Джон А. Бауэрс, Рональд Л. Шойерз
Доктрины благодати: столпы реформатской веры
УРОК 3. Только благодать
НАША ПОТРЕБНОСТЬ В СУВЕРЕННОЙ БЛАГОДАТИ
Библейское повествование начинается известными словами: «В начале сотворил Бог небо и землю». Завершив сотворение этой огромной и сложной Вселенной во всех ее деталях и красоте, «увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). В этот совершенный мир был помещен человек – венец Божьего творения. И этот первый человек Адам был создан безгрешным.
Но вскоре Слово Божье повествует нам о наиболее трагическом событии всей человеческой истории. Адам и Ева ослушались своего Создателя и Правителя. Они нарушили Его повеление не есть от дерева познания добра и зла (Быт. 2:16-17; 3:6). Прекрасные, живые и совершенные отношения, которые Адам и Ева имели с Богом, были разрушены. Не только их сердца стали злыми (Иер. 17:9), но сами они стали виноватыми перед Богом (Рим. 5:12). Адам был нашим заветным главой, или заветным представителем. Его поступки «вменяются» (или «засчитываются») всем людям, родившимся после него. Так, в Послании к Римлянам 3:10-12 говорится, что все мы – грешники: «… нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного».
Возможно, кто-то осмелится сказать: «Ну и что?! Если все мы грешники, если все мы когда-то ошибались, то разве мы не равны? Почему тогда это такая серьезная проблема?». Однако серьезность этой проблемы заключается в том, что мы, грешники, должны предстать перед лицом святого небесного Бога! В книге пророка Исаии 6:3 записано: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!». Его святость - наивысшая. Бог не может терпеть грех ни в какой форме. Поскольку Он святой и справедливый, Он должен наказать грех. Мы же нуждаемся в спасении от Его гнева, вызванного нашими грехами, иначе мы проведем вечность, страдая в аду из-за наших грехов. Мы нуждаемся в Божьей суверенной благодати!
КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ
1. Почему нам необходима Божья благодать?
2. Прочтите Псалом 50. Согласно стиху 6, против кого согрешил Давид?
Почему именно эта часть его исповеди столь важна?
Исповедуете ли вы во время молитвы свои грехи перед Богом?
Можете ли вы вообще быть христианином, не исповедуя своих грехов перед Богом? Почему «да» или почему «нет»?
3. Согласно Псалму 50:7, в какой момент Давид стал грешником?
4. О чем Давид просит Бога в Псалме 51:11?
БОГ НЕ ОБЯЗАН НИКОГО СПАСАТЬ
В этом уроке мы переходим ко второму великому столпу христианской веры. Мы хотим, чтобы вы поняли значение и важность спасения только по благодати, или sola gratia. Благодать – это незаслуженное расположение нашего святого Бога, проявленное к нам, грешникам, даром. Мы сможем по-настоящему увидеть, как Бог удивительно милостив к нам только тогда, когда поймем, что Он никому не обязан давать Свою благодать. Бог не обязан никого спасать. Никто бы не смог обвинить Бога в несправедливости, даже если бы Он решил никого не спасать. У Него есть абсолютное право отправить всех в ад. Если бы Бог был обязан спасти нас, тогда наше спасение было бы не по благодати. Истина заключается в том, что каждый из нас справедливо заслуживает Божьего гнева. Никто из нас не заслуживает Его благодати.
Однако то обстоятельство, что Бог все же спасает некоторых, совершенно поражает нас. Что за благодать! Не удивительно, что апостол Иоанн написал такие слова: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Ин. 3:1)!
ЗАПОМНИ
Ефесянам 1:5-7
«… предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление
Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его».
Гейдельбергский катехизис
62В. Почему наши добрые дела не могут быть нашим оправданием перед Богом или частью его?
О. Потому что оправдание, которое может предстать перед судом Божьим, должно быть вполне совершенным и полностью отвечать божественному Закону, тогда как даже лучшие наши дела в этой жизни совсем не совершенны и осквернены грехом.
Вестминстерское исповедание веры, глава 16, 5
Нашими самыми лучшими делами мы не можем заслужить у Бога прощение грехов или вечную жизнь… поскольку эти дела сотворены нами, они загрязнены и смешаны с такой слабостью и несовершенством, что не могут вынести сурового суда Божия.
БОЖЬЯ БЛАГОДАТЬ ДАЕТСЯ ДАРОМ
В Послании к Ефесянам 1:6 говорится о благодати Божией, «… которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном». Бог дает нам Свою благодать не только даром, но и обильно. Особую ценность для нас представляют слова из Послания к Титу 3:5–7: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни».
Когда что-либо дается даром, то это – незаслуженный дар. Если вы работаете в закусочной, на складе или в магазине, то деньги, которые вы получаете за свою работу, заработаны вами. Вы тратите время, прикладываете много усилий и тяжело работаете. В свою очередь ваш начальник платит вам заработную плату. Вы заработали эти деньги. Это справедливый обмен. Начальник платит вам за ваш тяжелый труд.
Но благодать – это нечто другое. Вспомните, благодать – это абсолютно незаслуженная милость. Благодать невозможно заработать, иначе это уже не будет благодатью. Благодать дается даром. Ее никогда нельзя заслужить или заработать. Поэтому так важно запомнить слова из Послания к Титу 3:4-5: «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом». Бог говорит, что мы спасены «… по благодати, … не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью» (Рим. 11:6).
Однако, несмотря на это ясное библейское учение, на протяжении истории многие люди стремились что-либо сделать для обретения спасения. Наша греховная природа желает добавить к Божьей благодати что-то свое. Мы убедили себя в том, что должен существовать способ, чтобы как-нибудь поспособствовать своему спасению. Может быть, для этого нам даже нужна Божья помощь. Может быть, Бог нам нужен для того, чтобы указать путь к Себе. Но как бы там ни было, в своей греховной гордости мы уверены, что «береженого Бог бережет».
Библейское учение о том, что мы спасаемся только по благодати, было возрождено во время протестантской Реформации. В то время Римская католическая церковь учила догмату о спасении по благодати. Однако она отвергала то, что мы спасаемся только по благодати, отрицая тем самым, что над спасением грешника трудится один только Бог. Католическая церковь учила, что мы должны совершать свою часть труда спасения, содействуя в этом благодати. Если же мы не выполняем своей части, то Бог не может спасти нас. Следовательно, одна только благодать не спасает нас; Богу необходимо наше содействие. Однако же Библия учит, что мы духовно мертвы и неспособны даже содействовать Божьей благодати. Послание к Ефесянам 2:1 смиряет нас, напоминая о том, что по своей природе мы «мертвы по преступлениям и грехам» нашим. Мертвый не может помочь ни себе, ни кому-либо другому. В книге пророка Исаии 64:6 написано: «… вся праведность наша – как запачканная одежда…».
До сегодняшнего дня некоторые люди по-прежнему отвергают библейскую истину о том, что мы обретаем спасение только по благодати. Они утверждают, что Бог не может спасти нас, пока мы сначала не примем этого дара благодати. Такие люди считают, что в деле спасения именно мы являемся решающим фактором. Бог зависит от нашего решения – примем мы Его благодать или нет. Таким образом, они утверждают, что не одна только благодать, но благодать плюс принятие нами Божьего дара – вот в чем заключается спасение. Подобные заявления отрицают библейское учение, которое гласит: «… [помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим. 9:16). Духовно мертвый человек не может принять Божьей благодати. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8-9). Если благодать Божья хотя бы как-то зависит от нас, то это уже не благодать. Как бы там ни было, Библия учит, что только благодать Божья спасает нас. Ей нет равных. Для того чтобы сделать нас детьми Божьими, благодати ничего от нас не нужно. Sola gratia.
КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ
5. Что такое благодать?
6. Объясните, почему понятия «получить по благодати» и «заработать» являются противоположными друг другу?
7. Почему некоторые люди пытаются что-то добавить к благодати?
8. Объясните высказывание: «Если благодать Божья хотя бы как-то зависит от нас, то это уже не благодать».
БЛАГОДАТЬ БОЖЬЯ СУВЕРЕННА
Из предыдущих уроков мы узнали, насколько важен для нас Божий суверенитет. Вспомните, суверенитет Божий означает, что Он один господствует над всем. Бог правит всем этим миром и всем тем, что находится в нем. Божий суверенитет также означает, что Он всецело контролирует благодать, которую ниспосылает.
Размышляя о Божьем суверенитете и Его благодати, нам нужно помнить две важные библейские истины. Во-первых, поскольку Бог суверенен, Его благодать на самом деле спасает людей. Она не бессильна и не бесполезна. Благодать Божья – это действенная благодать. Когда Бог решает даровать кому-либо Свою благодать, то этот человек действительно спасается, омывается, очищается и обретает вечную жизнь. Благодать Христа настолько сильна, что ее одной достаточно для того чтобы спасти нас. К Его благодати не нужно ничего добавлять с той целью, чтобы Господь искупил нас. Его благодать, и только она, на самом деле спасает нас. Вот почему апостол Павел мог столь решительно утверждать: «В Котором [Иисусе] мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении» (Еф. 1:7-8).
Во-вторых, поскольку благодать Божья суверенна, Бог дает ее лишь тем, кого Он избрал. Во Втором послании к Фессалоникийцам 2:13 апостол Павел писал: «Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению». Ту же тему апостол поднимает и в своем письме к Тимофею, говоря о силе Бога, «… спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» (2 Тим. 1:9). Подумайте об отрывке из Послания к Ефесянам 1:3–6, в котором говорится:
«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном».
Благодарите Бога за то, что Он спасает нас только по благодати! Благодарите Его за то, что нам не нужно ничего добавлять к ней, чтобы спастись. Благодарите Его за то, что мы спасаемся в начале, в середине и в конце – все по милости Божией! Воздайте Ему славу, которой Он достоин за этот великий дар.
КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ
9. Почему Римская католическая церковь отвергает библейское учение о том, что мы спасаемся только по благодати?
10. Две важные библейские истины о Божьей благодати становятся ясными, когда мы размышляем о Божьем суверенитете. Что это за истины? Объясните каждую из них.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ
Благодать – это незаслуженная милость Божья, оказанная нам, грешникам.
Sola Gratia – мы спасаемся только по благодати, которую Бог дает нам даром.
Содействие благодати – это учение Римской католической церкви, в котором утверждается, что до тех пор, пока мы не станем содействовать Богу, Он не сможет спасти нас.
Действенная благодать – поскольку Божья благодать действенна, она на самом деле спасает нас.
Этот материал еще не обсуждался.