24.03.2014
Скачать в других форматах:

Джон А. Бауэрс, Рональд Л. Шойерз

Доктрины благодати: столпы реформатской веры

УРОК 11. Совершенное удовлетворение за грех

ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ОПРЕДЕЛЕННОГО ИСКУПЛЕНИЯ ХРИСТА

В предыдущем уроке мы имели возможность размышлять о драгоценной смерти нашего Спасителя на кресте, о «… единственной и, в высшей степени, совершенной жертве и удовлетворении за грехи…» (Каноны Дортского синода II, 3). Мы убедились в том, что эта смерть была абсолютно необходима для нашего спасения. Без нее нет никакой надежды. А для того, чтобы еще лучше понять суть величайшего Божьего спасения, мы должны знать, на кого распространяется смерть Христа и все Его блага. Нам нужно задать вопрос: «За кого умер Христос?».

Многие люди отвечают, что Христос умер за всех людей. Это – арминианский ответ, который предполагает, что то, что заслужено или совершено Христом на кресте, относится ко всем. Однако, как они утверждают, блага Христа распространяются лишь на тех, кто принимает Его жертву, принесенную за них (см. Каноны Дортского синода, Второе опровержение заблуждений, 6). Арминиане учат о всеобщем искуплении (Христос умер за всех), а не о всеобщем спасении (все отправятся в рай). Многие люди, придерживающиеся такой позиции, говорят, что дар спасения дается каждому, остается лишь увидеть, на самом ли деле вы примете и развернете этот подарок.

Неужели Бог действительно предоставляет грешным людям возможность решать – принимать ли им нечто столь драгоценное как Кровь Христа? Конечно, нет! Библия учит, что у суверенного Бога есть Свой определенный замысел, который согласовывается с Его намерениями в деле избрания, и что у Христа, идущего на крест, была совершенно определенная цель. Божий замысел и цель Христа состояли в том, чтобы Христос положил Свою жизнь за Своих овец, за верующих, за избранных. Библия учит, что смерть Христа посредством вмешательства Божьей силы действует в избранных.

Итак, мы подошли к рассмотрению доктрины об ограниченном искуплении – первого из пяти пунктов кальвинизма. Нам нужно быть осторожными здесь с тем, как мы понимаем слово «ограниченный». Говоря о том, что искупление ограничено, мы подразумеваем, что оно имеет ограничения по своему охвату, но не по своей силе. Библия учит, что согласно Божьему замыслу, Христос должен был умереть не за всех людей, а лишь за Своих избранных. В то же время, очевидно, что смерть Христа не ограничена по своей силе. В Канонах Дортского синода (II, 3) поясняется, что смерть Христа «… величайшая в своей ценности и значимости, более чем достаточная для искупления грехов всего мира». Если бы Господь захотел спасти всех людей в этом мире, Он, несомненно, смог бы сделать это. Нет никаких сомнений в том, что Крови Христа было бы вполне достаточно, чтобы справиться с этой задачей.

По этой причине некоторые верующие-реформаты предпочитают не говорить об искуплении как об «ограниченном» искуплении, опасаясь, что подобное слово может каким-либо образом преуменьшить достижение Христа. Они предпочитают говорить об определенном искуплении Христа, подразумевая при этом, что смерть Христа имела определенную цель. Он умер за определенное число людей. Иногда это также называют частным искуплением – то есть искуплением ради Божьих конкретных (избранных) людей. Мы искренне заявляем, что сила – в Крови Агнца. Его Кровь была пролита, и это было не напрасно. Умерев, Христос действительно спас Свой, и только Свой народ. Кровь Христа действует во всех, кто избран Богом. В Канонах Дортского синода II, 8 говорится: «… такова была Божия воля, чтобы Христос, пролив на кресте кровь (которой Он подтвердил Новый Завет), действенно избавлял из всякого народа, племени, нации и языка всех тех, и только тех, кто был от вечности избран ко спасению и дан Ему Отцом…».

 

ЗАПОМНИТЕ

Иоанна 10:27–29                                                                                                                                                        
«Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего».

Каноны Дортского синода  II, 8

… такова была Божия воля, чтобы Христос, пролив на кресте кровь… действенно избавлял из всякого народа, племени, нации и языка всех тех и только тех, кто был от вечности избран ко спасению и дан Ему Отцом; чтобы Он даровал им веру (которую, подобно другим спасительным дарам Святого Духа, Он приобрел для них Своею смертью)…

Вестминстерский полный катехизис

59В. Кто становится причастником искупления во Христе?

О. К искуплению несомненно и верно приобщаются все те, для кого Христос приобрел его; те, кого Дух Святой побуждает, каждого в свой срок, уверовать во Христа согласно Евангелию.

 

 

КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ

1. Почему мы говорим об ограниченном искуплении? Как этот термин иногда неверно понимается?  

     

2. В каком смысле искупление является ограниченным? В каком смысле оно не является ограниченным? (См. Каноны Дортского синода II, 3 и 6).   

               

3. Объясните арминианский взгляд на искупление. Как мы называем их взгляд?

     

4. Каков был бы результат, если бы искупление было неограниченным по охвату и по силе?

 

БЛАГОСЛОВЕННЫЙ ЗАМЫСЕЛ БОГА В ОПРЕДЕЛЕННОМ ИСКУПЛЕНИИ ХРИСТА

Мы также должны понять, что определенное искупление Христа основывается на безусловном избрании. В сердце и уме нашего Триединого Бога царит согласие. Отец, Сын и Святой Дух – все Они находятся в согласии между Собой. Отец возлюбил некоторых людей от вечности, и Сын положил за них Свою жизнь. Поскольку существует определенное избрание, существует также и определенное искупление. За тех, кого Отец избирает, умирает Сын, и в них же будет потом обитать Святой Дух.

Это удивительное учение мы находим в Евангелии от Иоанна 6:37-40. Здесь речь идет о том, что Бог дает Христу определенное число людей, которые в свое время придут к Нему (ст. 37). Иисус пришел на землю, чтобы исполнить волю Отца (ст. 38) и тем самым принести удовлетворение за грех. В этом отрывке говорится и о том, что Христос сохранит каждого, кого Ему даст Отец (ст. 39).

В Послании к Римлянам 8:32 мы также можем видеть славное благословение, принадлежащее нам в любви нашего Бога: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?». Слова «всех нас» в данном стихе не имеют отношения ко всему миру, они относятся к христианам – к избранным Божиим (ст. 33), к «призванным по [Его] изволению» (Рим. 8:28), к тем, кого Он предузнал и предопределил (8:29). Эта истина о Божьей любви и определенном замысле в смерти Его Сына служит для нас большим утешением. Зная верой, что Христос умер за «меня», что Бог отдал за Свой народ самый драгоценный дар в мире, тогда, как учит стих 32, Богу ничего не стоит вместе с тем даровать нам и другие блага. Он непременно дарует нам все, что будет полезно для нас (ст. 28). Никто не сможет обвинить (ст. 33) или отделить нас от Божьей любви во Христе Иисусе, Господе нашем (ст. 39).

 

 

КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ

5. Какова связь между избранием и искуплением?

               

6. Объясните, как Послание к Римлянам 8:31-34 учит об определенном искуплении Христа, помня о контексте, в котором написаны эти стихи. Как это утешает вас?

 

БИБЛЕЙСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ОПРЕДЕЛЕННОГО ИСКУПЛЕНИЯ ХРИСТА

Учение об определенном искуплении Христа является не просто рациональным заключением. Это учение мы находим на протяжении всей Библии. В предыдущем уроке мы начали рассматривать главу 53 книги пророка Исаии. В этом отрывке мы видим Христа, страдающего Слугу, Который был обещан в качестве заместительной жертвы за наши грехи, за беззакония всех нас. Эти слова обращены к народу Божьему. Это становится ясным, когда мы читаем слова Господа из книги пророка Исаии 53:8: «… за преступления народа Моего претерпел казнь». Кроме того, в стихах 11 и 12 сказано, что Христос оправдает многих (а не весь мир), и что Он понесет на Себе их грехи (т. е. грехи многих).

Новозаветное повествование начинается тем, что ангел Гавриил возвещает Иосифу о том, что у его жены родится Сын. В Евангелии от Матфея 1:21 мы читаем: «Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (курсив автора). Заметьте, насколько определенно звучит этот стих. Там не говорится, что Иисус всего лишь сделает спасение возможным. Нет, Он спасет людей Своих от грехов их.

В Евангелии от Иоанна Иисус учит, что Он – Пастырь Добрый (Ин. 10:14-16). Он говорит, что положит Свою жизнь за овец Своих. Далее в этой же главе Он обращается к фарисеям, спорящим с Ним: «… вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам» (Ин. 10:26). Христос не собирался положить Свою жизнь просто за каких-то людей, потому что они – не Его овцы. Он не умирал за них. И снова – уверенность, определенность в отношении овец Христа. «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего» (Ин. 10:27-29).

В Евангелии от Иоанна 15:13-14 говорится, что Христос положил Свою жизнь за Своих друзей. Книга Деяний 20:28 учит, что Христос приобрел Церковь Господа ценой Своей собственной Крови. В Послании к Ефесянам 5:25-27 сказано также, что Христос предал Себя за Церковь. Мы должны понимать, что Христос умер за нас не потому что мы просто ходим в церковь, в то время как остальной мир идет в ад. Церковь посещают и те, за кого Христос не умирал, подобно тому, как в мире есть много таких людей, которые еще не слышали голос Христа, но однажды они непременно услышат Его и последуют за Ним.

 

 

КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ

7. Почему учение об определенном искуплении является столь смиряющим, но в то же время столь впечатляющим для верующих? Прочтите Галатам 2:20. Какое воздействие оказала эта истина на апостола Павла?

8. Что означают для вас слова «Христос умер за меня!»?                   

     

9. Объясните, как данные отрывки учат об определенном искуплении:

a. Исаия 53:8, 11, 12                     

б. Матфея 1:21              

в. Иоанна 10:14-16, 26-28          

г. Деяния 20:28              

д. Ефесянам 5:25-27   

е. Евреям 10:14

 

   

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Всеобщее искупление арминианское верование учит, что Христос умер за всех людей.

Всеобщее спасение (универсализм) – небиблейское учение утверждает, что в итоге все люди спасутся.

Ограниченное искупление – Писание учит, что блага, получаемые благодаря смерти Христа, распространяются лишь на избранных. Искупление ограничено по своему охвату, но не по своей силе.

Определенное искупление – некоторые люди предпочитают этот термин термину «ограниченное искупление». Он используется, чтобы охарактеризовать библейское учение о том, что Христос умер за определенное число людей, в соответствии с определенным замыслом Божьим, достигнув определенного результата их спасения.

Частное искупление – еще один термин, обозначающий ограниченное или определенное искупление. Он обозначает, что Христос умер для того, чтобы искупить Свой собственный народ.

 

 


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.