Джон А. Бауэрс, Рональд Л. Шойерз
Доктрины благодати: столпы реформатской веры
УРОК 8. Основание Божьего избрания
В предыдущем уроке мы начали размышлять о сложной, но в то же время весьма утешительной доктрине избрания. Откуда это учение берет свое начало? Возможно, его выдумала церковь? Или, может быть, это учение изобрели реформаты? В этом уроке мы узнаем истоки, а также библейское основание этой истины.
БЕЗУСЛОВНОЕ ИЗБРАНИЕ
Очевиден факт, что в Библии содержится учение об избрании. Ни один христианин, верящий Библии, не станет отрицать этого. Мы рассмотрим библейское основание избрания лишь в некоторых аспектах. Однако для нас очень важно по-библейски понимать доктрину избрания. Не все христиане понимают ее именно так. Большинство верующих согласится с тем, что в Библии действительно содержится учение об избрании, но это не означает, что все они понимают его по-библейски.
Встает вопрос: «На каком основании Бог избирает нас?». Разве Бог решил даровать нам вечную жизнь, потому что Ему нравится цвет наших глаз, волос или нашей кожи? Конечно, нет; не секрет, что Бог избрал мужчин и женщин из всякого колена и языка, и народа, и племени (Откр. 5:9). В Библии ясно сказано, что Он избрал нас не на основании каких-либо наших личных качеств. В самом начале Канонов Дортского синода делается следующее заявление: «Поскольку все люди согрешили в Адаме, подпали под проклятие и обречены на вечную смерть, Бог не поступил бы несправедливо, если бы пожелал оставить все человечество в грехе…» (I, 1). Бог выбрал нас не потому что мы лучше других. И Он также выбрал нас не потому что мы имеем что-то такое, что Он хотел или мог использовать. Он избрал нас во Христе только по Своему Собственному благоволению (Еф. 1:5, 9; Каноны Дортского синода I, 10) как выражение глубины Его любви (см. Рим. 5:8). Мы бы не смогли удовлетворить ни одного из Божьих условий, чтобы заслужить Его любовь. Мы называем это безусловным избранием.
ЗАПОМНИТЕ
Римлянам
8:29-30
«Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы
Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил,
тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил».
Каноны Дортского синода I, 9
Сие избрание не основывается на предвиденной вере, послушании вере, святости или иной какой-либо заслуге и качестве, которые являлись бы предварительной причиной или условием в избранном человеке, но, напротив, избрание служит основанием веры, послушания вере, святости, и прочее… Как говорит Апостол: "Он избрал нас", [не потому, что мы были, но] "чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви" (Еф.1:4).
Вестминстерское исповедание веры, III, 6
Предуставив избранных к славе, Бог, по изволению Своей вечной и независящей от чего бы то ни было воли, предопределил все, что для этого необходимо. Падшие в Адаме избранные искуплены Христом, действенно призваны к вере во Христа Его Духом, действующим в должное время, оправданы, усыновлены, освящены, сохраняются Его силой чрез веру ко спасению. Никто из иных не искуплен Христом, не имеет действенного призвания, не оправдан, не усыновлен, не освящен и не спасен, — никто, кроме избранных.
КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ
1. Что подразумевается под термином «безусловное избрание»?
2. Что говорится в книге Второзакония 7:6-9 и 9:4-6 о безусловном аспекте Божьего спасения для Его народа?
3. Согласно Первому посланию Петра 1:2, каково основание Божьего избрания?
Согласно Посланию к Ефесянам 1:5?
О чем говорится в Канонах Дортского синода I, 10?
Что согласно Посланию к Римлянам 9:11-12 не является основанием Божьего избрания?
ОШИБОЧНЫЙ ВЗГЛЯД НА ИЗБРАНИЕ
Неверное понимание арминианами доктрины избрания, которое ясно отвергается Канонами Дортского синода, базируется на их вере, что Бог избирает людей на основании (или при условии) предвиденной Им веры. Это означает, что Бог наперед видел, кто действительно уверует, и на этом основании Он избрал этих людей к спасению. Поскольку Богу известно все, то, по их словам, Он знал, кто решит верить в Него. Следовательно, основанием Божьего избрания, согласно арминианству, является вера и решение человека.
Однако нам нужно понимать, что человек, имея даже такого рода неправильное представление, все же может приписывать себе заслугу спасения. А если человек приписывает себе хотя бы часть заслуги спасения, тогда оно уже не по благодати. Благодать – это незаслуженная милость. Арминианин может с искренним смирением ответить, что он нисколько не приписывает себе заслугу спасения. Он может настаивать на том, что он просто осознал свою глубокую потребность во Христе. Но тогда мы должны спросить своего друга-арминианина: «Почему именно ты осознал свою нужду во Христе, в то время когда многие другие не осознают этого? Может, это потому что ты более мудрый, более благочестивый или более смиренный, чем остальные?». Это не может быть правильным ответом. «У Господа спасение!» (Иона 2:10). Если бы спасение состояло в том, что Бог бессильно ждет или даже знает, что решит сам человек, тогда Бог не был бы Богом. Если же Бог – Бог истинный, тогда в Его руке находится абсолютно все. Он решает. Он выбирает, кто отправится на небеса, а кто – нет. Вот это и есть библейское учение об избрании.
БИБЛЕЙСКОЕ ОСНОВАНИЕ ДОКТРИНЫ ИЗБРАНИЯ
То, чему мы только что дали объяснение, ясно видно из Библии. Изучая Каноны Дортского синода, важно понять, насколько они согласуются с Библией. Они дышат языком Писания, и повсюду мы находим библейские тексты – доказательства тому. Когда мы обращаемся к этим текстам, становится понятно, что спасение – это не ожидание Богом того, что сделает или чего захочет человек. Бог Сам с любовью созидает спасение в жизни всех Своих детей.
В Евангелии от Иоанна 6:37 Иисус говорит: «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон». Слова этого текста ясны. Те, кого Отец дает Христу, придут к Нему! В этом можно не сомневаться. Обратная же сторона этих слов такая: те, кого Отец не даст Христу, не придут к Нему. В Евангелии от Иоанна 15:16 Христос говорит также: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод…».
Из книги Деяний 13:48 мы узнаем, что в те волнующие дни, когда новозаветная церковь быстро росла, «… уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни». Арминианин, ошибочно понимая доктрину избрания, исказил бы этот стих и сказал, что все уверовавшие тогда были предназначены к вечной жизни.
В самом разгаре дискуссии о Божиих намерениях в избрании, Послание к Римлянам 9:16 ясно говорит, что наше спасение зависит не от нашего решения, но от Бога: «Итак [помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего». Все, что мы можем, – это в благоговейном трепете восклицать вместе с апостолом Иоанном: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Ин. 3:1a)!
ОТВЕЧАЯ НА ВОЗРАЖЕНИЯ
Кто-то может возразить: «Если же Библия говорит об избрании, тогда это на самом деле означает, что Бог наперед знал, кто выберет Его». Очевидно, что идея «предвиденной веры» рассматривается в Канонах Дортского синода. Из Первого тезиса учения прочтите артикул 9, а из Первого опровержения заблуждения – артикул 5.
Большинство арминиан подтвердят, что Библия учит доктрине избрания, и большинство протестантов, которые являются арминианами, также хотят подчиняться Библии как Слову Божьему. Как таковые, они действительно не желают игнорировать те тексты, которые очевидно говорят о Божьем избрании. И поэтому они по-другому толкуют их. Но мы, зная, что существуют различные толкования Библии, не должны довольствоваться этим. Мы должны заниматься исследованием, сравнивая эти толкования непосредственно с самим Писанием, чтобы, таким образом, могли понять, какое толкование является верным.
Типичное арминианское толкование стремится отождествить избрание с предопределением. Текстами, на которые они ссылаются, являются Послание к Римлянам 8:29: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего…», и Первое послание Петра 1:2, в котором говорится об избрании, совершенном «по предведению Бога Отца…». Учение арминиан состоит в том, что Бог заранее знал, что мы будем делать, как мы будем жить, и «примем» ли мы Христа. Согласно такому арминианскому пониманию, Бог от вечности увидел момент, когда некий Джо Верующий опустился на колени и пригласил Христа в свое сердце. Увидев такую реакцию, Бог сказал: «На основании этого ты избран!».
Подобное представление поддерживается удивительно большим количеством людей. Даже многие из тех, кто считает себя реформатом или кальвинистом, придерживаются именно такого понимания. И хотя на первый взгляд подобная точка зрения кажется привлекательной, существует ряд трудностей, связанных с ней. В первую очередь это то, что подобное представление закрепляет за человеком право последнего голоса в вопросе спасения. Выбор человека является здесь решающим фактором. Предоставить человеку возможность выбирать спасение означает отвергнуть благодать (см. Еф. 2:8-9). Во-вторых, в Послании к Римлянам 8:29 не говорится, что Бог предвидел действия, которые предпримут люди, но там сказано, что Он предузнал определенных людей. Когда в этом тексте говорится, что Бог «предузнал» людей, это означает, что Он прежде возлюбил их. Когда в Библии говорится, что Адам познал Еву (Быт. 4:1), это означает, что он полюбил ее интимной любовью. Такое значение этого слова верно и для всех других мест Писания, где оно встречается. Когда речь идет о Божьем познании нас, и, в свою очередь, о нашем познании Его, то «познать» в библейском смысле является ценным заветным понятием, которое говорит о глубокой любви Божией и глубине отношений с Христом (см. Пс. 1:6, Иер. 31:33).
Учение, содержащееся в Послании к Римлянам 8:29-30, в действительности намного более ценное и более глубокое, чем это признают арминиане. В этом отрывке сказано: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил». Согласно Канонам Дортского синода (Первое опровержение заблуждений, 2) в этом отрывке говорится о неразрывной золотой цепи нашего спасения. Эта неразрывная цепь связывает Божью любовь к нам от вечности (предопределение и предъизбрание), во времени (призвание и оправдание) и в вечности (прославление). Внимательно присмотревшись к этим стихам, мы поймем, что речь в них идет об одних и тех же людях. Никто не ускользнет, потому что в этой цепи нет трещин.
Говоря в Послании к Римлянам 8:30 «тех и призвал», апостол Павел не просто упоминает тех, кто слышит проповедь Евангелия. В противном случае эти стихи учили бы тому, что всякий, слышавший когда-либо Евангелие, будет прославлен. В этом месте слово «призванные» указывает на внутреннюю работу Святого Духа в наших сердцах. «Призвание» Божие мы рассмотрим несколько позже. На данном этапе мы уже достаточно узнали для того чтобы понять, что поскольку спасение зависит от внутренней работы Бога, предвидение не может означать, что Он просто заранее увидел действия человека. Без этого внутреннего «призвания» Бога человек сам по себе ничего не может сделать.
Благодарение Богу за эту неразрывную цепь спасения. Какое утешение! Знать Его означает любить Его.
КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ
4. Что говорится в Канонах Дортского синода об арминианской доктрине «предвиденной веры»? (См. Каноны Дортского синода I, 9 и Первое опровержение заблуждений 4, 5) Посмотрите и составьте список цитируемых мест Писания.
Второе возражение против избрания – это вековой спор. Нам сказано, что человек был создан со свободной волей, и он был свободен выбирать или не выбирать Бога. В следующем уроке мы больше поговорим о нашей «воле». А сейчас мы кратко отметим, что вследствие греха и нашего радикального впадения в грех, те, у кого есть право свободного выбора, всегда будут выбирать грех и бунт против Бога. В Послании к Римлянам 3:10-11 говорится: «… Нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога».
КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ
5. Прочтите отрывки из Евангелия от Иоанна 8:34 и Второго послания к Тимофею 2:25-26. Чему учат эти стихи касательно свободной воли человека?
6. Что бы вы выбрали, если бы вы были предоставлены самому себе и своей свободной воле? Объясните.
Согласно другого возражения – учение об избрании делает проповедь Евангелия бесполезным занятием. Кто-то может сказать: «Если каждый из нас или избран, или осужден, то нет никакой необходимости в проповеди Евангелия, в евангелизации или свидетельстве».
Чтобы ответить на это возражение, нам нужно вспомнить, что суверенный Бог, Который избирает людей, – это тот же Бог, Который заповедал Церкви идти по всему миру и учить народы (Мф. 28:19-20). Бог суверенен. Поэтому предопределение включает в себя участие человека и человеческие средства, используемые Богом в деле нашего спасения. Он не обрушивает спасение на людей как гром среди ясного неба – Он с радостью использует Свою Церковь, чтобы привести их ко спасению. Бог использует проповедь Евангелия как средство, чтобы привести людей в Свое Царство. «…Сила Божия ко спасению всякому верующему…», – так это называется в Послании к Римлянам 1:16. В Канонах Дортского синода II, 5 дается напоминание: «… Обетование Евангелия состоит в том, что всякий верующий во Христа распятого не погибнет, но будет иметь жизнь вечную. Это обетование наряду с повелением покаяться и уверовать должно быть провозвещено и изложено без различия или предпочтения всем нациям и народам, которым посылается Евангелие по благоволению Божию». По сути, только кальвинист может проповедовать Слово с настоящим дерзновением и уверенностью, потому что он знает, что Божье Слово не останется бездейственным, и что Бог спасет Свой народ из каждого колена, народа и языка. Спасение зависит не от нашей, а от Его воли.
КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ
7. Прочтите Каноны Дортского синода I, 3 и 4.
a. Назовите средства, которые Бог использует для достижения Своих целей в избрании.
б. Кого нужно благодарить за происходящее?
в. Кто принимает в этом активное участие?
г. Что такое заслуженный отклик?
д. Как вы должны реагировать на эти истины?
8. Является ли доктрина избрания утешением для вас? Почему «да» и почему «нет»?
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ
Безусловное избрание – это Божье извечное намерение – спасение Своего народа из числа падшего человечества по Своему благоволению во Христе, не обусловленное содействием или выполнением каких-либо условий со стороны Его народа.
Свободная воля – арминиане доказывают, что после грехопадения у человека все еще сохраняется свободная воля выбирать Бога или нет. Однако Библия учит, что, хотя Бог при сотворении и наделил нас свободой выбора, мы всегда будем выбирать бунт против Него. Вследствие грехопадения мы по природе имеем падшую волю.
Великое поручение – это повеление дается Церкви Самим Христом в Евангелии от Матфея 28:19-20. Оно повелевает нам идти по всему миру и учить все народы.
Этот материал еще не обсуждался.