01.12.2014
Скачать в других форматах:

Уоррен Ламмерс

Цена обладания. Часть 1.

УРОК 4. Грех в мире

ТЕКСТ ПИСАНИЯ: Бытие 1:24-31

БИБЛЕЙСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ: Бытие 1-3

Вам известно, что в мире существует несколько основных трудностей.  C первой страницы Библии мы также узнали, что мир был сотворен Богом хорошим и совершенным. В Бытии, первой главе, мы неоднократно читаем повторяющиеся слова: «Увидел Бог, что это хорошо». И когда Господь обозрел всю полноту творения в конце шестого дня, Он сказал, что «это хорошо весьма». Адам и Ева и весь мир начали свою жизнь, будучи совершенными. Что же пошло не так?

Сегодня, если посмотреть вокруг, мир полон греха и трудностей, нищеты и распрей, зла и ненависти. Из нашего урока на прошлой неделе мы узнали, что Гейдельбергский катехизис О. 5 говорит, что все люди имеют глубоко внутри себя природную склонность ненавидеть Бога и своего ближнего. Откуда же происходит это побуждение к ненависти? Как сила греха смогла стать настолько всеохватывающей? Войны, сражения, напряженность; семьи, часто измученные проблемами, разладом, враждой и распрями. Подтверждений тому предостаточно. Бог создал мир хорошим и совершенным, однако он подвергся вторжению греха, распрей, ненависти и смерти. Как вы сможете это объяснить?

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

1.    Почему Бог не сказал: «Сотворю человека по Моему образу»?

 

2.    Объясните, как люди могут владычествовать или властвовать (Бытие 1:26)...

а. над рыбами?

б. над птицами?

в. над всяким скотом?

г. над всей землей?

 

3.    Какое  для вас имеет значение  чье-либо владычество или господство над вашей жизнью...

а. над вашими талантами?

б.  над вашей учебой в университете?

в.  над  вождением автомобиля?

г.  Над вашим телом?

 

4.    В Бытие 1:31 говорится, что все, сотворенное Богом, – хорошо весьма. В чем могла проявиться способность Адама и Евы  совершить что-либо плохое? Почему Бог не сотворил людей подобными машинам – без возможности делать выбор?

 

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Бытие 1:26

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле».

 

 

Гейдельбергский катехизис, День Господень 1

В.6 Значит ли это, что Бог создал человека таким злым и испорченным?

О. Нет,

Бог создал человека хорошо,[17] по образу Своему,[18]

т. е. в истинной праведности и святости,[19]

так, чтобы он мог

поистине знать Бога, своего Создателя,[20]

любить Его всем сердцем

и жить с Ним в вечном блаженстве,

прославляя и восхваляя Его.[21]

 

ОШИБАЕТСЯ ЛИ БОГ?

Некоторые люди упорно пытаются избегать человеческой ответственности, или  даже пытаются обвинить Бога во зле. Поэтому, чтобы прояснить этот вопрос, наш катехизис спрашивает: «Значит ли это, что Бог создал человека таким злым и испорченным?» Слово «испорченный» означает «упрямый, строптивый, своевольный, ненавидящий Бога и ближнего». Поэтому некоторые люди могут спросить: «Виновен ли Бог? Не совершил ли Он ошибку? Могут ли люди обвинять Его в том, каким оказался Его мир?» Многие люди охотно обвинили бы Бога. Они видят грех человека и указывают пальцем на Бога. Что-то пошло не так, случился просчет в движении, крыло разбито — и тут же человек извергает потоки проклятий, как бы говоря: «Это сделал Бог!»

Действительно ли Бог сделал это? Конечно же, нет! Бог сотворил человека добрым, по Своему образу и подобию. И это не просто наша оценка. Это Его мнение! В шестой день, завершив труд творения, Он обозрел все и сказал: «Вот, все хорошо весьма».

Однажды я посетил  в больнице шестидесятилетнего мужчину. Он умирал от рака печени и знал об этом. Несмотря на то, что пациент обладал приятной внешностью и имел хорошо ухоженную черную бороду, он явно страдал от боли, а его желтого цвета  кожа и болезненный вид говорили красноречивее всяких слов. Как он считал,  у него было два предмета для гордости: крещение и борода. В зимнее время русский православный священник сделал прорубь на реке и крестил его полным погружением в девятимесячном возрасте, «так, как положено», как он считал. Еще больной был счастлив от того, что после регулярного, в течение многих лет, бритья, он смог отрастить бороду, чтобы, когда он умрет, Бог, по крайней мере, был бы удовлетворен тем, что он встретит Творца «в Его образе». Он был убежден, что образ Божий имеет черты человеческого лица с бородой.

Однако наш День Господень объясняет, что образ Божий включает в себя сотворение человека с истинной праведностью и святостью, а также со способностью познавать Бога как Творца. Адам и Ева были сотворены весьма хорошими, с качествами, которые присущи личности, способной к здравому рассуждению, воле, умению различать, с желанием угождать Богу, с намерением жить в святости, праведности и познании Бога. Это также подразумевает, что человеку дано право владычества, или управления, в мире. По сути, Господь вменил человеку в обязанность и поручил владеть всем миром, включая все творения, населяющие планету. Сотворение по Его образу также подразумевает, что человек был предназначен быть слугой Богу и ближнему. Все эти черты присущи образу Божию.

Люди, не являющиеся христианами, сохраняют некоторые черты и ограниченную степень образа Божия, переданные всем потомкам Адама и Евы. Однако когда мы искуплены во Христе, мы обретаем обновленный образ Божий. Как Им искупленные, в нас восстанавливается образ Бога, желание жить в праведности и святости, любви и познании нашего Господа, а также способность быть верными управителями в Божьем мире. Ответ 6 говорит, что причина, по которой Бог сотворил человека, заключается в том, «чтобы он мог поистине знать Бога, своего Создателя, любить Его всем сердцем и жить с Ним в вечном блаженстве, прославляя и восхваляя Его».

Обратим внимание на значение этого: Бог сотворил человека со способностью любить Его взаимно. Бог наделил Адама и Еву способностью выбирать между добром и злом, между тем, что правильно и неправильно. Они были способны любить Бога добровольно, а не механически.

Бог хотел, чтобы человек — сотворенный по Его подобию — был способен к отклику, истинно познавать Его, любить Его всем сердцем, и каждый день жить с Богом, радуясь вечно.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

5.    В чем заключается неправильное понимание образа Божия больным человеком?

 

6.    Какое определение наш День Господень дает образу Божию?

 

7.    Какие качества составляют образ Божий, согласно:

а. Бытие 1:26-28?

б. Ефесянам 4:24?

в. Колоссянам 3:10?

 

8.    Согласно О. 6, назовите три причины, почему Бог сотворил человека по Своему образу?

а.

б.

в.

 

 

 

 

ИСТОЧНИК ПРОБЛЕМЫ

 

В.7 Откуда же берет свое начало испорченность человеческого естества?

О. Из падения и непослушания наших прародителей,

Адама и Евы, в Раю;[22]

ибо тогда естество наше столь испортилось,[23]

что зачаты и рождены мы во грехе.[24]

 

Вопрос 7 продолжает тему вопроса 6: если Бог не является виновником проблем в мире и в природе человека, то «откуда же берет свое начало испорченность человеческого естества?» Ответ дан прямо, отчетливо и ясно: «Из падения и непослушания наших прародителей Адама и Евы в Раю».

Бог создал мир хорошим, но посмотрите на него сейчас. Адам нарушил завет дел, как мы узнали из  предыдущего урока. Природа  осталась такой, какой она была, когда Адам и Ева вышли из сада Эдема, но теперь на всем творении пребывает проклятие греха. Рыбы, птицы, звери и все творение, включая людей, находятся сейчас под проклятием греха (Быт. 1:30). Из-за греха Адама наш мир поражен смертью. Во многих отношениях это – обвинение каждому человеку. Мы все несем в себе залог смерти, потому что все мы рождены в грехе. Мы получили его от наших родителей. Они получили его от своих родителей. Мы передаем его детям, которые следуют за нами. Ибо грех – это зло, передающееся через наследственное осквернение, подобно тому, как ил загрязняет ручей.

За фермой, на которой я провел годы своего отрочества, рядом с длинным пологим холмом, холодным чистым фонтаном воды пробивался родник. И летом, и зимой непрерывно текла вода  температурой сорок два градуса (5 градусов по Цельсию.Прим. ред.), имеющая превосходный вкус. Геологи говорили, что «вода Верхнего озера» за сотни миль протекала через скалу подземными каналами, прежде чем она, в конце концов, пробивалась на поверхность, чтобы образовать свой собственный ручей в поле. Поскольку это поле использовалось для пастбища, скот в жаркие летние дни приходил сюда на водопой. И неизбежно, некоторые неразумные коровы роняли свежие нечистоты в чистую, холодную воду и делали ее непригодной для питья для тех, кто приходил к ручью ниже по течению.

На заре истории Бог дал нам совершенный чистый генетический поток в Адаме и Еве.

В том прекрасном, восхитительном саду Адам и Ева находились с Богом и друг с другом в совершенном единстве. Однако в раю человеческий грех стал источником осквернения. Царь всего Божьего творения стал царем греха. Добрый человек превратился в нечистого и неповинующегося грешника. В тот день первая прекрасная и любящая человеческая семейная пара — мужчина и женщина — приобрела склонность ненавидеть Бога и друг друга. Из сада Эдема течет эта оскверненная река греха.

Проблема греха в самом потоке нашего генетического фонда – это не вина Бога!  Ответ 7 говорит: «Из падения и непослушания наших прародителей, Адама и Евы, в Раю; ибо тогда естество наше столь испортилось, что зачаты и рождены мы во грехе». Внутри нас грехопадение Адама и Евы произвело смертельную потерю. Оно извратило человеческую природу. Мы имеем куда большую проблему, чем след грязи на одежде, тогда как внутри мы все еще невинны. Грех Адама и Евы втянул нас в грехопадение. Поражена сама наша сущность. Грех оскверняет все и всякого, к кому прикасается. Греховное проклятие Адама и Евы стало теперь и нашей проблемой.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

9.    Какое подтверждение вы можете привести тому, что грех Адама стал также причиной проклятия для всего мира природы? Сравните с Посланием к Римлянам 8:19-23.

 

10. Поскольку вы имеете отношение к Адаму и Еве, делает ли это вас автоматически такими же грешниками?

 

11. Некоторые люди утверждают, что все мы произошли от обезьян. Человек «поднялся» или «опустился» по сравнению со своим первоначальным состоянием? Почему это важно? Обсудите.

 

12. Если бы грехопадения не произошло, имели бы мы нужду в Спасителе? Обсудите.

 

13. Когда мы начали быть грешниками (Пс. 50:5, Пс. 57:3)?

 

 

СЛЕДСТВИЕ ПРОБЛЕМЫ

 

В.8 Но так ли мы испорчены,

что совершенно не способны творить добро

и склоны ко всякому злу?

О. Да,[25] если только не возродимся

Духом Господним.[26]

 

Рассматривая этот вопрос, нам нужно будет обратиться к учению о полной испорченности. До тех пор, пока Дух Божий не начнет трудиться в нашей жизни и в нашем сердце, наша человеческая природа уклоняется от Бога и склоняется ко всякому злу. Как грибы, которые лучше всего растут в темноте, вдали от солнечного света, точно так же и мы по природе склоняемся ко всякому злу и тьме. И только когда Дух Божий дает нам дар возрождения и способность родиться заново, у нас  появляется надежда. Если только Сам Бог даст нам новую жизнь через очищение в Крови Иисуса, мы сможем иметь желание делать добро и способность так поступать.

Многие люди возражают против учения Писания о полной испорченности. Пелагианство — учение британского монаха Пелагия, жившего около 400 гг. по Р. Х. Он отрицал наличие первородного греха, происходящего от Адама, а вместо этого верил, что если людям следует быть добрыми, то они смогут быть добрыми. Им лишь необходимо приложить больше старания, если они еще не достигли своей цели. Проблема греха появляется из-за того, что людей развращает окружающая среда, подобно тому, как происходит заражение ВИЧ-инфекцией. Вы подхватываете ее из какого-то источника в вашем окружении. Еще одно популярное учение, которое возражает против полной испорченности человека, — это арминианство. Якоб Арминий был голландским профессором в начале 1600 гг., он учил, что человек не способен сам обратиться. Но все же он не является полностью испорченным. Он обладает способностью сделать для себя выбор – служить ли ему Богу и быть рожденным вновь. Такое мнение представляет Бога ожидающим, пока человек примет решение уверовать.

Полная испорченность не означает, что человек такой же нечестивый, как демоны, без какой-либо возможности уверовать. Это означает, что грех, как вирус в кровяной системе, заражает каждую клеточку нашего бытия. Грех оказывает влияние на нашу волю, наше сердце и на наш разум. В Ефесянам 2:1 говорится, что вдали от Христа и от обращения, которое дает Один Бог, человеческая душа «мертва по преступлениям и грехам». Без Христа человек не просто тяжко болен, он мертв, лишен жизни. Именно это делает чудо спасения еще более драгоценным. На это Иисус ссылался, разговаривая с Никодимом о необходимости рождения свыше. Без этого дара Святого Духа  проблема не решается.

Хорошая новость состоит в том, что когда Святой Дух овладевает духом человека, Он мертвому дает жизнь и желание любить Бога. Стихи Ефесянам 4:24 и Колоссянам 3:10 объясняют, что когда вы становитесь христианами и обретаете новую природу, вы вновь преображаетесь в образ Христа, будучи обновлены в познании согласно образу Божию. Здесь говорится, что если вы становитесь христианами, Бог обновляет вас в праведности, святости и познании Бога, наделяя  желанием делать добро, поступать справедливо и свято. В то же время, образ Божий в вас включает в себя обязанность владычествовать и осуществлять руководство  делами и призванием, которые вручил вам Бог.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

14. Основываясь на последующих отрывках, объясните, почему неверующие люди не могут делать ничего хорошего с точки зрения Бога?

Римлянам 3:9-20;

Ефесянам 2:1-5;

Иеремии 17:9.

15. Что означает, что человек «склонен ко всякому злу»?

 

16. Какой есть единственный способ, с помощью которого человек может «преодолеть» полную испорченность?

Сравните с О.8.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Сотворение человека – в Эдемском саду Бог создал человека добрым,  по Своему образу.

Образ Божий   включает в себя не только истинную праведность, святость и познание Бога, но и владычество человека как служителя, или управителя, над творением.

Грехопадение человека – грехопадение человека настолько исказило человеческую природу, что это затронуло всю его жизнь с самого зачатия. Мы унаследовали испорченность греха от нашей генетической связи с нашими родителями.

Полная испорченность – мы являемся духовно мертвыми по преступлениям и грехам, не способными угождать Богу, до того момента, пока Он не дарует новую жизнь, исходящую от Христа через труд Святого Духа.

 

 

 

 

 

 

 


 

[17] Бытие 1:31

[18] Бытие 1:26, 27

[19] Ефесянам 4:24

[20] Колоссянам 3:10

[21] Псалом 8

[22] Бытие 3

[23] Римлянам 5:12,18,19

[24] Псалом 50:7

[25] Бытие 6:5; 8:21; Иов 14:4; Исаии 53:6

[26] Иоанна 3:3–5

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.