01.12.2014
Скачать в других форматах:

Уоррен Ламмерс

Цена обладания. Часть 1.

УРОК 3. Но Закон Божий утверждает...

БИБЛЕЙСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ: Римлянам 1:18-25, Римлянам 7:7-25, Иоанна 3:19-21

Дорога была ровной, а местность – холмистая. Точно по графику на западе садилось летнее  солнце. Я опаздывал. Когда, проезжая мимо тихих загородных домов и преодолевая очередной холм, я взглянул на часы, то внезапно обнаружил — было уже поздно. На выступе, в укрытии большого дерева, стоял оборудованный радаром полицейский автомобиль. Заработали сигнальные огни. Я остановился. Спустя минуту инспектор объявил: «Ваш автомобиль двигался со скоростью пятьдесят семь миль в зоне ограничения скорости до тридцати пяти миль. Предъявите, пожалуйста, талон регистрации вашего транспортного средства и водительское удостоверение». Роясь в документах, я робко спросил: «Виновен ли я, если не увидел знак?» Инспектор посмотрел на меня и ответил: «Вы знаете ответ на этот вопрос».

Очевидно, что знание законов не приходит автоматически. Также и незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение. Библия обращается к вопросу незнания закона и говорит о том, какие страдания оно причиняет. В этом уроке рассматривается эта широко распространенная проблема.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

1.    Послание к Римлянам 7:7 говорит о грехе зависти. Расценили бы вы зависть как грех, если бы Библия так не утверждала?

 

2.    Если вы не осознаете, что делаете грех, являетесь ли  виновным в его совершении?

 

3.    Прочитайте Римлянам 2:14-15.

Откуда люди, не имеющие Библии, обретают понимание того, что добро и что зло?

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Послание к Римлянам 7:7

«Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай».

 

Гейдельбергский катехизис, День Господень 1

В.4 Что требует от нас Бог в Своем Законе?

О. Говоря кратко, Христос учит нас (Мф. 22:37-40):

Возлюби Господа Бога твоего

всем сердцем твоим

и всею душою твоею

и всем разумением твоим:

сия есть первая и наибольшая заповедь;

вторая же подобная ей:

возлюби ближнего твоего, как самого себя;

на сих двух заповедях утверждается

весь закон и пророки.

 

ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ 2

ГОСПОДСТВО ГРЕХА И ДУХОВНОЙ НИЩЕТЫ

В изучении Гейдельбергского катехизиса мы подошли к первому основному разделу, который называется «Человеческий грех и нищета». Этот раздел включает в себя Дни Господни со 2-го по 4-й. Этот заголовок говорит, что в нашем мире людей, полном греха, есть много страданий, которые сопровождают всю жизнь. На самом деле, страдания являются результатом греха в нашем мире. Если посмотреть вокруг, то страдания встречаются почти повсеместно. Нам не чужды страдания, потому что они подстерегают нас на протяжении всего жизненного пути. Младенец начинает плакать с момента своего рождения. Когда тех, кого мы любим, постигает смерть, у нас естественным образом текут слезы. Однако этот День Господень решительно заявляет, что источником страданий является грех! Грех есть, в первую очередь, бунт против Бога, однако он быстро приводит и к раздорам с  близкими людьми.

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Гейдельбергский катехизис, День Господень 1

В.3 Откуда вы знаете о своих грехах?

О. Из Закона Божьего.[14]

 

ПРИЧИНА ДУХОВНОЙ НИЩЕТЫ

Нам нет необходимости читать Библию, чтобы узнать о социальной нищете, мировых конфликтах, преступлениях, кровопролитии и мучениях, которыми наполнены жизни многих людей. Сводки новостей рассказывают о некоторых несчастьях, которые возникают внезапно и приводят к тяжелым последствиям. В своих семьях люди борются с продолжительными внутренними страданиями, ссорами, напряженностью, а также с равнодушием и пренебрежением. Нет предела одиночеству в этой современной, наполненной страданиями культуре. Нам не нужен Закон Божий, чтобы рассказать об этом.

Какова же причина всех этих страданий, боли, мучений и бедствий? И хотя мы можем быть свидетелями повсеместных страданий,  необходимо иметь Закон Божий, который рассказал бы нам о подлинной причине страданий в нашей жизни. Грех является источником всякого страдания. Мы не сможем определить причину нашего страдания, глядя только на внешнюю сторону жизни. Необходимо открыть глаза для  понимания. Нас должен наставлять Закон Божий. Как человек, испытывающий боль, нуждается во враче, чтобы тот диагностировал раковое заболевание, точно так же Закон Божий показывает, что грех является первичной причиной нашего страдания.

В В/О 3 поставлен диагноз всех болезней и страданий, которые встречаются в жизни людей. Это причина всех человеческих страданий. Сколь же значителен ущерб, причиненный грехом миру и жизни человечества!

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

4.    Назовите не менее пяти примеров человеческих страданий в мире.

а.

б.

в.

г.

д.

 

5.    Как объясняют нехристиане грех, духовную нищету и страдания в жизни людей?

 

6.    С точки зрения Гейдельбергского катехизиса, О. 3, как вы считаете, почему некоторые люди не посещают церковь?

Что об этом говорит Иоанна 3:19-21?

 

БОЖЬЯ ЗАПОВЕДЬ, КОТОРУЮ МЫ ЛЮБИМ

Только что мы выучили Божью заповедь о любви из Евангелия от Матфея, глава 22. В этой величайшей из заповедей Бог требует от нас любви к Нему! Во всем Своем могуществе и величии Он дает эту заповедь. Он – Повелитель всей вселенной. Он есть Всемогущий Царь, Творец и Властелин всего человечества. И этот суверенный Господь заповедует: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим». Еще прежде чем Адам впал в грех, Бог заключил с ним завет – завет, который мы называем заветом дел. Адам был обязан всячески во всем повиноваться Богу, особенно соблюдать запрет – не есть плод от дерева познания добра и зла. Это было испытанием для Адама – останется ли он верным Богу. Если бы Адам повиновался, он продолжал бы находиться в вечном общении с Богом. Но в случае непослушания его ожидало наказание в виде физической и вечной смерти. И мы знаем, что произошло: Адам и Ева своим грехом нарушили завет дел. Книга Осии 6:7 говорит: «Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне».

Бог и теперь требует от нас совершенного повиновения. Однако истина заключается в том, что никто не способен в совершенстве соблюсти Божий закон. Мы «...все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Бог и теперь требует от нас совершенной и полной любви. Ежедневно каждый из нас нарушает и продолжает нарушать завет дел.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

7.    Из каких отрывков Ветхого Завета Иисус приводит цитаты, когда говорит о сути закона?

а.

б.

 

8.    Обведите одно из следующих утверждений, которое наилучшим образом завершает это предложение.

Когда я анализирую свои глубинные мотивы и склонности,

а. я в действительности могу утверждать, что люблю Бога;

б. лично я считаю, что Бог мне «нравится»;

в. я искренне «ценю» Бога;

г. я расцениваю свое отношение к Богу как нейтральное;

д. я должен признать, что временами у меня есть неприязнь к Богу;

е. я вынужден признать, что я не люблю Бога.

 

9.    Что такое Завет дел, и что он говорит о нашем сердце и жизни?

 

КАК МЫ ДОЛЖНЫ ЛЮБИТЬ НАШЕГО БОГА?

 

А. Всем сердцем

Прежде всего, нам необходимо любить Бога всем своим сердцем. Сердце – это центр нашего естества, наша сущность. Это наш личный ларец с сокровищем, из которого исходит любовь или ненависть по отношению к Богу. Матфея 6:21 говорит: «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Также и Притчи 4:23 говорят: «из [сердца] источники жизни». Из сердца исходят чувства как любви, так и ненависти. Сердце может быть исполнено хорошими и плохими желаниями.

Когда Бог заповедует нам любить Его всем своим сердцем, Он хочет, чтобы все наши чувства и намерения совершенно совпадали с Его чувствами и намерениями. Мы должны любить то, что Он любит, и ненавидеть то, что Он ненавидит. Он любит праведность, чистоту, Свою Церковь, а также то, что хорошо и прекрасно. Он ненавидит грех, зло, и все, что противоречит Его заповедям. Мы совершаем грех против закона Божия, если не любим Его всем своим сердцем. И это глубоко огорчает Бога.

 

Б. Всей душой

Бог также заповедует нам любить Его всей душою своею. Наша душа – это  та наша составляющая, которая делает нас теми, кем мы есть. Когда Бог сотворил Адама, Он вдохнул жизнь в ком глины, и «человек стал душою живою». Нашим единственным христианским утешением в жизни и смерти является то, что мы принадлежим Богу как телом, так и душой. Душа – это наша часть, которая покидает плоть во время смерти. Иисус говорил раскаявшемуся на кресте разбойнику: «Ныне же будешь со Мною в раю». То же самое Он говорил накануне Своей смерти: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой», то есть душу. Когда умер нищий Лазарь, его душа была перенесена ангелами Божьими «на лоно Авраамово». Таким образом, Писание учит, что в момент смерти тело и душа разделяются. Любите ли вы Бога всей своей душой? Откровенно говоря, мы грешим против Его закона, если не любим Его всей своей душой.

 

В. Всем разумением

Нам заповедано также любить Бога всем своим разумением. Он хочет, чтобы мы любили Его всецело, как сознательно, так и подсознательно, всем нашим рассудком, всем нашим интеллектом, всеми нашими умственными способностями, а также нашим отношением. Господь заповедует нам посвятить свой разум Ему. Находимся ли мы в школе или за ее пределами, наш разум должен быть предан Богу и использован максимально. Господь хочет, чтобы наш разум был полностью использован в любви к Нему так, чтобы  в быту, в школе, на работе, во время отдыха, в каждом нашем помышлении, воображении, и даже в ночных сновидениях он в любви всецело был посвящен нашему Господу.

В окружающей нас культуре миллионы людей предают свой разум греху и служению сатане. Мы нарушаем закон Божий, смотря порнографию, непристойные журналы, видео, DVD-диски, или участвуя в  развлечениях, которые Он не одобряет. И это  вместо того, чтобы любить Бога всем нашим разумением, возрастать в прославлении Бога, читать и радоваться, а также насыщать свой разум Его словом. Римлянам 12:2 говорит: «и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная».

 

Г. Всей крепостью

Господь также хочет, чтобы мы любили Его всей крепостью, используя каждую малейшую возможность для служения Ему. Другими словами, мы обязаны любить Его совершенно, всеми своими физическими, духовными, эмоциональными и умственными силами, которые Он нам дал. Наши тела и разум принадлежат нашему Господу, а потому их крепость и способности должны всегда быть использованы для Его славы, а не для нашей. Тем не менее, очень часто нам не удается направить и использовать свою крепость для славы Божьей. Зеркало закона Божия, заповедь любить Его всем сердцем, всей душой, всем разумением и всей крепостью показывает нам наш грех, а также нашу нужду в Спасителе Христе.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

10. Если бы молодой человек подписал поздравительную открытку своей девушке: «от половины моего сердца», как, вы думаете, отреагировала бы его девушка?

 

11. Как реагирует Бог, если мы любим Его не всем сердцем?

 

Подводя итог

 

Обобщая суть закона, Иисус процитировал два ветхозаветных отрывка. Первый –  Второзаконие 6:5: «И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими». Второй отрывок — «люби ближнего твоего, как самого себя», Левит 19:18. Между этими двумя утверждениями Иисус отметил, что первая заповедь подобна второй. Затем Он добавил: «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Эти две всеобъемлющие заповеди упоминаются на протяжении всего Ветхого Завета. Они также показывают все, содержащееся в Законе и в Пророках.

При строительстве некоторых современных гигантских мостов, как, например, мост «Золотые Ворота» в Сан-Франциско или мост Макинак в Северном Мичигане, инженеры использовали два массивных кабеля из стального провода, сплетенных вместе. Эти два кабеля, замурованные в бетон в  противоположных концах моста, по длине вдвое превышают высоту вертикально стоящих опор,  несущих для всего пролета. На них лежит вес всего моста плюс дополнительная нагрузка. Без них весь мост обвалился бы.

То же происходит и с утверждением Иисуса. Эти два «кабеля» Божьей истины проходят от начала и до конца Ветхого Завета. Действительно, эти две темы проходят через раздел о законе и через пророческие книги. И как в случае с гигантским мостом, если мы устраним заповедь «возлюби Господа Бога» нашего, все остальное в нашей жизни рухнет. Если вы нарушите заповедь о том, что нужно любить своего ближнего как самого себя, ваша вера разрушится и результатом будет несчастье.

Заметим, что Господь не говорит о том, что нам необходимо любить своего друга как самого себя. Друзей любить легко. Иудеи времен Иисуса говорили: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» (Мф. 5:43). Такого принципа придерживаются многие люди и сегодня. Но Иисус отвечал, говоря: «любите врагов ваших... и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44). Согласно словам нашего Господа, нам нужно любить своего ближнего, даже если он нам враг.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

12. Знаете ли вы человека, который действительно бы любил своего ближнего, как самого себя?

 

13. Как вы думаете, почему Библия использует слово «ближний», а не «друг», «родственник» или «братья и сестры»?

 

Гейдельбергский катехизис, День Господень 1

В.5 Можете ли вы соблюдать эти заповеди в совершенстве?

О. Нет,[15]

ибо по естеству своему я склонен ненавидеть и Бога и ближнего своего.[16]

 

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СКЛОННОСТЬ

 

Будучи молодыми людьми, вы изредка позволяете себе произносить слова: «Я тебя ненавижу». Возможно, вы так думаете, однако нормы приличия учат вас не говорить так. Дети, однако, намного быстрее могут выпалить эти слова друг другу, особенно когда дерутся. Родители должны немедленно исправлять их: «Нельзя говорить  “ненавижу”». Однако, согласно В/О 5, дети, вероятнее всего, более честны, чем взрослые.

Мы имеем природную склонность любить тьму более, нежели свет, потому что наши дела злы (Ин. 3:19).  Иоанна 3:20 говорит: «ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его». Перед потопом Бог увидел истинное содержание сердца человека и сказал, что «все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5). Книга Иеремии 17:9 заявляет: «Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его?»

Если мы считаем, что слово «ненавидеть» слишком сурово для описания склонности, которую мы имеем по природе, вспомним, как Римлянам 8:7 говорит о том, что «плотские помышления суть вражда против Бога». Римлянам 5:10 называет нас, отделенных от Христа, «врагами Бога». Библия говорит понятно. Бог ставит нас на место. По природе мы ненавидим Его и нашего ближнего. Послание Титу 3:3 напоминает: «Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга». Единственная возможность для нас измениться – это когда  Дух Божий входит в наше сердце и Сам преображает его. Ваше мертвое сердце (Еф. 2:1-10) должно быть соделано живым посредством Святого Духа.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

14. Какое существует единственное настоящее средство против естественной склонности к ненависти?

 

15. Все люди имеют «природную склонность к ненависти». Как вы считаете, в каком возрасте ребенок может впервые проявить свою способность ненавидеть?

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Божий стандарт – человечество не может по-настоящему познать Божий стандарт того, что есть добро или что зло, кроме как из Слова Божия.

Грех и нищета – все бедствия, которые распространены в жизни, в конечном итоге вызваны грехом и ненавистью в нашем мире.

Итог Закона – всё, чего требует Библия, и что кратко изложено в Законе Божьем, чтобы и вы, и я любили Его всем сердцем, душой, разумением и крепостью; а также своего ближнего, как самого себя.

Ненависть к Богу и своему ближнему – врожденная природная склонность человека, проявляющаяся со времен Адама и Евы.

Избавление – единственный, кто сохранил закон Божий в совершенстве, — это Христос. Только благодаря Ему мы освобождены от ненависти по отношению к Богу и к своему ближнему.

 

 

 

 


 

[14] Римлянам 3:20; Римлянам 7:7–25.

[15] Римлянам 3:9-20, 23; 1 Иоанна 1:8, 10.

[16] Бытие 6:5; Иеремии 17:9; Римлянам 7:23,24; 8:7; Ефесянам 2:1-3; Титу 3:3.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.