смысле Он входит в виноградник и, осматривая деревья, решает их дальнейшую судьбу. В прямом смысле, Он входит в синагогу, и в результате этого скорченная женщина «выпрямилась» (13:13), тогда как начальник синагоги явно духовно искаженный человек. Различие становится очевидным. «И ког-да говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его» (13:17).
Однако Его пришествие в мир в I в. н. э. — не единственное Его пришествие. В этом разделе говорится и о других. И хотя все они несут суд, разделения, которые произвел Иисус в дни Его жизни во плоти, главным образом, предвещают Его Судный день, который настанет.
2) Его пришествие в будущем
Каждому человеку в будущем предстоит встретиться с Иисусом-Судьей. Это может быть перед смертью, когда человек услышит слова, сказанные Господом безумному в притче (12:! 6—21): «В сию ночь душу твою возьмут у тебя». Это может быть перед приходом Иисуса, который придет так же внезапно, как хозяин дома (12:37,43). В любом случае, это будет окончанием возможностей, и закончившаяся жизнь человека станет открытой для рассмотрения Судьей. Затем Он отделит всех тех, чей ум был сосредоточен на благах этой жизни, от тех, кто копил свое богатство на небесах.
Это грядущее пришествие, несомненно, произойдет, и оно будет последним. На суде того дня уже не будет права апелляции. Это будет «день гнева», о котором пишет Павел в Послании к Римлянам, днем «откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев» (Рим. 2:5-8). Так же и Матфей описывает в своем Евангелии собрание всех народов перед престолом Сына Человеческого, где Он отделит «одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов». По результатам этого отбора одни получат вечное наказание, другие — вечную жизнь (Мф. 25:31-46).
3) Его пришествие в настоящем
А между тем Он приходит к людям даже сегодня, изо дня в день, с Благой вестью Царства Божьего. «Отец ваш благоволил дать вам Царство» (12:32). Пока еще есть время, Он дает понять, что, хотя многие приняли Его послание и стали Его учениками, остается еще много тех, кто не принял его. Он описывает мудрость первых и нужду последних. И здесь также подразумевается, насколько безотлагательна необходимость внять Его урокам, из которых мы узнаем, что человек должен искать Господа в покаянии и пустоте и что Он дарует ему спасение и благослове ние. Будут ли эти уроки усвоены, или нет? Это покажет суд.
13:22 -14:35 Тесные врата
И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму. Некто сказал Ему: Господи!неужели мало спасающихся? Он же сказал им: Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут (13:22—24).
Иисус приближается к Своему распятию в Иерусалиме. Описывая различные события, происходившие во время этого путешествия, Лука в своем Евангелии приближается к главному разделу учения, а мы на пути к постижению этого учения приближаемся к ряду из семи эпизодов, в каждом из которых узнаем, как Иисус реагирует на то, что говорится или делается в Его присутствии.
Вполне возможно, что первыми словами Иисуса в этом разделе Лука будто озаглавливает весь ряд этих происшествий. Несомненно, картина, нарисованная им, может относиться ко всем семи эпизодам. Это незабываемая картина «тесных врат» (13:24).
Многие стыдятся этих «тесных» путей христианской веры. Но если мы поймем это в истинно библейском смысле, то нам не придется стыдиться. Футболист не может забивать голы, забрасывая мячи в любой конец поля противника; пространство для гола ограничено воротами. Летчик не может посадить самолет там, где ему вздумается; он обязан садиться на предназначенную для этого полосу, если хочет приземлиться безопасно. Здесь же дело неизмеримо большее; и, соответственно, ограничения здесь гораздо важнее. Это вопрос спасения — постоянная тема Луки: «Неужели мало спасающихся!» Именно врата к вечной жизни, к небесам, к Царству Божьему предстают перед нами тесными. И весь этот раздел посвящен тому, что спасение можно найти только в этих узких пределах.
1. Тесные врата «безотлагательности» (13:23—35)
«Направляя путь к Иерусалиму», Иисус повстречал людей, поинтересовавшихся, как много будет спасенных (13:23), и фарисеев, предупредивших Его о том, что царь Ирод хочет убить Его (13:31). Большая часть этой половины главы состоит из Его ответов на эти слова.
Со ст. 31 этой главы события изложены так, будто они происходили по очереди одно за другим, хотя второй случай упоминается только Лукой. Вероятно, он понимал, что обстановка, в которой происходит первый случай, вполне подходит, чтобы рассказать второй и остановиться на тех же самых моментах.
1) Вопрошателю о количестве спасенных (13:23—30)
Ответ Иисуса на вопрос «Неужели мало спасающихся?», звучит неожиданно. Во-первых, следуя Своему обычаю превращать богословски спорную тему в личный вызов, на абстрактное «они», предполагавшееся в вопросе, Иисус отвечает конкретным «ты». Во-вторых, примечательны Его слова в притче о хозяине, закрывшем дверьдома: «Когда Хозяин дома встанет и затворит двери». Иными словами, на вопрос о количестве спасенных, Иисус дает ответ о времени спасения. Сейчас дверь еще открыта. Но когда она закроется, все шансы попасть в дом останутся в прошлом. Какие бы причины ни приводили опоздавшие, как бы они ни умоляли Господа признать их — они станут говорить, что встречали Его, что слушали Его, — им это не поможет. Они упустили возможность войти в тесные врата, когда те были распахнуты перед ними.
Эта особенность — ограничение времени, а не количества — подчеркивается в повествовании о том, что случилось сразу после этого, когда «пришли некоторые из фарисеев» и предупредили Иисуса об угрозе, исходящей от царя Ирода.
2) Посланникам от Ирода (13:31—35)
Угроза, исходящая от Ирода, не трогает Иисуса. Он продолжает Свое дело, не обращая на это никакого внимания. Ему осталось служить еще два дня, а «в третий день» Он закончит, и это «должно» случиться независимо от Ирода (13:32,33).
В этом месте Лука приводит трагические слова, которые у Матфея Иисус говорит за неделю до страданий. Возможность спасения для еврейского народа была такой же, как и для всех остальных. Два «дня», в которые Иисус изгоняет бесов и исцеляет, — это дни, когда Иисус хотел «собрать чад» Иерусалима возле Себя (10:34); в третий «день», когда Он завершает Свое дело, закончится срок, данный им для ответа (13:35).
Поэтому два этих эпизода подчеркивают безотлагательность послания. Врата тесны в том смысле, что у нас ограничено время, когда мы можем пройти в них. «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор. 6:2) — завтра может быть поздно. Этими торжественными словами Иисус начинает Свое учение в данном разделе: подвизайтесь войти сейчас, ибо придет время, когда многие захотят войти, но не смогут (13:24).
Безотлагательность не подразумевает панику. Слова Иисуса, обращенные к Ироду, которые мы только что читали, напоминают нам, что Он — Хозяин времени. В каждом случае, когда один человек честно ищет вход в Царство Божье, а другой указывает на него, Господь знает, сколько на это потребуется времени. Еще до начала времен Он отмерил столько времени, сколько необходимо для спасения всех, кто этого захочет. Слова Иисуса, свидетельствующие о безотлагательности тесных врат, не подразумевают панических решений. Но они фокусируют наше внимание на важном «сейчас» и необходимости честно использовать настоящий момент.
Этот материал еще не обсуждался.