24.03.2014
Скачать в других форматах:

Джон А. Бауэрс, Рональд Л. Шойерз

Доктрины благодати: столпы реформатской веры

УРОК 25. Наша жизнь в Церкви

Подходя к концу изучения столпов реформатской веры, мы сталкиваемся с большим испытанием. Нам представилась огромная честь исследовать доктрины удивительной Божьей благодати. Верой мы сначала попробовали, затем сделали большой глоток и, наконец, в полноте насладились этой благодатью. Вместе с апостолом Иоанном мы восклицаем: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Ин. 3:1)! Является ли это вашим подлинным исповеданием и вашей радостью?

Прежде чем закончить исследование Божьей благодати в нашей жизни, мы должны сосредоточиться на последнем столпе реформатской веры – нашей жизни в Церкви. Когда Господь спасает нас из числа падшего человечества, Он спасает нас не как отдельных людей. Он спасает нас как часть Церкви Христа. Иисус положил Свою жизнь за стадо. Христос объединяет нас в Себе, а также в Свое Тело, Церковь. Мы не можем принадлежать Христу до тех пор, пока мы не принадлежим Его Церкви, потому что Церковь – это Его Тело. Какова наша роль как верующих в жизни Церкви? Станем ли мы верно служить Ему и нашим ближним по вере в поклонении, своими дарами и своим временем? Это и есть важное Божье испытание для каждого из нас.

ЦЕРКОВЬ – ЭТО ТЕЛО ХРИСТА

Говоря о Церкви, Библия использует множество образов. Так, Церковь сравнивается с овцами, которые слушаются своего пастыря; с невестой, которая приготавливается для своего жениха; с ветвями, которые соединены с виноградной лозой; и со святым храмом, в котором обитает Бог. В другом случае Церковь сравнивается  с Телом. Будучи главой этого Тела, Иисус господствует, руководит и дает жизнь всем его членам. Мы же, будучи членами Церкви, соединены с Христом и c остальными ее членами.

«Он [Христос] есть глава тела Церкви…» (Кол. 1:18). В Библии ясно говорится, что Церковь объединена с Ним посредством Святого Духа. «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12:12-13). Поскольку мы принадлежим Христу и Его Телу, Церкви, на каждого из нас возлагается важная ответственность внутри Тела. «И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12:27). Каждая из частей этого Тела выполняет свою функцию. В Послании к Римлянам 12:4-6a говорится: «Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования».

 

ЗАПОМНИТЕ

Римлянам 12:4-6a                                                                                                                                                    
«Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования».

Гейдельбергский катехизис

55В. Что вы имеете в виду, говоря об общине святых?

О. Во-первых, то, что верующие как члены Христа все вместе и каждый в отдельности причастны Ему и всем Его богатствам и дарам. Во-вторых, то, что каждый должен с готовностью и радостью сознавать себя обязанным использовать Его дары на благо и спасение других членов.

Вестминстерское исповедание веры, XXVI, 1

Все святые, будучи соединены Духом Христовым и верой с их Главой, Иисусом Христом, имеют братское общение с Ним в Его благодати, страданиях, смерти, воскресении и славе; любовью святые объединены друг с другом, разделяют дары и способности каждого…

ЦЕРКОВЬ ДОЛЖНА ЯВЛЯТЬ СВОЕ ЕДИНЕНИЕ С ХРИСТОМ

Гейдельбергский катехизис помогает понять наше единение с Христом и Церковью. Он характеризует Церковь как общину святых, которую Христос «… собирает для Себя… для жизни вечной, защищает ее и сохраняет. Он делает это Своим Духом и Словом в единстве истинной веры… я есть и во веки останусь живым членом этой Церкви» (О. 54).

Далее следует вопрос: «Что вы имеете в виду, говоря об общине святых?» (В. 55). В первой части ответа говорится, что Церковь соединена с Христом. «Во-первых, то, что верующие как члены Христа все вместе и каждый в отдельности причастны Ему и всем Его богатствам и дарам». Вы должны помнить, что когда в Библии (например, в 1 Кор. 1:2) и в катехизисе говорится о «святых», то речь идет просто о «верующих, искупленных Христом». Следует напомнить, что под «общиной святых» понимаются братские отношения, которые есть между верующими. Прежде всего, у них есть общение с Христом, потому что они духовно объединены с Ним. В Евангелии от Иоанна 15:5-6 Иисус говорит об этой связи с нами: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают». Видите, как важно присоединиться к Церкви, Телу Христа?

 

Давайте немного поразмышляем об углях для костра. Собираясь семьей на заднем дворе на пикник, возможно, ваш отец разводит костер, используя уголь, чтобы приготовить мясо. Угли горят, и вскоре они становятся красными, а это значит, что на них уже можно готовить. Но если из костра вытащить один уголек, он очень скоро затухнет. Подобно тому, как быстро засыхают ветви, отрезанные от виноградной лозы, так же быстро потухнет и уголек, если его вытащить из костра. То же самое происходит и с нами, когда мы отделяем себя от Церкви: мы умираем духовно. Отделить себя от Церкви – значит отделить себя от Христа, Который является источником нашей жизни. Видите, как важно сохранять единение с Ним? В Бельгийском исповедании веры (Артикул 28) говорится: «Мы верим, что поелику эта святая община является собранием спасённых и вне её нет спасения, то никто не должен удалятся от неё, чтобы жить самому по себе…». Киприан, один из отцов древней церкви, писал: «Кому Церковь – не мать, тому Бог – не Отец».

Как должно выражаться это единение с Христом, нашим Главой? Каким образом мы имеем общение с Ним? Самым явным выражением этого единения с Христом является наше поклонение. Собираясь вместе с другими верующими, членами Божьей общины, мы тем самым показываем, что принадлежим Христу, Который спас нас, и что мы любим Его. Поклонение имеет решающее значение для нашего духовного благополучия и роста, и поэтому Бог ожидает, что мы с верностью будем совершать его. Именно во время поклонения Бог приходит, чтобы встретиться со Своим народом, напитать его, утешить, испытать и наставить. Вот почему в Послании к Евреям 10:25 говорится: «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать [друг друга], и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного». Если мы не собираемся с Телом, мы начинаем умирать.

Бог дарует нам Свою благодать посредством проповеди Слова и таинств. Мы называем их средствами благодати. Это инструменты, которые использует Святой Дух, чтобы сохранить наше единение с Христом. Может быть, у вас сложилось неправильное понимание того, что вы не вовлечены в процесс поклонения, поскольку не являетесь служителями Слова. Поклонение – это не представление, а вы не являетесь всего лишь бездеятельным зрителем. Нет, вы должны поклоняться Богу, внимательно слушая, что Господь говорит к вам через служителя во время чтения или проповеди Слова. Вы поклоняетесь Богу, когда молитесь, приносите пожертвования, поете вместе со всем Его народом и веруете, что Бог благословляет вас, когда вы покидаете место собрания. Вот каковы действия вашего духовного поклонения. Таким образом, вы будете принимать активное участие в поклонении. И если поклонение кажется вам скучным, утомительным и неинтересным, это не показатель, что что-то не так с поклонением, но это указывает на то, что что-то не так с вашим сердцем. Это указывает на то, что ваши отношения с Христом нуждаются в росте.

Бог желает, чтобы Его народ, исходя из любви к Нему, любил поклоняться Ему! Поэтому мы должны постоянно молиться, чтобы Бог производил в нас любовь к поклонению – заменил нашу скуку волнением и наполнил наши сердца любовью Духа к Отцу и Сыну.

 

КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ

1. Что бы вы сказали человеку, который утверждает, что он – христианин, однако отказывается поклоняться и присоединиться к церкви, верно исповедующей Божье Слово?    

     

2. Верны ли следующие утверждения:

а. Истинная общность с другими христианами возможна только благодаря тому, что, прежде всего, у нас есть живое единение и общение с Христом.

б. Святые – это люди, которые особенно святы; только некоторые христиане достигают этой особой чести.                           

в. Поклонение является необязательным для христианина, поскольку возрастать духовно мы можем одинаково хорошо как дома, так и в церкви.

г. Самым явным выражением нашего единения с Христом является наше совместное поклонение с народом Божьим.

3. Что такое средства благодати?  

 

4. Как именно выражается ваше активное участие в поклонении?

 

ВЕРУЮЩИЙ ДОЛЖЕН ЯВЛЯТЬ СВОЕ ЕДИНЕНИЕ С ХРИСТОМ

Размышляя о Церкви как о Теле Христа, нужно помнить, что мы также должны являть свое единение с остальной частью общины. В О. 55 Гейдельбергский катехизис вновь напоминает нам об этом: «…каждый должен с готовностью и радостью сознавать себя обязанным использовать Его дары на благо и спасение других членов». Видите, мы, прежде всего, имеем общение и единение с Христом, и только затем, как результат, - друг с другом как верующие. Если мы подумаем о человеческом теле, то поймем важность слаженной работы всех его членов. Поскольку мы соединены с Христом и друг с другом, то в Теле должно быть истинное единение. Ссоры, противоречия, ненависть, гордыня, эгоизм и зависть никогда не должны вторгаться в жизнь Церкви. Причиной этих разрушительных сил является грех, живущий в нашем сердце и жизни. Эти силы препятствуют и разрушают то истинное единение, которое должно отличать Церковь.

Община святых подразумевает, что мы должны думать и жить, как духовная семья. В такой семье мы нуждаемся друг в друге. В Церкви нет места индивидуализму. Мы не можем просто сконцентрироваться на себе. Мы не должны думать только о том, как Церковь может послужить нам. Напротив, мы должны интересоваться: «Что я могу дать другим? Какими дарами я могу послужить ближним?». Будь то дар учительства, дар лидерства, дар ходатайственной молитвы, дар гостеприимства или же дар ободрять и поддерживать других – мы должны использовать свои дары для созидания семьи Божьей. Мы не живем, как христиане, если проявляем неверность в жизни поместной общины. Вы необходимы Телу Христа для его правильного функционирования. Без вас оно ослабеет. Помните, что хотя у всех нас разные дары, мы должны использовать их для славы Божьей и для созидания Тела Христова. Подводя итог этого учения, апостол Павел так написал в Первом послании к Коринфянам 12:24б-27: «… Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы – тело Христово, а порознь – члены». А какую часть в Теле Христовом имеете вы?

 

 

КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ

5. Прочтите 1 Коринфянам 12:14-26. Какое отношение должно быть у нас к тем людям в церкви, чей дар отличается от нашего?       

     

6. Прочтите Римлянам 12:9-16. Согласно этому отрывку, составьте перечень того, что мы должны практиковать как община святых.            

               

a. Практикуется ли это в вашей церкви?

б. Практикуете ли это вы?

в. Почему «да» или почему «нет»?  

 

7. Прочтите Римлянам 12:3-8.

a. Как мы должны думать о себе?    

б. Согласно стиху 5, кому мы принадлежим?                            

в. В этом отрывке перечислены разнообразные дары, необходимые для Тела Христова. Какие наречия используются в стихе 8, чтобы пояснить, как должно использовать эти дары?

8. Чем этот урок был полезен вам?

 

 

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Община святых – эта фраза из Апостольского символа веры определяет Церковь. Верующие имеют единение с Христом и общение с другими верующими, Его Телом.

Средства благодати – проповедь Слова и таинства являются средствами, которые Бог использует, чтобы объединить нас с Собою.

Индивидуализм – это эгоцентричное, греховное отношение, которое на первое место ставит  отдельную личность, а не Тело Христово, Его Церковь.

 

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.