01.12.2014
Скачать в других форматах:

Уоррен Ламмерс

Цена обладания. Часть 1.

УРОК 22. Общение Святого Духа

 

БИБЛЕЙСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ: Иоанна 16:5-16

 

Наше сегодняшнее занятие сосредоточено на Святом Духе: Его труде, Его Личности, Его важности для нас, а также Его дарах для церкви. Мы начнем из замечательного отрывка из Евангелия от Иоанна, 16 гл. и рассмотрим наставления, данные нам в Дне Господнем 20.

 

ТРУД СВЯТОГО ДУХА

 

В изучении Гейдельбергского катехизиса мы совсем недавно обращали особое внимание на Апостольский Символ веры и его три основных раздела, как их разъясняет День Господень 8. Вот эти три части: «Бог Отец и наше сотворение, Бог Сын и наше избавление, и Бог Святой Дух и наше освящение». Первый раздел о Боге-Отце был относительно небольшим, он был освещен в Днях Господних 9 и 10. Следующий раздел сосредоточен на Боге-Сыне, в нем подробно освещалась жизнь, искупление и свершения Христа как нашего Спасителя в Днях Господних с 11-го по 19-й. Теперь мы начинаем изучение третьего раздела о Святом Духе и нашем освящении. Однако примечательно то, что в действительности есть только один вопрос и ответ, имеющий отношение непосредственно к Святому Духу, и он находится в Дне Господнем 20. Почему так? Некоторые полагают, что авторы Гейдельбергского катехизиса заблуждались в отношении третьей Личности Троицы, и что им не удалось уделить Ей должного внимания.

На протяжении веков многие церкви и деноминации использовали несбалансированный подход к трем Личностям Троицы. Многие сосредоточивают внимание на Боге-Отце настолько, что даже умаляют значение Сына и искупления, и совершенно забывают о Святом Духе. Такой способ мышления часто лежит в основе богословия, сосредоточенного на Божьей суверенной и всемогущей власти – на Его святости и справедливости – что ведет к исключению провозглашения благодати для грешников через Спасителя. Центром богословия других церквей является исключительно Спаситель – Его Личность, милость, спасающая благодать и личная любовь — так что Бог-Отец и Святой Дух едва упоминаются. Еще одна группа церквей преобладающее внимание уделяет Духу, так что Отец и Сын игнорируются. Такое учение часто акцентирует внимание на «помазании Духом», «особых дарах», на которые могут претендовать некоторые христиане, а также на талантах и особых способностях определенных членов церкви, которые считаются «христианами, обладающими особым помазанием». Во всех трех случаях прекрасная гармония Троицы в плане спасения искажена и представлена неясно.

Рассматривая конкретно Личности Святого Духа, важно понять функцию и действие, которые Он выполняет в плане спасения. Евангелие от Иоанна, глава 16, говорит о том, что Дух никогда не стремится привлечь к Себе внимание. Он никогда не желает узурпировать положение Отца или Сына. Святой Дух никогда не станет завидовать Спасителю и никогда не захочет быть центром поклонения или прославления. Никогда! Отец, Сын и Святой Дух Триединого Бога находятся в совершенном согласии. Как один в трех Лицах, Триединый Бог занят искуплением людей через спасительную работу и через кровь Иисуса Христа. Святой Дух постоянно желает, чтобы вы видели Христа.

В действии Троицы постоянно существует согласие намерений и действий. Поскольку Бог-Отец отдал Своего Единородного Сына, чтобы уплатить долг за наш грех и искупить нас, усыновив как Своих детей; поскольку Сын исполнил Писания, совершив волю Отца в Своем труде спасения; и поскольку Святой Дух хочет, чтобы грешники приходили к познанию Спасителя; существует совершенное согласие намерений в деле спасения. Поэтому Иисус и говорил в Иоанна 16:13-15 о Святом Духе: «ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит... Он прославит Меня... от Моего возьмет и возвестит вам». Поэтому Триединый Бог трудится совместно и в сотрудничестве как три различных Личности в совершенном согласии.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

1.    Если бы Иисус остался на земле, что бы не могло произойти? Обсудите Иоанна 16:7.

 

2.    Стихи 8-11 говорят, что труд Святого Духа включает в себя обличение мира «в грехе, праведности и суде».

      а. Почему Святой Дух обличает людей в их грехе?

      б. Как Святой Дух оповещает людей о недостатке у них праведности?

 

3.    Хвалится ли Святой Дух когда-либо Самим Собой? Обсудите стихи 13 и 14.

 

4.    Почему Он всегда стремится прославить Господа Иисуса, но никогда Себя?

 

5.    Кого нам нужно превозносить в нашем личном свидетельстве или в церковной проповеди – Святого Духа или Христа? Обсудите Римлянам 10:9-10, 1-е Коринфянам 2:2, Филиппийцам 2:9-11.         

 

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

 

1-е Коринфянам 2:2

«Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого».

 

Ефесянам 4:30

«И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления».

 

ЛИЧНОСТЬ И ХАРАКТЕР СВЯТОГО ДУХА

 

Гейдельбергский катехизис

В. 53 В чем состоит наша вера в Святого Духа?

О. Во-первых, в том, что вместе с Отцом и Сыном

Он истинный и вечный Бог.[148]

Во-вторых, в том, что Он дан мне лично,[149]

чтобы через истинную веру

сделать меня причастным ко Христу и всем Его благодеяниям,[150]

чтобы ободрить меня[151]

и пребывать со мною вовеки.[152]

 

Кто же есть Святой Дух? День Господень 20 говорит о Духе Святом, что «во-первых... вместе с Отцом и Сыном Он истинный и вечный Бог». Он – истинный Бог! Поэтому, когда Святой Дух входит в ваше сердце, оно становится местом обитания Бога. Если Дух живет внутри вас, то Бог живет в вас. И Он вводит вас в еще более крепкое и глубокое «общение с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом» (1-е Иоанна 1:3). Он дает вам помазание для служения Христу. Сам Он не стремится привлекать внимание к Своему труду, но Он желает пролить свет на свидетельство и послание Христа именно через ваше свидетельство и поведение. Дух предпочитает действовать за кулисами. Ему не нравится быть в центре внимания (Иоанна 16:14). Он всегда хочет воздать славу Христу Иисусу, поскольку Он грешников делает усыновленными детьми Божьими.

Однако, пожалуйста, всегда помните, что говорится в этом ответе: «вместе с Отцом и Сыном Он – истинный и вечный Бог». Святой Дух есть Третья Личность Троицы, и Он целиком и полностью является Богом. Он – всемогущий, суверенный, всесильный Бог. Он никогда не был, не есть и не будет Богом частично. По этой причине мы, реформатские верующие, исповедуем учение о непреодолимой благодати. Поскольку Святой Дух суверенен и всесилен, Он не обязан «ждать, пока вы будете готовы открыть свое сердце» для евангельской проповеди. Совсем наоборот, это Он есть «Господь и Податель жизни» как физической, так и духовной. По природе мы мертвы по преступлениям и грехам. Так же, как и при сотворении мира Дух Божий носился над водой, вдыхая жизнь в мертвую планету, так и Святой Дух делает грешников святыми во Христе. Когда Святой Дух совершает Свой божественный труд в человеческом сердце, даже если человек 78 лет прожил в оковах сатаны, ведя соответствующий образ жизни, произойдет обращение, потому что Он есть Бог непреодолимой благодати.

По сути, Святой Дух может взять упорствующего гонителя церкви, такого как Савл из Тарса, повергнуть на землю, совершить чудо спасения в его жизни, и преобразить его в могучего миссионера креста, такого, как апостол Павел. Дух может также и упорствующего атеиста нынешних дней привести к смирению в коленопреклоненной молитве и исповеданию спасения через Спасителя.

Иметь Святого Духа в своем сердце – это действительно великая и священная привилегия. В то же время общение с Духом Божьим – чрезвычайно чувствительный и деликатный вопрос. Если живущий в вас Дух – «святой», а вы осмеливаетесь заигрывать с грехом, вы невыразимо оскорбляете Его! Никакой след греха не должен найти убежище в вашем сердце, или же Его общение нарушается. Ничто не должно встать между вами и Им. Если вы беспечно барахтаетесь в грехе, ваше общение с Ним будет разрушено. Если же вы умышленно делаете зло, вы «оскорбляете Святого Духа Божия» (Ефесянам 4:30).

Однако не следует думать, что когда вы согрешите, Святой Дух оставляет вас. Как только Святой Дух берет контроль над вашей жизнью, независимо от того, как ужасно вы оскорбили Его, Он никогда не оставит вас. Если бы Он сделал это, вы бы никогда не раскаялись вновь, и сатана набросился бы на вас, как рыкающий лев. Напротив, когда вы грешите, вам необходимо молить Его о прощении и исцелении. Он – Святой Бог. Он – Святой Дух. Сама Его сущность и характер означают, что Он не может мириться с намеренным и нераскаянным грехом.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

6.    Почему общение Святого Духа является настолько чувствительным и деликатным? Прочтите Послание к Ефесянам 4:30-32; 1 Фессалоникийцам 5:19-22.

 

7.    Поясните, как ваши личные грехи так легко наносят вред вашим отношениям со святым Богом.

 

8.    Приведите библейские подтверждения того, что сила Святого Духа, в конечном счете, оказывается непреодолимой. Другими словами, если Бог намерен совершить обращение определенного человека, Его Дух окажется победителем, даже если это займет несколько лет. Обсудите Иоанна 6:44, Римлянам 8:28-30, Ефесянам 1:3-7, 11-14, 2:1-10, Деяния 16:14.

 

9.    Когда вы, совершая грех, нарушаете свои взаимоотношения с Духом Господним, к чему вам следует стремиться, чтобы восстановить отношения с Ним? Прочитайте 1-е Иоанна 1:5-9.

 

 

ПРИВИЛЕГИИ СВЯТОГО ДУХА

 

Обратите внимание, как христиане исповедуют Святого Духа в В/О 53: «... Он дан мне, чтобы через истинную веру сделать меня причастным ко Христу и всем Его благодеяниям, чтобы ободрить меня и пребывать со мною вовеки». Здесь приведены слова истинного исповедания веры.

Можете ли вы сказать, что это относится и к вам? Это личный вопрос, которого вы не можете избежать. Лично вы, имеете Святого Духа? Ответом на данный вопрос может быть либо «да», либо «нет». Не существует чего-либо промежуточного. Если вы не имеет Святого Духа, вы не имеете ничего. И тогда Христос не является вашим Спасителем. Библия говорит, что никто не может исповедать Иисуса Господом, если только не Святым Духом (1-е Коринфянам 12:3). Если Христос – ваш Спаситель, вы имеете также и Святого Духа (1-е Иоанна 2:27).

Если Святой Дух живет в вас, что Он для вас делает? На этот вопрос наш День Господень дает четыре ответа. Первое, Святой Дух «делает меня причастным ко Христу», то есть если вы веруете в Господа, Он дает вам дар спасения и делает вас членом тела Христа.

Святой Дух есть источник возрождения, «Господь и Податель жизни». Дар духовной жизни неизменно происходит от Святого Духа. Он хранит «всех, кого ни призовет Господь Бог наш» (Деяния 2:39). Во-вторых, Он «...делает меня причастным ко Христу и всем Его благодеяниям». Как дары Духа, так и плоды Духа являются доказательствами Его деятельности внутри нас (Галатам 5:22-23). В-третьих, Он «ободряет меня». Это относится к Его роли «Святого Утешителя». По сути, Он дарит Свое утешение и ободрение, когда христиане подвергаются преследованиям или скорбям, или же когда вера проходит проверку на истинность. И тогда «Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии» (Римлянам 8:16-17). Это ободрение включает в себя также Его молитвы за нас (Римлянам 8:26). В конце Ответа 53 приводится четвертая составляющая работы Святого Духа: Он «пребывает с нами вовеки». В этом состоит доктрина о постоянстве святых. Для вас, получивших однажды Духа Святого, спасение обеспечено. Однажды родившись свыше, вы остаетесь верующими до конца (Иоанна 14:16, 5:24, 6:39, 10:28-29, Ефесянам 1:13-14, 1-е Петра 1:4-5, 1-е Иоанна 5:13). Во всех жизненных бурях Он гарантирует, что с Его помощью вы будете сохранены.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

10. Галатам 5:16-21 перечисляет «дела плоти». Перечислите пять из этих дел плоти, признаки которых вы видите в студентах университета или колледжа в вашем районе.

      а.

      б.

      в.

      г.

      д.

 

11. Перечислите плоды Духа и объясните, как в вас проявляется каждый из них. Обсудите Галатам 5:22-23.

      а.

      б.

      в.

      г.

      д.

      е.

      ж.

      з.

      и.

 

12. Как Дух Святой ободряет вас? Обратите внимание на Иоанна 15:26, Римлянам 8:16-17.

 

13. Как Он молится за вас? Прочитайте Римлянам 8:26-27.

 

14. Учение о неотступности святых в действительности означает, что вы будете сохранены на протяжении жизни как дитя Божье, поскольку «ставший однажды истинным христианином, всегда является христианином». Приведите библейские подтверждения этого учения. Прочитайте Иоанна 10:28-30, Ефесянам 1:4-5, 1-е Иоанна 3:1-3.

 

15. Как люди иногда огорчают Святого Духа? Обсудите Ефесянам 4:30, 1-е Фессалоникийцам 5:19.

 

16. Перечислите четыре пункта, что Дух Святой совершает для вас согласно О. 53.

      а.

      б.

      в.

      г.

 

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

 

Святой Дух – как Господь Иисус объяснял, и об этом записано в Иоанна, глава 16, Святой Дух действует от имени Бога, обличая людей в грехе и указывая им на Спасителя, чтобы они могли получить искупление.

 

Третья Личность – Святой Дух является третьей Личностью Троицы. Так же, как и Отец, и Сын, Он есть вечный, всемогущий и суверенный Бог.

 

Работа Духа – Дух не изнемогает, Дух ничем не ограничен, Дух не зависит от воли человека, Его не нужно сначала «приглашать в свое сердце», чтобы Он смог размягчить его и возродить. Преображение в действительности является результатом Его труда, а не предпосылкой для этого. Это соотносится с учением о непреодолимой благодати.

 

Благословения Духа – когда вы лично по истинной вере получили Святого Духа, Он:

а. делает верующих причастниками Христа;

б. делает верующих способными быть причастниками всех Его благословений;

в. ободряет верующих;

г. пребывает с христианами навечно.

Последний элемент подчеркивает доктрину неотступности святых.

 

ОСОБАЯ ОПАСНОСТЬ, КОТОРУЮ СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ

Многие церкви из пятидесятнических и харизматических деноминаций делают особое ударение на работе Святого Духа и на дарах, которые Он раздает Церкви Христовой. И хотя исходное желание иметь живую «горячую» веру достойно восхищения и похвалы, часто такое богословие упускает суть того, что Господь Иисус говорил о работе Святого Духа: что Он обращает внимание людей не на Себя Самого, а на Христа. Нам никогда не следует делать того, что уводит взгляд людей от Спасителя.

На практике такое харизматическое неверное представление искушает людей к сосредоточиванию на «проявлениях» силы Духа в личной жизни верующего. К сожалению, это часто превращается в искаженную разновидность самовлюбленного христианства, при котором дары Духа используются христианами не для прославления Христа, а для демонстрации «их личного религиозного превосходства». Оба этих элемента неверны.

Веками распространялся такой образ пятидесятнического мышления, когда люди отвергают «узкий канон Писания» и учат, что сегодня люди могут авторитетно говорить от имени Святого Духа, проявлять особые способности и власть посредством знамений сверхсвятых, говорить на иных языках, совершать чудеса, исцелять по вере, и т. п. Некоторые фанатичные верующие заявляют, что они наделены силой Духа, чтобы получать сверхдуховные откровения, совершать знамения и удивительные чудеса, вплоть даже до попыток воскрешать мертвых. Во многих случаях крайности и злоупотребления такой практикой приводят к скандалам в церквях. Печально, но при таком харизматическом мышлении замечательное согласие внутри Троицы и провозглашение спасения выводятся из равновесия.

 

 

 


 

[148] Бытие 1:1, Матфея 28:19, Деяния 5:3-4

[149] 1-е Коринфянам 6:19, 2-е Коринфянам 1:21,

[150] Галатам 3:14

[151] Иоанна 15:26, Деяния 9:31

[152] Иоанна 14:16-17, 1-е Петра 4:14

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.