24.03.2014
Скачать в других форматах:

Джон А. Бауэрс, Рональд Л. Шойерз

Доктрины благодати: столпы реформатской веры

УРОК 6. Только Богу слава

Однажды в 1505 году молодой Мартин Лютер шел по дороге, как вдруг разразилась ужасная гроза, став смертельной угрозой для его жизни. Когда молния ударила всего в шаге от него, он возопил: «Святая Анна, спаси меня, и я стану монахом!». Отец Лютера был рудокопом, а святая Анна считалась покровительницей представителей этой профессии. Таким образом, Лютеру казалось вполне естественным обратиться к ней в молитве, прося о спасении от смерти. Мартин Лютер выжил, он сдержал свою клятву, данную святой Анне, и стал монахом. Отправившись в монастырь и посвятив свою жизнь служению людям, жившим там, он тем самым воздал славу этой святой за то, что она спасла его.

Подобные молитвы, обращенные к святым, были привычным делом для людей, живших до Реформации. Прихожане Римской католической церкви часто молились святым и особенно почитали Марию. Сегодня ее даже считают сопосредником наряду с Христом. Люди думали, что святые могут передать верующим часть своих заслуг и добрых дел и, следовательно, помочь им обрести спасение. И поэтому этим давно умершим святым действительно воздавали славу и честь за их участие в спасении и жизни верующих. Неудивительно, что Мартин Лютер молился святой Анне. Это было для него привычным делом на том жизненном этапе. Он все еще оставался неверующим.

Однако позже Лютер пришел к осознанию великого библейского столпа нашей веры, называемого «soli Deo Gloria», что значит только Богу слава. Сотворение и существование этого мира и всего, что в нем, а также спасение Своего избранного народа – все это для славы одного только Бога. Он не разделяет Свою славу с чем-то или кем-то другим. Только Бог достоин всей славы, чести и поклонения, потому что Он – единственный Бог. Это и есть та истина Писания, которую мы будем изучать в этом уроке.

 

МЫ СОЗДАНЫ ДЛЯ БОЖЬЕЙ СЛАВЫ

Зачем я живу? Почему я здесь? Какова цель моей жизни? Как понять смысл жизни? Вы когда-нибудь задавали себе подобные вопросы? В Библии нам дается ясный и простой ответ: все существует и происходит ради славы Божией. Вы здесь для того, чтобы славить Бога. Вот поэтому Он создал вас и поместил туда, где вы находитесь. Все, что мы делаем, все, что происходит в мире и в нашей жизни, подчинено конечной цели – славить Бога!

В кратком Вестминстерском катехизисе задается в сущности тот же вопрос: «В чем состоит основное предназначение человека?». И на него тут же дается мудрый ответ: «Основное предназначение человека — прославлять Бога и вечно радоваться в Нём».

В Послании к Римлянам 11:36 апостол Павел превозносит Бога за Его щедрые благословения, дарованные нам. Он говорит, что вся слава за эти благословения принадлежит только Богу. «Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь». Этот стих является ключом к пониманию нас самих, нашего мира и нашего Бога, создавшего все.

Эта доксология, или слово хвалы Богу, учит нас трем истинам. Во-первых, в ней говорится, что Бог – источник всего: «… все из Него». Все имеет свое начало в Боге. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Во-вторых, в ней говорится, что Бог – устроитель всего: «… все… Им». Мы всецело зависим только от Бога, благодаря Которому этот мир функционирует так, как он был изначально задуман. В Послании к Колоссянам 1:17 написано, что Христос «… есть прежде всего, и все Им стоит». И, наконец, в-третьих, в доксологии говорится, что «… все… к Нему». Это означает, что Бог – цель всего. Все существует из-за Него и для Его славы.

 

 

ЗАПОМНИТЕ

Римлянам 11:36                                                                                                                                                        
«Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь».

Римлянам 1:20                                                                                                                                                           
«Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны».

Бельгийское исповедание, Артикул 2

Мы познаём Бога двумя путями. Во-первых, посредством наблюдения за творением, за сохранением и управлением Вселенной… Всё сие представляется достаточным, дабы обвинить человека и оставить его без оправданий. Во-вторых, Он Сам делает более ясным и полным наше знание действием Своего святого и божественного Слова настолько, насколько сие необходимо нам знать в этой жизни, направляя всё к Его славе и нашему спасению.

Вестминстерское исповедание веры, глава 5, 1

Бог, великий Творец всего сущего, поддерживает, направляет, распоряжается и управляет всеми тварями, делами и явлениями – от величайшего до ничтожнейшего, – по Его в высшей степени мудрому и святому провидению, согласно Его безошибочному предузнанию и свободному и неизменному изволению Своей собственной воли, в похвалу славы Его мудрости, силы, справедливости, благости и милости.

Для чего Бог создал эту потрясающую воображение Вселенную, в которой мы живем? В Библии приводится четыре причины. Первая причина – Бог показывает нам Свою и нашу роль в этом мире творения. Он – Творец, а мы – Его творение. Мы не боги. Мы не создавали Его. Он создал нас. Мы никогда не станем богами. Мы навсегда останемся Его творением. А Он никогда не станет кем-то меньшим, чем всемогущий Бог. Он – не часть творения, а Творец всего. И только у Него как у Творца есть право требовать от нас поклонения, послушания и любви.

Вторая причина – Бог создал все, чтобы показать нам, каков Он. В творении раскрываются некоторые качества Его характера. В Послании к Римлянам 1:20 написано: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны». Божье могущество очевидно для нас. Бог просто сказал Слово, и появилась Вселенная (Пс. 32:6). Его красота и мудрость отражаются в том, как Он все устроил и украсил в этом мире (Пс. 18:1-4). Любовь нашего Отца проявляется в том, что Он заботится о малых созданиях так же, как и о больших (Пс. 103). Мир творения подобен зеркалу, в котором отражается характер Бога. В Библии сказано, что в особенности мы являемся Его образом, или отражением.

В Послании к Римлянам 1:20 дается также и третья причина, почему Бог создал все. Он создал Вселенную для того, чтобы все люди были ответственны перед Ним. Поскольку каждый из нас знает, что все создал Бог, все люди «безответны». В Судный День никто не сможет сказать: «У меня есть оправдание. Я не знал, что Ты существуешь». Поскольку творение настолько ясно говорит о Нем, все мы должны будем дать Богу отчет о своей жизни.

И наконец, четвертая причина – Бог создал все для того, чтобы прославиться в каждом Своем творении. В книге пророка Исаии 43:7 так говорится о Его народе: «… каждого кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил». А в Псалме 18:2 мы читаем: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь». Эта слава принадлежит только Богу – всецело и навеки. В книге пророка Исаии 48:11 Он напоминает, почему оказывает милость Своему народу: «Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, – ибо какое было бы нарекание [на имя Мое]! славы Моей не дам иному». Мы должны воздавать Богу, и только Ему, всю славу, честь и поклонение, которые Он требует от нас.

Подобное понимание Божией славы противоречит мышлению большинства современных людей. Переняв противоречащее Библии человекоцентричное мышление, многие люди считают, что цель нашей жизни – получить как можно больше удовольствий и при этом испытывать как можно меньше неудобств. Нам говорят: «Сегодня ты заслужил небольшой отдых». В конце концов, «мы живем только раз. Поэтому бери от жизни все, что можешь». И люди оправдывают свою расточительность, заявляя, что они это заслужили.

Но Бог создал нас совершенно не для этого. Он сотворил вас не для того, чтобы вы жили ради самих себя, своего удовольствия или своих греховных вожделений. Он сотворил вас не для того, чтобы вы жили для сатаны. Он создал вас исключительно для Себя! Он создал вас для Своей славы. А для кого и для чего живете вы?

 

 

КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ

1. Почему только Бог имеет право требовать от вас поклонения, послушания и любви?

 

2. Приведите несколько примеров того, как люди пытаются иметь в своей жизни как можно больше удовольствий и при этом испытывать как можно меньше неудобств.       

 

     

3. Будут ли спасены люди, которые никогда не слышали о Христе? Прочтите Римлянам 1:20. Почему «да» или почему «нет»?

 

МЫ СПАСАЕМСЯ РАДИ БОЖИЕЙ СЛАВЫ

Подобно тому, как Бог сотворил этот мир для Своей славы, Он создал для Своей славы и новый народ из падшего человечества. Он спас нас не потому, что мы заслуживали этого, а потому что Он один достоин всей славы. Бог, прежде всего, спасает нас не для того, чтобы сделать счастливыми. Он спасает нас во славу Себе. Господь создал этот мир не потому, что нуждался в нем. И Он также спас нас не потому, что нуждался в нас. Господь сотворил этот мир не потому, что Ему было одиноко. Всемогущий Бог не страдает без нас от одиночества. Все, что Ему необходимо, Он имеет в Себе Самом. Он самодостаточен. Однако Бог решил спасти грешников с одной целью – прославиться.

Существуют три ключевые причины, почему Бог спас нас. Во-первых, Он искупил нас, чтобы явить нам Свой характер. Каков же характер Бога, явленный нам в Его спасении? Он справедливый и милостивый. Он свят и праведен, наказывая грех. За свой бунт мы все заслуживаем вечной кары. И Бог на самом деле наказывает всякий грех. Он не может поступить иначе! Бог просто отрекся бы Своего характера, не наказав грех. И если бы не Его милость, то это наказание понесли бы мы.

Но по Своей милости Бог прощает Своим детям все их грехи. Через рассматривание Его творения не раскрывается ни Христос, ни милость Божия. Мы не можем познать Бога до тех пор, пока не познаем Христа, Его Сына. Только когда мы увидим, как Бог посылает Своего единственного Сына, чтобы Он в совершенстве подчинился, умер и воскрес вместо нас, только тогда мы узрим милость Божью. На кресте мы одновременно видим справедливость и милость Бога. По справедливости Он излил на Христа весь Свой праведный гнев, причиной которого стал наш грех, чтобы по милости простить и очистить нас от всех наших грехов.

Во-вторых, Он искупил нас, чтобы показать, что спасение – это полностью Его труд, к которому мы не имеем ни малейшего отношения. Все признание и всю славу за наше спасение получает Бог, поскольку благодать – это незаслуженный дар от Него. Со своей стороны мы никак не можем помочь Богу в этом деле. Если бы от начала и до конца Он не задумал и не совершил наше спасение, все мы погибли бы. Поэтому только Бог и получает всю славу, от которой мы ни сколько-нибудь не смеем присваивать себе. Эта изумительная истина должна производить на нас глубокое впечатление особенно тогда, когда мы поклоняемся Ему. Но, к сожалению, в поклонении нам часто не хватает смиренного и кающегося сердца, которое отражает Божью славу.

 

 

КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ

4. Прочтите отрывки из Евангелия от Иоанна 4:23-24 и Послания к Евреям 12:28. Согласно этим отрывкам, назовите четыре особенности поклонения, которого требует Бог.

 

В-третьих, Бог также искупил нас для того чтобы прославляться среди Своего народа во всех их делах и поступках. Наше служение и поклонение Богу происходит из любви к Нему. Мы любим Его не из-за того, что Он дает нам. Мы должны любить Его за то, Кто Он. Мы – Его ученики. А ученики должны уподобляться своему наставнику. Поэтому и в нашей личной, и в общественной жизни нам нужно следовать повелению апостола Петра: «По примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1:15-16).

Обратите внимание, насколько это повеление становится всесторонним и практичным для нас как для верующих. «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:1-2). «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу» (Кол. 3:23-24). «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10:31). Если же нам следует прославлять Бога в столь земных делах, как еда и питье, то мы, без сомнения, должны славить Его во всем. Все наши действия, мотивы и дела должны быть принесены Ему как превосходная жертва хвалы. Наша работа, политические решения, отдых, поклонение и призвание – все это должно стать зеркалом, отражающим Божью славу. Soli Deo Gloria.

 

 

КЛЮЧИ К ЛУЧШЕМУ ПОНИМАНИЮ

5. Прочтите отрывок из книги Исход 20:1-6.

a. Как введение к Десяти заповедям (ст. 1 и 2) объясняют, почему мы должны выполнять их?                 

б. В ст. 5 говорится, что наш Бог – «Бог ревнитель». Что это значит?

в. Плохо ли то, что Бог есть Бог ревнитель? Почему «да» или почему «нет»?

г. Каким образом Его ревность связана с целью нашего творения и спасения?      

д. В чем для нас состоит Божья воля в первой заповеди (ст. 3)?     

е. В чем для нас состоит Божья воля во второй заповеди (ст. 4)?    

6. Роберт Шуллер однажды сказал, что Реформация «… заблуждалась, поскольку была богоцентричной, а не человекоцентричной». Обсудите это утверждение. Как бы вы ответили человеку, который разделяет эту идею?

 

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Soli Deo Gloria – мы были созданы и спасены только ради славы Божьей.

Прославлять – мы всегда должны воздавать Богу славу, хвалу и поклонение и почитать Его за то, Кто Он и что делает.

Богоцентричный – все сосредотачивается вокруг Бога, все от Него исходит, Им существует и должно совершаться для Него.

Человекоцентричный – это противоречит Библии, многие люди считают, что все сосредотачивается вокруг них, а не вокруг Бога.

 

 

 


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.