Джон А. Бауэрс, Рональд Л. Шойерз
Доктрины благодати: столпы реформатской веры
УРОК 17. Наделение доброй волей
Многих людей смущает библейское учение о неотразимой благодати (или действенном призвании), как оно изложено в Канонах Дортского синода. Они заявляют, что не могут придерживаться подобного учения, поскольку это значит, что Бог не считается со свободной волей человека, а так, по их убеждению, Бог никогда бы не поступил. Они утверждают, что это учение превращает человека в марионетку, или что Бог вводит людей в Царство насильно, против их воли.
Но если мы внимательно прочтем Каноны Дортского синода, то поймем, что они не учат ничему подобному.
«Тем не менее, поскольку человек, несмотря на грехопадение, не перестал быть человеком, наделенным разумом и волей, и хотя грех распространился на все человечество, все же он не уничтожил человеческую природу, а только исказил и убил ее для духовного; то Божественная благодать возрождения действует в людях не так, точно они бревна или камни, не отменяет волю и ее свойства и не принуждает ее силой…» (Каноны Дортского синода III/IV, 16).
Очевидно, что мы – не марионетки, не роботы и не «бесчувственные бревна». Тем не менее, Бог суверенен в спасении Своих избранных. Цель этого урока – рассмотреть отношение между волей человека и его спасением посредством Божьей суверенной и действенной благодати.
ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ СПАСТИСЬ ПОСРЕДСТВОМ СВОЕГО ДОБРОВОЛЬНОГО «РЕШЕНИЯ»
Как мы уже поняли, человек не перестал быть человеком после грехопадения. Он не превратился в животное или дьявола. У человека по-прежнему есть воля. В учении арминиан содержится много беспокойства в отношении свободной воли человека. Оно утверждает, что подобно тому, как у Адама был выбор в Эдемском саду, так и сегодня перед нами стоит тот же выбор. По мнению арминиан, благодать дается всем – это то, что они называют предваряющей благодатью, т. е. это та благодать, которая дается заранее. И далее человек или содействует этой благодати, или нет – все зависит от его свободной воли.
Однако Библия не учит о всеобщей, или предваряющей, благодати. Более того, мы можем совершить выбор по свободной воле, руководствуясь лишь своей полностью падшей природой. Мы не можем понять суть человеческой воли, если неверно понимаем основные последствия грехопадения. Вот почему третий и четвертый тезисы учения Канонов Дортского синода рассматриваются вместе. Арминиане утверждают, что человек все еще способен добровольно содействовать своему обращению к Богу. Однако, правильно понимая глубину своего греха, мы должны признаться, что по природе наша воля не является свободной, она падшая, и по этой причине люди всегда будут выбирать грех и противление Богу.
Что касается нашего обращения к Богу, то Каноны Дортского синода очень ясно учат, что оно не происходит благодаря свободной воле человека. Вот как это поясняется:
«То, что иные, призываемые служением Евангелия, приходят и обращаются, должно приписывать не человеку, как будто одни отличаются свободным выбором от других, наделенных равной, или достаточной, благодатью для веры и обращения (как тому учит горделивая ересь Пелагия), но должно быть приписываемо Богу…» (Каноны Дортского синода III/IV, 10).
ЗАПОМНИТЕ
Римлянам
9:14–16
«Что же скажем? Неужели
неправда у Бога? Никак. Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого
жалеть, пожалею. Итак [помилование зависит] не от желающего и не от
подвизающегося, но от Бога милующего».
Каноны Дортского синода III/IV, 10
То, что иные, призываемые служением Евангелия, приходят и обращаются, должно приписывать не человеку, как будто одни отличаются свободным выбором от других… но должно быть приписываемо Богу: как Он от вечности избрал Своих во Христе, так в должное время Он действенно призывает их… и… приводит в Царство Своего Сына…
Вестминстерское исповедание веры X, 2
Этот действенный призыв исходит лишь из свободной и особой благодати Божией, не зависящей от чего-либо предвиденного в человеке, который в этом отношении совершенно пассивен до тех пор, пока он, будучи оживлен и обновлен Святым Духом, не становится способным ответить на этот призыв и принять предложенную и сообщенную в нем благодать.
КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ
1. Что такое предваряющая благодать? Что говорится об этом в Канонах Дортского синода III/IV, 10 и III/IV, Опровержение заблуждений 7?
2. Может ли кто-нибудь из людей спастись добровольно? Почему «да» или почему «нет»? Что говорится об этом в Канонах Дортского синода III/IV, 16?
3. Почему на Дортском синоде было принято решение рассматривать третий (полная испорченность) и четвертый (непреодолимая благодать) тезисы учения вместе?
НЕЖЕЛАНИЕ ЧЕЛОВЕКА НЕ МОЖЕТ ПОМЕШАТЬ ВОЛЕ БОЖЬЕЙ В ДЕЛЕ СПАСЕНИЯ
«Бог никогда не спасет того, кто этого не желает», – возражают некоторые. Слушая подобные размышления, создается впечатление, что Бог – это слабый и сентиментальный бог-наблюдатель, который сидит где-то на обочине, надеясь, что кто-нибудь выберет его. Или что Он похож на ребенка со спортивной площадки, который отчаянно надеется попасть в команду, но его никогда не приглашают играть. Какое жалкое изображение Бога земли и неба! В Библии же, напротив, Он описывается как величественный, славный и суверенный Бог.
Справедливости ради нужно сказать, что большинство арминиан согласятся с тем, что Бог достаточно могущественен, чтобы спасти противящихся людей. Но, по их мнению, Он не станет этого делать. Бог позволяет людям принимать собственные решения. Нам говорят, каков Он, и что именно так Он действует. Но разве подобное мышление действительно отображает то, что Бог говорит о Себе в Библии? Или же это, наоборот, отображает представления человека о том, каким, по его мнению, должен быть Бог? Что же говорит Библия?
Пытаясь защитить мнение о том, что упорное сопротивление человека может расстроить Божьи планы, кто-то укажет на слова Иисуса, сказанные Им за неделю до Его распятия и записанные в Евангелии от Матфея 23:37: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!». Многие убеждены, что этим текстом подразумевается, что Христос желал одного, а Иерусалим упорно противился этому. Но действительно ли этому учит Иисус?
Обратите внимание, Христос не говорит: «Я хотел собрать вас, но вы не захотели прийти». Он также не говорит: «Я хотел собрать детей ваших, но дети ваши не захотели прийти». Нет, Он говорит: «Я хотел собрать детей ваших, но вы не захотели». Христос ни на мгновение не сомневается, что дети, которых Он хотел собрать, не пришли бы к Нему. Вместо этого Он говорит: «Я хотел собрать детей ваших, но вы не захотели, чтобы они собрались». Это ясно из контекста. Иисус в частности обличает здесь лицемерие иерусалимских лидеров – книжников и фарисеев: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Мф. 23:13). Христос сокрушается о том, что в ближайшем будущем Иерусалим предстанет перед судом за то, что отверг Его, за то, что не привел к Нему народ завета, и за то, что встал на пути исполнения Его целей. В этом контексте совершенно очевидно, что в Евангелии от Матфея 23:37 акцент делается на развращенности тех, кто противостоял Христу, а вовсе не на «слабости» Христа в деле спасения. Читая этот стих в контексте, у нас не может остаться и мысли о том, что дети Христа не были бы собраны.
Деяния 7:51 – еще один стих, который часто используется для опровержения непреодолимой благодати. Стефан, ожидавший мученической смерти за свои смелые высказывания, проповедует перед синедрионом: «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы».
В библейском учении Канонов Дортского синода никогда не отрицалось такое понятие как противление Святому Духу. По своей природе человек будет противиться Святому Духу. Если же мы внимательно прочтем Деяния 7:51, то поймем, что, в сущности, этот текст идет гораздо дальше, уча, что человек всегда противится Святому Духу. Поскольку это является истиной, мы можем прийти к единственному выводу – человек может спастись лишь благодаря непреодолимому и милостивому действию Святого Духа, иначе мы всегда будем противиться Ему. Важно отметить, что текст из Деяний 7:51, который часто используется в качестве аргумента против учения о непреодолимой благодати, на самом деле является одним из наиболее мощных аргументов в пользу этой доктрины.
Слава Богу за то, что Он не предоставил нас самим себе с нашими собственными решениями. Предоставленные самим себе, едва ли кто-нибудь из нас захотел бы спастись. В Послании к Римлянам 3:11 открыто говорится: «… нет разумевающего; никто не ищет Бога». Библия учит, что мы не просто можем упорствовать и противиться, но что на самом деле мы несомненно будем упорствовать и противиться. Слава Богу за могущественную, действенную и непреодолимую работу Святого Духа в деле милостивого спасения избранных!
КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ
4. Может ли не состояться план Божьего спасения по причине противления человека? Почему «да» или почему «нет»?
5. Можем ли мы противиться Святому Духу? Каким образом? Приведите примеры.
Противоречит ли это доктрине о непреодолимой благодати? Как связаны между собой эти истины?
Что в этом отношении вы узнали из книги Деяний 7:51?
Чему учат Каноны Дортского синода III/IV, Опровержение заблуждений 8 в отношении противления Святому Духу?
6. Прочтите Каноны Дортского синода III/IV, 16. Являемся ли мы марионетками, бревнами или камнями? Что Бог делает с волей человека?
Какой это имеет результат в нашей жизни? Это то, чего мы хотим, или нет? Объясните.
ЧЕЛОВЕК НЕ СПАСАЕТСЯ ПРОТИВ СВОЕЙ ВОЛИ
Тем не менее, Бог не затягивает в Царство людей насильно, против их воли. Чтобы избежать подобного недоразумения, некоторые богословы-реформаты предпочитают не использовать термин «непреодолимая благодать». Верно то, что Божье действие благодати в жизни Его детей иногда становится причиной больших трудностей. Ребенку, призываемому Богом, безусловно, не просто отвратиться от «наслаждения грехом». А есть и те, кто несомненно станет «оказывать сопротивление». Тем не менее, вся красота и истина действенной работы Святого Духа заключается в том, что Он наделяет нас доброй волей.
По природе мы склонны ненавидеть Бога и своего ближнего. Мы мертвы в своих преступлениях и грехах. Мы – дети гнева. По своей природе мы любим грех и все, что ведет к вечной гибели. Мы любим то, что плохо для нас. Но когда Святой Дух дает нам новое сердце – заменяя наше холодное, каменное и огрубелое сердце новым, плотяным сердцем, мягким, любящим и послушным Богу – тогда мы начинаем понимать, что Иисус есть Тот, в Ком мы нуждаемся. Он становится привлекательным, и нас непреодолимо притягивает к Нему. Запомните: выбор нашей воли всегда будет руководствоваться нашей природой. Однако когда Бог изменяет нашу природу, наша воля может выбирать благо. Это изменение называется возрождением или рождением свыше. Видите, Бог изменяет нашу природу, но не отбирает нашу волю. Наряду с новой природой у нас есть воля и желание приходить к Христу. То, что нам необходимо, становится тем, чего мы хотим, и это прекрасно!
КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ
7. Должны ли мы принимать активное участие в своем спасении? Должны ли мы выбирать Бога?
Что мы узнаем об этом из следующих отрывков?
a. Филиппийцам 2:12-13
б. Второзаконие 30:15, 19
в. Каноны Дортского синода III/IV, 12 (последние два предложения)
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ
Предваряющая благодать – это небиблейское арминианское понятие учит, что Бог «заранее» каждому дает своего рода благодать – не для того, чтобы спасти, но для того, чтобы позволить каждому добровольно прийти к Христу.
Этот материал еще не обсуждался.